До Карамзина никто не имел сомнения, как и ныне никто не сомневается, в подлинности чудотворной иконы святителя Николая. Карамзин, в своей Истории Российского Государства 21 , об этой чудотворной иконе заметил, что будто «царь Иоанн Васильевич перевёз оную в Москву в церковь Благовещения на царском дворе, где сия икона чрез 25 лет сгорела во время пожара», и что повествование это взято им будто бы из одной Новгородской рукописи. Прописанное у него там обстоятельство обретения св. иконы на озере Ильмень находится только в одном летописце Дворищского собора 22 , где об отвезении в Москву иконы вовсе не упоминается. Действительно, в 1561 году 9 марта, по сказанию 2 Новг. Летописи 23 , царь Иоанн Васильевич IV взял к себе в Москву из Софийского собора две местные иконы: Спасителя и св. апостол Петра и Павла, и третью икону Благовещения Пресвятой Богородицы из Юрьева монастыря; но из этих икон две первые возвращены 19 июля 1572 года и опять поставлены на прежнем месте 24 . Более в то время ни о каких иконах не упоминается. Если же отнести это ко времени разгрома или казни Новгородцев, бывшей в 1570 году, то и тогда утвердить того сказания нельзя. В Новгородской Летописи сказано 25 , что царь Иоанн Васильевич повелел «снять колокол у святой Софии благовестник большой Пименовский в 500 пудов и свести оный в Москву в Александрову Слободу, также взять и свести к Москве чудотворные иконы и драгоценные сосуды; вместе с тем повелел «из Софийского собора взять ризную казну и прочие драгие освященные вещи церковные и святые Корсунские иконы, ризы и колокола, и по всему Великому Новуграду и около Новаграда, по монастырям и по всем церквам, казну и иконы, и прочие драгие освященные вещи и колокола, повелел такожде имати». Но из всего этого ещё не видно, чтобы именно из Дворищского собора чудотворная икона святителя Николая увезена была в Москву; a между тем видно, что летописные повествования о разгроме Новгорода, на которых только и основывался Карамзин 26 , писаны с преувеличением усмиряемыми Новгородцами, в горести духа о сокрушении вольности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Сентябрь, 7 1186 Преподобный Илия Муромец, Печерский. Декабрь, 19 1188 Преподобный Тит, пресвитер Печерский. Февраль, 27 1190 Преподобный Варлаам Хутынский. Ноябрь, 6 1192 Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский. Январь, 29 1194   XIII в.   Преподобный Авраамий Трудолюбивый, Печерский. Август, 21 XII-XIII вв. Благоверный князь Олег Брянский. Сентябрь, 20 XIII в. Благоверный князь Владимир и благоверная княгиня Агриппина, Ржевские чудотворцы. Июль, 15 XIII в. Преподобный Лука, Эконом Печерский. Ноябрь, 6 XIII в. Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские. Июль, 29 XIII в. Преподобный Мардарий, затворник Печерский. Декабрь, 13 XIII в. Святитель Иоанн, епископ Ростовский. Январь, 17 1213 Преподобный Авраамий Смоленский. Август, 21 1221 Преподобный Антоний Дымский. Июнь, 24 1224 Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский. Май, 10 1226 Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Июнь, 25 1228 Мученик Авраамий Болгарский. Апрель, 1 1229 Благоверный князь Феодор Новгородский. Июнь, 5 1233 Преподобный Ефрем Смоленский. Август, 21 1238 Мученик Меркурий Смоленский. Ноябрь, 24 1238 Благоверный князь мученик Василий (Василько) Ростовский. Март, 4 1238 Благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский, мученически убиенный на реке Сити. Февраль, 4 1238 Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская. Октябрь, 16 1243 Блаженная Великая княганя Феодосия. Май, 5 1244 Мученики и исповедники: благоверный князь Михаил и болярин его Феодор, Черниговские чудотворцы. Сентябрь, 20 1246 Благоверный князь Василий Ярославский. Июль, 3 1249 Преподобномученик Елисей Лавришевский. Октябрь, 23 ок.1250 Преподобная Евфросиния Суздальская. Сентябрь, 25 1250 Благоверный князь Святослав, во святом крещении Гавриил, Юрьевский и сын его Димитрий. Февраль, 3 1253 Благоверный князь Константин Ярославский. Июль, 3 1257 Преподобный Ксенофонт Робейский. Июнь, 28 1262

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре. В одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться. Он стал подбрасывать в келлию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: " Что случилось, дети мои, о чем вы шумите? " Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода. Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умоляя святителя простить их и вернуться в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. " Господи, не вмени им этого во грех! " - молился он и всем даровал прощение. Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувствуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория (память 24 мая). Скончался святитель 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Софийской церкви. В 1439 году усердием святителя Евфимия совершались починки в Софийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался камень и сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоухания. В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келлии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению.

http://patriarchia.ru/db/text/913564.htm...

– Твердый исповедник смело объявлял гнев Божий польскому правительству за оскорбление прав человечества и защиту, оказываемую тем, которые нагло оскорбляли откровение Божие для прихотей человеческих. И за все это решено предать его позорной смерти. Когда об этом объявлено ему, он в слух всех сказал: «конечно отступники от св. веры, надменные ложным просвещением, еще не малое время будут преследовать исповедников истины небесной; – но будет время, когда в Бресте и во всей окрестной стране процветет православие и слава его уже не померкнет; там, где будет лежать тело мое, козни врагов, отступников от св. веры, будут бессильны». Св. исповедник был обезглавлен. 12 Это было 5 сент. 1658 г. 13 Мощи его почивают открыто в соборном храме брестского Симеонова монастыря. 14 Св. Иоанн, архиепископ новгородский В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в новгородск. софийском соборе. В притворе собора, в придельном храме св. Предтечи, внезапно оторвался со стены камень и так сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы, что крыша расселась. Священник, случившийся в то время в храме, поспешил сказать о том архиепископу. Святитель велел в своем присутствии поднять пробитую каменную доску, и храм наполнился благоуханием; архиепископ со свечою в руке наклонился к гробу и увидел нетленные мощи святителя. Но кто сей святитель? Никто не мог сказать, ни по преданию, ни по справкам с записями. 15 Святитель велел закрыть гробницу и возвратясь в келлию, стал усердно молить Господа, дабы открыл, если Ему благоугодно, кто сей святитель? И вот в одну ночь явственно явился пред ним облеченный в одежды святителя. «Кто ты, владыко мой, тайно пришедший сюда»? Спросил его Евфимий. «Я тот, отвечал явившийся, которого ты видел лежащим в гробе и о котором ты молился; я архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду пресв. Богородицы, честному Ее знамению. Возвещаю тебе волю Божию, продолжал явившийся, – совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях, 4 октября; я же буду молиться Христу за всех христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Викарные кафедры: Крестецкая, Боровичская, Демянская, Старорусская, Валдайская. 08(21)08.1922 08(21)03.1924 08(21)03.1924 10(23)10.1925 (?) 28.01(10.02)1925 10.1925 12(25)06.1926 21.07(03.08)1926 10.1925 06(19)04.1926 06(19)04.1926 13(26)06.1926 13(26)06.1926 02(15)03.1927 02(15)03.1927 Александр III Соколов 08.1927 1931 (?) 10.1931 17(30)03.1932 17(30)03.1932 09(22)04.1932 09(22)04.1932 02(15)06.1932 12(25)11.1932 15(28)12.1932 12.1933 21.06(04.07)1936 Новоархангельская (см. Американская) 2968 Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин был поставлен в 991/992 г. после учреждения на Руси епископских кафедр (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). Преставился в 1030 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 79). Местночтимый святой в Новгородской епархии (Словарь исторический... С. 112–113). Память – в Третью неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых). Список новгородских архиереев можно найти в нескольких летописях. Так, в предварительных статьях Никоновской лет. помещен следующий список: Иоаким, Лука, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн, Никифор, Аркадий, Иоанн, Григорий, Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон, Евфимий, Евфимий, Иона, Феофил, Сергий, Геннадий, Серапион, Макарий, Феодосий, Серапион, Пимен. (ПСРЛ. Т. 9. С. XXII). Обращает внимание отсутствие в списке Илии, первого архиепископа, что свидетельствует о явной неполноте списка. Иной список содержит Воскресенская лет. Здесь епископы разделены на две группы – епископы и архиепископы. Епископы: Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Аникита (Никита), Иоанн Попианин, Анифонт (Нифонт), Аркадий. Архиепископы: Илия, Гавриил, Мантурий (Мартирий), Антоний, Митрофан, Арсений, Спиридон, Долмат, Климент, Феоктист, Давид (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Этот список отличается большей полнотой. Содержится список новгородских архиереев и в приложениях к Новгородской Первой лет. Выглядит он следующим образом: епископы – Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн Попин, Нифонт, Аркадий; архиепископы – Илия, Гавриил, Мартирий, Митрофан, Антоний, Митрофан, Арсений, Антоний, Арсений, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Моисей, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон (ПСРЛ. Т. 3. С. 473–475). 2969 О Ефреме, ученике Иоакима Корсунянина, Никоновская лет. говорит следующее: «Въ лто 1030. Того же лта преставися Новогородской епископъ Акимъ, и бяше ученикъ его Ефрмъ, иже ны учаше». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 79; Т. 6. Стб. 176). «Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет, но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа ...» ( Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. С. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Евфимий лежал, как спящий, персты его были сложены для благословения. " Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий " , - громко сказал Евмений и, прочтя грамоту святого Ионы, положил ее в руку почившего святителя. Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года. Житие святого Евфимия написано по поручению святителя Ионы, архиепископа Новгородского († 1470; память 5 ноября) Пахомием Логофетом. Иконописный подлинник Новгород. XVI. Свт. Евфимий. Резьба. Новгород. 1-я половина XVI века. 175 х 45. Рельеф с крышки раки святого в Вяжецком монастыре. ГРМ. Спб. Новгород. 1549. Свт. Евфимий Новгородский. Шитьё. Новгород. 1549 г. 198.5. х 88. В 1917 году пелена поступила из Вяжищского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Русь. XVI. Спас на престоле с припадающим свт. Евфимием Новгородским. Икона. Русь. 3-я четверть XVI века. 42 х 34. Из Собора Покровского монастыря в Суздале. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль. Русь. XVI. Свтт. Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Святая Троица " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в ГВСИАХМЗ. Суздаль. Сольвычегодск. XVII. Новгородские святые (фрагмент). Мастерская Анны Иоановны Строгановой. Шитьё. Сольвычегодск. Середина XVII в. 38. х 30.5. После 1926 года поступила из Хутынского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Русь. 1694. Св. Евфимий Новгородский. Средник трехстворчатой иконы святого в житии. Русь. 1694 г. Новгородский историко - архитектурный музей - заповедник. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1962-73. Свт. Евфимий. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1962-73 годы. 28.5 х 22.4. Тональный рисунок - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы.

http://patriarchia.ru/db/text/911426.htm...

Благоверный Великий Князь Александр Невский. Ноябрь, 23 1263 Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский. Июль, 19 1270 Святитель Серапион, епископ Владимирский. Июль, 12 1275 Преподобный Киприан Устюжский. Сентябрь, 29 1276 Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299   XIV в.   Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Прежде, чем приступить к избранию первосвятителя, собравшиеся святители должны были рассмотреть и обсудить совершившееся, неслыханное дотоле в России церковное беззаконие. Иоанн, вскоре после смерти третьей жены Марфы, скончавшейся через две недели после брака, вступил в четвертый брак с Анною Алексеевною Колтовскою, девицею весьма незнатного рода, не рассудив за благо просить святительского благословения; но потом усовестился, и молил собравшихся епископов простить его, утвердить сей брак и молиться о его грехе. На соборе первенствовал архиепископ Леонид. Так Иоанн говорил святителям: «злые люди чародейством извели первую супругу мою, Анастасию. Вторая, княжна черкасская, также была отравлена, и в муках, в терзаниях отошла ко Господу. Я ждал не мало времени и решился на третий брак, отчасти для нужды телесной, отчасти для детей моих, еще не достигших совершенного возраста: юность их претила мне оставить мир; а жить в мире без жены соблазнительно. Благословенный митрополитом Кириллом, я долго искал себе невесты, испытал, наконец, избрал; но зависть, вражда погубили Марфу, только именем царицу: еще в невестах она лишилась здравия и чрез две недели супружества преставилась девою. В отчаянии, в горести я хотел посвятить себя житию иноческому; но, видя опять жалкую младость сыновей и государство в бедствиях, дерзнул на четвертый брак. Ныне, припадая с умилением, молю святителей о разрешении и благословении». Такое смирение великого царя, как сказано в деяниях сего собора, глубоко тронуло архиепископов и епископов; они проливали слезы, болезнуя о вине и виновном. Читали устав Вселенских соборов; долго рассуждали и положили утвердить брак, ради теплого, умильного покаяния государева, с заповедью не входить Иоанну в храм до Пасхи, год стоять в церкви с припадающими, год с верными и вкушать антидор единственно в праздники; но в случае воинского похода освобождали его от сей епитимии, брали ее на себя; между тем, обязывались молиться за царицу Анну, – и дабы беззаконие царя не было соблазном для народа, грозили тяжкою церковною клятвою всякому, кто, подобно Иоанну, дерзнет взять четвертую жену. Кроме Леонида, грамоту разрешительную подписали архиепископы: Корнилий Ростовский и Антоний Полоцкий, семь епископов, несколько архимандритов и знатнейших игуменов. Успокоив совесть Иоанна, святители занялись другим важным делом, избрали митрополита: сей чести удостоился присутствовавший на соборе Полоцкий архиепископ Антоний 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

форме. Особенно замечательны в этом житии слова святителя великому князю Василию Темному, при увещании не поднимать оружия против Новгорода: «Не твори неправды и не дерзай порабощать людей свободных». (Мои Рассказы из Ист. рус. Церкви, изд. 1873 г., стр. 285). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, в белом клобуке, брада доле Сергиевы, риза святительская». (Филимонов, стр. 186). 120. Святый Серапион архиепископ преставися во изгнании в лето 7067 месяца марта в 16 день и положен быть у Троицы в Сергиеве монастыре Постриженник основанного преп. Сергием Радонежским Успенского Дубенского монастыря, что на острову; с 1493 года игумен Троицкой Сергиевой обители, а в 1506 году архиепископ Новгородский. За то, что преподобный игумен Волоколамский Иоасаф, состоявший в Новгородской епархии, без его ведения и разрешения, перешел с своею обителью в область великого князя и митрополита, отлучил он Иосифа от Церкви. Великий князь Иоанн принял это за оскорбление своей власти, и Серапион, вызванный в Москву в мае 1509 г., заключен был в Андрониев монастырь, даже подвергся запрещению; но потом дозволено ему жить на покое в Сергиевой Лавре, где он свято почил 16 марта 1516 года. В оправдание свое писал он послание к митроп. Симону, где смело защищал свое дело и доказывал несправедливость других правилам церкви. Послание – в Новгородской Соф. библ. (Филарет «Обзор. Р. Дух. Литерат.» стр. 184). В житии его легко заметить цель биографа – оправдать архиепископа от обвинений, взводимых на него сторонниками Иосифа Волоколамского. Это усиливает интерес жития (Ключевский, стр. 201). Мощи под спудом почивают близ Троицкого собора Лавры, в так называемой Серапионовской палатке. Память совершается в день преставления. По «Иконописному Подлиннику» под 16 марта: «преставление иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Новгородскаго чудотворца: подобием стар, сед, аки Сергий Радонежский, брада таковаж, власы не с ушей, мантия со источники, испод дич с белилом, в руках Евангелие». (Филимонов, стр. 294). О монастыре, в котором пострижен и первоначально настоятельствовал св. Серапион см. статью мою «Успенский Дубенский монастырь» в Чтениях Имп. Общ. Ист. и Древн. Российских. (1859, кн. 4). 121. Святый Феоктист архиепископ преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В мире Сампсон; избран из простых иноков Хутынских и рукоположен в 1416 году св. митрополитом Фотием. Ум. 1421 года июня 15, погребен в Мартириевой паперти Софийского собора. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Петра митрополита Московскаго, в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие». (Филимонов, стр. 59). Пред покорением Новгорода Иоанном III, на гробнице св. Симеона появилась кровь (Свящ. Краснянский, «Месяцеслов Новгородск. святых», стр. 61). 118. Святый Евфимий архиепископ преставися в лето 6966 месяца марта в 11 день В мире Иоанн, постриженник не задолго пред тем, как основал пустынь на урочище Вяжищи. Избран народом в 1430 году, но по неприязненным отношениям Новгорода к Москве принял святительское рукоположение от митрополита Западной Руси Герасима в 1434 году в Смоленске. Построил в 1436 году на Вяжищах каменный храм святителя Николая и устроил монастырь. В 1439 году, по особенному видению, учредил ежегодное поминовение 4 октября по всем почивающим в Софийском соборе святитлям и князьям. («Святыни и Древности Вел. Новгорода», стр. 207–211). При нем открыты мощи святителя Иоанна, послужившего чуду Знамения Богородицы. Ум. 11 марта 1458 года. Почивает под спудом в соборной церкви Вяжицкого монастыря. Память совершается в день кончины. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась; на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие». (Филимонов, стр. 291). 119. Иона архиепископ преставися в лето 6979 мсяца ноября в 5 день В мире Иван, остался круглым сиротою в семилетнем возрасте и воспитан в доме богатой вдовы Наталии Медоварцевой. Однажды блаж. Михаил Клопский, преследуемый безрассудными детьми, увидел стоящего скромно в стороне отрока Ивана, и подбежав к нему сказал: «Ваня! учись книгам прилежно; будешь владыкою Вел-Новгорода». (Из жития св. Ионы, рукопись Сер. Лавры N 671). В зрелом возрасте, Иван пострижен в Отенской пустыни, был там игуменом, а в 1459 году, по избрании на вече, рукоположен св. митрополитом Ионою в святительский сан. Ум. 1471 года 5 ноября. Мощи его почивают в построенной им церкви Предтечи в Отенском монастыре. Житие любопытно и по содержанию и по литературной

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010