В 1318 г. Кармапа III разработал астрологическую систему (тибет. «цурци») для мон-ря Цхурпху, объединив астрологию и астрономию для расчета тибет. календаря, к-рый используется в традиции до наст. времени. В числе его учителей - Лама Кумараджа, последователь школы ньингмапа , к-рый вводил ученика в доктрину «Сокровенной сущности», переданной Падмасамбхавой и Вималамитрой. Кармапа III соединил в своих поучениях 2 ветви: «великую печать школы кагью» и «великое совершенство школы ньингма», написав трактат «Глубокий внутренний смысл» - комментарий, посвященный сущности внутренних йога-практик Ваджраяны. Он принимал участие в церемонии освящения и интронизации имп. Тогон Тэмура (1338-1370) и находился при нем до своей смерти. Ему принадлежат труды по тантрам и комментарии к Праджняпарамита-сутре. Ролби Дордже (1340-1383), Кармапа IV, так же как и его предшественники, обучался у последователей ньингмы, поддерживал отношения с юаньским имп. двором, получив приглашение от Тогон Тэмура, проповедовал в Китае. Возвращаясь в Тибет, в Цонгкхе благословил мальчика (в будущем Цзонхава - основатель школы гелуг). Ролби Дордже прославился как поэт и художник. Основал монастырь Шадзонг-Ритро; с его именем связывается создание изображения Будды Шакьямуни с предстоящими Манджушри и Майтреи, к-рое можно было выносить во время праздничных процессий из мон-ря. Дежин Шегпа (1384-1415), Кармапа V, по приглашению имп. династии Мин Юнло (1402-1424) отправился в Китай (1403) для проповеди в имп. семье. Император подарил Кармапе 700 мер серебра, пожаловал титул «великая драгоценность - царь веры» (кит. «дабао фаван»; санскр. «махаратна дхармараджа»), а также черную корону из парчи, украшенную драгоценными камнями (во время одного из ритуалов Юнло увидел корону над головой учителя). Кармапа V создал ритуал черной короны для следующих воплощений. По возвращении в Цхурпху (1410) он восстановил мон-рь, поврежденный землетрясением. Кармапы поддерживали связь с двором кит. императоров до конца царствования династии Мин.

http://pravenc.ru/text/1681099.html

Рамакришна(Гададхар Чаттопадхьяя, 1836–1886) происходил из бенгальских браминов, был очень образованным мистиком, поклонником Великой матери, склонным к экстатическим порывам. Стал аскетом, тесно общался с мусульманскими и христианскими мистиками и создал вместе с Кешабом Чанддером Сеной (1839–1884) неоведантизм — учение о единстве всех религий. Был чрезвычайно популярен, ему поклонялись, как живому богу. Эта индуистская тенденция к объединению всех религий — не его открытие, она имплицитно заложена в такой особенности индуизма, как веротерпимость. «Мы, индусы,— писал впоследствии его ученик Вивекананда,— не просто терпимы, мы объединяем себя со всеми религиями, молясь в мечети с магометанином, поклоняясь огню с зороастристом и преклоняя колени перед Крестом с христианином. Мы знаем, что все религии сходны… Поэтому мы собираем все эти цветы и, связав их вместе нитью любви, создаем из них дивный букет богослужения» ( Отец Серафим (Роуз).Православие и религия будущего. С. 39). 155 Кирка(Цирцея) — в древнегреческой мифологии волшебница, обитавшая на острове Эя и отличавшаяся коварством и ревностью. Прибывших на остров спутников Одиссея Кирка поит колдовским напитком и превращает в свиней. 156 Сика(санскр. «шишья») на языке пали означает «ученик». Сикхи(«ученики») — последователи гуру Бабы Нанака (1469–1528), проповедовавшего в Пенджабе новое учение, созданное им из элементов индуизма и ислама. «Не существует ни индусов, ни мусульман»,— заявил новый гуру, а заодно отверг и умерщвление плоти. Священной книгой сикхов является « Грант Сахиб» («Гуру Сахиб» или «Господин Книга сикхов»). В конце XVII века девятый гуру сикхов был распилен императором на части. После этого сикхи начали организовывать боевые дружины и стали грозной военной силой; вопрос о Пенджабе до сих пор остается острой внутриполитической проблемой Индии. В дружину вступали все сикхи, способные носить оружие. При этом они давали клятву верности, добавляя к своему имени слово «сингх» («лев»), по которому их легко можно отличить и сегодня, и давали обет пяти «к»: не стричься, носить бороду, носить удобные для сражений короткие брюки, в волосах носить гребень, иметь при себе короткий меч-кинжал и боевой браслет. 157

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Однако по иной довольно распространенной версии даты жизни Будды 624–544 годы до н. э 458 . Однозначно принимается всеми только верхняя условно допустимая граница жизни Будды: очевидно, что основатель учения умер ранее 20-х годов IV века до н. э., когда состоялся индийский поход Александра Македонского. Проблема датировки жизни Будды осложняется еще и тем, что письменные источники, свидетельствующие о Сиддхартхе Гаутаме, на века отстоят от любого из предполагаемых периодов его жизни. Вместе с тем для исследования той или иной религиозной традиции важны, скорее, не столько реальные характеристики и достоверные факты из жизни ее основателя, сколько его идеальный образ в сознании адептов учения. Именно этому идеалу и стремятся подражать верующие, в то время как образы любого религиозного учителя, составленные на основании имеющихся исторических свидетельств, по выражению одного из выдающихся отечественных буддологов С. Ф. Ольденбурга, «только тени и больше ничего» 459 . Происхождение и первые годы жизни Будды Итак, соединив мифы с фактами, что же мы можем сказать об основателе буддизма? Будущий Будда родился на северо-востоке Индии в городе Капилавасту 460 в семье кшатриев из племени Шакья и рода (готры) Гаутама 461 . Имя его отца – Шуддходана , а матери – Махамайя . Перед зачатием сына Махамайя увидела удивительный сон: ей приснилось, что белый слон вошел в ее правый бок. Наутро она поведала сон своему мужу, и тот призвал астрологов, чтобы спросить их о значении виденного. Астрологи сообщили ему, что родившийся от его жены ребенок станет великим человеком. Если он будет подвизаться на поприще стяжания власти, то будет великим правителем всего мира, то есть чакравартином (санскр. cakravartin – букв. «тот, кто поворачивает колесо»). Если же устремит свои силы к духовным поискам и отрешится от благ земного мира, то станет великим учителем – Буддой. Буддисты не настаивают на сверхъестественном характере рождения основателя своего учения, полагая, что оно произошло в соответствии со всеми законами природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Она живет очень строго и по ночам не может никогда ложиться спать, а должна проводить ночь в созерцании; только днем она может подремать немного в кресле. В особом скрытом месте монастыря покоятся мумии прежних воплощений и раз в жизни воплощение, находящееся в живых, должно посетить их и оказать им почтение. Это живущее воплощение иногда путешествует в Лассу, где ее принимают с большими почестями. Рассказывают, что в 1716 году пришел в Самлдин монгольский завоеватель, и, грозя разрушить монастырь, потребовал, чтобы к нему вышла настоятельница, так как он желает удостовериться, имеет ли она свиную голову. Дело в том, что дакини Вачраварахи изображается с свиною головою, а её хубилган должен иметь знак в виде свиного рыла на затылке. Но монголу ответили, что он не увидит монастыря. И действительно, когда он, взбешенный таким ответом, разрушил наружные стены, то нашел пустое место, и увидал только большую свинью и 80 малых. Так как для мусульман свинья самое нечистое животное, то монголы быстро ушли отсюда. Когда же опасность миновала, пустыня превратилась снова в монастырь; а свиньи в монахов и монахинь, живущих под руководством достопочтенной настоятельницы. Воплощенная в ней Дакини изображается во множестве форм. Замечательно, что название «пагмо – свинья» есть прямой синоним для йогини или дакини, как заметил уже Кёппен. Непальцы считают ее за воплощенную Бхавани, супругу Шивы. Другая знаменитая Дакини есть Сихамукхи или Симхавактра со своими спутницами Ваграмукхи и Рикшавактра, которые всегда изображаются в гневной форме. 5. Дармапалы – «покровители веры» Под именем «покровителей веры (санскр. дармапалы, монг. номун-сакигулсув) известен ряд индусских божеств, которые поклялись защищать веру Будды против демонов. Вообще к этой группе принадлежали все первоначально небуддийские божества, были ли они индийского происхождения или представляли местные божества неиндийских стран. Древнейшею формою дармапал является Вачрапани – «бог с громовою стрелою». Такова была система богов, которую легенда приписывает Арьясанге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

В Шри-Ланке история Б. начинается со 2-й пол. III в. до Р. Х., после прибытия миссионеров инд. царя Ашоки (в т. ч. его сына Махинда и дочери Сангхамитты), к-рые привезли отросток древа Бодхи и др. реликвии. Для их хранения возвели неск. храмов и ступ. При царе Ваттагамани (29-17 гг. до Р. Х.) состоялся 4-й собор, на к-ром на языке пали был записан 1-й буддийский канон Типитака (Три корзины; санскр. Трипитака) господствовавшей здесь школы тхеравады. Хотя с V в. по Р. Х. сингальские цари поддерживали только тхераваду, особенно в истолковании монахов Махавихары, в III-XII вв. благодаря мон-рю Абхаягиривихара заметно было и влияние махаяны. В кон. V в. на острове работал Буддхагхоша , завершивший редактирование и комментирование Типитаки (день его прибытия на Шри-Ланку в наст. время является гос. праздником). В 1505- 1658 гг. Шри-Ланка (Цейлон) становится колонией Португалии, затем Голландии (1658-1796) и Великобритании (1796-1948), власти к-рых (особенно португ.) нанесли огромный урон Б. В наст. время Б. исповедуют ок. 70% населения (ок. 12 млн чел., преимущественно сингалы), действуют 7 тыс. мон-рей и храмов, из 20 тыс. монахов тхеравады большинство принадлежат к подшколе Сиам-никая (1753 или 1762); кроме того, имеются мон-ри Амарапура-никаи (1763) и строго аскетической Раманния-никаи (1863 или 1865). Совр. ланкийский Б. отличается от тхеравады стран Индокитая отсутствием практики временного монашества. В стране открыты буддийские ун-ты, изд-ва, находится штаб-квартира всемирного об-ва Маха Бодхи, основанного Анагарикой Дхармапалой, молодежные ассоциации буддистов и т. д. Дальневосточный Б. Китай - единственная страна Азии, в культуру к-рой Б. вошел в пору существования развитой государственности с собственной религиозно-идеологической системой. Первые буддийские сутры, по преданию, были привезены в Лоян (столицу империи Хань) при имп. Минди (58-76 гг. по Р. Х.) , там же позднее появился буддийский мон-рь Баймасы. Первый буддийский трактат на кит. языке «Сутра 42 статей» относится к нач. II в. по Р. Х. Основоположником Б. в Китае считается мон. Ань Шигао, к-рый прибыл в Лоян в 148 г. и вместе с учениками перевел на кит. язык ок. 30 трактатов. Вначале, судя по текстам, проповедовался Б. переходного типа от хинаяны к махаяне, позднее утвердилась махаяна.

http://pravenc.ru/text/153561.html

376-377 МАТФЕЙ Иванович Гусев (1868-1938), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 377-378 МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (1868-1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 378-379 380-383 383-384 МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок 384-385 МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата 385-386 386-387 387-390 390-391 391-393 393-394 394-395 МАТФИЙ († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота 395-397 МАТФИЙ Михайлович Вознесенский (1860 - 1919), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 397-398 МАТФИЙ Михайлович Рябцев (1870-1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 394-395 399-400 399-400 «МАХАБХАРАТА» («Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеинд. эпическая поэма, написана на санскрите 401-403 403-404 МАХАЯНА [санскр. - «великая колесница»], одно из 2 основных направлений в буддизме (наряду с хинаяной) 405-407 МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви 407-410 419-411 411-414 Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии 414-416 МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МАЦХВАРИШИ ц. во имя Спасителя (X-XI вв.) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 417-419 419-420 МАЭСТА термин, использующийся в западноевропейском средневековом и итальянском искусстве эпохи Возрождения для обозначения теофанических образов, связанных с темой Апокалипсиса

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

В XXV гл. (Дао-дэ), говорит Ф. Штраус, китайский мыслитель достигает необыкновенной высоты созерцания и чистоты концепции во всем, касающемся дел Божиих; здесь он доходит до представлений и идей, присущих только еврейским священным книгам. «Было нечто, говорит Лаоцзы, существующее искони до хаоса, и прежде неба и земли, – существо молчаливое, постоянно неизменное, распространяющееся повсюду и вне всякой опасности. Его можем назвать отцом и матерью мира, хотя лично я и не знаю его имени, но называю «Дао», для более же лучшего уразумения говорю »Да-Дао« (великий путь, мудрость), великий Дао, далеко отстоящий, возвратный. Дао велик, и небо и земля тоже велики, и царь – тоже велик. В тех государствах может быть царь, где существуют четыре предмета. Земля получила свой вид подобно модели в руках художника, она вышла от неба по его образцу; творец всего – Дао, действующий по своей воле, усмотрению и самостоятельности, ни от кого независимый». На языке человеческом и в письменах нет слов, знаков, коими бы можно было точно определить и изобразить ясно это великое и непостижимое начало. Китайские иероглифы и слово »сюань« значит тёмно-голубой, небесного цвета, черный, мрачный (санскр. tamasa, или nela – черный фиолетовый, или Krichna – тёмно-голубой). Цвет этот вообще принятый и употребляемый в Индии, Египте, одинакового значения и в Китае. Китайское слово »Дай-шан», всевышний, санскритск. Parama, лат. altissimus. Кит. Шан-ди – всевышний, Господь, санкскритск. mahisvara, лат. magnus, Dominus, суть вообще равнозначащие термины. В XL гл. (Дао-дэ) описывается творение мира посредством движения: »Дао« производит единицу, единица – двоицу, двоица – троицу, из троицы проистекают все вещи. В Ли-цзин говорится о движении иначе: Дай-ци производит две сферы, от двух сфер – четыре формы, из четырех форм – восемь сочетаний или »па-куа», употребляемых в гаданиях. Встречается и выражение, что небо владычествует над началом всех вещей, тогда как земле принадлежит сила их совершения. Таково действие грома, ветра, дождя, солнечного света, лунного влияния, холода и жара.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Впрочем, этот человек не уникален. Подобные ему люди встречались и в Древней Греции, составив основу древнегреческой мифологии. Мифические персонажи – не просто плод буйного человеческого воображения, равно как и наши былинные герои. За ними всегда стоят реальные прототипы. Наконец, наш современник, Виссарион , который не совершает чудес, ничего сверхъестественного не делает, но упрямо твердит: «Я – Христос». Он пришел «во имя свое» и тоже увлек за собой тысячи людей. В этом же ряду стоит и «Белое братство» Марины Цвигун – «Деви Христос»… Все это – лжехристы, приход которых предрекал Господь, предтечи того конечного антихриста, о котором говорится в Священном Писании. Тот антихрист вряд ли будет существенно отличаться от этих, разве что роль его окажется всемирной. Одержимые люди порабощены нечистыми духами, этим же будет управлять сам сатана. Все остальное будет протекать примерно по тому же сценарию: это и решение политических вопросов, и наступление всеобщего мира, упраздняющего войны на земле, и разрешение экономических проблем, и всемирное царство, и «Бог на земле». Те же «Данилы» да «Иваны», только другого масштаба… Пришествием «великого» антихриста, «человека греха» и завершится этот этап человеческой истории. Уничтожен он будет самим Христом, Который придет и Духом Своим убьет антихриста. Не человеческими силами, а самим Вторым Пришествием Христа все это будет разрушено и уничтожено. Мюнцер Томас (Фома)(ок. 1490–1525) – радикальный проповедник времен Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной Церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века). Ян Лейденский (ок. 1509–1536) – вождь мюнстерских анабаптистов. Аватара, иногда – аватар (санскр. «» – «нисхождение»), – термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия.

http://pravoslavie.ru/58221.html

   Европейские ученые в университетах и академиях принимали нас с учтивостью, но без любви, и приглашали нас читать лекции об Индии. Когда мы предлагали рассказать им о религии, о Божестве, о монашеских мистериях, о мудрости Веданты и подобном этому, они с презрением отклоняли это и предлагали поговорить об экономической ситуации в Индии, о политических правах граждан, о полезных ископаемых нашей родины, о статистике людей, животных, экспорта и импорта, всех и вся. Обо всем, но только не о Боге и не о тайне человеческого существа до его рождения и после его смерти. Мы отчаялись из-за этого. Мы дышали европейским воздухом, как ядом.    Сейчас нам немного легче дышится здесь, на Балканах. Но об этом мы тебе скоро напишем.    Да приумножит бог Вишну дни твои и да укрепит твое здоровье. Да будешь ты днями и здравием настолько богаче нас, насколько твой золотой престол выше треногих скамеечек малабарских крестьян.     Пандит Гаури Шанкара Рама Ямуна Сисодия Феодосий Мангала     Махараджа (санскр. «великий правитель») — титул индийских князей или царей.     Малабар находится на юге Индии. Это княжество с главным городом Траванкор. Тут проживает около четверти миллиона христиан, которые не являются ни римокатоликами, ни протестантами. Называют они себя православными, хотя в их учении содержатся некоторые еретические примеси [Например, в одном из христианских монастырей Индии православный путешественник сделал в первой половине ХХ века такие наблюдения: «Отличительные черты яковитского монашества — отсутствие аскезы… Нет долгих служб, нет употребления Иисусовой молитвы, серьезной сосредоточенности, нет и обетов при пострижении. Молитва и послушание не являются сущностью монашеского подвига, а как бы обрамляют монашескую жизнь; общие молитвы в монастыре частые, но краткие…» (Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 559). Христианство в Индии появилось благодаря проповеди апостола Фомы, и с тех древних времен до наших дней в Индии продолжает существовать Церковь, носящая его имя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

2. The term question: ап enquiry as to the therme in the Chinese langage which most nearly represents Elohim and Theos as they are used in the holy scriptures–by W. A. Russel. Schanghai. 1877. 3. Coufacianism in relation to Christianity by J. Legge. Schanghai. 1877. 4. Vestiges de dogmes chrétiennes retrouves dans les aucieixs livres Chinois–par Premare et A. Sionnet. Paris. 1839 r. 4 Называть паром дух, душу, – значит, абсолютно смешивать самые понятия вещей (по названию и природе различных). – Миссионер. диалоги М. Риччи. 5 Разумеются обычаи и законы Китайцев, по которым дети отвечают за родителей, и, вместо смертной казни головою может отвечать другое, подставное лицо, – сын умирает за отца. В древних законодательствах Европы и у Славян, встречаем то же явление. В Польско-Литовском статуте, однако, является оговорка отрицательного свойства: Filius non portahit iniquitatem patris sui, et Pater non portabit iniquitatem filii sui, et caet... 6 По Китайскому воззрению, истинно-мудрый человек есть, как бы, воплощенный Государь-император, в смысле нравственной законодательной силы, высшего управления собою и неотразимого доброго влияния на людей. В свою очередь, в особе Государя-императора всегда мыслится эта высшая сила, поэтому он есть мудрец и должен быть им всегда; иначе, Государство может быть несчастным, имея безумного управителя и повелителя. 7 Впрочем, это китайское наименование не совсем удачно. По объяснению Абэль Ремюза (Melanges posthumes 1868), под тремя драгоценностями – сань-бао, должно разуметь нижеследующие основные понятия Буддизма на трех языках: Санскр. Бyддa–Dharma–Sanga; Кит. Фо–Фа–Шен, Seng; Тибет. Sangs rgyas–Tchhos–dGe-h doun; т. e. в учении Богословском: Разум–λογος–Единство, Union, а в учении о Культе: Будда–Откровение– Церковь . 9 Dictionnaire Français-Latin-Chinois de la langue Mandarine pàrlée par Paul Perny. 1869; p. 235. 10 Вместо анализиса с некоторыми примечаниями и упущением многих плеоназмов и парафразиса текста, как это сделано в предшествующих диалогах, автор находит приличным поместить перевод VIII и последнего диалога, по важности разрешаемого вопроса о безбрачии для гг. миссионеров на Востоке и других предметов, очень интересных. К сожалению, оригинальный Китайский язык Риччи в его диалогах настолько ныне серьезен, что сами гг. католические миссионеры с трудом читают и понимают, довольствуясь французским переводом, а потому – разумение идей Риччи почитается венцом литературного знания. Пособия же к пониманию диалогов Риччи до сих пор нет в миссионерской Китайской и иностранной литературе, нам предлагается, при помощи французского перевода, первый перифрастическо-аналитический опыт такого пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010