По кратком сидение и молитве, Государь проводил Патриарха до позлащенной двери своей палаты: там простились они навсегда, ибо уже не суждено было Святителю видеть более царских очей и в последний раз благословил он Государя. Но заботы царские о священной особе своего гостя простирались и на все время его странствия в пределах государства и далее за рубеж. Двум прежним приставам велено сопровождать Патриарха Цареградского, с тридцатью детьми боярскими до Смоленска; и возможная бережность предписана им на пути, чтобы не иначе избирали станы свои и ночлеги, как по большим селам или ямским слободами, и чтобы, отсылая пасти лошадей в соседнее поле, отряжали людей для их безопасной пастьбы. В Можайске, Вязьме и Дорогобуже, отпускаемы были почетный корм и мед, от города до города, а воеводам Смоленским указано от Государя собрать из погребов, царских и монастырских, до осьмидесяти ведр разного меда и, вместе с запасом съестным, отправиться на подводах до Орши, но прежде явить их на рубеже Патриарху, как последнее жалование царское в путь дальний, и написать о пропуске грамоту к державцу Оршанскому. (Стат. спис. 3, лист 113) Как только переехал Иеремия за рубеж Литовский, настиг его посланец царский и вручил ему, от имени Царя, тысячу рублей, на сооружение патриархии в Царьграде, вместе с дружелюбною грамотою к Султану, такого содержания: «Бог наш Троица, Иже прежде век сый, Отец и Сын и Дух Святый, ныне и присно и во веки веков, аминь, о Нем же живем, движемся и есмы, Им же Цари царствуют и сильные пишут правду. Вседержителя Бога милостию, Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович, всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Казанский, Астраханский, Псковский, Смоленский, Тверский, Рязанский, Полоцкий, Пермский, Вятский, Болгарский и иных многих земель Государь, и всея полунощныя Сибирския земли обладатель и Государь земли Немецкия. Гамаюна подражателю, Мурат Салтану, Государю Константинопольскому, Беломорскому, Черноморскому, Анатолийскому, Караманскому, Румскому и иных, брату и доброму приятелю нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Что ж, как говорят в Одессе, будем посмотреть, - что же будет дальше? Если, конечно, до этого «дальше» доживем! Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 121. Re: Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха Ответ на 108., Владимир Анатольевич: У каждого на этой духовной войне свое место, свой окоп. Вот его и нужно держать. Недисциплинированный воин более опасен для своих, чем для врага.Представьте себе, что Вы, матушка на Великой Отечественной войне в своем окопе. Вы видите, через прицел своей трехлинейки, что Ваш командир с белым флагом идет к немецкому офицеру и они радостно лобызаются. Каковы Ваши действия, как дисциплинированного воина? Прежде всего, определить, действительно ли предательство имеет место быть и не является ли то, что я вижу, следствием моего переутомления или перегрева или какого-то действа, смысл которого мне не ясен. Понятно, что на войне счет идет на секунды. Но мы-то не в состоянии цейтнота. Поэтому есть смысл поступать с рассуждением. Очень интересный документ: речь святителя Марка Эфесского к папе Евгению 4 многие обороты речи просто впечатляют: " Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся... " Ответ на 112., vlad7: Вы себя назначили прозорливицей, точно ведающей про стяжание святости кем-то? Когда начинается разговор в такой тональности, я понимаю, что пора налить себе " чашечку кавы " и оставить дискуссию, ибо дальше обычно будет разговор " ни о чем " . 120. Ответ на 79., Сергий Агапов: Я тоже говорю, что не нужно впадать в крайности. Поминая патриарха до его соборного осуждения как еретика, никто согласно упомянутому 15-му канону не погрешает, если сам не сочетается с ересью.Спасибо за вашу позицию, уважаемый Михаил, но, все же, выражение «впадать в крайность» мне кажется неверным и даже оскорбительным для святых отцов, внесших это существенное примечание в 15-е правило Константинопольского Двукратного Собора. Христиане, отделяющиеся от миссионэров ереси достойны чести, подобающей православным. Да, это крайняя, но обоснованная и необходимая мера для обуздания еретиков. С уважением Сергий.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/03/op...

Священномученика Афанасия епископа, преподобныя Анфусы и слуг ея мучеников Харисима и Неофита (III). Мученицы Евлалии девы (ок. 303). Иконы Божия Матери Грузинския (1650). 23. Отдание праздника Успения Пресвятыя Богородицы. Святаго мученика Луппа (IV). Священномученика Иринея, епископа Лионскаго (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольскаго (705). 24. Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Митрополита Петра, святителя Московскаго (перенесение мощей, 1479). Преподобнаго Арсения Комельскаго (1550). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидския (558). Преподобнаго Георгия Лимниота (VIII). Иконы Божия Матери Петровския. 25. Перенесение мощей святаго апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критскаго (I). Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, епископа Каррийскаго, исповедника (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградскаго (536–552). 26. Сретение Владимирския иконы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы в 1395 г.). Святых мучеников Адриана и Наталии (IV). Преподобнаго Адриана Ондрусовскаго (1550). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 27. Преподобнаго Пимена Великаго (ок. 450). Преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (XII). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийскаго (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римскаго (366). Преподобнаго Пимена Палестинскаго (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобнаго Саввы. 28. Преподобнаго Моисея Мурина (IV). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобнаго Феодосия) почивающих: Моисея чудотворца (XIII – XIV), Лаврентия затворника (XIII – XIV), Илариона схимника (XI), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, князя Острожскаго (ок. 1438), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV), Феофила, епископа Новгородскаго (1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), священномученика Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненнаго (XIV), Павла Послушливаго (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижнаго (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчальника (XIII), Софрония затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затворника (XIII–XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина (XIV), Кассиана затворника (XIII–XIV), Арсения трудолюбиваго (XIV), Евфимия схимника (ХГ), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия (XIV), Макария диакона (XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII–XIV), Силуана схимника (XIII–XIV), Агафона чудотворца (XIII–XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII–XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Позавчера в Петушки почтой отправлены два «Сборника». «Сборники» могут оставаться у Вас, Владыко, до следующего моего приезда. Тамара Ивановна с увлечением читает А. Толстого. Детки с любовию приняли подарок от Владыки. Простите, Владыко. Повергаемся к Вашим святительским стопам все мы, любящие Вас. Свящ[енник] П. Соколовский. XI.1956 г. Д. 18. Л. 85. Подлинник. Автограф. 14. 24 декабря 1956 г. Ваше Преосвященство! Дорогой Владыко! Сообщаю Вам, что по благословению Вашего Высокопреосвященства заседание Богослужебно-Календарной Комиссии назначено на 2 января 1957 г. Извещения о дне заседания и месте (кабинет Анатолия Васильевича) разосланы всем членам Комиссии. Одновременно отправлены доклады о соединении служб и заупокойном акафисте с приложением списков русских святых, которым имеются службы в наших богослужебных книгах. Сегодня бандеролью в Ваш адрес, Владыко, направлены: продолжение толкования Литургии и Уставных Указаний, а также «На Пасхальном икосе» и «Любити убо» Скабаллановича. Кроме того, в бандероли Вы обрящете книгу «Святые славянских церквей» и письма М[итрополита] Филарета к архим[андриту] Алексию 685 . Указания на 1957 г. выйдут только в феврале 1957 г., а календари надеемся получить несколько раньше. 2 Библии и 4 экземпляра Нового Завета с Псалтирью высланы Вам через Редакцию. Ждем, Владыко, от Вас доклад о святых, имена коих по благословению Высшей Церковной власти следует внести в наш Месяцеслов. Оказывается, Владыка Кишиневский Нектарий 686 носит имя в честь Нектария, п[атриарха] Константинопольского, и поэтому его интересует то, почему в наш месяцеслов не внесено имя этого святителя. Ольга Андреевна настаивает на внесении имени патриарха Нектария и в данном случае ссылается на то «обстоятельство», что якобы до 10 столетия в греческой церкви все неотлученные патриархи после смерти считались святыми. По ее словам, как будто Голубинский об этом говорит... Рукописи, сохраненные Вами, заинтересовали Святейшего Патриарха, и он благословил сдать их пока в Патриархию, что я собираюсь исполнить послезавтра.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Архив Пн В Твери прошло отпевание летчиков, погибших в Ивановской области 29 марта 2024 г. 11:17 12 марта 2024 года в Ивановской области неподалеку от аэродрома Северный произошло крушение военно-транспортного самолета Ил-76, на борту которого находились военные летчики. Весь экипаж погиб. 28 марта в тверской Воскресенский собор были доставлены гробы с останками разбившихся летчиков, связанных с Тверской землей: Сергея Павловича Свешникова, Дениса (Дионисия) Викторовича Онуфриенко, Даниила Юрьевича Гаранжи, Георгия Юрьевича Левашова, Руслана (Ростислава) Николаевича Очкасова, Виктора Адомасовича Бейнораса, Евгения Анатольевича Валидуды. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий возглавил отпевание погибших летчиков. Архипастырю сослужили тверские клирики: настоятель храма в честь Рождества Христова п. Мигалово протоиерей Димитрий Шкапенко, настоятель храма в честь Вознесения Господня в Дудине, духовник Тверского суворовского военного училища иерей Валерий Юкин, настоятель храма в честь священномученика Серафима Чичагова в/ч 03127 и храма в честь мученика Иоанна Воина в/ч 53956 иерей Андрей Гришаенков, клирик храма в честь святителя Николая иерей Сергий Богданов, клирики Спасо-Преображенского собора диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов.  За богослужением пел хор Спасо-Преображенского собора под управлением Т. Дмитришиной. Глава Тверской митрополии выразил соболезнования родным и близким погибших летчиков, а также командиру 196-го военно-транспортного авиационного полка 12-й гвардейской военно-транспортной авиационной Минской дивизии Александру Синельникову и обратился к участникам богослужения. Во время отпевания в храме молились родственники погибших, близкие и сослуживцы.  Пресс-служба Тверской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Чин Богослужения в главных чертах был определен уже Св. Апостолами. Кроме чина литургии и прочих таинств, несомненно принадлежащего Св. Апостолам, за исключением некоторых входящих в него обрядов и молитв, можно думать, что при них или, по крайней мере, вскоре после них, явились и службы дневные, както: вечерня, утреня, полунощница и часы первый, третий, шестой и девятый, хотя и не в том виде, какой они имеют теперь. Есть свидетельства 7 , доказывающие, что все эти службы были изложены в особых книгах, хранившихся верующими втайне, но они не дошли до нас. С IV по XII век (время наибольшего развития христианского Богослужения) чин Богослужения, излагавшийся в прежних книгах с некоторыми разностями, или представлен был в чистом и определенном виде, или пополнен был новыми молитвами, песнопениями и даже целыми службами. Лиц, участвовавших в составлении этих книг, было очень много. Замечательнейшими из них были: 1) Св. Василий В., Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский , составившие каждый для своей церкви чин литургии. Сверх того, первый определил и дополнил молитвами, им составленными, дневные службы и вечерню в день Пятидесятницы, а второй ввел во всенощные службы литии. Следовательно, этим обоим святителям весьма много были обязаны своим составом Служебник и Часослов. 2) Св. Анатолий, патриарх константинопольский († 458), как составитель воскресных стихир. 3) Роман Сладкопевец († в конце V века), как знаменитый творец кондаков и икосов. 4) Савва Освященный († 532), основатель славной в Палестине лавры. Он написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятый всеми палестинскими монастырями. 5) Софроний, патриарх иерусалимский († 614). Он составил значительную часть Триоди (но в X в. его трипеснецы вышли из употребления), чин великих часов на Рождество Христово, окончательно образовал чин великого водоосвящения, совершаемого в навечерие Богоявления, и, вследствие введения в Богослужение многих новых песней, пересмотрел и переделал устав Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

206 Филофей (Коккин), Константинопольский Патриарх (1354–1355 и 1362–1376). В то время Русская Церковь подчинялась Константинопольскому Патриарху. В 1372 Патриарх Филофей прислал преподобному Сергию крест, параман, схиму и свое благословение ввести в обители строгий общежительный устав, что и сделал Преподобный, а по его примеру – и многие другие русские монастыри. 207 Митрополит Московский Алексий († 1378; память 12» 25 февраля, 20 мая/2 июня и 5/18 октября). Происходил из боярского рода Бяконтов. Подвизался в Московском Богоявленском монастыре, а затем был поставлен епископом города Владимира. Когда преставился митрополит Феогност, Великий князь Московский Иоанн Иоаннович по соборному постановлению избрал митрополитом святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему Патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью. Святительский престол великий служитель занимал 24 года. 208 Стефан Московский († XIV-XV век; память в Соборах Московских, Радонежских и Ростово-Ярославских святых) преподобный, родной брат преподобного Сергия. После введения преподобным Сергием строгого общежительного устава в обители произошло смятение, во главе которого стоял Стефан. Чтобы не быть причиной немирствия братии, Сергий смиренно удалился на реку Киржач, желая подвизаться в одиночестве. Но братия и святитель Алексий просили вернуться Преподобного в монастырь, чему тот и повиновался. 209 Анатолий (Кузнецов; р. в 1930), архиепископ Керченский, викарий Сурожской епархии (Великобритания). После службы в армии рукоположен в сан диакона, в 1956 – в сан священника. Окончил МДС и Академию (кандидат богословия). Принял монашеский постриг в 1960 в Лавре. Преподавал в МДА (доцент). Архиерейская хиротония в 1972. Кафедры: Виленская и Литовская, Уфимская и Стерлитомакская, Звенигородская. С 1990 в Великобритании, епископ Керченский, викарий Сурожской епархии. С 1993 в сане архиепископа. В 2002 несколько месяцев был на покое, затем вернулся на кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению. По взятии Халкидона персами в 617 году, мощи святой Евфимии были перенесены в Константинополь . Здесь около 620 года они были помещены во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Мощи покоились на острове Лемнос до тех пор, пока иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом VII Вселенском Соборе . В 796 году, при святителе Константинопольском Тарасии , при императоре Константине VI и его матери святой императрице Ирине , мощи великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно возвращены в Константинополь .

http://drevo-info.ru/articles/1767.html

Итак, имя святителя было включено в диптихи в Церкви Константинопольской в 428 году. Об этом Аттик писал и св. Кириллу Иерусалимскому (412–444), чтобы и его расположить сделать то же 1454 . Но Кирилл, бывший на Соборе 403 г. против Златоустого вместе с Феофилом, сначала не соглашался внести имя Златоустого в диптихи. Уже спустя довольно времени убеждения многих других и особенно письма св. Исидора Пелусиота , умершего около 450 года 1455 , а также некоторое таинственное чудесное видение положили конец недоразумению св. Кирилла. Он предложил это дело на рассмотрение собору египетских епископов, и собор признал справедливым согласиться с Церковью Константинопольскою в установлении праздника в память великого иерарха. Св. Кирилл в последние годы своей жизни причислил к лику святых Иоанна Златоустог о и установил в Церкви Иерусалимской праздник в честь его 1456 . В V веке Анатолий, в VIII – Герман, Константинопольские патриархи, в IX – Феофан Начертанный, Студит, Георгий Никомидийский изложили и прославили святую жизнь святителя Иоанна в духовных песнях, ныне возносимых Церковью в день его преставления. Прославляя св. Златоуста, Церковь именует его подражателем Илии и Предтечи по воздержанию и чистоте; Златоустом, коего златыми словесы Церковь , яко утварьо златою, украсилась; от уст коего, «якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети»; нарицает златозарным органом, различные образы покаяния нам проповедующим; отцем нищих и сирот, помощником обидимых, показавшим нам высоту смиренномудрия 1457 . Ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Церковь совершает память св. Иоанна Златоустог о не в 14 (27) день сентября, когда святитель преставился, но в 13 (26) день ноября. День перенесения мощей св. Иоанна Златоустог о 27 января (9 февраля) По прославлении св. Иоанна Златоустог о пастыри более прежнего начали превозносить его достойными похвалами. В 438 году св. Прокл, ученик и впоследствии преемник Златоустого на Цареградской кафедре (437–445), по обыкновению, в день памяти св. Златоуста в похвальном ему слове говорил: «О, Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно, по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О, благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя. Он лежит в Понте, а во всем мире похваляется» 1458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Когда на Халкидонском Соборе было постановлено, чтобы Константинопольский патриарх считался равным по достоинству, хотя, и вторым по чину, с папой Римским, то святитель Лев, узнав об этом, изъявил сильное неудовольствие по этому поводу, и даже писал впоследствии, что, хотя он и признает исповедание Халкидонское, но определение о кафедрах, как он выразился: «властью святого апостола Петра, лишаем силы всеобщего определения». Но, так как на Востоке к этим заявлениям Льва не очень прислушивались, он был вынужден больше не настаивать на своих притязаниях и вполне примирился со святителем Анатолием. Извлечения из творений святителя Кирилла Александрийского и святителя Льва, папы Римского Об ипостасном, единоличном соединении в Иисусе Христе двух полных и совершенных естеств – Божеского и человеческого, с примыкающими вопросами об участии в деле нашего искупления всех трех Лиц Божества, об усвоении Пресвятой Деве Марии наименования Богородицы и пр. В сочинении «О вочеловечении Господа», по которому мы еще раз можем проследить ряд, предшествующих несторианству, еретических заблуждений, относительно догмата о Воплощении Сына Божия (вместе с тем, и догмата о Святой Троице, вообще), святитель Кирилл Александрийский пишет: Так как (прежние) бесчисленные и неудобоисповедимые виды Божественного домостроительства (Промышления о человеке) послужили во благо немногим, а прочие люди оставались неисцеленными, то, вот совершается великое и неизреченное таинство домостроительства – Само Слово Божие, Создатель всякой твари, невместимый, неописанный, неизменяемый источник жизни, Свет от Света, живой Образ Отца, Сияние славы и Образ Ипостаси Его воспринимает человеческое естество и воссозидает образ, растленный грехом, обновляет изваяние, приведенное в ветхость сыном злобы, и делает его прекраснее прежнего, не создав его, как в начале, из земли, но, Сам восприняв его, не переменив Божественное естество в человеческое, но, соединив человеческое с Божественным, ибо, оставаясь тем, кем был, Он воспринял то, кем не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010