Однако по иной довольно распространённой версии даты жизни Будды: 624–544 гг. до н. э. В 1956 г. по инициативе ЮНЕСКО в мире отмечалось 2.500-летие буддизма. За точку отсчёта была принята именно последняя дата – 544 г. до н. э. Однозначно принимается всеми только верхняя условно допустимая граница жизни Будды: очевидно, что основатель учения умер ранее 20-х гг. IV в. до н. э., когда состоялся индийский поход Александра Македонского. Проблема датировки жизни Будды осложняется ещё и тем, что письменные источники, свидетельствующие о Сиддхартхе Гаутаме, на века отстоят от любого из предполагаемых периодов его жизни. Вместе с тем для исследования той или иной религиозной традиции важны скорее не реальные характеристики и достоверные факты из жизни её основателя, сколько его идеальный образ в сознании адептов учения. Именно этому идеалу и стремятся подражать верующие, в то время как образы любого религиозного учителя, составленные на основании имеющихся исторических свидетельств, по выражению одного из выдающихся отечественных буддологов С.Ф. Ольденбурга, «только тени и больше ничего» 765 . Происхождение и первые годы жизни Будды Итак, соединив мифы с фактами, что же мы можем сказать об основателе буддизма? Будущий Будда родился на северо-востоке Индии в городе Капилавасту 766 в семье кшатриев из племени Шакья и рода (готры) Гаутама . Имя его отца – Шуддходана , а матери – Махамайя . Перед зачатием сына Махамайя увидела удивительный сон: ей приснилось, что белый слон вошёл в её правый бок. Наутро она поведала сон своему мужу, и тот призвал астрологов, чтобы спросить их о значении виденного. Астрологи сообщили ему, что родившийся от его жены ребёнок станет великим человеком. Если он будет подвизаться на поприще стяжания власти, то будет великим правителем всего мира, то есть чакравартином (санскр. cakra-vartin – букв. «тот, кто поворачивает колесо»). Если же устремит свои силы к духовным поискам и отрешится от благ земного мира, то станет великим учителем – Буддой. Буддисты не настаивают на сверхъестественном характере рождения основателя своего учения, полагая, что оно произошло в соответствии со всеми законами природы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Так и философ, – больше из вежливости, чем всерьез прислушивающийся к поучениям лингвиста. Но, если для спокойствия читателя непременно требуется суждение «от науки», то, насколько мы в силах, удовлетворим его, – хотя бы приемом Sacchari albi в облатке (– «Непременно через 1/2 часа после еды!» –). Русское слово приятель бывало призводимо некоторыми от глагола действительного залога прияти с корнем иму и настоящим временем приемлю (см. Этимологический словарь Рейфа). Толкование слова «приятель» как «приемлющий» не чуждо, по-видимому, богослужебным книгам, – хотя бы в виде игры слов. Так, в стихирах на литии в праздник Рождества Пресв. Богородицы поется: «Мати и дева, и приятелище Божие», а в стихирах на стиховне («слава и ныне») на тот же день Она именуется «Храм святый, Божества приятелище». Впрочем, решительно утверждать, что тут есть сближение понятий: «принявшая в себя Бога» и «друг Божий», – не приходится. Но впоследствии глагол прияти , лежащий в основе слова приятель , был и признан за глагол особый, – хотя и с созвучным корнем иму , а именно за глагол среднего залога и с настоящим временем прияю (npu-ia-). От него и происходит все гнездо слов, родственных также по смыслу разбираемому слову, а именно (по недостатку в типографии букв с надстрочными знаками многие слова набраны неправильно): польск. przyjac, sprzyac, przyja-je, -ciel; чешск. práti, priti, preji; румынск. prii, prieten, prêten (=amicus) и др.,–ср. с санскр. pri, pri-na-ti, prij-a (любезный дpyr),-ajame, práj ás, (любовь), pri-ti-s, ргè-таг-, pri-jamana; зендск., fry-a; готфск, frij-on, frij-ond-s; др. верхн.-нем. fri-unt, fri-u-dil; лит. pri-é – tel-is; нем. Freund, frei,–en, Frei-her (жених), Frei-tag (=Veneris dies) и т. д. См.: Феодор Шимкевич, – Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками. Ч. П, СПБ. 1842, стр. 26–27: « приять " . Н. В. Горячев, – Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис, 1896, стр. 280. 181: » приятель ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ныне же сподобил меня Бог видеть своими очами сие преславное чудо о хромце, исцелевшем у гроба святого... Я постарался представить вам сладкую трапезу слова, которая неоскудно подает наслаждение и утешение причащающимся ей, к ревности душевной пользы... Мы венчаем похвалами сего святителя, непостыдного совершителя чудес, скорбящим душам сладкого утешителя, недужным неоскудное исцеление, в бедах скорого помощника, в напастях твердого заступника...» и пр. Во второй, и главной, части изложен самый рассказ о хромце, поселянине Науме, имевшем от юности одну ногу скорченную и иссохшую, как он упросился в число братии Чудова монастыря, одушевленный живою верою получить исцеление от святителя Алексия, как проходил в обители послушания сперва в хлебнице, потом в поварнице, как по истечении семи лет в одну ночь, когда боли в ноге его увеличились до крайности, он поспешил со слезами к раке святителя и взывал к нему о помощи, как внезапно исцелела больная нога хромца и сделалась здравою, подобно другой, и как в ту же ночь вся обитель возрадовалась и восторжествовала,— рассказ веден просто, правильно, удобопонятно, без всякой высокопарности. «И была в ту ночь,— заключает свой рассказ проповедник,— радость великая в той честной обители, воссылали благодарственные песни Богу, и Его Пречистой Матери, и великому архистратигу Михаилу, и великому чудотворцу Алексею митрополиту... Была та ночь днем радости, светом, а не тьмою; ночь, исполненная духовного веселия; был там шум чина празднующих и глас радования в кровех праведных. Не в тайне и не в молчании мы совершаем это чудное торжество, но с воскликновением везде и повсюду, ибо чудо сие совершилось с целию ради верующих и неверующих, да верующие сделаются еще тверже в вере, а неверные будут вернее о Господе...» Между посланиями митрополита Филиппа, доселе известными, только одно можно назвать учительным, на котором мы и остановимся,— это небольшое послание к игумену Троицкого Сергиева монастыря Спиридону. Преподав прежде всего благословение игумену, святитель продолжает: «Твердо помни, сын мой, как ты по благодати Божией и по воле сына моего, великого князя Ивана Васильевича, и по моему благословению вошел дверьми в великую ограду такого Богом собранного Христова стада и с благословением нашим устроил себя, яко добрый пастырь словесных Его овец.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Христу носят ученицы мира: Аз же сим песнь яко мира ношу. говорит составитель синаксаря на неделю св. жен Мироносиц. В эту третью неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен Мироносиц и тайных учеников Христовых – Аримафейского и Никодима. Мироносицы и тайные ученики Господа служат «свидетелями смерти и воскресения Его, – сих двух истиннейших содержательнейших догматов веры христианской 540 . Во время земной жизни Иисуса Христа многие благочестивые жены всюду сопровождали своего возлюбленного Учителя и служили Ему ( Мк.15:40 ); оне шли за Ним и плакали, когда Он веден был на Голгофу ( Лк.23:28–31 ), стояли при Кресте Его и смотрели на Его погребение ( Лк.23:49–55 ). Не успев при погребении помазать миром пречистое Тело Господа, по случаю наступившего праздника ( Лк.23:56 ), оне хотели и ходили совершить это утром в первый день недели ( Лк.24:1 ) и за сие усердие названы мироносицами. Но, когда в первый день недели, веся миро, шли исполнить свое благочестивое намерение, оне встретили Господа уже воскресшего. Первыя услышав от Ангелов радостную весть о воскресении Господа и увидев Его воскресшего ( Мф.28:1–10 ), мироносицы возвестили о воскресении Его Апостолам ( Лк.24:1–11 ) и по воскресении Его проповедали о Нем многим. Итак по гласу Церкви мироносицы сделались неложными свидетельницами смерти и славного воскресения Иисуса Христа. В числе жен мироносиц Церковь прославляет равноапостольную Марию Магдалину 541 , Марию – мать Иакова Малого и Иосии, Саломию ( Мк.15:40 ), Иоанну – жену Хузы, домоправителя Иродова ( Лк.24:10;8:3 ), Марию и Марфу, – сестер Лазаря ( Ин.11 ), Марию Клеопову ( Ин.19:25 ), Сусанну и многих других ( Лк.8:3 . Мк.15:41 ) 542 . Равно Иосиф и Никодим суть свидетели смерти и воскресения Христа. Иосиф был человек богатый ( Мф.27:57 ), от Аримофея, града Иудейска: благообразный советник, т. е. знаменитый член совета ( Мк.15:43 ), муж благ и праведен: сей не бе пристал совету и делу Иудеев, иже чаяше и сам Царствия Божия ( Лк.23:50–51 ): сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска ( Ин.19:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Скажем теперь о том, как происходило приготовление Агнца и вина на проскомидии. – По одному служебнику XII века 637 священник пред приготовлением Агнчей просфорыдолжен читать молитву: Славлю тя, Господи, яко сподобил мя ecu приятию святаго тела Твоего Иисуса, Господа Бога нашего, ломящагося за ны " ... 638 По другому служебнику 639 священник после слов: «воспоминание творим» читал молитву: «приими, Отче небесный, жертву сию, приношаемую от руку моею во образ единочадаго Сына Твоего ИисусаХриста, всегда и ныне. 640 Взяв просфору, предназначенную для Агнца, 641 священник, также как ив настоящее время, трижды крестил её ножом, произнося слова: «воспоминание творим Господа Иисуса Христа на тайной Его вечере, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». 642 Слова эти по некоторым служебникам полагается произносить вслух всех предстоящих: «и посем возьми проскуру, читаем в рукописи Типографской библиотеки, и смотри вельми, абы ни от учего не уколуплено, ни разгнетено, но прозорно ис. хс. и прекрещая ножем крестообразно проскуру, держа в руках глаголи в слух предстоящим: въспоминание творим»... 643 Затем – священник клал просфору «на блюде дорнем, а не на дискосе», 644 по некоторым 645 – при словах дьякона: «Господу помолимся»; затем начинал разрезать с произнесением тех слов из книги пророка Исаии (гл. 53, ст. 7), какие читаются и в настоящее время: «яко овча на заколение ведеся...» 646 В некоторых рукописях точнее определяется когда именно следует произносить указанные пророческие слова. Так напр. в рукописи Типографской библиотеки читаем: «поп речет режа первую часть: яко овча на заколение веден бысть, и дьякон: аминь; таждь дьякон речет: Господу помолимся. Таже вторую сторону режа, поп речет: и яко агнец прямо стрегущему безгласен, и дьякон: аминь. Таже: Господу помолимся. Таже третью страну режа, поп речет: тако не отверзает уст своих в смирении своем. Дьякон: аминь. Таже: Господу помолимся, Таже четвертую сторону режа, поп речет: суд его взятся, а род его кто исповесть. Дьякон: аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

NB. Каждая деревня в Аркадийской епархии имеет дидаскала. Это необходимо; ибо из поселян избирают священника . В случае спорном и проявления партий, аркадийский митрополит не слушается ни той, ни другой, никакой, и поставляет в священники своего. Избрание пастырей из среды народа мне нравится. Это обычай древний, апостольский. При нем вера безопаснее и чище блюдется, но за то уж и отпадения могут быть общнее и целым народом . ΝΒ. Недавно помер аданский епископ. На его место назначается иеромонах Хрисанф, бывший игумен монастыря Св. Феклы. Он живет при триполийском митрополите; родом из Адрианополя. Мужчина брюнет, высокий и красивый, – не глуп. – Он-то покушался посмотреть мощи Св. Феклы ночью, но два раза остановлен был сотрясением камня, тогда как не было землетрясения. ΝΒ. По сказанию преосвященного Иоанникия, в Феклинском монастыре исцелился параличный турка; его видел сам преосвященный; также христианин, у которого руки были слячены. Тот и другой чувствовали, что кто-то их бил по больным частям тела. 26 Ноября. Пятница. – Позднее пробуждение в 9½ часов утра. Дождь; – отложена поездка к аркадийскому митрополиту. – От 10 до 12½ ч. пополудни веден дневник вчерашнего дня. NB. Богатых триполийских граждан хоронят по монастырям и особенно в Белемеиде. Для бедных и странных есть загородное кладбище. NB. Преосвященный Иоанникий хвалит благочестие и ревность по вере преосвященного илиопольского Неофита. После обеда, в 3 часа, поездка к аркадийскому митрополиту. Дорога между садами. Канавы. По канавам камыши вроде ограды. – Церковь новая, построена в правление Али-паши. Главный престол во имя Св. Георгия, направо придел во имя Пресвятой Богородицы Живоносного Источника; налево придел во имя Св. Димитрия. Церковь высока – с вогнутым сводом, с колоннами, вроде колонн Св. Стефана в Вене. Иконостас обложен мрамором небелым, серым; колонны его выделаны из какого-то белого камня, но не закончен, т. е. нет верховьев, где по обыкновению помещается распятие. Церковь сверху освещена; свету довольно. – Подле церкви есть комната училищная; тут обучается чтению и письму до 70 мальчиков православных. Учитель старик чалмоносец, хоть и православный. Из училища мы пошли пешком до дома преосвященного Захария. Дом хорош, просторен, убран. На широком, выстланном квадратными плитами дворе есть цистерна.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Впоследствии Исайя 2-ой сподобился гораздо большего знания. В 50-53 главах он раскрывает иную тайну: величие и слава Мессии утверждена не только на Его смирении и послушании Ягвэ, но на Его глубоком страдании. «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его … нет в Нем ни вида, ни величия … Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни … Он был презираем, и мы ни во что ставили Его … многие народы приведет он в изумление, цари закроют пред Ним уста свои» (52, 14 –53, 3).   Страшная, непонятная тайна! Пророку открыто, что Тот самый Мессия, которого ждет Израиль в лице лучших умов своих, ради прихода Которого только и стоит жить на земле, будет страдать? Будет мучим, будет отвергнут? Нельзя сказать, что подобный образ был неожиданностью для самого Исайи 2-го. Рассуждая об Израиле, он видит, что идеал замысла Божьего о Своем народе слишком далек от реальной исторической перспективы. Израиль верит в спасение, но от самого Израиля остается «остаток». И этот остаток страдает, а он-то и есть истинный «Израиль». Итак, истинно Божие на земле не может не страдать. И еще: Израиль объявляет о своей вере в Ягвэ, но все великие пророки обличали его в том, что он отвергает воспитующую руку Ягвэ. И Мессия, как зримое явление Ягвэ, как воплощение Его воли, тоже может быть отвергнут. Но видит ли Сам Бог какой-либо промыслительный смысл в этих страданиях Помазанника? Да, видит, и от пророка этого не утаил: «… Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились … Он истязуем был, но страдал добровольно … как овца, веден был Он на заклание … ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен был у богатого…» (53, 4-9).   Как и автор 21-го псалма, Исайя будто бы присутствует при Голгофе, видя даже фотографические подробности евангельских событий. Он вообще проникается Евангелием: безгрешный Мессия берет на себя все наши грехи и добровольно следует на казнь, чтобы победить навсегда зло. Никто из ВЗ-ных писателей не поднимался так высоко в видении Христа, в исповедании НЗ-ной доктрины. И потому мы уже не удивляемся, что книга «Второго Исайи» заканчивается благой вестью Ягвэ для всех народов, через Иерусалим познающих Творца, и видениями, предвосхищающими опыт св. ап. Павла:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Пришел (на юг) преднаписанным перстом Божиим козел 35 , так как они были во всем однообразны по ипостаси (κατ τ ς ποστ σεις) и по виду, ибо так заповедал Бог Моисею. На головы козлов возлагались руки священников, ибо две ипостаси козлов приводились к жертвеннику вместе; и брал священник одного из двух и закалал; и после принесения в жертву одного из двух козлов, один живой,-тот, который был участником крови и жребия другого, принесенного в жертву,-отсылался в горы. А до тех пор, пока не совершили всего написанного, он находился вместе, с подобным ему козлом. И тот, кто был в то время священником, приносил в жертву (того козла), которого хотел. Это предначертание было образом Отца и Сына. Намереваясь быть веденным на Свой святой и животворящий крест, на жертвенник Божий, Бог Израилев Иисус Христос веден был не один, но с Ним был и Отец. Действительно, прежде чем войти на крест, Он сказал святым апостолам: вот наступает час, когда все вы оставите Меня одного, но Я не один, потому что пославший Меня Отец-со Мною 36 и не оставил Меня одного. Итак, образ оказался истиною в том отношении, что не восхищением непшева быти равен Богу 37 Тот, Который претерпел крест,. Это-образ, открывающим (нам) истину; он преднаписует (ее) у Моисея так. Ради отпущения (грехов) и жертвеннику приводились два похожие по виду козла. О двух козлах ме- dorf, Vetus testamentum graece juxta CXX interpretes, tomus primus, Lipsiae, 1850, p. 134, где в примечаниях помещено чтение текста по Александрийскому кодексу (Ср. ibid, Prolegomenorum index, p. LX.). В нашем тексте также для обозначения жертвенного козла употребляется сначала слово χε μαος, тождественное с χε μαος -поток, а потом уже χ μαρος, как всюду в Ватиканском кодексе перевода LXX. Может быть, и в нашем тексте первоначально всюду стояло χε μαος, как в Александрийском кодексе. Который есть Слово и Сын Самого Отца и наш Бог Господь, Который есть Господь Саваоф, вознесенный на крест и возвративший пленение наше не выкупом и не подарками, как некогда сказал Господь Вседержитель чрез пророка Исаию 38 и как ныне Он же говорит чрез блаженного Петра: не истленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития, отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа 39 И если в образе предначертания повелено было Моисею Духом Святым избирать непорочных козлов, то не тем ли более-мысленный [козел и поток] сладости 40 имеет единый образ со Отцом, как собезначальное Слово, как Христос, совечный Родившему Его? Мы возрождены водою нетленною и Духом, ибо написано: [порождени] не от семене истленнна, но неистленна 41 -как я сказал выше, -водою и Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Ст. 18. Егда был еси юн, поясился еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: ты свободно распоряжался собою, не зависел от чужой воли или власти. Этой независимости естественно было бы вместе с летами возрастать, так как с летами возрастает ум, опытность и достоинство человека. Но не так будет с Петром. Егда состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши. Чтобы вести человека, куда он не хочет, нужно связать его: поэтому слова: ин тя пояшет – нужно понять в смысле: «свяжут тебя», а выражение: воздежеши (протянешь) руце твои, в смысле: «не будешь сопротивляться», «безусловно предашь себя во власть других». Куда же веден будет Петре, по пророчеству Христа? Туда же, куда связанным воли Самого Христа не задолго пред тем: на осуждение и смерть. Посему в стихе 19 евангелист добавляет, что этими словами Господь назнаменовал мученическую смерть Петра, а Сам Господь присовокупил: иди по мне, подобно тому, как в прощальной беседе говорил: аможе аз иду, не можеши ныне по мне идти, последи же по мне идеши: в обоих случаях Христос рузумел путь страдания и мученической смерти – и восхождение этот путем к вечной славе. Ст. 20–21. После сих слов Иисус пошел, и за Ним на разном расстоянии последовали ученики Его. Тогда Петр, обратившись и видя Иоанна, возгорелся желанием знать. какую судьбу предскажет ему Господь, – и потому спросил: Господи, сей же что? Что с ним будет? Ст. 22. Господь не одобрил вопроса Петра. Ты по мне гряди. Зачем так скоро отводишь свою мысль от подвига, тебе продлежащего, и обращаешь ее к тому, что ожидает других? Аще хощу тому пребывати, т. е. оставаться па земле, быть в живых, дондеже прииду, пока, снова не прииду во славе, как Судия живых и мертвых, – что тебе (до того)? В отношении к вопросу Петра это означает: как ни решил бы Я об Иоанне, какое тебе дело до этого? Но есть в этих словах и намек на долгую жизнь Иоанна. Смысл этого намека был потом преувеличен, когда стали говорить, что Иоанн не умрет, а только преобразится с пришествием Христа. Но этого ему не сказано. Речь Спасителя не категорическая, а условная. Господь не сказал: «хочу, пусть пребудет», но сказал: «если хочу», иначе сказать: «если бы захотел, – что тебе?» Явление Господа на горе в Галилее

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

И первое исповедание веры, которое вы встретите на страницах Евангелия – от Матфея, Марка или Луки, – это признание, ответ на вопрос Христа Своим ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» Не «Что вы думаете о Моем учении?», «Как вы относитесь к Моему учению?», «Нравится ли вам Моя философия?», «Хотите ли вы пойти Моим путем?» Нет. «А вы за кого почитаете Меня?» У Марка и у Луки свою веру выражает Петр, главный из Апостолов, он говорит: «Ты Христос». В это мгновение он называет Его Спасителем, Помазанником Божиим, Мессией… «Христос " - это греческое слово, которое соответствует еврейскому слову Mšîa (Машиах) – Мессия – Помазанник Божий. Таким образом, его признают Христом. Во времена Иисуса было огромное множество теорий о том, каким должен быть Христос, что Он будет делать, как это все произойдет, но при этом не было ни одной конкретной идеи. И по сути христиане – мы, христиане, по крайней мере, православные христиане – верим в то, что для людей Его времени Его истинная миссия казалась богохульством. По сути, Апостол Павел обращаясь к евреям, назовет Его учение скандальным (skandalon), а для греков это было безумие – moria. Это было скандальное и безумное учение. Но его признали Помазанником Божиим, Христом. Мы сегодня разберем только один вариант понимания спасительной миссии Христа, так как мы ограничены во времени. Итак, евангельское учение становится самым возмутительным учением, оно утверждает, что Христос – страдающий Раб Господа. «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен» – это 51 глава Книги Пророка Исаии – так «Он не открывал уст Своих», «Он был презрен и умален перед людьми, мужчина скорбей и изведавший болезни», и «Он понес на Себе грех многих», «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого». Вот почему христиане признали Иисуса из Назарета Христом, ведь все это произошло с Иисусом, а затем Он воскрес из мертвых, гроб Его оказался пустым. Вероятно, у них ушло время на то, чтобы осмыслить и понять все это, и возможно, самой выдающейся личностью раннего христианства был фарисейский ученик из Гамалиила по имени Савл, ставший Апостолом Павлом, он наиболее четко все уяснил и наиболее понятно выразил.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010