5. Блаж. Епифаний «премудрый», иеромонах, ученик преп. Сергия, духовник в обители его, оставил нам описание жития своего великого старца. Это был человек образованный для своего времени, много путешествовавший по святым местам и написавший, кроме жития Сергия, похвальное ему слово, житие и похвальное слово в честь святителя Стефана Пермского, с которым он вместе жил, в молодости своей, в Ростове, в монастыре Григория Богослова , именуемом «Затвор». Скончался около 1420 года. 6. В числе последующих настоятелей обители Сергиевой особенно замечательны следующие лица: преп. Савва Сторожевский (см. главу II). 7. Преп. Мартиниан (см. главу IV). 8. Спиридон (1467–1474) иноческое образование получил в Чудовом монастыре под надзором тех духовных старцев, которых собрал св. Алексий митрополит. Преп. Иосиф Волоколамский, знавший его лично, называет его великим старцем. Строгая внимательность его, как доброго пастыря, к состоянию вверенного ему стада, была такова, что митрополит Филипп I писал к нему особую грамоту, в которой предлагал о согрешившем старце Памве: «да сотвориши милость над ним во славу Божию и мене деля, сыну, от уз его разрешити повели». Вероятно, по любви к преп. Спиридону, в его время переселился в Троицкий монастырь митрополит Феодосий, возведенный в сей сан из архимандритов Чудова монастыря, и по сложении с себя управления митрополией, несколько времени пребывавший в Чудове. В обители Сергия первосвятитель Российский и скончался в 1475 г. Спиридон также оставил должность игумена после семилетнего управления монастырем. 9. Св. Серапион (1495–1505), постриженник основанного преп. Сергием Радонежским Успенского Дубенского монастыря, что на острову; с 1493 года игумен Троицкой Сергиевой обители, а в 1506 году архиепископ Новгородский. За то, что преп. игумен Волоколамский Иосиф, состоявший в Новгородской епархии, без его ведома и разрешения, перешел со своею обителью в область великого князя и в епархию митрополита, отлучил он Иосифа от Церкви. Великий князь Иоанн принял это за оскорбление своей власти, и Серапион, вызванный в Москву в мае 1509 г. заключен был в Андрониев монастырь, даже подвергся запрещению; но потом дозволено ему жить на покое в Сергиевой Лавре, где он свято почил 16 марта 1516 года. Мощи под спудом почивают близ Троицкого собора Лавры, в так называемой Серапионовской палатке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  «Милосердие. ru »: истории с продолжением. Побег в жизнь. Тима – сам! Культура Святой антифашист В Германии в 1943 году была раскрыта антифашистская организация «Белая роза». Ее члены, пятеро студентов Мюнхенского университета, а также их учитель, профессор — были казнены. Они вышли не из пролетарской среды, где классовая борьба горячила кровь, а конспиративная жизнь была нормой. Все члены «Белой розы» принадлежали буржуазной среде, были богаты, образованны и успешны. Всех объединяли христианские принципы жизни и вера в Бога. Свет Невечерний Богослужение Христовой Церкви, пришедшей на смену Церкви Ветхозаветной, восприняло лучшие элементы иудейского богопочитания, в частности освящение начала и конца дня общественной молитвой. О песнопениях, с древности сопровождающих восход и закат солнца, рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. Волшебство на три минуты За что колыбельные получили золотого орла? Икона об иконе На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними вьются флаги, скачут кони, сверкают копья — идет сражение. Рать Владимиро-Суздальского князя святого благоверного Андрея Боголюбского бьется с новгородцами, о победе которых тем временем молится Пресвятой Богородице другой святойсвятитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой? Место встречи Для прихожанина алтарь — это, наверное, самая загадочная часть храма. Как устроен алтарь и что там находится Разговор об Иисусе философов и ученых Римский папа написал и издал книгу об Иисусе Христе, а ее немедленно перевели на русский (вполне качественно) и опубликовали в светском издательстве массовым тиражом. Вроде бы ничего сенсационного, а все равно звучит странно. Табунщики и пастыри «Дикого поля» Дикое поле как состояние души. Кто ей нужен: доктор, пастырь? Фильм режиссера Михаила Калатозишвили «Дикое поле», признанный в России лучшим игровым кино 2008 года, завоевал внушительное количество призов за границей как на Западе (Art Cinema Award в Венеции и др.), так и на Востоке (Марракеш), что не часто случается с кино, снятым в жанре философской драмы.

http://pravmir.ru/novyj-nomer-neskuchnog...

В 1558 году, когда велась Ливонская война, летопись сообщает о взятии русскими войсками Ругодива, нынешней Нарвы. Штурм начался с пожара в осажденном городе. Некий «немчин» стал варить себе пиво, а для растопки хотел использовать две православные иконы: Божией Матери и Святителя Николая с другими святыми. В результате этого кощунства начался пожар, вызвавший штурм города русскими воинами, что привело его к падению 8 . Образ Святителя Николая 9 был обнаружен русскими ратниками невредимым. Царь Иоанн Грозный повелел архиепископу Новгородскому послать в Нарву «архимандрита Юрьевскаго и протопопа софейского, и велел город освящати во имя Божие» 10 . Это же духовенство архиепископ Новгородский Пимен направил затем в Москву для сопровождения ругодивских икон – Одигитрии и Святителя Николая 11 , «их же постретиша со кресты Преосвященный Макарий, Митрополит всея Руси, со всем освященным Собором» 12 . Эти исторические события нашли в XVII веке отражение в храмовой росписи церкви Николы Надеина в Ярославле. Три сюжета нижнего яруса росписей на северной стене, начиная от северо-западного угла, посвящены «ругодивским» событиям 13 . Первый сюжет фрески ругодивской тематики, где изображено надругательство над образом Святителя Николая, опубликован Е. А. Федорычевой 14 . На нем, в отличие от других клейм, на голубом фоне вверху заметны остатки надписей. Внизу изображен пивовар, который собирается положить икону Святителя Николая в огонь под котлом. Несколько выше слева – предшествующее деяние: он разрубает икону топором. Следующий сюжет – обретение чудотворных икон русскими ратниками. Вверху слева – группа лиц, один из них держит оплечный образ Божией Матери. В группе людей справа – ближний к центру держит горизонтально длинную икону, на которой слева направо изображены Святитель Николай, святой Власий и безмездники Косма и Дамиан. Внизу слева, внутри стен города, человек в согбенной позе, очевидно, ищущий икону. Симметрично ему справа – фигура в лежачем положении с согнутым локтем, с ладонью у щеки – очевидно, несчастный пивовар.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В нек-рых жизнеописаниях святителя утверждается, что он оказался в Волоколамском мон-ре при жизни прп. Иосифа, т. е. до 1515 г., и был им пострижен (в Житии, составленном сщмч. Ермогеном, такой информации нет). Более верным представляется предположение, что пострижение Григория произошло через неск. лет после смерти основателя Волоколамской обители. По Житию, Г. и свт. Варсонофий были сверстниками, т. е. Г. род. ок. 1495 г., поэтому по возрасту он не мог быть к 1513 г. «управителем» хозяйством кн. Пенкова. Кроме того, в кон. XVI в., когда сщмч. Ермоген составлял Житие святителей Варсонофия и Г., прп. Иосиф был уже канонизирован, и агиограф должен был отметить такой важный факт. В 1542/43 г. Г. стал игуменом Иосифова волоколамского мон-ря. Во время его управления обителью в ней были построены каменные оборонительные стены с башнями (в 1676-1685 на их месте сооружены сохранившиеся кирпичные стены), вырыт самый большой монастырский пруд (Гурьевский). Мон-рь продолжал расширять земельные владения за счет пожалований и покупок. Совершенствовалось делопроизводство, была заведена «Книга ключей». Под рук. Г. продолжалась работа по переписке книг, в 1545 г. по указанию настоятеля была составлена опись монастырской б-ки (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. С. 16-18, 24-41). Г. был хорошо знаком с царем Иоанном IV Васильевичем , был его собеседником. В 1551 г. святой оставил должность игумена и жил в мон-ре на покое (последний документ, где Г. назван игуменом Волоколамского мон-ря, датируется маем 1551, в дек. 1551 игуменом уже был Галактион - АФЗХ. Вып. 2. 232, 233). В 1554 г. Г. стал игуменом Селижаровского Свято-Троицкого мон-ря (согласно Житию, по воле Иоанна IV). На Соборе в нач. 1555 г. Г. был избран архипастырем новоучрежденной Казанской епархии (скорее всего по царскому указанию). Житие и летопись (ПСРЛ. Т. 13. С. 250) сообщают о том, что избрание Г. из 4 кандидатов совершилось по жребию. На Соборе было решено, что архиепископ Казанский и Свияжский по положению считается выше архиепископа Ростовского и равным архиепископу Новгородскому. Хиротония Г. состоялась 7 февр. (по офиц. летописи, 3 февр.) 1555 г. в московском Успенском соборе, ее возглавил митр. Московский и всея Руси свт. Макарий , к-рому сослужили 9 архиереев (всего в богослужении участвовали 76 священнослужителей). При хиротонии в соборе присутствовали Иоанн IV, его брат кн. Юрий Васильевич, кн. Владимир Андреевич и бывш. казанский хан Симеон, Боярская дума, служилые князья, множество дворян, польский и молдавский посланники, старцы афонского Хиландарского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Еще в первые годы этого царствования, по поручению правительства, составлены были проекты о преобразовании духовных училищ: могилевским архиепископом Анастасием Братановским, бывшим учителем семинарии, – и тогдашним петербургским викарием, Евгением Болховитиновым , бывшим префектом Александроневской академии. Последний училищный план одобрен Государем и св. Синодом; петербургский митрополит Амвросий посылал его и к другим преосвященным на рассмотрение, между прочим к московскому митрополиту Платону, но последний отнесся к нему скептически и не сочувственно. Проект Евгения имел весьма большое влияние на последующую реформу. В ноябре 1807 г. Высочайше учрежден особый Комитет для преобразования духовных училищ, под председательством митрополита новгородского и с. -петербургского Амвросия (Подобедова) , святителя, всей душой преданного делу духовного образования. Членами его были: Феофилакт Русанов , епископ калужский, весьма просвещенный архипастырь, впоследствии взявший на себя и должность профессора во вновь открытой с. -петербургской академии; оберсвященник Иоанн Державин; духовник Государя, протопресвитер Сергий Краснопевков, (которого вскоре потом сменил протопресвитер И. Криницкий); обер-прокурор св. Синода, князь А. Н. Голицын, принявши близко к сердцу дело духовного просвещения; статс-секретарь М. М. Сперанский, великий государственный организатор, глубоко понимавший своим светлым умом и по опыту знавший все нужды духовной школы, на которые он же особенно и обратил внимание Государя. Делопроизводителем в Комитет был обер-секретарь св. Синода А. Данилов. С одной стороны, благодаря уже составленным проектам реформы – Анастасия и особенно Евгения, с другой, благодаря особенной энергии своих членов, Комитет чрез полгода окончил возложенную на него задачу и в июне 1808 г. представил на утверждение Государя «Доклад о усовершении духовных училищ и начертание правил о образования сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего», напечатанные в 1809 г. от св. Синода, – «с приложением именных Высочайших указов, по сему предмету последовавших». Главная деятельность по составлению этого доклада принадлежит гениальному Сперанскому. Доклад одобрен Государем и утвержден особым указом Святейшему Синоду от 26 июня 1808 года. Тогда же Император Александр выразил пред явившимся к нему с изъявлением благодарности митрополитом Амвросием, лестную для духовного звания надежду, что духовные заведения, «при распространении общенародного просвещения, всегда будут стараться идти, по прежнему, впереди». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно, что в XIV—XV вв. в монастыре доживали свой век ушедшие с кафедры архиепископы Алексий (умер в 1389 году) и Иоанн, который, приняв схиму, прожил здесь с 1414 по 1417 гг. С монастырём так же связана личность преподобного Арсения Коневского — православного подвижника, жившего в XIV веке Долгое время Воскресенский собор использовался как склад готовой продукции находящегося поблизости завода «Стекловолокно». В настоящее время пребывает в неудовлетворительном состоянии. Маковка одного из куполов отсутствует. Как минимум два из оставшихся четырёх находятся в аварийном состоянии. В бывшем здании женского училища располагается стационар Новгородского областного наркодиспансера «Катарсис». М. К. Каргер «Новгород», издательство «Искусство». - Ленинград, 1970 Деревяницкий Воскресенский монастырь основан в 1335 году святителем Моисеем на берегу реки Волхова при впадении в неё реки Деревяницы. Тогда это была территория, находящаяся далеко за городской окраиной Великого Новгорода, где никто постоянно не проживал. А современный посёлок Деревяницы, находящийся в непосредственной близости от монастыря, образовался в XIV веке как монастырская слобода. Нынешний комплекс зданий Деревяницкого монастыря сформировался в начале XVIII века. В 1700 году подрядчиками Фомой Алексеевым из Костромского уезда и Никитой Куприяновым из Ярославля был выстроен Воскресенский собор, который до сих пор привлекает внимание своими фасадами, декорированными фигурным камнем. Этот храм сразу же встал в один ряд с крупнейшими соборами Новгородской губернии, представляя собой замечательный образец архитектуры, совершенно не следовавшей новгородской строительной традиции. Второй по значимости храм монастыря - церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезной - была построена в 1725 году. А вот время строительства колокольни, чудом уцелевшей в годы гонений на православие, точно неизвестно. Скорее всего, по мнению историков, сооружена она была между 1730 и 1735 годами. Но бурный этап развития Деревяницкого монастыря очень скоро закончился. До 1875 года монастырь был мужским, но затем он стал женским. К 1913 году относился к 3-му классу, что отнюдь не являлось признаком процветания обители.

http://sobory.ru/article/?object=00372

Исходные данные, базирующиеся на исследованиях этой церкви, таковы: собор поставили без фундамента, прямо на скале на высоком берегу Великой, по необходимости выровняв эту скалу. Поставили, согласно первоначальной задумке автора церкви, в виде классического крестово-купольного храма, соответствующего византийским образцам, с интерьером, представлявшим собой пространственный крест; пониженные западные компартименты и боковые части алтаря (жертвенник и дьяконник), столь же пониженные относительно центральной части, при этом оставались замкнутыми помещениями. Но - вот главная загадка! - когда на внутренних стенах уже выполнили разметку росписей, проект неожиданно " доработали " : западные боковые камеры надстроили практически до высоты рукавов " креста " , устроив во втором ярусе палатки; после этого классический византийский " крест " превратился в кубический объём со сдвинутой к востоку главой. Заказчиком Спасо-Преображенского собора, утверждавшим первоначальный проект, являлся епископ Иоанн (Папин), но после его смерти, во второй половине 1140-х годов, этот проект был серьёзно переработан его преемником на Новгородской кафедре святителем Нифонтом; тогда же Мирожский монастырь, украсившийся столь выдающимся храмом, получил статус владычного - отныне в обители всегда останавливались приезжавшие в Псков новгородские архиреи. При этом назначение образовавшихся палаток второго яруса, соединённых деревянным настилом (своеобразные хоры), куда подняться можно было только по приставной лестнице, остаётся не вполне ясным - в отличие от нижних компартиментов, где, судя по некоторым особенностям этих камер, устроили приделы. Одна из версий: в юго-западной, хорошо освещённой, палатке второго яруса обитал монах-книжник, занимавшийся " писательской " работой. К слову, псковский филолог и краевед Л. А. Творогов утверждал, что единственный дошедший до нашего времени список " Слова о полку Игореве " происходил как раз из Мирожского монастыря. Вскоре после завершения строительства Спасо-Преображенского собора храм был расписан. Доказано, что мастера работали с лесов, оставшихся от строителей, - обычно период от завершения строительства до росписей составлял два года, в которые здание " просыхало " . Фундаментальная программа росписей Мирожского собора, в ХХ веке принесших ему всемирную известность, - совершенно точно творение архиепископа Новгородского Нифонта, грека родом, питомца Киево-Печёрского монастыря, одного из самых образованных людей тогдашней эпохи. Цель программы - это утверждение света Христовой веры в полуязыческом краю, каким тогда ещё оставалась Псковская земля.

http://sobory.ru/article/?object=05425

лет. говорится, что «владыка Семион (Сергий) в том же году оставил архиепископью, болен бе, за неже не хотяху Новгородци покоритися ему, что не по их он мысли ходит: не смеяше бо, понеже князь великий посла боярина своего с ним и казначея и диака: они же отняша у него ум волшебством, глаголаша: Иоанн чудотворец, что на бесе ездил, тот сотвори ему» 8 . А в Псковской летописи приводится след. рассказ: «в Новгороде владыце Сергию многажды начаша являтися святители Новгородстии, лежащии в дому св. София, овогда во сне, овогда яве, обличающе яве безумное дерзнутие на поставление святительства ему, яко презревшу.... положеныя каноны св. отцы, в них же глаголет яко живу сущу епископу и не яту бывшю, ни обличену ересьми... и не праведно ни по правилом изгнану бывшю, не подобает иному на престол его мучительскы дерзати и сия глаголюще, в многыя недугы вложиша его» 9 . Судя по этим рассказам, не трудно догадаться, что цель их была та, чтобы возбудить всеобщую уверенность в Москве и Новгороде, что само Провидение вступается за Новгородцев, что древние их святители прогневаны несправедливым захватом новгородской кафедры, и потому, являясь Сергию то во сне, то наяву, и обличая его дерзновенное поведение, как бы побуждали его тем к добровольному отречению от своего звания. Когда же Сергий не обратил на это внимания, то, вскоре, невидимая сила поразила его так, что он едва остался жив и несколько времени был нем. Вследствие чего, оставив кафедру, постригся в схиму в Хутынской обители. По там мучения его сделались еще сильнее, пока не отъехал в Москву со всей своей дворней 10 . Рассказы же других приписывают помешательство Сергия неуважению его местной святыни и, в частности, оскорблению памяти Святителя Моисея. По этим рассказам, Сергию, когда проезжал он в Новгород, прилучилось ехать мимо монастыря Сковородского. Спутники дорогою сказали ему, какая перед ним обитель, и кто был ее основателем. Остановясь пред обителью и войдя во храм, Сергий, после обычного молебного пения, поклонился Спасову образу, пречистой Его Богоматери и архангелу Михаилу, и вышел в паперть; здесь показали ему гроб святителя Моисея – строителя монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Но, к сожалению, произошло по-другому. Приехали какие-то монахи и сказали: «Да, ничего, мы помолимся, Господь тебя благословит, делай операцию, отец Иоанн просто старенький и уже ничего не понимает». Попросили благословения у каких-то очень авторитетных духовников, ей надавали таких благословений множество, она пришла в больницу, легла на операционный стол, и во время операции у нее случился инсульт, она попала в реанимацию. Узнав об этом, я был просто потрясен, с одной стороны, исполнением слов отца Иоанна, и, с другой несчастьем, которое произошло, потому что все любили Валентину Павловну. Связались с отцом Иоанном, он сказал: «Ну что же вы делаете, дорогие, я же не зря говорю, беру на себя такую ответственность». Он сказал нам, что надо делать дальше. Мы дежурили у телефона, и когда Валентина Павловна пришла в сознание, поехали в больницу и успели ее причастить. Хотя она не могла говорить, исповедаться, но горько заплакала перед причастием, понимая свой грех, что впервые в жизни ослушалась своего духовного отца. Она причастилась и мирно отошла ко Господу.  «Глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезная всем подавая, Едине Содетелю упокой души усопших раб Твоих», - поет Святая Церковь, провожая в последний путь православного христианина. «Глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезная всем подавая»… Всех нас ведет по жизни Промысл Божий, возводя каждую неповторимую человеческую душу к вечности, непостижимыми для нас путями. Совершается злодеяние – поджог храма, но оно ведет к еще большей славе Божией – обретаются святые мощи великого патриарха Тихона. Искренне верующий, хотя порой упрямый и даже непослушный человек, перед смертью сподобляется Святых Христовых Таин и, полностью очистившись от грехов, возводится в Царствие Небесное, потому что, мы знаем, человек, причастившийся в день смерти, по преданию Церкви, безболезненно проходит все мытарства. Господь и любовь Его больше нашего упрямства, непонимания и непослушания. Человек всю жизнь пытается бороться со страстями, пытается искренне служить Богу, казалось бы, неожиданно прерывается его жизнь – я говорю об отце Рафаиле – но светлая его память и искренняя его любовь ко многим и многим людям служит залогом молитв о нем в Церкви. Вспоминаю, как отец Рафаил говорил: «Только бы умереть в Церкви. Тогда даже самому грешному человеку есть надежда светлой, непрекращающейся, единственно необходимой для человека, единственно чаемой жизни с Богом».

http://pravoslavie.ru/1954.html

Обитель, где подвизался инок Зиновий, была известна с древности. Своими каменными строениями она во многом была обязана замечательному иерарху конца новгородской независимости — архиепископу Ионе (1458–†1470; пам. 5 нояб.). В летописи говорится об этом: “В лето 6970 (1462) поставиша церкви в Отни пустыни Иоанна Предтечи и Онуфрия Великаго каменные; и на другое лето, он же Иона архиепископ постави церковь каменну с трапезою Николая чудотворца, в Отни же пустыни, от Великаго Новаграда тридцать поприщь” 12 . Из этого же монастыря был избран на архиерейскую кафедру преемником архиепископу Ионе монастырский ризничий Феофил (1470–1482; †1482) 13 . Известно, что в 1575 г. царь Иоанн Грозный вложил в монастырь драгоценную чашу, на которой была следующая надпись: “Лета 7082 (1575) года марта в 25 день делан сей потир по приказу государя царя Ивана Васильевича от его царских скровищь в монастырь Отню пустыню, при игумене Деонисьи” 14 . При архиепископе Макарии (1526–1542) некий отенский инок Гурий перешел в Спасский (Хутынский?) монастырь “зело скорбна и смущенна от навождения диаволя”, хотя настоятель ему “возбраних, понужая его сохранити обещание свое на неж место зван есть”. Об этом потом игумен сообщал святителю, чтобы не дать “овчате Христова волка растерзану быти” 15 . Ко времени святительства святителя Макария относят появление инока Зиновия в Отенском монастыре. Ф. Калугин считает, что это произошло после Собора 1531, когда был осужден Максим Грек и некоторые другие были разосланы по монастырям; “подверглись ссылке Михаил Медоварцев и Силуан и, может быть, Зиновий, хотя для этого и нет никаких данных. Как бы то ни было, Зиновию пришлось доживать свой век в Отней пустыни” 16 . П. М. Строев указывает имя настоятеля Отенского монастыря — Мисаил под 1560 годом 17 . Серединой тридцатых годов XVI столетия датируется самое раннее из известных на сегодня произведение — послание отенского подвижника новгородскому дьяку Я. Шишкину. Его начало позволяет думать, что это не только следование этикету со стороны автора, но что и сам дьяк питал расположение к иноку. В послании он пишет: “Нам же нищим за свою худость и за твою честность к тебе писати непригоже, занеже, государь, живешь ис божественная мужа и велика святителя и Божия книги на всяк час чтутца ту и о твое великое жалование и любовь нудит нашу худость к тебе писати, государь, подобает Писанием извещатися в делех своих и не кроме Божиих словес начинати что и творити, и того ради спытовати Божия Писания прилежно, да не утаитца польза человека в Божиих книгах и да научитца оправданием Господним” 18 . Благочестивый инок дает благоразумные советы государеву дьяку, как нужно суд творить, а “в божественом муже и великом святителе” нужно видеть архиепископа Макария, который уже в Новгороде проводил большую работу по собиранию воедино “всех чтомых на Руси книг” 19 .

http://pravmir.ru/inok-zinoviy-otenskiy-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010