д. Сергиево-Посадское отд-ние Московского епархиального братства во имя свт. Алексия (председатель отд-ния - ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) ) содержало школу-приют «Союз детей», где преподавали воспитатели и студенты МДА. При духовных учебных заведениях учреждались Б. п. для поддержки нуждающихся студентов и воспитанников (выделялись средства на лечение, на оплату обучения, книг, проезда до дома и т. д.). При МДА действовало братство во имя прп. Сергия (с 1880), при С.-Петербургской ДС - во имя св. ап. Иоанна Богослова (с 1900) и др. Мн. Б. п. преследовали задачу просвещения взрослых посредством собеседований при храмах, организации народных чтений, распространения книг, брошюр и листков. За 1891 г. 58 Б. п., занимавшихся издательской деятельностью, продали 66 6371 и бесплатно распространили 491 594 книги, брошюры и листка. Крупнейшими издателями и распространителями правосл. лит-ры были Б. п.: Петропавловское в Орловской епархии, в честь Казанской иконы Божией Матери в Тамбовской епархии, во имя ап. Андрея в Херсонской епархии, Московское во имя свт. Петра, во имя свт. Николая в Минской епархии, Казанское во имя свт. Гурия. Книги распространялись через церковных старост, приходские лавки, специальные братские склады и б-ки или братчиков-книгонош. К нач. 1891 г. действовало 507 братских б-к и 485 книжных складов. Крупнейшим учредителем б-к к тому времени являлось Александро-Невское братство Владимирской епархии (286 б-к и 125 складов). Деятельность мн. Б. п. имела миссионерскую направленность. В 1909 г. Святейший Синод рекомендовал епархиальным архиереям оказывать особую поддержку миссионерской работе Б. п. Крупнейшими противораскольническими братствами являлись Московское во имя свт. Петра (учреждено в 1872), Вятское во имя свт. Николая (с 1882) и братство во имя свт. Димитрия Ростовского в Томской епархии (с 1884). В 1892 г. братство свт. Петра напечатало ок. 120 тыс. экз. противостарообрядческих брошюр и книг, в печатном органе братства ж. « Братское слово » публиковались полемические статьи.

http://pravenc.ru/text/153359.html

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм. В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского. С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные. В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года. 4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева. С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

http://patriarchia.ru/db/text/50517.html

В 1261 г. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили в помощь К., к-рый был «исполнен днями, в старости в глубоце и в честнеи добродетелнеи седине» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475-476), «причетником» Ростовской кафедры архим. Авраамиева ростовского в честь Богоявления муж. мон-ря свт. Игнатия . Князья «взведоша» Игнатия «благословением» митр. Кирилла II и К. К. прославился как проповедник и духовный наставник. Чтобы послушать его поучения, в ростовский Успенский собор приходили не только миряне, но и «попы, и игумены, и весь черноризьчьскыи чин», ростовчане и жители «из окрестных градов». Одни люди, как утверждает ростовский летописец, желали слушать «оученья его еже от святых книг», другие шли, чтобы увидеть «украшенья святыя церькви Пречистыя Владычица нашея Богородици». В годы архиерейства К. продолжалось ростовское владычное летописание, одним из центров к-рого стал Успенский собор. Уже уникальный рассказ в Лаврентьевской летописи о поставлении К. в Киеве дает основание искать в этом памятнике следы ростовского летописания. Следует отметить и указание в Лаврентьевской летописи о том, что уцелевшие от монг. нашествия члены княжеского рода были спасены «молитвой святыя Богородицы и блаженаго епископа Кирилла» (в последующих текстах эпитет «блаженый» повторяется). Значение ростовского летописания для истории Сев.-Вост. Руси велико, особенно начиная с известий 1246/47 г., когда после смерти Владимирского вел. кн. Ярослава Всеволодовича прекратилось великокняжеское летописание до правления вел. кн. св. Димитрия Александровича (1276-1294). Вопрос о лит. деятельности К. остается открытым. В XIX в. ученые атрибутировали К. ряд древнерус. «слов» и поучений, составленных от имени «святого отца Кирилла» ( Горский А. В., прот. Кирилл II, митр. Киевский и всея России//ТСОРП. 1843. Ч. 1. С. 414-432; Поучения Кирилла, еп. Ростовского//ПС. 1859. Ч. 1. 2. С. 244-258; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 56-58; Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах - авторах в древней рус. лит-ре. СПб., 1887. С. 3-4, 13-16. (СбОРЯС; Т. 42. 3); Никольский Н. К. К вопросу о проповеди Кирилла II, еп. Ростовского//Библиогр. летопись. СПб., 1914. Т. 1. С. 122-124). Однако совр. исследователи не видят убедительных свидетельств авторства К. в отношении к.-л. произведений ( Творогов. 1987; Старостина И. П. Поучение к собору духовенства//Письменные памятники истории Др. Руси: (Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания): Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 164-166). Несомненно лишь участие К. в устроении по инициативе кнг. Марии Михайловны почитания в Ростове ее отца, Черниговского вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , погибшего в Орде в 1246 г., в связанных с этим работе над Житием князя и в строительстве посвященной Черниговским мученикам церкви. Почитание

http://pravenc.ru/text/1840429.html

После закрытия К. м. и превращения собора в приходский храм на хорах в 1815 г. был создан придел во имя свт. Димитрия Ростовского (освящен 18 дек. митр. Серапионом (Александровским)), но уже в 1830 г. он был ликвидирован. В 1840-1841 гг. в соборе выложили 5 голл. кафельных (белых) печей, трубы которых вывели на улицу, вставили двойные, «зимние» оконницы; все окна были зарешечены, часть окон растесана. Кирилловский собор. Фотография. 30-е гг. XX в. Кирилловский собор. Фотография. 30-е гг. XX в. С 1854 по 1863 г. настоятелем Кирилловского Троицкого прихода был свящ. Петр Орловский (выпускник КДА, канд. богословия, с 1857 магистр богословия и философии - НБУВ ИР. Ф. 175. Д. 1828. Л. 1-12 об.). Поскольку сложенные в 1840-1841 гг. 5 печей не согревали храм, в 1854 г. в его юго-зап. части был устроен теплый придел во имя ап. Андрея Первозванного (освящен 28 нояб. ректором КДА еп. Антонием (Амфитеатровым)). Благодаря свящ. П. Орловскому было привлечено внимание общественности к обнаруженным 29 мая 1860 г., во время перетирки стен под побелку, древним фрескам собора. Из-за отсутствия средств открытие фресок было приостановлено, в то же время решался и также был приостановлен вопрос о ведении работ по приспособлению для нужд больницы надвратной церкви с колокольней. В 1869-1871 гг. на территории бывш. К. м. построили деревянную часовню во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия и церковный дом (для священника и причта). В 1880-1888 гг. в храме проводились реставрационные работы по открытию фресок, заново расписаны др. площади стен, взамен 5-ярусного сооружен одноярусный иконостас, положены новые полы и установлены парапеты на хоры и т. д. 29 мая 1889 г., по окончании работ в соборе, его заново освятил Чигиринский еп. Иероним (Экземплярский). С 1882 г. настоятелем Кирилловского Троицкого прихода был свящ. Иоанн Воеводский (выпускник КДА), а с 1897 г. и до закрытия храма - свящ. Александр Скугор-Скварский, сын дворянина из Черниговской губ. Он и писарь правления КДА И. Езерский 18 сент. 1902 г. подали на имя Платона (Рождественского), еп. Чигиринского, викария Киевской митрополии, докладную записку с просьбой возобновить К. м. к 150-летию открытия мощей свт. Димитрия Ростовского, бывш. игумена обители. Однако это ходатайство не получило поддержки (ЦГИАК. Ф. 1396. Оп. 1. Д. 82. Л. 1-7 об.). В справочнике Киевской епархии за 1913 г. упоминались хранившиеся в соборе частица мощей свт. Димитрия Ростовского и чтимая копия Ченстоховской иконы Божией Матери в драгоценных оправах (утрачены в 20-х гг. XX в., вероятно в ходе кампании по изъятию церковных ценностей).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Вероятно, свт.Димитрий не был удовлетворен таким завершением евхаристических споров и продолжал богословские изыскания по теме. Прочитанные сведения об учении свв. Марка Эфесского и Николая Кавасилы , почерпнутые у Бекана, пришлись как нельзя кстати. Можно предположить, что итогом исследований святителя стал трактат «Разсуждение о пресуществлении святейшей евхаристии» 72 . Этот труд, сохранившийся в нескольких списках, не имеет прямого указания на авторство. Ряд исследователей по-разному атрибутировали этот текст, склоняясь к авторству то свт. Димитрия, то Стефана Яворского . Прямых доказательств, позволявших однозначно назвать автором трактата то или иное лицо, нет ни в том, ни в другом случае 73 . На наш взгляд, все косвенные признаки указывают на то, что трактат принадлежит свт. Димитрию и был составлен им в 1690-е гг. Это подтверждает и тот факт, что в сборнике слов свт. Димитрия, датируемом началом XVIII в., содержится список «Разсуждения» без заключительного фрагмента, сопровождаемый другим сочинением, посвященным Евхаристии, – «О трикратном пречистыя крове Христовы Причащении» 74 , уже неоспоримо принадлежащим Ростовскому владыке 75 ; при этом оба текста переписаны рукой писца Ростовского криптория времени свт. Димитрия. Трактат начинается с изложений того, как «Разныи различно о сем [о Пресуществлении] гадательствуют». Сперва кратко излагается мнение о пресуществлении «одними словами» и опровергается цитатой главы 27 шестой книги о Святом Духе свт. Василия Великого : «...несми довольны словесы Апостолом и Евангелием воспоминаемым (во освящении), но предъглаголем, но и надъглаголем и иная, яко велию силу к тайне имущая» 76 . Потом также излагается мнение о пресуществлении лишь эпиклезой, которое также опровергается тем же местом из свт. Василия Великого , в которой древний святитель, по мнению автора трактата, никак не отказывает Словесам Господним в важности и необходимости для таинства. По словам автора, «Аще бо сами собою (по Греческия церкви исповеданию) и не пресуществляют св.даров в тело Христово, обаче действенно приустрояют к имущему абие Духом Святым совершатися пресуществлению» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По числу цитат из творений в работах владыки его можно сравнить со свт. Иоанном Златоустом , но не с прп. Иоанном Лествичником . Из сочинений прп. Исаака 104 владыка приводит немало сведений важных для понимания различных вопросов аскетики. 10 . «Дивный созерцатель тайн Божиих» 105 , как его называет еп. Варнава, прп. Симеон Новый Богослов также один из наиболее цитируемых 106 им Святых Отцов. По количеству цитат, которые епископ дает из его творений 107 , он сравним со свт. Иоанном Златоустом и прп. Исааком Сириным . Достаточно нечасто в своих сочинениях еп. Варнава использует также наставления и примеры из жизни упомянутых в данной работе Климента Александрийского 108 , прп. аввы Исаии 109 , прп. Синклитикии Александрийской 110 , свт. Афанасия Великого 111 , прп. Ефрема Сирина 112 , свт. Григория Богослова 113 , свт. Григория Нисского 114 , прп. Сисоя Великого 115 , блаж. Августина Аврелия 116 , прп. Агафона Египетского 117 , прп. Пимена Великого 118 , п рп. Марка Подвижника 119 , прп. Максима Исповедника 120 , прп. Феодора Эдесского 121 , прп. Филофея Синайского 122 , прп. Григория Синаита 123 и других святых и подвижников 124 , ссылок на произведения которых в этой работе нет ввиду того, что более или менее значимых для рассказа о греховных страстях цитат из их поучений владыка не приводил. Не цитирует еп. Варнава св. Ипполита Римского , свт. Григория Неокесарийского , свт. Кирилла Александрийского ,свт.Прокла Константинопольского, прп. авву Фалласия, прп. Анастасия Синаита и других малоизвестных (по крайней мере, в России) Отцов 125 . Отношение еп. Варнавы к русским Святым Отцам и подвижникам благочестия и их творениям Из русских Святых Отцов можно отметить пятерых, творения которых еп. Варнава использует наиболее часто. 1 . А из этих пяти чаще всего 126 еп. Варнава использует сочинения свт. Димитрия Ростовского . В основном это его «Жития святых» 127 . На них он ссылается для иллюстрации сказанного и для примеров различных особенных случаев из жизни угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь Описание: История История монастыря восходит к 1810 г., когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя Ф.И. Тютчева, на свои средства заказала строительство храма Живоначальной Троицы, при котором была создана община из числа крепостных. В 1820 г. княгиня открыла при церкви богадельню. 17 апреля 1823 г. богадельня была реорганизована в Борисоглебское женское общежитие в честь святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Б.И. Мещерском. Перед этим Е.Н. Мещерская подала императору Александру I прошение об обращении общежития в монастырь. Указ императора Александра I об обращении Борисо-Глебского общежития в монастырь и поступлении в него учредительницы Е.Н. Мещерской вышел 25 июня 1823 г. 13 сентября того же года княгиня была пострижена в монахини с именем Евгения и стала первой игуменией монастыря. Всего в монастыре в дореволюционные годы было три храма: Живоначальной Троицы, свт. Димитрия Ростовского и вмц. Анастасии Узорешительницы. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что ее называли «женской Оптиной пустынью». В 1928 г. монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева) — день памяти 1/14 марта; преподобномученица Татиана (Фомичева) — день памяти 20 ноября/3 декабря. Возрождение иноческой жизни в Аносине началось в 1992 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II обитель была открыта в качестве Патриаршего подворья. В 1999 г. постановлением Священного Синода Патриаршее подворье было преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального. Святыни Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, свт. Димитрия Ростовского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, свв. прпп. Кирилла и Марии Радонежских, прп. Серафима Саровского, прп. Даниила Переяславского, прав. Симеона Верхотурского, блж. Матроны Московской, мц. Татианы, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары и других святых. Настоятельница —  игумения Мария (Солодовникова) . Страна: Россия Адрес: 143581, Московская обл., Истринский р-н, дер. Аносино; п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, д. 37 Телефон: +7 (495) 994-65-97 Web-caйm: www.anosinomonastir.ru E-mail: pochta@anosinomonastir.ru Настоятельница: Мария, игумения (Солодовникова Татьяна Юрьевна) Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4168822.ht...

Но была ли сама ошибка? Вот как повествует декабрьская Четья-Минея о путешествии свт. Николая в Палестину: «Угодник Божий святый Николай… достиг святаго града Иерусалима, взыде на Голгофу, идеже Христос Бог спасение содела человеческому роду на Кресте пречистые Свои простерши руце, тамо о сколь теплые излия мольбы от горящего любовию сердца, благодарение возсылая Спасителю нашему; обыде же и вся святые места всюду довольное творя поклонение; и егда нощию хотяше внити во святую церковь на молитву, двери церковныя заключенныя сами отверзошася, дающе вход невозбранный тому, емуже и небесная врата бяше отверста» 46 . Этот момент жития свт. Николая объясняется в примечании переработки «Житий», сделанной под руководством В.О. Ключевского 47 : " Это была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и носящем название Элии Капитолины. Церковь эта, по преданию, была построена в том доме, где Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения, и где потом было сошествие Святаго Духа на Апостолов» 48 . Мы видим, как духовная интуиция святого оказалась точнее логичного, на первый взгляд, но неверного замечания ученого. Нужно заметить, что апологетическая задача по подтверждению подлинности «Житий Святых» свт. Димитрия Ростовского была выполнена уже во дни жизни архим. Порфирия (Попова). Сличение жизнеописаний, составленных свт. Димитрием, с их первоначальными источниками провел прот. Александр Горский вместе со своими помощниками. Этот раздел занимает немалую часть его труда 49 . Достаточно ознакомиться с этими исследованиями великого ученого, чтобы растаяли все сомнения в подлинности жизнеописаний святых, составленных свт. Димитрием. В наши дни в несравненно большем масштабе эта работа была проделана прот. Александром Державиным 50 . Отсылая для подробного рассмотрения к работе прот. А. Горского, мы лишь перечислим в чем собственно заключалась работа свт. Димитрия. Общее построение жизнеописаний требовало, во-первых, расположения событий в известном порядке, и, во-вторых, соблюдения обстоятельности описаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К тому времени созданный И. полный текст «Алфавита духовного» выдержал более 10 изданий, но ни в одном из них автор не был указан, вслед. чего автором сочинения стали считать свт. Димитрия Ростовского. Еп. Иустин (Полянский) , к-рый перевел «Алфавит духовный» на рус. язык, также приписал труд свт. Димитрию; перевод был издан с указанием авторства свт. Димитрия в 1898 г., впосл. неоднократно переиздавался (в том же году на основе рукописи свт. Димитрия был составлен сб. «Выписи из книги свт. Димитрия Ростовского «Алфавит духовный» с разночтениями против печатного издания 1898 г.»; см.: Музейное собрание рукописей: Описание. М., 1961. Т. 1. 1-38. С. 339). Современные издатели «Алфавита духовного» ошибочно приписывают его свт. Димитрию Ростовскому. Необоснованной представляется т. зр. С. В. Тимченко, считающего, что свт. Димитрий, будучи автором «Алфавита духовного», из смирения приписал авторство И. ( Тимченко С. В. Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 158). Между рукописями «Алфавита духовного» с указанием авторства И. и печатными анонимными вариантами XVIII-XIX вв. нет существенных расхождений. Первое издание «Алфавита духовного» включало следующие разделы: 3 вводные части («Мова до преосвященнаго господина и отца Иоасафа Кроковскаго» (автор иером. Илия), «О еже точию о едином Господе радоватися подобает, а не о тленных мира сего вещех», «Предословие к любезному читателю»), оглавление, 3 основные части с общим названием «Алфавит же сей духовный сице зде положихом» (1-я часть из 12 глав: «О еже первейшая вина бысть Адамлю падению», 2-я часть из 9 глав: «О еже блюстися во всех вещех суетнаго восхваления», 3-я часть из 11 глав: «О еже не сребролюбствовати, но на Бога точию единаго имети упование»), заключительный разд. «Стихословия любезнаго к Богу взывания» (5 стихотворных молитв). В последующих изданиях не публиковалось предисловие-посвящение митр. Иоасафу (Кроковскому), в остальном состав книги оставался неизменным, незначительные коррективы вносились в названия глав.

http://pravenc.ru/text/674836.html

Полукружию алтаря соответствует полукружие притвора. Боковые фасады украшены 4-колонными белокаменными дорическими портиками. Венчает ротонду полусфера купола. Исключительно своеобразно внутреннее устройство храма. Над нижним алтарем вмц. Екатерины были устроены деревянные хоры с престолом в честь Успения Пресв. Богородицы, опоясывавшие по периметру пространство храма. Сохранились ведшие на них каменные лестницы в глубоких 2-ярусных нишах в юж. и сев. стенах. Архитектура церкви, как и еще несколько церквей, напоминает архитектуру Преображенского собора Вифанского в честь Преображения Господня монастыря , построенного в 1783-1787 гг. архит. Н. М. Одоевцевым по замыслу митр. Московского Платона (Левшина) . Появление подобного храма в Е. м. может объясняться активным участием митрополита в перестройке обители при игум. Мелхиседеке. Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г. Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г. В 1867 г. с запада к собору была пристроена 2-этажная паперть, в которой устроили престолы прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца (ЦГИАМ. Ф. 1323. Оп. 1. Ед. хр. 128); последний был переведен из надвратной церкви, куда в свою очередь был перенесен придел свт. Димитрия Ростовского. В 80-х гг. XIX в. верхний Петропавловский придел был отремонтирован и 28 авг. 1888 г. освящен митр. Московским Иоанникием (Рудневым) , причем классицистический декор был заменен необарочным. Объем верхнего придела построен на сводах прохода между трапезными приделами и открыт для обозрения с юга и севера. Небольшой 2-светный четверик перекрыт лотковым сводом, снаружи имеет ложные люкарны и завершен маленькой глухой главкой. Алтарный объем прямоугольный в плане. Небольшой притвор почти целиком включен в объем новой паперти. Сохранившаяся каменная ограда была сооружена между 1758 и 1764 гг. Невысокая, прямоугольная в плане, она составляла 236 саж. в округе. Из 3 двухъярусных 8-гранных угловых башен, увенчанных тесовыми шатрами, сохранились 2 западные, в т.

http://pravenc.ru/text/189639.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010