Хам же был отец Ханаана. На первый взгляд, это замечание не несет никакого скрытого смысла и оно просто вставлено автором (или редактором текста) для того, чтобы сделать более понятными последующие события. В принципе, так понимал эти слова Раши: «Почему нужно было сказать (это) здесь? Потому что (далее) в разделе речь идет об опьянении Ноаха, когда Хам причинил вред, а из-за него был проклят Кенаан. Но до сих пор еще не были названы потомки Хама, и мы не знали, что Кенаан – его сын. Поэтому здесь нужно было сказать: „а Хам – это отец Кенаана“» [Раши, 2006, 87]. Однако и некоторые иудейские толкователи, и даже один из лучших представителей святоотеческой экзегезы – свт. Иоанн Златоуст – видели в этих простых словах сокровенный подтекст. По их мнению, эти слова свидетельствуют о том, что Ханаан родился у Хама почти сразу после выхода из ковчега; следовательно, зачат он был во время плавания в ковчеге. Вот как об этом говорит свт. Иоанн Златоуст : «Здесь можно спросить, для чего Божественное Писание, упомянув о трех сыновьях Ноевых, присовокупило: „Хам же бяше отец Ханаань“? Не подумайте, прошу вас, чтобы это прибавлено было без цели: в Божественном Писании нет ничего такого, что было бы сказано без всякой цели и не заключало бы в себе великой пользы. Так для чего же означено и прибавлено: „Хам же бяше отец Ханаань“? Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем, как и старший брат его доселе еще не имел детей, он во время такого гнева (Божия), когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти, но уже и тогда и так рано обнаружил свои порочные наклонности» [Иоанн Златоуст, 1898, 291]. Подобные мысли высказывают и некоторые иудейские экзегеты талмудического периода: «Хам и пес предавались соитию в ковчеге и были [за это] прокляты» [Мидраш раба, 2012, 501]. В принципе, приведенное мнение интересно, и даже тот факт, что впоследствии в родословии Хама Ханаан назван 4-м (а не 1-м) его сыном ( Быт.10:6 ), не противоречит сказанному, ибо можно думать, что Ханаан потерял первенство после того, как был проклят Ноем (о чем речь будет в нашей следующей статье). Однако главное препятствие к тому, чтобы относиться к такому толкованию с полным доверием – его агадический характер и близость иудейским мидрашам. Все-таки явно о том, что Ханаан был зачат во время плавания в ковчеге, не говорится, потому такое «додумывание» подробностей, не отраженных в тексте, вызывает подозрение. Эти же слова можно сказать и в отношении других деталей фрагмента Быт.9:20–27 (например, мнение о кастрации Хамом Ноя), не зафиксированных в тексте, но в изобилии присутствующих в экзегетической литературе (особенно иудейской). Тем не менее, как частное мнение мысль о зачатии Ханаана в ковчеге кажется интересной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 53). Источник. Чтобы во время молитвы меньше было блуждания мыслей, надо напрягаться, молиться с теплым чувством, а для этого наперед, перед молитвою, подогревать надо душу размышлением и поклонами (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 116). От приходит теплота сердечная, которая и стягивает внимание к единому Господу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 121). , извольте прикрикнуть на себя и свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 252). Истоки молитвы ...Молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (прп. Макарий Египетский , 67, 268). ...Чтобы нам легко провести настоящую жизнь, свергнуть все грехи, какие мы навлекли на себя, и с дерзновением предстать пред Престолом Христовым, будем постоянно приготовлять себе... врачевство, составляя его из слез усердия, постоянства и терпения (свт. Иоанн Златоуст , 44, 546). Милостыня крыло молитвы; если не сделаешь молитве крыла, то она не летит, а когда душа окрылена, то она быстро несется на небо (свт. Иоанн Златоуст , 45, 907). Источник. ...Поставив себе постоянным правилом – никогда не входить с пустыми руками в дом молитвы, мы сделали бы доброе дело (свт. Иоанн Златоуст , 54, 801). Источник. Цель всякого монаха ... состоит в непрерывном постоянстве молитвы и, сколько возможно бренному человеку, в невозмещаемом спокойствии ума и всегдашней чистоте его. К достижению сего нужны: неослабный телесный труд и сокрушение духа, так чтобы между тем и другим находилась тесная взаимная связь. Ибо как все добродетели стремятся к совершенству молитвы, так и сами они не могут быть твердыми и постоянными, если не будут соединены и скреплены оною. Как без добродетелей нельзя вполне приобрести постоянного молитвенного покоя, так и без этого покоя невозможно в точности исполнить добродетелей, споспешествующих оному.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

отцами. Далее заслушали исповедания веры Вселенских Соборов 84 : Никейский Символ веры , Никео-Константинопольский Символ веры , 12 анафематизмов свт. Кирилла Александрийского (названные в латинском тексте актов «символом 200 отцов в Эфесе»), Халкидонский орос и 14 анафематизмов Вселенского V Собора. Завершилось заседание пространной речью Максима Аквилейского 85 , который заявил, что учение Кира, Сергия, Пирра и Павла имплицитно осуждено в анафемах против Ария, Аполлинария, Феодора Мопсуестийского и Нестория, также учивших об одной воле и об одном действии Христа. Они приходят к отрицанию во Христе совершенных божества и человечества и отвержению Халкидонского Собора, и хотя ссылаются на слова «Томоса» папы св. Льва I Великого: «Та и другая природа (μορφ, natura) действует в общении с другой так, как ей свойственно», но придают им произвольное и ложное значение, поскольку эти слова указывают на два природных действия Христа в их «неслитном и нераздельном единстве». 5 деяние 86 Самое пространное деяние, отмеченное особенно продуманной «архитектурой» 87 , в богословском отношении является «центром тяжести» Л.С. При его открытии папа св. Мартин объявил о готовности представить святоотеческие сочинения, но прежде по предложению Леонтия, еп. Неаполя, зачитали постановление V Вселенского Собора (3-е деяние) о необходимости следовать учению Вселенских Соборов и св. отцов с перечислением 12 избранных отцов. Далее перешли к чтению обширного святоотеческого флорилегия 88 , включающего цитаты свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина, свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского, свт. Григория Нисского, свт. Григория Богослова, свт. Кирилла Александрийского , свт. Льва Великого , свт. Афанасия I Великого, свт. Иоанна Златоуста , Феофила I Александрийского, свт. Епифания Кипрского , Севериана Габальского, свт. Илария Пиктавийского, «Ареопагитик», Псевдо-Иустина, Псевдо- Кирилла Иерусалимского , свт. Ефрема Антиохийского, Иоанна Скифопольского и свт. Анастасия I Синаита, патриарха Антиохийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа (1501-05) Храм свт. Иоанна Златоуста с трапезной и приделами свт. Николая, прав. Филарета Милостивого и свт. Димитрия Ростовского (1676-87) Храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой (1904-06), архит. П.А. Виноградов Колокольня с храмом сщмч. Евгения Херсонского (1835-36), архит. Н.И. Козловский Святыни [ править править код ] Икона Живоначальной Троицы Икона Рождества Пресвятой Богородицы Казанская икона Пресвятой Богородицы Боголюбская икона Пресвятой Богородицы Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Икона св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова и мч. Лонгина Сотника Икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей св. мощей Икона прп. Софии Суздальской с частицей св. мощей Икона Собора Оптинских старцев с частицами св. мощей Икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей св. мощей Икона св. блгв. князя Александра Невского/выносится для поклонения в день памяти святого Престольные праздники [ править править код ] Действующие престолы Царственные страстотерпцы - 5 февраля, 25 июня, 11 февраля, 17 июля Сошествия Святого Духа на апостолов (придел собора Рождества Пресвятой Богородицы) Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Сщмч. Евгения, епископа Херсонесского Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Престолы на реставрации Свт. Иоанна Златоуста (храм находится на реставрации) Свт. Николая (придел храма свт. Иоанна Златоуста) Св. прав. Филарета Милостивого (придел храма свт. Иоанна Златоуста) Свт. Димитрия Ростовского (приставной придел храма свт. Иоанна Златоуста) Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (на подворье монастыря) Сщмч. Василия, епископа Херсонесского (на подворье монастыря) Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] " Вера, Надежда, Любовь " : Рождественский монастырь.тр4 Всенощное бдение. Богородице-Рождественский монастырь. 28 февраля 2015

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

но и к такому состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и показывать к ним великую любовь (свт. Иоанн Златоуст , 47, 87). Посты установлены ради того, чтобы мы воздерживались от изнеженности и обретались готовыми для милосердия; если кто не делает этого, то труды его тщетны (свт. Иоанн Златоуст , 49, 353). Источник. ...Цель поста – чистое приобщение ; а если мы в продолжение таких дней не исполним этого, то, тщетно и напрасно изнурив себя, без венцов и наград сойдем с поприща поста (свт. Иоанн Златоуст , 49, 427). Поистине пост – питатель всякой святости и мать благочестия. Требуется, чтобы мы не только постились, но постились благочестно. Многие постятся и ради занятий общественными делами, но это не зачисляется им в пост (свт. Иоанн Златоуст , 49, 744). Источник. ...Примем пост, как драгоценный дар, святое сокровище, изображение истины, начало благочестия, основу духовного учения, умерщвление страстей, отгнание греха, бич пороков, сподвижника девства, губителя демонов, запрещение диаволу, низложение идолов, украшение Церкви, силу царей, похвалу иереев, вразумление мужей, целомудрие жен, воспитание чад, свободу рабов, утешение бедных (свт. Иоанн Златоуст , 49, 851–852). Будем же и мы сохранять пост, эту пристань душ, врачевство тел, умирение помыслов, умерщвление страстей, – пост, который ограждает чужое имущество, предупреждает обиды сиротам, является заступником вдов, не позволяет нам погрязать в житейских суетах, жизнь смертных делает равноангельской, научает прилежать закону Божию день и ночь (свт. Иоанн Златоуст , 49, 852). Христос посредством поста желает возвратить тебе, уже возрожденному водою, и Духом, и Божественным огнем, прежнее достоинство (свт. Иоанн Златоуст , 52, 909). Пост есть образ жизни ангелов, и, что еще важнее, – постился Сам Спаситель, не потому, что Он нуждался во врачевании постом, но для того, чтобы показать нам пример поста ко спасению (свт. Иоанн Златоуст , 52, 911). ...Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил тебя от смерти, спас тебя от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоиваются на милости Божией. И вы так делайте (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 83). Источник. Чтобы достойно причаститься, надо душу очистить покаянием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 119). Приступая к Святым Тайнам, приступайте в простоте сердца, с полною верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 153). Источник. Плоды причащения ...Ты в молитве беседуешь с Всецарем Богом, вкушая Тело Единородного Сына Его и пия Кровь Его; веселись же в радовании, что удостоился стать храмом Его (прп. Ефрем Сирин , 30, 501). Источник. Что делать мне с грехами своими, не знаю; не видит ум мой, чем мне смыть и очистить себя. Если бы вздумал я омыться водами; то малы для меня моря, и реки недостаточны, чтобы очистить меня. Если омою себя Кровию и водою из ребр Сына Божия, то очищусь, и излиются на меня щедроты (прп. Ефрем Сирин , 33, 305). Источник. Кто вкушает Хлеба Небесного, тот, без сомнения, делается небесным (прп. Ефрем Сирин , 34, 106). Источник. Она не производит пьянства, не производит расслабления; она не расслабляет сил, а возбуждает силы; не ослабляет нерв, но напрягает нервы; она производит бодрость; она служит предметом благоговения для ангелов, предметом ужаса для бесов, предметом почитания для людей, предметом любви для Владыки (свт. Иоанн Златоуст , 45, 485). Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что хотя в нем есть зерна, но их не видно и различие их неприметно по причине их соединения, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Мы питаемся не один одним, другой – другим, но все одним и тем же Телом (свт. Иоанн Златоуст , 53, 237). Источник. ...Мы делаемся со Христом одна плоть, по причастию, и мы гораздо более, чем дитя (в отношении к родителям) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 171). ...Пусть язык, приобщившийся Тела Господня, не произносит ничего неприятного (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Язык А.- сирийский (изд. текстов: Raes A. et al. Anaphorae syriacae: Quotquot in codicibus adhuc repertae sunt. R., 1939-1981. 3 vol.). 4) К александрийским А. анатолийского типа относят краткую (египетскую) версию А. свт. Василия Великого и А. литургии «свт. Григория Богослова». Текст 1-й восстанавливается по копт. переводам (древнейшая из сохранившихся рукописей датируется VII в.), греч. текст егип. версии анафоры свт. Василия содержится только в поздних (XIV в.) рукописях. Ее структура совпадает со структурой полной версии; все части короче - в основном за счет отсутствия большинства цитат из Свящ. Писания, содержащихся в полной версии; существенно отличается только praefatio, к-рое вместо молитвенного созерцания догмата о Пресв. Троице содержит краткий рассказ о сотворении мира ( Hänggi, Pahl. P. 348-357; рус. пер.: Успенский. С. 87-91). В наст. время эта А. находится в употреблении в Коптской (где она является основной), Эфиопской Церквах. А. литургии свт. Григория Богослова (как и сама литургия) происходит скорее всего из антиохийской монофизитской среды и не старше 2-й пол. V в. Структура А.- анатолийская. Своеобразно ее лит. построение - прозаические части чередуются со стихами ( Карабинов. С. 132-138); А. вряд ли использовалась в правосл. среде, т. к. обращена ко Второму Лицу Пресв. Троицы. В наст. время употребляется только в Коптской Церкви, греч. текст ее содержится в тех же рукописях XIV в., в каких помещен текст краткой версии А. свт. Василия. 5) В Армянской Церкви в употреблении находится только одна А. «свт. Афанасия Александрийского», по типу близкая к визант. ( Hänggi, Pahl. P. 319-326; СДЛ. Т. 2. С. 202-218). Из рукописей известны еще 10, среди них: арм. версии визант. А. свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого; арм. переводы зап.-сир. А. ап. Иакова и «сщмч. Игнатия Антиохийского»; А. собственно арм. типа - «свт. Григория Богослова», св. Исаака, «свт. Кирилла Александрийского». А. арм. типа отличаются от др. анатолийских наличием после institutio дополнительного текста, прославляющего Сошедшего во ад и Воскресшего Царя Христа (кроме А.

http://pravenc.ru/text/115030.html

...Бог не будет снисходительно переносить нерадение о тех, о которых Сам Он столько печется. Ибо невозможно, чтобы один и тот же (Бог) и столько делал Сам для спасения (детей), и оставлял без внимания нерадение о них (со стороны родителей). Так Он не оставит этого без внимания, но будет сильно негодовать и гневаться... Если мы имеем повеление неусыпно заботиться о душах их , яко слово воздати хотшце ( Евр. 13, 17 ), тем более отец, который родил сына, воспитал и постоянно живет с ним. Как не может он прибегать к извинению и оправданию в своих собственных грехах, так точно и в проступках детей (свт. Иоанн Златоуст , 44, 87). ...Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы... что они хуже даже детоубийц Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу; потому что ничего равного ей нет у нас (свт. Иоанн Златоуст , 44, 87–88). ...Это зло, что вы не советуете детям ничего полезного... не было бы так велико! Но теперь вы увлекаете их еще к противному... Когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: «такой-то человек низкий и из низкого состояния, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел большое богатство, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит». Другой говорит: «такой-то, изучив италийский язык, блистает при дворе и всем там распоряжается». Иной опять указывает на другого, и все – на прославившихся на земле, а о небесном никто не разу не вспоминает; если же иной попытается напомнить, то он прогоняется, как человек, который все расстроивает (свт. Иоанн Златоуст , 44, 89). Источник. ...Когда... с самого начала, учите их не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, т. е. корыстолюбие, и еще более порочную страсть – суетное тщеславие. Каждая из них и порознь может извратить все; а когда они обе вместе вторгнутся в нежную душу юноши, то... извращают все доброе и наносят столько терния, столько песку, столько сору, что делают душу бесплодною и не способную ни к чему доброму (свт. Иоанн Златоуст , 44, 89).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Немощи Кто боится немощи тела, тот не достигнет естественного состояния (прп. авва Исаия , 59, 87). Если схватит тебя немощь, когда безмолвствуешь в келье, не малодушествуй, но возблагодари Бога... не лучше ли для тебя эта немощь, чем геенна, в которую имеешь пойти? – и она успокоится в тебе (прп. авва Исаия , 89, 295). Источник. В деле Господнем извиняемся немощью, а для... дел лукавых мы сильны (прп. Ефрем Сирин , 31, 238–239). Когда хочет, – бывает Он огнем, пожигающим всякую негодную и превзошедшую в нас душевную немощь (прп. Макарий Египетский , 67, 29). Так Творец устроил нашу жизнь, ослабляя (через это) стремление тех, которые преданы земному; блеск жизни Он соединил со слабостью, чтобы, когда увлечет тебя красота земных предметов, разрушить ожидаемое счастье (свт. Иоанн Златоуст , 55, 979). Исповедуй Богу немощь свою, чтобы воссияла для тебя возможность благодати... (прп. Нил Синайский , 73, 390). Источник. Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности (прп. Исаак Сирин , 58, 290). Источник. ...Немощь телесную побеждает любовь к Богу и надежда будущих благ (прп. авва Филимон, 91, 363). ...Оставлена человеку надежда помилования теперь, когда он обложен естественною некою немощью, какую восприяло человеческое естество по падении, и по причине коей грешит. Но это не может оправдывать его грехов, а должно лишь к тому побуждать, чтобы с чувством благодарения Богу за дарование места прощению скорее прибегать к Нему и испрашивать у Него прощения и силы, – прощения того, в чем согрешил, потому что, хотя он грешил по человеческой немощи, но ему надлежало противостоять греху до смерти... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 86–87). Немощи нрава Господь иной раз оставляет за нами для смирения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). Не будь их , мы тотчас занесемся выше облак и ставим там престол свой. А в этом пагуба (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). ...Бога не забудьте благодарить, что смиряет душу вашу немощами (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 78). Источник. ...Сознание немощей и недостатков не дает парить и выситься душе в самомнении. Помоги вам Господи в сем: ибо самомнение же лишает помощи Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 121). Источник. Самое лучшее врачевство для наших немощей – не иметь праздного времени (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 55). Источник. Немощность напоминает о смерти; но не пророчит о часе ее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 215). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 87). Источник. Главная черта смирения – чувствовать, что я ничто и если есть что, все то Божие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 87). Источник. Чувство благодарения за внутреннее добро, с помощью Божией, есть тоже проявление смирения как самоуничижение за свое худо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 64). Источник. Виды смирения С каким смирением должно принимать услугу от брата? – Как раб от владыки и с тем смирением, какое показал апостол Петр, когда прислуживал Господь. В его примере узнаем и опасность, какой подвергаются не принимающие услуги (свт. Василий Великий , 9, 244). Источник. ...Есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие можно видеть в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным (свт. Иоанн Златоуст , 52, 383). С добрыми надлежит быть смиренным, и с дерзкими вести себя высоко. Поскольку одни признают добродетелью скромность, а другие мужеством – дерзость; то надлежит перед одними оказывать смиренномудрие, а перед другими – мужество, истребляющее в них высокое мнение о дерзости, чтобы благоразумием своим и первым принести пользу, и смирить других. Ибо не всем одно и то же приятно, не все одними и теми же пособиями исцеляются; но каков род болезней, таково и число врачевств (прп. Исидор Пелусиот , 62, 303–304). Рассмотрим теперь, в чем состоят... два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали святые отцы, чтобы «почитать себя ниже всех». Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, – сие есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей. Ибо как деревья, когда на них бывает много плодов, то самые плоды преклоняют ветви книзу и нагибают их; ветвь же, на которой нет плодов, подымается вверх и растет прямо. Есть же некоторые деревья, которые не дают плода, пока их ветви растут вверх; если же кто возьмет камень, привесит к ветви и нагнет ее книзу, тогда она даст плод; так и душа, когда смиряется, тогда приносит плод, и чем более приносит плода, тем более смиряется. Так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными (прп. авва Дорофей , 29, 43–44). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010