В числе лиц, которым посвящены статьи XXIII тома, — святитель Иоаким Корсунянин (+1030), первый епископ Новогородский; преподобные Иоаким Опочский (XV-XVI вв.), Иоаким Сийский (XVI в.), Иоаким Шартомский (XVII в.). Обширная статья посвящена выдающемуся русскому церковному деятелю — Предстоятелю Русской Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савелову, +1690 г.). Также в томе присутствуют статьи о Патриархах Константинопольских Иоакиме I (+1504 г.), Иоакиме II (+1878 г.), Иоакиме III (+1912 г.), Иоакиме IV (+1887 г.), Патриархах Александрийских Иоакиме I (1565/67) и Иоакиме II (1668 г.), Патриархе Иерусалимском Иоакиме (+1463/64) и Грузинском Католикосе Иоакиме (XV в.). Отдельные статьи посвящены шести Патриархам Антиохийским XIV-XVI вв., носившихся имя Иоаким. Обращает на себя внимание статья об архиепископе Нижегородском Иоакиме (Левитском, +1921 г.). Практически все последующие статьи (свыше ¾ от всех материалов нового тома) посвящены святым и деятелям Церкви по имени Иоанн. Открывает этот огромный корпус статей публикация, повествующая о св. Иоанне-Илии, архиепископе Новгородском XII в., при котором было совершено обретение чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Отдельные статьи посвящены св. Иоанну, архиепископу Ростовскому (XIII в.) и св. Иоанну, епископу Суздальскому (XIII в.). Среди русских святых по имени Иоанн большим почитанием издревле также пользовался преп. Иоанн Многострадальный, инок Киево-Печерской лавры, которому в новом томе также посвящена отдельная статья. Также том содержит материалы, повествующие о юродивых XV-XVI в. — Иоанне Устюжском, Иоанне Власатом Ростовском и Иоанне («Большой Колпак») Московском. Большой материал в новом томе энциклопедии сообщает о жизни и просветительской деятельности выдающегося миссионера св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири (+1715). За этим материалом следует статья о родственнике св. Иоанна Тобольского, жившем уже в ХХ в., — св. Иоанне (Максимовиче), архиепископе Сан-Францисском, Шанхайском (РПЦЗ), замечательном подвижнике русского зарубежья.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Хотя Служба преподобному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 янв.) не содержит имя Святителя, однако из акростиха канона мы узнаём, что она была написана по благословению Новгородского владыки Макария: “В царство благочестивого Христолюбивого царя Иоанна всея России самодержца повелением Владыки (и) благословением Макария святейшего архиепископа Богоспасаемых градов Великого Новограда и Пскова благодарное им пение принесша всепреподобному Михаилу Клопот христолюбивому рукою пресвитера Илии” 6 . Иеромонах Илия, служивший в домовой церкви Новгородского святителя Макария, при написании Службы таким образом отметил в акростихе имя Владыки, благословившего написание Службы. В контексте акростиха имя преподобного Макария говорит о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона — о египетском подвижнике. “Амбивалентность данного имени в этом случае не случайна: Митрополит Макарий несомненно чтил своего Небесного покровителя — преподобного Макария Египетского” 7 . Наиболее отражен в гимнографии московский период деятельности святителя Макария (1542–1563). В 1552 году была покорена Казань, а в 1555 году в Русской Церкви была учреждена Казанская епархия и в Казань был поставлен первый Казанский святительархиепископ Гурий (†1563; пам. 4 дек.). Его сподвижниками явились святители Герман (†1567; пам. 23 июня) и Варсонофий (†1576; пам. 11 апр.). В их Службах чаще называется царь Иоанн Грозный и реже — Митрополит Макарий. Святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.), автор Службы архиепископу Гурию Казанскому, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: “Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди, светом благоразумия просветил еси” 8 . Почти дословно об этом же говорится и в каноне Службы на праздник обретения честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского: “Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани…” 9 . В Казань святитель Гурий был послан вместе с будущими иерархами Германом и Варсонофием. В Службе святителю Герману говорится: “Гласом предержащего и собором Первосвятителей основателем великиа обители посылаешися” 10 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-v-p...

Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в. XII в. Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115 Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Встречу государю делал только что прибывший архиепископ Леонид у чудного креста, на великом мосту, с крестами, архимандритами и игуменами, всем собором; и того же дня государь слушал обедню в Софийском храме; а на следующий (25 декабря) день, по случаю праздника Рождества Христова, принимал у себя во дворце, на Никитинской улице, владыку, архимандрита, игуменов и священников, которые явились с иконами бить челом, и любезно угощал все духовенство обедом 390 . В Новгороде жил Иоанн четыре недели «без дву дней», молился святыне, ласкал жителей, тех, которые взяты были в Москву, простил, а старцев велел снять с правежа; к удовольствию граждан восстановил старинный обычай судебных поединков; велел строить вновь в детинце на месте прежних судебные места; свою казну с Никитинской улицы перевез под церкви – Пятницы, Николая чудотворца и жен Мироносиц, учредил 500 стрельцов для содержания стражи; «уставил наместников, по старине, да и полям быти в В. Новегороде по старине, да и наместником жити, по старине, в своих дворах, за рекою». Вообще, в это посещение он не сделал никому зла и отправился (18 января) в Москву, провожаемый благословениями народа, откуда вскоре же (9 и 10 февраля) прислал в Новгород, как место более безопасное, еще 450 возов своей казны 391 . Архиепископ Леонид начал свои пастырские распоряжения тем, что 13 января, в неделю, после молебнов, «велел в Новгороде всем священником звонити по всем церквам, когда позвонят в Софийском соборе, на четвертом часу дни, вероятно, к вечернему богослужению; а который священник учнет звонити рано, на том заповеди (штрафа) два рубля Ноугородская» 392 . В это время шла широкая молва о чудесах новоявленного угодника Б. св. Иакова Боровичского; по этому случаю архиепископ Леонид 1-го февраля командировал из Новгородского Розважского монастыря в Боровичский монастырь благочестивого иеромонаха Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с торговой стороны диакона Семена и боярского сына Шестака, чтобы освидетельствовали мощи чудотворца Иакова, и подробно разведали, совершаются ли исцеления от мощей его. Посланные, исполнив поручение, возвратились в Новгород 8-го февраля и донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова действительно совершается очень много 393 , после чего было установлено всенародное чествование св. праведного Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Валериан, мученик 53 Варвара, великомученица 143, 198 Варвара 77 Варсонофий Оптинский , преподобный 185, 327 Василий Великий , святитель 32, 57, 217 Василисса, мученица 53 Васильев Александр , протоиерей 316 Васильев Павел, священник 282, 284 Вебер М. 89, 124 Вейнберг A. A. 309 Вельяминов H. A. 293 Верещагин В. В. 229 Веселицкая Л. 228 Виктория, королева Великобритании 171 Виссарион, епископ Костромской и Галицкий 252, 254 Витте С. Ю. 117, 193, 279, 306 Владимир, равноапостольный великий князь 6 Волконские 145 Волочучин Н.283 Вонифатий, мученик 136 Восторгов И. И., протоиерей, священномученик 308 Вьяннэ Ж.-М. 77, 84, 89, 236, 344, 345, 347 Гагарины 145 Гадалов М. 240 Галактион, мученик 53 Гапон Г. А., священник-расстрига 100, 299 Гарской Н. 187 Георгий, отшельник 169 Георгий Победоносец, великомученик 158, 332 Гермиона, настоятельница Ключегорского Казанско-Богородицкого монастыря 169 Гиляров-Платонов Н. П. 88 Гоголь Н. В. 205 Гозовченко П. 184 Голицын Б., князь 152 Голицыны 145 Голубинский Е. Е. 6, 239 Гордиенко Н. С. 337 Грибоедов A. C. 342 Григорий Богослов , святитель 217, 327 Григорий X, папа римский 61 Григорий Нисский , святитель 31, 50, 53 Григорий Турский 217 Гризингер 183 Гурий, архиепископ Новгородской епархии 258 Давид, пророк 28, 30, 63, 108 Далматов Я. 285 Даль В. И. 198 Дамиан, бессребреник и чудотворец 234 Даниил, пророк 59, 330 Дария, мученица 53 Дарья 317 Дарья 163 Даффи И. 12 Дебольский Г. С., протоиерей 17 Диксон С. 106 Димитрий Ростовский , святитель 59 Дионисий Малый 54, 88 Дмитриев H., иоаннит 261, 281, 339 Добролюбов H. A. 98, 115 Доре Г. 225 Дорн, фон Г. 158 Достоевский Ф. М. 49, 56, 79, 273, 306, 326 Дремятский С., священник, 283 Ева 40, 45, 53 Евгения, секретарь о. Иоанна 195 Евдоким, архиепископ 327 Евдокия 237 Евдокия Леонтьевна 237 Евдокия, старица 164 Егор 134 Екатерина 133 Елизавета 317 Елизавета, племянница Сергиевой Е. К. 179, 180, 181 Елисавета Феодоровна, великая княгиня, преподобномученица 148 Елисей, пророк 59 Ефрем Сирин , преподобный 31

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вам беспрестанно должно быть готовыми на смерть. Ведь и ныне уже возгорается ужасная брань. Потому не сиди дома, но пойди и сражайся; если и падешь на брани, в ту же минуту оживешь» . И он продолжает мысль, показывая, что те воины, которые сражаются за земных царей, не могущих дать воскресения, становятся непобедимыми в глазах своих врагов. И тем более непобедим человек, если он сражается за Христа, Владыку жизни, Который воскресит его в последний день. Предание апостолов – это Предание Иисуса Христа, которое освящается Святым Духом и ведет Тело Церкви к Господу. Ревнителем именно такого Предания, оживляющего человека и не дающего ему умереть, и был святитель Тихон. Именно поэтому В.Н. Лосский пишет: «Мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума» . Добрый пастырь Христовой Церкви Далее в тропаре святитель Тихон именуется «добрым пастырем Церкви Христовой». Это евангельский образ, ведь и Христос называет себя Пастырем в притче о добром пастыре и наемнике: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11). В сложный период Церкви святой принял на себя управление Церковью, понимая, что начинаются времена гонений, предательств и клеветы, но истинный пастырь не оставит свою паству и даже отдаст за нее жизнь, чтобы волки не расхитили ее. Так и произошло. Святитель Тихон отдал свою жизнь за то, чтобы раскольники и еретики не смогли совратить души христиан, и всячески, даже до смерти, способствовал сохранению в людях православной веры. Избран жребием Бога В тропаре отражен момент избрания Митрополита Тихона на патриарший престол: «жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим». После четырех туров голосования Всероссийский Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и Митрополита Московского Тихона. Патриарха предстояло избрать жребием, и он пал на Митрополита Тихона.

http://pravoslavie.ru/142208.html

Огромная скорбь, в которую были повергнуты все насельники и прихожане Донского монастыря, через несколько месяцев превратилась в радость, потому что именно благодаря пожару, случившемуся в тот день, начались раскопки в малом Донском соборе, и были явлены мощи свт. Тихона, патриарха Московского и всея России чудотворца, в сохранность которых не верили даже многие оставшиеся к тому времени в живых современники святителя. Замечу, что в этот же день, 18 ноября 1918 года на Поместном Соборе на святителя. Тихона пал патриарший жребий. Еще одно событие произошло именно в этот день. 18 ноября 1993 года, тоже неожиданно, умерла одна из известных в православной Москве благотворительниц и тайная подвижница Валентина Павловна Коновалова . В годы советской власти – в 1960-е, 1970-е, 1980-е – когда не просто было являть свою христианскую веру, она была настоящей исповедницей. Валентина Павловна занимала тогда очень высокий пост - была директором продуктовой базы. Можно представить, насколько важный это был тогда человек. Она была хозяйка своего слова и дела, внешне очень грозная. Идеальная дисциплина царила в ее владениях. Весь ее кабинет был завешен иконами. Какое бы милицейское или иное начальство ни приходило к ней, она никогда иконы не снимала, всегда совершенно открыто молилась. Несмотря на свой жесткий, купеческий характер, она была удивительно доброй, благотворила очень многим – нищим, больным, убогим. Жила она очень скромно для своего положения – в обыкновенной хрущевской пятиэтажке на окраине. В этой жизни она ничего не боялась, пережила многие испытания – потерю мужа и единственного сына, но сохранила твердую веру. С трогательным, благоговейный страхом относилась на земле лишь к одному человеку  - своему духовнику отцу Иоанну (Крестьянкину), которому свято верила и была у него в послушании всю свою жизнь. Но только однажды она преступила это послушание. У нее была катаракта, и она спросила у отца Иоанна благословение лечь на операцию. И вдруг отец Иоанн через меня – я как раз был в Печорах – передает письмо: «Ни в коем случае не ложитесь на операцию. Вы умрете». Все были просто поражены, потому что от таких операций не умирают. Все это было очень необычно. Но отец Иоанн был чрезвычайно настойчив: «Ни в коем случае не ложитесь на операцию». Я был убежден, что она послушает отца Иоанна, хотя мы не могли понять, почему он так твердо настаивает на своем.

http://pravoslavie.ru/1954.html

В этом случае всегда избирались три кандидата; жребии их полагались на престол в Софийском храме, в том уповании, что кого захочет Бог и св. София, того назнаменует; по окончании литургии, вынимались протопопом один за другим два жребия и объявлялись всему народу; наконец, жребий, оставшийся на престоле, указывал на избранника Божия. Таким порядком избран был чернец Алексий преемник свят. Моисея, а потом Иоанн, Симеон (Самсон), Феодосий, Евфимий I (Емилиан), Евфимий II, Иона и Феофил. Возобновившиеся в Новгороде выборы владык посредством жребия, отличались от прежде бывших лишь тем, что тогда вынимался и объявлялся народу только один из трех жребиев, за которым отправляем был нарочитый человек (слепец или отрок) с веча, и он-то, собственно, указывал избранника. По установившемуся обычаю, избранию подвергалось одинаково как белое духовенство, так и монашествующие, и даже простые чернецы, не имевшие никакого духовного чина. Здесь все дело выбора зависело от расположения общества к избираемому, и на его чин не обращалось никакого внимания. В случае избрания из белого духовенства, избранный обязательно постригался в монашество, как поступил Григорий Калека, принявший вместе с пострижением имя Василия. Новоизбранного тотчас возводили с честью на владычния сени и предоставляли ему заведовать делами епархии, а сами давали знать митрополиту о своем выборе. Митрополит присылал своих послов в Новгород звать новоизбранного на поставление и по его зову он отправлялся в резиденцию митрополита, в сопровождении почетного посольства. Бывали случаи, что избранные вечем на владычний престол управляли Новгородской церковью год и более, как, напр., Аркадий, Иоанн, Феоктист, Моисей, Климент, Евфимий II и Феофил; а двое из таковых избранных, Арсений и Феодосий, и вовсе не удостоились рукоположения. Если избранный владыка был простой чернец, то он сначала был рукополагаем во диакона, потом во священника и, наконец, во архиепископа. Достойно замечания, что двое из избранных, чернец Самсон и священноинок Емилиан, при рукоположении в сан архиепископа, получили от митрополита новые имена, первый – Симеона, а второй – Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В В. Х. м. подвизались прп. Антоний Дымский и блж. Прокопий Устюжский, о чем сообщают их жития. Насельниками мон-ря были Новгородские архиепископы Иоанн II , святители Симеон и Евфимий II , при к-ром в 1440 г. была открыта гробница с останками прп. Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Согласно 2-й редакции жития прп. Варлаама, в нач. XV в. у гроба преподобного исцелился младший брат вел. князя, новгородский кн. Константин Дмитриевич. В 1460 г. В. Х. м. посетил вел. кн. Василий II Васильевич с сыновьями Юрием и Андреем, в том же году у гроба прп. Варлаама исцелился постельник вел. князя Григорий Тумгень. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород. Согласно Распространенной редакции жития прп. Варлаама (XVI в.), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася», и князь выбежал из собора, бросив свой посох. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. мон-рь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву мон-рю . Расцвет В. Х. м. связан с покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича , особо почитавшего прп. Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам). В ноябре 1531 г. по рекомендации вел. князя Новгородский архиеп. св. Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена В. Х. м. В 1532 г. Василий III дал мон-рю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только вел. князь, в духовных - Новгородский архиепископ, и освободил В. Х. м. от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст. Русса). Согласно писцовым книгам XVI в., мон-рю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе, рыбные ловли в Волхове, Онежском оз.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Но, Государь, зная своего друга, никак не поддавался на эти бесовские ухищрения, пока трое противников Святителя Филиппа не поехали в Соловецкий монастырь. Имена этих злоумышленников хорошо известны. Это епископ Пафнутий Суздальский, архимандрит Феодосий и князь Василий Темкин. Они льстивыми словами, угрозами и деньгами склонили к лжесвидетельству некоторых местных монахов, в том числе и их игумена Паисия. Тот возжелал, предложенной ему, епископской кафедры. К тому же, он еще был учеником Святителя Филиппа, потому уподобился Иуде, предавшему своего Учителя. Тут еще стоит упомянуть, что в заговоре против святого, помимо названных выше лиц, участвовали такие видные архиереи как Новгородский архиепископ Пимен, епископ Филофей Рязанский, благовещенский протопоп Евстафий и пристав Стефан Кобылин, который потом и будет его тюремщиком. Лжецы приехали в Москву и учинили судилище, которое представили как якобы справедливое судебное разбирательство. На нем святого приговорили к смерти, но Царь Иоанн сразу же отменил этот несправедливый приговор. Благочестивый Государь пытался защитить Филиппа, но Ему были представлены доводы противной стороны, которые в тот момент невозможно было быстро опровергнуть. Вероятно, это сбило бы с толку любого человека, но только не Помазанника Божьего. Он просто решил временно отстранить Святителя до выяснения всех обстоятельств этого запутанного дела. Надо было всё проверить и выяснить, кто по настоящему замешан, как в государственной измене, так и в лживых наветах на архиерея Божьего. Государь, конечно же, не верил клевете, хотя видимо и признал в ней особенную изощренность. В это время, Сам Господь открывал Своему Помазаннику, как правильно следовало поступить в конечном итоге, распутав этот закрученный клубок вражеских интриг. После сведения с кафедры, митрополит Филипп был отправлен на покой в Московский монастырь Николы Старого, где на его содержание Государь повелел выделять из казны 4 алтына в день. А это по тем временам немалые деньги, если перевести в копейки, то это составит 12 копеек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010