Огласительное поучение тринадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание ( Ис.53:1, 7 ).] 1 . Всякое действие Христово составляет славу Вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная это, Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (см. Ин.9:7 ), но что это значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (см. Ин.11:39–44 ), но эта благодать им только ограничилась. Что же это в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (см. Мф.14:21 ), но что это в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной? Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаной, но что это в сравнении с нами, которые связаны узами грехов? А крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил. 2 . Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (см. Рим.5:17 ) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдой Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвив в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (см. Числ.25:8 ), то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, неужели не может утолить гнева на людей? (см. 1Тим.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

113 Буквальное понимание этого события, и притом как истинно чудесного, идет с самой глубокой древности, начиная с Иустина философа . Св. Иустин в своем «Разговоре с Трифоном» хотя и кратко, но характерно выразил истинно апостольское понимание истории искушения И. Христа диаволом. Вот его подлинные слова: ибо этот диавол, как только Иисус вышел из Иордана... как написано в памятных записях апостольских (т. е. в Евангелиях), пришел к Нему и искушал, и даже сказал Ему: поклонись мне, но Христос отвечал ему: иди прочь от Меня, сатана; Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Русск. перевод Творений св Иустина стр. 319 и 356). В том же буквальном смысле толковали св. Афанасий в сочинении против ариан oratio prima; св. Златоуст, Евсевий (demonstr. ev.), блажен. Феофилакт (диавол, говорит он, явился Ему в чувственном виде, посему чувственно же показывал Ему с горы и все царства), св. Амвросий – Christus quasi fortor facie ad faciem tentalur, tu per hominem; – также блаж. Августин и блаж. Иероним. Из средневековых: Фома Аквинат, Лютер и др. Из новых и новейших экзегетов: Эбрард, фон Гофман, Дедич, Небе, Кейль и др. Из русских: A. В. Горский в евангельской истории, Епископ Михаил в толковом Евангелии. 114 Именно: Гардт, Розеимюллер, Кюннель, Павлюс, Ланге думали вндеть в искусителе человека, например, священника, фарисея или кого-нибудь еще, делавшего Иисусу соблазнительные предложения. Но в устах человека такие соблазнительные предложения, какие делаются в искушениях, были бы крайне странны, чудовищны и совершенно неуместны. Достаточно вспомнить только о требовании поклонения и о соединенном с ним обещании господства над миром. В настоящее время такого объяснения, как справедливо замечает Тренч, уже все стыдатся. 116 Обыкновенно думают и говорят, что И. Христос веден был Духом из пустыни в пустыню, но это неверно. Он веден был не из пустыни в пустыню, но с берегов Иордана в пустыню (Кейль). 118 Гора Кварантана с восточной стороны возвышается почти перпендикулярно над иорданскою долиной от 171 до 215 саж.. Ha восточной же стороне этой горы находится множество пещер, населенных прежде пустынннками и анахоретами. Теперь здесь в полугоре устроен греческий православный монастырь в воспоминание сорокодневного поста и искушении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Имея в виду эту сторону искупительных страданий Иисуса Христа, ев. Матфей и указывает исполнение пророчества Исаии: Сей грехи наша носит и о нас болезнует в том, что Иисус Христос изгонял бесов и исцелял разные болезни. Позде же бывшу, повествует евангелист, приведоша к Нему бысны многи (многих бесноватых): и изгна духи словом: да сбудется реченное Исаием пророком глаголющим: Той недуги (у пророка грехи) наша прият и болезни понесе ( Мф. 8:16–17 ). 7–8 ст. Далее пророк показывает, с какою кротостью и терпением Иисус Христос будет переносить Свои вольные страдания. а) Он (той), хотя (зане) был оскорбляем (злословим, унижаем), однако не открывал уст Своих. Он, как овца (πρβατον), веден был на заклание (т. е. без ропота и сопротивления шел на страдания) и, как агнец (μνς) остается безгласным пред стригущим его, так точно и Он не открывал уст Своих (7 ст.). Действительно, по свидетельству евангелистов, Иисус Христос во время Своих страданий не роптал и не жаловался на тяжесть Своих страданий, не упрекал Своих мучителей, не препирался и не оправдывался пред Своими несправедливыми судьями. Так на допросе у Каиафы Иисус Христос ничего не отвечал на обвинения против Него лжесвидетелей ( Мф. 26:63 : Мк. 14:61 ), равным образом на суде пред Пилатом на все обвинения против Него священников и старцев иудейских и на вопросы самого Пилата отвечал молчанием ( Мф. 27:12–14 ; Мк. 15:5 ). Вот почему св. ап. Петр и говорит об Иисусе Христе, что Он, не смотря на то, что был осужден невинно, укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же Судящему праведно ( 1Пет. 2:22–23 ). б) «Суд над Ним состоялся (взятся) при полном смирении с Его стороны (во смирении Его). Однако (же) кто род Его изъяснит (исповесть)? ибо (яко τι) жизнь Его была взята с земли (вземлется от земли живот Его), притом же Он (не за Свои грехи) веден был на смерть, а за беззакония людей Моих» (8 ст.). Суд Его взятся, букв. с греч. (ρθη) поднялся, восстал против Него. И действительно, история осуждения Иисуса Христа показывает, что суд над Ним не был отправлением правосудия с целью раскрытия истины, но был скорее восстанием или возмущением судей ( Пс. 2:1–2 ; Деян. 4:25–27 ) против самой истины (Аз есмь истина – Ин. 14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Спасайся. Спрашиваешь: что нужно делать, чтобы иметь живую веру? Ответ. Христос говорит нам: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф 7:7 ). Надо просить, искать и стучаться. Надо и молиться, и трудиться, и размышлять о способах, которыми эта вера с помощью Божией возжигается в сердце. Делай же так: 1) Часто вспоминай о воплощении Сына Божия и размышляй о Нем. Ибо Он «начальник и совершитель веры» ( Евр 12:2 ). Вспоминай и размышляй, как великий Бог и Творец неба и земли ради тебя в мир пришел; как родился плотью от Девы и как Бог человеком и Сын Божий Сыном человеческим благоволил стать и нарицаться; как на земле пожил, подобно одному из убогих, и среди грешников пребывал, и как ради грешников ходил, трудился, голодал, жаждал; как хулы и поношения Бог , Ангелами почитаемый, от грешников терпел и гоним был. Вспоминай ту ночь, в которую Он скорбел, тосковал, ужасался и рыдал с коленопреклонением пред Отцом Своим Небесным, и как явившимся Ему Ангелом с небес укрепляем был: «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк 22:44 ). Вспоминай ночь, в которую учеником продан и предан был в руки беззаконных, и, связанный, веден был на сонмище, и судим был Судия всех, и по лицу ударяем, и поруган, и уязвлен, и оплеван был, и всеми оставлен был. Вспоминай то утро, в которое беззаконными людьми Своими к Пилату приведен, и, как развратник, Учитель истины пред ним оклеветан был, и от него к Ироду послан и укорен, и поруган, и осмеян был. Вспоминай то время, в которое вопили на Него народы к Пилату: «Возьми, возьми, распни Его» ( Ин 19:15 )! – и предпочли Ему Варавву, разбойника, злодея и убийцу; то время, когда «предал» Он «хребет» Свой «биющим и ланиты» Свои «поражающим» ( Ис 50:6 ); когда воины «надели на Него багряницу», и тернием увенчали, и оплевали, и тростью били, и, как царя, с поруганием приветствовали: «Радуйся, Царь Иудейский» ( Мф 27:28, 29 )! – когда на распятие, при стечении народа многого, как осужденный, веден был, и нагим ко кресту пригвожден был, и между двумя разбойниками, как злодей, повешен был, и проходящими мимо осмеян был, и когда жаждал, уксус, воинами поднесенный к Его губам, вкусил.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

LV. Помнится мне, как я однажды в разговоре с иудеями, которых считали за великих ученых, указывал на эти именно пророчества. Мой же иудейский противник возражал мне по поводу этих пророчеств, говоря, что их нужно понимать в приложении к целому народу, который был рассеян и поражен для того, чтобы вследствие рассеяния иудеев среди остальных народов можно было приобрести многих новых исповедников веры. В этом именно смысле он объяснял слова: «столько был обезображен паче всякого человека лик Его и вид Его – паче сынов человеческих!,» 141 а также слова: «они увидят то, о чем не было говорено им» ( Ис. 52:15 ), и наконец, слова: «муж скорбей, изведавший болезни» 142 . В данном случае во время спора было выставлено много оснований с целью доказать, что эти пророчества относятся к отдельному лицу и что они неправильно объясняются ими в приложении ко всему народу. Я спрашивал их, кто же этот Тот, который говорил: «он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» и дальше: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим был за беззакония наши» 143 ? Кто был и тот, который говорит: «и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:5 )? Ясно, что у пророка, который предвидел будущее и под наитием Святого Духа влагает снова в уста говорящих, ведут свою речь те, которые были во грехах и через страдания Спасителя исцелились, – все равно будут ли это люди, вышедшие из среды иудейского народа или же принадлежащие к числу язычников. Причем, великую трудность, по нашему мнению, для них составляли особенно следующие слова приводимого изречения: «ради беззакония народа моего веден был на смерть». Ведь если это пророчество нужно относить к народу, как они того желают, то как тогда может быть сказано, что он «веден был на смерть за грехи народа» Божия, если только он – не отдельное лицо от народа Божия, а составляет с ним одно? Да кто же иной, помимо Иисуса Христа, может быть тем, «язвою» Которого «мы исцелились, -» мы, верующие в Него, – Который ниспроверг «начальства» и «власти» ( Кол. 2:15 ), поработившие нас, и «подверг их позору» дерзновением на древе? В данном случае не входит в нашу задачу объяснять это пророчество во всех его отдельных частях и не оставлять в нем ничего без раскрытия. Я и так, думаю, несколько остановился на нем, конечно, по необходимости ввиду (обличительной) речи, которую ведет иудей, выставленный Цельсом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

А еще молчал, потому что вокруг Него были уши, но не было ушей, чтобы слышать ( Мф. 11:15 ). Вот некоторые суждения святых отцов о молчании Иисуса, Агнца Божия. Св. Иоанн Златоуст : «Почему же Он молчал и не давал ответа? Если свидетельство Его дел не могло склонить их, то тем менее могли сделать это слова». Так огрубели седрца судивших Иисуса. И еще другая причина, по мнению того же Златоуста: «Но Он молчал также и потому, что они сделались совершенно недостойными Его ответа: ни сон жены Пилата, ни удавление предателя, ни краска стыда лжесвидетелей, ничто иное не могло преклонить их ума». Эту же мысль высказывает и св. Кирилл Александрийский : «Христос ничего не отвечал, поскольку Он знал, что защита совершенно никакой пользы не принесет, ибо Он был судим врагами». Жалостны молчащие во страхе, велики молчащие в силе своей. Златоуст: «Молчание тех, которых ведут на смерть, должно иметь малое действие, т.к. они молчат вследствие страха. Но молчание Того, от одних слов Котораго державшие Его пали на землю [в Гефсиманском саду. – Г.Ф.], было велико». Как овца веден был Он на заклание. Сам Христос говорил: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5:5 ). Христос пришел спасти землю и наследовать ее. Божественный Наследник земли был Сам кроток, как овца. Не героем шел Он на Смерть, а как кроткая овца, веден был на жертвенное заклание. Св. Иоанн Златоуст : «Яко овча на заколение ведеся, показывая Свою кротость не только всем прочим, но и самою смертью . Мне кажется, что пророк назвал Его овцой не только потому, что Он молчал, но и потому, что Он был жертвою; и Симмах говорит: и жертва пришла для жертвоприношения». Отрок Ягве кроток, как агнец, и Он же жертвенный Агнец за грех мира. От уз и суда Он был взят. Или, в соответствии с LXX, в славянском переводе: Во смирении Его суд Его взятся. В Гефсиманском саду Иисус был заключен в узы и пребыл в них до утра. Божественный Узник, пришедший проповедовать пленным освобождение ( Лк. 4:18 ). Узы Христа в славянском переводе названы смирением Его, т.е. унижением. У блж. Иеронима: От тесноты и от суда был взят. Узы – теснота Христова. Вездесущий в Божестве и свободный странствующий Учитель на земле, Он теперь в тесноте, заключен в узы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

LV. Noмhumcя мне, как я однажды в разговоре с иудеями, которых считали за великих ученых, указывал на эти именно пророчества. Мой же иудейский противник возражал мне по поводу этих пророчеств, говоря, что их нужно понимать в приложении к целому народу, который был рассеян и поражен для того, чтобы вследствие рассеяния иудеев среди остальных народов можно было приобрести многих новых исповедников веры. В этом именно смысле он объяснял слова: столько был обезображен паче всякого человека лик Его и вид Его — паче сынов человеческих!, а также слова: они увидят то, о чем не было говорено им, и наконец, слова: муж скорбей, изведавший болезни. В данном случае во время спора было выставлено много оснований с целью доказать, что эти пророчества относятся к отдельному лицу и что они неправильно объясняются ими в приложении ко всему народу. Я спрашивал их, кто же этот Тот, который говорил: он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни и дальше: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим был за беззакония наши Кто был и тот, который говорит: и ранами Его мы исцелились? Ясно, что у пророка, который предвидел будущее и под наитием Святого Духа влагает снова в уста говорящих, ведут свою речь те, которые были во грехах и через страдания Спасителя исцелились, — все равно будут ли это люди, вышедшие из среды иудейского народа или же принадлежащие к числу язычников. Причем, великую трудность, по нашему мнению, для них составляли особенно следующие слова приводимого изречения: ради беззакония народа моего веден был на смерть. Ведь если это пророчество нужно относить к народу, как они того желают, то как тогда может быть сказано, что он веден был на смерть за грехи народа Божия, если только он — не отдельное лицо от народа Божия, а составляет с ним одно? Да кто же иной, помимо Иисуса Христа, может быть тем, язвою Которого мы исцелились, — мы, верующие в Него, — Который ниспроверг начальства и власти, поработившие нас, и подверг их позору дерзновением на древе? В данном случае не входит в нашу задачу объяснять это пророчество во всех его отдельных частях и не оставлять в нем ничего без раскрытия. Я и так, думаю, несколько остановился на нем, конечно, по необходимости ввиду (обличительной) речи, которую ведет иудей, выставленный Цельсом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Посему и таинство божественного рождения святые, пребывая в теле, могут более знать верою, нежели изъяснять. С другой стороны, и Апостол, восхищенный до третьего неба и в рай, слышал слова, которых человеческий язык не в силах произнести ( 2Кор. 12:1–4 ). Но и Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8:26 ). Итак жизнь Того, которого род или никто, или редкий может изъяснить, взята от земли, чтобы Он жил не на земле, но на небе. Или же Он отторгнут был от земли живущих, чтобы исполнилось относительно Его то, что написано в Апокалипсисе Иоанна: Я есмь первый и последний , – Я, который жил и умер: и вот живу во веки ( Апок. 1:18 ), чтобы Он, после жизни, которую вел на земле, умерши для земли, был жив для небес вечно. А присоединенное: за преступление народа Моего От поразил их , или, по LXX, от беззаконий народа моею веден был на смерть , имеет двоякий смысл. Ибо или преследователей и преступников из народа Своего Он поразил Своею смертию: или, по причине тяжести грехов народа, который всегда считал Своим собственным, веден был на смерть, чтобы Своею смертию возвратить их к жизни. Он дал нечестивых за погребение Свое, и богатого за смерть Свою; или наихудших за погребение Его, и богатых за смерть Его: давая разуметь тот и другой народ, так что нечестивые и наихудшие, которые прежде не имели познания о Боге, указывают на множество язычников; а богатые, у которых были Завет и Законоположение и Пророки ( Рим. 9:4 ), указывают на народ иудейский. Следовательно Господь пострадал и был погребен для того, чтобы из того и другого народа собрать Себе Церковь . Или должно сказать то, что книжников, и фарисеев и саддукеев, священников и первосвященников, которые прежде господствовали над народом, и изобиловали чрезмерными богатствами, Бог, после страдания Господня, предал римлянам, и подверг вечному рабству. Тот, за погребение и смерть которого нечестивые и богатые были преданы, беззакония не сделал, и обмана не нашлось в устах Его. Этого совершенно невозможно разуметь по отношению к кому либо из людей, – чтобы ни делом, ни словом он не согрешил, между тем как Писание говорит: кто чист будет от скверны никтоже, аще и един день житие его на земли ( Иов. 14:4. 5 ), и: все мы как овцы блуждали, каждый на пути своем совратился ( Ис. 53:6 ): а только по отношению к Тому, кто грехи наши понес, и за нас страдает, и изранен был за беззакония наши, и поруган был за преступления наши, язвою которого мы исцелились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ирина 3 мая 2012, 18:22 Благодарю Тебя, милостивый и милосердный Господь, что Ты нашел меня в этом мире, вразумил и наставил на путь истинный. Благодарю Тебя, что я не такая, как эти мерзкие и Богом отверженные девицы - молюсь, пощусь, посещаю Храм, причащаюсь Святых Христовых тайн, чего они все лишены. Поэтому спаси меня и сохрани Твоею милостью! А этим мерзким девицам да будет по делам их! И никакого к ним снисхождения! Современная фарисейка. Anna 3 мая 2012, 11:42 Гораздо проще, в момент преступления вызвать милицию и остановить правонарушение, а затем собраться всем приходом и помолиться, попросить помощи у Господа. Но сам акт преступления не муссировать в прессе, не обсуждать на православных сайтах, не делать из преступников мучеников и героев. Но главное, не брать на себя функции карательных органов. Пусть решает суд, сколько и кому дать, а не священник. Мы - церковь распятого Христа, а не прокурорский корпус и не адвокатура. В любой драке, в любой дискуссии следует не забывать слова Апостола Павла: Но Господь сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " . И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. (2Кор.12:9). И еще очень важная мысль, которая нам дает повод не только для размышления, но и для подражания: А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. (Деяния 8:32). Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Исаия 53:7). Так и Церковь наша выдержит все испытания, если будет Телом Христовым, но не Пилатом и не толпой, орущей: " распни Его! " . Anna 3 мая 2012, 11:33 Прочла на Яндексе о новых акциях возле храма Спасителя и вот что подумала. Нам срочно нужно менять тактику в борьбе с противником. Со стороны хорошо видно, что кто-то пытается вызвать столкновение между верующими и молодежью, неопытными и горячими мальчишками и девчонками, отстаивающими " дело любви " и свободы. Это с одной стороны, а с другой - скомпрометировать Церковь и Патриарха. Я не политик, но понимаю, чем больше мы будем возмущаться и бросаться на защиту храмов и святынь, тем больше будет возникать соблазн " подразнить попов " , тем больше будет нагнетаться обстановка нетерпимости с той и другой стороны. Ибо среди верующих тоже немало горячих голов, готовых в любую минуту кинуться в бой. Зло будет нарастать, что, естественно, приведет к пролитию крови.

http://pravoslavie.ru/53184.html

  Бывает, что человек по заслугам своим и по законам осуждается на смертную казнь. И ведут его за город, и следует за ним множество народа, и на определенном месте принимает казнь. От этого позорища обрати, христианин, ум свой и размышление к страшному и ужасному позорищу спасительного Христова страдания. Так Христос, Сын Божий, был судим и осужден на смерть. Но неправедно и неповинно был веден Он на смерть, как овца на заклание, и шло за Ним великое множество народа (Лк. 23:27). И за городом выведен был на место смерти, и там между двумя злодеями претерпел крестную и смертную казнь. Ужасное и умилительное позорище! Сын Божий и Господь славы, как злодей, был осужден и веден на смерть, и смертную казнь принял! От кого? От злых рабов Своих! За кого? За непотребных рабов Своих! Рабы согрешили, и наказание претерпел Владыка! Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5). Где? Вне врат Иерусалимских! Перед кем? Перед очами Божиими, ангельскими и человеческими. Видишь, христианин, страшное и ужасное позорище. Смотри же и рассуждай о причине его! Причина тому – грехи наши. Так и мои, и твои, и всего мира грехи очищались. Так правда Божия удовлетворялась, которая грехами мира была раздражена! Так Бог с миром примирялся и мир с Богом! Так оправдание нам, грешным, заслуживалось, и спасение вечное соделывалось! Так от пленения и власти диавольских, адского мучения и вечной смерти избавлялись мы! Так восход на небо готовился нам, и небесное царствие, грехами нашими закрытое, открывалось, и все, что во Адаме мы потеряли, возвращалось! Во Адаме мы диаволу и власти его темной подверглись – а через Христово страдание от него избавились. Во Адаме согрешили мы и прокляты стали – а через Христово страдание оправдание и благословение Божие возвратилось нам. Во Адаме мы умерли и погибли – а Христовым страданием ожили и спаслись. Во Адаме мы от Бога удалились, а Христовым страданием к Богу привелись. В Адаме мы из рая изгнаны – а Христовым страданием в рай не земной, а небесный возвратились. Во Адаме мы обесчестились и посрамились – а через Христово страдание почтены и прославлены. Во Адаме мы всего добра лишились и во всякое бедствие и окаянство впали – а Христовым страданием всякое добро получили и от всякого злополучия избавились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010