Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086 Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в.   XII в.   Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 1170г Великий Новгород подвергся страшному нападению суздальцев и их многочисленных союзников. Но у новгородцев был защитник – архиепископ Иоанн, который молился денно и нощно (Память его Сентября 7). На третью ночь он слышит голос: «иди, возьми икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасение». С наступлением дня архиепископ послал за иконой архидиакона своего с клирошанами, но икона не двинулась с места. Тогда святитель отправился сам с собором духовенства, совершил молебенное пение, повергнулся пред святой иконой на колени и, плача и рыдая, молился: «о Пречистая Мати, упование наше! грешные мы молимся Тебе со слезами – не предай нас»! С сими словами он взял её на руки; казалось, она сама о себе подвигнулась. Народ в умилении восклицал лишь: «Господи помилуй»! Икона перенесена была на городскую стену. Осаждавшие пустили целую тучу стрел на город и в молящихся. Одна ударилась в икону, и икона оборотилась к городу. Слезы потекли из очей Божьей Матери и падали на фелонь святителя: они были знамением Её молитв и плача пред Сыном и Богом. На суздальцев внезапно напал страх, и в суматохе они поражали друг друга; новгородцы стремительно ударили на них и нанесли им ужасное поражение. Своё спасение новгородцы отнесли к заступлению Пресвятой Богородицы, и святитель установил праздник Её честному Знамению, который доселе совершает вся Россия 27 Ноября. Тому же святителю Новгородскому Иоанну, строившему храм (в 1185г) явилась Владычица и обещала даровать средства для постройки храма, только бы люди молились с верой: и на другой день неизвестно от кого присланы были мешки с золотом и серебром. Около 1212 года дочь князя-мученика Михаила Черниговского, Ефросиния,– дарована была родителям явлением и обещанием Пресвятые Богородицы. Достигнув совершеннолетия и уже обручённая суздальскому князю Мине, она со слезами молилась Богоматери, да соблюдёт её девство; Царица Небесная явилась ей, повелевая, да послушается родителей своих и идёт в Суздаль, ничтоже сумняшеся. И действительно, княжна не дошла ещё до Суздаля, как обручённый её скончался, а она постриглась в Суздальском монастыре Положения ризы Пресвятой Богородицы где потом была и игуменьей (Сентября 25).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

В янв. 1460 г. прибыл в Новгород в. к. Василий с сыновьями своими, Юрием и Андреем. – На этот раз прибыл он сюда мирный, с ласками любви, чтобы поклониться святыне Новгородской и получить дань; а прежде того два раза приходил он сюда с грозным гневом на приязнь Новгорода к Шемяке. Новгородцы и теперь составили было заговор убить кн. Василия. «Безумцы! сказал бл. архипастырь, явясь в собрание их, если убьете вы великого князя, что выиграете? Больше горя и бед для Новгорода. Старший сын его Иоанн, услышав о злодействе вашем, явится против вас с сильным войском и опустошит вашу страну». Заговорщики поняли свое положение. – Новгородцы приняли великого князя с почестями и уважением 45 . Блаж. архипастырь с своей стороны оказывал всю любовь и уважение к в. князю. Молитвы угодника Божия Варлаама более всего расположили в. князя в пользу Новгорода. Во время пребывания в. князя в Новгороде совершилось чудо. Молодой человек. княжеский постельничий, сделался так болен, что лежал несколько часов мертвым; но при гробе пр. Варлаама ожил и стал здоровым. Москвичи, вел. князь, сыновья его и бояре видели это чудо и должны были сознаться, что Новгород – под покровом неба. Святитель Иона тогда же положил предать памяти потомства это дивное событие 46 . Вел. князь, прощаясь с Новгородом, пригласил св. Иону в Москву. Нельзя было не выполнить этого желания в. князя и по уважению к нему, а еще более по любви к Новгороду. Святитель отправился в Москву с тяжеловесными дарами для вел. князя: это была и дань благодарности за посещение Новгорода и просьба о милости. Москва приняла добродетельного архипастыря с великими почестями: за несколько верст от Москвы встретили его бояре и почетные люди. Первосвятитель России Иона также принял его с любовию. Когда Новгородский архиепископ отправился к в. князю, был он встречен на дворе боярами, а по лестнице вели его под руки сыновья вел. князя; сам вел. князь взял его за руку и ввел в свои палаты и, «елики тяжести даров принесены быша архиепископом, радостно прият князь».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Грановитая палата сия была сборная и судебная комната новгородских Владык в самые цветущие и бедственные эпохи их славы. Сколько воспоминаний соединилось в ней от того времени, как Святители вольного города угощали в ней Великих князей Невского и Донского, – до того дня, когда Иоанн III принял в ней присягу новгородцев и осудил Владыку их Феофила, и наконец до страшной минуты, когда в той же самой палате Грозный внук его, пируя, велел схватить прежнего своего любимца, архиепископа Пимена. С тех пор на многие годы опустела торжественная палата, но она видела опять славные дни Исидора, Киприана и Никона, до его патриаршества. Здесь было сердце Великого Новгорода. Теперь часто оглашается она молитвенным пением Божественной литургии, и один из величайших Святителей Новгорода исполняет ее и весь этот дом воспоминнием своей святости, ибо рядом с церковью Святого архиепископа Иоанна указывают две его келлии, которые расписаны подвигами всей его жизни, труженической и святительской. Тут первое его поставление на степень пресвитерскую, и соборное посвящение в сан Владыки Новгородского, и таинственное шествие в Иерусалим, и чудное плавание против течения Волхова в обличение своей невиновности, и победа, испрошенная его молитвами. Тут указывают и ближайшие воспоминания келейных его подвигов: тесный застенок, где совершал свое правило, и тот рукомойник, над которым показал власть свою на духах враждебных. Все говорит здесь о великом Святителе, и если бы даже это были не собственно его келлии, но обновленные Владыкою Евфимием по образцу старых, то тем не менее драгоценны их воспоминания. Нам неизвестны самые покои сего великого Святителя, быть может, Иоанновы также ему принадлежали; но часовая башня, им сооруженная в саду архиерейском, еще гласит о его времени боем часов своих. После разорения шведского новые часы поставлены были Патриархом Иоакимом, когда он еще святительствовал в Новгороде. Есть и другая память сего Патриарха: это так называемый греческий корпус, где была школа двух ученых братьев Лихудиев, вызванных им из Греции и заточенных при его преемнике Адриане; они были опять призрены просвещенным митрополитом Новгорода Иовом, который построил на своем дворе это здание для духовного училища Лихудиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Грановитая палата сия была сборная и судебная комната новгородских владык в самые цветущие и бедственные эпохи их славы. Сколько воспоминаний соединилось в ней от того времени, как святители вольного города угощали в ней великих князей Невского и Донского, – до того дня, когда Иоанн III принял в ней присягу новгородцев и осудил владыку их Феофила, и наконец до страшной минуты, когда в той же самой палате грозный внук его, пируя, велел схватить прежнего своего любимца архиепископа Пимена. С тех пор на многие годы опустела торжественная палата; но она видела опять славные дни Исидора, Киприяна и Никона до его патриаршества. Здесь было сердце Великого Новгорода. Теперь часто оглашается она молитвенным пением Божественной литургии, и один из величайших святителей Новгорода исполнил ее и весь этот дом воспоминанием своей святости; ибо рядом с церковью Св. архиепископа Иоанна указывают две его кельи, которые расписаны подвигами всей его жизни, труженической и святительской. Тут первое его поставление на степень пресвитерскую, и соборное посвящение в сан владыки Новгородского, и таинственное шествие в Иерусалим, и чудное плавание против течения Волхова в обличение своей невинности, и победа, испрошенная его молитвами. Тут указывают и ближайшие воспоминания келейных его подвигов: тесный застенок, где совершал свое правило, и тот рукомойник, над которым показал власть свою на духах враждебных. Все говорит здесь о великом святителе, и если бы даже это были не собственно его кельи, но обновленные владыкою Евфимием по образцу старых, то тем не менее драгоценны их воспоминания. Нам неизвестны самые покои сего великого святителя; быть может, Иоанновы также ему принадлежали; но часовая башня, им сооруженная в саду архиерейском, еще гласит о его времени боем часов своих; после разорения шведского новые часы поставлены были Патриархом Иоакимом, когда он еще святительствовал в Новгороде. Есть и другая память сего Патриарха: это так называемый Греческий корпус, где была школа двух ученых братьев, Лихудиев, вызванных им из Греции и заточенных при его преемнике Адриане; они были опять призрены просвещенным митрополитом Новгорода Иовом, который построил на своем дворе это здание для духовного училища Лихудиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Тяжело было для Сергия непривычное житье в Новгороде. С одной стороны, ему приходилось быть под строгим контролем людей, которые были приставлены к нему в. князем, и которым вменено было в обязанность зорко следить за тем, чтобы, при управлении епархией, он не позволял себе ни малейшего уклонения от указаний, данных ему в Москве, и, таким образом, он волей-неволей служил в Новгороде проводником московских начал; а с другой стороны, ему нужно было нести на себе бремя неудовольствия Новгородцев и, в особенности, местного духовенства, которые не хотели ему покориться, потому что он «ходил не по их мысли». По свидетельству летописей, он постоянно приказывал и распоряжался невпопад, и возбуждал в народе и в духовенстве Новгородском против себя неудовольствия и укоризны. Он даже ввел в Новгороде многие новые пошлины по образцу Московскому и подверг многих игуменов и священников штрафу, может быть, именно за их неплатеж новых поборов: «прииде с Москвы в В. Новгород, говорится в летописи, владыка Сергий... вместо Феофила; и многы игумены и попы испродаде, и многы новые пошлины введе» 7 . Этим-то в значительной мере и объясняется та ненависть, которую он в короткое время успел возбудить к себе в Новгородцах. Вообще, поставленный между двумя огнями, слабый Сергий не выдержал и кончил тем, что впал в «изумление», или потерял рассудок. Помешательство Сергия не прошло бесследно; оно сделалось в Новгороде предметом множества толков и рассказов, которые все сводились к тому, что болезнь постигла владыку за нарушение им новгородской старины. По рассказам одних, изумление Сергия было естественным следствием или наказанием за нарушение им канонических правил, гласящих, что при жизни святителя, не заслужившего своими поступками извержения из церкви (в данном случае, владыки Феофила), никто не должен посягать на его должность. По этим рассказам, далее, карателем за поругание церковных канонов выступает Иоанн архиепископ, «что на бесе ездил», или вообще местные новгородские святители. Так, во 2-й Соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В 1466 г. В. был поставлен архимандритом великокняжеского Спасского (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня ) мон-ря. 13 дек. 1467 г. состоялась хиротония В. во архиепископа Ростовского, к-рую возглавил митр. Филипп , 25 дек. В. приехал в Ростов. (Его предшественник на Ростовской кафедре свт. Трифон также был хиротонисан из настоятелей Спасского мон-ря и являлся духовником вел. кн. Василия II, что свидетельствует об особом внимании вел. князей к Ростовской кафедре.) В. участвовал во всех важных событиях церковной и политической жизни Руси в 70 - нач. 80-х гг. XV в. В 1472 г. он присутствовал при хиротонии Рязанского еп. Феодосия и свт. Феофила , архиеп. Новгородского, при закладке нового Успенского собора в Московском Кремле и при обретении мощей Киприана, Фотия, Ионы и Петра, святителей Московских. В июне 1473 г. участвовал в избрании и возведении на митрополичий престол Геронтия . По мнению ряда историков (Л. В. Черепнина, А. Н. Насонова, И. М. Кудрявцева и др.), В. был идеологом объединения Руси вокруг Москвы. В 1471 г. он благословил вел. кн. Иоанна III на поход против Новгорода. Очевидно, не без помощи В. в 1474 г. вел. кн. Иоанн приобрел 2-ю часть Ростова, тем самым окончательно присоединив Ростовское княжество к Москве. В 1478-1479 гг. между В. и митр. Геронтием шел спор о юрисдикции мон-рей, основанных князьями и поэтому традиционно не подчинявшихся суду епархиального архиерея «опричь духовных дел» и не плативших пошлины в казну архиерейского дома (что является нарушением церковных канонов). Ростовский архиепископ решил распространить свою власть на находившийся на территории его епархии Кириллов Белозерский мон-рь, к-рый со времени своего основания находился под патронатом удельных белозерских князей, и назначил в мон-рь игумена. Верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич, ссылаясь на грамоту основателя мон-ря прп. Кирилла Белозерского, пожаловался на В. митрополиту, к-рый повелел архиепископу не вступаться в дела мон-ря, не судить игумена и братию «опричь духовных дел» и не взимать с них пошлины. В. обратился с жалобами к вел. князю и Собору епископов и просил «суда с митрополитом по правилом». Митр. Геронтий, «убояся соборного суда», уступил: грамота, выданная кн. Михаилу Андреевичу, была у него отобрана и разорвана. Однако впосл. Иоанн III выступил против В., к-рый попытался установить свою власть над селами устюжского кафедрального собора, находившегося под патронатом вел. князя.

http://pravenc.ru/text/149887.html

В. к. Иоанн очень уважал подвижника-игумена и это показал самым делом. Однажды случилось самодержавному великое искушение: какие-то злонамеренные люди оклеветали пред ним в тяжкой вине чародейства трех именитых боярынь. Строгий Иоанн, по обычаю тогдашнего времени, осудил их на страшную казнь сожжения. Напрасно умоляли его митрополит и бояре умилосердиться над осужденными. Блаж. Серапион, услышав о предстоящей казни и зная невинность обреченных на смерть, помолился Живоначальной Троице и всемирной Заступнице Богоматери и, призвав на помощь великих чудотворцев Сергия и Никона, дерзнул предстать пред лице разгневанного государя наедине и многими слезами умолил его отменить тяжкий приговор, и этим спас государя от греха, и три невинные жертвы от напрасной смерти, подобно тому, как великий чудотворец Николай ходатайством своим избавил от смерти трех невинных мужей. После этого и вел. князь возлюбил мужественного игумена за дерзновенное слово истины, которое избавило его от тяжкого греха 162 . Имея великое попечение о благоустройстве обители и, особенно, о жизни, достойной иночества, блаж. Серапион был на соборе о церковных имениях и немало подвизался об ограждении монастырских угодий и волостей. Когда кончился собор, рассуждавший о вдовых священниках, белозерские пустынники и в числе их преп. Нил Сорский начали выражать сожаление, что монастыри владеют землями и селами, и молили самодержавного, который всегда принимал их у себя с большим уважением «крепкого ради жития их, чтобы он помыслил об этом». По воле державного созван был собор (1504 г.) всех архиереев русских в царствующий град, для совещания о том, прилично ли монастырям иметь волости? На соборе обнаружились два совершению противоположные мнения. Белозерские пустынники и, особенно, преп. Нил утверждали, что монахам неприлично владеть имениями; ибо многое монастырское стяжание делает суетным отречение монахов от мира, чрез управление волостей опять вовлекает в молву житейскую тех, которые бежали суеты, чтобы жить по преданию св. отцов; монахам следует жить по пустыням и питаться от своих трудов, а не от имений. Другое мнение выражали и защищали игумены обителей Троицко-Сергиевой Серапион и Волоколамской Иосиф. Они крепко стояли на том, что имения необходимы для существования монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Добрый пример архипастыря благотворно действовал и на других благочестивых людей. Несмотря на частые и опустошительные пожары, в Новгороде за время святительства архиепископа Иоанна было построено в городе и монастырях до тридцати каменных и деревянных храмов и несколько мужских и женских обителей. Так, в самом Новгороде были устроены монастыри: Лисицкий (1395), Сокольницкий девичий, в честь святителя Николая (1389), Никольский (1390), Успенский (1392), Космодамианский (1394) и многие другие. Благочестивое усердие архиепископа Иоанна к построению храмов и обителей простиралось и за пределы Новгорода. По его благословению устроены монастыри: Коневский на Ладожском озере (1398), Николаевский в Папоротне (1403), Николаевский Вяжищский (1391), Николаевский в Мостищах (1412). Очень много сделал преосвященный Иоанн для благоукрашения знаменитого Новгородского храма Святой Софии. Достигнув глубокой старости и чувствуя изнеможение сил, он принял схиму, а 20 января 1414 года оставил святительскую кафедру и поселился в Деревяницком монастыре, где прожил около трех лет. Скончался владыка 24 июня 1417 года в праздник Рождества святого Иоанна Предтечи. Погребен в притворе церкви Воскресения Христова в Деревяницком монастыре. Труды: Послание на Двину (около 1397 г.)//Рождественский С. В. Послание новгородского архиепископа Иоанна на Двину как источник для истории Двинского восстания 1397 г.//Доклады Российской Академии наук. – 1925. – С. 51–54. Благословение архиепископа новгородцкого Иоанна к христианам святыя Софиа. Указ о проскурьнисании святым трем исповедникам: Гурию, Самону и Авиву//Русская историческая библиотека/Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1880. – Т. 6, 36, стб. 305–308. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С. 208–230. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1016–1019, 1023, 1270, 1273.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем. Суздальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области. В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к архиепископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и на коленях начал молиться пред иконой. Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода – Знамения Пресвятой Богородицы. Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам. Как и другие русские святители, он молитвой и доброделанием смирял и утешал междоусобные брани в многострадальной Руси. Так, в 1172 году архипастырь сам поехал во Владимир примирить благоверного князя Андрея Боголюбского с новгородцами. Святитель не только сопереживал невзгоды своего народа, но более всего заботился о духовном просвещении его. Сохранилось до 30 его поучений: о Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии. Духовные благодатные силы святителя были необычайны. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: «Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010