В «Летописце новгородском церквам Божиим» говорится о строительстве Иоакимом каменной церкви свв. Иоакима и Анны, в которой служили до завершения Софийского собора. Она была расположена не возле древней деревянной церкви Св. Софии, а к востоку от современной каменной, заложенной в 1045 г. Предание о том, что церковь свв. Иоакима и Анны была тоже каменной, возникло, видимо, из-за стоявшей на этом месте в XVI в. «каменной полатки». 777 Посвящение патронам самого епископа и багрянородной княгини как нельзя лучше подходило для первого христианского храма города. Конечно, он был деревянным. К 1108 г., когда погребли епископа св. Никиту, его уже не было. Согласно Новгородской 1 летописи, владыку положили «въ свят и Софии, въ пред л святую праведнику Акима и Анны». Следовательно, престол был тогда уже перенесен в Софийский собор. В обеспечение первого каменного храма в Киеве, а затем и митрополии была учреждена десятина от всех княжеских доходов. Заведование десятиной было поручено тому самому корсунянину Анастасу, который предал свой город. Я. Н. Щапов полагает, что в церковь Богородицы первоначально стекались поступления со всей Руси, откуда и происходит ее название. Анализу этого института посвящено немало работ. 778 Во времена создания Новгородского свода 1167 г., отразившегося в Н1 мл., эта функция храма была совершенно забыта. Летописец не понимал и того, почему десятиной заведовал светский человек, и в статье об освящении церкви Богородицы превратил Анастаса в «иерея». Большинство исследователей сходится в том, что идея десятины, заложенная еще в Ветхом Завете, была установлена на Руси по аналогии с хорошо известными традициями Европы, в том числе славянских Великой Моравии и Чехии. Церковный устав Владимира, который регламентировал епископские суды и определял категории подсудного ему населения, сохранился только в редакциях не раньше конца XII в. Все же они позволяют представить юрисдикцию Церкви конца Х в. 779 Как указывает Я. Н. Щапов, в митрополичьи и епископские суды были включены те сферы общественной жизни, которые еще не вошли в круг ответственности княжеской власти. Прежде всего это была сфера брачно-семейных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, сколь дорого и священно для нас сие место, по которому Господь ради нашего спасения сделал последние шаги к выходу за город, чтобы совершить последний акт искупительной за нас жертвы Своею крестной смертью! Какою великою печалью и не выразимым горем объято было сердце Богоматери, когда, по выходе за ворота, глазам ее предстал холм, где должна была прекратиться жизнь Возлюбленного Ее Сына! Какими слезами нам омочить этот священнейший порог, по которому ступал Своими ногами облитый кровью, избитый и поруганный от воинов Пилатовых и жестоковыйных иудеев Господь наш Иисус Христос! И сколь должны мы быть благодарны Господу, удостоившему именно нас русских, открытия сей стези из-под векового забвения! Пройдя Страстной путь Господа нашего Иисуса Христа, постараемся обозреть и Другие места св. града, ознаменованные разными событиями в жизни Иисуса Христа и вообще Церкви ветхозаветной и новозаветной. Развалины монастыря св. Марии Магдалины и дом Симона фарисея. На той самой улице, которая называется Страстным путем, недалеко от Гефсиманских врат, на восточной стороне Иерусалима, есть нисколько мест, приснопамятных для благочестивых христиан. Так, невдалеке от остатков бывшего дома Ирода и городской стены находятся развалины монастыря св. Марии Магдалины, в полуразрушенных кельях коего поселились арабы. Монастырь этот, по местному преданию, был воздвигнуть на месте дома Симона фарисее, в коем Мария Магдалина омыла слезами и помазала миром ноги Спасителя и отерла их власами главы своей ( Лк.8:36–50 ) 16 . В развалинах церкви указывают следы человеческой стопы, отпечатлевшейся на камне. Предание называет это следом ноги Спасителя, оставленными здесь на память Его милосердия к жене-грешнице, дабы этим примером возбудить и других к покаянию. Развалины церкви и место дома свв. Богоотец Иоакима и Анны. Недалеко от Гефсиманских врат стоят на небольшом возвышении развалины церкви свв. праведных Богоотец Иоакима и Анны. Здесь, по преданию, был дом их, и здесь же родилась Преев. Дева Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 . Свв. Константин и Елена 18 . Мраморировка в уровне хор Юго-западный компартимент под хорами 1 . «Отвержение даров» 2 . «Иоаким и Анна отпускают жертвенных агнцев» 3 . «Скорбь Иоакима и Анны» 4 . «Моление Анны» 5 . «Иоаким и Анна толкуют книгу пророка Исайи» 6 . «Явление ангела Анне» 7 . «Явление ангела Иоакиму» 8 . «Встреча у Золотых ворот» 9 . «Праздничная трапеза Иоакима и Анны» 10 . «Рождество Богоматери» 11 . «Ласкание Марии» 12 . «Первые шаги Богоматери» 13 . «Благословение Марии иереями» 14 . «Обручение Марии и Иосифа» 15 . «Благовещение у колодца» Северо-западный компартимент под хорами 1 . «Проповедь апостола Иакова» 2 . «Избрание Тимофея» 3 . «Путешествие ослепленного Павла в Дамаск» 4 . Первый апостольский собор в Иерусалиме («Прение о вере») 5 . «Проповедь апостола Павла в Дамаске» 6 . «Проповедь апостола Павла в Ареопаге» 7 . «Путешествие Тимофея и Силуана» 8 . «Взятие Петра под стражу» 9 . «Изведение Петра ангелом из темницы» 10 . «Исцеление тенью» 11 . «Возвращение Петра в Кесарию» 12 . «Диспут о вере в доме сотника Корнилия» 13 . «Избрание семи дьяконов» 14 . «Крещение народа Климентом папой Римским» 15 . «Прибытие папы Климента в Херсонес и его проповедь» 16 . «Чудо с агнцем» 17 . «Чудо морского отлива перед гробницей папы Климента». ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ САРАБЬЯНОВ – реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного Научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ. Старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания. Автор многих монографий и статей по древнерусскому искусству. Член Патриаршего совета по культуре. Преподаватель ПСТГУ. Кандидат искусствоведения. Г.И. Вздорнов. Фрески Феофана грека в церкви спаса преображения в Новгороде 65 Система росписи храма и ее общий замысел В зеркале купола написано колоссальное оплечное изображение Христа Вседержителя. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: «Господи из небеси на землю призри: услышати воздыхания окованных: и разрешити сыны умершвенных: да проповедает имя Господне в Сионе» ( Пс.101:20–22 ). (Особенность надписи – в изменении прошедшего времени («призрел») на просьбу («призри»). – Прим. ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

город Палестинский, на восточном берегу Средиземного моря. Начало христианства здесь было положено св. Ап. Петром обращением сотника Корнилия со всем домом его (Кн. Деян. Ап. гл. 10). По разрушении Иерусалима, Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был Иерусалим, пока, наконец, на IV Вселенском Халкидонском соборе (451 г.) Иерусалим сделался независимою патриархией. — В настоящее время от древней Кесарии не осталось даже и развалин. или Адриака — город во Фракии при Черном море, недалеко от Филипп, города Македонского, лежавшего на границе с Фракией. город в Беотии, древней области Средней Греции. с сими святыми Апостолами Церковь воспоминает в сей день и Апостола Онисифора, память и изображение коего см. 7 сентября. В церковной службе ныне воспеваются все семь свв. Апостолов. Память святых мучеников, в Африке от ариан пострадавших Византийский император с 474–491 г. король и основатель Вандальского королевства в Северной Африке. Гуннерих, сын его, царствовал с 477–485 г. — Вандалы — народ Германского племени, пришедший с берегов Балтийского моря, после перешедшие в Панноник, на правый берег Дуная, затем завладевший Пиринейским полуостровом и, наконец, обосновавшийся в Северной Африке. Зачатие святой богопраматери Анны, когда зачала святую Богородицу сказание о зачатии и рождении Пресвятой Богородицы находится в житии святых Богоотец Иоакима и Анны, в Минеях-Четиих под 9 сентября. Веселие праведных Богоотец Иоакима и Анны в храме Иерусалимском и живая благодарность их Богу, разрешившему их неплодство и отнявшему от них поношение между ближними, и было собственно началом празднования Зачатия. В Зачавшейся не только Ее праведные родители, но и весь мир имел верный залог искупления, потому что зачатие Ее было по особенному благодатному смотрению Божию. Но начало собственно церковного празднования Зачатию Богородицы с точностью определить трудно, по недостатку письменных памятников, но можно с доверенностью полагать, что это празднование началось с древних времен; ибо все обстоятельства жизни Богоматери для христиан древних в православных были важны и священны. Преп. Андрей Критский в VII b., на день Зачатия Богоматери написал канон и беседу. День Зачатия отнесен к 9 декабря, потому что этот день бывает за 9 месяцев до дня Рождества Богородицы. В Константинополе празднество в честь Зачатия Богородицы в сей день было совершено в Евораниях, по другому чтению Уранах, близ храма св. Софии. Здесь храм Богородицы построен был одним сенатором еще при Константине Великом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но в приведенных словах архиепископа Вильгельма не определяется точно место погребения Мелисенды; а близость алтаря, о котором он говорит, даже может быть относима к нынешнему алтарю над гробницами свв. Иоакима и Анны. Кроме того, архиепископ Вильгельм говорит о каменном склепе и железной двери на могиле Мелисенды, но от этого склепа и от этой двери нет и следов на месте погребения святых Богоотец. Что же касается латинского сказания, будто святые праведные Иоаким и Анна погребены в подземелье католической церкви св. Анны, устроенной на месте дома святых Богоотец, то достоверность этого не подтверждается раскопками; в указанном подземелье нет никаких следов существования еврейских гробниц: ни углублений в скале в виде печур (loculi), ни лож (широких каменных скамей, высеченных из скалы) вдоль стены пещеры. Недостоверность латинского сказания о месте погребения святых праведных Богоотец Иоакима и Анны открывается, наконец, и из того, что у древних евреев существовал обычай устраивать гробницы близких родственников совместно. По всеобщему христианскому преданию, Пресвятая Дева Мария была погребена в Гефсиманской пещере, здесь же, в Гефсиманской пещере, а не в другом месте, должны быть и могилы Ее святых родителей. Спустившись от престолов святых Богоотец на пять-восемь ступеней вниз, мы остановились на несколько минут перед армянским престолом, построенным на левой стороне лестницы; по преданию, этот престол покрывает гроб св. Иосифа-древодела, Обручника Пресвятой Девы Марии. Над гробницей-престолом горит лампада. Сойдя далее вниз еще ступеней на двадцать, мы вступили в главный подземельный храм крестообразной формы, около пятнадцати саженей длины и различной, от четырех до семи саженей, ширины (наибольшая ширина храма – против лестницы). При спуске с лестницы, у правой стены пещеры, устроен престол во имя св. Николая Чудотворца. В восточной стороне храма возвышается небольшая четырехугольная часовня из цельной скалы, увенчанная небольшим куполом. Первоначально часовня составляла одно целое с окружающими стенами пещеры, но впоследствии она со всех сторон была отсечена от скал и в настоящее время, подобно кувуклии Гроба Господня, стоит среди храма, так что ее можно обойти кругом.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

При этом летописец подчеркивает, что Владимир спасся, а пророк погиб (был отвержен Богом). В Библии говорится, что это произошло из-за его служения идолам и божествам своих многочисленных иноземных жен ( 3Цар. 11:1–13 ). 219 Подбор цитат позволяет сделать логический вывод: Владимир избег участи Соломона, строителя первого Храма, благодаря избранной им «доброй жене». Вероятнее всего, цитаты попали в Древнейший свод из того же источника – прижизненной похвалы Владимиру, где восхвалялась и его багрянородная супруга. Когда противопоставление развратных язычниц добродетельной христианке исчезло, выписка из Книги Притч повисла в воздухе. 220 Кажется странным, что она вообще вошла в летописный свод, составленный при Ярославе, сыне одной из этих «любод иць». Но, судя по Титмару и Яхъе, представление об Анне как о героической миссионерке было настолько общепринятым в первой половине XI в., что никому не пришло в голову его корректировать. А. В. Никитенко прослеживает последовательное прославление Анны даже во фресках придела Иоакима и Анны в Софии Киевской. 221 Едва ли Ярослав действительно хотел увековечить память своей мачехи, но образцом такой системы декора могли быть иконы первого Софийского собора. Сгоревший в 1017 г., он был построен еще св. Владимиром и восстановлен Ярославом. 222 Исследователи спорят, восходит ли образ Владимира-блудника к Корсунской легенде, как считал А. А. Шахматов, или к древнейшей устной или агиографической традиции. Дело, конечно, было не в традиции, а в реальной биографии Владимира. В эпоху, когда были еще живы или недавно скончались дети от его многочисленных языческих и двух христианских браков, было бессмысленно молчать об этом. Летопись называет двенадцать сыновей князя, а Титмар сообщает, что в августе 1018 г., когда Болеслав и Святополк вошли в Киев, там была мачеха Ярослава и девять его сестер. При этом Титмар полагал, что у Владимира было три сына, считая Святополка, а на самом деле в 1015 г. были достоверно живы восемь. Свв. Борис и Глеб, Святослав и Святополк погибли в 1015–1020 гг. В 1036 г., когда создавался Древнейший свод, скончались Станислав, князь Смоленский, 223 и Мстислав Черниговский, сын Чехини. Судислав, княживший в Пскове, в том же году был посажен в заключение. Станислав, Судислав и Позвизд не названы в перечне детей от языческих жен в статье 980 г. Царица Анна умерла в 1011 г., и мачеха Ярослава, упомянутая Титмаром, могла быть последней женой Владимира и матерью кого-то из этих сыновей. Сложнее ситуация со свв. Борисом и Глебом. Во всех источниках они названы сыновьями Болгарыни. В Древнейшем своде, как видно из проложного сказания и летописи, их возраст не был указан. Но в «Сказании, и страсти, и похвале», а также в «Чтении» Нестора утверждается, что в 1015 г. св. Глеб был еще очень молод. Следовательно, Болгарыня родила его уже после 989 г., но до смерти Анны в 1011 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1658 г.: «о успении, ослабе блаженныя памяти и оставлении» (следовательно, нек. ркп. «успение» понимают в собирательном смысле=усопшие, а иные — понимают «блаженныя памяти» как титул усопших). После «рцем» — «вси» слав. до изд. 1647. 3 и 4 прошения нет в груз., греч. и слав. ркп. Типикона и греч. печ., но вместо них замечание «и поминает (если хочет) (как есть обычай) (ους λγει) живых и умерших (тайно)»; нет этих прошений и в слав. Служебниках Моск. до 1658 г.; в греч. печ. они есть со следующими вариантами в сравнении с нашими: «сохранитися св. обители сей и всякому граду и стране», после «милостиву» — ευμεν («благосклонну» — см. выше, с. 591), «праведнаго» без «и» [ 502 ]; у Петра Могилы: «сохранитися св. обители сей и всякой обители и всякому граду, веси и стране»; «потопа» + «града»; Моск. Служ. 1658 г. как ныне, только: «сохранитися св. обители сей и всякому граду». Служ. Петра Могилы после этих прошений замечание: «и тако взем поменник, поминает ихже хощет живых и усопших лик же проволоком поет «Господи помилуй»; — Аще же будет бездождие, рци и се: И о еже одождити… Аще же в многодождии о ведро, сие глаголи: И о еже престати безмерному и безгодному лиянию…». Нынешний греческий Евхологий после первых 3 прошений имеет замечание такое, как наш Служебник, без «тайно» (о поминовении живых и умерших по желанию) и затем 2 нынешние прошения с вариантом в первом + ευμεν. Старообрядческие Типикон и Служебник не имеют этих прошений и замечания о поминовении живых и умерших. На последней молитве древнейшие греч. ркп. (Севаст.) Типикона и печатные издания после «апостолов» имеют только: «Святаго обители (печат.: «Святаго Ν) и всех святых»; поздн. греч. «св. и богоносн. отец наших, св. Богоотец Иоакима и Анны и св. обители и всех святых»; позднейш. слав. ркп. XV b. и Аа 194 XVI b.) без разницы сравнительно со «Спаси Боже». Служебник Петра Могилы после «апостолов» сразу ставит мучеников и преподобных (в «Спаси Боже» при конце), опускает (сравнительно со «Спаси Боже») Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и прибавляет после русских святителей «св. слав. вмч. Иоанна Новаго, иже в Сочаве» (XIV b., см. 2 июня). Служебник Москов. 1647 г. без разницы от «Спаси Боже», 1658 г. — мученики и преподобные пред святителями. Печат. греч. Евхологии и нынеш. печатный после апостолов — мученики и преподобные, 4 святителя, «св. и славн. вмч. Георгия Побед., св. Ν, егоже память совершаем, св. и прав. Богоотец Иоакима и Анны и всех свв.». В старообр. уставе и Служебнике нет разницы со «Спаси Боже».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Нынешний вид храм обрел в 1130 году, стараниями Мелисенды, дочери короля Балдуина II, затем королевы Иерусалимской. В 1161 г. она была похоронена в крипте, рядом с приделом свв. Иоакима и Анны, об этом сообщает надпись на вмурованной в пол каменной плите. С тех пор к гробнице Божией Матери ведет от внешнего входа вниз в подземелье, в пещерную церковь лестница, шириной шесть с половиной метров, 48 ступеней. Посредине ее, справа и слева — углубления. Это приделы, устроенные в память святых родителей Девы Марии Иоакима и Анны (справа, 23 ступень) и праведного Иосифа Обручника (слева), которому была отдана Матерь Божия на сохранение. Храм внизу, представляющий большой грот-пещеру, нависает древним закопченным камнем сверху, а вот стены все в радостном многоцветии паникадил, икон, украшений, лампад. Подземный храм имеет крестообразную форму, в центре — кувуклия, гробная пещера, имеющая два входа, с запада и севера. Множество разноцветных лампад, сияние свечей, благоухание ладана... Каменное ложе внутри Гроба Пречистой, на котором Она покоилась, сбоку прикрыто небьющимся стеклом, сверху — мраморная плита, престол, на котором ежедневно совершается Литургия. Мы приехали, когда шла утреня. Весь Успенский пост за утреней здесь поется параклисис («усердная молитва», с каноном и акафистом Божией Матери), с поминовением имен всех желающих (ведется особая запись). Эти прекрасные службы собирают в храм множество паломников со всего света, так же как и местных иерусалимских христиан, люди приходят целыми семьями, в праздничных одеждах, принося цветы и свечи. Наши священники сослужили грекам,храм был полон народа, и все мы чувствовали особое присутствие здесь Самой Божией Матери. С трепетом, перекрестившись, сделав земной поклон, пробираемся, пригибаясь, в лаз, примерно с метр высотой. Вот оно, Святое место Её упокоения, каменное ложе, сохранившее след тела... Сверху оно покрыто мраморной плитой, это православный престол, сбоку — стеклом, хорошо виден светлый скальный камень, на нем — записки с мольбами, деньги, которые народ ухитряется втиснуть сюда.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/28/...

О праведных Елисавете и Захарии сообщает евангелист, что «у них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1,7), «нарицаемая неплодной» (1,36). Подобно тому как рождение Приснодевы произошло от родителей престарелых и уже почитавшихся неплодными, так же и рождение Предтечи. Человеческая страсть и похоть плоти угасли ранее этого зачатия, и само оно явилось неким чудесным делом благочестия и молитвы. Греховность зачатия, о котором говорит пророк Давид: «в беззакониях зачат еемь и во гресех роди мя мати моя» (пс. 50), в этих обоих священных зачатиях как бы парализуется и исчезает. Оно не становится иным, чем вообще человеческое зачатие, но иначе: без греховного вожделения, бесстрастно. В этом нельзя не видеть особого смотрения Божия, охраняющего священный плод, на который имеет излиться Дух Святой с самого зачатия, от приражения злой страсти и похоти. В этом, но именно только в этом смысле — т. е. не как о победе над первородным грехом, но лишь о параличе его в его проявлении или осуществлении — можно говорить и о безгреховном зачатии, притом не только Богоматери, но и Иоанна Предтечи. Между обоими зачатиями у двух сестер Анны и Елисаветы — зачатиями Предтечи и Богоматери, празднуемыми св. Церковью, есть, таким образом, качественное сходство, но при этом есть, если можно так выразиться, и количественное различие. Если возможно вообще различие в степени праведности и святости, неизбежно является предположить, что зачатие Богоматери (а в соответствии с этим и праведность свв. и праведных богоотец Иоакима и Анны) является честнейшим и непорочнейшим, нежели зачатие Предтечи, не будучи, однако, непорочным (в смысле формального изъятия от первородного греха в качестве privilegium, «привилегии», согласно католическому догмату). Св. Церковь так ублажает святых и праведных Иоакима и Анну (служба их 9 сентября): «о, блаженная двоица, вы всех родителей превовзыдосте, яко твари всея преимущую прозябли есте» (ст. на Гос. Воз., слава ныне). «Иже от неплодных ложесн жезл Святую Богородицу изра–стивше, из Нея же спасете миру возсия Христос Бог, сопружные двоица, чистотою зари сияющая, юже девства божественным сиянием украсившую неплодное естество человеческое, како породи, Иоаким и Анна богоприятнии» (п. 5, тр. 1). «Богатством кипящия добродетелей славою божественною укрепленную Царицу Деву Иоаким честный и Анна целомудренная родиша». «Жезл силы нам вами, други Божии, послан бысть» (п. 8. тр. 1,2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

1 Начало индикта. Пр. о. н. Симеона столтика, Ермогена, Евода и Каллиста (ы) (типограф. по иерус. кроме пожара). 2 св. муч. Мамонта. 3 св. священнонуч. Анфина (Тип. еще пр. Феоктиста). 4 св. священномуч. Вавилы (Тип. еще Ернионии и прор. Моисея). 5 прор. Захарии, отца Предтечева. 6 бывшего чудесе великим архистрати Михаилом. 7 Препразднство Рождества Богородицы и муч. Созонта (Тип. еще муч. Евпсихия). 8 Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы. 9 Иоакима и Анны. 10 Поклонение древу, свв. мучч. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (Тип. поклонение древу. Св. муч. Варипсава). 11 пр. Феодоры (Тип. и 1398 одной Феодоры), священномуч. Автонома. 12 отдание праздника (Тип. священнонуч. Автонона и Еорнута). 13 препразднство Воздвижения. 14 Божественное и честное Воздвижение честн. и животвор. Креста. 15 св. муч. Никиты и отдание Воздвижению. 16 муч. Евфимии и пр. о. н. Еввиота студийского. 17 свв. мучч. Веры, Надежды и Любви. 18 св. Симеона, еп. иерусалинского (Мстисл. евангелие, а в 905 Евмения, еп. гортинского). 19 свв. мучч. Трофина, Савватия и Доримента (1398 еще Сосанны). 20 св. великомуч. Евстафия и иже с ним. 21 св. ап. Кодрата, св. муч. Феодора (Тип., кроме Кодрата, Феодора в Емесии, 905 Кодрата нет). 22 священномуч. Фоки (Тип. еще прор. Ионы). 23 зачатие св. Иоанна Предтечи. 24 св. первомуч. равноапост. Феклы. 25 пр. Евфросинии. 26 преставление св. Иоанна Богослова. 27 св. муч. Епихарии 905 св. нуч. Каллистрата). 28 пр. о. н. Харитона. 29 пр. о. н. Кириака. 30 св. Григория Великой Армении и иже с ним (Тип. Гаиании и Рипсинии). Октябрь 504 1 св. и прехвал. ап. Анании и преп. Романа, творца Кондакарю. 2 священномуч. Киприана и Иустины. 3 священномуч. Дионисия ареопагита . 4 св. священномуч. Иерофея, еп. афинского. Пр. Петра 905 Петра нет). 5 св. муч. Мамелхвы. 6 св. ап. Фомы. 7 святою мученику Сергия и Вакха. 8 пр. Пелагии, иже в Антиохии. 9 св. и прехв. ап. Иакова Алфеева. (Типогр. 10 св. Филиппа от 70 ап. и мучч. Евлампия и Евлампии и 905. У. 1398 св. Евлампия и Евлампии и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010