В теперешних уставах этого уже нет, но все же можно указать на другую подробность, а именно: на другой день некоторых праздников совершается память того лица или тех лиц, которые каким-либо образом тесно связаны с этим праздником или событием, послужили ему или явились некоей причиной его. Например: 26 декабря, на второй день Рождества Христова, совершается собор Богородицы, как Лица особливо послужившего рождению Господа; на другой день по Крещению, 7 января, празднуется собор Иоанна Крестителя, как послужившего Господу в этом событии; 9 сентября совершается память свв. Иоакима и Анны, на другой день после Рождества Богородицы; на другой день Благовещения, 26 марта — собор архангела Гавриила; 30 июня — собор 12 Апостолов, так как накануне праздновалась память двух Первоверховных Апостолов, Петра и Павла; 27 октября — память мученика Нестора, вдохновленного на мучение св. вмуч. Димитрием, память которого совершается накануне, 26. Эти примеры могут быть и умножены.     Деление праздников по их важности в современном уставе богослужения есть явление уже более позднего времени, когда Типик вполне сформировался. Разряды праздников обозначены особыми знаками на полях Устава. Если исключить из счета Пасху, как Праздник Праздников, то самое торжественное богослужение (всенощное бдение) положено на великие Господские и Богородичные праздники, на Усекновение, Рождество Предтечи, свв. Апостолов Петра и Павла и, может быть, по желанию настоятеля, и некоторые другие. Обозначение этого типа праздников: крест в круге, красного цвета:    крест в полукруге того же красного цвета — есть принадлежность праздников, которым всенощное бдение необязательно, но может быть отправлено: . крест красного цвета — знак полиелейной службы, отправляемой всем апостолам, великим святым, в частности положен всем русским святым: . красная подковка с тремя точками внутри указывает на великое славословие: . такой же знак, но черный — указание на «шестерик», то есть число стихир на Господи воззвах — 6 и канон на 6: .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

  Количество «Господи помилуй» на литийных прошениях Тип. ркп. груз. 50_50_50 Севаст. ?_–_50 и печ. 40_30_50 Евхол. 1622 и Goar " a 40_3_3_3_3 Служ. П. Мог. 40_30_50 (на полях: 30)_10_40 Моск. 1647 г. 40_30_50_3_3 Моск. 1658 г. 40_30_50 Уст. старообр. 40_30, 12_50 О положении тела за последней молитвой («Владыко Многомилостиве») груз. ркп.: «преклоншим нам колена», древн. греч. (Севаст.): «преклоншим главы и на земле лежащим», поздн. греч. «преклоншим главы, обратившись к народу от востока к западу говорит молитву», печат. греч.: «лежащим на земле», слав. ркп. древн. (XIV b. «нам же преклоншимся на землю и лежащим на колену», XV b. «нам же преклоншим главы», XVI b. (Аа 194): + «иерей обращен к западом», Евхолог. греч. печ.: «всем преклоншим главы и на земли лежащим», Служ. Петра Могилы: «братиям и нам главы преклоншим, иерей обр. лицем к западу и диакону стоящу одесную его и держащу орарь треми персты десницы и главу преклоншу», Моск. 1647 г.: «откровенною главою», 1658 г.: «всем приклоншим главы и на землю приникшим». Устав старообр.: «иерей же обращся к западом молится велегласно, нам же преклоншим главы»; Служебн. старообр: «откровеною главою» [ 505 ]. Колебание относительно коленопреклонения объясняется древне-каноническим запрещением последнего в воскресные дни. Значительно отступает от обычного типа лития по нынешнему уставу Великой церкви. Чин ее дается не в Типиконе, а в ερατικν " е (иерейском Служебнике). Для литии иерей с диаконом выходят на середину храма, где уже приготовлены хлебы для благословения. Диакон по окончании «литийного тропаря празднуемого завтра святого» говорит: «Помилуй нас Боже… Господи помилуй трижды. Еще молимся о благочестивых и православных христианах. Еще молимся о архиепископе нашем N. Еще молимся о милости, жизни… рабов Божиих, совершающих св. праздник сей и рабов Его — и поминает имена принесших хлебы. — Еще молимся и о еже сохранитися св. церкви или обители и граду или веси или острову сему и всякому граду и стране от глада… Каждый хор по трижды Господи помилуй 12 раз. Еще молимся и о еже услышати… Господи помилуй 3». Архиерей, одетый в епитрахиль и малый омофор, или иерей говорит: «Аминь. Услыши ны Боже…». Лик: Аминь. Мир всем. Главы ваша… При главопреклонении всех архиерей или иерей: «Владыко Многомилостиве» с упоминанием после апостолов: «иже во свв. отец наших великих святителей и вселенских учителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла патриархов Александрии, Николая Мирскаго, Спиридона еп. Тримифунтскаго чудотворца, свв. славн. вмчч. Георгия Победоносца, Димитрия Мироточиваго, Феодора Тирона и Феодора Стратилата, Мины чудотворца и священномуч. Харалампия», мчч., прпп., Иоакима и Анны, «Святаго N, егоже и память совершаем». Вслед за тем по пении Богородице Дево бывает благословение хлебов, а вечерня оканчивается отпустительными тропарями воскресным и святого [ 506 ]. Возвращение литии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Во внутренность самих врат ввели нас чрез небольшую калитку. Ворота со сводами, – поддерживаемыми посреди цельными мраморными колоннами, разделяющими их на две половины, из коих одною, вероятно, въезжали в город, а другою из города, – составляют довольно красивое здание, аршин около двадцати в вышину; в стенах ворот, на случай, может поместиться около полутораста человек. Я взял себе на память несколько камешков, упавших из обсыпающихся по местам сводов и карнизов; причем благодарил Спасителя, сподобившего меня пройти в те врата, которыми Он торжественно вступил в земной Иерусалим для приятия смерти, во спасение наше от вечной тли, и, вместе, – просил Его не затворить предо мною, по скончании моего жительства, и небесных врат, ведущих в горний Иерусалим. Одарив бакшишами стражу, мы отсюда пошли чрез красные ворота, – мимо Овчей купели и Гефсиманских ворот, – к дому свв. Богоотец Иоакима и Анны. Вход вовнутрь двора, а тем более самого дома, весьма затруднителен и не для всякого доступен. Требуется, почему-то, предварительное разрешение французского консула, так как это место подарено султаном французскому императору после Крымской компании, в благодарность за поддержку, и принадлежит французам. Наш консул открыли нам и сюда вход. Впущенные стражем чрез калитку, мы увидели обширный двор, застроенный домиками и службами новейшей европейской архитектуры, и, в конце оного к северо-западу, вновь созидаемую католическую церковь довольно изящной наружности. По дальнейшим нашим исследованиям оказалось, что на этом месте прежде существовала древняя православная христианская церковь византийского зодчества, времени Елены и Константина, впоследствии обращенная в мечеть. Когда французы унаследовали ее от турок, то первым долгом сочли древние стены и своды храма разобрать; – и мы сами видели сложенные в разных местах двора колонки, капители, карнизы и другие предметы византийскаго искусства. Новая церковь, устроенная на месте прежней, над домом свв. Богоотец, разделяется на два этажа и почти уже окончена; только в некоторых местах не доштукатурена, и нет в ней никаких священных принадлежностей; почему и служение не открыто еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн, его преемник Лавр., Ипат., Ademar. Смерть вел. княгини Анны: Новгор. 2 и 3. Cedr., Thietm. Паломничество препод. Антипы в Царьград и на Афон и пострижение его здесь под именем Антония: Нестор: Пер.-Сузд., Новг. 2 и 3, Львовск. Уничтожение Сфенгом и Монгом Хазарского царства в Тавриде: Scyl.-Cedr. Чудо свв. Бориса и Глеба: Страсть свв. Бориса и Глеба. Получение Русскими вспомогательными войсками по военному разделу Греков части пленных: Cedr. Пребывание Греков в окрестных монастырях Киева и Новгорода еще до времен Ярослава. Посольство Изяслава в Византию: Thietm. Прибытие Афонского монаха к Моисею Угрину: Посл. Поликарпа. Прибытие в Киев от папы епископа Алексия (Болгарина), знавшего Греческий язык: Frisius. Путешествие толпы поклонников в Палестину через Курск: Ж. Феодосия. Предложение Хризохиром с флотом (экипаж из 800 Русских) услуг императору: Cedr. Занятие Сицилии союзным войском Греческим, Русским, Болгарским и Турецким, под командою Ореста: Ann. Bar., Cecaum. Вторичное паломничество Антония на Афон. Кончина Иоакима: Новгор. 2, Татищев. Преподавание Ефрема в Новгороде. Взятие крепости Перкрина (около Вавилона) Никитою Пегонитом с Русскими войсками: Cedren- Победа союзной Греческой, Болгарской и Русской армии над Арабами Алеппо: Кемаль-еддин. “Византийские Варанги”. Строение Ярославом церквей и поручение переводить с Греческого: Пер. – Сузд. Кончина митр. Иоанна или Ионы; митр. Феопемпт. Кончина князей Носислава и Ярослава и вступление на престол Зенислава: Scyl.-Cedr., Переводы с Греческого: Ипат., Повесть о св. Софии в Киеве. Построение Золотых ворот в Киеве. Переводы Луки Жидяты. Русская война в Греческих рядах в войне против Итальянских Норманнов: Ann. Bar. Решение императора умертвить патриарха при помощи Русских и Болгар: Psell., Ибн-аль-Атир. Русский поход на Византию: Эпитафия на стене Новгородской св. Софии: Ипат., Coф. I , Новгор. 1,2,3, Пер. Сузд., Cedr., Attal., Psell., Zonar., Ephr., Dlug., Никон. Гибель остатков Русской армии под ударами Катакалона: Cedr.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Переезд в Вифлеем. Размещение в отеле. Ужин, отдых. День второй В 06:00 участие в Божественной Литургии в базилике Рождества Христова. Возвращение в отель. Завтрак в отеле. Начало программы в 09:00. Переезд в Иерусалим, пешее паломничество. Львиные ворота Старого города. Золотые ворота. Вифезда – «Овчая купель», в одном из притворов которой Спаситель исцелил расслабленного. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – на этом месте, по преданию, стояло жилище свв. праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. Претория – темница Спасителя. Крестный путь. Александровское подворье; Порог Судных Врат; «Игольное ушко». Храм Воскресения – храм Гроба Господня: Святая Голгофа; Камень Миропомазания; Кувуклия – Гроб Господень и придел Ангела; Ротонда Гроба Господня. Кафоликон – греческий соборный храм Воскресения Христова; часовня Адамовой Главы; храм св. равноапостольной царицы Елены; придел Обретения Креста Господня; придел св. Лонгина Сотника; придел Тернового Венца; придел Уз Господних; придел Плачущей Богоматери; другие святыни храма. Возвращение в отель в Вифлееме. Ужин. Отдых. День третий Ранний завтрак в отеле. Начало программы в 07:30. Вифания – гробница св. праведного Лазаря Четверодневного. Приют Доброго Самаритянина. Вади-Кельт: панорама монастыря преп. Георгия Хозевита и пещерный храм Илии Пророка. Вифавар – место Крещения Господня на реке Иордан. Иерихон – самый древний город мира. Русский Музейно-парковый комплекс. Древо Закхея. Греческий монастырь св. пророка Елисея и святой источник. Гора Искушения. Сорокадневный монастырь. Монастырь преп. Герасима Иорданского. Возвращение в отель в Вифлееме. Отдых. День четвертый Ранний завтрак в отеле. Начало программы в 07:30. Вифлеем. Базилика Рождества Христова. Святой Вертеп – место рождения Спасителя. Чудотворная икона Божьей Матери «Вифлеемская». Пещера младенцев. Пещера блаженного Иеронима , место его погребения. «Молочная пещера» – место остановки Святого Семейства по пути в Египет. Бет-Сахур. Греческий храм на месте, где в ночь Рождества Христова трем пастухам явились Ангелы, возвестившие о рождении Спасителя. Крипта с гробницей свв. Пастырей. Лавра преп. Саввы Освященного. Монастырь преп. Феодосия Великого, устроенный на месте пещеры, в которой останавливались волхвы после поклонения Младенцу-Христу. Хеврон – первая столица Давида. Пещера Махпела: святилище трех «авраамических» религий с гробницами праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Дуб Мамврийский. Монастырь Пресвятой Троицы. Участок Русской Духовной Миссии. Возвращение в отель в Вифлееме. Ужин. Подготовка к ночной службе. Краткий отдых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

родители рождение данной им от Бога Дщери. Многие жертвы были принесены Господу, как дань благодарения, как выражение чувств благоговения и преданности Богу, которыми жило и дышало их сердце; щедрые милостыни розданы были нищим и убогим в знак радости и веселия, обильная трапеза учреждена была священникам и левитам, друзьям и знаемым. Но свв. Иоакиму и Анне не дано было видеть в этой жизни всей пренебесной славы богодарованной им Дщери. Они радовались и торжествовали только о снятии с них поношения среди людей, о чудесном разрешении своего неплодства, о рождение Дщери по особенному к ним благоволению Божьему и благовестию ангельскому. Для нас этот благознаменательный день особенно должен быть торжественен и радостен, потому что рождение от свв. Иоакима и Анны Дщери есть рождение той Богоизбранной Девы, Которая, согласно с предсказанием прор. Исаии, бессеменно зачала во чреве от Духа Святого и родила Сына – Еммануила, спасшего род человеческий от тяготевшего над ним проклятия и вечной смерти, – есть явление, виденной Иаковом лествицы ( Быт.28:12 ), соединившей небо с землей, – предвиденной Иезекиилем двери заключенной ( Иез.44:2 ), которою прошел Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим, – созидание дома Премудрости Божьей ( Прит.9:1 ), просветившей всякого человека, грядущего в мир ( Ин.1:9 ), и разорявшей тьму неверия и заблуждений; словом, для нас рождество Пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всем обетований божественных, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру той сокровенной от век и родов тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого. Вот почему настоящий праздник, как учит св. Андрей Критский , есть «начало праздников: он служит дверью к благодати и истине». По словам св. Иоанна Дамаскина , «день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Святыней обители является икона Богоматери «Достойно милующая», пожертвованная с Афона Русским Андреевским монастырем; в ней находятся 8 частиц ев. мощей угодников Божиих. Достопримечательность монастыря составляет посох инока Пересвета, русского богатыря, начавшего Куликовскую битву поединком с татарским силачом. Народное поверье приписывает этому посоху целебную силу от зубной боли. Монастырь немноголюден. Управление игуменское. Николо-Радовицкий монастырь в Егорьевском уезде. Описываемый необщежительный монастырь находится в 15 в. от Рязани, близ села Радовицы. Местность, занимаемая монастырем, непривлекательна: она болотиста и бедна растительностью. Трудно определить точно, когда был основан этот монастырь. Предполагают, что он именовался раньше Акакиевой пустынью, основателем которой был старец Пахомий, пришедший в Россию из Греции в половине XV века. Акакиева пустынь находилась на острове, расположенном среди Святого озера; когда в ней явилась икона Св. Николая Чудотворца, то пустынь была перенесена на теперешнее место, причем ее наименовали Николо-Радовицкой. Дальнейшая история монастыря не представляет интереса; можно только упомянуть о том, что в настоящее время монастырь вполне благоустроен. Пять монастырских храмов придают обители привлекательный вид, несмотря на убогую природу окрестностей. Соборный храм построен во имя св. Николая Чудотворца, с двумя приделами; другой храм, – в честь Рождества Богородицы, – построен в XVII столетия, с одним приделом. Тогда же построен храм во имя Свв. праотцов Иоакима и Анны. Четвертый храм во имя Свв. апп. Петра и Павла, и пятый – тоже во имя Св. Николая Чудотворца. Он находится на острове, где первоначально была Акакиева пустошь. Главная святыня монастыря – явленная икона св. Николая Чудотворца; относительно обстоятельств ее явления предание умалчивает. Образ этот вырезан из яблоневого дерева и украшен в настоящее время сребропозлащенной ризой. Замечательна также икона того же святителя Николая с частью его мощей, подлинность коих удостоверена кардиналом Патричи на латинском языке. В монастырской ризнице находится много замечательных вещей и священных предметов – сосудов древних, чаш, книг и т. д. В библиотеке имеется, между прочим, книга, где записаны чудеса от иконы Св. Николая, находящейся в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

сер.), рыбинских купцов (3000 р.), кашинского купца И. Осекина и многих других лиц, жертвовавших также утварью и священными предметами. В 1863 г. была вполне готова к освящению (28 июля) каменная, выстроенная в старинном русском стиле, двухэтажная церковь во имя свв. пустынножителей Петра Афонского и Онуфрия Великого, девять сажен в длину и семь в ширину. В нем и совершается богослужение особым священником, на содержание которого первый дар в 1450 руб. принесла вологодская помещица П. Зубова (ум. 1876 г.). Верхний придельный храм Успенский, где храмовая икона от Киевского митрополита Филофея, икона Успения Пресвятой Богородицы, списанная лаврскими иконописцами с чудотворного образа в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Одновременно с устроением храма, в пустыньке выстроен был большой двухэтажный каменный корпус для монахинь, находящийся внутри деревянной ограды, где под сенью самого храма и расположено кладбище. В длинном ряду важных деяний энергичной игуменьи Антонии также особенно замечательно устроение в 1872 году в том месте, где издавна был пруд, большого каменного храма трехпрестольного: главный, средний престол, в честь Казанской иконы Божией Матери, на правой стороне – в честь свв. богоотец Иоакима и Анны и на левой – в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи. На сооружение этого величественного собора о пяти главах с вызолоченными через огонь крестами и звездами, истрачено до 150000 р. сер., пожертвованных купеческой вдовой А Ванчаковой. Еще заботливостью матушки Антонии покроены по обеим сторонам св. врат обители два каменных двухэтажных корпуса, для помещения беднейших сестер и большой двухэтажный деревянный корпус для школы, впоследствии замещенный монастырскими сестрами. В раннем детстве, чудесно исцеленная при мощах св. Димитрия Ростовского , игумения Антония всю свою жизнь провела строго подвижнически и оставила по себе память праведную с похвалами. Собеседница Оптинского старца иеросхимонаха о. Макария, она все свое настоятельское служение проходила под старческим руководством о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марии и Свв. Богоотец Иоакима и Анны, то, при средневековом возобновлении ее, ее стиль останется нам более или менее неизвестным. Рис. 61. Иерусалим. Церковь Св. Анны. Капителей в развалинах церкви Св. Стефана 214 сохранилось и открыто очень немного: церковь была, но обычаю разнесена по частям, и на месте уцелело только то, что признано было негодным, или что было под мусором. Уцелевшие капители поставлены на свету, на террасах и стенках, но, видимо, происходят не от церкви, а от разных пристроек, усыпальных часовен и т. и. Пилястровая капитель (фот.791 рис. 62) любопытна своею близостью к капители, открытой на русских постройках, но лучше по фактуре: те же два пояса широких аканфов, сомкнутых остриями, тот же третий пояс верхушек аканфовых листьев и над ними поверхностно высеченные ленты завитков; капитель или IV, или начала V века. Капитель в виде плетеной корзинки (фот. 792) или конца V, или VI века. Коринфская капитель (на фот.793 рис. 63) того же характера, что в Омаровой мечети, но более поверхностной, ремесленной работы IV столетия; такова же капитель на фот.794, но сильно пострадавшая листва не сразу выдает свое тождество. Рис. 62. Иерусалим. Церковь Св. Стефана. В развалинах церкви Св. первомученика Стефана также открыты мозаические полы, во-первых, на месте, занимаемом главною, древнею базиликою, в двух кусках, у северо-восточного угла базилики, между сохранившимся здесь пилястром из скалы, обделанным в мрамор, и у восточной стены, от ее средины до южного угла; в первом случае кайма из жгута или волны и завитков, во втором – кусок мозаики с тою же каймою. В западной части базилики весь пол был выломан постройкою позднейшей малой церкви. Кроме того, с боку новопостроенного, близ развалин, приюта доминиканцев, открыты в 90-х годах фундаменты древней усыпальницы, со склепом, украшенной мозаическим полом, отлично сохранившимся (общий вид трех склепов и покрытой часовни с полом на фот.787 – 964, снимок мозаики – 788–965, табл. LXVII, также на рисунках Околовича по кат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то мы убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, непонимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: «Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет», «Днесь Всемир-ныя Радости провозвещение; днесь возвеяша ветри, спасения нашего провозвестницы; естества нашего разрешается неплодство», и, наконец, «Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу» (Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на «Господи воззвах» стихиры 4, 5, 6-ая). Что же означает это «днесь»? («днесь разрешается неплодство», «днесь Анна рождает Богоотрокови-цу»). Есть ли это только приемы образной поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл? Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто «мудрствует духовная» (Рим. 8,5), все, что совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения» не только произошло во времени, но и в вечности пребывает. Поэтому, когда мы слышим сегодня, что «ныне Дева чистая от Анны происходит» — нам открываются врата Вечности. Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только свв. Праведных Иоакима и Анны, но в нем «естества нашего разрешается неплодство» и рождается «плод живоносен миру». Богослужение открывает нам, что Рождество Богоматери имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения», что с рождением Ее «жизни рождается днесь мост» (Служба Рождества Пресвятой Богородицы канон 1, песнь 2-ая), вводящий нас в вечность. Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: «ныне и присно и во веки веков». Этими словами Св. Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем «ныне», будет совершаться «и присно и во веки веков», потому что уже и сейчас оно совершается в Вечности и приобщает нас к вечной жизни.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010