Саметь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Саметь - одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным. Храм в Самети впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящён свв.апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителям рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и " место церковное свв.апп. Петра и Павла " . В начале 50-х гг. 17 века в " селе Самите " стояли две деревянные церкви - во имя Свт.Николы и во имя Свт.Алексия, митр.Московского. В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей: в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной; правый - во имя свв.апп.Петра и Павла; левый - во имя Алексия, митр.Московского. В 1-й пол. 19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол. 19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач. 20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня - столп того же времени. К нач. 20 века основным направлением хозяйственной деятельности крестьян села Саметь являлась торговля сеном, заготовка которого в огромных количествах велась здесь издавна на окрестных заливных лугах. К этому времени относится сохранившаяся ныне историческая застройка села, формирующая несколько улиц, сходящихся к центральной площади с Никольской церковью. Кстати, в 1914 г. Император Николай Второй - в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии - прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г. - за несколько дней до начала 1-й Мировой войны - массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03087

Скачать epub pdf Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Православное почитание Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Приснодева Мария есть безспорно наивысшее существо из всех сотворенных Богом разумных существ. Она несравненно выше всех наивысших чинов ангельских и всех самых святейших святых людей. Она – единственная из всех смертных прошла через смерть, воскресенье и преображение плоти и взята Своим Сыном и Спасителем мира на небо. Для осуществления тайны Боговоплощения Господу было угодно приуготовить Себе место – живой одухотворенный храм. Этим храмом избрал Он смиреннейшую, кротчайшую и чистейшую Деву Марию. Дева Мария – это лучший дар человечества Богу, лучший подарок от земли – небу. Отец Пресвятой Девы Марии – св. праведный Иоаким – происходил из царского рода (он вел свое происхождение от сына царя Давида – Нафана), а мать Ея, святая и праведная Анна, происходила из архиерейского рода (она была дочерью священника Матфана из племени Ааронова). Но знатность и духовность происхождения были лишь прекрасным фоном, на котором ярко сияли личныя безчисленныя добродетели свв. Богоотец Иоакима и Анны: целомудрие, смирение, кротость, чистота сердца, незлобивость, непоколебимая вера в Бога, неумирающая надежда на Него и глубокая любовь к Богу и ближним. Будучи бездетными до глубокой старости, они терпеливо и безропотно сносили всеобщее презрение и поношение и не отчаивались неотступно стучать, просить и молить Бога о даровании им дитяти. Рожденное чадо они обещали всецело посвятить Богу. Господь услышал молитвы дивных праведников и даровал им дочь. Вестник Господа, – Архангел Гавриил, принес с неба от Самого Триипостасного Бога имя Святой Деве – «Мария», что значит «госпожа». Пресвятая Дева и стала впоследствии Госпожей всего мира видимого и невидимого, людей и ангелов, Царицей земной и небесной, первой и наивысшей Властью после власти Господней. Свв. Богоотцы Иоаким и Анна, по рождестве Пресвятой Девы, выполнили свой обет и посвятили рожденное чадо Богу. С «тщательной осмотрительностью» (по словам св.  Димитрия Ростовского ) воспитали они младенца. В атмосфере постоянных молитв и славословия а благодарения Богу росла Пречистая Дева, дышала благоуханием окружающей Ее святости, всем существом своим приготовляясь к веливой, чудной благодатной тайне совершенно особенного, исключительного, непостижимого уму Богообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

I. Положение вопроса Храмы в честь архангела Михаила существовали уже в IV в. 1 , но неизвестно, в какой день тогда праздновали архангелу. Православная восточная церковь позднейшего времени совершает собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 8 ноября. Западная церковь в этот день поминает св. четырех увенчанных мучеников и не празднует архангелу. Торжественный праздник в честь св. Михаила она издревле совершает 29 сентября и указывает ближайшее основание для его установления: в этот день было освящение базилики ангела Михаила на via Salaria в 6 милях от Рима 2 . Не так стоит дело с православно-восточным праздником. В русском thesaurus heortologicus, «Полном Месяцеслове Востока» преосв. Сергия Могилевского 3 , читаются след. строки: «Собор в честь ангелов – древний праздник, частная причина его установления неизвестна; кажется, ее и не было, иначе она не была бы забыта». Месяцесловы нередко предлагают подобного рода задачи, заставляя считаться с неизвестными причинами. Когда дело идет о памяти мученика, святителя, преподобного, задача имеет неизбежно вид трилеммы: или в этот день святой скончался, или празднество установлено по идеальным основаниям, или же в основе его лежит какой-либо исторический факт, может быть простая случайность, а может быть и очень знаменательное событие. 8-е ноября очевидно предлагает задачу в упрощенном виде дилеммы: или идеальное основание, или исторический факт. И нетрудно понять, что нельзя остановиться на первой половине. Самоочевидно то идеальное, эстетическое основание, по которому Собор Богородицы празднуется на другой день рождества Христова, собор Предтечи – на другой день Богоявления, память Симеона Богоприимца и пророчицы Анны – на другой день Сретения, Собор архангела Гавриила – на другой день Благовещения, собор 12 апостолов – на другой день праздника верховных апостолов Петра и Павла, память свв. Иоакима и Анны – на другой день Рождества Богородицы, память царицы Елены, матери Константина, – на другой день Воздвижения Креста 4 . Но 8-е ноября в этом смысле совершенно немо. Если бы Собор бесплотных сил праздновался первого числа какого-нибудь весеннего месяца, в этом можно было бы видеть отражение мысли о том, что ангелы созданы в начале, прежде видимого мира; но едва ли кто думал, что мир создан был осенью. Остается последняя половина: в основе праздника лежит неизвестный факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

I. Древнехристианская эпоха Образы Божией Матери в живописи римских катакомб и на рельефах саркофагов Современная историческая наука допускает, как научное предположение, что основы христианской иконографии были положены уже в первые три века христианской эры. Почитание Пресвятой Девы Марии, «Матери Иисусовой, Благодатной Жены, Благословенной между женами» ( Деян.1:14 ; Лк.1:28, 2:34 ; Ин.19:27 ), установленное в апостольской общине, распространилось из Иерусалима в народившиеся христианские общины Сирии, Египта, Малой Азии, Рима и многих других стран древнего мира еще в конце первого века. Записанные в первую половину второго столетия апокрифические сказания сиро-египетских церквей (Прото-евангелие Иакова, Евангелие Рождества Марии, Евангелие псевдо-Матфея, Евангелие от евреев, История Иосифа) 1 сообщили целый ряд дополнительных преданий о происхождении Марии от Давидова корня, о Введении во храм и пребывании во храме, обручении Девы, о чудесном выборе Иосифа, о Рождестве Иисуса Христа, Бегстве в Египет и прочее. Множество апокрифических рассказов, впоследствии непринятых или даже отвергнутых и осужденных церковью, были преданы забвению, тогда как другие, более правдоподобные и согласные с преданием, утвердились и содействовали утверждению праздников свв. Иоакима и Анны, Зачатия, Рождества Богородицы, Введения во храм, а равно выработке художественных изображений. Таким образом, историческая или повествовательная сторона христианства предоставляла образу Девы Марии видное место в изображении евангельских событий, так как в самую раннюю эпоху христианского искусства художники, кроме Евангелия, обратились к Прото-евангелию, как к своему важнейшему источнику. Даже в той сокращенной схеме евангельских событий, которая была избираема для украшения рельефами саркофагов, начальной сценой является «Поклонение волхвов», а в нем видное место принадлежит Богоматери. Фактическое почитание ее становится, таким образом, в середине второго столетия догматом христианского учения. Одновременно с этим историческим содержанием веры, на всем православном Востоке вырабатывалось и мистико-символическое понимание евангельских событий и лиц. Помимо различных крайностей философского и мистического толкования христианства у гностиков, естественное сочетание идей и образов придавало многим христианским изображениям особо сокровенный и глубокий смысл в глазах верующих. Отсюда, различные символические изображения Богоматери Оранты, Богоматери с иконою Младенца на груди и другие – должны быть относимы именно к этому раннему времени. Однако же, главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед поклоняющимися волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

9. Пятница. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. Мч. Севериана. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Шестеричная служба святых Богоотцов Иоакима и Анны соединяется со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Иосифа Волоцкого в соединении со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и службой свв. Иоакима и Анны (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святых, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «О блаженная двоица...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже из неплодных ложесн...». По Трисвятом – тропарь святых (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона святых. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален святых, глас 5-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святых: «Яже Евы клятву...». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Яко от солнца...» (см. в службе святых). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Всенепорочная...». По Трисвятом – тропарь святых (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святых. Кондак только праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2023-09-22/

Особое место на форуме было уделено выступлениям представителей Сирии, среди которых митрополит Алеппский и Александреттский Ефрем ( Антиохийская Православная Церковь ), архиепископ Хомса, Хамы и Тартуса Тимофей Матта Аль-Хури (Сиро-Яковитская Церковь), депутат Парламента Сирийской Арабской Республики, председатель Совета директоров Ассоциации протезирования Хилал Раймон, член правления Фонда помощи инвалидам «Амаль» Мохаммед-Амер Аль Мардини. Большое количество представителей христианских общин Сирии с помощью Союза «Христианский мир» приехали в Москву для участия в форуме. По благословению Блаженнейшего Патриарха Феофила III Иерусалимскую Православную Церковь на форуме представлял архимандрит Мелетий (Басал), настоятель монастыря святой Анны (свв. Иоакима и Анны) на месте Рождества Богородицы в Старом городе Иерусалима. Архиепископ Севастийский Феодосий направил участникам встречи видеообращение. Приветствие председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Верейского Пантелеимона огласил протоиерей Михаил Потокин, председатель отдела социального служения Московской епархии . Приветственное послание главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви зачитал на форуме руководитель юридической службы епархии диакон Микаел Парсаданян. Также прозвучало приветствие главы Духовного собрания мусульман России А. Крганова (его огласил Д. Мустафин, заместитель главы Духовного собрания мусульман России). Старший администратор Центрального Хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (г. Элиста) Йонтен-гелюнг приветствовал собравшихся от имени буддистской общины Калмыкии. Большой интерес вызывало выступление директора Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Маслова на тему «Новые исследования религий в Азии и вопросы идентичности социума».  В заключение церемонии открытия состоялось подписание соглашения между Союзом за содействие сохранения традиционных духовных ценностей «Христианский мир» и благотворительным Фондом «РУССАР». Подписи под соглашением поставили руководители организаций А.А. Черкезов и О.И. Фомин.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5972022...

В пройшов круглий «Насельники в роки на Руську Православну Церкву в ХХ 22 червня 2017 р. 13:12 20 июня 2017 года в Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни состоялся круглый стол «Насельники монастырей Курской епархии в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке», посвященный 100-летию начала эпохи гонений и дню памяти последнего настоятеля Коренной пустыни архимандрита Иннокентия (Гришина; +1928). Памятные мероприятия начались с Божественной литургии в храме святых праведных Богоотец Иоакима и Анны с. Долгое Курской области. В храм из монастыря была принесена икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. По окончании Литургии была совершена панихида на могиле архимандрита Иннокентия (Гришина), похороненного у стен храма свв. правв. Богоотец Иоакима и Анны. Богослужение возглавил наместник Курской Коренной пустыни игумен Серафим (Котельников) в сослужении благочинного Золотухинского церковного округа Курской епархии протоиерея Петра Юрочко, насельника Рыльского Николаевского мужского монастыря иеромонаха Дамиана (Ялового), насельника Знаменского мужского монастыря иеромонаха Амвросия (Гвоздева), заведующего архивом Курской епархии иеродиакона Александра (Зимина) и насельника Коренной пустыни иеродиакона Диодора (Юрченко). Заседание круглого стола состоялось в конференц-зале монастырской гостиницы. Участников и гостей от имени митрополита Курского и Рыльского Германа приветствовал наместник Коренной пустыни игумен Серафим. Иеродиакон Александр (Зимин) рассказал об архимандрите Иннокентии (Гришине), последнем настоятеле Коренной пустыни, который управлял монастырем в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Участники круглого стола обсудили ситуацию в монастырях в начале XX века и в первые годы после революции, их закрытие, жизнь монахов на приходах, духовное руководство и общение среди монашествующих, постриги и рукоположения после революции, репрессии в отношении монашествующих, их поведение на следствии, приговоры, дальнейшие судьбы выживших.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4948116...

От плача о даровании детей до идеологии «childfree» Размышления в день святых Иоакима и Анны «Безумие в наше время стало нормой» Священник Олег Булычев Священник Олег Булычев , настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия): — Богоотцы Иоаким и Анна — идеальный пример для подражания всем семейным парам. Свое Дитя они вымолили и выстрадали, вложили все свое благочестие, силы и душу в его воспитание. По детям можно судить и об их родителях. Их дочь стала Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. Поэтому свв. Иоаким и Анна в совершенстве исполнили предназначение каждого родителя — воспитать дитя для Бога, для вечной жизни. Дети как были благословением Божиим в древности, таким благословением они остаются и в наше время. И не важно, как смотрит на это суетный мир. Ведь союз мужчины и женщины — это Божественное установление. Также «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) есть Божия заповедь и благословение. Отсюда вывод, что чем больше детей в семье, тем больше Господь этой семье благоволит и о ней заботится. Хотя главное в отношении детей — это не количество, а качество воспитания. Можно иметь много детей, но сделать из них безбожников, людей порочных — тому немало примеров в истории. А Иоаким и Анна угодили Богу, вымолив и воспитав единственную Дочь, Которая стала Заступницей пред Богом за весь род человеческий. Спасается женщина через деторождение, если этих детей приобщает к нравам христианским По слову апостола Павла, жена «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим., 2:15). Рожают многие и даже помногу, но многие ли пребывают в вере? Спасается женщина через деторождение, если этих детей приучает к почитанию Закона Божия и приобщает к нравам христианским. Таковых матерей в наше время совсем немного. Вырождение такого явления как семья в наше время напрямую связано с отступлением от законов Творца, с забвением Самого Бога. Бог есть учредитель семьи. А значит, во главе семьи, как малой церкви, должен стоять Христос. Если в семье не знают Его, не руководствуются Его заповедями, эта семья неполноценна и не имеет Божьего благословения. Таковой союз мужчины и женщины можно сравнить с домом, построенным на песке (Мф., 7:26), или с сухой веткой. Как показывает действительность, подобные семьи зачастую не выдерживают и первого небольшого испытания. Мы видим, с какой легкостью люди в наше время сходятся и расходятся.

http://pravoslavie.ru/73785.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Успение в столицы Афона Мануил Панселин. Фрагмент фрески «Успение». Протат.(  Афон )      Иконографическая программа росписи Мануила Панселиноса в соборе Протата включает в себя 40 основных композиций, разделенных на 4 тематических цикла. Грандиозная композиция «Успение» , посвященная престольному празднику, главного храма   столицы Афон а занимает всю западную стену нефа на третьем верхнем регистре росписи.     Особенностью главной композиции является размещение всех апостолов справа от одра Богоматери, в то время как сонм ангелов вместе с группой скорбящих женщин изображен в левой части фрески  Аналогичную структуру можно наблюдать в росписи часовни св. Евфимия в солунской церкви св. вмч. Димитрия, выполненной в 1302–1303 гг. также Мануилом Панселиносом, а также в сербской церкви свв. праведных Иоакима и Анны в Студенице.     В Успенском соборе Протата такая акцентированная иерархичность во многом соотносилась с уставными особенностями и самой организацией монашеского подвига  на  Афонском полуострове    — земном уделе Пресвятой Богородицы.       Комментарии Всего комментариев: 13 2020/05/16, 09:06:13 Пресвятая Богородица! Спаси и помилуй нас, грешных! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Ксения 2018/01/17, 18:47:43 Матерь Божья! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Прошу пошли чудеса исцеления для меня р.б. Артемия! Пошли мне достойное место в жизни, пошли достойную работу, чтобы я мог в достаточной мере обеспечивать мою семью! Пошли ради Господа Нашего здоровья и долголетия моей семье! Прости все грехи и согрешения мои. вольные и невольные! Укрепи Веру в Господа Нашего в сердце моем! Аминь. Низкий поклон. Артем (Артемий) Артем (Артемий) 2017/05/18, 08:52:25 Божья Матерь " Успение Пресвятой Богородицы " ! Моли Бога о нас рабах Божьих Ирине, Олеге, Иоанне, спасай и сохраняй, помогай и защищай! Прошу у Тебя, Всемилостивая, с благодарностью принимаю повышение на службе, полезную, подходящую должность главного руководителя на моей работе, отдельный кабинет, заступись, попроси, услышь, увидь, Госпожа, помоги, прости, прости, Пречистая. Прошу Тебя Матушка, чтобы у раба Божьего Олега на работе и с работой все всегда благополучно. Прошу Тебя Матушка, Всемилостивая, чтобы у раба Божьего Иоанна с учебой все хорошо, благополучно сдает зачеты, экзамены, хорошо учиться, благослови его на благие дела. Прошу, Тебя Матушка, благословляй, сохраняй и защищай имущество наше, дом и машины, прикрой ризой своей нательной, избавляй нас от кредитов и долгов. Да будет так ради всеобщего блага! Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое! Аминь. Аминь. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=1201

В исправительных учреждениях Ростовской области завершилась благотворительная акция «Пасхальный подарок» 19 мая 2021 г. 17:15 6500 подарочных пасхальных наборов получили осужденные в исправительных учреждениях Ростовской области в рамках реализации проекта Президентского гранта «Приют милосердия». Проект направлен на социальную поддержку осужденных и подозреваемых в учреждениях ГУ ФСИН России по Ростовской области и постпенитенциарное сопровождение граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Генеральным спонсором акции традиционно выступил благотворительный фонд имени святой Анастасии Узорешительницы (корпорация «Глория Джинс»), партнер проекта «Приют милосердия». Подарки, состоящие из продуктов питания и предметов первой необходимости, отправлены в следственные изоляторы Ростова-на-Дону и Ростовской области, тюремные больницы и исправительные колонии Азова, Каменск-Шахтинского, Батайска, Таганрога, Новочеркасска, Шахт, Константиновска. В формировании подарков, помимо сотрудников Межрегиональной общественной благотворительной организации «Дом покаяния, милосердия и сострадания " Спас " », участвовали сотрудники отдела по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской епархии . На просьбу руководителя отдела иерея Дионисия Саковича о помощи в формировании подарков также откликнулись сестричество кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и храма иконы Божией Матери «Умиление», молодежь храмов Ростова-на-Дону — Князь-Владимирского, Татианинского, Почаевского, Всесвятского, свв. Иоакима и Анны, свт. Спиридона Тримифунтского, а также храма Успения Пресвятой Богородицы и Одигитриевской церкви г. Аксая, храма прп. Серафима Саровского хутора Островский Аксайского района Ростовской области, храмов вмч. Пантелеимона, св. Иоанна Русского и Покровской церкви г. Батайска. Епархиальный отдел по тюремному служению обеспечил организационную поддержку и доставку подарочных наборов в места лишения свободы. К участию в пасхальной акции также были привлечены подопечные МОБО «Спас» — бывшие осужденные, которые после освобождения проходят адаптацию в реабилитационном центре, и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Клириками епархиального тюремного отдела были освящены куличи в исправительных колониях 15, 14, 2 и СИЗО-3. Ростовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010