«Известный (знаменитый) Иосиф, сняв с креста Твое пречистое Тело, обвил его чистыми пеленами и, покрыв благовонными мазями, положил в новом гробе». В то время, как священник закрывает Дары «воздухом» 84 , закрывается завеса у царских врат 85 . Покрыв Дары, священник берет у диакона кадило, кадить трижды 86 пред святыми Дарами и молит, Господа: «Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношения и всесожжения; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» 87 . Наконец, после каждения Даров, поставленных на Престол, священнослужители взаимно просят друг у друга молитв о себе пред Богом, чтобы быть достойными совершить великое тайнство, Священник, отдав кадило и опустив фелонь, наклоняет голову и говорит диакону: «Помяни меня, брат и сослужитель». На эту смиренную просьбу диакон отвечает: «Да поминет Господь Бог священство твое в Царстве Своем», и тотчас же, наклонив голову и держа орарь тремя пальцами правой руки, диакон просит священника: «Помолись о мне, владыко святой». Священник отвечает: «Дух Святой да сойдет на тебя и сила Всевышнего осянит тебя» ( Лк. 1:35 ). Диакон: «Тот же Дух пусть поможет нам во все дни жизни нашей. Вспомни меня (в молитвах твоих), святой Владыко». Священник, благословляя, говорит: «Пусть вспомнит тебя Господь Бог в Царстве Своем постоянно, теперь и всегда, и вечно». Ектения после Великого входа Диакон произносит: «истинно так», целует руку священника, и выходит из алтаря, чрез северные двери на амвон 88 . Став на обычном месте, диакон говорит: «Дополним молитву нашу Господу». Хор: «Будь милостив, Господи». Диакон: «Помолимся Господу, чтобы он принял предложенные, драгоценные дары». Хор: «Будь милостив, Господи». Диакон: «Помолимся Господу, чтобы он сохранил этот святой храм и помиловал входящих в него с верою, благоговением и страхом (оскорбить святыню Божию грехами своими). Хор: «Будь милостив, Господи». Диакон: «Помолимся Господу, чтобы он избавил нас от всякого горя, гнева, опасности и бедствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

82 Безкровныя жертвы – евхаристические Дары, приносимые Богу «о всех и за вся» в священнодействии Божественной Литургии. 84 В древности все ектении и молитвословия Литургии произносились вслух при всеобщем коленопреклонении народа. См. статью в приложении «О древней традиции…». 85 В древности иподиаконы разносили чаши со св. водой между рядами верующих для омовения и освящения всех 5 чувств. Во дворах храмов сооружались бассейны или фонтаны со святой водой. Остаток обычая – омовение рук иереев на литургии и стояние иподиакона с чашей у царских врат до херувимской песни на хиротонии. 86 «Молящиеся с нами» – члены иных общин епархии (диоцеза), находящиеся в молитвенном общении с епископом диоцеза. Возможно это верные, отсутствующие в храме по извинительной причине или те члены общины, которые согласно древней покаянной дисциплине, хотя и исполнили епитимью, но ещё не получили от епископа разрешения причащаться с верными. (В более поздние века, видя нерадение многих верных о причащении, святитель Иоанн Златоуст воскликнет: «Напрасна (евхаристическая) Жертва наша: никто не причащается!»). 87 Власть (держава) Бога –  Бог обладает абсолютной властью Сам от Себя (греч. автовасилия – букв. самоцарствие, самодержавие). Бог есть полновластный и единовластный Царь всех. 90 Сын Божий воплотился “недвижимо”, не покидая Отца и Небес, пребывая везде и оставаясь второй Ипостасью святой единосущной и нераздельной Троицы. 91 В ипостаси Христовой божественная природа Сына Божьего не претерпела никакого изменения, смешения или разделения. 93 Лк.22:17–19 : «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». 94 Тема пребывания Христа в сонме ангелов присутствует и в гимне «Иже херувимы…» Многие древние иконы имеют название «Спас в силах», т.е., «Спаситель в ангелах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если кто скажет, что невозможно человеку воздержаться от гнева, тот пусть знает, что он должен изливать гнев и негодование не на ближнего своего, а на диавола, который движет и наклоняет волю человека ко всякому злу... Испов., II, отв. на вопр. 35. См. еще ниже (о делах милосердия) Испов., II, отв. на вопр. 53. ε) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 5-е Блаженство. (Сию заповедь должно исполнять) посредством дел милости телесных и духовных. Ибо, как говорит св. Златоуст, различен образ милования и широка заповедь сия (на Мф. Бес. 15). Катих. стр. 87. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу? Семь Первое – дать алчущему пищу, как сказал Христос: алкал Я и вы дали Мне есть ( Мф.25:35 ), т.е., бедным и немощным, которые не могут пропитывать себя собственными трудами. Таковую милостыню должно уделять из тех благ, которые приобретены честным образом, собственным и праведным трудом, по словам Писания: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды ( Притч.3:9 ). При том должно подавать милостыню не только тем бедным, которые в большем множестве открыто просят или которые находятся в богадельнях, но также и тем, которые по своей стыдливости не могут просить милостыни. Впрочем, надобно остерегаться, чтобы дело милосердия не сделалось известно другим людям и не заслужило похвалу и одобрение, как Христос говорит: когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою ( Мф.6:2 ). Испов., II, отв. на вопр. 41. (Второе дело милосердия) – напоить жаждующего, т.е., того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средства утолить жажду свою. Под сими словами разумеется всякий род пития во время жажды, которую если кто утолит и одною чашею холодной воды в жаждущем, получит блаженство, по словам Спасителя нашего, Который говорит в Писании: и кто напоит вас (учеников) чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам не потеряет награды своей ( Мк.9:41 ). Сюда принадлежат все услуги, которые каким бы то ни было образом оказывает кто-нибудь бедным и немощным, т.е., которые не могут снискивать нужное для себя трудом или промыслом своим. Там же, отв. на вопр. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Пс.87:11. Еда мертвыми твориши чудеса; или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе;    Изможденный от страданий Христос в предсмертных борениях обращается к Отцу, прося Его помощи: ибо не для «мертвых» творит Бог «чудеса» и нет врача, который мог бы освободить от смерти; ни для находящихся в «погибели» невозможно познать «истину», ни преданным «земли забвенной», т.е. лишенной плодов Св. Духа — никому из них невозможно быть причастником божественного человеколюбия. Поэтому, ради таковых Христос снисходит и причисляет Себя к ним, «сущим во аде» (Афанасий). Пс.87:12. Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; Пс.87:13. Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней; Пс.87:14. И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя.    Эти слова показывают, что «молитва» Спасителя, в которой говорится: ты же, Господи, возставь мя, пришла в действие поутру, когда Он и воскрес. Поэтому и желающему в этой жизни освободиться от всякого рода бедствий необходимо усердною «молитвою предварять утро» (Феодорит, Евсевий). Пс.87:15. Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене; Пс.87:16. Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознес же ся, смирихся, и изнемогох.    Христос с воплем молился как принявший наше лицо, которое Бог отверг за непослушание. Богат Сый, стал «нищ» ради нас (см. 2 Кор. 8:9) и был «в трудех от юности», и подвергался многим кознем. И будучи вознесен на Крест «смирихся и изнемогох» (Златоуст). Пс.87:17. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя:    Поскольку Христос воспринял на Свое тело грехи всех людей, поэтому по Нем прошли все «гневи» за различные грехи, смутили и проникли в самое сердце (Златоуст, Евсевий). Пс.87:18. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Пс.87:19. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.    Здесь Христос упоминает о дне страдания, когда Его окружали распинатели, а ученики — впав в малодушие, бежали. Но причину этого Божественный Страдалец приписывает не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благоволению Отца, превышало их силы. Это моление прилично и сообразно всякому страждущему и скорбящему, и обуреваемому помыслами. Хотя псалом этот не воссыланием благодарения, но плачевною жалобою заканчивается, однако, не менее прочих полезен для удержания нас в подвиге молитвы. Ибо, по словам божественного апостола, «елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашеся: да терпением и утешением писаний, упование имамы» (Рим. 15:4) (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.87:9 .  Удалил еси знаемых моих от Мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах. Во время страданий все Его оставили: «стояху же еси знаеми Его издалеча, и жены споследствовавшыя Ему от Галилеи, зрящя сия» ( Лк. 23, 49 ). «Положиша Мя мерзость себе» – смотри, как и доныне иудеи гнушаются именем Христовым (Златоуст, Афанасий). Пс.87:10 .  Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Очи Христа «изнемогосте от нищеты», то есть от страданий, ибо Он много о нас печалился и плакал. Он проливал слезы даже о погибели предателя, когда «свидетельствова, возмутися духом и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя» ( Ин. 13, 21 ), где смущение духа означает плач, а «воздеяние рук» выражает мучительную скорбь души (Златоуст, Афанасий). Пс.87:11 .  Еда мертвыми твориши чудеса; или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе; Изможденный от страданий Христос в предсмертных борениях обращается к Отцу, прося Его помощи: ибо не для «мертвых» творит Бог «чудеса» и нет врача, который мог бы освободить от смерти; ни для находящихся в «погибели» невозможно познать «истину», ни преданным «земли забвенной», т.е. лишенной плодов Св. Духа – никому из них невозможно быть причастником божественного человеколюбия. Поэтому, ради таковых Христос снисходит и причисляет Себя к ним, «сущим во аде» (Афанасий). Пс.87:12 .  Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; Пс.87:13 .  Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней; Пс.87:14 .  И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя. Эти слова показывают, что «молитва» Спасителя, в которой говорится: ты же, Господи, возставь мя, пришла в действие поутру, когда Он и воскрес. Поэтому и желающему в этой жизни освободиться от всякого рода бедствий необходимо усердною «молитвою предварять утро» (Феодорит, Евсевий). Пс.87:15 .  Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от Мене; Пс.87:16 .  Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознес же ся, смирихся, и изнемогох.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Пс.87:4. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Пс.87:5. Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи.    Пророчество это исполнилось в Гефсимании, когда Христос сказал ученикам: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф. 26:38). Тогда же «Он привменен бых», то есть причислен к «нисходящим в ров» смерти и «бых яко человек без помощи», ибо действительно «тогда ученицы вси оставльше Его бежаша» (Мф. 26:56). Один Иисус умер ради беззакония людей, и, когда был «мертв», пребывал «свободным», поскольку не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти (Афанасий). Пс.87:6. В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша.    Христос уподобил Себя не только людям «язвенным» (раненым), но и изглажденным из памяти Бога, отринутым от «руки» Его, «спящим во гробе», т.е. лишенным сил и деятельности за грехи свои. Христос же был помянут у Отца за Свое незлобие. Тело Христово и по смерти было исполнено животворной силы, почему оно в одно и то же время «источило» из ребра кровь и воду: первую — как доказательство человека, а вторую — в доказательство того, что выше человека; так как невозможно этому произойти от мертвых тел (Златоуст, Афанасий). Пс.87:7. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. Пс.87:8. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя.     «Яростию» Божиею называет наведенное на род человеческий проклятие смертию. А так как Христос сделался за нас клятвою — то «ярость» Божия утвердилась в Нем. «Волнами» называет «искушения», понесенные Господом ради нас (Афанасий, Евсевий). Пс.87:9. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах.    Во время страданий все Его оставили: «стояху же еси знаеми Его издалеча, и жены споследствовавшыя Ему от Галилеи, зрящя сия» (Лк. 23:49). «Положиша Мя мерзость себе» — смотри, как и доныне иудеи гнушаются именем Христовым (Златоуст, Афанасий). Пс.87:10. Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои.    Очи Христа «изнемогосте от нищеты», то есть от страданий, ибо Он много о нас печалился и плакал. Он проливал слезы даже о погибели предателя, когда «свидетельствова, возмутися духом и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя» (Ин. 13:21), где смущение духа означает плач, а «воздеяние рук» выражает мучительную скорбь души (Златоуст, Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.87:2 .  Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Пс.87:3 .  Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему. Этими словами Христос Спаситель «взывал» к Богу Отцу во время предсмертных борений. К Отцу неоднократно Христос взывал «во дни» – на горе, а «в нощи» – в Гефсимании. Так и каждый из нас должен «во дни и в нощи» взывать перед Богом, если желает, чтобы молитва его дошла до Господа и прошения имели успех (Златоуст). Пс.87:4 .  Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Пс.87:5 .  Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи. Пророчество это исполнилось в Гефсимании, когда Христос сказал ученикам: «прискорбна есть душа Моя до смерти» ( Мф. 26, 38 ). Тогда же «Он привменен бых», то есть причислен к «нисходящим в ров» смерти и «бых яко человек без помощи», ибо действительно «тогда ученицы вси оставльше Его бежаша» ( Мф. 26, 56 ). Один Иисус умер ради беззакония людей, и, когда был «мертв», пребывал «свободным», поскольку не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти (Афанасий). Пс.87:6 .  В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени Быша. Христос уподобил Себя не только людям «язвенным» (раненым), но и изглажденным из памяти Бога, отринутым от «руки» Его, «спящим во гробе», т.е. лишенным сил и деятельности за грехи свои. Христос же был помянут у Отца за Свое незлобие. Тело Христово и по смерти было исполнено животворной силы, почему оно в одно и то же время «источило» из ребра кровь и воду: первую – как доказательство человека, а вторую – в доказательство того, что выше человека; так как невозможно этому произойти от мертвых тел (Златоуст, Афанасий). Пс.87:7 .  Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. Пс.87:8 .  На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. «Яростию» Божиею называет наведенное на род человеческий проклятие смертию. А так как Христос сделался за нас клятвою – то «ярость» Божия утвердилась в Нем. «Волнами» называет «искушения», понесенные Господом ради нас (Афанасий, Евсевий).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

87 Св. Златоуст, изъясняя место сие, говорит: «Что есть (умер) греху? То есть, не был Он (Христос) повинен оному, но умер за грех наш; чтоб, т.е. истребить оный; для сего Он умер». 88 Здесь, последний стих толкуя Св. Златоуст так рассуждает: «И что помышляем мы говорит (Апостол) мертвых убо быти греху, живых же Богови о Христе Иисусе Гослоде нашем? Также живущий всякую получит добродетель, имея поборником Самого Иисуса. Сие бо значит, о Христе. Если же (Он нас) мертвых сущих воскресил; тем более, живыми сохранить может». 89 Акибы так сказал Апостол: Итак, де, плоть ваша мертвенна, расстроена, и подвержена многим слабостям: котда же вы попустите греху, даже царствовать в таковой плоти; то, он уже, как тиран, измождит ее, совершенно расстроит ее, и соделает ее бедственным для вас орудием своих прихотей. Не отдавайтесь вы во власть сему тирану! 90 Св.Златоуст замечает, что, как оружие, есть вещь средняя; т.е. может употреблена быть и в добро и во зло; так и плоть наша, сама по себе составляеть средину между пороком и между добродетелью; т.е. может служить и к добру, или иногда и ко злу; зависит то от нашего произволения. 91 Св. Феодорит сие место так изъясняет: «Уже бо не одно естество борется, но имеет содействующую благодать Духа (Святого): поучает же (Апостол), что, прежде благодати, Закон только учил, что делать должно? а вспомоществования подзаконными никакого не подавал. Благодать же, при законоположении, и пособие подает». 92 В вашей состоит власти, быть или рабами греху; коего рабства следствием есть смерть; или рабами того, кому вы по вере должны быть послушны; за чем самым последует оправдание, блаженная жизнь праведных. 93 Феодорит, изъясняя место сие, так рассуждает: «Поскольку оружиями греха назвал (Апостол) злом управляемые члены: (то, потому) пристойно и награду (греха) оброком назвал. Ибо он обыкновенно так называет воинское кормовое содержание; как и в послании к Коринфянам он говорит: Кто воинствует своими оброки когда? – Дарование же Божие, живот вечвый о Христе Иисусе Гослоде нашем. Здесь не сказал награда, но дарование; Божий бо дар есть, жизнь вечная. Ибо, хотя бы совершенную кто показал в жизни правоту, но вечные блага не суть соразмерное привременными трудам воздаяние». – И Св. Златоуст также сие место толкует, и говорит: «Не сказал (Апостол) награда добродетелей наших, но дарование Божие, показуя, что не сами собою освободились мы (от греха и смерти), ниже должное получили, ни награду и воздаяние за труды; но благодатию (по милости) все сие соделано».

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010