(XIV в.), свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Источники содержат существенные расхождения в сведениях о времени служения святого. В летописях И. упоминается только в списке ростовских архиереев, к-рый в сводах 2-й пол. XV в. сопровождает известие 1396 г. о поставлении ростовского еп. св. Григория . Здесь перечень епископов читается в таком порядке: «Антоний, Иаков, Иван, Гаврила». В списке налицо ошибка, т. к. Гавриил был поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти Ростовского еп. св. Антония (1329-1336), в 1346 г. Гавриил оставил кафедру (или был смещен с нее), и в том же году Ростовским епископом стал Иоанн (1346-1356). Однако ясно, что составители перечня относили пребывание И. на Ростовской кафедре ко времени до 1346 г. Более достоверным представляется сообщение, содержащееся в службе и в Житии святителя, о том, что он был назначен на Ростовскую епархию после кончины еп. Матфея Гречина, управлявшего епархией с ок. 1381 до зимы 1384/85 г. (см. ниже). Вероятно, И. был поставлен митр. Пименом в период между поездками в К-поль, т. е. между июлем 1388 и нач. 1389 г. Когда митр. св. Киприан в 1390 г. приехал в Москву, Ростовскую кафедру уже занимал свт. Феодор . Важно отметить, что в перечне Ростовских епископов в Новгородской IV летописи (составлен в 1-й пол. XV в.) за Матфеем Гречином следует свт. Феодор, тот же перечень читается в Типографской летописи - ростовском владычном своде 2-й пол. XV в. В печатных Святцах 1646 г. в качестве даты кончины И. впервые был указан 6900 (1391/92) г. (Л. 89 об.), что повлияло на последующую церковную историографию. Очевидно, что составителям Святцев дата смерти святого была неизвестна (по-видимому, она недописана). В созданном в нач. XVIII в. «Летописце о ростовских архиереях» сообщается, что И. был хиротонисан во епископа Ростовского в 1386 г., через 3 года изгнан и скончался 27 нояб. 1392 г. в основанной им обители (очевидно, в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре ), где его мощи покоятся под спудом.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Святыни Ярославской земли Фоторепортаж о паломнической поездке насельников московского Сретенского монастыря по Ярославской епархии. За два дня, 18-19 сентября, братия посетила несколько древних русских городов и монастырей и поклонилась святыням края. Собор вмч. Феодора Стратилата Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском Переславль-Залесский. Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Собор Свято-Троицкого Данилова монастыря. Лик Спасителя осквернен пробоинами от большевицких пуль Храм Преображения Господня в Переславле-Залесском. XII век Мощи св. блгв. князя Александра Невского Воссозданный собор Никольского монастыря в Переславле-Залесском Владыка Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, встречает братию Сретенского монастыря Храмы Спасо-Яковлевского монастыря У мощей святителя Димитрия Ростовского Спасо-Яковлевский монастырь Ростовский кремль. Архиерейский двор Ростовский кремль На звоннице Ростовского кремля Поклонение мощам свт. Леонтия, еп. Ростовского, поминаемого на св. Проскомидии Могила прп. Петра Ордынского Здания Петровского монастыря преврщены в мастерские и жилые помещения Троице-Сергиев Варницкий монастырь Учащиеся варницкой гимназии Рака с мощами св. блгв. князя Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля У мощей священноисповедника Агафангела. Ярославль, Казанский монастырь Икона Иоанна Предтечи - Ангел пустыни Учащиеся ярославской православной гимназии Вверх по Волге Вид Толгского монастыря с Волги У мощей свт. Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря Мощи свт. Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря Молитва у Толгской иконы Божией Матери Кедровая роща Толгского монастыря, основанная Иоанном Грозным Тутаев. Колокольный завод Тутаев. Колокольный завод Лития на могиле архимандрита Павла (Груздева) Глава Иоанна Крестителя в тутаевском храме Иоанна Милостивого На пароме, соединяющем Романовскую и Борисоглебскую части Тутаева Чудотворный образ Спаса Всемилостивого в Воскресенском храме Тутаева

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery8.h...

1744). Т. о., вопрос о тождестве Маронов не был разрешен, но Бенедикт XIV установил почитание и память М. в Маронитской Церкви под 28 сент. Проблема отождествления 3 Маронов тесно связана с вопросом, кто из них дал название общине и Церкви (подробнее о разных традициях происхождения эпонима общины и Церкви см. в ст. Маронитская католическая Церковь ). Пресв. и мон. Марону адресовано короткое письмо свт. Иоанна Златоуста , отправленное из ссылки между 404 и 407 гг. ( Ioan. Chrysost. Ep. 26//PG. 52. Col. 630). Однако нельзя с полной уверенностью сказать, что адресат свт. Иоанна именно М. Краткое Житие М. включено под 14 февр. в визант. Синаксари, в т. ч. в Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 465), в Петров Синаксарь (РНБ. Греч. 240, 1249 г.), стишные Синаксари и др. Краткое Житие М. не вошло в состав древнерусских нестишных Прологов, его память не встречается в месяцесловах XI - нач. XV в. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 270). Однако сведения о М. стали известны на Руси с распространением в кон. XIV - нач. XV в. южнослав. перевода стишного Пролога (т. н. Тырновская редакция - Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 36). Из стишных Прологов это Житие было включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 481 (1-я паг.)). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского указана только память М., который по ошибке назван Мироном: «Память преподобнаго Мирона пустынника» (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 519). Но издание нач. ХХ в. «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» составители дополнили пересказом проложного Жития М. (ЖСв. Февр. С. 288-289). На Руси М. (Марой) почитался как исцеляющий от горячки. Известен также канон М., содержащийся в Канонниках под 31 окт. (рукописи датируются не ранее 80-х гг. XVIII в. (РГБ. Тит. 240 (2474)), в рукописном Каноннике XVIII в. (Л. 109) под 31 окт. помещен Канон прп. Марою, «иже избавляет от огневицы и трясовицы» - см.: Титов А. А. Описание слав.-рус.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

В XVII в., с эпохи свт. Петра (Могилы ; 1633-1646), митр. Киевского, повышенное внимание уделялось агиографии в украинско-белорус. лит-ре, этот жанр переживал расцвет. Активизация развития Ж. л. в Западнорусской митрополии стала следствием усиления антиуниат. и антипротестант. полемики. В защиту Православия от обвинений в безблагодатности и еретичестве в 30-х гг. XVII в. был составлен ряд произведений на польск. языке: новая редакция Киево-Печерского патерика Сильвестра (Коссова) , «Тератургима» Афанасия (Кальнофойского) , в к-рой повествуется о чудесах от иконы Божией Матери и от мощей святых в Киево-Печерском мон-ре, «Сказание о чудесах» (Parergon cudów) от Купятицкой иконы Божией Матери Илариона (Денисовича) (1638). В сер. XVII в. появилась редакция Киево-Печерского патерика, принадлежащая перу архим. Иосифа (Тризны) , в 1661 г. в Киеве вышло 1-е издание Патерика. В 1665 г. во Львове был издан свод кратких сказаний о чудесах Пресв. Богородицы и о Ее чудотворных иконах «Небо новое с новыми звездами» Иоанникия (Галятовского) . В 1670-1700 гг. неск. раз издавалось Житие равноап. кн. Владимира, «выбранное из Летописца русского». В 1677 г. в Киеве была издана Служба Казанской Божией Матери. К кон. XVII в. были созданы повести о находившихся в Киеве мощах вмц. Варвары и о прав. кнж. Иулиании Ольшанской . В Белоруссии и на Украине имели хождение рукописные сборники переводов житий с лат. и польск. языков на «просту мову». Систематизация восточнослав. Ж. л. в печатном издании была осуществлена Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) , издавшим в Киеве в 1670 г. на польск. языке «ywoty witych», где сведения о святых излагались в т. ч. и виршами. Это издание стало предшественником Миней-Четьих свт. Димитрия Ростовского, работа над к-рыми началась по благословению архиеп. Лазаря. А. А. Романова, С. А. Семячко, Э. П. Р. 3. XVIII - нач. XX в. 3. XVIII - нач. XX в. В XVIII в. развитие рус. Ж. л. замедлилось, новые тексты почти не создавались. Наиболее значимые из появившихся в этом столетии агиографических сочинений - Житие свт. Димитрия Ростовского, составленное в 1757 г. и впосл. перерабатывавшееся, и написанные в 60-х гг. архимандритом Жёлтикова мон-ря и ректором тверской ДС Макарием (Петровичем) Жития Тверских святых - свт. Арсения и блгв. кн. Михаила Ярославича. Агиографические сочинения архим. Макария, сохраняя все признаки средневек. житийного текста, отражали идеи эпохи Просвещения (учение, долг, служение, польза), содержали образы и символы эпохи барокко. В работе над текстами архим. Макарий стремился как можно полнее передать источники. Так, при создании Жития блгв. кн. Михаила Ярославича была использована не только одна из предшествующих редакций Жития, но и Повесть о тверском Отроче мон-ре и Житие блгв. кнг. Анны Кашинской (на тот момент находившееся под запретом).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Наиболее полно свои взгляды на то, каким должен быть истинный пастырь, владыка Димитрий изложил в «Летописе Келейном» 811 . Это сочинение изначально предназначалось в качестве «келейного чтения» для избранных людей, в первую очередь − учеников Ростовского училища, большинство из которых готовились стать священниками 812 . Хронологическое изложение событий всемирной истории давало автору поводы для пространных поучений на различные темы, среди которых было и рассуждение о священстве. Наставление это было настолько удачным и содержательным, что позднее переписывалось отдельно под заглавием «Слово о пастырстве духовных пастырей» 813 . Основой для них послужили классические тексты восточной патристической традиции, преимущественно − слово о священстве свт. Иоанна Златоуста 814 . Основываясь на них, Ростовский владыка выводит три основных качества истинного священника: быть учительным в слове, святым по жизни и иметь попечение о пастве. Важно отметить, что хотя в «Летописе» приводится немало цитат из католических авторов, конкретно в поучении о священстве их практически нет. Даже когда автор «Летописа» излагает свои заветные мысли о тяжести архиерейского служения, он не использует когда-то привлекшие его внимание цитаты латинских богословов Бернарда Клервосского и Роберта Беллармина, а опирается только на толкования свт. Иоанна Златоуста на апостольские деяния и послания, а также на сочинения свт. Григория Великого 815 . Впрочем, одна значимая отсылка к католическим трудам − правда в виде аллюзии − в поучении «Летописа» о священстве всё же есть. И она представляет для нас тем больший интерес, что содержание её весьма важно для понимания взглядов митр. Димитрия Ростовского на обязанности духовенства. В одной из своих проповедей Фома Млодзяновский, толкуя слова Псалтыри: «променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву» ( Пс.55:20 ), сравнивает плохих властителей с идолом тельца, который был «божок, которому надо было все давать, носить, а он только всё брал и поглощал. Вот так умеют поступать эти плохие правители, эти тельцы, алчные на чужое добро, чужое сено» 816 . Митр. Димитрию пришелся по душе этот пассаж, однако он послужил для Ростовского архиерея источником вдохновения для рассуждений не о расточительных правителях, а о нерадивых пастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

М., сведения для к-рого заимствованы, видимо, из печатного Пролога, из Жития прп. Афанасия Афонского (ссылка на него дана в тексте), а также, вероятно, из какого-то варианта краткого Жития М. М. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 321-321 об.). Здесь повествуется о рождении М. М. по «обещанию», данному Пресв. Богородицей его матери (этого сюжета нет в печатном Прологе), его успехах в книжном учении и об уходе из мира, причем повторяются сведения Пролога о том, что он поселился на вост. окраине Афона («вскрай» Афона), где находится Киминская обитель на горе Малеон. Там М. М. начал свои иноческие подвиги, а впосл. стал игуменом обители. Принимая от братии роптания и хулу, он тем не менее заботился об их спасении. Будучи в К-поле по монастырским делам, он встретил юношу Авраамия (впосл. прп. Афанасий Афонский), к-рого вскоре постриг в своем монастыре. Богоугодно прожив жизнь, М. М. отошел к Богу в глубокой старости. Прозвище Малеин свт. Димитрий Ростовский связывает с горой Малеон, на к-рой якобы подвизался святой. Эта ассоциация подтверждается памятью прп. Фомы под 7 июля, поселившегося на горе Малея или Малеон (точное местонахождение неизв.), свт. Димитрий Ростовский тоже именует его Малеин. В Житии прп. Афанасия Афонского под 5 июля сообщается, что М. М. пришел в К-поль «из Кименского, что подле Афонской горы, монастыря» (Там же. Л. 243 об.). Возможно, это указание принадлежит свт. Димитрию, т. к. в славянском и греческом Житиях прп. Афанасия точное нахождение мон-ря не указано. Редакторы «Книги житий» свт. Димитрия Ростовского заменили текст Жития М. М. другим, в к-ром дали верные исторические сведения о М. М.: после смерти имп. Льва VI Мудрого М. М. ушел в пределы Вифинские, на гору Киминскую, где был пострижен старцем Иоанном Еладитом (греч. Элатит); после великих подвигов иноческой жизни М. М. основал лавру на горе Киминской, близ р. Галл, на юго-западе Вифинии; Малеином святой называется по родовой фамилии (ЖСв. Июль. С. 326-327).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Свящ. М. Попов замечает: «Мнение Димитрия о непорочном зачатии Девы Марии заметно и после, например, в его собственноручных заметках от 1708 года и в «Поклонении Пресв. Богородице» 78 , где говорится: Покланяемся Твоему безгрешному зачатию и рождению от св. родителей, Иоакима и Анны 79 . Повторяется подобное выражение и в проповеди его на день Успения Пресв. Богородицы» 80 . Исследователь выставляет и причину этого – мнение это тогда было лишь частным мнением, а не составляло еще вероисповедальной догматической особенности 81 . Другой причиной можно поставить горячую любовь свт. Димитрия к Божией Матери. Окончательное мнение свт. Димитрия по данному вопросу, наверное, так и останется тайной. Интересно заметить, что Троицкий собор Спасо-Яковлевского монастыря, в котором по своему собственному желанию был захоронен свт. Димитрий, был построен на месте храма конца XIV века в честь зачатия прав. Анною Пресв. Богородицы, а в 1754 г. был переосвящен как Зачатьевский. После критики патриарха в тираж первой книги Четий-Миней была внесена правка. В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» цитированное чтение было заменено текстом: «Она отлученна от земных грешных, ибо греха во всей жизни своей не единаго же позна… Венчанна честию, яко ангельским Благовещением и служением почтенная». Так или иначе, но Промыслом Божиим в столь нужную для Русской Церкви книгу вошло мнение православное. Касаясь данной темы, заметим и о противоположном мнении, встречающемся в рассуждении некоторых современных богословов – о проявлении личной греховности Божией Матери. В утверждении личной безгрешности Божией Матери свт. Димитрий является выразителем православного учения. Так, в «Зерцале православного исповедания» свт. Димитрий пишет о грехе несмертном: «Все таковые, кои суть простительны и бесчисленны, и коих не един человек избежать не может, кроме Христа и Богородицы " 82 . Учение о личной безгрешности Божией Матери высказывают подавляющее большинство Отцов и Учителей Церкви и церковных писателей 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

11 сент. 1823 г. Мещерская поселилась в келье московского в честь Вознесения Господня монастыряря , 13 сент. в ц. во имя вмц. Екатерины на Царицыных сенях свт. Филаретом была пострижена в монашество с именем Евгения, на следующий день в Чудовом мон-ре возведена в сан игумении. Митр. Серафим благословил Е. Казанской иконой Божией Матери, митр. Филарет - четками. 18 сент. 1823 г. состоялось открытие Аносина мон-ря с введением архим. Иннокентием (Платоновым) Е. в управление этой обителью. В мон-ре Е. вела аскетичный образ жизни, носила власяницу, спала на доске, покрытой войлоком. Прп. Пимен (Мясников) свидетельствовал, что «все предметы роскоши были изгнаны из деревянной небольшой кельи старицы Евгении, ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже весьма грубая, одежда из толстого мухояра». Е. ввела в обители общежитие по Уставу прп. Феодора Студийского, но строгость жизни, к к-рой игумения призывала сестер, возмутила их. «Не прошло шести недель после моего пострига,- вспоминала Е.,- как казначея с ее присными объявила мне, что выходит вон из обители». Вскоре смута прекратилась. По инициативе Е. в мон-ре были построены ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (1824), больничный корпус с приютом и ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы (1828-1829), покровительницы дочери - Анастасии Озеровой, кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыто 2 пруда для разведения рыбы. В строительной и наставнической деятельности Е. руководствовалась советами свт. Филарета, вела с ним регулярную переписку. В янв. 1832 г. из-за болезни и конфликтов с казначеей мон. Серафимой (Заварзиной) Е. передала ей управление мон-рем и по благословению свт. Филарета отправилась в паломничество: посетила Воронеж, где познакомилась со свт. Антонием (Смирницким) , Киев, Чернигов, неск. жен. обителей, в т. ч. елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь, Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , заехала к родственникам, побывала на могилах родных. Вернувшись в Москву, 19 сент. 1832 г. Е. получила письмо от свт. Филарета с предложением принять управление мон-рем «к утешению всех там пребывающих». Ответив согласием, 24 сент. 1832 г. Е. вернулась в Борисоглебский мон-рь. За неск. лет до смерти ископала себе могилу, к-рую часто посещала. В авг. 1836 г., предчувствуя скорую кончину, Е. вновь посетила Воронеж, поклонилась мощам свт. Митрофана , еп. Воронежского, общалась с архиеп. Антонием (Смирницким).

http://pravenc.ru/text/187027.html

Начальная деятельность святителя Николая в качестве священнослужителя относится к периоду наиболее продолжительных в истории Римской империи гонений на христиан, а годы его епископства в г. Мира (совр. Демре) – к периоду относительной терпимости к христианству после 311 года, когда стали развиваться христианские общины. Свт. Николай пользовался большим уважением и любовью у жителей Миры, особенно в связи с его благотворительной деятельностью. Житие святого повествует о том, что одним из первых его добрых дел была т.н. «история о трех мешочках с золотом», относящаяся к тому периоду жизни свт. Николая, когда он еще не был ни епископом, ни священником, а просто благочестивым юношей с добрым сердцем. Уже после того, как он получил наследство, разорилось жившее по соседству семейство, отец которого в отчаянии решил поступиться честью трех своих дочерей. Исследователи не находят в этой истории никакого противоречия с существовавшим в те времена порядком вещей: этот период истории Византии характеризуется чудовищным упадком нравов, когда подобный выход из трудной ситуации был самым распространенным. Однако, юноша Николай, который, по всей видимости, с детства рос вместе с этими девочками и хорошо их знал, не мог допустить их вынужденного грехопадения. Поэтому он подкинул в их дом один за другим мешочки с пятьюдесятью золотыми динариями (что приблизительно равнялось двухмесячному жалованью римского легионера – самой высокооплачиваемой профессии в империи) в каждом, чтобы несчастный отец мог достойно выдать своих дочерей замуж. Одним из самых знаменитых деяний свт. Николая Чудотворца, упоминаемым во всех списках его жития, является «Деяние о стратилатах». Однако, множество важных сведений, которыми изобилуют древнейшие редакции «Деяния о стратилатах», было утрачено или искажено в тексте Метафрастова жития, а впоследствии и в Четьях-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского. В результате оказались ослаблены причинно-следственные связи повествования, утеряны важные звенья событий и затемнено понимание логики поступков людей. Исследования современных историков дополняют это деяние целым рядом важных сведений о свт. Николае, которые взяты из источников, написанных неизвестными ликийскими авторами начиная с IV века (5 редакций «Деяния о стратилатах»), а также из житий и похвальных слов, составленных архим. Михаилом, свт. Андреем Критским , свт. Мефодием, Патриархом Константинопольским, пресвитером Неофитом и другими агиографами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

76 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 238–239. Справедливости ради стоит отметить, что, возможно, эта рукопись была написана до замечаний патриарха Иоакима. Когда в 1688 году патриарх, раздраженный позицией малороссийского духовенства, потребовал возвращения в Москву Великих Четий-Миней митр. Макария, высланных еще по ходатайству гетмана Самойловича, сам Димитрий писал патриарху: «Отдаю их [Четьи-Минеи – свящ. А.П.] вашему святейшеству с благодарением и извещаю, что я в святом послушании, возложенном на меня Малороссийской Церковию (1684 г., когда Малороссия еще не была подчинена в духовных делах московскому патриарху) написал жития святых на шесть месяцев [следовательно, и на декабрь – свящ. А.П.], пользуясь книгами митр. Макария и других христианских историков». Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 79. Это послание свт. Димитрия было написано еще до издания первой книги Четий-Миней. 77 Державин А., прот. Радуют верных сердца. Четии-Минеи Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть I. М., VINK «ИХТИОС», 2006. С. 160–161 78 Свящ. М. Попов называет другое творение свт. Димитрия – «Поклонение Страстям Господним». Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 83. Вероятно, это просто ошибка, незамеченная при корректуре текста. Данная цитата встречается именно в «Поклонении Пресв. Богородице». 81 Учение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы было догматизировано Ватиканом в 1854 году. 85 Написано специально для статьи «Богословие святителя Димитрия Ростовского ». Учение о причастности Пречистой Девы первородному греху вошло в общецерковные изложения веры и в учебные пособия, рекомендованные Св. Синодом для преподавания в духовных школах: Послание Восточных патриархов. Член 6; Сильвестр (Малеванский) , еп. Опыт православного догматического богословия. Том III. § 64. Замечания и рассуждения по поводу возникших и существующих на Западе разных превратных и ложных о прародительском грехе и его следствиях мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010