И, как говорил святитель Василий Великий , если «кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная» (Послание к Диодору, 87). Начиная поиск, надо, прежде всего, просить помощи у Бога, потому что «дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч. 19: 13–14 ). И «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» ( Притч. 18:22 ). «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» ( Притч. 31:10–12 ). Великое дело – найти добрую жену и избежать злой. Потому что жена может не только составить счастье всей жизни, но и превратить эту жизнь в настоящий ад. Священное Писание немало говорит на эту тему. «Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его» ( Притч. 14:24 ). «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». ( Притч. 14:1 ) Все это может случиться, если мы пренебрегаем Божескими и человеческими законами, и если не внимаем советам старших, более опытных людей. И во–первых, нельзя увлекаться только красотой, потому что «миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» ( Притч. 31: 30 ). «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» ( Притч. 11:22 ). И в знаменитых библейских женах мы видим не только красоту, но и открытость, простоту и доброту, как у Ревекки; видим и разумность и предусмотрительность, как у одной из жен Давида, Авигеи. Как пишет Иоанн Златоуст (3, 232), «красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь. Те же, которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях, и более воспламеняют их любовь. Таким образом, когда между ними существует пламенная и искренняя дружба, исключается всякого рода блудодеяние, и даже никакая мысль о распутстве не приходит в голову мужа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но чтобы не возгордиться, говоря от своего имени, послушаем толкования Евангелия от Иоанна вселенского учителя святого Златоуста (в беседе 47, лист 347, на обороте): «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Это значит: что говорится обо Мне, тому должно внимать духовно; а кто внимает чувственно, тот ничего не приобретает и не получает никакой пользы. Сомневаться же в том, как Он сошел с неба, и думать, что Он – сын Иосифа, и спрашивать: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? – было делом плотского слушания, между тем как все это следовало понимать таинственно и духовно. Но откуда, скажешь, они могли понять, что такое значит есть плоть? Потому-то им и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь, т.е. божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотского, и не подлежат естественному порядку». И ниже: «Как же Он сказал: плоть не пользует нимало? Это Он сказал не о Своей Плоти, – отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что же значит – понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно». До этого места Златоуст. Об этом же богомудрствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелие от Иоанна, на зачало 24 (18, лист 87, на обороте): «Посмотри, – говорит, – на их неразумие, им должно больше спрашивать и привыкать к тому, что есть невидимое, а они не думают о духовном, а только о видимом. Поскольку они слышали, что Господь назвал Плоть истинной пищей и Кровь Свою истинным питьем, они думают, что их заставляют стать людоедами и кровопийцами. Мы же понимаем эти слова духовно, мы не людоеды и не кровопийцы, но этой пищей мы освящаемся». И ниже: «Если же часто соблазняются те, кто плотски понимает сказанное Христом, скажите им, что должно понимать сказанное им духовно, и это полезно. Плоть же, если понимать по-плотски, не пользует нимало, но, более того, становится причиной соблазна. Так соблазнились те, кто по-плотски понял сказанные Христом слова. Приносят же пользу Слова, которые говорю Я вам, суть дух. Это Дух, не имеющий ничего плотского, и есть жизнь, иначе говоря, созидающий жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Приготовлением к молитве служат: трезвеные, сокрушение сердца, примирение со всеми, удаление гнева, злобы, всех мирских забот (85). Образцом молитв является молитва Господня «Отче наш»: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки веков. Аминь. Молитва Господня подразделяется на вступление, семь прошений и заключение (86). Вступление («Отче наш, Иже еси на небесех!») учит приступать к Богу как сыну Его по благодати, признавать Церковь своей матерью и Бога Отцом, не иметь «ни малейшего мнения в получении просимого» у милосердного и чадолюбивого Отца. Просить надо и о братьях наших, ибо Бог есть Отец всех (86–87). В прошениях мы молим Бога, чтобы Он помог нам быть благочестивыми; чтобы Своей Правдой и Благостью царствовал в нашем существе и удостоил нас быть наследниками Царствия Небесного; чтобы Сам управлял нами по Своей воле; чтобы даровал нам «преизящную пищу» – слово Божие и приобщение Телу и Крови Христовых, а также всё необходимое для сохранения нашей земной жизни, чтобы простил наши грехи, а мы, в свою очередь, обязываемся простить врагам нашим; чтобы избавил нас от искушений, превышающих силы наши, и от всякого зла, всех зол – голода, язвы, войны, пожара; чтобы и при кончине удалил от нас врага нашей души. «Наконец, просим об избавлении нас от вечного мучения во аде, и от жестокого диавола» (88–93). Заключение («Яко твое есть Царство и сила, и слава во веки веков. Аминь»), как и вступление, «научает нас, что мы все получим, о чём просили», ибо Отцу нашему принадлежат: Царство, сила, слава – Он всемогущ. Чтобы подчеркнуть важность молитвы Господней, заключительные слова её произносит священник (93–94). Заповеди Блаженств Заповедей Блаженств – девять, «соплетенных», по слову святителя Иоанна Златоуста , «из тройственной Троицы» (95).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

– заключение завета Бога с Авраамом и его потомством; – таинственное Богоявление, явление Ягве в пламени огня; – созерцание дня Господня, дня Мессии; – прозревание последних судеб этого мира. Суть Завета в том, что Бог отдает потомству Авраама все пределы Святой Земли. Потомству твоему, говорит Господь Аврааму, – даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата... И далее перечисляются десять, а в LXX – даже одиннадцать племен аморреев и хананеев, имеющих быть истребленными. Кстати, сами аморреи и хананеи именуются либо обобщенно, как все племена Ханаанской земли, либо как конкретные племена. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает обширность дарованной потомкам Авраама земли: «Потом, чтобы праведник по пространству земли и по обширности пределов мог заключить, как распространится его семя, говорит: от реки Египетской даже до реки великой Евфрата, – так велико, говорит, будет семя твое» 526 . Какую реку считать рекой Египетской? Блаж. Августин: «Это не от великой Египетской реки, то есть Нила, а от малой, которая разделяет Египет и Палестину в том месте, где находится город Ринокорура» 527 . И.Ш. Шифман поясняет: «Река Египетская – современная Вади аль-Ариш, отделяющая Палестину от Синайского полуострова» 528 . Указанные Богом пределы Обетованной Земли были достигнуты в Давидо-Соломоновом едином Израильском царстве. Св. Филарет Московский : " От реки Египетской до великой реки Евфрата. До сих пределов простирались владения Давида и Соломона». Где произошло пятое Богоявление Аврааму, когда Бог заключил с ним Завет через жертву рассечения животных? Об этом говорится в «Книге Юбилеев»: «И он [Авраам – Г.Ф.] взял их всех [жертвенных животных – Г.Ф.] в середине месяца, когда он у дуба Мамврийского, который близ Хеврона, жил» 529 . Итак, это было у дуба Мамврийского, близ Хеврона! «Книга Юбилеев» также отмечает, что это было в тот же месяц, когда Бог заключил Завет с Ноем, и Авраам возобновил это празднование и установление навеки. 486 Новая Толковая Библия, т. I, Изд. «Искусство», Ленинград, 1990, с. 159; Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция, первая глава, изд. Рав Адина Штейнзальца, Институт изучения иудаизма в СНГ, Израильский институт талмудических публикаций, 1995, с. 35; Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2, с. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О, чудные и неслыханные дела! Камень расседается, а утроба не расседается; горы разрушаются, а утроба носит Бога! Как объяснить? Как понять? О, безумие еретиков! Как раба но­сила Владыку? Исследующий небесное (рождение Сына), объясни зем­ное: как Вездесущий был в утробе, и в тоже время не был заключен в ней? Потому что и в утробе Он был и на престоле восседал. Как это (могло быть), я не знаю; принимаю верою и не допытываюсь умом. Итак, как Он хочет придти на землю тихо, никого не устрашая и не смущая, то (и сказано): «Сойдет, как дождь на руно». Не сказал (псалмопевец): на землю, но: «на руно». Действительно, падая на землю, дождь производит шум, падая же на шерсть и руно, шума не производит, потому что мягкость шерсти заглушает силу падения дождя. 8. И чтобы ты знал, что Он пришел тихо, не смущая и не тревожа никого, не губя и не поражая (сказано): «Сойдет, как дождь на руно». Ты сказал о снисхождении Его, совершившемся без шума; скажи и о предании Его. " Человек... который ел хлебы мои, поднял на меня пяту» ( Пс.40:10 ). Скажи о зависти иудеев: «возненавидели Меня напрасно» ( Ин.15:25 , ср. Пс.34:19 ). Скажи и о суде над Ним: " зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его» ( Пс.2:1–2 ). Скажи и о кресте Его: «они пронзили руки мои и ноги мои..., сосчитали все кости мои» ( Пс.21:17–18 ). Скажи о пище и питье Его: «и дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс.68:22 ). Скажи и об отвержении иудеев: «не приму от дома твоего тельцо в и от стад твоих козлов» ( Пс.49:9 ). Скажи и о призвании язычников: «все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости. Ибо Господь Вышний страшен,... Царь великий на... всей земле... " ( Пс.46:2–3 ). Скажи и о злословии против Него иудеев: «уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если угоден Ему» ( Пс.21:9 ). Скажи и о гробе Его: " положили меня в ров преисподний, во мрак и т ень смертную» ( Пс.87:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследовав осуждение в потопе погружения. 591 «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди 592 ( Мф. 22, 30 ). По мнению Филона – человеческие души, которые, носясь в воздухе, желали обитать в телах человеческих. По мнению новейших толкователей – потомки племени Сифова, которые не только были «сыны Божии по благодати» ( Втор. 14, 1 ; 1Ин. 3, 1 ), но, вероятно, под сим именем и составляли общество (см.: Быт. 4, 26 ), противоположное обществу сынов человеческих, то есть потомков Каина, водимых одною человеческою поврежденною природою. Началом смешения столь противоположных обществ Моисей полагает прельщение красотою дщерей человеческих, а последствием – то, что и те, которые принадлежали к обществу ходящих по духу, соделывались плотию и самый свет начал прелагаться во тьму» [ Филарет (Дроздов) , святитель. На Быт. 6, 1–4 . С. 161–162]. Щедровицкий мягко склоняет современного читателя к теории «падших ангелов» См.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 87). Святой Златоуст, настаивая на том, что «нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно», показывает сначала, что? именно эти люди «осмеливаются говорить», чтобы «обнаружить нелепость их слов». «Они говорят, будто это сказано не о людях, но об Ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где Ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а Ангелы – никогда. Об Ангелах (Писание) говорит: «творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ» ( Пс. 103, 4 ), а о людях: «Аз рех: бози есте» ( Пс. 81, 6 ); и опять: «сыны родих и вознесох» ( Ис. 1, 2 ); и опять: «первенец Мой сын Израиль» ( Исх. 4, 22 ); а Ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

13. «Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров» – «Не отврати» в еврейском тексте теперь читается «не скрывай». – Связь речи здесь такая: не отвращай лица Своего от меня; если Ты это сделаешь, я уподоблюсь...; или: не отвращай лица Своего, чтобы мне не уподобиться. – «Нисходящим в ров» см. объяснение к Пс.87:5 (примеч. 4). 14. «Слышану сотвори мне заутра милость Твою» – «Заутра» значит не «завтра», а – «рано утром». (См. заутреня – утренняя служба; завтрак – утренняя еда). См. напр., Пс.54:18 : «вечер и заутра и в полудне повем... и услышит глас мой», т.е. «вечером и утром и в полдень буду умолять»; Пс.89:14 : «исполнихомся заутра милости Твоея Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся»; Пс.91:3 : «возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь». Таким образом, слова «слышану сотвори мне заутра милость Твою» означают: «дай мне поскорее, теперь же (еще сегодня утром) услышать Твою милость». Смысл этих слов совершенно тот же, что и в Пс.5:4 : «заутра услыши глас мой». – «Яко на тя уповах». «Уповах» по точному смыслу греческой глагольной формы следует перевести: «стал уповать», «возложил упование». По связи речи, однако, удобнее, кажется, поставить здесь, в русском переводе, глагол в настоящем времени. То же необходимо заметить относительно следующих двух глаголов «воздвигох», «прибегох». 15. «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду» – «Скажи» буквально с греческого: «объяви», «сделай мне известным». Смысл этого стиха: «Господи, научи меня, что мне делать». 16. «Яко к Тебе взях душу мою» – Греческий глагол, переведенный здесь словом «взях», значит не «брать, а – «поднимать», «возносить». Поэтому «к Тебе взях душу мою» значит: «к Тебе я вознес душу свою», или «к Тебе вознесся я душою», «к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры» (Златоуст). Это вполне соответствует и еврейскому тексту, в котором здесь читается: «к Тебе возношу душу мою». Слово «взях» в этом смысле встречается и в других псалмах, напр., в Пс.85:4 : «возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе возношу душу мою», т.е. «ибо к Тебе возношу я душу мою»; или в Пс.23:7 : «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя» т.е. «поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь двери вечные». В других случаях тот же греческий глагол переводится – и, кажется, вернее – глаголами «воздети» или «воздвигнути»; см. напр. Пс.62:5 : «о имени Твоем воздежу руце мои», т.е. «вознесу руки мои»; или Пс.24:1 : «к Тебе, Господи, воздвигох душу мою» («возношу душу мою»).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

80. Любящему свойственно не оставлять любимого Христа, хотя бы старающиеся отвлечь нас от Него воскрешали и мертвых. 81. Бог любит нас более, нежели наши родители, и любовь Божия настолько различна от любви родительской, насколько благость отстоит от лукавства. 82. Научая нас обращаться к Богу в молитве «Отче наш», Спаситель научает молиться и за всех братьев, за весь род человеческий. Этим вводится любовь – матерь всего доброго. Ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчиненного, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежд, но всем Отец Небесный даровал одно благородство, единство чести и любви. 83. Подобает путем постоянного и чистого памятования иметь святую мысль о Боге в душах наших, как бы неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с любимым Богом. 84. Апостол Павел взывал: Ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:38–39 ), а нас почему разлучает земное? 85. Если бы все любили и были любимы, то никто никого не обижал бы, не было бы убийств, ни ссор, ни браней, ни возмущений, ни грабительств, ни любостяжания, никакого зла, и самое имя порока было бы неизвестно, и не было бы нужды ни в законах, ни в судилищах, ни в истязаниях, ни в казнях. 86. Мы не можем соблюсти никакой заповеди, равно как и самой любви к Богу и ближнему, если будем блуждать мыслью от одного к другому. 87. Заповедано не давать святыни псам и не бросать бисера перед свиньями ( Мф. 7:6 ), потому что люди душевные имеют покрывало на сердце и не разумеют премудрость Божию, которую даже из горних сил прежде никто не знал. 88. Христос пришел избавить от злых дел не только тело, но еще более душу, которую очищает благодатью, ибо во всем виновата развращённая воля. Если око тебя развращает или рука – удали ( Мф. 18:9 ); если есть близкий, который сам не спасается и тебя губит, или какая привязанность, то разлучись от друга, оставь порок, отсеки страсти – и избежишь геенны. Господь дает нам новую заповедь и в награду за добродетель дает нам не Палестину, не землю, текущую млеком и медом, но самое небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

87. Нет ничего хуже, как раздор и брань, как расторгать Церковь и раздирать на многие части хитон, которого не осмелились разорвать и разбойники. 88. Входя в дом, говорите:Мир дому сему ( Лк. 10:5 ), ибо он – матерь всех благ и основание радости. И ученикам Христос говорит: Мир Мой даю вам ( Ин. 14:27 ). Он прокладывает дорогу любви. 89. Если ты прекрасно возрастишь в страхе Божием своих детей, а те – своих, и эти – своих, то ряд лучшей жизни пойдет впереди, получив начало и корень от тебя. Если бы отцы воспитывали детей, то не нужно было бы судилищ, ибо в благочестии праведнику закон не лежит. 90. Бог переселил Еноха живым и не вкусившим смерти, показывая, что приговор над Адамом может быть отменен за благочестие, и если бы Адам не согрешил, то еще большие блага получил бы от Бога. 91. Сделаемся плодоносной маслиной, процветем и делами, и плодами, и листьями. Листья – наши речи, плоды – образ жизни. 92. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли ( Ис. 1:19 ), – говорит Господь; ища доброхотящих делателей благочестия. 93. Когда мы говорим: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе ( Мф. 6:10 ), – помни, что на небе нет ни одного неверного, нет ни одного согрешающего, так должно быть на земле, и люди должны быть подобны Ангелам. Стань же вместе с Серафимами в благочестии и любви к Богу, подражая житием. 94. Что скажем мы, когда обязанные быть Ангелами и сынами Божиими, мы ниже ветхозаветных людей и эллинских мудрецов, и не соблюдаем даже и человеческих обязанностей. 95. Муж должен делами, словами и всем насаждать благочестие в семье, и жена наблюдать должна, чтобы все семейство трудилось для Царствия Небесного. 96. Если муж повелевает тебе приносить жертву и участвовать в его нечестии по праву супружества, то лучше оставить брак, нежели благочестие. 97. Родителям велено повиноваться только в том, что не противно благочестию. Чти родителей, если это не во вред благочестию. 98. Чтобы принять за Христа бесчестие и узы, надо еще этого сподобиться. Скорбь – учительница любомудрия и мать благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вполне возможно, что они перестали быть одеты светом, яко ризою, и вот эта кожа – та самая, которую мы сейчас и имеем. Правда, есть версия, что было совершено жертвоприношение: Бог научил людей, как совершать жертвоприношение, и из кож жертвенных животных Он сделал для них одежды. «Обнажившись от своих первоначальных одежд невинности, Адам и Ева заслужили одежды смерти. Ибо истинная честь человека в том, чтобы быть образом и подобием Бога, а этот образ сохраняется лишь в отношении с Тем, от Кого напечатлевается. Поэтому тем больше зависимость от Бога, чем меньше забота о себе. Но человек, возжелав испытать собственную власть, как бы собственным тяготением устремился в самого себя, как в середину. Пожелав стать как Бог, неподвластным никому, он в наказание был исторгнут из своей середины и ввергнут в самый низ – в то, чем наслаждаются животные. Будучи в чести, человек того не разумел; и уподобился неразумным животным, став таким же, как они» 87 . « И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло » ( Быт. 3:22 ) То есть со своим ложным представлением о добре и зле. Если его оставить в раю, рай превратится в ад! « И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят » ( Быт. 3:22–23 ). Еще одно наказание, уже общее наказание: они изгоняются из рая, из рая сладости! « И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » ( Быт. 3:24 ). Вот еще одно общее наказание: люди будут умирать. Было сказано: «… в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2:17 ), «… прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ). И поставлен был Херувим с обращающимся огненным мечом. Что символизирует собой этот Херувим? Святитель Иоанн Златоуст учит, что Херувим с огненным мечом символизировал собою враждебные отношения между Богом и человечеством. И смотрите: когда дверями затворенными Иисус Христос приходит к апостолам и говорит обычное в общем-то для еврейского народа приветствие: «Шалом алейхем»! (Мир вам!)» ( Ин. 20:19 ), эти слова имеют совсем другой смысл, чем обычно!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010