Всякий пастырь Церкви всемерно должен стремиться к тому, чтобы служить Божественную литургию с переживанием и настроением. Много способствует этому настроению, когда пастырь проникнут духом покаяния, свободен от греховных борений и здрав телом. Хорошее умилительное пение и чтение, праздничная обстановка, настроение молящихся, обстоятельства, по которым устраивается служба, – все это также влияет на настроение служащего пастыря. Но все это как бы случайные факторы в созидании настроения пастыря. Нужно, чтобы настроение являлось не как случайный порыв, а как постоянное обнаружение внутренней духовной жизни пастыря. И это бывает тогда, когда пастырь воспитает в себе горячую веру и любовь к Спасителю, воспитает себя в благоговении, смирении и страхе Божием. 76 Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) – родился в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой христианской семье. Закончил Киево-Братское училище, в 1668 г. принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До 1675 г. проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловском монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. 23 мая 1675 г. св.Димитрий был рукоположен во иеромонаха и в течение нескольких лет проповедовал Слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Слава о нем, как о великом проповеднике, быстро разнеслась повсюду. В 1684 г. настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам, зная духовную настроенность, склонность к научному труду и большие литературные дарования иеромонаха Димитрия, поручил ему составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для свт.Димитрия делом всей его жизни (с 1684 по 1705 г.), которым он принес величайшую пользу всему русскому народу. Изучив и проанализировав множество источников, он заложил тем самым фундамент отечественной научной агиографии. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана, и в 1701 г. свт.Димитрий был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г.Тобольск, но, учитывая слабость здоровья святителя, его вскоре перевели в Ростов Ярославский. Свт.Димитрий был знаменитым проповедником и часто обращался к своей пастве с красноречивым словом назидания. Его жизнь была исполнена подвигов поста, молитвы и милосердия. Все доходы он употреблял на церковные нужды или на благотворения неимущим. Память святителя Димитрия Ростовского 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября. Утверждение еп. Арсения (Жадановского) о заседании свт.Димитрия в Святейшем Синоде ошибочно, так как святитель скончался в 1709 г., а Синод был учрежден в 1721 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Спустя почти 80 лет со времени прославления, составлением житий Пермским Святителям занялся автор знаменитых Четьих миней свт. Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский (кон. XVII в. – XVIII в.). Ему удалось собрать лишь фрагментарные сведения о Герасиме, Питириме и Ионе, сохранившиеся в древних летописях, грамотах  и отчасти в преданиях. Находкой свт. Димитрия Ростовского стало краткое житие свт. Питирима, составленное вскоре после кончины святителя-мученика неизвестным духовным лицом из Москвы . Столь долгое отсутствие пространного жития подтверждает версию, что почитание, установленное в 1607 г., носило местный характер. Постепенное расширение почитания связанно с многочисленными чудесами, совершавшимися по молитвам пермских святителей на протяжении всего XVII века .    Вслед за свт. Димитрием Ростовским в сер. XIX в. «Воспоминание о святых епископах Пермских Герасиме, Питириме и Ионе» составил Черниговский архиепископ свт. Филарет (Гумилевский). Этот труд был предпринят с учетом новых сведений о пермских святителях, ставших достоянием науки в XIX веке . Необходимо отметить, что до настоящего времени сочинение свт. Филарета является лучшим повествованием о Пермских Святителях, как с агиографической, так и с исторической точек зрения. Жития святых, составленные во второй пол. XIX – нач. ХХ вв. А.Муравьевым, священником Иоанном Бухаревым, А.Н.Бахметьевой и др. не имеют столь высокой научной ценности и в большинстве случаев представляют лишь перефраз в сокращении трудов свтт. Димитрия и Филарета. Каким же представляется нам воссозданный из летописных отрывков и преданий облик Пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы? После кончины свт. Стефана Пермского, последовавшей в 1396 г., в Перми более 20 лет не было епископа. В январе 1398 г. епископом Пермским был избран и рукоположен Исаакий, но он  из Москвы на кафедру не приехал. Отсутствие в Перми архиерея породило беспорядки в новообращенной пастве и надежды сторонников язычества на возрождение древних верований. Этому способствовала активизация живших по соседству вогульских племен, совершавших набеги и принуждавших христиан к возвращению в язычество. Свидетель событий Епифаний Премудрый писал: «Великое было смятение в Земле Пермской[…], немалое разрушение учинилось, большая печаль у людей, великий плач и рыдание в церкви Пермской, поскольку опора церковная порушилась и столп церкви исчез[…]Еретики-волки, душегубы разбойники, иноязычники-вогуличи наступают, рать еретическая с большой злобой вооружается на Церковь, а воеводы нет, который бы орудием духовным ее разбил…» .

http://bogoslov.ru/article/1261736

В дер. Трубиной есть каменная часовня, освященная 11 сентября 1869 г. На месте этой часовни до 1840 г. стояла толстая ветвистая ель, под которой молился и ловил рыбу на реке Туре св. прав. Симеон. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Берег украшает архитектурный ансамбль возрожденного Михаило-Архангельского храма и Симеоновской церкви. Михаило-Архангельская церковь, каменная, 3-престольная, построена в 1809 г. Главный храм во имя архангела Михаила, прав. придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, лев. придел во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. В 1869 г. церковь расширена, а в 1911–1916 гг. перестроена. Закрыта в 1939 г., в 1950-е гг. снесена. Сохранилась только полуразрушенная колокольня. Храм в честь Архистратига Михаила, в котором при земной жизни молился святой праведный Симеон, был отстроен заново, освщ. 11 августа 2004 г. В наст. вр. является подворьем Ново-Тихвинского женского монастыря (гор. Екатеринбург). Вторая церковь – Симеоновская, каменная, 1-престольная, освщ. 9 сентября 1886 г. Построена над могилой праведного Симеона Верхотурского, на месте обретения святых мощей. Перенесение мощей в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь состоялось 12 сентября 1704 г. Рундквист Н., Задорина О.  Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия . — Екатеринбург: Квист, 2009 с. Меркушино Михаило-Архангельская церковь Каменная, трехпрестольная. Построена в 1809 г. Правый придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, левый придел во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. В 1869 г. церковь расширена. В 1911-1916 гг. перестраивалась. В 1922 г. изъят 1 пуд 5 фунтов 76 золотников серебра (18,6 кг). Закрыта в 1939 г., сергиевской ориентации. Снесена в 1950-е гг. Сохранилась колокольня, восстановлена в 1999 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В Списке духовенства Екатеринбургской епархии на 1899 год значится Михайло-Архангельская церковь, входила в состав 1-го благочиннического округа Верхотурского уезда. Благочинный – священник Петр Яковл. Пономарев (с.Красногорское). В церкви служили: священники: Петр Дм. Арефьев, Иоанн Извольский; диаконы: Алекс. Пономарев, Стеф. Хлынов; псаломщики: Никол. Ал-ндр. Чернавин, Никол. Пономарев и Вас. Муромцев.

http://sobory.ru/article/?object=49469

3). В акафисте св. Алексию, митрополиту Московскому, говорится: «Видев великий князь твое велие духа мужество и любовь к отечеству твоему, умоли тя пойти к безбожному царю Вердевиру; ты же абие шед благими и кроткими словесы зельный гнев его на род христианский утолил еси» (ик. 5). В другом месте того же акафиста рассказывается о том, как св. Алексий исцелил ослепшую жену хана Чжанибека (ик. 6). В акафисте св. Димитрию Ростовскому упоминается о том, что он написал жития святых (конд. 7). В акафисте св. Митрофану Воронежскому говорится, что он, «пособствуя благоверному императору Петру», расточил имущество на сооружение кораблей (конд. 6). В акафисте свв. Кириллу и Мефодию передается об их благовестнических трудах, об изобретении ими славянских письмен и переложении на славянский язык Божественных книг (ик. 5–6). При изображении архипастырского служения святителей в акафистах особенно отмечается их ревность о просвещении паствы и, в частности, их миссионерская деятельность. «Радуйся, апостоле Казанския области» (ик. 4), «радуйся, апостоле Казанския церкве» (ик. 6) – такими величаниями чествует акафист свт. Гурия Казанского. В акафисте свт. Стефану Пермскому говорится, что в его лице «сила Вышняго показа пермяном перваго проповедника Евангелия, потом перваго епископа и молитвенника» (конд. 3). В акафисте свт. Иннокентию Иркутскому передается о его попытке просветить христианской верой «дальныя страны царства хинов» и о встреченном препятствии и рассказывается о его просветительской деятельности среди инородческих племен в стране Сибирской и о посвящении его в первосвятителя Иркутской церкви: «Радуйся, первопрестольниче Иркутския церкве, благовестием Сибирскую область Российскаго царства огласивый» (ик. и конд. 5). О миссионерской деятельности святителей говорится в акафистах св. Варсонофию и св. Герману Казанским (ик. 3), свв. Феодору и Иоанну Суздальским (конд. 4, ик. 6). В акафисте свт. Леонтию Ростовскому содержится поучительный рассказ о его просветительской деятельности, обращенной к детям: «Слышавше благия твоя глаголы, святителю Христов, малыя дети прихождаху к тебе, на предградии Ростова живущему, ихже ты пшеницею с медом питая, насаждал еси в них учение Христово, да от уст младенец совершиши хвалу Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

С 27 февр. 1898 г. И.- архиепископ Холмский и Варшавский. Назначен на кафедру после архиеп. Флавиана (Городецкого) , находившегося с ген.-губернатором г. Варшавы кн. А. К. Имеретинским в конфликтных отношениях. К новому архиерею Имеретинский также не благоволил. Люблинским викарием И. был еп. св. Тихон (Беллавин) , сопровождавший его 2-4 мая 1898 г. во время посещения г. Холм (ныне Хелм, Польша). После назначения еп. Тихона на Алеутскую кафедру в том же году викарием стал еп. Герман (Иванов), с 1903 г.- еп. Евлогий (Георгиевский) . 21 мая 1898 г. в Троицком кафедральном соборе И. встречал вел. кн. Владимира Александровича. 7 окт. 1901 г. в г. Томашове Петроковской губ. на освящении храма во имя мч. царевича Димитрия присутствовал имп. св. Николай II и имп. нмц. Александра Феодоровна , к к-рым возглавлявший церемонию архиерей обратился с особой речью. В 1898 г. И. освятил церковь на ст. Лапы, ц. мц. Татианы при 1-й варшавской муж. гимназии, ц. св. равноап. Ольги, приют и школу в Лодзи, в 1899 г.- храм в крепости Зегрже; совершил закладку сестринского общежития с трапезной ц. свт. Леонтия Ростовского в Вировском жен. монастыре. Освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца в Вене (4 апр. 1899), подарив приходу икону свт. Николая в серебряной позолоченной ризе, а также первую приходскую церковь в г. Прасныше Плоцкой губ. в честь Рождества Пресв. Богородицы (24 нояб. 1900). Кроме того, при И. были построены церкви в городах Радоме, Лукове, Велюне, Волковышках, Острове, Константинове, Сосновицах, Пултуске, Кольно, Влоцлавске, 6 церквей в селах, начато сооружение 10 церквей. Он выбрал место для храма свт. Алексия, митр. Московского, при больнице душевнобольных в Творках под Варшавой. Также И. попечительствовал постройке кафедрального собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1894-1912; не сохр.), 9 нояб. 1900 г. освятил кресты перед их поднятием. На торжестве присутствовал кн. Имеретинский, через некоторое время скоропостижно скончавшийся. 21 нояб. 1901 г. И. отпевал его в варшавской Замковой церкви. С 8 дек. 1900 до 12 мая 1901 г. И. находился в отъезде, участвуя в заседаниях Синода в С.-Петербурге. 1 июня 1903 г. в дер. Гура освятил обновленный храм во имя свт. Леонтия Ростовского при загородном архиерейском доме, где он любил отдыхать.

http://pravenc.ru/text/293716.html

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Фисун, проректор по научной работе Барнаульской духовной семинарии. По завершении Литургии митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству Коробейниковскую икону Божией Матери. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Сергия за труды и вручил ему крест и панагию, изготовленные по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Спаса Нерукотворного. Священнослужителям Барнаульской епархии Предстоятель передал служебники. Также Святейший Патриарх поздравил митрополита Новосибирского Тихона с 25-летием архиерейской хиротонии и вручил ему памятный адрес и юбилейную панагию. Во внимание к помощи в восстановлении храма свт. Димитрия Ростовского г. Барнаула губернатор Алтайского края А.Б. Карлин был награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 35-летием иерейской хиротонии и 60-летием со дня рождения благочинный Рубцовского округа, настоятель храма Архистратига Михаила г. Рубцовска Алтайского края протоиерей Михаил Кизюн был награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 20-летием иерейской хиротонии и 55-летием со дня рождения благочинный Каменского округа, настоятель храма свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, г. Камень-на-Оби Алтайского края протоиерей Николай Гордиенко был награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени. В награду за чадолюбие и жертвенное материнское служение Патриаршие знаки материнства II степени были вручены И.А. Беляевой, И.И. Кайновой, Л.В. Меркуловой, И.А. Стопаревой, А.В. Суровой. Верующим были розданы иконки святого равноапостольного великого князя Владимира. Храм святителя Димитрия Ростовского расположен в Центральном районе города Барнаула. Церковь-ротонда была построена по указу Тобольской духовной консистории в 1829-1840 годах (архитекторы Я.Н. Попов, А.И. Молчанов, Л.И. Иванов) на средства Колывано-Воскресенских заводов как домовая церковь при заводской богадельне, входившей в ансамбль Демидовской площади.

http://patriarchia.ru/db/text/4228040.ht...

Ионафан (Руднев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. 1886 г. (ГМЗРК) По благословению И. восстановленная Белая палата Ростовского кремля была предоставлена Музею церковных древностей (ныне ГМЗРК). Архиерей выразил готовность помочь в собирании экспонатов. Открытие музея 28 окт. 1883 г. И. благословил Владимирской иконой Божией Матери. В дар музею И. преподнес портрет Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) (ок. 1858, ГМЗРК). Позднее И. подарил музею из архиерейской ризницы омофор митр. Ионы (2-я пол. XVII в.- ГМЗРК), коллекцию серебряных греч. и рим. монет. При участии И. в 1883 г. было создано братство свт. Димитрия Ростовского, которое занималось просветительской деятельностью. По инициативе И. в устав братства был включен параграф: «Братство помогает Ростовскому музею расположением приходских священников и других просвещенных лиц к доставлению в Музей церковных древностей, рукописей, книг, крестов, икон, сосудов и прочего» (Церковно-правосл. братство. 1884. С. 4). В «Обращении к отцам благочинным» епархии (24 июня 1884) И. призвал пастырей «уступить музею те предметы церковных древностей, которые, не составляя существенной принадлежности их храмов, могут быть помещены в музее, где они будут тщательнее сохраняться, чем в церковных кладовых, и по своему достоинству будут обращать внимание посетителей как простого звания, так и образованного общества и, т. о., служить цели братства» (цит. по: Вахрина. 2006. С. 6). Благодаря обращению И. в ростовский музей поступили такие уникальные экспонаты, как крест дьяка Стефана Брадатого (1458), деревянная скульптура вмч. Георгия Победоносца (XV в.), надгробный покров прп. Авраамия Ростовского (1553), царские врата из ц. в честь Вознесения Господня (XVI в.). В день празднования 50-летия служения И. в священном сане музей благодарил архиепископа: «Как член Императорского Московского археологического общества, вы не мало способствовали изучению русских и в особенности местных древностей… благодаря вашему непосредственному влиянию из церквей вверенной вам епархии были доставлены в Музей разные церковные достопримечательности и этим даром было положено начало быстрому росту Музея… вы, понимая высокое научное значение этого учреждения, много заботились о дальнейшем его процветании» (цит. по: Титов. 1909. С. 63).

http://pravenc.ru/text/578362.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010