К вечеру осада города была снята, князья с позором отступили от Новгорода. В следующем году архиепископ ездил на переговоры с князем Андреем Боголюбским, отцом Мстислава, во Владимир, чтобы обезопасить свою паству и способствовать заключению мира на долгие годы. Город стал жить спокойно. В память об этом чуде архиепископ Иоанн установил праздник иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» А чудо, конечно, забыть не могли. С того времени в Новгороде архиепископ Иоанн установил праздник Знамения Пресвятой Богородицы , который и сегодня отмечается 27 ноября/10 декабря. Об этом событии в XIV веке было написано сказание – «Слово о знамении Святой Богородицы», а веком позже афонский монах Пахомий Логофет написал о нем «Слово похвальное Знамению». На месте, где стояла плачущая икона, построили монастырь Богородицы на Десятине. Сама икона Божией Матери «Знамение» 186 лет хранилась в той же церкви на Ильинской улице, а в 1356 году была перенесена в храм, названный в ее честь (впоследствии ставший Знаменским собором). Сегодня известны ее многочисленные списки, а одну из икон, написанных на сюжет победы новгородцев над суздальцами, можно увидеть в Третьяковской галерее. На бесе в Иерусалим Храм Гроба Господня Архиепископ был, как бы сейчас сказали, талантливым миссионером. Он вел беседы с мирянами, игуменами, священниками – об исповеди , о причастии , о святости. В одной из таких бесед святой рассказал о некоем человеке, который был искушаем бесом, но подчинил его себе и съездил на нем в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню. Считается, что рассказывал святитель о себе самом, как обычно и поступали подвижники, – чтобы о них не думали особо. Новгородский архиепископ, безусловно, был человеком святой жизни. Порядок искушений таких подвижников – гораздо выше, чем обычных людей. Как описывает святой наших дней Паисий Святогорец, искушения мирян – гнев, невоздержанность и даже какие-то грубые грехи, а к преуспевшему монаху уже могут прийти и сами лукавые духи, чтобы смутить, напугать его.

http://pravoslavie.ru/88681.html

Митрополит Макарий. Алтарная роспись в Покровском храме скита Троице-Сергиевой Лавры в с. Сабурово Выступившая сотрудница Российской Государственной Библиотеки Т. А. Исаченко подчеркнула важность того, что данная конференция организована не научным учреждением, а администрацией. Приветствовали открытие конференции также и другие ее участники. Характерной особенностью нашего времени является установление памятников выдающимся деятелем прошлого. Прозвучала эта мысль и в Можайске — поставить памятник святителю Макарию. В заключение торжественной части выступил мужской камерный хор под управлением А. Гринденко. Поскольку направленность хора музыкально-археологическая, то в его исполнении прозвучали древние музыкальные композиции церковных песнопений XVI–XVII веков. Несомненно, это навевало атмосферу времени святителя Макария. Участники конференции На конференции присутствовали и участвовали: духовенство, ученые гуманитарии, преподаватели, аспиранты, музейные работники. Разнообразен был и спектр представленных докладов: иконография Митрополита Московского Петра, святитель Московский Алексий, святитель Иоанн Новгородский, Патриарх Никон и русская иерархия XVII века, Новгородский митрополит Иов, епископ Рязанский Филофей. Рассматривались и более узкие аспекты деятельности других иерархов Русской Церкви: Библия Пискатора из библиотеки Вологодского архиепископа Симона, Октоихи времени Святейших Патриархов Иосифа и Никона, Крутицкое подворье — резиденция Сарийских и Подонских архиереев. Образ государя нашел отражение в докладах о царских венчаниях, об образе князя в Поучении Владимира Мономаха и др. Традиционной была проблематика, связанная с Можайском: “Возможные направления заселения окрестностей Можайска в XII веке” (краевед Н. И. Власьев). Нашли отражение тема монастырей и храмов (Спасо-Иаковлевский в Ростове, Троицкий храм в Можайске и др.), а также литературоведческие и археологические темы. Можайские чтения имеют особую ритмичность: 12 января память святителя Макария, а через полгода — его научное прославление в докладах исследователей на Чтениях, ему посвященных. Знаменательно и то, что святитель Макарий почитается как покровитель книжного делания и по сложившейся традиции на каждой последующей конференции докладчик получает по прочтении доклада опубликованные материалы предшествующей.

http://pravmir.ru/makarevskie-chteniya-v...

Не трудно догадаться, что иконописцы тут поднимают иерархический вопрос, намекая на слова Спасителя из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11: 11). У остальных - яркое пятно на гиматии выделяет лишь ногу. Петр и Павел включены в этот круг, конечно же, потому, что они апостолы первоверховные; Архангел Михаил - потому, что предводитель небесного воинства, главный их всех Архангелов. Таким образом иконописцы отреагировали на противо-иерархическую составляющую ереси. Логично, однако, спросить о причине заострения внимания именно на ноге. Зачем оно? И только в области гиматия, не ниже. Здесь тоже должна быть своя закономерность. И она, безусловно, есть. По первым известиям Геннадия Новгородского о ереси можно понять, что брожение и сомнение началось с чтения книг. Среди обнаруженного святителем пестрого списка еретической литературы заметен " Корпус Ареопагитикум " . Но Дионисий Ареопагит считается одним из отцов Церкви, и приносить в жертву еретикам его почитание означало бы отказ от столпа Церкви, чего позволить себе архиепископ Геннадий не мог. Лучшим выходом было на языке Ареопагита и отреагировать. От новгородского владыки, по всей видимости, и исходит инициатива иконического ответа " жидовствующим " . Но возможны и другие вдохновители. В подобной ситуации любое другое духовное лицо (и необязательно архиепископ) предприняло бы совершенно аналогичные шаги. Поскольку в трактате " О небесной иерархии " Ареопагит " из множества наших телесных частей " пытается найти " подходящий образ небесных сил " , то ноги, по его мнению, указывают " на подвижность, быстроту и пригодность к вечному стремительному движению к божественному , нагота же и необутость - на свободу и неудержимость, очищающую от привнесенного извне, и уподобление, насколько возможно, божественной простоте " [ 2 ] . Апостолы Петр и Павел Здесь может возникнуть справедливый вопрос: " Это применимо к образу Архангела Михаила, но причем здесь Иоанн Предтеча, Петр и Павел? - у Ареопагита ведь речь о небесных силах " .

http://pravoslavie.ru/211.html

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой Интересные факты: Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты. Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)  СЫГРАТЬ ! Святыни Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы. Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами. В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские. Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского Софийская звонница Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм. В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

http://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto...

Многие из выдающихся подвижников Русского Афона ждут своего прославления. Прежде всего, это великие и богоносные старцы Арсений, Иероним и Макарий, посредством которых Промыслом Божиим возродилось русское монашество на Афоне в XIX веке. Именно от них началось и продолжается до сих пор непрерывная духовная преемственность русского святогорского старчества. Достойны почитания и прославления земной Церквью многие подвижники Пантелеимонова монастыря, такие как старец Иоанн Вишенский, иеромонахи Арсений (Минин) и Иерон (Носов), старцы-основатели Андреевского скита Виссарион (Толмачов) и Варсонофий (Вавилов), а также Иннокентий (Сибиряков), подвижники Свято-Ильинского скита, многие русские пустынники и келлиоты, такие как Тихон (Голенков) — наставник преп. Паисия Святогорца, старцы Феодосий и Никодим Карульские, и многие, многие другие — все они без сомнения прославлены у Бога и молятся сейчас о своих соотечественниках. Они также поминаются в богослужебном последовании праздничной службы в качестве непоименнованных, но почитаемых русских святых.      Собор Преподобных Русских Святогорцев: 1. Преподобный Антоний Печерский (†1073). 2. Преподобный Моисей Угрин, Киево-Печерский (1043). 3. Святитель Савва, Архиепископ Сербский (1236) (прославлен Сербской ПЦ). 4. Преподобный Аммон Киево-Печерский (XIII век). 5. Преп. Исаия Афонский, Серб, игумен Руссика (†1380) (прославлен Сербской ПЦ). 6. Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (†1406). 7. Преподобный Сергий Нуромский (†1412). 8. Святитель Дионисий Ростовский (†1425). 9. Преподобный Арсений Коневский, Новгородский чудотворец (†1447). 10. Преподобный Савва Крыпецкий (†1495). 11. Преподобный Савва Вишерский (†1461). 12. Преподобный Нил Сорский (†1508). 13. Мученик Антоний Карсотис (†1516) (прославлен Константинопольской ПЦ). 14. Преподобный Иннокентий Комельский (†1521). 15. Афанасий III Пателларий, Лубенский чудотворец, Патриарх Константинопольский (†1654). 16. Преподобномученик Пахомий Русин (†1730). 17. Прпмч. Константин (Константий) Русин, Лавриот, иером. (†1743). 26(8) января (прославлен Константинопольской ПЦ).

http://pravoslavie.ru/93739.html

39. Иоасаф « » 1641–48 г. 40. Варлаам « » 1649 г. 41. Иоаким « » 1651 г. 42. Авраамий « » 1662 г. 43. Варлаам « » 1665 г. 44. Тимофей « » 1665 г. 45. Павел « » 1666 г. 46. Тимофей « » 1680 г. 47. Феодосий « » 1682 г. 48. Тихон « » 1685–90 г. 49. Исаакий « » 1691 г, 50. Тихон « » 1692 г. 51. Иаков « » 1697 г. 52. Варлаам « » 1697–1708 г. 53. Досифей « » 1709 г. 54. Кириак – с 1713 г. 55. Никодим « » 1720 г. 56. Даниил « » 1726 г. 57. Павел – в 1726 г. 58. Питирим – с 1727 г. 59. Симеон « » 1735 г. 60. Кирилл « » 1736 г. 61. Феодосий « » 1760 г. 62. Ефрем « » 1762 г. 63. Соломон « » 1776 г. 64. Гервасий « » 1777 г. 65. Мисаил « » 1778 г. 66. Иоасаф « » 1791 г. 67. Феодорит « » 1795 г. 68. Филарет « » 1802 г. 69. Вениамин упоминается в 1809 г. 70. Мельхиседек « » 1810 г. 71. Августин « » 1818 г. 72. Парфений « » 1820 г. 73. Серафим « » 1836 г. 74. Лаврентий « » 1840 г. 75. Иоаким « » 1842 г. 76. Амвросий « » 1853 г. 77. Илларион « » 1860 г. 78. Досифей – с 3 ноября 79. Серафим (Чичагов) – 14 августа Многие из этих начальников опочили в Спасо – Евфимиевом монастыре или в подведомых ему владениях. как, например, Ефрем, скончавшийся 12 мая 1774 года, погребен, по завещанию, в Липицах под бывшею там церковью. Некоторые удостаивались перевода на высшие места, как, например, предместник нынешнего настоятеля, архимандрит Илларион, – в ставропигиальный Яковлевский монастырь, а в 1788 году архимандрит Гервасий перемещен в ставропигиальный Бизюков монастырь, отсюда в новгородский Юрьев и потом в 1796 году хиротонисан в епископа, Иоасаф в 1675 году – в митрополиты казанские, Иов в 1506 году – в епископа на суздальскую епархию и Кирилл в 1520 году в архиепископа ростовского. Привилегии здешних архимандритов в священнодействии дарованы первому основателю монастыря, преподобному Евфимию, «его же, как сказано в рукописи, святитель Иоанн посвяти во иеромонаха и архимандрита и повеле ему священнодействовати в митре сиречь и шапце и с рипидами, и вручи ему правление монастыря и паству духовную словесных овец».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Я. Э. З., Ю. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/161235.html

Преподобный Герасим Вологодский Блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородский Святитель Кирилл, епископ Туровский Преподобный Поликарп архимандрит, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Никита (столпник), Переяславский Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Варлаам Хутынский Святитель Григорий, архиепископ Новгородский Святитель Лаврентий, епископ Туровский, в Ближних пещерах Святитель Мартирий, епископ Новгородский Княжение великих и удельных князей указанного периода Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита, Исаакий Преподобный Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Макарий (постник), Печерский, в Ближних пещерах Прсподобномученик Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Анатолий затворник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофан Постник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Нектарий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Марк гробокопатель, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофил (плачливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Пафнугий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Онуфрий (молчаливый), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Елладий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Авраамий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII XIII век Блгв. кн. Мария Владимирская (в иночестве Марфа) Всеволод III Георгиевич (Большое Гнездо) (1176 – 1212), во Владимире Святитель Иоанн, епископ Ростовский Георгий II Всеволодович (1212 – 1216) (1219 – 1238) – вторично Преподобный Авраамий Смоленский Преподобный Антоний Дымский Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Петр-Давид Муромский Блгв. кн. Феврония (Евфросиния) Муромская Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Согласно т. зр. Янина, поддержанной Я. Н. Щаповым , архиепископский титул на Руси в XII в. носил личный характер и являлся, как правило, результатом пожалования митрополитом конкретному архиерею (при этом в К-поле за Новгородскими архиереями этот титул обычно не признавали). Сан архиепископа имел предшественник И. на кафедре свт. Нифонт (управлял епархией в 1130/31-1156, в сане архиепископа со времени не позднее 1148), который получил титул не от Киевского митрополита, но, очевидно, от К-польского патриарха при не признанном К-полем митр. Клименте Смолятиче (см.: Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 443-444; Соколов. 1913. С. 326-331; Успенский. 1998. С. 282-283). Известен антиминс 1148 г., подписанный архиеп. Нифонтом ( Рыбаков Б. А. Рус. датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. 25. С. 28-32). Несмотря на то что свт. Нифонт, по-видимому, был первым Новгородским архиепископом (гипотезу Янина о том, что титул архиепископа имел его предшественник Иоанн Попьян ( Янин В. Л. Печать Новгородского еп. Ивана Попьяна (1110-1130)//ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56), следует признать необоснованной), в позднесредневек. рус. традиции 1-м Новгородским архиереем, имевшим титул архиепископа, считался И. С его имени (Илия) начинается список «А се архиепископы», находящийся среди статей, предшествующих в рукописи сер. XV в. Комиссионному списку НПЛ Младшего извода (составлен не ранее 1421; НПЛ. С. 473); 1-м Новгородским архиепископом Илия назван также в Никоновской летописи (см. выше). Время пребывания И. на Новгородской кафедре характеризуется активным храмовым строительством. В год хиротонии епископа в Новгороде были возведены 2 церкви: купцы-«шетициницы» построили ц. Св. Троицы, а кн. Святослав Ростиславич - Никольский храм на Городище (Там же.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Лука Жидята (сконч. 1059 г.), Епископ Новгородский, родом из Новгорода, в котором, по всей вероятности. Получил и воспитание, человек весьма ученый и переводчик многих церковных книг с Греческого языка на Славянский. Ныне ему приписывают одно только поучение к братии 141 . Препод. Нестор (1056–1115), отец Русской Истории, приобретший образование или в Новгороде 142 , или же в Киево-Печерской лавре, куда прибыл он в юных летах (на 17 году), и где провел всю жизнь свою в трудах подвижничества и летописания. Кроме отечественной Летописи, которую довел он до 1110 года, показывающей в сочинителе здравый природный ум и самые разнообразные сведения, Нестору принадлежат также: а) сказание о жизни, смерти и чудесах св. мучеников Бориса и Глеба, и б) житие преподобного Феодосия, послужившее началом для Киево-Печерского патерика: еще два прекрасные произведения в повествовательном роде, проникнутые теплым религиозным чувством и живою верою 143 . Даниил, Игумен Русский, составивший чрезвычайно любопытное и благочестивое описание путешествия своего по св. местам Палестины, под названием Паломник, которое совершил он в начале XII века, как можно догадываться из самого содержания данного сочинения 144 . Нифонт (сконч. 1157 г.), Епископ Новгородский, по мнению Татищева, один из продолжателей летописи Нестеровой с 1116 до 1157 г., описывающий по преимуществу происшествия Волынские, где был он несколько времени Игуменом. Известны также его ответы на некоторые вопросы Новгородского Диакона и доместика Кирика 145 . Иоанн священник, и потом, как некоторые полагают, первый Архиепископ Новгородский (сконч. 1186 г.), – еще Нестеров продолжатель и сочинитель летописи, по преимуществу Новгородской. В памятниках Российской словесности XII века можно видеть два церковные правила, установленные этим Святителем, вместе с Епископом Белгородским: первое, о забвении Священником влития вина в потир, и второе, об изъядении мышею агнца; а также до 28 ответов на вопросы того же самого любознательного Кирика 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010