Свв. мучеников, в Африк от Apiah пострадавших, (Х.М.). Все сии свв. мученики пострадали при имп. Зеноне и короле Вандальском Гуннерихе (477–484). За нежелание принять арианство 300 православных мирян были обезглавлены, 2 иерея сожжены, 60 иереям урезаны языки за православие. – Преставление пр. Кирилла Челмского или Челмагорского («челна» по-чудски значит гора). Приняв иночество в Новгороде " в обители пр. Антония Римлянина, он удалился для безмолвных подвигов на гору Челму (в 50 верстах от Каргополя, Олонецкой губ.). Здесь он много потрудился над обращением ко Христу племени Чуди. Сначала преподобному пришлось испытать от Чуди много скорбей, но многолетняя подвижническая жизнь и кроткие его наставления расположили многих «поганых сыроядцев» к принятию св. крещения и к концу своей жизни он построил для новокрещеных храм Богоявления, а для ревнителей благочестия обитель, в которой он и подвизался до своей кончины. Пр. Кирилл жил в пустыне, «в постных трудах и пустынных исправлениях 52 лета, а всех лет жития своего имел 82 года и 3 месяца. Бе же видение преподобного: благообразен, главу имея велию, лицо бледно, брада велика, долга, власы русы, червлению украшен, добрыма очима, чело высоко имея, духом крепок зело, взор кроток имея». Скончался он в 1378 (по некоторым в 1367 г.). Мощи пр. Кирилла почивают в его обители под спудом (см. Оленец. еп.). 9 . З. + Зачатие св. Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Свв. Иоаким и Анна, жившие в Назарете Галилейском «во всяком благочестии по закону Моисееву», до глубокой старости не имели детей (см. 8 сент.). В один великий праздник праведный Иоаким, по обычаю законному, явился с дарами и приношением Богу в храм Иерусалимский. Первосвященник Иссахар, принимавший приношения многочисленного стечения народа, не восхотел принять даров от св. Иоакима, сказав ему: «Ты недостоин того, чтобы принять от тебя дары, как от истинного израильтянина; ибо ты бесчаден; за свои какие-либо тяжкие грехи ты не получил благословения Божия». Пораженный речью первосвященника, как бы грозным приговором самого суда Божьего, праведный муж не успел еще отступить от жертвенника, как новое тягчайшее оскорбление поразило слух его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Собственно, Метафрастовых житий в сборнике было более 150, свят. Димитрий делает ссылки на них в своих Четиих-Минеях 163 раза. Отсюда мы видим, что сборник этот был очень значителен по размерам; Симеону Метафрасту в нем приписывалось гораздо большее число житий, чем, напр., в Патрологии Миня. Что же это был за сборник? На этот вопрос помогают нам ответить рукописи свят. Димитрия. Мы уже говорили, что в Типографском сборнике 420) есть два месяцеслова, – один на весь год, другой – на три летних месяца – июнь, июль и август, с отметками источников, из которых Святитель намерен был заимствовать материал для житий святых. При решении вопроса о Метафрасте особенно важен первый месяцеслов. Он написан на шести листах (18–23) и содержит на каждый месяц – числа дней, памяти святых и ссылки на томы и листы в источниках, нередко с указанием количества заключающегося там материала. Для большей наглядности мы приведем здесь первую страницу этого месяцеслова. Месяц СЕПТЕМВРИЙ. а, преп. Симеона столпника, Tomo 1, fol. 120 iannuari. Полчварта листа. в, св.м. Мамонта. Tomo 4, augusti 27, fol. 754. г, св.свящ.м. Анфима. Tomo 2, aprilli 27, fol. 987, два листа. Того же дня св. Феоктиста, того же Феоктиста и iannuari 4 дня. д, св. свящ.м. Вавилы. Tomo 1, iannuarii 24, fol. 592, листов 10. и св. пророка Моисея Боговидца. Tomo 5, septembrii 4, f. 54... листов е, св. пророка Захарии, отца Предтечева. Tomo 7, fol. 224, немножечко. чудо св. архистратига Михаила, иже в Хонех. Tomo 5, f. 468, полтора листа. и свв.мм. Евдоксия, Ромила, Зинона и Макария. Tomo 5, fol. 111, два листа. , св.м. Созонта. Tomo 5, fol. 121, один листок. и, Рождество пресв. Богородицы. Tomo 5, fol. 138, кипка разных слов. , свв. Иоакима и Анны и св.м. Севериана. Tomo 5, f. 170, два листа. свв.мм. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Tomo 5, f. 181, два листа. преп. Феодоры Александрийския, яже в мужстем образе. Tomo 5, f. 199, листов 4. священ.муч. Автонома. Tomo 5, folio 211, один листок. священ. муч. Корнилия сотника. Tomo 5, fol. 221, листов 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

5) частица мощей апостола Варфоломея (память 22 апреля, 11 июня и 25 августа), из числа 12 апостолов, мощи которого почивают в церкви его имени на Тибрском острове в Риме – см. 46; 6) часть честной ноги, апостола Иакова, брата Господня во плоти (память 23 октября), мощи которого почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных 12 апостолов в Риме. см. 31; 7) честная глава апостола Анании (память 1 октября), одного из 70 апостолов; он крестил св. апостола Павла и был епископом в Дамаске; побит камнями в Елевферополе: 8) частица мощей первомученика и архидиакона Стефана (память 2 августа и 27 декабря), мощи которого почивают в церкви во имя св. мученика Лаврентия архидиакона по Тибуртинской дороге (Via Tiburtina) за стенами Рима (см. 21); 9) часть честной ноги апостола Епафраса (память 4 января), одного из лика 70 апостолов, мощи которого почивают в римском соборе во имя Божией Матери «Маджоре» (см. 12); св. Епафрас был первым епископом Колосским и терпел узы вместе с апостолом Павлом ( Филим. 23 ), который упоминает о нем в посланиях к Колоссянам ( Кол. 1, 7 и 4:12); 10) частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Память святых праведных Богоотца Иоакима и Анны совершается 9 сентября, а 9 декабря Церковь празднует «Зачатие св. Анны, егда зачат св. Богородицу»; 11) честная рука преподобного Алексия, человека Божия (память 17 марта), мощи которого почивают в церкви его имени (Chiesa di Sant» Alessio) на Авентинском холме в Риме – см. 8; 12) части мощей мучеников Иулиана, Василиссы, Кельсия и Мариониллы (память 8 января); 13) часть мощей мученика Иакинфа, брата мученика Протасия. Иакинф и Протасий были евнухами св. преподобномученицы Евгении; все трое пострадали в Риме в гонение Галлиена и Валериана (в сер. III в.). Память св. мучеников Иакинфа и Протасия и св. преподобномученицы Евгении совершается 24 декабря. Мощи последней почивают в римской церкви во имя свв. апостолов (Chiesa dei SS. Apostoli, см. 31): 14) частица мощей священномученика Власия, епископа Севастийского (память 11 февраля). Часть гортани сего свяшенномученика находится в Ватиканском соборе;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вифезда, покрытая глубоким культурным слоем, была обнаружена лишь в 1871 г. Полномасштабные раскопки, начавшиеся в 1956 г., позволили вскрыть прямоугольное пространство бассейна, составляющее более 100 м в длину, 60 м в ширину и до 7,5 в глубину. В полном соответствии с Евангелистом Иоанном, который говорил о «пяти притворах», Овчая Купель действительно оказалась окруженной портиками с четырех сторон (пятый портик делил ее посередине). Адриан, стремясь, по своему обыкновению, к десакрализации христианских и ветхозаветных святынь (так, как он сделал это с Голгофой, Храмовой горой, Вифлеемом), построил над целебной купелью храм Эскулапа и устроил здесь общественные бани ритуального характера. Некоторые элементы этой языческой архитектурной системы с посвятительными надписями, датируемыми II столетием, были обнаружены при раскопках. В первой трети V в. (400–427 гг.) здесь была воздвигнута большая трехнефная базилика (размерами ок. 45 м в длину и 18 м в ширину). Разрушенная в 614 г., как и все в Иерусалиме, персами, она была восстановлена патриархом Модестом и продолжала существовать, насколько позволяют судить источники, до XI в. Позже на ее месте прослеживается гораздо более скромная по размерам капелла крестоносцев. Через нее можно сойти по крутым и скользким мокрым ступеням к самой воде. Базилика св. Анны Другой достопримечательностью, находящейся во владении Белых Братьев, является церковь св. Анны – выдающийся образец архитектуры эпохи крестоносцев. Один из наиболее удачно реконструированных памятников XII в. Базилика была построена женой короля Иерусалимского Балдуина над криптой, расположенной, по мнению католических археологов, на месте дома свв. Иоакима и Анны. Вообще-то крипту эту отделяют от греческого храма, в котором мы только что были, считанные метры. Так бывает в Святой Земле – православные и католики «полюбовно» делят между собой одно и то же святое место. В 1858 г. турецкий султан Абдул Меджид подарил этот участок французскому императору Наполеону III – в благодарность за участие Франции в Крымской войне против России. Присланный из Парижа архитектор Карл Маусс восстановил заброшенный храм, обстроил его множеством монастырских зданий с семинарией и музеем древностей. Интерьер церкви строг и величественен. Одним из немногих украшений является мраморная статуя в крипте, которая изображает сидящую св. Анну со свитком в руке, обучающую молитве маленькую Богородицу. Здание отличается удивительной акустикой. Произнесите что-нибудь в углу у входа – и эхо гулко пройдет под стилизованными под древние сводами по всему объему храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Прошло только 5 лет со времени пострижения, но за его решимость и произвольные злострадания Господь даровал ему дар смирения и умиления. Со времени пострижения он все более и более приходил в страх Божий, и скитские отцы избрали его эклесиархом в гробничную церковь , куда он ежедневно до рассвета приходил и приготовлял все нужное для совершения литургии. После службы он убирал церковь , запирал ее и уходил в свою пещеру, взяв для себя кувшин воды. Будучи безграмотным, он знал наизусть все праздничные тропари и кондаки; но всего замечательнее в нем был дар умиления и слез. Сделавши о. Иоакима эклесиархом, скитские отцы положили между собою давать ему каждый день по хлебу. После литургии он отправлялся в одну из келлий, где получив хлеб и набравши кувшин воды, уходил; на другой день шел в другую и т. д. подряд. Насушенными из этого хлеба сухарями старец угощал всех, кто бы к нему ни зашел. Тотчас же по приходе кого-либо он поспешно доставал воду, наливал ее в ущербленную ченаку и накладывал туда сухарей, положит ложку и, сложа руки на груди, начинал просить, чтобы гость поел, и так умиленно, что будь кто сыт, не отринул бы такого искреннего его усердия. У него был резной крест, подаренный ему кем-то по приезде его на Афон; на нем изображены с обеих сторон двунадесятые праздники в малом размере. В сквозные прорезы между ними он вложил много кусочков ваты, бравши их со св. мощей в каждом монастыре. По его живой вере от ватки этой разливалось в его пещере предивное благоухание, как от самых св. мощей. Крест этот был единственное его сокровище, которое хранил он в деревянном футляре. Когда кто приходил к нему, он, прежде всего, доставал крест, и предлагал пришедшему помолиться, после чего он просил гостя приложиться к бумажной иконке Божией Матери. Затем предлагал сесть, а сам начинал хлопотать о угощении. При прощании же он непременно срывал травку, которая росла у него между камнями и давал на благословение от свв. Иоакима и Анны и Богородицы. Он имел вид изможденный, чему, конечно, способствовал образ его жизни. Сам он говорил: – Прежде я ел и мясо и всякие кушанья, пил вино в изобилии, молоко же не хлебал ложкою, а пил, вместо воды, через край горшка, – а теперь Господь даровал мне эту воду и хлеб, и я нахожу, что это слаще всего, что я ел и пил в мире! Пустыня удивительно, как услаждает хлеб; дает ему особенный вкус, особенную сладость! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе Господи! Как милостив Господь и какие Его дарования!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пятая частица вынимается в честь святых мучеников и мучениц, и так же не во всех изданиях совпадает порядок и число имен. Русское издание содержит поминовение: »Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары. Кириакии, Евфимии, и Параскевы, Екатерины, и всех святых мучениц«. Сербское издание тождественно с русским. Венецианское не имеет поминовения мучениц и упоминает только одного Феодора (Тирона); иерусалимское – после имен мучеников содержит общее поминовение мучениц, а не поименное. Шестая частица вынимается в честь преподобных отцев и жен, т.е. подвизавшихся в монашестве. Русское и сербское издание наиболее полны: »Преподобных и богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровскаго , и всех преподобных отец, и преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни, и всех святых преподобных матерей«. Венецианский служебник ограничивается поминовением первых пяти имен преподобных отцов. Иерусалимский литургикон добавляет к ним Паисия и Петра Афонского. При вынимании седьмой частицы, начинающей третий ряд, поминаются святые чудотворцы и бессребреники: Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеймон и Ермолай. Различий в отдельных служебниках не встречается. Вынимая восьмую частицу, иерей поминает свв. и праведных Богоотец Иоакима и Анну, святого, празднуемого в настоящий день, святого, которому посвящен храм, и затем, равноапостольных Мефодия и Кирилла, равноапостольного Владимира и »всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже«. В этом согласны и русская, и сербская практика. Венецианская – после Иоакима и Анны поминает только дневного святого. Иерусалимская же – Иосифа Обручника, Симеона Богоприимца и дневного святого. Разумеется, что священнику не возбраняется поминовение имен тех святых, которых он особенно чтит и к молитвенному заступлению которых он прибегает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Сделавши отца Иоакима екклесиархом, скитские старцы вскоре между собою положили давать ему каждый день по хлебу. После литургии он отправлялся в одну из келлий, где, получив хлеб и набравши кувшин воды, уходил; на другой день шел в другую келлию, на третий – в третью, и т. д., по ряду, пока обходил все, после чего опять начинал с первой. Хлебцы здесь пекут порционные, маленькие, немного более 1 фунта весом. Этим же хлебом, иссушенным в сухари, старец угощал всех, кто бы к нему ни зашел. Он без того не отпускал, пока не убедит покушать его сухарей, и поэтому тотчас же по приходе кого-либо поспешно доставал воду, наливал ее в ущербленную ченаку и накладывал туда сухарей, положив и ложку, и, сложа руки на груди, начинал просить, чтобы тот покушал, и так умиленно, что будь кто совершенно сыт, не отринул бы такого любвеобильно-искреннего его усердия. Кто бы ни был, он принимал всякого как Ангела Божия, и как трудно бывало убедить его сесть в это время, хотя бы посетитель пожелал пробыть у него несколько часов. Выражаемая им любовь при чувстве самого глубочайшего его смирения поражали всякого до слез умиления. У него был резной крест, подаренный ему кем-то по приезде его на Афон; на нем изображены с обеих сторон двунадесятые праздники в малом размере. В сквозные прорезы между ними он вложил много кусочков ваты, бравши их со св. мощей в каждом из монастырей, при обходе оных в прежнее время. По его живой вере и за его подвижничество, по благодати Божией, от ватки этой разливалось в его пещере предивное благоухание, как от самых св. мощей. Крест этот был единственное его сокровище, которое хранил он в деревянном футляре. Когда кто приходил к нему, он прежде всего доставал этот крест, доставал с великим благоговением и предлагал пришедшему помолиться, и сам вместе молился, и, по молитве, целовал крест. Потом просил гостя приложиться к изображению (на бумаге) Божией Матери. Затем приносил где-то поднятую постилку и предлагал сесть, а сам начинал тотчас хлопотать о воде и сухарях, умиленно креститься, благодарить Господа и, угощая, творить молитву; при прощании же с посетителем непременно срывал травку, которая росла у него между каменьями и давал «на благословение» от свв. Иоакима и Анны, и Богородицы, хранящих его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем самым Киевская митрополия была разделена на епархии и стала Церковной областью, равноценной митрополии (архиепископии) диоцеза в Восточной Церкви. Летопись Новгородских Владык, составитель которой называет себя послушником второго епископа Ефрема, который, в свою очередь, был учеником первого епископа Великого Новгорода Иоакима Корсунянина, называет Леонтия первым (первоначальным) митрополитом Киевским. В связи с этим часть историков иерархии Русской Церкви считают ее первым представителем не Михаила, а Леонтия. Митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории Русской Церкви» делает оригинальную попытку примирить это противоречие, указывая: «Справедливы и те, которые называют первым русским митрополитом Михаила, потому, что он первый в ряду главных иерархов... как епископ Киева, митрополии (матери градов) русской, мог носить имя митрополита, хотя властью митрополита не пользовался, ибо подчиненных ему епископий в России еще не существовало. Справедливы и другие, называющие первым русским митрополитом Леонтия, потому что он первый разделил Русскую Церковь на епархии и таким образом явился в ней первым митрополитом по власти.» 59 Во время правления этого митрополита, о личности и деяниях которого не сохранилось более никаких сведений, распространение христианства и укоренение народа Земли Русской в истинах Св.Евангелия и учении Св.Церкви продолжалось. По стольным городам удельных княжений строились величественные каменные соборы и церкви – Богородицы (Десятинная), и Св. Василия Великого и Св. великомученика Георгия Победоносца в Киеве, Св.Василия – в Вышгороде, Преображения – в Белгороде, Св. апостолов Петра и Павла и Преображенскую – в Берестове, Крестовоздвиженскую – в Переяславле, Преображенскую – в Белгороде, церковь во имя Рождества Богородицы – в Суздале, церковь свв. богоотец Иоакима и Анны – в Новгороде. Славились на всю Русь своей красотой и величественностью построенные во времена правления митрополита Леонтия деревянные кафедральные соборы Св.Софии в Новгороде, имевшую 13 глав и во имя Успения Богоматери в Ростове, простоявшую 165 лет (до пожара 1160г.) « Церковь дивная и великая, о которой говорили, что прежде не было такой церкви, и после не будет», – рассказывает о ней летописец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учитывая, что в некоторых случая чиновники умалчивают о чине освящения воды, а в некоторых – прямо или косвенно – указывают на службу малого водоосвящения, стоит предположить, что чтению водосвятной молитвы предшествуют присущие этому чину стихиры, принципиально отличающиеся от тех, которые нам известны в чинах омовения мощей, зафиксированных в служебниках и требниках. Исчерпывающую информацию дают соборные чиновники и о том, как омовение мощей совершалось «технически». Так, в Новгородском Софийском соборе в XVII в. вода с водосвятного креста стекала на два «порожжих блюда». Водою с этих блюд с помощью губки юрьевский и хутынский архимандриты отирали иконы у «Никиты чудотворца» в приделе свв. Иоакима и Анны и у «Иоанна Архиепископа» в Предтеченском приделе. Сам архиерей отирал мощи и кресты на столе, стоящем на середине храма. Само омовение происходило над дискосом, на который из губки была выжата святая вода. После этого вода с омытых мощей и крестов с дискоса выливалась в чашу, и все повторялось заново. В Новгороде столетием раньше мощи после омовения вытирались «хлопчатою бумагою» крестообразно – ритуализирован был даже сам процесс отирания.  Нельзя не обратить внимание на то, что это описание дословно совпадает с текстом «Домостроя» XVI в.: «А вод а святити... всегда единым Животворящим крестом, погружает его Зж святитель или священник и поюще тропарь: „Спаси Господи, люди твоя” Зж, а на Богоявлении тропарь: „Во Иердани крещающуся Ти ся, Господи” Зж, а на блюде лежат святые кресты и иконы и чудотворные святые мощи, и ис чаши вынимая крест над блюдом держит и со креста вода идет на ту святыню и по погружении креста и по священии святой воды помазует губою обмакая в ту святую воду честныя кресты и святыя иконы и чудотворные мощи еслико суть во святом храме или в дому, глаголя тропари коемуждо святому святую икону помазующе, и с тех икон губу выжимает в ту же святую воду и паки иные святыни помазует такожде и тою святою водою кропит олтарь и весь храм крестообразно, и в дому также по всем храмам кропит, и народ весь и достойные верою помазуются» 1021 . Характерно, что столетием позже в Москве и в соборах, связанных с московской литургической традиций, нормой будет погружение святых мощей в чашу. Здесь мощи опускались в чашу со святой водой («мочились»). Под 1675 г. в чиновнике патриарха Иоакима записано: «погружает мощи святых в чаше, малую часть омочает, а которых мощей нельзя погружать, и те святые мощи отирает губой» 1022 . В Холмогорском соборе порядок, по понятным причинам, дословно совпадал с московским: «погружает мощи святых в чаше, а которых мощей не льзе погружать, а тыя отреет губою и оцежет губу над чашею и абие кропит церковь святою водою» 1023 . Кроме кропления, кружки со святой водой из Московского Успенского собора подносились членам царствующей фамилии, а если они отсутствовали в соборе, то относились к ним в палаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1866 г.; в 1890 г. в память спасения Августейшего Семейства 17 окт. 1888 г. утвержден второй крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери в г. Суджу и ближайшие к нему селения; вынос св. иконы из пустыни совершается ежегодно 16 авг., а возвращение оной в пустынь 13 сент. Глинская Рождество-Богородицкая пуст., зашт., общ., в Путивльском y., в 40 в. от г. Путивля и 12 в. от г. Глухова, Черниговской губ. Основана в 1557 г. на месте явления в «Глинском» урочище (в нем горшечники добывают глину) иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на одной из сосен, из под корня которой истекал источник чистой воды. Здесь поставлена была часовня, где и находилась св. икона; при часовне жил некий пустынник. В пол. XVII в. здесь устроена была церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в 1688 г. пуст. была причислена к Путивльскому мон.; с 1764 г. становится самостоятельной. В соборном храме в честь Рождества Богородицы, заложенном в 1770 г., и находится Глинская явленная чудотворная икона Рождества Богородицы. Кроме того, в пуст. находится ковчег с частью древа креста Господня и частицами свв. мощей и чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя. Пуст. пользуется большой известностью в Курской и соседних губерний. Сюда стекается масса богомольцев на поклонение святыне – чудотворной иконе Божией Матери; привлекает богомольцев также и исполняемый в обители церковный устав св. Афонской горы. При богослужении в пустыни совершаются следующие особенные действия: 1) ношение по церкви диаконами дарохранительниц, 2) каждение кацеями (кадильницами с ручками, вместо цепей) предстоящих однажды, а каждый лик поющих братий двукратно, 3) ежемесячное (1-го числа) освящение воды и 4) ежегодное в Страстной четверг совершение общего елеосвящения, после чего все предстоящие помазываются освященным елеем (см. 599–601 стр.). Из пуст. 19 июля ежегодно совершается с чудотворной иконой крестный ход в г. Глухов, a 2 авг. св. икона переносится обратно в пустынь. В 1890 r., в память 17 окт. 1888 г., в пустыни устроен дом трудолюбия, в котором обучаются различным ремеслам – живописному, переплетному, сапожному и др. до 100 крестьянских мальчиков сирот. При пуст. братская больница с бесплатным лечением и для богомольцев и странноприимница. В ¼ от пуст. находится Ближний скит. Здесь около южной стороны храма во имя свв. Иоакима и Анны под скромной чугунной плитой покоится известный подвижник и молитвенник иеросхимонах Макарий, 36 лет подвизавшийся в обители и скончавшийся на 68 г. жизни в 1864 г. К пуст. также приписан Спасо – Илиодоровский скит, в 3-х в. от нее, основанный в 1893 г. на месте подвигов схи-архимандрита Илиодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010