Следов., редакции, дошедшие в поздних рукописях, сохраняют значимость для истории слав. текста, но мало информативны для реконструкции как первоначального варианта перевода, так и прояснения темных или порченых мест в греч. списках ( Окерман Саркисян. 2009. С. 122-123). Опубликованный по автографу Нила Сорского текст Жития дает один из ранних примеров подобных изменений, обусловленных прояснением темных мест, заменой вышедших из употребления слов и нравственно-дидактическими вставками ( Лённгрен. 1999; Она же. 2000). Наконец, печатный текст Жития в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского свидетельствует, вероятно, о завершающем этапе в применении этих принципов. Наряду с перечисленными выше открылись и новые возможности при работе, а именно внесение незначительных дополнений по находящимся в распоряжении святителя печатным изданиям. Интерполяции свт. Димитрия носят осторожный и взвешенный характер, напр., он дал версию Сказания отдельно после основного текста Жития, обосновав свое решение ее отсутствием в слав. варианте. Примечательно, что такое самостоятельное бытование Легенды было перенято старообрядцами. Ее текст встречается в старообрядческих рукописных сборниках и сохранился в переиздании церковнослав. версии Четьих-Миней Димитрия Ростовского, осуществленном в 1913-1914 гг. в старообрядческой Преображенской типографии в Москве. В РПЦ Легенда увидела свет только в 1-м киевском издании 1705 г., но ее уже не было ни в киевских переизданиях (в 3-м по решению цензуры), ни в московских изданиях Четьих-Миней Димитрия Ростовского 1759, 1762, 1764, 1837 гг., ни в киевском 1764 г. ( Трубачёва. 2005. С. 40), ни в русском изданиях. Контаминированная версия Жития имеет зап. происхождение. В этой редакции место эпизодов 1-2 занимает Легенда, в ней появляется сюжет о захоронении О. В. львами, названо имя старца - наставника О. В. Обе синаксарные греч. редакции Жития (из Минология имп. Василия II и Синаксаря К-польской ц.) были переведены на церковнослав. язык и имели хождение на Руси ( Войтенко.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

В 1991 г. по инициативе местного прихода часть Петропавловского храма Е. м. была передана РПЦ. 14 апр. 1992 г. указом митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) настоятелем возрождавшегося Е. м. был назначен иером. Тихон (Недосекин ; с 1999 епископ Видновский). 17 нояб. 1992 г. в мон-ре был совершен 1-й постриг, 14 нояб. 1996 г. отслужена 1-я литургия в надвратном храме свт. Димитрия Ростовского, 6 дек. 1996 г., в канун праздника вмц. Екатерины, всенощное бдение в Е. м. возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, 7 дек. 1996 г. Божественную литургию совершил еп. Можайский Григорий (Чирков) . Восстановлены Екатерининский собор, Петропавловский храм, колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского, настоятельские покои, архиерейский и келейные корпуса, ограда с башнями, построен трапезный храм во имя свт. Тихона, Патриарха Московского. Среди святынь Е. м.- чтимый список чудотворной иконы вмц. Екатерины в окладе, Ченстоховская икона Божией Матери, ковчег с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, вмц. Екатерины, мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, священномучеников Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, Константина (Голубева), святителей Афанасия К-польского, Игнатия (Брянчанинова), Тихона Московского, Мелетия Харьковского, преподобных Максима Грека, Ферапонта Можайского, Серафима Саровского, Германа (Гомзина) и др., ковчег с частицами мощей преподобных отцов Оптинских, а также иконы сщмч. Константина (Голубева), митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) с частицами мощей. На территории Е. м. погребен старец схииеродиак. Антоний (Семёнов; 1913-1994). В Е. м. совершаются ежедневные богослужения, по средам после литургии - молебен с акафистом перед Ченстоховской иконой Божией Матери, по четвергам - молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, по воскресеньям - молебен с акафистом вмц. Екатерине. С нач. 90-х гг. к Е. м. было приписано подворье в дер. Таболово (в черте г. Видное) при ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 9.10.1748, г. Ростов Ярославской пров. Московской губ.- 26.05. 1824, Спасо-Яковлевский мон-рь, Ростов), иером. Род. в семье священника ростовской Воскресенской ц. Его дед, священник в с. Поречье, был рукоположен свт. Ростовским Димитрием (Туптало) . Племянники А., архим. Иннокентий (1818-1847) и Поликарп (1847-1867), были настоятелями ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря , а родной брат Димитрий - настоятелем неск. мон-рей, скончался в сане игумена ростовского Петровского мон-ря. Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) С детства у А. проявились любовь к богослужению и духовной лит-ре, в 8 лет он читал и пел на клиросе. Получив домашнее образование, в 1765 г. был определен причетником ростовской ц. Иоанна Милостивого, в 1766 г. рукоположен во диакона. Обратил на себя внимание Ростовского еп. Афанасия (Вольховского) и был назначен диаконом в ярославскую ц. мц. Параскевы, что на Всполье. В эти же годы А. обучился иконописному мастерству. В 1777 г., овдовев, поступил в Спасо-Яковлевский мон-рь, в 1779 г. принял постриг. В 1780 г. в переславль-залесском на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре был рукоположен во иеромонаха, исполнял послушания ризничего и уставщика Яковлевского мон-ря. Введенный А. строгий порядок и благоговейность при совершении богослужения сохранялись вплоть до закрытия обители в 20-х гг. XX в. Более 40 лет служил гробовым монахом у мощей свт. Димитрия Ростовского, проводя в молитве по 12 и более часов в сутки. От долгого стояния А. в последние годы жизни не мог ходить, и его возили в кресле. В течение многих лет был духовником обители. Благочестие, строгость жизни, кроткий нрав и духовная мудрость А. были известны по всей России. Имп. Александр I Павлович в 1818 г. наградил его наперсным крестом с драгоценными камнями с сопровождением личного письма, 25 авг. 1823 г. государь, посетив А., беседовал с ним наедине. К А. приезжали также многие члены царской семьи.

http://pravenc.ru/text/114638.html

7. Икона преподобного Афанасия Высоцкого с частицей его святых мощей. Благословение Высоцкого монастыря г. Серпухова Биробиджанской епархии. 8. Список Владимирской чудотворной иконы Божией Матери. Написан в 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и освящен у чудотворного Владимирского образа в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в Москве и приложен к древнему образу. В алтаре собора хранятся другие святыни. Они выносятся для поклонения верующим в дни их празднования, в дни Светлой седмицы, а так же по просьбам паломников. 1. Старинный храмовый образ Святителя и чудотворца Николая (Никола Можайский) XVII века. 2. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Свт. Филиппа Митр. Московского; свт. Димитрия Ростовского; свт. Игнатия Ростовского; свт. Иннокентия Иркутского; свщмч. Фаддея Тверского; свщисп. Сергия Серебрянского; прп. Аврамия Ростовского; прп. Макария Калязинского; прп. Даниила Переславского; прпмч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия; благ. кн. Александра Невского; благ. кн. Давида и Константина Ярославских; благ кн. Анны Кашинской; прав. воина Феодора Ушакова; блаж. Матроны Московской. 3. Ковчег с частицами мощей преподобных отцов и старцев Оптинских: Льва, Макария, Антония, Иллариона, Амвросия, Анатолия I, Исаакия I, Варсонофия , Анатолия II, Нектария. 4. Икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского. Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского с частицей его мощей (находится в епархиальном женском монастыре во имя свт. Иннокентия) 5. Точная Афонская копия чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». 1. Икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского. 2. Ковчег с частицей мощей преподобноисповедницы Параскевы Дмитровской (Матиешиной; +5 декабря/22 ноября 1952 г.). 3. Ковчег с частицами мощей святых дев мучениц, пострадавших за Христа в 258 году: Конкордии (13 августа); Виктории (Ники) (10 марта и 16 апреля); Викентии (17 и 26 января).

http://azbyka.ru/palomnik/Еврейская_авто...

Авраамия Ростовского, свт. Димитрия Ростовского, прп. Ферапонта Можайского, честная глава одного из Вифлеемских младенцев. В двух других мощевиках — частицы мощей сщмч. Николая Богомудрова (†1918) и частица главы одного из николо-зверинецких мучеников. Вознесенский собор — самый древний храм обители, освящен в 1682 г. на месте одной из первых возведенных основателем обители деревянных церквей. В советское время использовался как клуб, претерпел сильные разрушения. Богослужения возобновлены в 2003 г. Святыни: частицы мощей свт. Исаии Ростовского, Игнатия Ростовского, скульптурный образ Христа в темнице. Собор Всемилостивого Спаса освящен в 1900 г. Передовая для своего времени постройка: возведена из бетонных стен. В советское время использовался как мастерская и склад. Пришел в аварийное состояние, долгое время стоял без крыши. Всё убранство собора воссоздано заново, за исключением единственного образа Всемилостивого Спаса над входом, который кропотливо восстановлен на основании тщательно укрепленных отдельных сохранившихся элементов. Святыни: часть хитона Спасителя и ризы Божией Матери из сокровищницы Успенского собора Московского Кремля, частицы мощей вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Германа Аляскинского, св. блгв. Александра Невского, прп. Сергия Радонежского, прпп. схимонаха Кирилла и Марии Хотьковских, прп. Саввы Стромынского, прп. Афанасия Высоцкого-младшего (второго настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря). Трапезный храм Всех святых освящен в 1913 г. В 1930-е гг. был жилым помещением, после войны в нем разместилась столовая техникума. Отличается оригинальной внутренней планировкой: алтарная преграда фланкируется свободными проходами, через которые можно попасть в сервировочную и ризницу и далее на кухню. Сейчас используется как праздничная монастырская трапезная. Успенский храм освящен в 1842 г. После разорения советских лет пока не воссоздан, богослужения в нем не ведутся. Беседовал Дмитрий Анохин Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Курск, 1914; он же. Свт. и чудотворец Иоасаф, еп. Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых Правосл. Рус. Церкви. Х., 1916; Церковное прославление свт. и чудотворца Иоасафа, еп. Белоградского, по восп. очевидцев и современников. Белгород, 1916; Молчановский А. Св. Иоасаф, еп. Белгородский: (Из истории Рус. Церкви XVIII ст.)//ЖМП. 1945. 3. С. 42-50; Комаров Е. Второе обретение мощей свт. Иоасафа//Там же. 1991. 12. С. 52-57; Веселкина Т. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский//Там же. С. 62-66; Белгородский чудотворец: Житие, творения, чудеса и прославление свт. Иоасафа, еп. Белгородского/Сост.: А. Н. Стрижёв. М., 1997; Крупенков Н. Ф., Крупенков А. Н. Свт. Иоасаф Белгородский. Белгород, 1998; Крупенков А. Н. По Иоасафовским местам св. Белогорья. Белгород, 2005; Кобец О. Н., прот., Крупенков А. Н. Белгородский чудотворец: Жизнь и прославление. Белгород, 2008. А. И. Папков Иконография Портреты И. писались при его жизни и после кончины. Ранняя иконография святителя достаточно разнообразна. Вероятно, она складывалась под влиянием прижизненных портретов свт. Димитрия Ростовского. В нач. XX в. при подготовке канонизации святителя «чрез посредство газет и журналов» было выявлено 49 живописных изображений. В издании кн. Н. Д. Жевахова ( Жевахов. 1907-1911. 3 т.) помещено 24 вклейки с портретами и появившимися до прославления портретами-иконами И. (нек-рые сохр.). Многие из них были созданы для почитателей святого с более ранних оригиналов: «…еще задолго до прославления угодника Божия Иоасафа редкий дом в Курской губернии, а может быть, и во всей южной окраине России, не имел портрета Святителя, который помещался рядом с иконами» (Белгородский чудотворец. 1997. С. 262). В наст. время в музейных, церковных и частных собраниях России и Украины обнаружено ок. 15 портретов И., к-рые, судя по художественному исполнению, написаны не ранее 2-й пол. XVIII в. Практически все изображения сохраняют индивидуальные черты внешнего облика святителя: сухощавое лицо с впалыми щеками и узким подбородком, большие, глубоко посаженные карие глаза, длинный прямой нос, слегка вьющиеся жидкие волосы до плеч, небольшие усы и едва заметная, раздвоенная на конце борода с проседью.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Маис. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построен в 1881 (1873) г. Имеет пять престолов: два в теплой церкви – главный (правый), в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, и во имя свт. Димитрия Ростовского, и три в холодной настоящей – главный во имя Боголюбской иконы Божией Матери, свт. и чуд. Николая и св. Илии Пророка. Разрешение на постройку каменной церкви было дано епархиальным начальством 9 июня 1862 г. Освящение места под строительство храма состоялось 5 мая, а закладка его – 18 июня 1863 г. Во время пожара, случившегося 4 июня 1868 г., загоревшаяся старая деревянная Архангельская церковь упала на только что построенный и покрытый железом новый каменный храм, который при этом сильно обгорел. 8 ноября 1873 г. был освящен придел во имя Архистратига Михаила, 20 мая 1874 г. – во имя свт. Димитрия Ростовского, а 1 октября 1881 г. – престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Храмовой святыней была чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. В подвале каменной сторожки усыпальница. Это внушительных размеров прямоугольное в плане здание с трехчастной апсидой и трехъярусной колокольней. Двухсветный четверик храма несет на себе пятиглавие и отмечен с четырех сторон мощными поукруглыми аттиками. Такой же мотив повторяется в первом четвериковом ярусе колокольни, несущем на себе два убывающих восьмерика. Храмовая часть построена в " русско-византийском стиле " . В равной ей по ширине трапезной тоже использованы " русские " элементы - архивольты под окнами в виде килевидных кокошников. А вот в колокольне отсутствуют явно выраженные стилевые особенности, что, при общих тяжеловесных формах, делает ее несколько чужеродной. В 1937 году храм закрылся и стал использоваться под склад. В 1991 году в селе вновь был зарегистрирован православный приход и началось восстановление церкви, в ходе которого происходило чудесное обновление росписей. Источник:http://pravoslavie58region.ru Храм имеет пять престолов: в теплом: во имя св. Архангела Михаила и во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, в холодном настоящем три престола: в честь Боголюбской иконы Божией Матери, св. Николая чудотворца и св. пророка Илии, каменный, построен в 1881 г.

http://sobory.ru/article/?object=18555

В период раннего ампира еще актуальна была тема храмов-ротонд - отголосок предыдущей эпохи. В строительстве усадебных мавзолеев Жилярди обращался к ротондам, трактованным преувеличенно монументально, в стиле Пантеона (ротонда с колонным портиком и низким куполом): ц. свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово близ г. Видное Ленинского района (1813, мавзолей Д. П. Волконского, заказчица Е. А. Волконская; перестроена в 30-х гг. XX в.) изначально с полукруглой колоннадой позади, соединенной с колокольней по оси храма и симметричными корпусами богадельни; Успенская ц. в усадьбе Семёновское-Отрада Ступинского района (1832-1835, заказчик В. Г. Орлов). О. И. Бове развивал уже традиционную для Москвы форму ротонд, включенных в 3-частную композицию. Архитектор выстроил в своей усадьбе величественную ротонду с наружной колоннадой из сдвоенных колонн, трапезной и колокольней (ц. арх. Михаила в Архангельском Рузского городского окр., 1822), а затем повторил этот проект в Покровской ц. в Пехра-Покровском городского окр. Балашиха (1825-1828; трапезная перестроена). Церковь во имя свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово. 1813 г. Фотография. 2016 г. Церковь во имя свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово. 1813 г. Фотография. 2016 г. Тип кубического четверика с низкой купольной ротондой, изобретенный Жилярди, стал в конце концов самым распространенным и узнаваемым типом ампирного храма. Он мог быть чисто центрическим, как в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Никольском-Тимонине (в черте г. Лосино-Петровский; 1819, круг архит. Жилярди, заказчица Д. А. Валуева) в виде бесстолпного, увенчанного ротондой четверика с щипцовыми завершениями фасадов, 3 портиками и апсидой. Четверик мог украшаться колонными портиками в арочных нишах (иногда портики трактовались как тройные арочные окна). Наиболее представительна центрично-осевая ц. Св. Троицы в Коледине (городской окр. Подольск; 1815-1822; владение Р. Е. Татищева и Е. Р. Вяземской) с 2 экседрами четверика, низким куполом и отдельно стоящей колокольней, соединенной с храмом колоннадой ( Белецкая Е. А., Покровская З. К. Д. И. Жилярди. М., 1980. С. 144; Чекмарев. Неизвестные произведения семьи Жилярди. 2012). Аналогична ей архитектура ц. Воскресения Господня в Кожине Рузского городского окр. (1822-1842, заказчик А. П. Урусов). Такой четверик с портиками в арках и купольной ротондой мог быть включен в 3-частную композицию: Спасская (Никольская) ц. в Петровском Щёлковского р-на (1828, заказчица С. А. Мельгунова) со щипцовыми завершениями четверика; Тихвинская ц. в Игнатове (городское поселение Дмитров; 1835); «скромная» ц. Воскресения словущего в Купрове Можайского р-на (1843, возведена на средства Белобородовой); Никольская ц. в Парфентьеве Коломенского р-на (1835-1847, архит. Н. И. Козловский).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа. Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома. Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры. В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II. Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

http://patriarchia.ru/db/text/50517.html

Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В приходе: с. Покровское-Вадбольское, д. Аджамки, д. Аничково, д. Дурасово, д. Заречная, д. Кривозерье, д. Кроптово, д. Михайловка. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1767 г. на средства кн. Михаила Ивановича Вадбольского. Три престола: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в правом приделе - во имя Архистратига Михаила, в левом - во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., л. 272 Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Каменная церковь построена в 1767 г. на средства кн. Михаила Ивановича Вадбольского. Три престола: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в правом приделе - во имя Архистратига Михаила, в левом приделе - во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. В приходе: с. Покровское-Вадбольское, д. Аджамки, д. Аничково, д. Дурасово, д. Заречная, д. Кривозерье, д. Кроптово, д. Михайловка. Утром 14 октября 2012 г. в восстановленном храме состоялась Божественная литургия в честь Покрова Пресвятой Богородицы. http://kimovsky.narod.ru/Hrami_2.html Село Водбольское-Покровское находится в 70 вер. от г. Тулы и в 12 вер. от г. Епифани. Свои названия „Покровское” это село получило по храму, а „Вадбольское” по фамилии князей Вадбольских - помещиков этой местности. Кроме села, в состав прихода входят след. деревни: Кроптово, Михайловка, Аничково, Дурасово, Кривозерье, Заречное и Аджамки. Прихожан муж. пола 1077 челов. и жен. пола 1120 человек. Приходский храм каменный, с таковою же колокольнею и оградою, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, построен в 1767 г. иждивением и старанием князя Михаила Вадбольского. При храме в том же году устроены были два придела: правый во имя Архистратига Михаила и левый во имя св. Димитрия Ростовского чудотворца. С тех пор этот храм не подвергался существенным изменениям. Только в 1871-1872 годах он внутри был весь ремонтирован: иконостасы в настоящей церкви и ея приделах были позолочены, киоты поделаны вновь: все иконы переписаны и проч. В приделе храма находится чтимая икона. Она помещена в углублении столба, резной работы, и изображает Спасителя сидящим как бы в темнице. Эта икона Спасителя привлекает много богомольцев, которыми считается за чудотворную, и, по преданию, вывезена была князем-храмостроителем из Греции. На содержание храма есть капитал в 300 руб.

http://sobory.ru/article/?object=14611

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010