Своеобразным памятником агиографической традиции И. стали Греческие акты, обнаруженные в 1709 г. пресв. Н. К. Фальконе и опубликованные им в «Полной истории семьи, жизни, чудес, перенесения мощей и почитания славнейшего мученика св. Ианнуария» ( Falcone N. C. L " intera Istoria della famiglia, vita, miracoli, translazioni e culto del glorissimo martire S. Gennaro. Napoli, 1713). В том же году Акты были перепечатаны в Москве, их пересказ вошел в посмертное переработанное издание Четьих-Миней свт. Димитрия , митр. Ростовского. Авторство Актов приписывалось монаху из обители Лукуллан, жившему в V в. Хотя в ряде исследований XVIII-XX вв. доказывалось, что эти греч. Акты - позднее сочинение, возможно подделка самого Фальконе, датировка неаполитанской греч. рукописи Актов (Soc. Hist. Patr. XXI. B. 3) XVI-XVII вв. делает обоснованным предположение Р. Романо, что это сочинение является памятником поствизант. греч. агиографии, составленным в намеренно архаизированном стиле кем-то из живших в Неаполе греков (напр., братьями Никифором и Макарием Мелиссинами). В основе Актов лежит греч. синаксарное сказание, дополненное сведениями из лат. житий. Рассказ о мученичестве И. и его спутников отличается возвышенным риторическим стилем и обилием вымышленных подробностей. Житие Согласно Болонским актам, во время гонения на христиан имп. Диоклетиана (303-305) из Мисена в Путеолы (ныне Поццуоли) прибыл 30-летний диак. Соссий, который встретился там с Беневентским еп. И., в чью юрисдикцию, возможно, входил порт Путеолы. Епископа сопровождали его диак. Фест и чтец Дезидерий. В это время в Путеолах собралось много язычников, привлеченных славой Кумской Сивиллы. Несмотря на все предосторожности, Соссий как христианин был схвачен и по приказу судьи Драконтия брошен в темницу. И., Фест и Дезидерий были задержаны, когда посещали заключенного Соссия. На суде все они отказались принести жертвы языческим богам и исповедали себя христианами. Драконтий велел отправить мучеников в амфитеатр, чтобы на потеху толпе их растерзали медведи. Поскольку звери их не тронули, судья приказал отрубить клирикам головы. Когда их вели к месту казни, 3 путеольца - диак. Прокл и миряне Евтихий и Акутий стали громко возмущаться несправедливостью судьи и исповедали себя христианами. Они были немедленно схвачены и также осуждены на смерть.

http://pravenc.ru/text/200381.html

Начиная с Хронографа редакции 1617 г., включившего большой объем сведений из перевода польск. Хроники М. Вельского, рус. историография выступает в качестве посредника между западноевроп. и правосл. южнослав. исторической лит-рой. В полной мере это обнаружилось в XVIII в., когда на слав. Балканах получили известность восточнослав. исторические сочинения («Келейный летописец» свт. Димитрия Ростовского) и переводы переходного периода (Бароний, Орбини), оказавшие большое влияние на формирование южнослав. историографических схем (см.: Робинсон А. Н. Историография славянского возрождения и Паисий Хиландарский. М., 1963; Броджи-Беркофф Дж. «История во кратце» иеросхим. Спиридона: Опыт исслед. в контексте европейской историографии XVI в.//Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 6. С. 201-215). Со 2-м восточнослав. влиянием связано употребление болг. и серб. книжниками ранее неизвестных им систем книжной тайнописи, напр. «простой литореи» («тарабарской грамоты»), основанной па принципе взаимозамены начальных и конечных согласных букв кириллического алфавита ( Сперанский М. Н. Тайнопись в югославянских и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 18-22. (ЭСФ; Вып. 4. 1)). Старший образец использования «простой литореи» в южнослав. книжности (примененный в сочетании с др. системами) - в Минее Праздничной 1-й трети XVI в. из церкви в с. Ропотове (Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 82-83, 87-88). Относительной легкости перехода текстов к юж. славянам способствовала не в малой степени болгаризированная (в меньшей степени сербизированная) орфография восточнослав. рукописей XVI в. (как великорус., так и украинско-белорус.), сложившаяся в результате 2-го южнослав. влияния. Во многих случаях она могла восприниматься болг. и серб. писцами как архаический вариант их собственной. Встречающиеся жалобы южнослав. читателей и переписчиков XVI-XVII вв. на непонятность языка рус. книг (см.: Ангелов. 1972. С. 95, 135; Загребин. 2006. С. 276-277) относятся обычно к древним текстам. Заметное воздействие на церковнослав. язык болг. и серб. изводов оказала «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (в ее первоначальном виде и в московской редакции 40-х гг. XVII в.). Сочинение представлено на слав. юге как экземплярами изданий, так и значительным числом рукописных копий XVII - нач. XIX в. Параллельно этот процесс наблюдается и у славян-католиков (в последнем случае инициатива исходила от папской курии): в XVII-XVIII вв. церковнослав. язык хорват. богослужебных книг был реформирован по образцу украинско-белорус. униат. изданий.

http://pravenc.ru/text/180423.html

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Доброе утро! Искала ответ на этот вопрос. Святые отцы жёстко (как мне показалось) осуждают ношение украшений, духов, макияжа — все это носят люди из-за блуда и тщеславия. Знаю, что был один святой, который при жизни был парфюмером, царь Давид вроде тоже носил украшения. Священники говорят, что носить можно серьги, можно немного краситься… У меня теперь конфликт. Я нормально отношусь к своей внешности, меня все устраивает. Но я творческий человек, т. е. мне нравятся цвета, ткани, образы, настроения в одежде, люблю быть в тех цветах, которые по душе, нравятся разные украшения, потому что они напоминают мне о природе, например, клипсы в форме цветов или перьев, люблю запах апельсинов, вишни, хвои, нравится, когда эти ароматы (несильные) со мной, т. е. присутствуют в моей жизни в виде запаха духов. Неужели это помешает войти в Царство Небесное и это все грех? Прошу Вас, помогите поставить точку в этом вопросе. Могу ли я делать все-таки простой маникюр (без длинющих ногтей), укладывать волосы, немного пользоваться декоративной косметикой, носить серёжки и использовать духи, красить волосы? Буду рада чёткому ответу по каждому пункту (если можно). Спасибо Вам большое! С уважением, Дарья Похожие вопросы 6 Ответов Дарья, для ответа на подобные вопросы нужно учитывать духовный возрест человека. Кому-то это приемлемо, а кому-то это вредно! Поэтому такие вопросы и решают с духовником, который знает своё духовное чадо и что ему полезно, а что вредно. Иначе это как большим спортом заниматься без тренера. Многие люди, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида обязательно слышали аргумент о небогоугодности изменения образа Божия (или того вида, в котором нас создал Бог). Предлагаю небольшое критическое осмысление. Утверждение, что «образ Божий в естественном телесном облике человека», является не просто безграмотной чушью, но и ересью антропоморфитов. Свт. Димитрию Ростовскому в свое время приходилось разбирать возражения противников брадобритья и обличать эту глупость. Кратко: образ Божий в свойствах души и никакого отношения к внешнему виду не имеет. Тоже самое можно сказать не только о бороде, но и обо всем остальном. Бритье бороды в этом плане ничем принципиально не отличается от нанесения макияжа. А примеры позитивного отношения Бога к искусственным украшениям есть в самой Библии ( Иез.16:10-13 ). Об украшениях св. Августин пишет:

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-hristi...

Говоря о мягкости русского язычества, историки ведают, что летописи не запечатлели случаев, когда бы русичи казнили христиан по религиозным распрям, язычники же Древней Гре­ции, Античного Рима, Ближнего Востока и малоазиатских стран, как и нередко впадавшие в язычество иудеи, умучили сотни тысяч христиан, что и записано в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского». Русские, будучи православными христианами, должны ли понимать, как бесовскую, всю двухтысячелетнюю устную народную поэзию и прозу, по глубинной мудрости и природной красе далеко превосходящую письменную, если корни ее в арийском, скифском, славянском язычестве?.. Должны ли русские отречься от своей народно-обрядовой этики, имеющей языческие истоки, но лишенной уже языческой ...суть, демонической... мистики?.. Если русские отвергнутся древнеславянского языкового, художественно-прикладного искусства, значит отвергнут старинные сказки, старинные песни и былины, удалят с избяных наличников деревянную резьбу, спалят вышивки, ибо в произведениях древнего и вечного художественно-прикладного искусства таится древнерусская, языческая символика. Нет, православное христианство не проповедует отречение от народного искусства, хотя и оговариваясь: сказка - ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок. Христиане, забывшие о былом противостояние христианства и язычества, высоко чтут искусство Древней Греции и Античного Рима, воплощенного в зодчестве, в поэзии, живописи и скульптуре, хотя произведения сего искусства - культ телесной гармонии, а не красоты души, где поселилась божественная любовь к Вышнему и ближнему. И, как уже поминалось, греческие, римские язычники, в отличие от вос­точно-славянских, яро ненавидели христиан, и по велению жрецов и правителей зверски умучили тысячи первохристиан, что отказывались приносить бо­гомерзкие жертвы античным бесам: римским болванам - Юпитеру, Нептуну, Марсу, Аполлону, Венере, Вакху...; греческим истуканам - Зевсу, По­сейдону, Афине, Артемиде, Афродите... и прочим бесам, скульптуры коих, греш­ным делом, и по сей день восхищают обывателей, вдохновляют искусников на сочинение стихов и картин.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/12/...

XXI Вопрос. Одному брату потребно лечение от похотливости: что преподать ему? Ответ. Преподай ему сии многознаменательные слова свт. Димитрия Ростовского : рождается человек плотски от жены в живот, и паки безсловесно соединяясь с нею, обумирает от Бога душою. Как соль от воды рождается и, опять воде прикасаясь, растопляется и исчезает: то же и по отношению к жене... Наилучшее мирское по плоти житие не сравняется с чистым ангельским житием... Прилепление к твари смерть есть; к Творцу же твари – живот и радость присносущая. К размышлению о сем да приложится пост и молитва, и болящий твой оздравеет. XXII Вопрос. Один брат, беседуя со мною, высказал мне свое опасение, как бы ему не заболеть какою либо злою привычкою, по обстоятельствам, его окружающим? Что ему сказать в предостережение? Ответ. Пусть выучит и всегда памятует сие слово премудрого: «Прежде неже возглаголе ши, увеждь, и прежде недуга врачуйся» (Сир. ХУП1, 19), а в пояснение прочти ему из аввы Дорофея следующее: потщимся хранить совесть нашу... Не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было малое... От пренебрежения малого и в сущности ничтожного мы переходим к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь? От этого впадает он в худой навык, и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом приходит в опасность впасть в нечувствие, которое есть болезнь смертоносная для всего существа. Да сохранит нас Господь от него. XXIII Вопрос. При врачевании телесных болезней лучшие лекарства суть те, кои, как говорится врача ми, радикально действуют; при врачевании душевных недугов какое лечение можно назвать радикальным, корень самый или основу деятельности нашей обновляющим? Ответ. Если, – говорит авва Дорофей , – мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, то научимся отсекать хотения наши и таким образом мало-помалу, с помощью Божиею, достигнем безстрастия... Можно в короткое время отсечь десять хотениии своих – вот как это: положим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо, и помысл говорит ему: посмотри туда... а он отвечает помыслу: не хочу смотреть, и отсекает хотение свое, и не смотрит. Или находит празднословящих между собою, и помысл говорит ему: скажи и ты такое-то слово; а он отсекает хотение свое и не говорит. Или говорит ему: пойди, спроси повара, что он варит, а он не идет и отсекает хотение свое и пр. И отсекая таким образом свою волю, он приходит в навык отсекать ее и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и что бы не случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание... и от безпристрастия приходит в безстрастие... Вот как коренно и существенно действует отсечение воли своей...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Блаж. Августин говорил, что грехопадение и Искупление – два средоточия, вокруг которых вращается все христианское учение. Неправильное понимание этих основополагающих моментов истории человечества неизбежно будет сказываться и на всем остальном богословии. Как понимал свт. Димитрий первородный грех и Искупление? Преступление Адамом данной заповеди вызвало гнев Божий, лишило его благодати, внесло расстройство в само естество человеческое: «Егда Адам бысть прельщен, и прогнева Создателя преступлением заповеди Его, и лишися преждния благодати Того: тогда познав зло, сотворися к нему зело удобен. И вниде в естество человеческое всякое греховное желание: гордость, лакомство, ярость, гнев, зависть, плотская вожделения» 95 . Это преступление повлекло за собою праведное наказание Божие: «Бог гласом своим воззвал я, и лицу своему представив, и в гресе испытав, издаде на ня праведный свой суд: еже из рая изгнанным им быти, и от труда рук своих и от пота лица своего питатися; Еве в болезнех чада родити, Адаму землю, терние и волчец родящую, возделовати: обема же по долгом жизни сея злострадании умрети, и в землю обратитися телом, душею же во адовы отъити узилища» 96 . «Что же последствует греху, – рассуждает Святитель? – Последствует прогневание Бога, благих лишение и казнь. Яко же бо Царь земный, аще кий раб того противен сотворится заповеди его, абие то в досаду себе вменяет и гневается нань, и лишает онаго преждния милости своея и предает его казни; подобнее небесный Царь, Бог , на человека, егоже Он созда… гневается, в досаду же и безчестие вменяет злая онаго дела, яко противная Божественной Его воле. Первее убо лишает того преждния благодати Своея, таже правосудием Своим устрояет его (аще не покается) на казнь смертную, ждущую грешников во аде» 97 . Первородный грех передается с зачатием человека, человек рождается с мертвой душой: «Начат Ева Мати всех живущих, в болезни родити чада, к смерти паче, неже к животу: прежде рождения бо умертви я, наведши грехом своим всему человеческому роду смерть сугубую, душевную и телесную. И не первее начинаху родящиися жити, неже умирати, душею бо абие мертвы бываху, телом же к смерти течаху, происходяще от утробы матерни в жизнь сию купно с мертвым тлением» 98 . Человек в таком состоянии удобопреклонен ко греху: «Естеству человеческому, грехом прародительным растленному и добра перваго лишившемуся, и в зло поползшемуся, природнейше есть зло: в беззакониях (рече) зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя ( Псал. 50, 7 ). А в чесом родится, того от детства и желает, о том и помышляет, якоже и Писание извествует глаголя: прилежит помышление человека на злая от юности его ( Быт. 2 ). Того ради неудобны есмы к добродетелем, ниже послушливы есмы добрым увещаниям, на злое же дело зело есмы скоры» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Москва. Церковь Димитрия Ростовского в Очакове. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Святителя Димитрия Ростовского была построена в 1757-1761гг. на месте деревянной церкви во имя Похвалы Богородицы, имевшей придел Димитрия Ростовского. В советское время закрыта. Возвращена церкви и освящена в начале 90-х годов прошлого столетия. В 1757 г. Очаковым владеет тайный советник, президент Берг-коллегии Михаил Степанович Опочинин. По его тщанию и строится в Очакове каменный храм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, единственный сохранившийся до нашего времени из памятников Очакова. 5 мая 1757 года в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору от него поступило челобитье: “В Московском уезде в Сетуньском стане отстоящее от Москвы в семи верстах сельцо Очаково, в котором мой дом построенный имею и по болезням моим большее мое жительство с фамилиею, а особливо летом, состоит в том сельце Очакове; ныне я, по усердному моему намерению, желаю при тамошних моих покоях во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, устроить деревянную домовую церковь со всем, к ней принадлежащим, а будущего священника с причтом содержать на руге, на каковую они со мною полюбовно согласятся; дворовые с требами будут обращаться к приходскому священнику, а у меня священник будет только для священнослужения”. Вопрос о возведении первого в Московской епархии и, есть все основания полагать, во всей России храма во имя свт. Димитрия, митрополита Ростовского, был решен положительно и 19 мая 1757 года последовал Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Елизаветы Петровны и Святейшего Правительствующего Синода в Московскую Св. Синода контору: “...По указу Ее Императорского Величества и по определению Святейшего Правительствующего Синода, а по присланному из оной Конторы сего 1757 г. мая 15 дня доношению, коим по просьбе тайного советника и Берг-коллегии президента господина Опочинина требовано ... о построении в Московском уезде в Сетуньском стане в сельце Очакове, отстоящем от Москвы в семи верстах, церкви во имя вновь просиявшего Чудотворца Святителя Димитрия митрополита Ростовского деревянной домовой ружной церкви, как относительно того требования будет положено, велено во оную Московскую Святейшего Синода контору послать Указ, в котором написать, что Святейший  Синод в означенном тайного советника Опочинина в Московском уезде Сетуньском стане в сельце Очакове вновь просиявшего Чудотворца Святителя Димитрия митрополита Ростовского церковь построить и по построении по церковному чиноположению освятить благословляет, точию во всем как от Ее Императорского Величества указы повелевают ... и в Московской Святейшего Синода конторе чинить в том по сему Ее Императорского Величества Указу” (Указ от 1757 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03296

Кроме собственных владений, расположенных на землях Руссика, русские строили скиты и кельи на территории других Афонских Монастырей. Список их достаточно обширен. Это два скита: · Андреевский (на территории Ватопедского монастыря); · Ильинский (на территории Пантократорского монастыря). И шестьдесят шесть келий, которые все русскими покинуты и ныне частично стоят в руинах, частично сгорели, частично заселены монахами других монастырей: На земле Хиландарского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт.Иоанна Богослова, Свт. Иоанна Предтечи, Благовещенская, Трех святителей, Св. Игнатия Богоносца, Святой Троицы (1-я), Святой Троицы (2-я), Свт. Николая, Рождества Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Петра и Онуфрия, Положения пояса Богородицы, Святой Троицы, Свт. Николая, Свт. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, Св. Иоанна Предтечи,Трех Святителей, Апостола Андрея Первозванного, Мученика Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения, Архистратига Михаила. На земле монастыря Григориат: Благовещения. На земле монастыря Филофей: Св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Свт. Николая, Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня. На земле монастыря Кутлумуш: Великомученицы Варвары, Свт. Николая Чудотворца, Свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: Св. Артемия, Св. Георгия (Кераши), Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Богослова (2-я), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Прп. Макария, Св. великомученика Георгия, Свт. Иннокентия, Рождества Пресвятой Богородицы. На земле монастыря Симона-Петра: Благовещенская. На земле монастыря Пантократор: Свт. Тихона Задонского, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Свт. Митрофана Воронежского, Свт. Димитрия Ростовского, Прп. Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Св. Косьмы и Дамиана, 12-ти Апостолов, Скоропослушницы Божией Матери, Сретения Господня, Свт. Николая Чудотворца, Свт. Николая (2-я), Св. Димитрия Солунского, Св. Саввы Освященного, Св. Андрея Первозванного и св. равноап. Нины.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1741

е. много позже успения преп. Паисия. В пересказе жития преп. Исаака свт. Филарета Черниговского временем успения преподобного указан конец VII века, но, имея в виду приводимые святителем аргументы и само расположение текста о преп. Исааке в разделе от 420 до 620 годов 269 , мы считаем это простой опечаткой. Свт. Филарет признает авторство письма св. Симеону за преп. Исааком, а по времени жизни первого видно, что последний не мог почить в конце VII века. Может быть, опечаткой это считал и свт. Феофан Затворник , поскольку в своей статье о преп. Исааке в русскоязычном Добротолюбии (уже много позже публикации книг свт. Филарета), он пишет о конце VI 270 , а не VII века. В вопросе выяснения времени жизни преп. Исаака особое место занимает “Охридский пролог” свт. Николая Сербского . Под 12-м апреля тут содержатся сведения, сообщаемые свт. Григорием Двоесловом 271 , а под 28-м января – совмещение текстов анонима Ассемани и Ишоднаха 272 , т. е. свт. Николай явно различает двух разных св. Исааков. Имея в виду большую древность слов свт. Димитрия Ростовского (см. учение преп. Викентия Лиринского 273 ), а также свидетельства анонима Ассемани, успользуемое другими Отцами, и самого преп. Исаака Сирина (слова 30, 54 и 55), мы полагаем, что следует принять более раннюю датировки жизни преп. Исаака (тем более, что расхождение у свт. Феофана Затворника со свт. Димитрием Ростовским составляет всего лишь 50–60 лет, а не 100 и более как у Ишоднаха и анонима Рахмани). Сам свт. Николай хотя и называет временем успения преп. Исаак конец VII века, но в то же время признает его авторство за письмом св. Симеону 274 , по которому никак нельзя допустить такую датировку. Последняя фраза у свт. Николая: “Даже такие святые, каким был преподобный Симеон Дивногорец, просили у него совета” – практически дословно повторяет текст свт. Филарета Черниговского 275 . Видимо, свт. Николай (возможно еще через чей-то текст) воспроизвел опечатку свт. Филарета. Кроме этого, в предисловии к русскому переводу творений преп. Исаака 1911 года свщмч. Илия Четверухин отождествляет Исаака Ишоднаха и преп. Исаака Сирина 276 , однако, не отдает полный приоритет сведениям несторианина, лишь констатируя серьезные различия с анонимом Ассемани, хотя, как кажется, св. Илия и принимает датировку времени жизни преподобного VII веком 277 . По неизвестным причинам это предисловие не было надписано именем св. Илии, его авторство сообщено в кратком тексте С.И. Соболевского в этом же издании 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

лет ежегодно в Ростове совершали крестный ход с участием этой иконы. В сер. XIX в. реликвия размещалась в резном деревянном киоте на постаменте на зап. стороне юго-зап. столба Зачатьевского собора, возле мощей свт. Димитрия; жемчужная риза, украшенная алмазами и драгоценными камнями, была пожертвована А. А. Орловой-Чесменской . В ярмарочные и праздничные дни, когда в Ростове было много богомольцев, желавших приложиться к образу Пресв. Богородицы, киот с иконой переносили к алтарю, близ юж. угла иконостаса; впосл. это место для Ватопедской иконы стало постоянным. В посл. четв. XIX в. образ поместили над царскими вратами Зачатьевского храма. По воскресным дням после вечерни икону спускали вниз и читали перед ней акафист. Со временем келейный образ свт. Димитрия наряду с его мощами и хранившимися под спудом мощами свт. Иакова Ростовского стал одной из главных святынь Спасо-Иаковлевской обители. В 1916 г. был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери в монастырской ц. свт. Иакова Ростовского. В 1-й четв. XX в., согласно описи мон-ря (Архив ГМЗРК. А-1035), в обители было неск. икон этого извода. Чудотворная икона по-прежнему находилась над царскими вратами в Зачатьевском соборе. В этом храме было еще 2 списка: в местном ряду и позади настоятельского места. В ц. свт. Димитрия, куда с 1909 г. на лето переносили мощи святого, список Ватопедской иконы располагался над ракой святителя, в приделе свт. Николая он был написан на мраморной доске престола. Такое же изображение на доске престола было в ц. свт. Иакова Ростовского. На паперти Иаковлевского храма в киоте находилась большая икона (141×86 см; 2-я пол. XIX в. под записью нач. XX в.), к-рая в наст. время хранится в приделе во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Последнее упоминание о Ватопедской иконе встречается в документах 20-х гг. XX в.: архиеп. Ростовский Иосиф (Петровых) в 1925 и 1926 гг. обращался в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому у. с этой иконой и с образом свт. Димитрия Ростовского. После закрытия Спасо-Иаковлевского монастыря, в 1928 г., судьба икон из храмов обители неизвестна. После передачи РПЦ в 1991 г. Спасо-Иаковлевского мон-ря и мощей свт. Димитрия начались поиски Ватопедской иконы. В 1997 г. она была возвращена в обитель: святыню передал в мон-рь митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), к-рый получил ее от митр. Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), возглавлявшего в 1960-1963 гг. Ярославскую кафедру. По сообщению В. Н. Сергеева (получено в 1964 во время экспедиции ЦМиАР в Угличский р-н), икона в 1963 г. была взята архиеп. Никодимом из закрытой ц. Св. Троицы в с. Дивная Гора (Угличский р-н Ярославской обл.). Икона реставрирована до передачи в мон-рь, но сведений об этих работах нет. По случаю возвращения образа в Спасо-Иаковлевской обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери (25 авг.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010