См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов //Фома. - — август 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Вопрос номера: Боюсь, что Бог пошлет мне болезни. Как быть? Письмо в редакцию/ Никита ; Отвечает психолог Александр Ткаченко/ Протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова//Фома. - — август 2020. - С.14-22. - (рубрика « Вопрос номера »). Реклама радио «ВЕРА»: С. 23 Патриарх Кирилл: «Мы счастливы лишь тогда, когда у нас есть опыт скорби» . Из проповеди после литургии с сурдопереводом для представителей общин глухих и слабослышащих людей в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. Москва, 25 сентября 2016 года Фото Нелли Гавриловой //Фома. - — август 2020. - С.24-25. - (раздел « Вопрос номера »).                                  ВЕРА(раздел). – С.26-43. Школа «Фомы». Именины: Анатолий. [портрет]: Значение имени : Происходит от греческого νατολ – «восток», «восход солнца»; День памяти : 12 августа; Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (1855-1922): [С ранних лет ему мечталось посвятить себя Богу, но, пока была жива мать, она просила его быть при ней — и Александр слушался. Лишь в тридцать лет поступил в Оптину пустынь Его авторитет как духовника неуклонно рос Принимая у человека исповедь, он одновременно горячо молился за него, и, если Бог открывал ему, что у человека на душе остались какие-то грехи, батюшка не читал разрешительную молитву, пока тот не выскажет всего. По молитвам отца Анатолия люди нередко выздоравливали, но он всегда старался представить дело так, чтобы человек не связывал свое выздоровление лично с ним. 11 августа 1922 года в бывший монастырь приехала ЧК. Старца Анатолия допросили и хотели тотчас увезти, но батюшка попросил отложить арест на день, чтобы приготовиться к отъезду. Чекисты ушли, велев келейнику батюшки отцу Варнаве, чтобы тот к утру был собран. Назавтра вернулись: «Готов?» «Готов»,— ответил келейник и открыл дверь в комнату. Посреди нее стоял гроб с усопшим старцем.]; Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Анатолий : Святой мученик Анатолий Никейский (312 г.), день памяти - 3 декабря; Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (458 г.), день памяти - 16 июля; Анатолий Рыбаков (1911-1998) [автор повестей и романов " Дети Арбата " , " Тридцать пятый и другие годы " , " Кортик " и др.]; Анатолий Папанов (1922-1987) [актер театра и кино, народный артист СССР]; Интересные факты ;Ил.: ; Старец Анатолий был погребен рядом с захоронением старца Амвросия. На фото молебен перед началом раскопок и палатка над местом работ. Фото optina.ru; Сельхозартель. Фото optina-pustin.ru//Фома. - – август 2020. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-208-...

Смерть старца Макария, которая последовала 7/ 20 сентября 18 60 года, послушник Алексий горько оплакивал. Утешением для него было лишь то, что у него остался другой наставник, отец Амвросий, с которым его еще более сблизило общее горе и которому он теперь передал всю свою преданность и любовь.  17 ноября 18 62 года послушник Алексий был пострижен в монашество с именем Анатолий, в память святителя Анатолия, патриарха Константинопольского († 458; память 3/16 июля). 5 июля 18 66 года инок Анатолий был рукоположен в иеродиакона. В 1860-е годы по благословению старца Амвросия отец Анатолий принимал участие в подготовке оптинских изданий творений аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, преподобного Феодора Студита. Вскоре старец Амвросий  стал посылать отца Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбных  и печальных. Когда в Оптину пустынь приехал архиепископ Калужский и Боровский Григорий (Миткевич; † 1881), то старец Амвросий попросил благословения у владыки дать ему отца Анатолия в помощники.  7 сентября 18 70 года иеродиакон Анатолий был посвящен в иеромонаха и вскоре назначен благочинным. 3 августа 18 71 года последовал Указ Святейшего Синода, в котором говорилось: «В видах водворения желаемого порядка и благоустройства в Спасо-Орловском монастыре, назначить настоятелем сего монастыря из рекомендованных Вашим Преосвященством иеромонаха Оптиной, Калужской епархии, пустыни, Анатолия, с возведением его в сан архимандрита» . Отец Анатолий отказался принять должность настоятеля и в прошении, посланном в Святейший Синод, писал: «Объявлен мне указ Вашего Святейшества о назначении меня настоятелем пришедшего в упадок Спасо-Орловского, Вятской епархии, заштатного монастыря. На что по долгу монашеской совести считаю обязанностию повергнуть вниманию Святейшего Синода, что я более десяти лет страдаю от грыжи, которая не позволяет мне выстаивать всех церковных служб… Сверх сего я подвержен хронической головной боли, которая от умственных напряжений и беспокойств развивается и причиняет жестокие страдания, препятствующие возможности ходить в братскую трапезу, а иногда затрудняюсь и в самом богослужении. Вследствие такого моего болезненного положения… не смею — хотя всегда памятую священный долг послушания и данных мне обетов — принять на себя бремя правления и тем более устроения пришедшего в упадок монастыря. Всепокорнейше прошу Ваше Святейшество, да благоволите уволить меня от предназначенной мне настоятельской должности, так как сознаю, что не принесу ожидаемой от меня начальством пользы, а причиню лишь казне напрасную трату прогонных денег. К сему прошению Козельской Введенской Оптиной пустыни иеромонах Анатолий руку приложил. Августа 28 дня 1871 года» .

http://pravoslavie.ru/6131.html

Не менее интересны сведения об отношении владыки Серафима к Распутину. В книге «Пламень огненный» приводятся свидетельства о том, что иерарх всю жизнь считал его авантюристом, губившим Царскую семью и дискредитировавшим монархию. Такие сведения есть, например, в опубликованном недавно собственноручном письме святителя Серафима архиепископу Вениамину (Федченкову) . Однако благодаря записям монахини Касинии стало известно, что столь негативный вывод святитель сделал не на основании чужих слов, а на основании личного опыта. Услышав о Распутине, будущий владыка, а тогда ещё студент академии Николай Соболев, посетил его, однако скоро разочаровался в нём. Думается, что разговор между ними не был долгим, поскольку святитель впоследствии неоднократно вспоминал лишь одну распутинскую фразу: мол, Соболеву надо ехать в Японию. Посещение Распутина не было случайным – владыка часто посещал подвижников своего времени. В некоторых, как в Распутине, он разочаровывался, а о некоторых помнил всю жизнь, как о примерах благочестия и смирения. Поразительно, но накануне страшных лет безбожия и антицерковного террора, Господь послал русской земле великое множество подвижников, как ярких, так и незаметных. И будущему святителю было к кому ездить. В годы учёбы он посещал праведного Иоанна Кронштадтского и гефсиманского старца Исидора (Грузинского-Козина), который предсказал ему монашество. Став иеромонахом и поселившись в Калужской губернии, он близко познакомился с Оптинскими старцами. Один из них, преподобный Анатолий (Потапов), стал его духовником. Но отец Иоанн Кронштадтский , отец Исидор, старец Анатолий – это имена хорошо известных нам подвижников. А сколько было забытых ныне праведников, которых святитель тоже успел посетить? В Воронеже, как известно, он посещал старца Аарона Задонского, о жизни которого пока, к сожалению, ничего неизвестно. Через проповеди святителя постоянно проходят примеры из жизни других подвижников начала ХХ в., с которыми он был лично знаком. В эмиграции святитель не оставлял своих духовных встреч и сблизился со старцами афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Сам монастырь был в те годы практически недоступен для русских беженцев – Константинопольская Патриархия вела политику вытеснения русских с Афона. Однако святогорские монахи имели возможность периодически покидать свои монастыри. Так, старец Кассиан (Корепанов) окормлял братию монастыря святого Иова Почаевского в Словакии. Проезжая через Болгарию, он останавливался у святителя Серафима. Впоследствии отец Кассиан оставил отзыв о владыке, как о святом человеке. И что ещё интересно – старец Кассиан был дружен с ещё одним подвижником того времени – преподобным Силуаном Афонским .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Константинопольский епископ, уже по самому местожительству в столичном городе и своей близости к царствующему дому, получал особое значение в глазах областного епископата. К тому же на епископскую кафедру в столице и епископы фракийской области избирали из своей среды лишь наиболее даровитых, энергичных, благочестивых по жизни и потому наиболее авторитетных. Уже с самого основания новой столицы ее епископ был объявлен первым епископом области. Второй вселенский собор, бывший в 381 году по Р. X., при императоре Феодосии Великом, почтил его высокою честью, указав ему второе место в иерархии вселенской церкви Христовой. 3-е правило его гласит: „Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный (т. е., Константинополь) есть Новый Рим“. После этого константинопольские епископы уже перестают быть областными епископами Фракии, а начинают пользоваться правами архиепископскими или патриаршими; их власти подчиняются все епископы диоцеза, и в том числе фракийские митрополиты. Правда, титул патриарха в соборных канонах встречается только однажды, именно в 15-м правиле константинопольского двукратного собора, „бывшего в 861 году; но это не значит того, что патр и аршество появилось в церкви Христовой только в IX веке. Уже в соборных актах пятого вселенского собора, бывшего при императоре Юстиниане, в 553 г., Евтихий везде именуется „святейшим патриархом царствующего града Константинополя, Нового Рима». После второго вселенского собора константинопольские святители, как и святители римские, одинаково именуются архиепископами. На всех деяниях четвертого вселенского (Халкидонского) собора неизменно стоят одни и те же подписи: „Лев, святейший архиепископ древнего Рима, Анатолий, святейший архиепископ главного Константинополя, Нового Рима, Диоскор , архиепископ великого города Александрии»; все остальные члены собора именовали себя просто епископами. Впрочем, и до сего времени вселенские патриархи не перестают именовать себя „архиепископами“ Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Совместными усилиями папы Льва и Восточных епископов и при поддержке императора Маркиана в 451 г. в Халкидоне был созван IV Вселенский Собор. На этот собор Лев также отправил своих легатов. Твердая позиция Льва повлияла на ход Соборных заседаний, и в итоговое догматическое определение Собора (знаменитый Халкидонский орос ) были включены многие положения томоса папы Льва . Хотя сам Лев отказался признать 28-е правило Халкидонского Собора, дававшее Константинопольской Церкви равные с Римской Церковью преимущества, он в конце концов в 453 г. подтвердил вероучительные решения Собора и поддерживал тесные контакты с императором Маркианом, Константинопольским Патриархом Анатолием и его апокрисиарием (представителем) Юлианом. Вместе с ними он прилагал усилия для того, чтобы решения Халкидонского Собора были приняты монофизитами Египта, Сирии и Палестины. За свою деятельность по борьбе с монофизитской ересью и по восстановлению православной веры папа Лев был назван Великим . В Италии папа Лев предпринял шаги для консолидации итальянских и галльских епископов вокруг архиепископа Римского. В 451 г. он созвал собор в Милане, на котором потребовал признания всеми епископами его томоса . В Галлии Лев с помощью императорского эдикта ограничил влияние епископа Илария Арелатского и поддержал права епископа Вьеннского. В Иллирике Лев соперничал с Константинопольским епископом за церковную юрисдикцию и считал епископа Анастасия Фессалоникийского своим викарием. В 452 г. папа Лев возглавил посольство к предводителю гуннов Аттиле, в результате чего тот отказался от планов захвата Рима и удовлетворился контрибуцией. Лев Великий скончался 10 ноября 461 г., вскоре после смерти канонизирован. Память святителя Льва празднуется Православной Церковью 18 февраля и Католической Церковью 10 ноября. II. Сочинения Святитель Лев Великий не был плодовитым писателем. От него дошли лишь проповеди и письма. Начиная с первого дня своего понтификата святитель Лев регулярно произносил церковные проповеди, которым придавал большое значение, и рассматривал это как свою прямую обязанность (sacerdotalis sermonis officium).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

" Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца " (от марта). Там же, в другом месте сказано: " День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру " . Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана - в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII - Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX - преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

http://zavet.ru/kalendar/rx-004st.htm

Что ж, как говорят в Одессе, будем посмотреть, - что же будет дальше? Если, конечно, до этого «дальше» доживем! Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 121. Re: Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха Ответ на 108., Владимир Анатольевич: У каждого на этой духовной войне свое место, свой окоп. Вот его и нужно держать. Недисциплинированный воин более опасен для своих, чем для врага.Представьте себе, что Вы, матушка на Великой Отечественной войне в своем окопе. Вы видите, через прицел своей трехлинейки, что Ваш командир с белым флагом идет к немецкому офицеру и они радостно лобызаются. Каковы Ваши действия, как дисциплинированного воина? Прежде всего, определить, действительно ли предательство имеет место быть и не является ли то, что я вижу, следствием моего переутомления или перегрева или какого-то действа, смысл которого мне не ясен. Понятно, что на войне счет идет на секунды. Но мы-то не в состоянии цейтнота. Поэтому есть смысл поступать с рассуждением. Очень интересный документ: речь святителя Марка Эфесского к папе Евгению 4 многие обороты речи просто впечатляют: " Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся... " Ответ на 112., vlad7: Вы себя назначили прозорливицей, точно ведающей про стяжание святости кем-то? Когда начинается разговор в такой тональности, я понимаю, что пора налить себе " чашечку кавы " и оставить дискуссию, ибо дальше обычно будет разговор " ни о чем " . 120. Ответ на 79., Сергий Агапов: Я тоже говорю, что не нужно впадать в крайности. Поминая патриарха до его соборного осуждения как еретика, никто согласно упомянутому 15-му канону не погрешает, если сам не сочетается с ересью.Спасибо за вашу позицию, уважаемый Михаил, но, все же, выражение «впадать в крайность» мне кажется неверным и даже оскорбительным для святых отцов, внесших это существенное примечание в 15-е правило Константинопольского Двукратного Собора. Христиане, отделяющиеся от миссионэров ереси достойны чести, подобающей православным. Да, это крайняя, но обоснованная и необходимая мера для обуздания еретиков. С уважением Сергий.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/03/op...

е. свт. Льва) учением». В. В. Болтов пишет совершенно обратное: «История отношений к Халкидонскому собору представляет, по-видимому, совершенную неожиданность. Собор, многочисленный, как ни один из предшествующих, согласно принял догматическое определение. Все это дело велось с соблюдением всех законных disederata, какие можно поставить для такого важного дела. Император хотел собора свободного, и его представители на соборе делали все от них зависящее, чтобы благое намерение государя было выполнено… В истории не имеется свидетельств ни об одном соборе, на котором бы дело велось с такою осмотрительностью, где было бы приложено столько забот, чтобы всякое заявление было уважено, чтобы все было построено на крепкой основе свободного, разумного религиозного убеждения. Император был поэтому вправе смотреть с самыми радужными надеждами на следствия собора. “Пусть замолкнут теперь всякие неблагоговейные состязания. Лишь совершенно нечестивый может оставлять за собою право личного мнения по тому вопросу, о котором согласно подали свой голос столько священников, лишь совершенно безумный может среди ясного, белого дня искать искусственно обманчивого света, и кто поднимает какие-нибудь дальнейшие вопросы после того, как истина найдена, тот ищет заблуждения”». 4 Попытка армянских богословов объяснить принятие вероопределений Халкидонского собора исключительно административными притязаниями константинопольских патриархов занять в Церкви место Александрийских патриархов и стать первыми на Востоке, в чем они якобы имели своим союзником архиепископа ветхого Рима выглядит явно неудачной. Данная парадигма носит не только антинаучный характер, но и крайне наивна. Принятое на Халкидонском соборе 28 правило о предоставлении чести архиепископу Нового Рима как епископу царствующего града второго после Римского папы вызвало бурю негодования на Западе у Римских первосвященников. Святитель Лев папа Римский не признал действительности этого канона, прервал общение с архиепископом Анатолием Константинопольским и угрожал ему отлучением.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

На четвертом соборе, как видно из 3-го Деяния его, некоторые александрийцы, Феодор и Исхирион диаконы, Афанасий пресвитер и Софроний христианин, подав синоду челобитья на Диоскора, писали в них: «святейшему и блаженнейшему вселенскому архиепископу и патриарху Льву, и святому вселенскому собору». Таким образом папа римский на халкидонском соборе в первый раз назван был вселенским, но не отцами собора, а кое-кем из челобитчиков. Ежели не все, то большая часть блаженнейших пап, со времени апостольского до четвертого собора (451 г.), весьма много трудились для утверждения божественного и католического догмата. А папа Лев потрудился более всех предместников своих. а) Он во время ефесского собора (431 г.), когда Диоскор действовал весьма хитро и нечестиво, писал к царю Феодосию, и, не быв услышан им, со слезами умолял Валентиниана, императора римского, супругу и мать его; и они писали к Феодосию, чтобы он созвал многочисленнейший вселенский собор для отмены и замены прежних незаконных деянии. Опять не вняли ему; но он не умолк, но всеми способами и от всей души старался утвердить догмат божественный. б) Диоскор, патриарх александрийский, был еретик, святители же антиохийский и иерусалимский, принуждаемые им, подписали суемудрие его. Следовательно приснопоминаемый Лев один боролся со всеми еретиками вселенной, имея пламенную ревность по Боге и любовь к Его Церкви. в) По смерти царя Феодосия он не давал сна очам своим, доколе увещаниями, просьбами и другими внушениями не убедил императора Маркиана созвать св. собор в Халкидоне. Правда, ему помогал в этом деле константинопольский Анатолий; но все-таки после Бога он был деятельнейшим органом, доколе не составился собор. За все это он получил от царя председательство на соборе, почитался тут великим и назван был архиепископом и патриархом вселенским не почему-либо другому и с какою-нибудь целью, а единственно потому, что имел попечение о всех Церквях. Но и в Константинополе, со времени построения этого города до Иустина Фракийского, многие патриархи были богоугоднейшие и избранные мужи, как об этом свидетельствуют церковные историки, многие из отцов, и деяния святых соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона. Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм. Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения. В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля). Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.

http://pravicon.com/info-2275

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010