133 На юбилее академии в 1864 году редакционный комитет поднял вопрос об издании Богословского энциклопедического лексикона. Святитель Филарет (Дроздов) разрешил провести сбор пожертвований для создания лексикона и сам внес первое пожертвование из средств Московской кафедры в размере 12500 руб. Но это издание в силу разных неблагоприятных причин так и не состоялось (Августов 1913. С. 166). 135 7 правил, опубликованы в: Протоколы [Журналы] Совета МДА//БВ 1892. Т. 2. 7. С. 408–409 (4-я пагин.). 136 См.: Антоний (Храповицкий) , архим. Речь, сказанная на молебствии Бесплотным Силам в день открытия академического журнала «Богословский Вестник» ноября 1891г. в академической церкви]//БВ 1892. Т. 1. С. 107–114 (2-я пагин.). 139 Андреев И. Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия: (Хронология этих патриархов и очерки жизни и деятельности важнейших из них). Вып. 1: Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника . СП: 2 тип. А. И. Снегиревой , 1895. 144 Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник». Сергиев Посад. Машинопись с подписями-автографами. Л. 3 Приложение: 1. Типография и переплетная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник», 1915 дек. 18; 2. Расценка на журнал «Богословский вестник» (РГБ Ф. 172. К. 84. Ед. 55). 145 Сергиевская типография издательского отдела Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник» 1918 апр. 5 (РГБ Ф. 172. К. 84. Ед. 51). 148 Без пересылки – 6 руб., с пересылкой – 7 руб., за границу – 8 руб. (Объявление на задней обложке//БВ 1892. Т. 1. 150 Протоколы [Журналы] Совета МДА 12//БВ 1911. Т. 3. 9. С. 81 (3-я пагин.). Согласно п. 7 правил отчетности по изданию БВ, опубликованному здесь же. 154 1 том (январь–апрель); 2 том (май–август); 3 том (сентябрь–декабрь). 1 том (январь–апрель); 2 том (май–август); 3 том (сентябрь–декабрь). 158 Публикация записок архиепископа Саввы и их последующее издание были осуществлены благодаря наследнику его архива протоиерею Геннадию Виноградову (см.: БВ 1911. Т. 1. С. 590 пагин.]).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Cod. 229. Ефрем Антиохийский. Четыре книги Прочитана книга того же самого во святых Ефрема, который повествует в четырех книгах о священных антиохийских установлениях. Из этих четырех первая упоминает об оклеветанных (то есть названных ересью) речениях Кирилла, которые тот написал во втором письме к Суккенсу, а также о нечестии ереси Севира. Вторая представляет собой ответ схоластику Анатолию относительно тех вещей, о которых он хотел узнать. В третьей книге содержится апология Вселенского Собора в Халкидоне, написанная для Иоанна и Домна, подвизающихся во Второй Киликии. Четвертая же обращена к восточным монахам, которые сами были приверженцами заблуждения Севира. Итак, в первой книге он (Ефрем) излагает слова, считающиеся еретическими, как мы уже сказали, из второго письма к Суккенсу, содержание которых следующее: Пусть снова будет для нас примером среди нас живущий человек. Ибо мы знаем у него две природы: одну природу душевную, а другую – телесную. Однако мы, разделяя чисто умозрительно и проводя различие с помощью слабых образов или представлений, не по частям располагаем природы, и не допускаем разделения этих природ, но мыслим их как единое целое (как одну одного), так что эти две природы больше уже не являются двумя, но посредством двух образуется одно живое существо. Таковы считающиеся еретическими слова Кирилла. Ибо святой Кирилл не хотел на словах устанавливать различие между душой и телом, из которых образуется человек, потому и говорил: Не по частям располагаем природы, это – разделение, но добавлял: но мыслим их как единое целое (как одну от одного). И что это? Получается, что он говорил об одной ипостаси, а не о природе. И он обозначил это яснее, присовокупив: посредством двух образуется одно живое существо. Ибо как возможно мыслить душу и тело как одну сущность? Но зри следующее безумие ереси: Мыслить, говорит, но не говорить. Но ведь кто не знает, что то, что мыслится добрым, то и называется добрым, а что мыслится плохим, не называется добрым.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

305 Киевс. Лет. Ипат. Сп. 79. 80. Воскр. 2, 39, 50. Никон. 2, 163, 166. О мануиле Киевск. Лет. «В 6645=1137 поставлен был скопец мануйло Епископом Смоленскому, певец гораздый, иже был принял из Грека, сам третий к боголюбному Князю Мстиславу; пред сим бо бе, не был Епископ в Смоленске» стр. 14. Косма, можно полагать, что его привез с собою князь полоцкий, возвратившиеся из Константинополя в 1140г. (Киев. Л. 15:19) 306 Киевс. Лет. 86, 89, 92 Густ. Л. 307, 308. Новг. 1, 12, 13, 149. Новг. 4 л. 9, 10. Пропущенные строки Ипатьевского списка у Татыщева, кар. 2 пр. 414, 389, 390 М. Константин удалился в Черногорию без сомнения, потому, что Черниговский Епископ был тогда Антоний Грек, который прежде того сам удалился из Чернигова к Константину в Киев. С чего взято (о Сов. Соб. 77), самого Константина считать Черниговским Епископом? Не с того ли только, что Константин удалился в Чернигов? Черниговским Епископом, прежде Анатолий видим в Киевс. Лет. Онуфрий, а в Никон. Между ними Ева… 307 Стриттер Виз. Ист. 3, 158 (Сиб. 1774). Митрополиты, Архиепископы и Епископы Константинопольского Патриархата находились под непосредственным ведением трех Экзархов-Митрополитов: во Фракийском округе ( διοικησις) таким Митрополитом был Митрополит Ираклийский, в Понтийском Каппадокийский, в Азийском – Эфесский. Русский Митрополит не был подчинен ни одному из сих Экзархов, и след. был сам Экзархом. Носил ли он имя Экзарха до Монголов, не известно. Но напр. М. Феогност назывался Экзархом-Митрополитом. 308 В надписи Соборов 1067 и 1099 г. сказано: συνεδρικςονιτων τν Φιλςτων Μιτροτολ των τν Αγκρχας… τς Ρασσις. Leunclavi, Tus Crieco, Rom. 1. 213, 209 . Последний Собор относился ко времени М. Николая, а на первом присутствовал, конечно, Георгий (ниже пр. 344). О Константине выше прим. 291. 310 По Новогор. Л. Лука, преемник Иоакима Корсунянина, скончался в 1059 г., пробыв Епископом 23 года, и след. взошел на кафедру в 1036 году. О последнем то же говорит роспись Новгор. Владыки, и по той же росписи Иоаким был на кафедре 43 года, и след. поставлен был в Епископы в 993 или в 992 г. Показание Новгор. Летописей о 998 г., как год вступления Иоакимова на кафедру, несогласное с их же летоисчислением и с известием поставления Иоакима Леонтием согласно будет со всеми обстоятельствами, если положим, что Иоаким Корсунянин, прибыв в 988 г. в числе корсуньских священников Нестора, в том же году был отправлен в Новгород как проповедник, но не как Епископ. При Иоакиме Епископе был в Новгороде Ефрем «иже благословен был ны учити». См. Прим. 72. Собр. Лет. 3 т. Востокова Опис. Муз. 510.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Москве появится памятник русскому святителю болгарского происхождения 19 декабря 2008 г. 17:58 В Москве будет установлен памятник святому Киприану, митрополиту Киевскому и Московскому. Идея установить памятник Московскому первосвятителю болгарского происхождения в московском Сретенском монастыре принадлежит мэру болгарского города Добрич Детелине Николовой. Идея была поддержана Варненским и Великопреславским митрополитом Болгарской Православной Церкви Кириллом и генеральным консулом России в Варне Анатолием Щелкуновым. Официальная болгарская делегация прибыла во вторник в Москву с визитом, который продлится до 20 декабря. Визит организован болгарским Обществом дружбы с народами России и СНГ. Его цель — учредить общественный комитет по установке памятника святителю Киприану в российской столице и участвовать в подготовке Года Болгарии в России, который пройдет в 2009 году. Болгарская делегация встретится с представителями парламентарной группы «Друзья Болгарии» при Государственной Думе РФ, союза «Друзья Болгарии», посольства Болгарии в России и московской областной Думы. Культурная программа предусматривает посещение Кремля, Храма Христа Спасителя , Останкинской телебашни и др. В делегацию входят депутаты парламента, мэры нескольких болгарских городов и представители бизнеса Болгарии. Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, родился около 1330 г. в Царевграде-Тырнове, происходит из знатного болгарского боярского рода Цамблаков. Был учеником насадителя исихасткой традиции в Болгарии св. Феодосия Тырновского и духовным братом последнего Тырновского первосвятителя — св. Патриарха Евфимия. Подвизался на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием обратил на себя внимание Константинопольского Патриарха Филофея (1354-1355, 1362-1376 гг.), который в 1375 году посвятил Киприана в сан митрополита Киева и Литвы. На Константинопольском соборе было постановлено, во избежание разделения русской митрополии, «быть ему по смерти святителя Алексия митрополитом всея Руси». В Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя Дмитрия Донского и потому первое время жил или в Литве, или в Константинополе. Лишь в 1390 году, при великом князе Василии Димитриевиче, он был принят как Первосвятитель в Москве. Святитель Киприан заботился об исправлении богослужебных книг. Сохранились автографы некоторых славянских переводов святителя, свидетельствующие о его большой научной работе. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Acmualno.com / Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/511821.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в XIX Международном симпозиуме по православной духовности в монастыре Бозе 11.09.2011 С 7 по 10 сентября 2011 года в монастыре Бозе ( Италия ) прошел XIX Международный симпозиум «Слово Божие в духовной жизни». Мероприятие собрало более 250 представителей Римско-католической церкви, Поместных Православных Церквей и протестантских деноминаций. В работе симпозиума приняли участие: митрополиты Прусский Элпидофор (Константинопольский Патриархат), Гор Ливанских Георгий, Аллепский и Александреттский Павел (Антиохийский Патриархат), Мессинский Хризостом (Элладская Православная Церковь); епископы Новосадский Иероним (Сербская Православная Церковь), Агатоницкий Борис (Болгарская Православная Церковь); декан Коллегии кардиналов, бывший Госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано, приор монашеской общины Бозе Энцо Бьянки, личный секретарь Архиепископа Кентерберийского каноник Джонатан Гудалл, профессор Оксфордского университета Себастиан Брок. От Русской Православной Церкви на форуме присутствовали епископ Краснослободский и Темниковский Климент («Священное Писание в Русской Православной Церкви в настоящее время»), проректор по научной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Юревич («Слово в жизни народа Божия: святитель Иоанн Златоуст»), заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумен Петр (Мещеринов) (с сообщением о миссии Православной Церкви в современном обществе), профессор СПбДА Анатолий Алексеев («Духовное обновление и библейские исследования в России в XIX и ХХ вв.»), доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталья Сухова («Экзегетика и духовная жизнь: святитель Феофан Затворник как толкователь псалмов»), председатель Отдела внешних связей Митрополичьего округа в Республике Казахстан иеромонах Серафим (Петровский), руководитель службы переводов ОВЦС МП священник Арсений Черникин.

http://drevo-info.ru/news/11406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ [греч. Καισρεια τς Καππαδοκας; лат. Caesarea in Cappadocia; ныне Кайсери, Турция], город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви . История Предшественником Кесарии был античный г. Мазака, наследник ассир. торговой колонии Каниш (ныне Кюльтепе), располагавшейся в 24 км к северо-востоку от него. В эллинистический период был переименован в Евсевию; при рим. имп. Августе в его честь - в К. К. Для отличия от одноименных городов эту К. К. еще называли по ее расположению «Кесария у горы Аргеос» (совр. название горы - Эрджиес; Καισρεια πρς τ Αργα). Город был столицей каппадокийских царей, в т. ч. союзника Митридата Евпатора, Тиграна II (нач. I в. до Р. Х.), к-рый переселил часть ее жителей в Тигранакерт, основанный незадолго до того в Сев. Месопотамии (после победы римлян они вернулись обратно). На рубеже эр К. К. была под властью Антиоха III, царя Коммагены. С 18/19 г. являлась столицей новой пров. Каппадокия с правом чеканки серебряной монеты. В 260 г. плохо защищенная К. К. была занята персами; Иоанн Зонара писал, что в это время в городе проживало ок. 400 тыс. чел. ( Zonara. Epit. hist. XII 23; достоверность сведений подвергается сомнению). Благодаря тому что большая часть окрестностей К. К. была занята имп. имениями, город был единственным крупным в округе. Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Роспись апсиды ц. св. Григория Двоеслова в дер. Халки, Наксос. 1051 г. Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Роспись апсиды ц. св. Григория Двоеслова в дер. Халки, Наксос. 1051 г. К. К. располагалась на высоте ок. 1068 м над уровнем моря на перекрестке 3 важнейших рим. дорог через Центр. Анатолию (хотя зимой снег засыпал проезд). Одна из них проходила с юго-запада на северо-восток: из Икония через Колонию (где пересекалась с дорогой, шедшей с севера на юг, из Анкиры в Тиану и далее к Киликийским Воротам) и К. К. в Севастию. Вторая - с запада на восток: из Анкиры в Мелитину (существовал также альтернативный путь из Анкиры в Мелитину - через Тавию). Третья дорога вела с севера на юг: из Амиса через Тавию, К. К. и Тавр в Киликию.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Принципиальная несовместимость фигуры Вселенского Патриарха с Православием Отклик на статью главного редактора «Русской народной линии» и краткий ответ Анатолия Степанова Анатолий Степанов   Священник Александр Шумский   10:52 30.10.2018 3862 Время на чтение 7 минут Мне уже не раз приходилось цитировать слова великого Святого, святителя Григория Двоеслова: «Антихрист назовёт себя богом. О! Я говорю смело, что кто назовет себя епископом вселенским, тот предтеча антихриста». Эти слова были произнесены Святым ещё задолго до разделения Церквей на Западную и Восточную. Данное высказывание святителя Григория наповал разит папизм во всех его проявлениях и модификациях. Поэтому я никак не могу согласиться с суждением уважаемого главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова, который высказал в своей недавней статье «Что делать, чтобы опасность украинс кой автокефалии не стала реальностью?» следующее: «К сожалению, Россия упустила в свое время исторический шанс утвердить статус Третьего Рима как царствующего града, что привело бы к утверждению Московского Патриарха в роли Вселенского. Этому помешал сначала конфликт Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, а затем и ликвидация самого Патриаршества Петром Великим. В результате по сути царствующий град Москва (Санкт-Петербург) ради своих узко-политических интересов сохранил статус Константинопольского патриарха как Вселенского, каковым он был и во время существования Второго Рима». Когда я прочитал этот абзац из статьи (в целом – хорошей) Анатолия Степанова, то невольно перекрестился и произнёс: «Слава Богу, что Московский Патриарх не стал Вселенским!»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/30/pr...

Амвросианское пение было принято и Римской Церковью, при Папе Дамасии (IV век), и затем в течение V века распространилось не только по всей Италии, но и в Галлии и Германии. В начале V века подобное же пение введено было и в Церкви Иппонийской (Африка) блаженным Августином. К концу IV века и началу VII западное пение развилось и расширилось в своем содержании, и амвросианское четверогласие обратилось постепенно в осмогласие через добавление новых четырех ладов в качестве побочных (плагальных) к первым четырем. Принятие нового вида пения, то есть осмогласного вместо четверогласного, относят ко временам Папы Григория Двоеслова, или Великого, но в действительности это произошло позднее. Во всяком случае, пение григорианское, осмогласное, заменило собою прежнее (амвросианское) и принято Западной Церковью в качестве “Canmus’a firmus’a” то есть пения, утвержденного как бы на все времена. В восточной половине Церкви Вселенской развитие пения шло также в сторону осмогласия, но несколько иным путем, чем это было на Западе. Прежде всего на Востоке не наблюдалось исключительного преобладания диатонизма. По крайней мере, местности с преобладающим греческим населением сохранили (даже доселе) в своем пении все музыкальные традиции древних эллинов, и в частности хроматический и диатонический роды музыки. Но принципиально и Восточная Церковь признавала за диатонизмом наибольшее соответствие его с духом Церкви. Что касается количества ладов, или гласов, то в Восточной Церкви начиная с V века устойчиво практиковались все восемь гласов и никаких уступок в постепенном нарастании по четверогласиям не было. Так, святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, писал свои воскресные стихиры на восемь гласов; также на восемь гласов составлял кондаки и икосы святой Роман Сладкопевец (V век), бывший диаконом в Берате (Сирия). Святитель Софроний Иерусалимский и Иоанн Мосх (VI век), когда были в монастыре у Нила Синайского , удивлялись тому, что там не поют осмогласно ни Господи, воззвах, ни Бог Господь, ни Всякое дыхание.

http://azbyka.ru/kratkij-ocherk-istorii-...

К понтификату Иоанна II относится утверждение теопасхитской формулы " Один от Троицы пострадал во плоти " . В 519 году она была предложена монахами во главе с Иоанном Максентием, но в 521 году осуждена папой Римским Гормиздом . Имп. Юстиниан I после консультации с Константинопольским патриархом Епифанием в 533 году издал эдикт с подтверждением теопасхитской формулы и осуждением неонесториан ( акимитов ) . Император обратился к Иоанну II с просьбой утвердить формулу. В Рим были посланы участники проходившего в Константинополе диспута с монофизитами Ипатий, еп. Эфесский , и Димитрий, еп. г. Филиппы . Акимиты также обратились в Рим за поддержкой, направив туда монахов Кира и Евлогия. Требование имп. Юстиниана принять формулу, осужденную папой Гормиздом, поставило Иоанна II в сложное положение. Римский диакон Анатолий консультировался по данному вопросу с карфагенским богословом Фульгенцием Феррандом , который подтвердил православный характер теопасхитской формулы, отметив, что, следуя формуле, о Божестве можно говорить как о пострадавшем во плоти. На основании суждения Ферранда Иоанн II одобрил императорский эдикт, о чем известил Юстиниана и римский сенат особыми посланиями (25 марта 534). В послании к сенату он обосновывает свое решение в форме ответов на вопросы, вероятно составленные на основе заключения Ферранда. На вопрос, " можно ли считать Христа по воплощении Одним из Троицы " , Иоанн II ответил положительно, обращаясь к Свящ. Писанию ( Быт 3, 22 ; 1 Кор 8, 6 ), к Никейскому Символу веры и к творениям отцов Церкви блж. Августина , святителей Григория Богослова , Григория Нисского , Прокла Константинопольского . В ответе на вопрос, " можно ли сказать, что Христос Бог пострадал во плоти, но Божество не страдало " , Иоанн II, опираясь на Втор 28, 66 , Ин 14, 6 , Зах 12, 10 , Деян 2, 15 , 1 Кор 2, 8 , а также на Пс 23, 8 и Деян 20, 28 и суждения отцов Церкви святителей Киприана Карфагенского , Григория Богослова , анафематизмы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского , и на Томос к Флавиану папы Римского Льва I Великого , поясняет, что страдало все существо Христа Воплотившегося Бога, поэтому нельзя сказать, что страдала только плоть, а Божество было безучастно к страданию.

http://drevo-info.ru/articles/13679893.h...

Скачать epub pdf О святителе Геннадии Константинопольском Предисловие Во святых отец наш Геннадий жил во времена императора Льва Великого (прозванного также «Макеллой» 311 ). Вначале он был пресвитером Константинопольской церкви 312 , а затем в 458 г. 313 , после смерти Анатолия, присутствовавшего на IV Вселенском соборе, был возведен на Константинопольский престол. Назначив экономом церковного имущества Маркиана, обратившегося в православие из ереси кафаров, он повелел, чтобы через него клирики каждого храма получали свою часть из приносимого во все церкви, а не забирала бы все себе Великая церковь , как то было в обычае прежде. Этот треблаженный муж не рукополагал никого, кто не знал наизусть Псалтири 314 . Он был чудотворцем, потому что своей молитвой исцелил иссохшую руку того живописца, который изобразил Господа нашего Иисуса Христа в виде Зевса 315 (т. е. с густыми и длинными волосами на голове и такой же бородой). А св. Елевферию он написал такую жалобу на одного его 316 клирика: «Святой мученик Божий Елевферий, твой воин живет беспутно. Или исправь его, или пресеки его жизнь». И, о ужас! Клирик тотчас же умер. Другой раз, войдя ночью в алтарь для молитвы, св. Геннадий увидел бесовское явление. Святой запретил демону, а тот в ответ прокричал, что, пока святой жив, он будет вести себя тихо, но после того, как Геннадий умрет, он потрясет Церковь . Устрашенный этим, святой воззвал к Богу, а спустя немного времени почил о Господе, в 471 г. 317 . Кроме прочих составленных им сочинений, св. Геннадий в 459 г. вместе с Собором 73 епископов 318 319 написал и настоящее каноническое послание против симонитов. Это послание косвенно подтверждается правилом VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получает некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Послание находится в «Пандектах» (т. 2), в толковании Вальсамона (с. 1085) и в книге под названием «Греко-римское право» (с. 187). Во святых отца нашего Геннадия, патриарха Константинопольского и его Собора. Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому 320

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010