Характерной особенностью отдания праздника, по сравнению с остальными днями попразднства, является то, что поется служба только праздника. Со службой отдания может соединяться только служба такого святого, которому положено бдение, или полиелей, или славословие. Служба же дневного святого будничного переносится на день раньше, накануне отдания. В день отдания праздника не совершается всенощное бдение, не бывает на вечерни входа и чтения паремий, а на утрени — полиелея, величания и Евангелия, но на 9–ой песни, вместо « Честнейшую» поются припевы праздника, «яко же на самый праздник», и утреня заканчивается « Великим славословием». На литургии не бывает праздничных антифонов, но поется прокимен, аллилуарий и причастен праздник. В отдание только Богородичных праздников читается еще праздничный Апостол и Евангелие. Рассмотрим особенности празднования великих праздников в том порядке, как они следуют в Типиконе, начиная с сентября месяца, который является первым месяцем церковно–богослужебного года. 2. Месяцеслов Сентябрь 8–го сентября — Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день празднуется рождение Пресвятой Девы Марии от свв. праведных Иоакима и Анны в галилейском г. Назарете. Св. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а св. Анна из архиерейского рода Ааронова. Дева Мария дарована была им в глубокой старости, после усиленных молитв их о разрешении неплодства Анны. Имя Мария в переводе с еврейского языка на русский значит: «высокая», «превосходящая» или «госпожа». Праздник Рождества Пресвятыя Богородицы имеет день предпразднства и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября. 14–го сентября — Bceмiphoe воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Этот праздник совершается в воспоминание двух событий: 1. Обретения животворящего креста Господня св. праведной царицей Еленой, матерью имп. Константина Великого, в 326 г. в Иерусалиме и 2. возвращения его от персов в 628 г. при греческом имп. Ираклии, после того, как в 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, разграбил храм Воскресения и вместе с другими сокровищами похитил крест Господень.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

—106— что там нет ничего интересного, не стоить смотреть; однако мы поверили ему только после того, как сами побывали внутри пещеры, где, действительно, не оказалось ничего интересного. Это же обстоятельство отбило у нас желание и охоту осматривать и другие исторические памятники той долины, под которыми, по преданию, погребены еврейские цари. Поэтому, мимо многочисленных каменных плит Иосафатовой долины, осененных по местам масличными деревьями, под тенью которых виднеются кое-где полуголые арабские ребятишки, наглядно свидетельствующие своим присутствием в этой долине смерти о непрерывности жизни, мы отправились назад к Гефсимании, т.е. к тому месту, где во времена Спасителя находился густой Гефсиманский сад, от которого в настоящее время осталось лишь несколько маслин, принадлежащих католикам. Первою святынею Гефсимании является погребальный вертеп Божией Матери. Над ним еще царицею Еленою 1402 был воздвигнут великолепный храм, который не был разрушен мусульманами потому, что и они благоговеют перед матерью «великого пророка» Христа. Но не разрушенный в течение многих веков врагами, этот храм пострадал от самой природы. Он в настоящее время засыпан с высот Иерусалима и с горы Елеонской так, что над поверхностью земли находится один только фронтон его, тяжелые камни которого, точно развалины, обросли травой; средину занимают покривившиеся крепостные ворота, обитые огромными железными гвоздями, и железный порог, истертый ногами благочестивых богомольцев. Принадлежит этот храм православным и армянам, хотя и все другие национальности имеют здесь особые места для молитвы. Широкая, каменная лестница 48ю ступенями ведет во внутренность храма, где, не смотря на множество горящих постоянно здесь лампад, господствует такой густой полумрак, что трудно сразу ориентироваться. —107— Среди лестницы, по бокам, показывают небольшие часовни-усыпальницы свв. Иоакима и Анны, родителей Пр. Девы и св. Иосифа-обручника. Самый храм имеет форму креста и заключает в себе несколько алтарей, принадлежащих нациям различны вероисповеданий: грекам, коптам, сирийцам, абиссинцам, армянам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Принесение даров свв. Иоакимом и Анною. 2) Возвращение даров за безплодие. 3) Моление св. Иоакима в пустыне (композиця весьма напоминающая Иосифа в Рождестве Иисуса Христа). 4) Моление св. Анны о безплодии и явление ей ангела. 1 5) Зачатие Пресвятой Богородицы. 6) Рождество Пресвятой Богородицы. 7) Иереи благословляют Пресвятую Богородицу. 8) Богоматерь в доме родительском; решают отдать ее в храм (новая надпись «Поступление Пресвятой Богородицы»). 9) Введение Пресвятой Богородицы. 10) Первосвященник Захария молится в храме о проявлении жезла. 11) Первосвященник Захария отдает процветший жезл Иосифу. 12) Иосиф приемлет отроковицу Марию в дом свой. Как икона Богоматери, так и окружающее ее житие реставрированы в такой значительной степени, что затрудняют определение времени и места написания. Можно думать, что середина не одного письма с житием. Икона Богоматери носит все признаки позднего письма Новгородской области; это не чисто новгородское письмо, а с отменами; икона не древнее конца XVI века. Рисунок жития, наоборот, очень древний – чисто новгородский, восходящий, думается, до XV века, но вохрение, пробелка одежд, краски – говорит о времени попозднее, при чем жестокая чинка заставляет быть осторожным в попытке указать какую либо дату. Правильнее всего и приписи отнести к XVI веку. Описание 25 Божия Матерь «Умиление» поясная, Младенец ручкой касается подбородка Богоматери, оклад басменный с финифтяными украшениями, венчик превосходной скани. Доска липовая, не толстая, с двумя шпонками. (Размер иконы 40x32 сант.) Вохрение изжелта-красноватое, с стенением и немногими оживками, глазки узкие; красочная пробелка резкая, краска на краске. Икона замечательной сохранности и изумительного письма, лики выпуклы так, как почти никогда не бывает на русских иконах. Хотя все признаки подходят под Новгородское письмо, но трудпо сказать, гд именно написана такая икона (в рисунке, особенно в лике Младенца, – есть полное сходство с итало-греческими иконами;. Одно верно – се писал иконописец, совершенно нсключнтельных дарований. Описание 26

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

20) Обычай, соблюдаемый в пределах юго-западной Руси, вынимать на проскомидий частицы в честь Божией Матери из специальной Богородичной просфоры (т.е., просфоры с изображением Божией Матери и с надписью М., означающей «Мария») нисколько не исключает возможности вынимать ту же часть из просфоры, не имеющей изображения и надписи имени Богоматери, так как этот обычай местный; общее же церковное правило требует, чтобы все употребляемые на проскомидии просфоры имели одну и ту же печать – знак четвероконечного креста с подписью: IUC. ХС. HI. КА., почему во всех церквах северо-восточной Руси совсем не употребляются просфоры с какими-либо, кроме этой печати, изображениями. По определению Большого Моск. собора 1667 г., просфоры должно печатать четвероконечным крестом, и в Новой Скрижали сказано, что знак креста четвероконечного с подписью: IUC. ХС. HI. КА., должен быть на всех просфорах, употребляемых на проскомидии (Рук. д.с.п. 1886, 6); но, вопреки этому, в настоящее время весьма сильно укоренился обычай во всей России, и в Лаврах, и в соборах, употреблять просфоры с изображением не только Божией Матери, но и св. угодников и праздников (Ц.В. 1889, 4, 1902, 41). 21) Расположение частиц на дискосе см. на рисунке в Служебнике. 22) Священник, совершающий проскомидию, при изъятии частиц из третьей, девятичинной, просфоры, может вспоминать, на ряду пророков, святителей и проч., иного, не упоминаемого в Служебнике, святого, коего, напр., сам священник носит, или особо и местно чтимого святого (для новгородцев – пр. Антония Римлянина, для кирилловцев – пр. Кирилла Белозерского); ибо местные святые поминаются в своём лике, – см. на 850 стр. 37 прим. и на 874 стр. 49 прим. (Ц.В. 1888, 45). – После изъятия частицы в честь свв. Иоакима и Анны, вынимаются частицы в честь «святого, имя рек, егоже есть храм и егоже есть день» (сн. ниже, 115 прим.), а затем – в честь «святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святого равноапостольного великого князя Владимира, и всех святых» (см. Служеб., изд. С.-Пет. Синод. типогр. в 1900 г.; Чин литургии, изд. К.-Печер. типогр. в 1902 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

5 Эти дни имеют и особые названия: Собор Пресвятой Богородицы, Собор Иоанна Крестителя и День Святого Духа. 6 Мы дадим пересказ этого события в предельно краткой форме; если же кто заинтересуется подробностями, то советуем обратиться сборникам житий святых (например, Четьи-Минеи) или книги М.Н. Скабаллановича «Рождество Пресвятой Богородицы». 7 Проф. Н.Д. Успенский предпочитает даже не называть произведения св. Романа «кондаками», а рассматривает их как поэмы, название которых дается в связи с их содержанием безотносительно их возможного богослужебного употребления: «Мария у Креста», «Мария и волхвы», «О землетрясениях и пожарах» и др. с. 277] . 8 Первое из двух апостольских чтений праздника Рождества Богородицы, указанных в Типиконе Великой Церкви, в расширенном виде читается ныне 9 сентября (вместо Гал. 4 :22–27 читается Гал. 4 :22–31 – см. зач. 210-е «от полу»), в день памяти свв. Иоакима и Анны. 10 Интересно, что в славянской Минее св. Сергий обозначен как патриарх, однако в греческой Минее стоит титул «Святоградец» (γιοπολτης), что можно рассматривать как указание на Иерусалим. 11 В современной греческой Минее 8 сентября есть очень характерный текст – ипакои по 3-й песни канона (этого песнопения нет в нашей Минее), где образ Приснодевы Богородицы как запечатанной двери, которую видел пророк Иезекииль, выражен наиболее рельефно: Πλην διδευτον Προφτης, μν τ Θε μν τηρουμνην, τν γαν Παρθνον κλεσε, δι ατς διλθεν Κριος, ξ ατς προλθεν ψιστος, κα πλιν σφραγισμνην κατλιπε, λυτρομενος κ φθορς τν ζων μν (Перевод на русский язык (порядок слов для ясности изменен): «Пророк назвал Пресвятую Деву Дверью непроходимой, только для Бога соблюденной, через Нее прошел Господь, из Нее прошел Вышний и также оставил запечатанной, Искупивший от тления жизнь нашу»). 12 Эту мысль мы заимствовали у М.Н. Скабаллановича , который пишет: «Евангелие указывает на другую черту Богоматери: внимание к слову Божию, к учению Сына Ее. Этой чертой Она, несомненно, походила на Свою соименницу Марию, сестру Марфы» с. 147] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

в)  Но, дорожа благолепием имеющихся в наших храмах и домах священных изображений, мы должны неусыпно заботиться и о чистоте и просветлении образа Божия в нас самих. Слово Божие свидетельствует, что все мы созданы по образу и подобию Божию. Душа наша есть то же как бы икона или образ Господа, ибо она, хотя и в малой мере, наделена и владеет теми качествами, какие в совершенстве и во всей полноте свойственны Творцу и Промыслителю нашему. Но как есть иконы полинялые или мало похожие на изображенных на них св. лиц, так есть и души, утратившие чуть не все черты образа Божия. Недаром священное Писание говорит о невоздержных людях, что они приложились скотам несмысленным и уподобились им. Боясь этого, будем хранить, православный христианин, свою душу и сердце в чистоте и благообразии. (См. «Воскресный день» за 1892 г.). III. Братия! Будем обращаться с усердной молитвой к Богоматери, да поможет Она нам избавиться от бед земной жизни и да сподобит Она нас наследовать жизнь вечную. Она для мира христианского есть «древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии, источник животныя воды неистощаемый, пристанище в пучине скорбей сущим и помощница всем верно молящимся Ей». (Составлено по указанным источникам). Девятый день Поучение 1-е. Свв. Богоотцы Иоаким и Анна (Добродетельная жизнь родителей – лучшее наследство детей) I. B настоящий день св. Церковь торжествует память св. родителей преблагословенной Девы Марии, праведных Иоакима и Анны. При этом воспоминании всякому, конечно, не раз приходило на мысль, как счастливы эти достойно ублажаемые супруги, удостоившиеся иметь такую воистину блаженную и преблаженную Дщерь! II. Но подобное счастье предлагается, братия, и всем родителям, желающим видеть детей своих истинно счастливыми и блаженными. Иже без порока живет в правде, блаженны оставит дети своя, говорит Премудрость Божия устами богодухновенного любителя мудрости. Итак, по учению Премудрости Божией, самое счастливое наследство для детей есть благочестивая и праведная жизнь родителей, и первая обязанность родителей, желающих счастья своим детям, самим жить праведно и благочестиво, как жили праведные родители Матери Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В основном в богослужении праздника говорится о том, как происходило Рождество Пресвятой Богородицы: Она родилась от престарелых родителей по особому обетованию, после скорбей и многих молитв; приводятся многочисленные ветхозаветные преобразования: Она называется новым кивотом, прозябшим жезлом Аароновым и т. д. Показательно, что в этом Богородичном празднике, как и во многих других, очень ярко проявляется христоцентричность православной мариологии, потому что православных иногда упрекают в чрезмерном почитании Богородицы, будто бы ради этого мы забываем Христа. На самом деле это не так. Рассмотрим текст, иллюстрирующий эту мысль. В одной из стихир праздника говорится: «Сей день Господень, радуйтеся, людие…» Здесь Богородичный праздник прямо называется днем Господним. «Се бо Света Чертог и Книга Слова Животнаго из утробы произыде, и яже к востоком Дверь, рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших». Как всегда, после двунадесятых праздников, на второй день, совершается память тех людей, которые послужили событию праздника, но в первый день в богослужении стояли на втором плане. Так, второй день после Рождества Богородицы — это память свв. праведных богоотец Иоакима и Анны. Эта же логика будет сопровождать и другие двунадесятые праздники.   14 сентября по старому стилю празднуется Крестовоздвижение . предпразднство с 13 числа, отдание 21-го. Празднуют в этот день Воздвижение Животворящего Креста Господня, которое совершилось в 326 г. и сопровождалось особыми событиями: от прикосновения Животворящего Древа воскрес мертвый, когда хотели узнать, какой же из найденных крестов — Христов. Храм Воскресения был освящен в Иерусалиме 13 сентября 335 г., и действительно, 13 сентября у нас празднуется особый праздник — Обновление Храма, имеется в виду иерусалимский храм. Еще этот праздник называется Воскресением Словущим, и очень многие Воскресенские храмы имеют своим престольным праздником именно этот день накануне Крестовоздвижения. Почему Воскресение Словущее? Воскресение «слывущее», т. е. день, который слывет, называется, почитается так же, как Воскресение. Восстановление христианского почитания места Христова Воскресения слывет как само Воскресение, как бы возобновление праздника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

В честь креста Господня римская Церковь празднует двукратно в год: 3 мая Обретение и 14 сентября Воздвижение Креста. В восточной Церкви установлены четыре праздника Креста: Обретение и Воздвижение креста (14 сент.), знамение креста (7 мая), крестопоклонная неделя (3 нед. вел. поста) и происхождение честных древ креста Господня (1 авг.). Есть еще у нас праздник положения Ризы Господней (10 июля) и нерукотворенного образа (16 авг.). Праздники Богородичные, общие западной Церкви с восточною, суть: Зачатие Пресв. Богородицы (у латинян 8, у православных 9 дек.), Рождество её (8 сент.), Введение во Храм (21 ноябр.), Благовещение (25 март.) и Успение (15 авг.). Особенные праздники Богородичные в римской Церкви: посещение пресв. Девою Елисаветы (2 июля), праздник семи скорбей Богородицы (в пяток на 6 седм. вел. поста и в 3 воскр. сент.), и многие празднования иконам Божией Матери под разными наименованиями. Особенные праздники Богородичные в нашей Церкви: Покров пресв. Богородицы (1 окт.), знамение её (27 ноябр.), Положение Ризы (2 июля) и Пояса её (31 авг.), и празднования иконам её под многоразличными наименованиями. В честь ангелов римская Церковь имеет следующие праздники: ангелам-хранителям (2 окт.), арханг. Михаилу (8 мая и 29 сент.), и некоторые другие местные. Наша Церковь празднует в честь ангелов четыре раза в год: св. архистратигу Михаилу (6 сент.), Собор его (8 ноябр.) и Собор архангела Гавриила (26 марта и 13 июля). Из праздников в честь св. человеков, общие западной Церкви с восточною, суть: рождество (24 июня) и усекновение главы (29 авг.) Иоанна Крестителя, день свв. апп. Петра и Павла (29 июня) и других апостолов, св. Анны, матери Девы Марии (у латинян 26, у нас 25 июля), св. Иоакима, отца её, (у лат. в авг., у нас 9 сент.), св. Иосифа, обручника её, (у лат. 19 март. у нас в неделю по Р. Хр.) и друг. Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар Град (9 мая) на западе относится к праздникам местным. Из праздников, посвященных воспоминанию замечательных событий в Церкви общие у западных христиан с восточными суть: праздник Пятидесятницы или Сошествие Св. Духа на апостолов, день освящения (dedicatio) известного храма и храмовые праздники (patronus vel titulus ecclesiae). Особенные праздники сего рода у папистов – юбилей, совершаемый чрез каждые 25 лет, у православных – торжество Православия (в 1 нед. вел. поста) и память св. Вселенских Соборов: 1 (в 7 нед. по Пасхе), 7 (в нед. около 11 окт.) и всех шести вместе (в нед. около 16 июля). Сверх сего, у латинян в 1 неделю по Пятидесятнице совершается праздник Пресв. Троицы, а у православных в наутрие Пятидесятницы торжество в честь св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Всечестное Успение Богоматери. Известно, что Пречистая Матерь Божия со святым телом взята на небо. По вознесении Господа нашего Иисуса Христа Она пребывала на Сионе, в доме возлюбленного ученика Христова – св. Иоанна Богослова, который был усыновлен Ей Спасителем на кресте. Часто Она ходила на гору Елеонскую, особенно любимую Спасителем, чтобы на месте вознесения Его возноситься мыслью к небу, и молила о скорейшем разрешении от уз плоти и соединении с возлюбленным Сыном Своим и Богом. Однажды, во время молитвы на Елеоне, предстал ей архангел Гавриил и возвестил, что через три дня Она будет вознесена превыше ликов ангельских, подобно Сыну, и одержит победу над смертью, уснувши на мгновение и пробудившись для жизни бессмертной, в знак чего дал ей ветвь райской пальмы, сияющей небесным светом. Апостолы, разошедшиеся тогда по всему миру, собрались чудесным образом в Иерусалим, шествуя на облаках, чтобы проститься с Матерью рода христианского. Сладким сном, среди райских видений, улетела благословенная душа Марии, в хоре ангелов, херувимов и серафимов, в присутствии возлюбленного Сына, Утешителя Духа и Превечного Отца. Апостолы, спрятав честное и пресвятое тело, понесли его с пением ко гробу в долину Иосафатову, где уже почивали останки Ее родителей, свв. богоотец Иоакима и Анны. Все христиане шли около возлюбленной Матери Божией; ясное облако венцом окружало Ее, и когда иудеи, наущенные фарисеями и книжниками, сделали попытку отобрать у христиан честное тело, чтобы сжечь его, то они были наказаны здесь же слепотой, а один жидовин, покушавшийся опрокинуть св. тело, усечен был пламенным мечом архангела в обе руки. Наказанные раскаялись, получили исцеление и обратились ко Христу, а Матерь жизни погребена собором апостолов в уготованном для Нее гробе. Через три дня после этого прибыл в Иерусалим и ап. Фома; неутешный от печали, что не удостоился присутствовать при кончине и погребении Богоматери, он пожелал по крайней мере почтить поклонением Ее тело. Отверзли для нем гроб, но не нашли в нем тела Богоматери. Среди всеобщего недоумения, по выходе из пещеры, св. ап. Фома видит возносящуюся в воздухе Пренепорочную Деву, сияющую всем блеском вечной славы и окруженную хором ангелов, воспевающих песнь хваления. В восторге сыновней любви Фома простирает длани к возлюбленной Матери Божией и получает от Нее для услаждения печали брошенный с высоты пояс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. святого, имя которого носит храм 19 ; Обрезания Господня, Святейшего имени Иисуса, Св. Троицы, Драгоценнейшей Крови Иисуса Христа, Обретение Св. Креста, Очищения Пресвятой Девы, Посещения Пресвятой Девы, Св. Чёток Марии (Ss. Rosarii Mariae), Св. Иосифа Обручника как Отца Св. Семейства (Patrocinii S. Joseph Sponci B. M. Virginis), Рождения свв. Апостолов, Первомученика Стефана, Невинных мучеников, Св. Лаврентия мученика, Св. Анны, матери Пресвятой Девы, Св. Иоакима, отца Пресвятой девы 20 . Полудвойные и простые праздники отмечены в календаре, и перечислять их значит перечислять весь почти календарь римско-католической церкви. Воскресные дни (Dominicae) в римско-католическом календаре также разделены на несколько разрядов, из которых к первому относятся восемь следующих: D. prima Adventis (4-е пред Рождеством), D. prima Quadragesimae (1-е Великого поста), D. Pasiionis (5-е Великого поста), D. Palmarum (или: in Palmis) (Вербное), D. Paschae, Dominica in Albis (Фомино), D. Pentecostes и D. Trinitatis; ко второму разряду относятся девять следующих: 2-da, 3-а, 4-а Adventus (3-е, 2-е, 1-е пред «Рождеством»), Dq. Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima, 2-da, 3-a, 4-a Qudragesimae (9-e, 8-е, 7-е, 5-е, 4-е, 3-е пред Пасхою). Сочетание двойных, полудвойных и простых праздников с воскресными днями первого и второго класса и между собою недавно побудило «конгрегацию обрядов» (Ss. Rituum Congregatio) издать два декрета 21 , в которых все празднества католической церкви разделены на первостепенные и второстепенные (primaria et secundaria) с подробными таблицами, которыми должно руководиться при отправлении богослужения на случай совпадения разных празников (concurrentia festorum). – По общему уставу римско-католического бревиария двойной праздник освящается богослужением в тот же день, на который падает. Богослужение его составляют первая и вторая «вечерни» (1-ma, 2-da vespera), из которых одна совершается накануне, а другая в день праздника, утреннее богослужение (o. matutinum), соединённое с богослужением, называемым «ad Laudes» (на хвалитех), часы (Horae): первый, третий, шестой и девятый, и литургия-месса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010