«Индийский пантеизм в своей чрезвычайной фантастичности, взятый абстрактно, также получил такое развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его фантазии и которое придает ей некоторый интерес, а именно то, что Брама, единое абстрактного мышления, обретая облик Вишну, а особенно форму Кришну, переходит в третье – в Шиву. Модус, изменение, возникновение и прехождение, вообще область внешнего – вот определение этого третьего. Если эта индийская троица соблазнила кое-кого сравнивать ее с христианской, то мы должны сказать, что хотя в них можно распознать общий им элемент понятийного определения, однако существенно осознать более определенно различие между ними; это различие не только бесконечно, истинная бесконечность и составляет само это различие. Третий принцип есть по своему определению распад субстанциального единства, переход его в свою противоположность, а не возвращение его к себе, – он скорее лишенное духа, чем дух. В истинной же троичности имеется не только единство, но и единение, заключение (der Schluss) доведено в ней до содержательного и действительного единства, которое в своем совершенно конкретном определении есть дух. Указанный выше принцип модуса и изменения, правда, не исключает вообще единства. Так, в спинозизме именно модус, как таковой, есть неистинное, и лишь субстанция есть истинное, все должно быть сведено к ней, и это сведение оказывается погружением всего содержания в пустоту, в лишь формальное, бессодержательное единство. Точно так же и Шива есть в свою очередь великое целое, не отличающееся от Брамы, сам Брама, т.е. различие и определенность только вновь исчезают, но не сохраняются, не снимаются, и единство не сводится к конкретному единству, раздвоение не приводит к примирению». (Немецкая классическая философия: Наука логики, С. 562,563. Философия от античности до современности, С. 32250 (ср. Гегель: Наука логики, С. 41 9–420).). Тоже самое подтверждает энциклопедия Брокгауза и Ефрона: «Тримурти – (санскр. Tri-murti, от tri=три и murti=образ, лицо, тело) – индийская троица, состоящая из трех богов: Брахмы, Шивы и Вишну, как трех различных форм проявления одного и того же верховного божества»; «В образе Тримурти соединены три главных верховных принципа, наблюдаемых в видимом мире – начала творческое (Брахма), разрушительное (Шива) и охраняющее (Вишну). Все три существуют в одном божестве и одно во всех трех, подобно тому как веда делится на три части и все-таки остается единой. Все они содержат в себе одно существо, которое является Парамой (верховным), Гухьей (тайным) и Сарватмой (душой всего мира)»; «Изображается Тримурти в виде существа с тремя головами: посредине Брахма, справа Вишну, слева Шива. С идеей христианской троицы индийская Тримурти очевидно ни по существу, ни по происхождению не имеет почти ничего общего». (Энциклопедический словарь, Брокгауз и Ефрон, «Тримурти »).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Рис. 77. Великая богиня-мать, в позе роженицы С женскими божествами соотносились деревья – отражение архетипа порождающего и кормящего начала, воскресения, преодоления смерти. На печатях, табличках часто встречаются изображения деревьев на ограниченном пространстве, окружённые оградой (см. рис. 78). Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с изображением святилищ 657 . Деревья наделяли магическими способностями, предполагалось, что они насыщены особой, магической энергией. Кроме того, они почитались как обиталища божеств и даже как их воплощения. Рис. 78. Печать с изображением великой богини-матери и священного дерева, окружённого оградой Ещё одним объектом почитания, связанного с культом плодородия, были змеи. Змеи – это существа, тесно связанные с землёй. Они достаточно часто встречаются на изображениях: их можно увидеть извивающимися у ног богини, под деревом, у трона божества и т. п. Кроме того, существует устойчивая ассоциация змеи с водой. Вода – также источник жизни и плодородия. Змеи считались покровителями быта, семьи, жилищ и селений. Современный индуизм наследовал это трепетное отношение к змеям, сохранив их почитание. Религия Вед Вторая духовно-культурная традиция, оказавшая огромное влияние на религиозную жизнь Древней Индии, была связана с ариями. Арии (от санскр. aryja – букв. «верный», «благородный») 658 застали в Индии угасающую протоиндийскую цивилизацию. Их движение вглубь Индостана было не единовременным событием, а растянулось на целые столетия. Главным образом арии осели в бассейне реки Инд, в районе современного штата Пенджаб. Постепенно они продвигались на новые территории, осваивая земли и перенимая у местных жителей технические, в частности земледельческие, знания и культурные идеи. Территория между Гангом и его притоком Джамной стала сердцем Арьяварты (букв. «обитель ариев») – страны, где складывалась классическая индийская культура. Комплекс религиозных представлений древних ариев принято именовать ведической религией или религией Вед . §2 Общая характеристика религиозных представлений

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И т. д. Критерии и стимулы здесь должны быть временные и условные. И это только расчистит почву для абсолютности нравственного творчества и морального труда. Оскар Уайльд где-то хорошо определил англиканскую церковь как такую, где у алтаря стоит не верующий, а идеальный апостол – ап. Фома. Это можно повторить обо всем человечестве. Оно тоже, не веруя, стоит у алтаря вечных ценностей и истин и, как во времена апостолов, требует знамений и премудрости, ищет осязательных доказательств там, где уместно лишь слушаться непосредственных внушений горящего и трепещущего сердца. Ему мало внутреннего самосвидетельства истины и добра, – нужны еще пышные и непреложные подпорки, ему мало, что идеал высок и свят, нужно еще, чтобы он был стихийно необходим, чтобы было гарантировано хилиастическое блаженство. Уверует ли человечество, поставит ли оно свободу и творчество выше необходимости и понимания? И когда? От этого зависят свет и тени будущего. 102 Имеется в виду убеждение Лютера в том, что окончательное спасение человека (или отсутствие такового, т. е. окончательное божественное проклятие) определяется Богом заранее, в силу наличия или отсутствия благодати на данной личности, и никак не зависит от поступков человека в течение его жизни. 104 Нирвана (санскр. – угасание, успокоение) – центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений, слияние с Абсолютом (Брахманом). В буддизме – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в этом состоянии происходит «устранение» личности как чего-то самостоятельного на фоне Абсолюта. 105 Закрытое торговое государство (нем.) – центральное понятие философии общества Фихте, обозначающее идеальную модель государства. 107 Имеется в виду Руссо (Rousseau) Жан Жак (1712–1778) – французский писатель и философ, представитель сентиментализма, осуждавший с позиций деизма официальную Церковь и религиозную нетерпимость. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. 109 Критика провиденциалистической философии истории содержится, главным образом, в «Vom anderen Ufer» (T. 5), в «Концах и началах» (Т. 10) и статье об Оуэне (Т. 9 женевского изд.). 111 На это противопоставление «разума» и «сознания» нужно обращать обостренное внимание при анализе мировоззрения Толстого. 112 Соллогуб Владимир Александрович (1813–1882) – граф, русский писатель, автор повести «Тарантас» (1845), содержащей меткие зарисовки провинциального быта. 113 Бердсли (Бердслей, Beardsley) Обри (1872–1898) – английский рисовальщик, создавший своеобразный стиль болезненно-хрупких рисунков, отличающихся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к «Саломее» О. Уайльда, 1894), один из создателей графики стиля «модерн».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

374-376 «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити 376-377 377-379 МАНУИЛ (Лемешевский Виктор Викторович; 1884 - 1968), митр. Куйбышевский и Сызранский, историк Церкви 379-383 383-384 384-385 385-386 386-387 387-397 397-401 401-402 402-403 403-405 405-407 МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) 407-408 408-409 МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе 409-410 410-413 413-416 416-417 417-418 418-419 МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) 419-421 МАРА Мара [санскр. - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них 425-426 421-424 424-425 426-427 МАРАЕВА Анна Васильевна (урожд. Волкова; 1845-1928), деятельница старообрядческого федосеевского согласия 427-428 428-431 «МАРГАРИТ» некалендарный гомилетический сборник, состоящий из слов свт. Иоанна Златоуста и приписываемых ему произведений 431-433 МАРГАРИТА (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866-1918), игум., прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 433-435 МАРГАРИТА (Закачурина Маргарита Ксенофонтовна; 1884-1937), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (ок. 1046 - 1093), св. Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви (пам. 16 нояб.), королева Шотландии, супруга шотл. кор. Малькольма III Канмора (1058-1093) 436-440 440-441 МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

122 Богомилы – участники антиклерикального движения, зародившегося в Болгарии в X–XV веках. 123 Греческое слово βαπτζω означает «погружать», «окунать». 124 Литýргика – богословская дисциплина, изучающая христианское церковное богослужение, где главное место занимает Божественная Литургия. 125 На большинстве икон Божией Матери имеется изображение Богомладенца Христа. Икона Божией Матери, собственно, и есть исповедание Боговоплощения. Однако народ перед этими иконами обращается молитвенно именно к Пречистой Деве, что само по себе свято и праведно, но в тени оказывается Христос. Люди порой даже и не знают, что именно Он – Ходатай Нового Завета. 126 Приóр (лат. prior – «первый, старший») — настоятель небольшого католического монастыря. 127 Волжские болгары – одно из болгарских племен, составившее основу населения Волжской Болгарии. Пришли во второй половине VII века в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье из Приазовья после распада Великой Болгарии под натиском хазар, вытеснив при этом местные племена на запад. В настоящее время считается, что волжские болгары участвовали в этногенезе таких современных тюркских народов ВолгоУральского региона, как татары, чуваши и башкиры. 128 На церковнославянском это звучит так: «Яко отроча родися нам, сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме его: и нарицается имя его: велика совета ангел, чуден, советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, отец будущаго века». 129 Мф.18:23 . 130 Быт.49 . 131 Мюнцер Томас (Фома) (ок. 1490–1525) — радикальный проповедник времен Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной Церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века). 132 Ян Лéйденский (ок. 1509–1536) — вождь мюнстерских анабаптистов. 133 Аватара, иногда – аватар (санскр. — «нисхождение»), — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Упанишады(санскр. «сидение около», то есть вокруг учителя, впоследствии слово приняло смысл «тайное знание») — духовные наставления учителей, древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного смысла; являются главным источником Веданты. В разные сборники Упанишад входит разное число текстов, от 50 до 108, созданных в VI в. до P.X.–XV в. по Р.Х. Это наиболее сложные из индийских религиозных текстов. Так, в самих Упанишадах предписано в разные периоды жизни (ашрамы) читать особую литературу: в детском возрасте Веды, будучи главой семьи — брахманы-комментарии, в зрелом возрасте отшельники могут читать араньяки (лесные книги), и лишь отрекшиеся от мира нищие странники к концу своей жизни должны быть заняты мудростью Упанишад. Как видно, эти тексты по глубине и сложности явно не рассчитаны на массового читателя. Беда в том еще состоит, что английские колонизаторы не создали в Индии системы образования, и к моменту получения Индией независимости в 1947 году только 6 % индийцев (18 млн. из 296 млн.) имели хоть какое-нибудь образование. Даже в конце ХХ века половина населения Индии не умела читать. На Цейлоне, однако, уровень грамотности гораздо выше: грамотными были 80 % взрослого населения в 1974 году. 145 Aшoka(III в. до Р.Х.) — древнеиндийский император, обратившийся в буддизм. Его стараниями буддизм не только распространился в Индии, но стал практически государственной религией и из нее распространился на соседние страны. В самой же Индии влияние буддизма постепенно ослабевало, а после захвата Индии мусульманами и разрушения ими двух главных буддийских университетов буддизм практически исчез. 146 К настоящему времени численность населения Индии возросла в три раза и составила в 2002 году 1 млрд. 50 млн.; данные о 361 млн. человек относятся к 1951 году. 147 Преподобный Иоанн Рыльский(ок. 876–946; память 18/31 августа, 19 октября/1 ноября) — великий болгарский святой, чудотворец, покровитель Болгарии. В молодости после смерти родителей принял монашеский постриг в Руенском монастыре на Осоговской горе и сразу стал подвизаться в отшельничестве: сначала в убогом шалаше, а затем 12 лет в пещере. Когда его пещеру облюбовали и заняли разбойники, он нашел себе приют в дупле огромного дуба в диких дебрях на горе Рила. Уже седовласого старца, незадолго до кончины его чудесным образом нашли пастухи; слава о совершаемых им чудесах разнеслась по всей Болгарии и за ее пределами, и святой помогал всем приходящим к нему. По смерти тело преподобного не проявляло признаков тления и сильно благоухало. Святые мощи его непрестанно являют чудесную помощь притекающим к ним. Некоторое время они находились в Венгрии, затем в Тырнове, а с 1469 года покоятся в Рыльском монастыре. 148

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Учеником Тзонкапы является также Бамс-чен-чос-дже, иначе Шакья-сес. Мы знаем, что он, когда китайский император Юн-ло из мингской династии призвал Тзонкапу к своему китайскому двору, вместо него пошел в Китай, как его представитель, и действовал там, главным образом, как учитель калачакры. Возвратившись в Тибет, он под руководством своего учителя Тзонкапы основал монастырь Сера (1417). К драгоценностям этого монастыря, где, между прочим, находится вынесенный из Персии волшебный жезл (вачра), он прибавил принесенные с собою из Китая драгоценные предметы: изображение Шакья-муни и 16 ставир, в виде небольших, вырезанных из сандалового дерева фигур, которые сохраняются теперь в особых футлярах, а также «чудесные экземпляры Канджура», потому что в период Юп-ло (1400) в Китае действительно было составлено великолепное издание Канджура. Экземпляры листов этого издания принадлежат теперь к величайшим драгоценностям королевской библиотеки в Берлине. 6 Бамс-чев-чос-дже ходил еще раз в Китай и имел там такой успех, что его биограф вполне мог сказать, что теперешнее распространение галданской секты в Китае есть его дело. Он умер в Китае в 1434 году, будучи 84 лет от роду. Из толпы учеников, которые собрались около Тзонкапы, два замечательны тем, что их перерождения продолжают существовать и теперь в обоих иерархах желтой секты, в так называемых Далай-Ламе и Панчен-ринпоче: это – Ге-дун, племянник Тзонкапы и уже упоминавшийся Кас-груб-дже. Первый мог считаться, как первый Гиал-ба (санскр. джина), это – древний титул князя секты, впоследствии названного Далай-Ламой, а с 1439 г. до РХ он считается воплощением бодисатвы Падмапани. Он, как рассказывает предание, по внушению богини Ламо основал монастырь Крашилунпо, первым настоятелем которого считается Кас-груб-дже, монастыря, который давно уже известен в Европе под названием «Теешоо лоомбо». Главным монастырем Гедуна гиал-ба был Нам-ргиал-чос-сде на горе Потала, к северо-западу от Лассы. Преемство ламайских иерархов обыкновенно называется хубилганским, от монгольского слова «хубилган», которое есть перевод тибетского «прулба». В великом ламе Лассы возрождается прулба бодисатвы Падмапани или Аволокитешвары; в Панчене Крашилунпосском, который значительно превосходит по святости Далай-ламу, воплощается прулба будды Амитабы; впоследствии мы увидим, что в Тибете и Монголии число перерожденцев очень умножилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

8 Cateches. 18 de Eccles. n. 20. Ed. Par. 1720. Cf. Eliae Cret. Comment. in S. Greg. Naz. Orat. LII. In Gr. Naz. Opp. Col. 1690. II . p. 1304 D: Eccle sia autem aptissimo vocabulo appellatur, quod simul omnes eos, quibus salus cordi est, vocet et colligat, velut in Levitico ait Dominus, Et omnem congregationem voca, et collige ad fores tabernaculi testimonii. Sciendum est porro hanc vocem κκλησαν tum primum a scriptura usurpatum esse, cum Dominus Aaronem sacerdotem constituerat. 10 «Неприлично утверждать», пишет св. Ириней Лионский , «что они (Апостолы) проповедовали прежде чем получили «совершенное знание», как осмеливаются некоторые говорить, выдавая самих себя за исправителей Апостолов. Ибо по воскресении нашего Господа из мертвых и они облечены были свыше силою нисходящего Св. Духа». Наег. III. I. § 1. 11 Даже о Пр. Деве св. Амфилохий пишет, что, во время крестных страданий Господа, Она μηδπω τν δναμιν τς ναστσεως εδυα. S. A mphil. E. Icon. Orat, in Dom. occurs. Ed. Combef. Par. 1644. p. 35. Знаменательно, что Пр. Дева Мария не знала силы, т.е., значения Христова воскресения. 12 Θες λγεται, δι τ τεθεικναι τ πντα τ αοτο εξουσα ασφαλεα και δι τ θειν, οπερ στ τρχειν και κινεν κα κυβερνν και ζωογονεν τ πντα. Эти слова св. Амфилохия, е. Иконийского, показывают, что высказываемые нами соображения представляют собою совсем не то, что называется «академическим соображением», а нечто более реальное. S. Amphil. Орр. Ed. Combef. Paris. 1644. pag. 154. О санскр. dyaus здесь и помину нет! 16 Сильв. Архим. Учение о Церкви в первые три века христианства. Исторический очерк. Киев. 1872. Стр. 8. 18 «Слово стало плотию», дабы как Слово Божие имело начальство на небесах, так имело начальство и на земле.., дабы свет Отца сошел на плоть Господа нашего и от Его сияющей плоти перешел на нас». Iren. Haer. IV. 20. §2. 19 Chrys. Inep. ad Eplies. С. I. hom. III. Орр. ed. Montf. P.ir. 1838. XI. 22; рус. пер. стр. 42. 26 По причине грехопадения тело человека в настоящей жизни далеко не является послушным орудием лучших проявлений человеческого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Наконец, способность человека к творчеству является отображением творческой способности самого Творца. Бог является «делателем»: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», — говорит Христос (Ин. 5:7). Человеку тоже заповедано «возделывать» рай (Быт. 2:15), то есть трудиться в нем, обрабатывать его. Человек не может творить ех nihilo («из ничего»), но он может творить из материала, созданного Творцом, а материалом для него служит вся земля, где он господин и хозяин. Не столько мир нуждается в том, чтобы человек улучшал его, сколько сам человек нуждается в приложении своих творческих способностей для уподобления Богу. Некоторые Отцы Церкви отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ — это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие — то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (Иоанн Дамаскин) [ 95 ]. Все свои способности человек должен реализовать в «возделывании» мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский [ 96 ]. Душа и тело О том, что в человеке есть не только материальное, но и духовное начало, знали все древние религии, однако соотношение этих начал понималось по-разному. В дуалистических религиях материя представляется изначально злой и враждебной человеку: манихеи даже считали сатану создателем материального мира. В античной философии тело — тюрьма, в которую заключена душа, или могила, в которую она зарыта. Так, Платон производит термин soma (тело) от sema («могильная плита», «гроб»): «Многие считают, что тело подобно могильной плите, скрывающей погребенную под ней в этой жизни душу… Душа терпит наказание… а плоть служит ей оплотом, чтобы она могла уцелеть, находясь в теле, как в застенке» [ 97 ]. Древнеиндийские философские системы говорят о переселении душ из одного тела в другое, в том числе из человека в животное (и наоборот): «Как, сбросив старые одежды, человек берет новые, другие, так, покинув старое тело, входит душа (санскр. dehih — дух) в новое, другое», — читаем в «Бхагавадгите» [ 98 ]. Учение о метемпсихозе (перевоплощении) было отвергнуто всей древне-церковной традицией как не соответствующее не только Божественному Откровению, но и здравому смыслу: человек, обладающий разумом и свободой воли, не может превратиться в неразумное животное, потому что всякое разумное бытие бессмертно и не может исчезнуть. Кроме того, учение о том, что человек на земле терпит наказание за свои грехи в прежних жизнях, противоречит понятию о благости Бога: какой смысл в наказании, если человек не знает, за что он его терпит (ведь люди не помнят свои прежние «существования»)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

17б. 5, 3 (Σανδροττος); 9, 9 (здесь рукописное чтение – ς νδροτον, которое исправляют на ς Σανδροττον; у одного и того же автора, 17а и 17б, имя передается, во всяком случае по рукописным чтениям, по-разному). 18б. (νδροττος, Андрокотт; и у Плутарха, «Александр», 62, дважды читается νδροττος). 26. I, 18e (Σανδροττος; но рукописное чтение – Σανδρυττος, и может быть, -υττος – более правильная передача «гупта» в имени «Чандрагупта»). 33. XV, 4, 12–21 (Sandrocottus). Более правильной формой считается «Сандракотт», передающей имя царя «Чандрагупта». Если контаминировать Σανδρ- с -υττος в 26, то получится еще более правильная форма Σανδρυττος=Σανδρυττος=Σανδραγοπτας, т. е.=«Чандрагупта» (в греческом звук «ч» передавался сигмой), санскр. Çandragupta(s) – знаменитый царь в Индии Чандрагупта (после 322 или 320 или 317 или с 315–313 – по 298 или 293 или 291 гг. до н. э.), основатель династии Маурьев и первой в Индии огромной империи от Бенгальского залива до Инда (в северной части Индии), со столицей в Паталипутре (Палимботры=нын. Патна), где до этого царствовал последний из династии Нандов (см. Ксандрам), которого он сверг с престола (и убил). Сообщаемая античными авторами легенда о том, как Чандрагупта достиг царской власти, известна по индийским источникам несколько в иных версиях: Чандрагупта был низкого происхождения (как и Ксандрам; по одной версии, он – сын царя Нанды); по другой версии, Маурьи были кшатрийским родом (см. касты) из Магадхи (ядро империи, где была столица); брахман Чанакья (Каутилья) из Таксилы (в Пенджабе, откуда, по одной версии, происходил и Чандрагупта и где, по Плутарху, «Александр», 62, он в молодости видел Александра Македонского), оскорбленный царем Нандой в Паталипутре и решивший отомстить ему за это, предоставил Чандрагупте войско; эта первая попытка свергнуть Нанду окончилась неудачей, Чандрагупта был схвачен, но бежал; при второй попытке Чандрагупта одержал победу и сверг Нанду. После воцарения Чандрагупта, изгнав остатки греко-македонских войск на западе Индии, овладел Пенджабом и очень расширил свою империю (в северной части Индии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010