Зимою 1170 года огромное войско двинулось на Новгород. Суздальцы были уверены в своей победе, союзники князя суздальского мысленно делили между собой богатства Великого Новгорода. Вся Россия с любопытством ожидала последствий необыкновенного похода. Союзное войско, вступив в новгородские владения, предавало все огню и мечу, не щадя ни возраста, ни пола, ни состояния. Неприятели оставляли за собой на расстоянии трехсот верст один пепел и трупы. Новгородцы не могли не ужаснуться грозной для них вести о предстоящем неравном бое со всей землей русской. Архиепископ Иоанн советовал юному князю Роману и посаднику Якуну употребить все меры благоразумия, добиваться мира с неприятелем, чтобы не проливать кровь. Неоднократно новгородцы вступали в переговоры с суздальцами, желая заключить мир, но посланные для мирных переговоров возвращались с ответом, что пощады не будет Новгороду. Получив гордый отказ на свои мирные предложения, новгородцы поручили свою судьбу Божественному Промыслу, и, в то же время, приняли все меры для защиты города. 22 февраля 1170 года явились пред стенами Новгорода грозные силы князя Суздальского и его союзников. Новгородцы при виде грозного врага клялись умереть за храм святой Софии. Все новгородцы, которые могли носить оружие, вооружились. Слабые старики, жены, дети день и ночь молились в растворенных храмах новгородского детинца. С чисто человеческой точки зрения Новгород не мог противостоять столь многочисленной рати и не мог быть спасен одними своими силами. Новгород ожидал помощи свыше, и она не замедлила явиться. Два дня беспрерывно длилась ожесточенная битва, плач и церковные песнопения слились в одно. Смерть летала над головою осажденных. Но в эти тяжкие часы над судьбою Новгорода неусыпно бодрствовал ангел-хранитель своей отчизны — владыка Иоанн, великий муж Церкви и своего народа. Он — то   ободрял защитников града, не щадя собственной жизни, то молился со слезами Премилосердному Богу о спасении своей паствы. В третью ночь, когда все знали, что следующий день должен решить судьбу города, святитель по обыкновению стоял на молитве перед образом Спасителя, и со слезами взывал к небесному Владыке об избавлении города, вдруг почувствовал необычайный трепет и услышал голос, как бы исходящий от иконы, перед которой он молился. Голос говорил: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильиной улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены против неприятелей и тотчас узришь Божие спасение».

http://pravmir.ru/ikona-znameniya-bozhie...

К приезду царя очистили ему двор и сад на Никитинской улице; «26 октября доспели и поставили в Софии место царское, все позолочено и резано, и святыи писаны, а на версе на месте крест сняли, да голуб злат поставили, как бы в знак примирения и незлобия; да и на владычне месте верх новый поставили с крестом» 386 . Как бы желая изгладить всякое воспоминание о ненавистном Пимене, Иоанн в том же ужасном 1570 г. «26 августа велел снять с места владычня с Пименова кровлю сверху; да тогоже лета мастеры учали наряжати место новое государское на место владычня, резали два лета» 387 . Прихотливая резьба, колонки и позолота составляют украшение. Верхи их, имея вид суживающихся башенок, обставленных в три ряда вызолоченными главками, оканчиваются медными золочеными крестами с полулунием. На верхних карнизах находятся резные, золочения, двухстрочные надписи. На карнизе царского места в первой строке изображено: «Единородный Сын и Слово Божие бессмертен сый» и проч: во второй – титул царский. На карнизе святительского места – в первой строке: «Небесный Царю! Верного царя нашего укрепи, веру утверди, языки укроти» и проч: во второй осталась прежняя надпись, свидетельствующая при ком устроены места и время их устроения – лета 7068 388 . Для безопасности царского здравия приняты были строгие меры предосторожности: 29 октября запрещено было хоронить в городе при церквах всех, «кто имел на себе смертоносное знамя»; для этого отведено было место «в селе Водопьянове», в 6-ти верстах от города, близ Хутыня монастыря. По улицам учредили заставы, с утра до ночи ходили стражи, и в которой улице «умрет человек знаменем, и те дворы запирали и с людьми, и кормили тех людей улицею, и отцем духовным покаивати тех людей знаменных не велели; а учнет который священник тех людей каяти, бояр не доложа, ино тех священников велели жещи с теми людьми с больными». Мера жестокая; но сия жестокая строгость имела благодетельное следствие; в начале ноября духовенство объявило государеву посланнику, что мор совершенно прекратился в Новгороде 389 , куда Иоанн и прибыл 24 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Как и другие русские святители, он молитвой и доброделанием смирял и утешал междоусобные брани в многострадальной Руси. Так, в 1172 году архипастырь сам поехал во Владимир примирить благоверного князя Андрея Боголюбского с новгородцами. Святитель не только сопереживал невзгоды своего народа, но более всего заботился о духовном просвещении его. Большое внимание уделял святитель Иоанн духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений: о Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии. Наставления к инокам были исполнены духовного величия: " Раз последовав за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в уединенных местах, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают себя ничем, ни всего посвященного Богу. Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте - и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание - гневу, смерть - жадности к деньгам, гроб - хапанию... Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил свою шею под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу теплотою Живодательного Духа и сеять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой; будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям, и не пасть с высоты подобно князю светоносному... от славы человеческой рождается высокоумие... " Духовные благодатные силы святителя были необычайны. За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды, когда святитель по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса. Скоро лукавый дух не стерпел молитвы Святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно.

http://patriarchia.ru/db/text/913564.htm...

Последней волей владыки стал призыв ко всем приходам православной Церкви в Эстонии делиться с особо нуждающимися, разоренными войной приходами церковной утварью, иконами, облачением, богослужебными книгами. «Пусть эта передача от имущих к неимущим будет данью благодарения Господу за то, что Он сохранил множество наших храмов среди бури и ужасов войны и дал нам возможность совершить дело любви – помочь нашим родным братьям и родным приходам в трудные годы», – заключил свое обращение святитель Павел. По благословению Святейшего Патриарха Алексия отпевание и погребение владыки Павла совершил митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) в сослужении сонма духовенства в переполненном молящимися Александро-Невском соборе Таллина 6 февраля 1946 г. Многолюдная траурная процессия проследовала за гробом на Александро-Невское кладбище, где тело почившего владыки было предано земле. На протяжении всей жизни я сохраняю в сердце светлый образ покойного владыки, оказавшего большое влияние на мое духовное формирование и решение посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой. Временное управление Таллиннской и Эстонской епархией Святейший Патриарх Алексий I возложил на митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), продолжившего начатый архиепископом Павлом многотрудный процесс послевоенного восстановления и упорядочения жизни православной Церкви в Эстонии. Решением Священного Синода бывший настоятель Александро-Невского собора в Таллинне и первый ректор восстановленной в октябре 1946 г. корпорации Ленинградских Духовных школ протоиерей Иоанн Богоявленский был назначен на кафедру епископа Таллиннского и Эстонского. 12 июня 1947 г. отец Иоанн принял монашество с наречением имени Исидор в честь священномученика Исидора, пресвитера Юрьева-Ливонского, прославленного Церковью святого Эстонской земли. Накануне рукоположения в своей речи при наречении архимандрит Исидор справедливо отметил трудности архиерейского служения в Эстонии: «Тяжелая для архипастырского делания та часть Российской Православной Церкви, которая ныне поручена мне Спасителем, – территория моей будущей епархии является местом встречи разных исповеданий – Православия и лютеранства, разных национальностей – русских и эстонцев и представляет собой окраину нашего государства; нелегко будет собирать плоды в этом винограднике, и не раз собирающая рука покроется колючками, терниями и ранами...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С вельможами и княгинями прп. Иосиф вел переписку, поучая их доброй жизни и милосердию к бедным. От этого весь духовный уровень окрестной местности повысился. Бедным крестьянам прп. Иосиф помогал, покупая им то лошадь или корову вместо павшей скотины, то необходимую для хозяйства соху и т.д. По мере усиления благочестия повысилось и благосостояние крестьян. Но наступил голодный год. Тогда прп. Иосиф открыл даром монастырские житницы, и к нему хлынули тысячные толпы. Ежедневно, кроме раздачи хлеба, кормилось 500 человек. Брошенных детей прп. Иосиф принимал на воспитание. Но монастырские средства и запасы иссякли, пришлось прибегнуть к займам. Тогда щедрую помощь голодавшей обители оказал вел. князь Василий III. Дисциплина в монастыре была суровая. Были в ней среди братии выдающиеся подвижники, как, например, инок Нил из рода князей смоленских и инок Дионисий из рода князей звенигородских. Последний работал в хлебной за двоих и полагал в день до 300 поклонов. Все без исключения носили под одеждой власяницу и в церкви в самую суровую стужу стояли без теплого платья. Из позднейших постриженников обители — после кончины прп. Иосифа — известны святители Гурий (память его 4 окт.) и Герман (память его 6 нояб.), просветители Казани. Был такой случай: юный князь Иоанн волоколамский, сын Бориса Васильевича, умер без покаяния. Прп. Иосиф своей молитвой оживил его, исповедал, причастил Святых Тайн, и Иоанн тихо скончался. Прп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503—1504 гг. Тогда обсуждалась ересь жидовствующих, занесенная с Запада евреем Схарием. Она имела сильных покровителей. Но прп. Иосиф — вместе с архиепископом Новгородским Геннадием (память его 4 дек.), к епархии которого принадлежал его монастырь,— своей энергией и ревностью добился того, что ересь эта была осуждена, а потом и совсем исчезла. Кроме того, на Соборах 1503 и 1504 гг. был поднят вопрос о праве монастырей владеть имуществом и землями. Против этого права выступил прп. Нил Сорский (память его 7 мая), во имя соблюдения монашеского обета бедности. Прп. Иосиф был сторонником противоположного мнения: он доказывал, что имущество монастырям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.

http://sedmitza.ru/lib/text/437627/

С таким заключением автора нельзя согласиться. В рукописных святцах XVII и преимущественно XVIII века встречаются, кроме канонизованных Ростовских святителей: Леонтия, Исаии, Игнатия и Иакова, еще следующие неканонизованные епископы: Лука †1185 г., его память празднуется 10 ноября, Иоанн †1213 г., память его 17 января, Кирилл 2-й †1262 г., его память 21 марта, Прохор † 1327 г., его память 7 сентября, Антоний †1335 г., его память 9 ноября и 17 января Феодор, Симоновский архимандрит, племянник чудотворца Сергия, †1394 г., его память 28 ноября, Григорий Премудрый †1416 г., его память 20 ноября, Дионисий †1425 г., его память 18 октября, Ефрем †1454 г., его память 29 марта, Трифон †1462 г., его память 1 февраля, Вассиан 1-й †1481 г., его память 23 марта, Тихон Малышкин †1506 г., его память 8 февраля, Иоанн III †1520 г., его память 10 августа. Кроме этих св. Ростовских епископов в одних рукописных святцах 1 под 25 числом января упоминается: иже во святых отца нашего Василия архиепископа, Ростовского чудотворца. Но это, судя по другим спискам, относится к архиепископу Вассиану II, родному брату Иосифа Волоколамского, известному по тому энергичному участию, которое он принимал в несогласии и тяжбе Иосифа с Новгородским архиепископом Серапионом. В 1511 г., он первенствовал при поставлении митрополита Варлаама. Вассиан скончался в Москве на Дорогомилове 28 августа 1515 года и погребен в Ростовском соборе 2 . После него Ростовская кафедра оставалась праздной около 5 лет. Преподобный Тихон Ярославский или по Голубинскому Тихон Карашский, по Ростовской летописи 3 поступил на Ростовскую кафедру из архимандритов Спасо-Преображенского Ярославского монастыря. В хронографе, находящемся в Московском Румянцевском Музее 4 , он назван Тихоном Малышкою. Архиепископ Тихон присутствовал в сентябре 1490 г. при избрании митрополита Зосимы, затем на двух соборах, – против стригольников и для утверждения нового пасхального круга на VIII тысячу лет. В 1495 г., он был при поставлении митрополита Симона, в 1498 г. при короновании внука государева Димитрия Ивановича; при нем в Ярославле в 1501 г. обретены, после пожара Ярославского соборного храма, нетленные мощи св. благоверных Ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

После этого начала к ним собираться братия. Там, где прп. Зосима видел чудесный свет, воздвигли церковь в честь Преображения Господня, и святитель Иона, архиепископ Новгородский (память его 5 нояб.), благословил их основать монастырь. Когда присланный им игумен, не выдержав пустынной жизни, вернулся в Новгород, то он поставил игуменом по просьбе братии прп. Зосиму. Когда же преподобный, вернувшись в обитель, совершал свою первую литургию, лицо его просияло, как лик ангельский, а церковь исполнилась благоухания. В тот же день один брат увидел, что пес пытается схватить просфору, оброненную нечаянно богомольцем, но огонь, исходя из нее, не давал псу приблизиться. Брат поднял просфору и принес ее преподобному. Сильным желанием его и братии было, чтобы к ним перенесли мощи прп. Савватия. Однажды им об этом написал игумен Кирилло-Белозерского монастыря, постриженником коего был прп. Савватий. И с великой радостью они поняли, что на это есть воля Божия. Так были открыты нетленные мощи прп. Савватия, перенесены в Соловецкую обитель и положены в особой часовне, где была помещена и икона его, написанная купцом, служившим ему при его кончине. Здесь стал проводить прп. Зосима каждую ночь, прося прп. Савватия быть руководителем его братии, ходатаем за них пред Господом. Однажды преподобный поехал в Новгород жаловаться святителю Ионе на то, что боярские слуги и крестьяне обижают обитель. Святитель оказал ему сильную поддержку, и все бояре единогласно постановили дать ему на остров дарственную грамоту за их печатями, сделали богатый вклад и обещали и впредь ему во всем помогать. Одна только надменная посадница Марфа Борецкая позволила себе оскорбить преподобного. Он принял это безгневно, но с грустью сказал: «Скоро двери этого дома затворятся навсегда и дом этот опустеет». Но потом она раскаялась, испросила у преподобного прощения и пригласила его на пир. И во время этого пира было ему страшное видение, о котором поведал он ученику своему Даниилу. Он трижды увидел, что 8 самых почетных бояр обезглавлены. Вскоре после того вел. князь Иоанн III велел обезглавить этих самых бояр, а Марфу Борецкую с семейством заточил в Нижнем Новгороде; имение же ее было разграблено. Так сбылись все пророчества прп. Зосимы.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

Святитель Евфимий II был другом блаженного Михаила. Раз, когда святитель был в Клопове, блаженный Михаил стал звоните во все колокола. Его спросили, что это значит. Он ответил, что на Москве великая радость: у великого князя родился сын, который покорит Новгород, лишит его свободы и изменит все его обычаи; и что это наказание постигнет вольный город за постоянные междоусобия между его гражданами и их непокорность вел. князю. В великом смущении слушали его бояре. Действительно, родился будущий вел. князь Иоанн III Васильевич, покоритель Новгорода. Приехал в Клопов князь Димитрий Шемяка, постоянно враждовавший против вел. князя Василия II Васильевича, которого он даже ослепил. Он просил блаженного Михаила помолиться об успехе его дела. Блаженный ответил ему: «Довольно бед натворил ты, если еще примешься за то же — со стыдом воротишься сюда, где гроб ждет тебя!» Шемяка не послушался и был вновь побежден. Не дошла еще эта весть до Новгорода, как блаженный сказал: «Наши потеряли дорогу и бегут от врагов! " Опять приехал Шемяка. «Земля зовет тебя, князь», — сказал блаженный, погладив его по голове. Скоро после этого Шемяка был отравлен своими боярами. В 1452 г. умер игумен Феодосий II — преемник Феодосия I, друга блаженного Михаила, — тоже почитавший блаженного. В тот же день блаженный исчез из монастыря. Исчез и монастырский ручной олень. Но когда тело почившего выносили для погребения, вдруг все видят: навстречу погребальному шествию идет блаженный Михаил и в руках у него мох, а за ним идет олень и тянется за мхом. С тех пор блаженный оставил свое обычное место в церкви и слушал литургию стоя у могилы игумена Феодосия. Когда его спросили, почему он не входит в церковь, он ответил: «Здесь мое место, здесь я буду лежать». Заболел он 5 декабря 1455 г. и больше не вставал. Ясно было, что он угасает, но настроением своим он напоминал путника, возвращающегося домой. 10 января 1456 г. он в последний раз был в церкви и причастился Святых Тайн. Потом ушел в свою келью, унеся с собой кадило. На другой день ему настоятель послал обед из трапезной. Но нашли его уже скончавшимся. Руки его были скрещены, и вся келья наполнена благоуханием фимиама. Архиепископ Новгородский Евфимий приехал нарочно его отпевать. Стечение народа было огромное. Но выкопать могилу было невозможно: земля слишком сильно промерзла. Лишь в том месте, которое указал блаженный для себя, она оказалась мягкой и рыхлой, как летом. Там его и похоронили. По кончине своей св. блаженный Михаил явился на море новгородскому купцу, возвращавшемуся из «латинских стран», и спас его от потопления; также спас и князя Белозерского во время бури на Ильменском озере; спас и обитель свою от пожара.

http://sedmitza.ru/lib/text/436784/

14 декабря 1953 г. Патриарх Алексий в своем дневнике записал: “Вернулись из Ленинграда Епископ Иоанн и Архиепископ Никон. Там в воскресенье вчера состоялась хиротония Архимандрита Михаила (Чуб) во Епископа Лужского” 5 . В дневниках Патриарха Алексия имя епископа Михаила встречается достаточно часто. С уважением и глубокой любовью относился епископ Михаил к Предстоятелю Русской Церкви. В начале 1954 г. он направил Патриарху поздравление с новым годом и Рождеством, называя Патриарха “любимым отцом и молитвенником”. Епископ Михаил управлял Патриаршими приходами в Финляндии до 11 ноября 1954 г. В Финляндии он побывал три раза 6 . Исполняя это послушание, епископ Михаил много сделал для пре­старелых иноков Валаамской обители. Как ве­ликую святыню хранил он поднесенный ими в знак благодарности за проявленную заботу образ преподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тыся­чедневной молитвой Преподобного 7 . Летом 1954 г. в связи с возобновлением гонений на Церковь митрополит Григорий (Чуков) выступил с резко критикующей действия властей речью перед учащимися Ленинградской Духовной академии и отправил соответствующее письмо в Совет по делам Русской Православной Церкви. Под давлением властей 11 ноября 1954 г. Священный Синод принял решение об освобождении его от управления Псковской епархией и от настоятельства в Псково-Печерском монастыре; одновременно было принято решение “освободить епископа Лужского Михаила от поручения по приходам Патриархии в Финляндии с переименованием его епископом Старорусским в помощь Митрополиту Ленинградскому Григорию по управлению Новгородской епархией” 8 . 1 февраля 1955 года епископ Михаил был освобожден от преподавания в Академии и назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией. Епископ Михаил хода­тайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием о предоставлении возможности за­вершить курс лекций в Академии. Как он сам вспоминал впоследствии, грустно было, не окончив чтения годичного круга лекций, остав­лять академическую кафедру, хотя и ради ка­федры святительской. Ходатайство было удов­летворено. В апреле 1955 года епископ Михаил ут­вержден епископом Смоленским и Дорого­бужским.

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

30 . Сказание о жизни и подвигах блаженный памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. Изд.2. – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1881. 31 . Сказание о жизни блаженной старицы Матроны/Сост. и записала Жданова З. В. – Б.м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. 32 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Жития Святых. – СПб., 1892. 33 . Шохин В. К. Святые Гереон и Урсула – покровители Кельна/Альфа и Омега: журн. – М., 2000. 1 (23). 34 . Шохин В. К. Святой равноапостольный Ансгарий – просветитель Скандинавии/Альфа и Омега: журн. – М., 1999. 2 (20). Богослужебные книги 1 . Минея. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2002. 2 . Общая Минея. – М.: Правило веры, 2004. 3 . Октоих. Т. 1–2. – М.: Правило веры, 2003. 4 . Цветная Триодь. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1999. Литература 1 . Аверкий (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: ПСТБИ, 1999. 2 . Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. 3 . Анатолий (Грисюк) , иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. – Киев, 1911. 4 . Андрей Филипс, свящ. Четверо святых английского графства Суффолк [Электронный ресурс]/Пер. с англ. Е. Ваниной-Хеннес/Православие. Ru: [Web-caйm]. http://ww.pravoslavie.ru/put/060609152759.htm (3.09.2008). 5 . Андроник (Трубачев) , игум. Преподобный Амвросий Оптинский . – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. 6 . Асмус В., прот. История Церкви: Курс лекций. – М.: ПСТБИ, б.г. 7 . Асмус В., прот. О Сербии/Слава и боль Сербии: О Сербских новомучениках. – М.: Изд. Московского подворья ТСЛ, 1992. С. 4–36. 8 . Бармин С. Г. Русские иконописные подлинники/Вестник Новгородского Государственного Университета. 2003. 4. С. 71–75. 9 . Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича . Богословские труды./Сост. иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского. Платина, Калифорния, и Российского отделения Валаамского общества Америки. – М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010