Замечательный подбор не сохранился до наших дней. В 1920-е годы храм пережил полное разорение, колокольня полностью лишилась колоколов. Во время восстановления звона в 1990-е годы Татьяна Васильевна Доронина передала церкви св. Иоанна Воина уникальный колокол, отлитый в 1694 году в Амстердаме. На его орнаментальном поясе изображены перевиты растительные побеги, орлы, и даже олени среди виноградных лоз Недостающие для звона колокола пришлось подбирать по тону из числа уцелевших, тех, что звучали на колокольнях снесенных храмов. Церковный двор храма св. Иоанна Воина окружает причудливая кованая ограда в виде вьющихся ветвей с листьями. Это настоящий шедевр художественной ковки эпохи елизаветинского барокко. В 1746 – 1758 годы ограду с тяжелыми коваными воротами и часто поставленными каменными столбами изготовили, чтобы установить на место предыдущей, обрушившейся ограды. Первоначально линия ее установки была более живописной. Ограждение неоднократно восстанавливали и переносили. Свое нынешнее положение оно приобрело в 1984 году. В 1920-е годы церковь избежала трагической участи многих московских храмов. Она никогда не закрывалась, но в 1922 году из нее вывезли почти всю драгоценную утварь и богослужебные предметы. Как уже говорилось, не сохранился и иконостас храма. В значительной степени утратила свою прелесть и окружающая местность – один из красивейших районов Замоскворечья. В XIX столетии на Большую Якиманку открывался замечательный вид с Калужской площади и с Крымского моста. По обеим сторонам улицы располагались особняки среди зелени садов и многочисленные храмы: апостолов Петра и Павла на Якиманке (1713-1740 годы); Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1696 год); Спаса Преображения в Наливках (1730-е годы); преп. Марона Пустынника (1731 год); св. Иоанна Воина (1709-1717 годы). Из этих храмов сохранились два последних и те основательно застроены современными зданиями. Со стороны Малого Каменного моста, с высокого берега Москвы-реки, можно было увидеть храмы, принадлежавшие к школе XVII века: свв. Косьмы и Дамиана Ассийских, что в Кадашах (1655-1656 годы); святых Богоотец Иоакима и Анны (1684-1686 годы); святителя Николая в Голутвине (1686-1692 годы). Из них сохранился только храм святителя Николая. Тем не менее, даже сейчас, уцелевшие храмы Якиманки и ее тихие дворики сохранили частичку своего былого очарования.

http://sobory.ru/article/?object=02242

и праведному Иосифу, в дом которого, бывший в Назарете, и переселилась из храма. В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству св. Амвросия Медиоланского , «была Девою не только плотию, но и духом, в сердце – смиренна, в словах – богомудренна, в глаголании – не скора, в беседах – целомудренна, никого не обидела, всем желала добра, не гнушалась убогого, никому не посмеялась; вид Ее был образом внутреннего совершенства; все дни Свои Она обратила в пост; сну предавалась только по требование нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное или размышляя о приведена в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые; из дому выходила только в церковь , и то в сопутствии родных; впрочем, Она хотя и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». В церковных песнопениях нынешнего дня Пресвятая Дева «благочестно восхваляется», как «Дева пречистая» «честнейшая и славнейшая горних воинств», «пророков проповедание, апостолов слава, и мучеников похвала, и всех земнородных обновление», «чертог Божия Слова», «обиталище Всецаря», «Матерь Божия», «наша слава и спасение». Призывая в нынешний «радостный день», «соборы верных» к этому восхвалению Пресвятой Девы, св. Церковь вместе с тем в настоящий «всечестный праздник» примером свв. Иоакима и Анны поучает нас выполнению благочестивых обетов, а глубоко назидательным примером воспитания Пресвятой Девы уясняет нам наши обязанности к детям – необходимости как можно ранее и чаще водить их в храм Божий, приучать их к неопустительному совершению молитв домашних, поучать их в законе Господни, свойственным их возрасту занятиями развивать в них любовь к ближним и трудолюбие, внушать им повиновение церковным уставам, пробуждать и укреплять в них дух благочестия и страха Божьего. Начало установления этого праздника Введения во храм Приснодевы Марии с достоверной точностью – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но вся высота внутреннего благочестия праведной четы, их чистоты и святости, их духовного совершенства в вере и уповании на Бога открылась впоследствии, когда угодно было Господу явить всему миру великое их предназначение. Казалось, ничто не должно было возмущать мирной, благословенной, всем довольной жизни благочестивых супругов. Но праведники не могут быть без искушений и скорбей: «многи скорби праведным», говорит слово Божие. Высокое предназначение свв. Иоакима и Анны требовало и приготовительного и продолжительного испытания, очищения, усовершения. Потому-то вся жизнь праведных супругов, по устроению Божию, была непрерывным испытанием их веры, терпения и преданности воли Божией. Иоаким и Анна были бездетны. И в наши времена бесчадие есть тяжелая скорбь для супругов; но во времена подзаконные оно считалось величайшим бедствием и сопровождалось тяжкими скорбями, для перенесения которых нужна была вся твердость веры и упования на Бога. Самый закон почитал бесчадие явным признаком не только неблаговоления, но и тяжкого наказания Божия, запрещал даже принимать дары и жертвы от человека, не оставившего семени во Израиля. Крепкая вера и упование на Бога, самоуничижение и смирение праведных супругов достойны были, чтоб призрел на них Тот, Кто сказал чрез пророка: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих. И вот, ангел Господень явился молящейся Анне, а потом и плачущему в пустыне Иоакиму, и возвестил им, что молитвы их услышаны, слезы и воздыхания их принял Господь, как благовонное кадило и как жертву благоугодную, – что Он даст им Дщерь – преблагословенную в женах, чрез Которую благословятся, Которую и Саму будут благословлять все племена земные. Обрадованные этим небесным благовестием, праведные Иоаким и Анна от всего сердца прославляли и возблагодарили Господа Бога, призревшего милостью Своею на смирение их, и единодушно положили обет посвятить Ему обещанное дитя. И божественное обещание о рождении преблагословенной Девы Марии, и обет родителей ее, в свое время, в точности исполнились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О том же слезно просила Господа и супруга его Анна, услышавшая о том, что случилось с Иоакимом в Иерусалиме. Господь услышал молитву праведников. Однажды, когда праведная Анна была погружена в свои тяжелые думы, ей предстал ангел с следующими словами: «Анна! Услышана молитва твоя: ты родишь Преблагословенную дщерь Марию, от Коей произойдет спасение всему миру». Тою же вестью обрадован был и праведный Иоаким, явившийся ему ангел повелел ему идти в Иерусалим, где, в знамение неложности Божественного обетования, он должен был встретить у златых ворот храма свою супругу. Ангельская весть не замедлила исполниться: Господь даровал Иоакиму и Анне Пречистую дщерь Марию, созидавшуюся одушевленным храмом Божиим. Все старания благочестивых родителей теперь устремились к тому, чтобы Богодарованное им дитя от дня рождения сохранить в чистоте и нравственном совершенстве. Древнее предание повествует, что святые Иоаким и Анна допускали к благословенной дщери своей только чистых и непорочных еврейских девиц. Три года они воспитывали Пренепорочную Деву Марию дома, а потом, исполняя данное ими Богу обещание, отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм. Здесь, вдали от суеты мирской, Пречистая Мария и приготовлялась к великому жребию соделаться Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. II. Поучительна и назидательна для нас, православные христиане, жизнь свв. праведных Богоотец Иоакима и Анны. а)  Они дают всем нам живой урок, как мы должны относиться к обетам, даваемым Господу! Обещаться в чем-либо Господу – это великое дело. Нужно помнить, что мы изрекаем свое обещание пред Существом Высочайшим и Всемогущим, Которого трепещут небо и земля, Которого окружают воинства ангелов, многоочитии херувимы и шестокрылатые серафимы. Как же страшно и грешно, давши обет Господу, после не исполнить его! Это значит явить к Нему, премилосердому, полное невнимание, показать недостаток благоговения к Владыке неба и земли. Обещанное Господу принадлежит уже Ему, а обещанное и неисполненное – все равно, что отданное Богу, а потом самовольно взятое у Него. Если и вообще грешно нарушать свое доброе слово, то тем преступнее не исполнять своего обещания Господу. В истории ветхозаветной церкви Божией мы видим немало примеров, что все, дававшие Богу обет, в точности исполняли его, как бы это трудно ни было для них. б)  Теперь спросим себя, братия, как мы исполняем обеты наши, данные нами при Крещении? Зачатые в беззакониях и рожденные во грехах, мы были нечисты пред Богом, виновны пред Его высочайшей правдою, в крещении нам даровано отпущение грехов, мы очищены и освящены Духом Божиим, омыты и убелены Кровью Христовой. Отрекшись всех дел диавола, т. е. греха и противления воле Божией, своеволия и преступления Заповедей Господних, не возвращались ли опять к сим делам тьмы и нечестия, не творили ль похотей диавола во всякой лжи, неправде и беззаконии?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Подземный храм, расположенный в самой низине Кедрона, не мог, разумеется, не быть подверженным воздействию паводков. Раньше это было постоянное бедствие, но и в XX в. храм несколько раз страдал от наводнения... Спустившись по широкой лестнице вниз на 50 ступеней, мы оказываемся в помещении, имеющем почти правильную вытянутую прямоугольную форму. В восточной части, посреди храма, находится Кувуклия Божией Матери. Слово «кувуклия» означает, как мы уже говорили в связи с Кувуклией Гроба Господня, «ложница, царская опочивальня». И архитектурно Кувуклия Божией Матери устроена так же. Это часовня, осеняющая высеченную в естественной скале древнееврейскую гробницу. Войдите – и перед вами, под стеклянной крышкой, предстанет каменное гробное ложе Той, что «во Успении мира не оставила», но предстоит и молит непрестанно за нас Владыку Всех, Христа... В левой, западной части храма видна массивная крышка древней цистерны для сбора воды. Своеобразный «аппендикс», в северной части пещеры, напротив лестницы, также служил первоначально погребальной камерой, о чем можно судить по специфическим древнееврейским нишам– оссуариям («кокким»). Согласно преданию, Гефсиманская гробница была родовой усыпальницей для семейства Пресвятой Девы. Спускаясь по лестнице, на уровне 20-й ступени видим справа престол, посвященный праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. Слева, несколькими ступеньками ниже, – св. Иосифу Обручнику. Из источников известно, что придел Иоакима и Анны – это гробница не свв. Богоотец, а королевы Мелисенды (+1161) – дочери короля Иерусалимского Балдуина II. В приделе Иосифа погребены Мария, жена короля Иерусалимского Балдуина III, Констанция, мать Боэмунда, и Батильда, супруга Эрика Доброго (1103 г.). Гефсиманский сад и базилика Гефсиманской молитвы Возвращаемся к автобусной стоянке и видим слева поворот к Гефсиманскому саду, за которым, в глубине, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Храм Всех Наций»). В саду сохранилось восемь огромных старых олив. Никто не может назвать их точного возраста, но ботаники считают, что им может быть до 3 тысяч лет. Говорят, что оливы так долго не живут. Эти – живут. Оливы вообще не умирают, но обновляются новыми побегами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С западной стороны к древнему храму Гуслицкой обители примыкает колокольня одноярусная, деревянная с конусообразной кровлей. Колоколами она не богата; находящиеся теперь на колокольне, числом шесть, все перенесены сюда вместе с церковью. В 1862 году Его Величеством государем императором Александром Николаевичем пожертвован сюда колокол со следующими надписями на нем: 1) «Лета 1860 года дарован сей колокол Благочестивейшим государем императором Александром Николаевичем, в Богохранимую Спасо-Преображенскую Гуслицкую обитель»; 2) «Отлит сей колокол из украшений в Петропавловском соборе при погребении тела в Бозе-почившей императрицы Александры Феодоровны». Колокол сей, весом в 23 пуда, хотя и небольшой, имеет звук очень громкий и весьма нежный и приятный. Повешен он близ соборнаго храма на временной вновь устроенной колокольне 281 . Владимирские колокола При Кафедральном Успенском соборе во Владимире Кляземском существует колокольня в 4 этажа. В третьем этаже, украшенном полуколоннами коринфского ордера, висят колокола. Из старой соборной описи видно, что прежде всех колоколов было 16, – ныне только девять. Самый большой колокол в 500 пудов 8 фунтов слит в 1810 г. колокольных дел мастером костромским купцом Синцовым. В 30 саженях от собора, в западной стороне его, находились обширные квадратные ворота из белого камня с пространною в середине аркою, над которой находилась церковь во имя Свв. Иоакима и Анны. Впоследствии наложен был третий этаж для колоколов, оканчивающийся конусом. Здесь-то, вероятно, находился древний Вечевой колокол Успенского храма, который звуком своим собирал верных граждан судить о делах важных. Суздальский князь Александр Васильевич , внук Андрея, старшего брата Александра Невского, перевез было этот колокол из Владимира в Суздаль, но, устрашенный глухим звуком его, возвратил во Владимир. В одной летописи ХУ века, между прочим, сказано: «Князь Александр из Володимеря Вечный колокол Св. Богородицы возил в Суждаль и колокол не почал звонити якоже был в Володимере; и виде Александр яко сгрубил св. Богородицы и повеле его паки везти во Володимер; и поставиша его в свое место и паки бысть глас якоже и прежде богоугоден» 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самое место молитвы Христа, куда Он удалился от апостолов «на вержение камня», предполагается в глубокой пещере, выделенной теперь из ограды Гефсиманского сада... В пещере этой храм, украшенный мраморами и позолотой и тоже принадлежащий италианским монахам. Там все проникнуто воспоминаниями о горчайшем часе; везде изображения чаши и Спасителя, изнемогающего в молитве; на полу храма показывают место, где капли крови кровавого пота Христа растопили холодный камень и прошли насквозь, как капли огня сквозь кусок воска... В нескольких шагах от этой пещеры, три камня, на которых, по преданию, спали три Апостола... В ближайшем соседстве с Гефсиманией, – гробница Пресвятой Девы... Мария, Матерь Христа, вместе с другими Галилеянами, часто посещала гору Масличную и Малую Галилею. В долине, отделяющей Иерусалим от соседних гор, у подножия Сиона, до сих пор существует «колодезь Марии», куда Святая Дева ходила черпать воду. Точно также и гробница ее у подножия Масличной горы. Великолепный и громадный подземный храм в недрах скал над гробом Св. Девы воздвигнут еще царицей Еленою. В него спускаются, как в склеп, по широкой мраморной лестнице поразительного эффекта, с 50-ю ступенями... На половине пути, в полутемных нишах серединной площадки, – помещены гробы родителей Пресвятой Девы, – Свв. Иоакима и Анны, и обручника Ее Иосифа... В храме Успения Богородицы, как в храме Гроба Господня, алтари и часовни всех христианских исповеданий: Греков и католиков, Коптов и Сирийцев... Это самая почитаемая Святыня Иерусалима после храма Гроба Господня. Даже Турки имеют в нем свою молельню, у южной стены Гроба, и никто ревнивее мусульманок не дорожит ватою и маслом из Гроба Святой Марии для врачевания детских недугов... Глубокий мрак высоких сводов освещается огнями громадных разукрашенных свечей, толпящихся у алтарей, да бесчисленными драгоценными лампадами, которыми кишит темнота храма, как ночь своими сверкающими звездами... Самый Гроб Богоматери почти во всех подробностях напоминает Гроб Христов. Среди обширных стен храма стоит, отделанный в небольшую часовню, одинокий утес каменный, в котором вырублена могильная пещерка Богоматери. Снаружи он покрыт таким же плоским куполочком, как часовня Гроба Христова, внутри его почти все то же. Та же мраморная плита поверх дикого камня скалы, отесанного в виде ложа, те же тесные ряды неугасаемых лампад, тот же низкий вход в каменный вертеп, обращенный теперь в Святая Святых Храма, и горящий издали своими священными огнями, будто очаг раскаленной печи... Против главного алтаря, на другом конце храма, колодезь, полный воды... Богомольцы всех стран черпают воду из этого святого ключа, и благоговейно уносят ее с собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким именно путем шла первая Даурская миссия, основанная в 1681 г. на р. Селенге, по воле царя Феодора Алексеевича и по благословению святейшего патриарха Иоакима, состоявшая из 12 человек братии, под начальством игумена Феодосия. Эго можно видеть из древних монастырских актов Селенгинского, Посольского и Киренского монастырей, при разсмотрении которых, Преосвященному Мелетию, еще в бытность миссионером, удалось проследить колонизационную деятельность древней Даурской миссии. Означенныя акты им были изданы в Казани под названием: «древния церковныя грамоты Восточно-Сибирскаго края и материалы для истории Даурской миссии». (Казань. 1875 г.). В 1881 году исполнилось 200 лет с основания забайкальской духовной миссии первыми миссионерами-игуменами Феодосием и Макарием. Юбилейное празднование этого события ознаменовано преосвященнейшим архипастырем Мелетием обозрением всего Забайкалья из конца в конец, в течение трехмесячного срока, со служением во всех церквах. Торжество юбилея завершено было служением 1 н 6 августа в Троицко-Селенгинеком и Преображенско-Посольском монастырях основанных приснопамятными веропроповедниками – Феодосием и Макарием. Труды его снова обратили на него внимание свыше. 15 мая 1893 г., в день священного коронования Их Императорских Величеств, всемилостивейше сопричислен он к ордену св. Анны 1-й степени. В следующем году владыка успел открыть в Чите церковное Братство свв. Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия для усиления средств к открытию церковноприходских школ. По случаю вызова архиепископа Вениамина для присутствия в Св. Синоде в 1886 г., преосвященному Мелетию епископу Селенгинскому было поручено управление церквами Забайкальской области уже на правах епархиальнаго архиерея. 30 декабря 1887 года исполнилось 25 лет плодоноснаго служения преосвященнейшего Мелетия в священном сане 12 . В приветственной телеграмме, посланной из Иркутска, высокопреосвященный Вениамин архиепископ Иркутский и Нерчинский, между прочим, так охарактеризовал заслуги архипастыря-юбиляра: «Преосвященнейший владыко! Сегодня исполнилось 25 лет служения вашего в священном сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Устав, введенный им в пустыни, привлек в нее иноков, стремившихся к аскетической жизни. Известны монах Досифей (†1874), лицезревший в алтаре Божию Матерь; о. Лаврентий, предвидевший свою кончину в 1881 г.; келейник о. Филарета о. Евфимий, тело которого благоухало после кончины его в 1866 г.; инок Евгений (†1894); замечательный подвижник схимонах Архим. (†1896). В четверти версты от пустыни находился Ближний скит, где, около храма свв. Иоакима и Анны, под скромной чугунной плитой покоился иеросхимонах Макарий, 36 лет подвизавшийся в пустыни и преставившийся на 63-м году жизни в 1864 г. В Саровской обители продолжал сиять старец Серафим, о котором писалось в части пятой (стр. 628). Когда он подвизался в т. н. " Дальней пустыньке " в глухом лесу, в 1804 г. на него напали, с целю ограбления, три крестьянина, нанеся ему тяжкие повреждения. Связанным бросили они его в сенях келии, которую перевернули вверх дном в поисках денег. Нашли же разбойники только икону и немного картофеля. С трудом добрался потом старец до обители. Никто не надеялся, что он выживет, но исцеление последовало от, посетившей его в тонком сне, Божией Матери. Преступниками оказались окрестные крестьяне. Благостный старец настоял на не наказании их, заявляя, что в противном случае покинет обитель. На всю жизнь о. Серафим остался согбенным; ходил опираясь на топорик, мотыгу или палку. По выздоровлении, он снова удалился в свою пустыньку. Там посетил старца незадолго до своей кончины настоятель обители, о. Исаия, очень его почитавший. Когда о. Исаия ушел на покой, то братия выбрала настоятелем о. Серафима, но не получила его согласия. Новый настоятель о. Нифонт, достойнейший инок, очень любил старца. После смерти в 1807 г. о. Исаии, старец принял на себя подвиг молчальничества, который продолжал и вернувшись в 1810 г. в монастырь. " В 1815 г. Господь, по новому явлению о. Серафиму Пречистой Матери Своей " , пишет архим. Серафим (Чичагов; Архим. Серафим Чичагов, впоследствии архиепископ, написал большой труд " Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Центральный двухъярусный иконостас византийского типа был выполнен по рисунку Горностаева из мрамора с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней, ляпис-лазури и мозаики. Образа в Царских вратах исполнили академик Н.А. Лавров, автор фресок, и М.Н. Васильев. В боковых приделах находились небольшие так же мраморные иконостасы, инкрустированные цветными камнями. Плоскости стен, соединяющие церковь с трапезной, были расписаны художником Беляковым и Игнатием Малышевым. Мозаичный пол был выполнен по проекту А.М. Горностаева. Нижняя, поминальная церковь была устроена по типу древних крипт или христианских катакомб. В ней находилась усыпальница графов Апраксиных с 20 захоронениями. Придел во имя мученицы Зинаиды, освященный 28 апреля 1861 года, где был иконостас из розового кипариса, имел 33 захоронения Юсуповых. Кроме того, в нижней церкви нашли свой последний приют князья Чернышевы, Шишмаревы, Карцевы, Строгановы, Волконские, Щербатовы, граф Клейнмихель, барон Фредерикс. В этом нижнем " пещерном " приделе находилась усыпальница князей Чернышёвых. А.Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей Египетских пустынников, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А.С. Норов пожертвовал мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Освящение главного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича. Храм закрыт в 1920-е годы, использовался как клуб. Ныне церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря. Церковь Григория Богослова (Кулешовская)  В северо-восточной части обители находится церковь н- адгробный храм Святителя Григория Богослова ( " Кушелевская " ). Она была возведена в 1855-1857 гг. по проекту придворного архитектора А.М. Штакеншнейдера над могилой любимца Павла I, генерал-лейтенанта графа Григория Григорьевича Кушелева на деньги его вдовы Екатерины Дмитриевны. Постройка обошлась в 60 тыс. руб. серебром. Храм освящен в 11 мая 1857 года митрополитом Григорием во имя святого покровителя покойного. Сохранился в переделанном в 1930-е годы виде.

http://sobory.ru/article/?object=00734

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010