А когда повелительно глаголет: «Лазаре, гряди вон» (Иоан. 11:43), и четверодневный мертвец, еще связанный, восстает жив, чего не бывало от начала твари, — это есть знамение Божества. Когда, «утруждся от пути дневного, сидит на источнице» (Иоан. 4:6), — утруждение свойственно телу. А когда говорит: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Матф. 11:28), это есть дело Божества — врачевать от телесных болезней и трудов, и от душевных бед. Когда крещается от Иоанна «Иже греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (1 Петр. 2:22), — за нас совершается очищение тела. А когда повелевает апостолам крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28:19), сие прилично Божественной Его силе. Когда преклоняет колена и молится как человек, это за нас приносимое исповедание тела. А когда во время преображения Его на горе Петр, Иаков и Иоанн не в состоянии сносить славу и от славы Божества преклоняют на землю и лица и колена (Матф. 17:6), это есть сила Слова. Когда укрепляет апостолов, говоря: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Матф. 10:28), это есть сокровенное и твердое утешение Божества. А когда отрекается умереть, это есть болезнь тела. Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти. 25) «Аз есмь , — говорит, — путь» для спасаемых, «и живот» для мертвых, «и истина» для убегающих лжи (Иоан. 14:6). Глаголя «сущим во тме, открыйтеся» (Иса. 49:9), «Аз есмь свет миру» (Иоан. 8:12). Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись с Адамовыми немощами, кроме греха, — Им привел к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение веден, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53:7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас и за грехи наши» (1 Тим. 2:5, 6). И в другом месте говорит апостол: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Якоже бо о Адаме вси умираем, такожде о Христе вси оживем» (1 Кор. 15:21, 22). И еще в другом месте пишет: «первый человек от земли, перстен: вторый человек...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

К Родителю=возвращает, взяв на Себя вину за падших. Христос – Жертва «Веден был еси НАС РАДИ на ЖЕРТВУ Христе, яко овча, и яко Агнец незлобив Еммануил, на заколение вольное, со беззаконники вменен был еси» 953 . Примирение со Отцом Распятием «Христа славословим Распеншагося и сраспенша прегрешения наша: юже от древа разорившаго клятву, и примиривша ОТЦУ отстоящия отнюд помышленьми» 958 . Далее перечисляются разные «страдания» Его: «ручныя же... и ножныя гвоздия, копие и трость, губу и венец облобызающе, досаждения и наругания, и ина елика подъят, честне почита ем, имиже спасохомся» 959 . Значит, примирение с Отцом было чрез страдания. Недра – употребительное слово «В недрех Твоих Сын Божий Чистая, вселився, и восприят человеческое существо яко Преблагий, всех избави от тли змиевы» 960 . Недра Божией Матери. Недра Авраамовы. Недра патриархов. Недра Отца. Недра Пресвятой Троицы=то есть в Самом Боге. «Упокой в недрех Авраамовых рабы Твоя Христе... и сподоби их света вечнаго, тех согрешения презирая яко благ» 961 . Агнец=Жертва «Заклася на Кресте якоже Агнец, праги назнаменуя душ наших Божественною Твоею Кровию Владыко: темже Тя со страхом славим» 962 . Преобразовательное значение ветхозаветной жертвы агнца, кровию которого мазали пороги дверей, и ангел смерти шел мимо этого дома; и первенцы оставались живы, а египетские умирали. За Христову Кровь и Жертву спасаются верующие, ибо Христос за нас пострадал. Недра Авраамовы «С лики святых, ихже преставил еси, учини, и Аврааму, в недрах с Лазарем причти, Тебе Спасе поющих» 963 . Искупление страданиями «Вси иже от века оправдившиися Твоею спасительною страстию и Кровию, еюже ИСКУПИЛ еси плененаго человека, тамо (со святыми) верою усопшия упокой» 964 . 1) Человек был пленником диавола; 2) нужен был «выкуп», Искупление; 3) кому? Конечно, не диаволу; 4) а Богу Отцу, чтобы Он простил, примирился с нами; 5) это совершено Жертвой Распятого. Глас 6 «Победу имея Христе, юже на ада, на Крест возшел еси» 965 . Глас начинается с прославления победы над АДОМ – Крестом. Значит, в этом и состояла основная цель дела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Прежде чем непосредственно приступить к совершению проскомидии, священнослужитель должен ещё раз внимательно испытать себя, готов ли он приступить к совершению великого таинства. После этого он со смирением читает перед царскими вратами входные молитвы. С сознанием своей греховности он произносит тропарь «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» и «Господи, помилуй нас...». Здесь священник просит Бога простить его беззакония, которые он, как человек, мог совершить. Далее, он обращается к Божией Матери и просит Её открыть ему двери милосердия: «Милосердия двери отверзи нам...». После этого священник целует иконы Спасителя и Божией Матери, читая тропари: «Пречистому Твоему образу покланяемся...» и «Милосердия сущи источник...». И, наконец, преклонив голову пред царскими вратами, он читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою...», в которой он испрашивает благодатной помощи к совершению литургии, а затем просит молитв и прощения у собратьев и верующих, и входит в алтарь, произнося псалом «Вниду в дом Твой...» ( Пс. 5:6–11 ). Приступив к престолу, священник делает три поклона перед ним, целует лежащее на престоле Евангелие, как бы Самого Господа, сидящего на престоле славы, Крест Господень и святой престол. Затем священник с благоговением начинает облачаться в священнические одежды и, облачившись, умывает руки, читая псалом: «Умыю в неповинных руце мои» ( Пс. 25:6 ). Приступив к жертвеннику, который символизирует, по мысли св. Германа, патриарха Константинопольского, вертеп, в котором родился Спаситель, а также Голгофу, где была принесена Крестная Жертва Христа Спасителя 6 , служитель алтаря ещё раз обращается к Богу, полагая три земных поклона с молитвой: «Боже, очисти меня грешного и помилуй мя». Если священник служит с диаконом, то диакон должен приготовить священные сосуды, т. е. чашу и дискос, а также звездицу, лжицу, копие, покровцы, пять просфор, вино и воду. После тропаря Великой Пятницы «Искупил ны еси от клятвы законныя...», при чтении которого священник последовательно целует дискос, чашу, звездицу, копие и лжицу, он делает возглас «Благословен Бог...», берет просфору и знаменует её копием трижды со словами «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем приступает к таинственному закланию агнца, т. е. надрезает с четырёх сторон просфору со словами пророчества Исаии: «как овца веден был Он на заклание...» ( Ис. 53:7 ). Вынутую часть, или агнец, священник со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» кладёт печатью вниз на дискос, который прообразует ясли и вертеп, а также и новый гроб, где положили Христа Спасителя Иосиф с Никодимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

20 . Этот образ представил Моисей в распятом змее, чтобы уязвленный живым змеем, взирая на медного змея, исцелен был верой (см. Числ.21:9 ). Итак, если медный змей распятый спасал, то неужели воплощенный Сын Божий распятый не спасет? Жизнь всегда даруется через дерево. Ибо во время Ноя посредством деревянного ковчега сохранена была жизнь; а при Моисее море, узревши образ жезла, убоялось ударившего по нему. Итак, Моисеев жезл имел силу; неужели бессилен Крест Спасителя? Я для краткости оставляю многие прообразования. Дерево при Моисее усладило воду, и из ребра Иисусова вода истекла на древе. 21 . Начало знамений Моисеевых кровь и вода и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего Моисей превратил реку в кровь (см. Исх.7:17 ); а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью для двух, может быть, голосов: голоса Судии и голоса вопиющих; или для верующих и неверующих (см. Ин.19:34 ). Ибо Пилат говорил: невиновен я в крови ( Мф.27:24 ), и водой умывал руки; а вопиющие говорили: кровь Его на нас ( Мф.27:25 ). Итак, два вещества истекли из ребра: судье, может быть, вода, а вопиющим кровь. И еще иначе можно это разуметь: для иудеев кровь, а для христиан – вода, ибо тем, как злоумышленникам, от крови осуждение, а тебе, верующему ныне, посредством воды спасение. Ибо ничего случайно не делалось. Толкователи Писания, отцы наши, представили и другую причину на это событие. Так как, по Евангелию, двоякую имеет силу спасительное крещение: одна даруется просвещаемым посредством воды, а другая в гонениях сообщается святым мученикам посредством собственной крови их, – то из спасительного ребра истекли кровь и вода, которые утверждают благодать, когда исповедуют Христа во время просвещения и мученичества. Есть и другое изъяснение касательно ребра: виновницей греха была жена, сотворенная из ребра, почему Иисус, пришедший даровать прощение грехов равно мужам и женам, прободен в ребро за жен, чтобы уничтожить грех. 22 . Если кто будет искать, то найдет и другие изъяснения, но довольно и того, что сказано, как потому, что времени мало, так и потому, чтобы не наскучить слушателям; хотя и никогда не должно отягощаться слушающим об увенчанном Владыке, а особенно слушающим на этой всесвятой Голгофе. Ибо другие только слышат, а мы и видим, и осязаем; никто не отягощайся. Вооружись против врагов самим Крестом. Победным знамением против прекословящих поставь веру в Крест. Ибо когда станешь состязаться с неверными о Кресте Христовом, то сделай наперед рукой знамение Креста Христова, и прекословящий онемеет. Не устыдись исповедовать Крест, ибо Ангелы ставят себе в похвалу говорить: знаем мы, что ищете, Иисуса распятого ( Мф.28:5 ). Не мог ли Ангел сказать: «знаю, кого ищете вы, моего Владыку?» «Но я, – говорит он откровенно, – знаю Распятого». Ибо Крест составляет венец, а не бесчестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Спустившись с горы, я опять заходил в пещеру, в которой, во время предсмертной молитвы Гефсиманского Подвигоположника, спали восемь апостолов, целовал камни, на коих в это же время почивали наилюбимейшие ученики Христовы – Петр, Иаков и Иоанн, и лобызал то место, где, по сказанью, до кровавого пота молился Спаситель и за меня грешника, и отправился мимо гробниц Авессалома, прор. Захарии и царя Иосафата (которых в подробности и осматривал) к мостику, перекинутому чрез русло потока Кедрского, чрез который, по преданью, Иисус, по совершении Тайной вечери, изшед иде по обычаю в гору Елеонскую и по Нем идоша ученицы Его, и потом обратно веден был стражею из сада Гефсиманскаго на суд к старейшинам и первосвященникам иудейским, и с него же в насмешку и в поругание был столкнут бесчеловечною спирою в поток Кедрский, на береговой камень. Но отпечатка рук и колен нашего Искупителя на камне я не мог приметить, при самом тщательном исследовании (хотя другие говоря о нем), может быть, потому что я был один, без опытного руководителя. Продолжая идти вдоль русла потока Кедрского, мимо подножия горы Мориа, по обрывистым склонам горы соблазна, я спустился против деревни Силоам в ущелье, находящееся у подошвы горы Сиона, именуемого в Евангелии купальнею Силоамскою. – Это было в 7 часов утра, и солнце прожгло меня чуть не насквозь. Здесь я застал несколько купающихся мальчиков и сидящих трех женщин-евреек, которые, почему-то, усердно просили меня, чтобы я и сам не ходил в купальню и прочих склонил бы к тому же, пока они окунутся в Силоаме, так как они давно больны и пришли сюда, чтобы попытать счастья – не получат ли исцеления; но мужчины не допускают их в купальню; и вот они в десятый уже раз должны уйти отсюда со скорбью. «Если ты нам не посодействуешь, – продолжали они, – то мы не знаем, когда суждено будет исполниться нашему неприхотливому желанью». Я им на это отвечал, что я сам нуждаюсь в подобном содействии и сам нахожусь в нерешимости, как мне войти в купальню, боясь здешних фанатиков-мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1783 году он обучал в Крутицкой семинарии риторике, истории, греческому и французскому языкам; с 1785 года он занимался обучением в Казанской семинарии риторики, истории, философии и был префектом. К сему еще он прибавил: «по-гречески переводить умею, а говорить не могу». Игумен Кизического монастыря иеромонах Амвросий назначен был смотрителем над Казанскими новокрещенскими школами. Ему было в 1700 году 37 лет. Преемником Амвросию был игумен Аввакум, который заведывал и Зилантовым монастырем. Ему предписывалось изготовить проповеди для произнесения июня 29 и ноября 24 дня 1791 года. Следующий игумен Геннадий был учителем риторики в Казанской духовной семинарии. Казначей священник Василий Ефимов – из села Богородицкого – Сухая Река – тоже. Он обучался в Казанской духовной семинарии богословию; проходил должность эконома в Воскресенском загородном архиерейском монастыре, был экзаменатором; проходил должность казначея в Зилантовом монастыре, откуда и переведен в Кизический монастырь в 1793 году – 59 лет; ни в каких пороках замечен не был. Игумен Мисаил из иеромонахов Архиерейского дома. Он был в Кизическом монастыре только около года, скончавшись в 1799 году. Также не долго игуменствовал Еразм, равно как и его заместители: иеромонах Виталий, переведенный из Алатырского Троицкого монастыря, и Гавриил, переведенный из Иоанно-Предтеченского монастыря и в апреле 1800 года назначенный архимандритом Зилантовского монастыря, куда он торжественно веден был архимандритом Спасского монастыря Антонием. За выбытием его, временное исправление должности игумена поручалось игумену Иоанно-Предтеченского монастыря Гервасию, которого заменил учитель грамматического класса Казанской академии, известный потом синолог иеромонах Иоакинф Бичурин, надзиравший и за монастырем Зилантовым до назначения преемника архимандриту Гавриилу, умершему в 1802 году. В это время в Кизическом монастыре явилось много вдовцов священников и диаконов, именно: священник Артемий Иванов из села Старосельского, священник Курмышского округа села Мальцева Иван Максимов, Козьма Иванов, Савва Сергеев (из села Батеева), священник села Кияти Петр Якимов из Алатырского округа и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Радуйся, всем сердцем Христа возлюбивый; радуйся, добродетельми преисполненный. Радуйся, недугующим и разслабленным поможение; радуйся, в скорбех и печалех утешение. Радуйся, наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, прогонителю; радуйся, всех болезней душевных и телесных исцелителю. Радуйся, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших. Кондак 9 Вся ангельская воинства возвеселися, видя тя воина Царя Небеснаго непоколебима и со дерзновением Христа проповедавша, егда веден был на мечное сечение вместе со Иустиною. Ты же болезноваше за нея, да не отречется от Христа, егда увидит тя усекнута, увещал еси мучителей, да исперва ю, а по ней и тя усекнут, подклонив же под меч главы своя, Богу воспели есте: Аллилуиа. Икос 9 Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию восхвалити страдания ваша за Христа, не убоялися есте прещений лютых; но со светлыми лицами представше судилищу цареву, воздвизая всех верных воспевати вам сице: Радуйтеся, веры Христовой непоколебимии исповедницы; радуйтеся, Пречистыя Троицы дерзновении проповедницы. Радуйтеся, мучения лютая ни во чтоже вменившии; радуйтеся, страдания ваша в храмах Божиих величаются. Радуйся, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших. Кондак 10 Спасти хотя души всех одержимых нечистыми духами, не преставал еси взывати ко Господу, священномучениче Киприане, тебе бо дадеся благодать молитися за ны, да помилованы и очищены воспоем Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена твердая и крепкая ограда буди нам, священномучениче Киприане, от враг видимых и невидимых, с теплою верою и любовию к тебе прибегающих, да ограждаемы и спасаемы тобою, воспоем ти сице: Радуйся, смирением духов злобы победивый; радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый. Радуйся, от враг видимых и невидимых стено и ограждение; радуйся, Православныя Церкви преславное украшение. Радуйся, оставленных врачами предивное поможение; радуйся, прелюбимое скорбящих утешение. Радуйся, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

http://sueverie.net/o-spiritax-koldunax-...

Тогда св. ангелы будут посещать церковь и служить ей 452 Завещание (о молитвенных часах для мирян) Всегда народ пусть заботится о том, чтобы неопустительно молиться с самым рассветом, как только встанут с ложа и помоют руки; а затем уже пусть идут на дело, какое кому угодно. Пусть все заботятся о том, чтобы молиться в третий час со скорбию и трудом, или в церкви, или если не могут пойти в церковь , то дома. Это час, в который был веден на крест Единородный. Равным образом да будет молитва со скорбию в шестой час ибо тогда был разделен день мраком. Итак, да будет голос, который подражал бы пророкам и творению скорбящему. Также и в час девятый пусть простирается одно моление со славословием, как бы в подражание душам тех, которые славят Бога неложного, помянувшего святых Своих 453 и пославшего Слово Свое и мудрость Свою для просвещения их. Ибо в этот час жизнь открылась верным, потекли Кровь и вода из ребра Господа. Вечером, так как он начало следующего дня и представляет образ воскресения (конечного), (Бог) сделал, чтобы мы (Его) хвалили. В полночь пусть встают хваля и превознося Бога за (Господне) воскресение. Необходимо, чтобы муж верный, имеющий (не?)верную жену, шел и совершал молитвы в установленные часы. На заре пусть прославляют с псалмопением, поскольку Христос воскресши прославил Отца при пении апостолов. Те, которые чисты, пусть не опускают какого-либо из указанных часов молитвы 454 . Каноны Ипполита Все принадлежащие к чину христиан, должны молиться прежде всего в то время, когда встают от утреннего сна. Когда же собираются молиться, пусть умоют руки. Тоже пусть делают перед каждым своим делом. Если в Церкви есть собрание для слова Божия, то каждый пусть спешит туда на это собрание и пусть знает, что слушание слова Божия нужно ставить гораздо выше наслаждения всем блеском этого мира, и что тот понесет большой убыток, кому когда-либо нужда помешает услышать слово Божие. Пусть стараются почаще, освободившись от дел, собираться в церковь и крепко отгонять от себя ненависть к врагу, особенно если кто-либо знает грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

И если так вознаграждается крест страдальчества, терпеливо переносимый ради любви Божией, здесь на земле, то тем более вознаграждается он на небе. Кто царствует на небе? Не Тот ли, Кто пострадал на земле, Кто «претерпел Крест, пренебрегши посрамление» ( Евр. 12:2 )? Слышится на небесах некая молва, «как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, и голос многих Ангелов вокруг Престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» ( Откр. 19:6, 5:11 ). Что же они говорят? Повелевают, чтобы «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море» ( Откр. 5:13 ), готовило привет и рабский поклон некому лицу царскому, сидящему на престоле Божием. Кто же воцарился на Престоле Божием? Видит там святой Богослов Агнца, и Агнца закланного: " Взглянул, – говорит он, – и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный» ( Откр. 5:6 ). Не Тот ли, Который заклан был на Кресте копием: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра» ( Ин. 19:34 )? Воистину, Тот, говорю, Агнец, Господь наш Иисус Христос , о Котором предсказал пророк Исайя: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ). Он воистину «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ), Которому всякое создание небесное и земное рабски поклоняется и громко взывает: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр. 5:12 ). Господь наш во Святом Писании имеет и иные наименования и уподобления всесильной власти Своей. Именуется львом, так как Он победил мир и дьявола: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» ( Откр. 5:5 ). Именуется орлом, так как, взяв души святых, как бы птенцов, под крылья Свои, изнес их из ада, согласно Писанию: «Как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, простирает крылья Свои, берет их и носит их на перьях Своих» ( Втор. 32:11 ). Агнцем же наречен потому, что был заклан за всех. И когда Он восхотел показать Свою царскую славу на небе возлюбленному ученику Своему Иоанну, то показал ее не в виде льва и орла, а в виде агнца закланного, и это для того, чтобы показать, что путь к венцу и славе в небесном царствии не какой-либо иной, но заклание, раны, страдания и крестная смерть. Хорошо говорит апостол: «Видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус» ( Евр. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В эту пустыню Он, «достославный Отшельник», был веден для искушения от диавола или от сатаны, как говорит святой Марк. Замечательно, как явен становится сатана в Новом Завете, между тем как в Ветхом Завете он и учение о нем едва приметны. Там, после первого появления противника в раю, появления к тому же прикровенного, он надолго вовсе удален со сцены; во всем домостроительстве Ветхого Завета лишь кое-где виднеется мимолетное указание на то, что существует эта духовная глава царства зла (так, в Иов. 1 и Иов.2 ; Зах.3:1–2 и 1Пар.21:1 ); только два раза о нем упоминается в неканонических книгах ( Прем.2:24 ; Сир.21:30 ). То, что сатана становится более заметен в книгах Нового Завета, может быть отчасти объяснено подобием, взятым из вещей естественных: так, например, где свет сильнее, там и тени гуще. Высота и глубина – это понятия соотносительные. Правдою скорее всего обнаруживается неправда; лишь при свете любви ненависть является ненавистью; а нечестие таковым при свете чистоты; таким образом, потребно явиться высшему добру для того, чтобы мы уразумели бездну зла. Но этим не вполне объясняется молчание Священного Писания о сатане. Без сомнения, люди в то время, которое было младенческим возрастом рода человеческого, еще не созрели для принятия учения о нем. Ибо для многих это учение, принятое живо ими к сердцу, было бы слишком страшно; прежде чем они узнали о князе света, их бы устрашило существование князя властей тьмы. Таким образом, находящимся под Божественным домостроительством в Ветхом Завете и не дозволено знать слишком ясно что-либо о сатане до тех пор, пока им не дано было узреть духовным оком его, спадшего с неба, как молнию; только лишь тогда Священное Писание начинает говорить о нем ясно и не обинуясь. С этого должны мы, может быть, взять пример для обучения детей. Порядок, которого придерживался Бог в обучении рода человеческого, то умолчание, почти полное, которого Он придерживался во время младенчества рода человеческого, может с успехом быть применено к детям, а также и к тем, чьи способности мало развиты духовно. Пишу вам, дети, говорит святой апостол Иоанн, потому что вы познали Отца ( 1Ин.2:12–13 ); и они действительно узнали от него о любви Отца Небесного; затем он продолжал: я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребываете вас, и вы победили лукавого ( 1Ин.2:14 ). Этим уже сильным дано было знать, что их брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010