По способу пения называются также Антифоны , набранные из псалмов стихи с припевами в честь праздника, поемые в начале литургии, непременно на обоих клиросах. Такое пение введено в христианскую церковь св. Игнатием Богоносце м, епископом Антиохийским, который сделал это в подражание ангельским силам, попеременно воспевающим Славу Божию. В константинопольскую церковь ввел их св. Иоанн Златоуст , в отражение Арианам, которые, чтобы привлечь к себе православных, стали свою ересь выражать в стихах, поемых антифонами. Антифоны, поемые в воскресные дни на утрени, называются степенными , потому что заимствованы из псалмов, надписываемых в Библии : песнь степеней. Непорочными называются тропари воскресные, поемые пред Евангелием с припевом Благословен еси Господи...; непорочными названы, потому что этот припев взят из псалма: блаженни непорочнии. Объяснение названий церковных песней заключим объяснением тех названий, которые хотя не имеют важности, но, встречаясь в церковном уставе, требуют объяснения. Стихирами восточными называются стихиры Анатолия Патриарха константинопольского. Это название–остаток древности, когда переводчики, не зная имени этого Святителя, имя его переводили «восточный» так как восток по гречески Ανατολη. Самогласными называются те стихиры, которые не поются ни на один из 8-ми гласов, а имеют свои особенный напев. Стихиры подобны суть те, которые своим напевом походят на другую стихиру, более знакомую поющим. Это название тоже остаток древности. Тропари отпустительные поются пред отпустом вечерни. Хотя всякий тропарь может быть пет пред отпустом вечерни, но преимущественно тропарями отпустительными называются следующие: Богородиице Дево радуйся..., Крестителю Христов всех нас помяни..., Молите за ны святии Апостоли..., Под Твое благоутробие... д) Отпусты и благожелания д) Отпусты и благожелания, обращаемые священником к народу от лица Церкви, бывают разного рода. Из них чаще всех повторяется благожелание: мир всем , в котором священник ниспосылает молящимся мир, мир душевный, мир с совестью, с ближними и с Богом, как единственное условие богоугодной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем Власий под предлогом путешествия в Путеолы для поправки здоровья покинул Рим вместе с учениками Лукой, Симеоном и Иосифом и отплыл в Константинополь . Здесь он был радушно принят игуменом Студийского монастыря Анатолием, который представил его патриарху Константинопольскому святителю Антонию II Кавлею и императору Льву VI Мудрому . Житие так описывает встречу Власия с императором: оставленный стражниками ожидать аудиенции в специальном помещении дворца, Власий заглянул в единственную открытую дверь и, увидев императора, занятого переписыванием книг, принял его за простого писца. Власий спросил его, где же обитает император. Тот, восхищенный простосердечием святого, усадил его рядом с собой на подставку для ног и стал с ним беседовать. Когда же Власий догадался, кто перед ним, Лев рассказал, что Христос за три года до того показал ему во сне облик старца. После четырехлетнего пребывания в Студийском монастыре Власий испросил у игумена Анатолия позволение отплыть вместе с учениками на Афон . Там Власий был сначала враждебно встречен местными жителями, однако затем сумел расположить их к себе. Преподобный пробыл на Святой Горе двенадцать лет, основав там монастырь, название которого неизвестно. Однако из-за возникших разногласий относительно права на владение этими местами, доставлявших братии немалое беспокойство, Власию пришлось вновь отправиться в Константинополь , где ему удалось получить от императора Льва хрисовул с земельными пожалованиями. В столице Власий заболел и вскоре умер, за три дня узнав о предстоящей кончине. Его кончина датируется 18 февраля 910/911/912 года. Власий был похоронен в алтарной части Георгиевской церкви Студийского монастыря, находившейся по левую сторону от главного монастырского храма во имя Иоанна Предтечи. Житие Власия было написано еще при жизни игумена Анатолия одним из пострижеников последнего по заказу и, возможно, со слов Луки, ученика Власия, который стал его преемником в качестве игумена на Афоне. Вероятно, упоминаемая в сохранившемся фрагменте хрисовула Льва VI афонским монастырям " обитель Луки " есть не что иное, как монастырь, основанный Власием. В силу близости к описываемым событиям житие Власия является ценнейшим источником по истории начала монашеской жизни на Афоне. Оно также проливает свет на связи первых святогорских обителей со Студийским монастырем. В состав жития входит повесть о преподобном Евфросине Поваре . По-гречески житие сохранилось в одной рукописи , однако оно оказалось в составе Четьих Миней, переведённых на церковнославянский язык во второй половине XII века. Впоследствии этот же перевод был включён в Великие Четьи Минеи. На основе славянского перевода уже на русской почве была составлена проложная статья, изобилующая ошибками: Власий частично спутан с Евфросином, монастырь святого Кесария с городом Кесарией и т. д. Эта статья вошла в русский Пролог второй редакции.

http://drevo-info.ru/articles/26949.html

Оба эти события являются, увы, не лучшими в биографии святителя Анатолия, одного из великих иерархов христианского Востока. Хиротония св. Анатолием Максима Антиохийского, по совершенно справедливому замечанию Болотова, произошла «вопреки всем обычаям» и свидетельствует «как далеко за границы канонически дозволенного простерли свою компетенцию архиепископы Константинопольские». Это деяние не находит никакого оправдания ни в канонах Вселенских Соборов, ни в канонах Поместных Соборов. Более того, оно прямо нарушает 2 правило Второго Вселенского Собора, категорически запретившее одним областным епископам вторгаться в область других и даже особо оговорившее границы и преимущества Антиохийской Церкви. К сожалению, иногда и святые люди совершают ошибки. Вспомним, хотя бы, современника свт. Анатолия римского папу Льва Великого, выдающегося защитника Православия, жизненная летопись которого, однако, омрачена не самой светлой страницей борьбы с 28 правилом Четвертого Вселенского Собора. История с тяжбой между Фотием Тирским и Евстафием Беритским скорее вредит теории «восточного папизма», чем помогает ей, поэтому совершенно не понятно, зачем Шабанов ее, вообще, упоминает. Константинопольский Синод, как правильно отмечает Шабанов, «осуществил канонический суд над Фотием, еп. Тирским». Однако дальнейшие утверждения того же господина о том, что «после доклада св. архиепископа Анатолия о правах Константинопольского Синода Вселенский Собор признал законным его юрисдикцию в деле епископов Антиохийского Патриархата», - абсолютно не соответствуют действительности. Во-первых, свт. Анатолий не произносил никакого доклада, но сделал лишь краткое сообщение. Во-вторых, никакого постановления о юрисдикции Константинопольского Синода Четвертый Вселенский Собор не выносил. Кроме сообщения свт. Анатолия, по поводу юрисдикции Константинопольского Синода прозвучало лишь какое-то невразумительное пояснение епископа Хиосского Трифона: «Собор созывается, и сходятся, и притесняемые получают (свои) права».

http://radonezh.ru/monitoring/o-mnimosti...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 ноября 1 мин., 22.05.2012 Преподобного Варлаама Хутынского (1192). Святителя Павла исповедника, патриарха Константинопольского (350). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобного Луки Тавроменийского (800-820). Преподобного Луки, эконома Печерского (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ 1 Сол., 269 зач., IV, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Лк., 64 зач., XII, 8-12. ЦИТАТА ДНЯ Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим. Эсхил РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 19 ноября (аудио + текст): прп. Варлаам Хутынский свт. исп. Павел Константинопольский свт. Герман Казанский МАТЕРИАЛ ДНЯ Сегодня - Международный мужской день. Поздравляем всех представителей сильного пола с праздником и желаем им всегда оставаться мужчинами с большой буквы! Но кто такой Настоящий мужчина? Какими качествами должен обладать? И какие этические требования выдвигаются к потомкам Адама? Об этом наш архивный материал. Протоиерей Андрей Лоргус. Поколение инфантильных Протодиакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента). И оставит человек отца и мать... Протоиерей Николай Емельянов. Жена да боится мужа... Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-19.html

Софии) церкви в Константинополе. Поэтому по установленным дням верующие входили не обычным для Софии в Новгороде южным входом, а шли вместе с владыкой через западные врата. Тема христианской церкви – винограда, насажденного Господом в далеком Новгороде, – развивалась и в алтарных композициях. Богородица в конхе 271 ассоциировалась с самой Церковью , домом Премудрости, а изображенные ниже, по сторонам от верхнего окна, апостолы в Евхаристии, с виноградными ветвями, 272 «наполнившими землю и пустившими корни до моря», 273 – приобщенными самим Христом к вину и знанию Премудрости. «Лозие явистеся Христова винограда мудрии, вино нам спасения источающее: его же приемлем, веселия исполняющиеся», – поется в кондаке службы апостолам. Евангельский образ винограда, обозначавший Христа и его Тело (собрание верных), находил воплощение в орнаментальном убранстве Софии, а также в облике огромных, сияющих золотом чаш причастных кратиров, 274 украшенных гибкими виноградными стеблями. Слуги, посланные Премудростью созывать верных на её пир, в соответствии с текстом пророчества Соломона в восточной части купола, – это священники, служащие Евхаристию, восприемники апостольского служения. В алтаре представлен их идеальный образ – святительский чин. Его первый ряд (а в Новгороде их было два) размещался между окнами первого и второго ярусов. Второй фриз фронтальных фигур Отцов Церкви проходил в уровне нижнего (второго) яруса окон, размещаясь, возможно, и в простенках между окнами. Самый нижний ярус алтарного полукружия не имел изображений, 275 его украшали орнаменты, 276 выложенные мозаикой (XII в.) и сохранившиеся до сих пор. Уцелевшие фигуры святительского чина «спускаются» относительно его уровня в алтарном пространстве: там расположены святители в арках, соединяющие главный алтарь с боковыми. Это Поликарп Смирнский , Ириней Лионский , Карп Фиатирский, патриархи Константинопольские Анатолий и Герман. В своде вимы над алтарем находилась уникальная композиция, представляющая Вознесение Христово в точном соответствии с Евангелием от Марка, то есть соединяющая прощание Христа с учениками с их проповеднической миссией ( Мк. 16:15–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православно-христианское учение о посте как земном подвиге, обязательном для всех верующих во Христа, на первый взгляд совершенно понятно без каких-либо дополнительных объяснений. Фактически же оно оказывается гораздо сложнее, чем кажется. Углубление в смысл и задачи поста открывает много новых подробностей, касающихся настроения постящегося, конечных целей и благодатных даров постничества. Авторитетно-твердое и исчерпывающе-полное истолкование понятия о посте мы находим в православной литургической письменности или в церковно-богослужебных молитвах, песнопениях и канонах. На основании отрывочных замечаний о посте церковных песнопевцев можно вскрыть подлинную точку зрения Церкви на существо телесного и душевного поста как выражения человеческого смирения, молитвенности и милосердия, а также на значение постничества в процессе спасения. Литургическое освещение общехристианского подвига поста во всех его сторонах дает преимущественно Триодь постная, где по дням великопостных богослужений рассыпаны замечания на этот счет знаменитых учителей Церкви: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, святителей Анатолия, патриарха Константинопольского, Космы, епископа Маиумского, Андрея, архиепископа Критского, и многих других песнопевцев. Их богослужебные наставления уже полторы тысячи лет учили и учат христиан истинно поститься. Кто из православно-верующих с раннего детства не воспринимал в Церкви потрясающего душу назидания упомянутых святых лиц о богоугодном прохождении времени пощения! Из медоточных речей Постной триоди извлечем прежде всего понятие о посте телесном. Телесный пост Телесное питание далеко не безразлично в духовной жизни каждого христианина. Беспорядочно, без разбора вкушаемая пища нередко возбуждает страстность 2189 , огрубляет чувствительность души и мешает молиться. Некогда праотцы человеческого рода Адам и Ева через ядение запрещенного Богом плода лишились Божией благодати и были изгнаны из рая. Ищущие возвращения в светлые райские обители достигают его воздержанием от излишеств в питании и услаждений плоти 2190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Двунадесятые праздники: история и особенности богослужения Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 8(21)сентября Тропарь праздника, глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак праздника, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое. История праздника Праздник в день Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в первые века ее существования. Святая равноапостольная Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы, что косвенно свидетельствует о существовании данного праздника до этого времени. Другие свидетельства можно найти в творениях блаженного Иеронима , Епифания Кипрского , писаниях святителя Иоанна Златоуста и блаженного Августина . Святитель Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы раскрывает смысл этого торжества: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». На протяжении нескольких веков святыми песнотворцами в честь праздника были составлены многие вдохновенные песнопения: в V веке – Анатолием, архиепископом Константинопольским; в VI веке – Стефаном Святоградским; в VII веке – святителем Андреем Критским ; в VIII веке – преподобным Иоанном Дамаскиным и патриархом Константинопольским Германом, в IX веке – Иосифом Студитом. Событие праздника Людьми, удостоившимися произвести на свет будущую Богородицу, стали праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. До глубокой старости супруги были бездетны и терпели «поношения бесчадства» от своего народа. Дело в том, что в еврейском народе бесчадие рассматривалось как Божие отвержение, наказание за недостойную, греховную жизнь. Ведь отсутствие детей исключало саму возможность быть причастным к рождению обетованного Мессии – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подо6ен: Всехвальнии мученицы: Своего Агнца/Агница и Непорочная Владычица/на Кресте яко виде, зрака не имуща, ниже доброты,/увы Мне, – рыдающи, глаголаше:/где доброта Твоя зайде, Сладчайший,/где благолепие?/Где благодать блистающая образа Твоего,/Сыне Мой любезнейший? НА ЛИТУРГИИ Блаженны Октоиха, на 4. И Евфимии: Песнь 3-я, на 4. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Апостол к Коринфяном, зачало 181. Аллилуия, глас 1: Терпя, потерпех Господа, и внят ми. Евангелие от Луки, зачало 33. Причастен: В память вечную будет праведник: Святая великомученица Евфимия Всехвальная пострадала за веру в Христа около 304 года в городе Халкидоне в Вифинии во время гонения на христиан римского императора Диоклитиана (284–305). Память святой великомученицы совершается 16 сентября, в тот же день помещены сведения о ней. 11 июля Святая Церковь воспоминает посмертное чудо святой великомученицы Евфимии, совершенное на Четвертом Вселенском Соборе в 451 году. После мученической кончины тело святой Евфимии было погребено недалеко от Халкидона. Впоследствии на могиле великомученицы был построен величественный храм, и в нем положены ее нетленные мощи, которые по милости Божией прославились многочисленными чудесами. Ежегодно, перед Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Евфимии, через небольшое отверстие с левой стороны мраморной гробницы епископ Халкидонский почерпал губкой истекавшую от святых мощей кровь и отжимал ее в приготовленный сосуд. Христиане помазывались этой благоуханной кровью и получали исцеление от своих душевных и телесных недугов. В 451 году в храме, где почивали святые мощи великомученицы Евфимии, протекали заседания Четвертого Вселенского Собора, на котором православные осудили ересь монофизитов, или евтихиан. Поскольку монофизиты никак не соглашались с доводами защитников истинного учения о двух природах Иисуса Христа, святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, (†458, память 3 июля) предложил Собору обратиться за помощью в решении этого вопроса к Богу через ходатайство святой великомученицы Евфимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прекращение поминовения еретика «до соборного заключения» имеет другой смысл. Это решительный и даже, можно сказать, последний протест православной совести. Это некоторый выход для тех, кто соблазняется, но отнюдь не повод для создания преждевременных волнений до тех пор, пока Церковь не приступит к выяснению сложившейся ситуации 115 . Нам не грозит опасность... оскверниться, ни поминая патриарха (поскольку он ещё не осуждён), ни тем более вступая в общение с поминающими его. Противоречия этому высказыванию есть не что иное, как бредни «зилотов». Святитель Кирилл, патриарх Иерусалимский не осквернился, хотя и принял епископскую хиротонию от Кесарийского митрополита Акакия, который был откровенным арианином (и даже главой одной из групп ариан), но находился и действовал внутри Церкви. Святой Анатолий также был рукоположен во епископа (и даже поставлен в сан Константинопольского патриарха) Александрийским патриархом Диоскором, осуждённым на IV Вселенском соборе монофизитом и главным защитником ересиарха Евтихия. Итак, если не оскверняет даже хиротония от епископов, проповедующих еретические убеждения, но ещё не осуждённых соборным решением и пребывающих внутри Церкви, то тем более не оскверняет их поминовение и уж, конечно, общение с теми, кто из икономии терпит и поминает последних 116 . Старостильники, запутавшись в противоречиях, са­ми не понимают того, что говорят и что утверждают (почитай книгу Ф. Мавроса), и ... пребывают осквернёнными. Почему? Потому что, как я уже сказал, и они, несмотря на свои теоретические заявления, или даже, лучше сказать, в вопиющем и трагическом противоречии с ними, на практике принимают в общение лиц, принадлежащих Элладской Церкви, которая имеет общение с патриархом! Что же получается? Если бы они стремились к последовательности, то не должны были бы вступать в церковное общение ни с одним членом Элладской Церкви (тем более, не преподавать таинств исповеди и причащения), если он предварительно не отделится от Элладской Церкви и с покаянием не присоединяется к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, потому что идея воссоздания этого храма принадлежит Вам как Президенту Российской Федерации. И я знаю, что Вы многие усилия употребляли к тому, чтобы правильно и разумно осуществлялось это общенародное воссоздание храма, в котором участвовали тысячи и тысячи людей. В память о сегодняшнем событии я бы хотел преподнести сему святому храму образ, написанный в честь Крещения Руси. Человек крестится в воде, на воде он защищает Родину, в воде он может и погибнуть. Пусть икона, напоминающая о том, что все мы как христианский народ вышли из Киевской купели Крещения, укрепит нашу веру, а вместе с верой — способность устроять нашу национальную жизнь, защищать Отечество, строить и обустраивать Россию. Пусть этот образ хранится в память о сегодняшнем малом освящении собора в его стенах. Я имею также долг и очень приятную обязанность наградить тех, кто особо потрудился в деле воссоздания сего святого храма. Очень важной частью всей работы было собирание средств, больших средств, и при правильной организации сделано было очень многое. Ну, а затем нужно было эти средства рачительно потратить, привлечь лучших мастеров, осуществляя планомерный контроль над тем, как производится реставрация. Нужно было постараться завершить все к этому году, как мы и хотели в начале пути. Все это по милости Божией было совершено, и потому считаю долгом и почетной обязанностью, огласив соответствующие Патриаршие грамоты, вручить высокие церковные ордена тем, кто особо потрудился в деле воссоздания Свято-Никольского морского собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/2171197.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010