В XIX - нач. XX в. развитие Ж. л. активизировалось. Были написаны и изданы Жития рус. святых, канонизированных в XIX - нач. XX в.: свт. Иннокентия (Кульчинского; канонизирован в 1804), свт. Митрофана Воронежского (канонизирован в 1832), свт. Тихона Задонского (канонизирован в 1861), свт. Феодосия Черниговского (канонизирован в 1896), прп. Серафима Саровского (канонизирован в 1903), свт. Иоасафа (Горленко; канонизирован в 1911), патриарха сщмч. Ермогена (канонизирован в 1913), свт. Питирима Тамбовского (канонизирован в 1914), свт. Иоанна (Максимовича; канонизирован в 1916). Новым в Ж. л. было возникновение жанра биографического церковно-исторического исследования. Житие как вид церковной письменности не перестает существовать, но наряду с ним возникает и церковное жизнеописание, к-рое, сохраняя традиц. агиографические задачи, имеет одновременно исследовательский характер. Наиболее ярким примером является создание большого числа сочинений, посвященных прп. Серафиму Саровскому ,- от небольших Житий, раздававшихся паломникам в Дивеевской обители (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь ), до исследования архим. Серафима (Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896, 19032). В сер. XIX в. А. Н. Муравьёв и архиеп. Филарет (Гумилевский) сделали попытку восполнить «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского созданием рус. Миней-Четьих ( Муравьев . ЖСвРЦ. СПб., 1855-1858. 12 вып.; Филарет (Гумилевский) . РСв. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.). Оба автора использовали древнерус. жития, к-рые сокращенно излагали на рус. языке. В нач. XX в. вышло издание «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога» (М., 1903-19112. 12 кн.) с 2 дополнительными томами «Жития русских святых» (М., 1908. Т. 1: Сент.-дек.; М., 1916. Т. 2: Янв.-апр.). Над его подготовкой трудился коллектив исследователей под рук. проф. МДА С. И. Смирнова , поставивший целью исправление прежде изданных текстов по новооткрытым редакциям с учетом агиографических и археографических исследований последних десятилетий. В то же время архим. сщмч. Никодим (Кононов) издал «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.» (М., 1906-1910. 12 т.; М., 1912. Кн. доп. 1-2) - свод собранных им материалов из различных источников: духовных журналов, епархиальных ведомостей, нек-рых рукописей. Жизнеописания, как правило, подробны и сопровождаются указанием на источник.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Того ради осмеливаюсь Св. Синод нижайше просить, не соблаговолит ли Св. Синод повелеть вышеозначенной книги, содержащей в себе «Службу, иже во святых отцу нашему Димитрию, митрополиту Ростовскому» по усердию желающих иметь оные в Московской Синодальной типографии напечатать один завод на кошт здешнего Яковлевского монастыря». Дело было заслушано в Святейшем Синоде 11 июля 1799 года. Ввиду того, что книга, содержащая в себе службу свт. Димитрию, митрополиту Ростовскому, напечатана была по дозволению Святейшего Синода на кошт князя Г. П. Гагарина, Святейший Синод поручил обер-прокурору испросить согласия автора на напечатание ее архимандритом Мелхиседеком на кошт Яковлевского монастыря. Когда князь Гагарин дал свое согласие на напечатание книги, от Святейшего Синода был прислан Московской типографской конторе указ с повелением напечатать на кошт монастыря означенной книги, содержащей в себе «Службу иже во святых отцу нашему Димитрию Ростовскому », один завод в полудесть такою же азбукою и с теми же украшениями, как напечатана она была при первом ее издании. 4/9 ноября 1799 года в Святейшем Синоде был заслушан рапорт Московской типографской конторы от 26 сентября, что вышеозначенная служба свт. Димитрию Ростовскому напечатана 91 . В службу свт. Димитрию Ростовскому был включен составленный князем Г. П. Гагариным акафист святителю 92 . Приводим 1-й кондак его и начало 1-го икоса по изданию 1799 года. Кондак 1: «Избранному чудотворцу и угоднику Христову Димитрию составим похвалы, яко заступнику нашему и теплому о нас молитвеннику; ты же имеяй дерзновение ко Господу, преклонися милостивне к зовущим ти: Радуйся, Димитрие великий чудотворче». Икос 1: «Ангел нравом, аще и человек естеством был еси, святителю Димитрие, незлобием бо души твоея, кротостию и милостию привлекл еси благодать Всесвятаго Духа, и явился еси его обиталищем; темже мы благодаряще Бога, прославившаго в земли нашей таковаго святителя, воспеваем тебе сице: Радуйся, незлобием твоим агнца прореченнаго Исаием подражавый» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

4 Державин А., прот. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник//Богословские труды, 1976, 15, с. 61 6 В одной из проповедей свт. Димитрий говорит: «Любодеяние наипаче бывати обыкло есть в людях, великих саном, самовластно по воли своей жительствующих, имже несть кого боятися, имже подобало бы лучше всех воздержным быти, чистое житие честно соблюдати во образ людем, под ними сущим: понеже и судии есть, и казнители грехов человеческих. Тыя множая впадают в нечистоты плотския, презирающее честь и звание свое, порабощаются страстем своим: и иже владеют народами, сами от похоти своея неудержими бывают владоми». Цит. по: Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 428. Святитель обличал также раздражительность Петра, увлечение протестантизмом, отмену поста в войсках. Едва ли разделял он и указ Петра о брадобритии, которым предписывалось бриться всем, кроме священников и диаконов, а на противящихся возлагалась значительная пеня. Известно, что Петр не очень примечал обвинения в свой адрес. В этом отношении показателен случай со свт. Митрофаном Воронежским , отказавшимся войти в царский дворец, где стояли языческие статуи. Петр не на шутку разгневался и обещался казнить святителя; лишь благоразумное, но твердое и мужественное поведение свт. Митрофана смягчило гнев царя. Это осознавал и свт. Димитрий: «В настоящей жизни зело изнеможе истина… не говори правды никому… разве кто хощет беды и гонения… пострадали за истину Предтеча, Христос, Стефан первомученик. Да и ныне, начни токмо глаголати праведную истину и истинную правду, не меньшая абие постраждеши». Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. III. М., 1840. С. 116–117 8 Летописец впервые был напечатан в 1784 г. в царствование Екатерины Великой. Парадоксально, но факт, что именно в царствование Екатерины, отбиравшей церковные имения, был издан Летописец, в состав которого входит рассуждение о церковных имениях (о недопустимости их изъятия). Как замечал свящ. М. Попов, «идеи Нила Сорского († 1508 г.) не овладели им; он примыкает к тому практическому воззрению на монашество, которое установилось у нас после борьбы с нестяжателями». Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 325. С рассуждениями исследователя можно согласиться лишь отчасти. Спор «иосифлян» и «нестяжателей» – надуманный спор. Достаточно заметить, что на первом месте в помяннике прп. Иосифа Волоцкого стоял прп. Нил Сорский , а прп. Нила – прп. Иосиф. См. замечательное исследование митр. Питирима (Нечаева) «Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий »//Тысячелетие крещения Руси/Сб. материалов. М., 1989, с. 75–85. Также данная статья опубликована на компакт-диске «Русское богословие XV-XVII веков». СПб., Аксион эстин, 2008

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В росписях церквей XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречаются образы И., исполненные, как правило, в живописной манере (известно ок. 20 храмов с его изображениями; см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576). И. писали в основном с длинной седой бородой, в клобуке, напр. в росписи 1-й четв. XIX в. (ростовский худож. П. С. Рябов) ц. во имя свт. Димитрия Ростовского в Спасо-Иаковлевском мон-ре (в медальоне в алтаре, благословение именословное, в левой руке - раскрытая книга; см.: Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 114. Ил.). В ц. свт. Григория Богослова Ростовского кремля клеевая роспись датируется 1884 г.; в центральной апсиде представлена «Тайная вечеря», по сторонам композиции - святители Леонтий и И. В Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря стенопись создана после 1730 г.; образ И. помещен в святительском ряду главной апсиды вместе с образами святителей Леонтия и Игнатия. В соборе ростовского монастыря Рождества Богородицы И. написан в алтаре (1715). В ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря роспись выполнена в 1890 г. К. Я. Леоновым по заказу еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева); И. изображен в рост на зап. грани сев.-зап. столба. В ростовской ц. Вознесения Господня образы Ростовских чудотворцев - в сев. апсиде на откосах дверного проема (живопись 20-х гг. XVIII в., неоднократно поновлялась). И. представлен в стенописи 1816 г. архиерейского живописца И. М. Гладкова в ц. свт. Николая на Всполье в Ростове. В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годенове (роспись - 1859, А. Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев) И. написан с потиром в руке на откосе проема царских врат, между святителями Игнатием и Леонтием (воспроизв.: Там же. С. 184). В Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (роспись выполнена в кон. XVIII в. ярославскими мастерами) фигура И. расположена на откосе окна сев. стены четверика. В стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), седобородый И. изображен в митре.

http://pravenc.ru/text/674806.html

Программу издания определил на первой странице 1 редактор архим. Мефодий: «Журнал не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя вечную сокровищницу православной веры и Православной Церкви». В журнале регулярно печатались толкования Свящ. Писания, главы и фрагменты из творений св. отцов (свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , свт. Ефрема Сирина , свт. Григория Нисского, прп. Иоанна Дамаскина , прп. Максима Исповедника и мн. др., в т. ч. авторов «Добротолюбия», др. аскетических сборников и патериков) и рус. духовных писателей (прп. Нила Сорского , митр. Ростовского свт. Димитрия (Туптало) , свт. Тихона Задонского , свт. Игнатия (Брянчанинова) , свт. Феофана (Говорова) , прав. Иоанна Кронштадтского , оптинских и афонских старцев и др.), поучения и статьи митр. св. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Димитрия (Самбикина) , еп. Иоанна (Соколова) и др., богослужебные тексты (молитвы, акафисты, в 1967-1970 каноны праздникам в рус. переводе Е. Ловягина), объяснения богослужений и обрядов (А. Н. Муравьёва , М. Н. Скабаллановича , прот. Сергия Четверикова , Б. И. Сове ), жития святых (в т. ч. греч. новомучеников), жизнеописания подвижников благочестия, апологетические статьи и заметки. Мн. публикации в журнале являются перепечатками или выборками из дореволюционных книг, журналов или более ранних зарубежных периодических изданий (напр., «Сергиевских листков»), исключение представляют, напр., биографические и житийные материалы: В. Гаджимукова о св. Женевьеве (1955. 11), архим. Авраамия (Терешкевича?) об архиеп. Японском равноап. Николае (Касаткине) (1956. 7/8) и архим. Андронике (Елпидинском) (1959. 11), архим. Киприана (Керна) «Памяти архим. Антонина (Капустина)» (1955. 7/8), М. Н. Дьяченко о прп. Ниле Сорском (1956. 11, 12), Н. И. Кульман об архиеп. Сергии (Королёве) (1960. 12), И. Е. «Отец Сергий Четвериков» (1972. 12). Среди публикаций журнала - «Письмо о молитве» митр. Антония (Храповицкого) (1962. 6/7), статьи прот. А. П. Князева «Христос Спаситель» (1958. 12) и еп. Мефодия (Кульмана) «Из сокровища духовного Царской Семьи» (1956. 6; 1968. 7/8), описания пребывания рус. паломнических групп из Франции в Св. земле.

http://pravenc.ru/text/158322.html

Это касалось как богословских вопросов, так и взаимоотношений между церковными интеллектуалами Москвы и Киева. Именно в ходе евхаристических споров свт. Димитрий заявил себя как церковный деятель всероссийского масштаба. В это время происходит становление его как выдающегося богослова. He принимая личного участия в жаркой полемике, святитель ищет «царского пути» в разрешении проблемы о времени пресуществления Святых Даров, избегая полемических крайностей. Итогом его поисков и раздумий становится трактат «Рассуждение о пресуществлении святейшей Евхаристии», представлявший собой взвешенный ответ на то смешение яростной публицистики и неглубокого богословия, которое сопровождало борьбу с «хлебопоклонной ересью» в конце 1680 – 1690-х гг. В этом трактате свт. Димитрий разделяет позицию «грекофилов» на две части – радикальное отрицание значимости «Господних словес», с которым святитель не согласен, и «восточное» учение, которое свт. Димитрий понимает как учение свв. Марка Эфесского и Николая Кавасилы о значимости для пресуществления всей анафоры. Последнее объясняет обилие в записях свт. Димитрия заметок о важности «установительных слов» для пресуществления, ранее трактовавшихся исследователями его творчества как свидетельство его тайной приверженности «латинскому» взгляду на время пресуществления Святых Даров. Также в «Рассуждении» свт.Димитрий рассмотрел проблему поклонов на литургии с точки зрения соотношения обряда и веры. В этом сочинении святитель впервые формулирует свою позицию следующим образом: обряд лишь внешнее выражение веры, и поэтому формальное изменение чего-либо в существе обряда никак не может быть названо ересью, пока сохраняется единство в истинной вере. В дальнейшем, на Ростовской кафедре, свт. Димитрий будет руководствоваться этим подходом при разрешении многих проблем церковной жизни. Основной причиной того, что трактат свт. Димитрия не был опубликован, скорее всего, послужила его излишняя «злободневность». Ко времени написания «Рассуждения о пресуществлении святейшей Евхаристии» в это время в Москве уже складывается новая интеллектуальная элита, ориентированная не на конфронтацию, а на сотрудничество с малороссийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В минувшее воскресенье, 4 октября, , в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. В минувшее воскресенье, 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. Утром 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на вертолете прибыл в город Ростов Великий Ярославской области, где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. На вертолетной площадке у Ростовского Кремля Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и духовенство епархии, губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, председатель областной думы В.В. Рогоцкий, главный федеральный инспектор А.С. Киселев, глава Ростовского района, герой России В.И. Токарев, глава администрации города Ростова Великого С.М. Румянцев. Как сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , по прибытии в Ростов Великий Святейший Патриарх направился в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. У врат обители Его Святейшество встречали настоятель игумен Серафим (Симонов) с братией монастыря, духовенство Ярославской и Ростовской епархии, многочисленные миряне. В Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, где покоятся честные мощи святителя Димитрия, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

http://pravmir.ru/vizit-svyatejshego-pat...

Миниатюрный графический портрет свт. Димитрия Ростовского в полный рост, вероятно, был создан Г. К. специально для вклейки в рукописные сочинения святителя (после 1757). Портрет с подписью Г. К. находится на титульном листе рукописи «Келейный Летописец Димитрия Ростовского» нач. XVIII в. (НБУВ ИР). Традиц. композиция графического портрета в зеркальном отражении повторяет живописные изображения свт. Димитрия. Г. К. участвовал в работе типографии Киево-Печерской лавры. Рафинированным исполнением отличаются гравированные подписные иллюстрации для миниатюрных (карманного формата) изданий Апостола и Евангелия, вышедших в лаврской типографии в 1737 г. Г. К. выполнил для издания Апостола титульный лист, изображение Успенского собора на обороте титула (медная доска с авторской подписью хранится в НБУВ), фронтисписные гравюры «Ап. Петр», «Ап. Павел», «Ап. Иуда», «Ап. Иоанн», «Ап. Лука», «Иисус Христос указывает Иоанну Богослову 7 звезд». В Евангелии 1737 г. имеются подписные гравюры работы Г. К.: титульный лист, на обороте его - «Распятие»; 4 образа св. евангелистов. Значительным достижением Г. К. стала серия апостольских образов для издания Апостола 1738 г., повторенная в следующем лаврском издании в 1752 г. (совм. с др. граверами). Величественные фигуры апостолов в полный рост на фоне пейзажа c низкой линией горизонта отличаются скульптурной моделировкой и монументальной трактовкой образа. Фронтисписные иллюстрации на всю страницу выполнены в стилистике западноевроп. барочного искусства. Художественным ориентиром для Г. К. служили гравюры с изображением апостолов из Библии Пискатора. Гравюры из Апостола 1738 г. распространялись также отдельными листами. Популярны были гравированные листы Г. К. с образом Божией Матери с Младенцем Христом, «Иисус Христос и Иоанн Креститель детьми», оттиск портрета свт. Димитрия Ростовского. Среди подобных «народных картинок» работы Г. К. отличались высоким профессионализмом. Станковая гравюра «Распятие с предстоящими» 1757 г. является последней известной датированной работой Г. К.

http://pravenc.ru/text/2463325.html

Так, под 23 дек. читаются служба свт. Филиппу, т. н. Тулуповская редакция Жития свт. Филиппа, и некая особая редакция, известная только в списке Милютинской Минеи, правда, по мнению И. А. Лобаковой, созданная раньше и лишь переписанная при составлении Минеи ( Лобакова. 2006. С. 121-131). Совершенно особое место занимают Минеи-Четьи свт. Димитрия Ростовского , названные им «Книга житий святых» (1684-1705). При ее создании свт. Димитрий ориентировался не только на традицию Миней-Четьих, но и на изданные болландистами Acta Sanctorum. Помещая ту или иную статью в «Книгу житий…», свт. Димитрий часто указывал источник, из которого извлечены материалы. В XVIII-XIX вв. Минеи-Четьи составлялись, как правило, «путем дополнения новыми материалами» Миней-Четьих свт. Димитрия Ростовского. В связи с формированием сборников устойчивого состава рус. агиографическая традиция в XVII в. получила еще один мощный толчок к развитию в процессе создания и редактирования печатного Пролога (с 1643). В большинстве случаев для включения в печатный Пролог создавались новые редакции житий, к-рые после издания попали и в рукописную традицию. Рус. жития, в первую очередь те, которые вошли в состав Киево-Печерского патерика и Пролога, были своеобразно осмыслены в созданном в 1-й пол. XVII в. Слове «О житии отеческих, от Пролога и от Патерика печерскаго, и от Патерика скитскаго, стихове коегождо святаго удобь житие разумееши, како пожиша», вошедшем в своей ранней редакции в «Цветник священноинока Дорофея», а в более поздней - в сб. «Старчество» келаря Кириллова Белозерского монастыря Матфея (Никифорова) и в сб. «Крины сельные» (подробнее см.: Семячко С. А. К истории сборников XVII в.: Старчество, Цветник священноинока Дорофея, Крины сельные//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 216-247; Она же. Сборник «Старчество» в Кирилло-Белозерском мон-ре//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 211-296). В составе «Цветника священноинока Дорофея» в течение посл. четв. XVIII в. оно было издано 11 раз (см.: Вознесенский А. В.

http://pravenc.ru/text/182317.html

р. настоятелю и братии и 2 тыс. р. на благоукрашение обители. Свт. Димитрий Ростовский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ЯХМ) Свт. Димитрий Ростовский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ЯХМ) Вместе с останками др. Ростовских святых мощи Д. были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей , в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Иаковлевском мон-ре, мощи Д. были возвращены в обитель и установлены в ц. во имя свт. Иакова Ростовского. Творения Агиографические и богослужебные сочинения По повелению архиеп. Лазаря (Барановича) в 1677 г. Д. написал кн. «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) - первое из дошедших до нас его сочинений, к-рое представляет собрание сказаний о 22 чудесах от иконы Богоматери в черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга была напечатана в типографии Черниговского архиепископа. Ее переработкой стало др. соч. Д.- «Руно орошенное» (Чернигов, 1683). В отличие от кн. «Чуда...», написанной на юго-западнорусском лит. языке XVII в.- «простой мове», язык «Руна...» - церковнославянский. «Руно...» содержит описание 24 чудес, а также «Беседы» и «Прилоги», отсутствующие в кн. «Чуда...». «Руно...» начинается посвящением архиеп. Лазарю и 2 предисловиями. В 1-м предисловии сказано, что «книжка» вышла с исправлением нравоучений и приложением «кратких бесед духовных»; беседы и нравоучения составлены автором, примеры собраны из разных источников. Имя автора читается в акростихе, помещенном после предисловий. «Руно...» издавалось 7 раз, в т. ч. неск. раз в типографии черниговского Троице-Ильинского монастыря. Издания отличаются предисловиями и приложениями, основной текст не менялся. Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) Главным агиографическим сочинением, работе над к-рым Д. посвятил более 20 лет (1684-1705), стала «Книга житий святых».

http://pravenc.ru/text/178011.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010