святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский 1. Почему Павел, успевший так убедить афинян, что они говорили: " об этом послушаем тебя в другое время " , и тогда как не было опасностей, спешил оставить Афины? Вероятно, он не ожидал здесь большой пользы; а с другой стороны, он был веден Духом в Коринф. " Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток " (Деян.17:34; Деян.18: 1-3). Точно, как я сказал, он был веден Духом в Ко­ринф, где должен был остаться. Афиняне, хотя и любили слушать новости, но не были внимательны (к проповеди); они не показывали никакого усердия, а старались только о том, чтобы постоянно иметь какой-нибудь предмет для разговора; это и было причиною, что они отступили (от Павла). Но если у них был такой нрав, то почему они обвиняют его, что он " проповедует о чужих божествах " (Деян.17:18)? Потому что это (учение) для них было весьма непонятно. Впрочем, он убедил Дионисия Ареопагита и некоторых других. Те, кото­рые заботились о благоустроении своей жизни, скоро приняли слово; а прочие нет. Павлу казалось достаточным, что он по­сеял по крайней мере семена; а тогда протекла уже большая часть его жизни, так как он скончался при Нероне. Между тем воздвигнуто было Клавдием гонение на иудеев, хотя и издалека, но не напрасно, чтобы, хотя таким образом вразумить их: из Рима они были изгнаны, как люди вредные. Потому по устроению (Божию) случилось то, что (Павел) от­веден был туда, как узник, не затем, чтобы быть изгнан­ным оттуда, как иудей, но чтобы остаться там и действовать под стражею. " Остался " , говорит (писатель), " у них " . Так, какое нашел он оправдание – жить с ними? Здесь особенно требовалось, чтобы он не брал (содержания от Церкви), как он сам говорит: " дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы " (2Кор.11:12); потому и устрояется, что он живет здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1694...

Далее следует пение тропаря празднуемому святому и чтение кафизм. После кафизм, псалом: Помилуй мя Боже, чтение и пение канона и хвалитных псалмов.... чтение великого славословия, эктения просительная, сугубая и отпуск. Во время утрени да размышляет каждый христианин, как Господь от первосвященника Анны веден был к Каиафе и от полунощи даже до утра за наши грехи волею претерпел там лютые томления, заушения, оплевания, поругания и ударения по ланитам 110 . Первый час С утренею не раздельно соединяется первый час. Час сей соответствует нашему 7-му часу утра; почему начало дня церковь и постановила освятить молитвою. «В совершении первого часа церковь наставляет размышлять о том, как в первый час дня Спаситель наш от Каиафы веден был к Пилату, и там Он, Судия всего мира, оклеветан был от беззаконных архиереев и старцев иудейских. Богослужение 1-го часа состоит из трех псалмов: в 1-м: Глаголы моя внуши Господи, пророк Давид изображает ревность свою о благочестии и отвращение от нечестивых. В 2-м: Господи прибежище, приписываемом пророку Моисею, изображается вечность и величие Творца, краткость и непостоянство жизни человеческой. В 3-м: Милость и суд, пророк Давид воспевает милость и суд, дает пред Богом свое обещание удаляться от нечестивых и приближать к себе одних верных. Потом, после некоторых кратких, заключительных молитв, священник выходит из алтаря пред царские двери и молится к Спасителю, чтобы Он знаменовал на нас свет лица Своего, и исправил стопы наши к деланию заповедей своих молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых. В ответ на сие лик поет песнь, составленную греками в честь Богоматери, не однократно избавлявшей их от лютых врагов. Песнь сия Взбранной воеводе победительная... По-русски песнь сия читается так: «Мы, рабы Твои, Богородица, как избавленные от несчастий, приносим Тебе, военачальнице, одерживающей верх в брани, песни победные, благодарственные. Ты же, как имеющая державу непобедимую, освободи нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе, радуйся Невесто неневестная». Объяснение литургии Златоустого

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Деян.8:32 .  А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Сво­их.: Деян.8:33 .  В уничиже­нии Его суд Его совершил­ся. Но род Его кто раз­ъяснит? ибо вземлет­ся от земли жизнь Его. Упоминаемое здесь место Писания находится в Ис.53 и передается точно по переводу LXX, что свидетельствует о том, что читал евнух книгу пророка на этом переводе, распространенном тогда более всего в Египте. Как церковь иудейская, так и древнехристианская единогласно относили приведенное место к Мессии – Страдальцу за грехи мира (ср. Мф.8:17 ; Мк.15:28 ; Ин.12 и д.; 1Пет.2 и д.). Смысл этого места таков: «как овца, Он веден был на заклание» (при жертвоприношении), «и как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» (т.е. для жалоб, или порицания и выражения сопротивления). «В уничижении Его» (при страданиях) «суд Его совершился» (т.е. суд, совершившийся над Ним, был судом, на который Он Сам обрек Себя взятием греха всех людей). «Но род Его» ( γενεν) «кто изъяснит?» ( «род», т.е. Его рождение, происхождение – вечное от Отца, без Матери, и во времени от Матери без Отца). «Ибо вземлется от земли жизнь Его...» В связи с предыдущим это последнее выражение означает: «кто изъяснит, что при таком неизъяснимом происхождении, при такой непостижимости этой жизни ей суждено было взяться от земли, т.е. прерваться в страданиях на кресте (это намекается несколько формою самого выражения – «вземлется от земли...»). Деян.8:34 .  Евнух же сказал Филиппу: про­шу тебя ска­за­ть: о ком про­рок говорит это? о себе ли, или о ком другом? «Евнух же сказал Филиппу...» – αποκριθες δ ο ευνοχος τ Φιλππω επε... – «отвещав же каженик к Филиппу рече», точнее по-русски: «евнух же сказал Филиппу в ответ...» «Прошу тебя...» – т.е. объяснить. Деян.8:35 .  Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, бла­го­ве­с­т­вовал ему об Иисусе. «Отверз уста свои...» – ανοζας... τ στμα... открыв уста... – некоторая торжественность речи для указания особой важности благовестия Филиппа об Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прочие же животные — земные и воздушные, у которых есть голос, имеют дыхание и душу. Все растущее и умаляющееся можно назвать живым потому, что живет и растет, но нельзя сказать, чтоб все такое имело душу. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и одушевлены, каковы Ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание, каковы люди; иные имеют дыхание и душу, каковы животные; а иные имеют только жизнь, каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но и прочее все без жизни быть не может» ( Преподобный Антоний Великий. Наставления//Добротолюбие: В 5 т. 3-е изд. Т. 1. М., 1895. С. 93). 110 Фарсы(фарси, парсы, персы) — зороастрийцы, в Х веке после завоевания Персии арабами поднявшие антимусульманский мятеж и переселившиеся на север Индии. До сих пор их замкнутая община существует и процветает в материальном плане. В 1976 году в мире было 130 тысяч парсов, более половины из них жили в Индии (77 тысяч), 25 тысяч в Иране, 23 тысячи в США и 5 тысяч в Пакистане (см.: Элиаде М., Кулиано И.Словарь религий, обрядов и верований. С. 149). 111 Траванкор(Керала) — штат на крайнем Юге Индии. 112 Фурия(от лат. furore — «неистовствовать») в римской мифологии богиня мести. 113 Гаутама Буддародился в княжеской семье в Индии. Точная дата его рождения неизвестна, в многочисленных древних биографиях Будды она варьируется: от IX до III века до Р.Х. Бросив любящую молодую жену и маленького сына, он семь лет скитался. По другой версии, у него были две жены: «В шестнадцать лет Сиддхартха [собственное имя Будды], взяв в жены двух принцесс, вел беззаботную жизнь в отцовском дворце… Пробудившись среди ночи и глядя на истомленные тела своих спящих сожительниц, он вновь осознал бренность всего земного» ( Элиаде М., Кулиано И.Словарь религий, обрядов и верований. С. 69). Разочаровавшись после долгих скитаний и нищенствования в аскетическом образе жизни, поняв тщетность самоистязания, он, сидя под деревом бодхи (познания), внезапно прозрел, стал буддой (санскр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Космологический аргумент (от греч. κσμος – Вселенная, мир и λγος – знание, наука) – попытка доказать бытие Бога исходя из того, что цепь причин и следствий во Вселенной не может простираться бесконечно в прошлое. В ней должно существовать начало – «первопричина», и эта первопричина – Бог. Аргумент был сформулирован в Средние века арабским философом и врачом Авиценной (980–1037), а также Фомой Аквинским (1225–1274) в его известном трактате «Сумма теологии». Критический разбор дан в «Критике чистого разума» Канта. Логос (греч. λγος – слово, мысль, разум) – понятие древнегреческой философии, введенное Гераклитом и истолкованное стоиками в смысле всеобщей закономерности, мирового разума. У Филона, неоплатоников и гностиков греческая идея Логоса сливается с представлением о вечной божественной силе – Божией творческой мысли и слове, которые созидают мир и поддерживают его. В христианстве учение о Логосе только внешне напоминает античное. Св. Иоанн Богослов (см. Ин.1:1–14 , 2Ин.1:1 и др.) называет Логосом Сына Божия – Вечное и Ипостасное Слово Божие. Бог Слово существует вечно в Отце и с Отцом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ). Майя (санскр. – иллюзия) – согласно учению индийской философской школы веданты, а также некоторым течениям буддизма (школа майявада), иллюзорность, призрачность материального мира, поскольку его реально не существует. Майя является самообманом (авидья) души, которая забыла о своем единстве с духовным абсолютом (брахманом) и вынуждена скитаться через бесконечные перевоплощения в этом мире (сансара). Материализм (от лат. materialis – материальный) – философское учение и мировоззрение, согласно которому существует только материальный мир. Материализм считает материю изначальной субстанцией мира и основой любого бытия и отрицает существование Бога, а также любого независимого от материи духовного начала. Таким образом, материализм тесно связан с атеизмом и натурализмом (см.). Материалистические учения зародились еще в глубокой древности. В европейской мысли расцвет материализма пришелся на XVIII в., когда философы Просвещения, прежде всего во Франции, стремились полностью развенчать христианское мировоззрение. Впоследствии материализм лег в основу учения марксизма и коммунизма (см. Диалектический материализм). В Советском Союзе и социалистических странах материализм был обязательной для всех идеологией правящей партии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

390 Имеется в виду В. К. Саблер (1847–1929) – российский юрист, бывший обер-прокурор Святейшего Синода (1911–1915). В 1926 г. был осужден по делу митрополита Петра. Умер в ссылке. 391 Имеется в виду Ропп Эдуард Михаил Иоганн фон (Эдуард Юльевич) (1851–1939) – российский и польский церковный и политический деятель, архиепископ Могилевский и митрополит России, трон-ассистент Святого Престола, барон. В 1919 г. был арестован и выслан из России (подробнее о нем см., напр.: Лиценбергер О. А. Римско-католическая Церковь в России... С. 344–346). 392 Ламаизм – тибетская разновидность буддизма – религиозно-философского учения о духовном пробуждении, возникшего около VI в. до н. э. в Древней Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда (санскр. – пробудившийся, просветленный). На территории России ламаизм получил распространение в Бурятии, Калмыкии и Туве. Термин был введен в научный оборот немецкими учеными XIX в. с целью подчеркнуть высокое положение лам (духовенства) в тибетском обществе. 394 Ежемесячный журнал евангелистов «Христианин» издавался с 1906 г. Закрыт правительством в 1915 г. Издание журнала возобновлено в 1924 г., прекратилось в 1928 г. 395 1920 г. в США был создан Меннонитский центральный комитет (МСС), координируюший работу меннонитских гуманитарных миссий в Европе. Для того чтобы оказывать помощь единоверцам в России, туда в июле 1921 г. был отправлен Альвин Дж. Миллер для переговоров с советским правительством. Договор властей с организацией «Американская меннонитская помощь» (директор А. Д. Миллер) был подписан в октябре 1921 г. Зарубежные меннонитские организации свернули свою деятельность в СССР в 1928 г. (см.: Назарова Т. П. Зарубежная меннонитская помошь голодающему населению Советской России в 1920-е гг.//Вестник Томского государственного университета. 2010. История. 3 (11). С. 72–79). 396 Духоборы (духоборцы) – христианская секта, одно из направлений так называемых духовных христиан. Название принадлежит архиепископу Екатеринославскому Амвросию (Серебренникову), считавшему их борцами против Святого Духа. Выступали за «божественную духовную истину», которую следует очистить от «мертвящего обрядоверия». Отрицали церковную иерархию, богослужение, таинства, почитание икон и т. д. Исповедовали пацифизм, что вызвало репрессии со стороны царского правительства. Благодаря вмешательству Л. Н. Толстого около 7500 сектантов в 1898– 1899 гг. эмигрировали в Канаду. Духовный лидер духоборов П. В. Веригин погиб при невыясненных обстоятельствах в октябре 1924 г. В постановлении АРК речь идет о его сыне П. П. Веригине (?–1939), который в 1925 г. подал заявление о выезде. Однако вскоре П. П. Веригин оказался в тюрьме «за драки и растрату кооперативных денег». По ходатайству канадского правительства в 1927 г. был все же отпущен в Канаду. Руководил общинами духоборов (см.: Рыбин С. Ф. Труд и мирная жизнь: История духоборцев без маски. Сан-Франциско, 1952).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2904 Cp. Василий B. Lib. cit. interr XVI, c. III, col. 960C. Cp. Григорий H. De vita s. patiis Ephraem Syri. T. XLVI, col. 836D. 2905 Ср. Нил C. Peristerla Sectio П. De temperantia seu abstinentia, col. 817B. Ср. Василий Β. lib. cit. T. XXXI, col. 1388D. 2909 Ср. Авва Исаия. Or. XV, c. II, col. 1142A: qui credit futurum esse· sanctorum regnum, caet ne in parvis aut minimis rebus peccet, ut fiat va& electum.... Qui credit corpus suum in die judicii resurrecturum, debet illud ab omni sorde at macula purum integrumque servare. 2910 Ср. Григорий H. De vita Moysis T. XLIX, col. 357A. De perfecta Christiani forma. T. XLVI, col. 285B. 2911 И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. V, c. ХХП, col. 239D–240A. Cp. Нил C. Tract. ad Eulogium, c. XXIII, col. 1124С. Максим И. II, 64. T. XC, col. 1005A. 2915 Ibid., col. 404AB. Cp. Василий B. Sermo ascet. T. XXXI, col. 876C–877. Ефрем C. Sermo asceticus. T. I. p. 58DEF. 2916 Ibid., col. 405A. Cp. Василий B. Sermo ascet. c. III. T. XXXI, col. 876CD– 877A; ibid., c. II, § 3–4, col. 876C-877A. Исаак C. Λ. XXXIV, σ. 217. 2922 Or. XXVIII. c. IV, col. 1199В. Ср. Григорий Н. Devita S. patris Epliraem Syri. T. XLVI, col. 836D. 2923 Contra Haereses. lib. IV, c. XIII, n. 2. T. VII, col. 108A: lex, quipped servis posita, per ea quod foris erant corporalia animam erudiebat. Uerbum autem liberans animam et per ipsam corpus voluntarie emundari docuit. 2926 Apophthegmata, § 15, col. 425C. Cp. И. Кассиан, Collat. XXIV, c. XXI, col. 1312В–1315А: Ев. Иоанн Богослов на примере охотничьего лука, не всегда натянутого, разъяснил, что необходимо иногда «облегчать строгость подвижнического напряжение некоторым послаблением». Cp. ibid. об авве Антонии, § 13, col. 77D–80A. Здесь рассказывается о том, что названный великий подвижник иногда «шутил» с братиею, чтобы их силы не напрягались сверх меры. 2930 Uerba Seniorum X. 20, col. 915D–916A. Cp. Древний Патерик § 24, стр. 195–196. И. Кассиан. Collat. I, c. X, col. 494AB. 2931 Интересно в этом случае филологическое значение греческого термина γκρατει’α. Санскр. kratus – способность; корень kreto – делать сильным, ciras–cuлa; καρηνον голова; cerebrum– мозг. Cp. Prellwitz. Etymologisches Wörterbuch der griechischen Sprache. Разумеется внутренняя сила, побеждающая тело, умственная, органом которой служит мозг. Ср. Проф. М. И. Орлов. Пасхальное огласительное поучение. Христ. Чтен. 1896. Март-Апрель, стр. 499, примеч. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Библейское учение о триединстве Божием только на первый взгляд кажется противоречивым. На самом деле понятия единства и троичности Бога пребывают между собой в удивительной гармонии и равновесии благодаря принципу «монархии» Бога Отца. Согласно святоотеческому учению, Бог Отец есть одновременно и начало Божества в Троице, и причина личного бытия Сына и Святого Духа. При этом «единоначалие Отца в Троице ни в коей степени не умаляет божественного достоинства Сына и Духа, поскольку Сын и Святой Дух по природе обладают всем, что присуще Отцу, за исключением свойства нерождённости», обращает внимание автор учебного пособия по догматическому богословию протоиерей Олег Давыденков . Догмат о Пресвятой Троице занимает центральное место в Символе веры – исповедании основных положений христианского учения, которое было утверждено на Первом (325 г.) и Втором (381 г.) Вселенских Соборах. В наше время встречаются попытки представить в качестве некоего аналога христианского учения о Троице индуистское понятие тримурти (санскр. «три лика»), объединяющее трёх главных божеств индуистского пантеона: Брахму-создателя, Вишну-хранителя и Шиву-разрушителя. Это понятие иногда пытаются выдать за «индуистский вариант» библейского учения о Триипостасном Боге. Но стоит чуть внимательнее присмотреться к этим учениям, чтобы увидеть очевидные различия. Ещё один из первых исследователей «Бхагавата-пураны» французский индолог Ж. Руссель писал, что тримурти – это описание трёх масок, которые носит, периодически меняя одну на другую, непознаваемый бог-аноним, но никоим образом не единства трёх Божественных Лиц. Предки современных индийцев (арии «Ригведы» и «Махабхараты») поклонялись триаде главных божеств Агни, Индре и Сурье, олицетворявших огонь, молнию и солнце. Но ни о каком «триединстве» в ту далёкую эпоху речи ещё не шло, это было более или менее обычное для тех времён многобожие. Идея тримурти как некоего «триединого божества» возникла в довольно поздний период (IV-XII вв. н. э.), но ни тогда, ни позже не играла значительной роли в религиозных представлениях индийского общества, а к нашему времени фактически распалась. Сейчас она используется разве что в качестве «троянского коня» при попытках атаковать христианское мировоззрение.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

его 2 мая и 24 июля. приток Трубежа, впадающего в Днепр ниже Киева с левой, московской стороны. 1015. (от санскр. «грива» — шея), собственно ожерелье, цепочка, обыкновенно золотая, носившаяся на шее в качестве украшения. Впоследствии наименование гривны стало усвояться слитку золота определенной величины (от 72 до 96 золотников), обращавшемуся в качестве монеты. 1017 году. в Польшу. 1018 года. со дня рождения соблюл нерушимым свое девство. его 15 января. апреля 1025 года. житие прп. Антония Печерского под 10 июля. 1043 году. его 14 июля. Страдание святой преподобномученицы Параскевы император Антонин Пий царствовал с 138 до 161 гг. ( < < back) синаксаристе Никодима, где сказание о преподобномученице Параскеве изложено подробно, об этом чуде говорится так. Вверженная в котел с кипящим маслом и смолою и оставаясь невредимою, святая бросила раскаленной жидкости в глаза любопытствующему императору Антонину и ослепила его, а потом, по просьбе его, возвратила ему потерянное зрение. ( < < back) кончины святой мученицы Параскевы неизвестен. Мощи ее паломник Антоний в 1200 году видел в Константинополе, а церковь ее существует там и доныне. Она находится на левой стороне Золотого Рога в местности Хас-Киой. ( < < back) Страдание святого великомученика Пантелеимона северо-западная область Малой Азии, лежащая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. Страна эта известна с глубокой древности и свое название получила от Вифинов, переселившихся в нее из Фракии. Вифиния была живописна, плодородна и обильна скотом. В 546 г. до Р. Х. Вифины подпали под власть Персов, но с 327 г. Вифиния опять стала самостоятельным государством; в 75 г. до Р. Х. Вифиния, по завещанию царя Hukoмuдa III, перешла к Римлянам, на правах самостоятельной провинции, управляемой особым проконсулом. Христианство в Вифинии появилось во времена апостольские (1 послание Ап. Петра гл. 1, ст. 1). Во время Плиния Младшего, правившего Вифиниею, и императора Траяна (98–117 гг.) здесь было очень много христиан не только в городах, но селах и деревнях. При Диоклитиане (284–305 гг.) в Вифинии было страшное гонение на христиан. В IV и V веках Вифиния была особенно замечательна в церковном отношении: здесь было много церковных соборов по поводу различных ересей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Все величайшие бедствия во вселенной происходили от гордости, писал святитель Иоанн Златоуст : так как «гордость есть верх зла, корень и источник всякого нечестия, то Спаситель и приготовляет врачевство, соответствующее болезни, полагает [смирение]… как крепкое и безопасное основание». Смирение должно быть основанием всей жизни, вторит ему Феофилакт Болгарский : «так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение». Один из основателей монашества преподобный Макарий Великий говорил, что смирение есть «признак христианства»: «Обогащающийся Божиею благодатию должен пребывать в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении, почитать себя нищим и ничего не имеющим, думать: “Что имею у себя, всё то чужое, другой мне дал и, когда захочет, возьмёт у меня”». Смирением святоотеческое толкование слов о «духовной нищете», впрочем, не исчерпывается. Святитель Григорий Нисский напоминает, что для спасения необходимо также нестяжательство. Отвечая на вопрос, кто является «нищим духом», святитель Григорий пишет: «Тот, кто душевное богатство выменял на телесное изобилие, кто земное богатство отряс с себя, как некую тяжесть, чтобы, став выспренним и воздухоносным, взойти горе». Та же мысль встречается у преподобного Ефрема Сирина : «Блаженны нищие в духе своём… нищие потому, что всё отвергают от себя». Это не означает, что всем христианам нужно немедленно избавиться от всех материальных благ; здесь вновь кажется уместным совет преподобного Макария Великого – всегда жить с мыслью: «Что имею у себя, всё то чужое, другой мне дал и, когда захочет, возьмёт у меня». Таков взгляд православного христианства на нравственную жизнь человека. Посмотрим теперь на этическую «программу» йоги. Глава 3. Нравственность в йоге «Йога-сутры» выделяют восемь ступеней, или уровней (санскр. «аштанга»), освоения йоги: 1) Яма; 2) Нияма; 3) Асана; 4) Пранаяма; 5) Пратьяхара; 6) Дхарана; 7) Дхьяна; 8) Самадхи. Первые две ступени – Яма и Нияма – считаются подготовительными и предполагают принятие человеком нравственных требований, которыми йог призван руководствоваться и на последующих, более высоких ступенях, пишет академик Б. Л. Смирнов, врач-нейрохирург, невролог, санскритолог, автор одного из первых переводов «Махабхараты» с оригинала. Первую ступень йоги понимают преимущественно как обучение воздержанию, вторую – как соблюдение принятых обетов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010