41 В переписных квитах письма и меры Данилы Свечина 1627 – 1629 г. говорится, что Покровская церковь – «строение Федора Васильевича Шереметева.» Он, был сын Василя Андреевича (в мон. Вассиана) и меньшой брат Ивана Васильевича Шереметевых (род. Шеремет.). 42 Род Шеремет, кн. II, стр. 22. Петр. Никитич, преследуя дядю своего и за порогом св. обители, дерзнул даже коснуться вклада, который дала в Антониев монастырь его родная мать. Об этом в описи после 1591 г. сделана такая заметка: «Да в казне же было ожерелье жемчужно и у него пять пуговиц золоты, а у них 5 зерен жемчужных, сканных, – данье Никитины жены Васильевича Шереметева; и про то ожерелье сказали келарь и казначей, что у них взял то ожерелье Петр Никитич Шереметев». 46 Приведенные здесь статьи расхода в один рубль в подлиннике зачеркнуты; зачеркнуты также в последней статье 70 рублев, а вместо того написано 30 руб. 47 В Вологде Игумен жил с 11 июля по 7 октября; а монастырем заведывал в это время старец Маркелл. 49 Летоп. о мятежах Моск. государства в рукописн. сборнике 17 стол. – Сличи. Истор. России Соловьева Т. VIII и Вестн. Европ. 1867 г. Т. III, стр. 12. (Но рукописи священ. Вл. Успенского). 52 Тархавные или несудимые грамоты введены в России Монголами. Эти грамоты давали преимущество во всех делах, кроме уголовных, не быть судиму никем, кроме самого государя, или кого царь для сего назначит. Ими также предоставлялось монастырю право судить своих крестьян во всех, кроме уголовных, делах. 56 О Что этот игумен Иоасаф был в Сергиевом монастыре архимандритом, видно из подписи вкладчика на псалтире, печатанной в 1053 году и пожертвованной в монастырь в 1660 году при игумен Боголене. Продолжение подписи с 236 листа: «псалтирь иноземца Ивана Лаврентьева Тишкова; как будет время мое постричца, и о том бы вам, государям моим, учинить надо мною милость: стар, и увечен, и глух, и не слышу, – от службы и от дальних посылокъ отставши для моей старости; а платье бы, как вы изволите из казны за тот же мой вкладъ, что я дал к Никол Чудотворцу, ведомо вам отцам моим, при Ионе игумнен и при Асафе Архимандрите Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря....» Иоасаф Новоторжец – 1654 – 56 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. З. Р. 1. 115 Рукописн. отдел. Вилен. публ. библ. 7, 11, 21, 23, 24. С. 10, 13, 31, 33–35 В конце второй книги помещена следующая заметка: «Произволением Отца и хотением Сына и съпоспешением и действием Пресвятаго и Животворящаго Духа, изволися написати сиа книгы, рекомы Минеи, март с априлем, в лето 6995, при державе короля польскаго Казимира, великаго князя литовскаго, а повелением и желанием пана Солтана, короля его милости маршалка литовскаго, нареченнаго в святем крещении Александр, сын пана Александра, подскарбьего земли Литовскыа, рукою многогрешнаго и грубаго диака Сенка, родом смолнянина от отца именем Иакова». И именно: 1) жития и сказания: а) житие св. Петра митр., составленное митроп. Киприаном (сохранился только конец); б) генв. 14, похвала св. отец Симеона и Саввы, первых учителей Сербских; в) мая 9, перенесение мощей святителя Николая Чудотв. ; г) июня 9, житие Кирилла Белозерского, соч. Пахомия Логофета: д) мая 23, житие Алексия, митр. Москов., соч. Пахомия Логофета; е) «Митрополита Феодосия всея Руси сказание о чудеси», бывшем у гроба святителя Алексия; ж) мая 3, успение преп. Феодосия Печер.; з) окт. 28, мучение Параскевы Пятницы; и) сент. 20, убиение Михаила, князя чернигов., и боярина Феодора, «сътворено Иоанном епископом»; и) мучение Литовских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия; к) ноября 6, житие преп. Варлаама Хутынского и похв. Слово ему Пахомия Логофета; л) июня 12, житие преп. Петра Афонского; м) житие преп. Онуфрия пустынника; н) июля 15, Слово о св. князе Владимире; о) июля 24, житие Бориса и Глеба, соч. мниха Иакова; п) житие Авраамия Смоленского, соч. Ефрема черноризца. 2) Службы: а) князю Михаилу Чернигов., б) преп. Сергию Радонеж., в) Покрову Пресв. Богородицы, г) муч. Параскевии, д) преп. Варлааму Хутынск., е) Петру, митрополиту Москов., ж) Алексию, митрополиту Москов., з) Феодосию Печер., и) на перенесение мощей Николая Чудотв., й) Леонтию Ростовск., к) Кириллу Белозер., л) Антонию Печер., м) Владимиру, кн. киевскому, н) Борису и Глебу, о) Авраамию Смоленскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Чет. Минея от рукописн. греческих и Вел. Четии. (Act SS. maii VII. р. 66. Сн. Страдание Иулиана, Маркиана и др. 9 авг.). Мес. В. 18 июля. В Прологе воспоминается 11 и 18 мая. Воспоминание св. великого Вселенского Первого собора, иже в Никее, св. отец триста и осьминадесяти. Созван был Константином Вел., в 325 году, против Ария. Чет. Минея. Вторично воспоминается в 7 неделю по Пасхе. Мес. В. Св. и блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Родился в Устюге; подвиг юродства совершал в иночестве. Преставился в 1494 году. Празднование ему в Устюге установлено Московским собором в 1517 г. Пролог. В службе канон Феофана. 30 Преп. Исаакия исповедника, игумена обители, нареченной после Далматской. При Валенте терпел узы за предречение ему несчастливого окончания войны на Дунае; при Феодосии Вел. основал обитель в предградии Константинополя, которая по имени преемника его названа Далматской. Преставился в 383 г. Чет. Минея от Метафраста. (Act SS. 30 maii. Soz. V. 40. Theodor. IV. 3, 4). Мес. В. С препп. Далматом и Фавстом 3 авг. Есть служба. 31 Св ап. Ерма , от 70. О нем упоминает ап. Павел в Рим.16:14 . Епископствовал в Филиппополе. Чет. Минея. (Act SS. 9 maii.) Март. Р. 9 мая. Вторично воспоминается 5 ноября. Св. муч. Ермия , иже в Команех. Воин, " старый летами и белый власами«, пострадал при Антонине, от Севастиана, после того, как привел к вере волхва, который не мог отравить мученика, ок. 166 г. Чет. Минея из рукописных греческих. (Act SS. maii VII. р. 423). Март. Р. Мес. В. В службе канон Иосифа. Св. муч. Философа. В Декиево гонение, в Египте, связанный, не имея другого средства угасить в себе огонь сладострастия, возбуждаемый отроковицей, подосланной мучителями, он откусил себе язык и выплюнул в искусительницу. Чет. Минея в Житии преп. Павла Фивейского, 15 янв. 1 Св. муч. Иустина Философа . Самарянин, из Неаполиса Сирийского (ныне Наблуз); родился около 89 гола. Не удовлетворясь учением древних философских школ, принял христианскую веру, и за оную пострадал в 163 г. в Риме, в царствование М. Аврелия Антонина, бывши, прежде того, свидетелем мученической кончины Лукия и Птоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Окончив сказание митрополита Феодосия о чуде, совершившемся у мощей святителя Алексия, переписчик сделал от себя следующую заметку: «Многа лета государю нашему, митрополиту Феодосию, Владимерьскому, и Московскому, и всея Руси, съставившему сие чудо св. Алексия митрополита, новаго чудотворца». Отсюда можно заключить, что книга писана еще при жизни митр. Феодосия (1461–1465) и в Московской митрополии. О 13 книгах, присланных Елене из Москвы,— Бантыш-Каменск. Переп. между Россиею и Польшею, в Чтен. М. истор. общ. 1860. 4. Отд. 2. 29 Сахаров. Обозр. славяно-русск. библиогр. 1–9 Joannis Sacrani Elucidarius errorum ritus Ruthenici, anno Domini 1500 scriptus (apud Lasicium. De Russor., Moscovit. et Tartarorum religione. Р. 184–198. Spirae, 1582 А. З. Р. 1. 204. С. 353; 5. 2. С. 5 Из письма папы Иннокентия VIII к польскому королю Альбрехту об Иване Сапеге видно, что последний, изменив (1492) в Риме вере своих отцов и приняв латинство, боялся подвергнуться за это неприязни и притеснениям со стороны своих бывших единоверцев, почему папа и просил теперь короля принять Сапегу под свое особое покровительство и защищать его вместе с его имениями от схизматиков и от всякой обиды и притеснения (Письмо напеч. у Jaroszewicza. Obraz Litwy. 2. 181–182 А. З. Р. 2. 118; 4. 121 Собран. грамот Минск. губернии. 57 Dani³owicz. Scarbiec diplomat?ow. 2. 2153 А. З. Р. 1. Прим. 121 Theiner. Vemera Monum. Poloniae ет Limhuaniae. 2. 351. Р. 319 Бантыш-Каменск. Переписка между Россиею и Польшею, в Чтен. М. истор. общ. 1860. 6. Отд. 2. 48, 49 Dubowicz. Hierarchia. 184 Kulesz. Wiara prawos³. 192 Kulczyñsk. Specimen. Eccl. Ruthen. 124 Stebelsk. Chronolog. 88–90 Но все эти писатели ошибочно относят поставление Ионы в митрополита к 1516 или даже к 1520 г., когда Елены уже не было в живых, и считают его не предместником, а преемником митрополита Иосифа Солтана. Та же ошибка повторялась и у наших писателей. Соловьев. История России. 5. 147 А. З. Р. 3. Прим. 2 Собрание грам. Минск. губерн. 57 Рукописн. отделение Вилен. публ. библиотеки. С. 16

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Весь дом из янтаря; У матушки ж царицы Из злата все светлицы. Сыны их – страшны борцы, А дщери – красны розы; Князья у них – орлы, А воины – все львы. Приятно было слышать, что и что о нашем царе поют арабки, поджавши свои лапки. 23, Середа. Сегодня доставили мне три письма антиохийского патриарха Мефодия от 5, 23 и 28 Марта. Содержание их неважно. Маститый святитель, между прочим, извещал меня, что он в прошлогоднюю осень заболел на дороге в Сайданайский женский монастырь и с тех пор страдает. Эти письма получены мною уже по смерти его. Он скончался о Господе ночью, под 24 День июня, и погребен в преддверии построенной им церкви в Дамаске. Вечная память многострадальному святителю и главе православного сирийского народа! Декабря 30 . Последние четыре месяца сего лета Господня провел я в Св. Граде, обогащая свой ум разными познаниями. Любимое занятие мое, кроме разузнания рукописн(ой) Син(айской) библии, было изучение истории изящных искусств и особенно зодчества и живописи. Побуждением к тому служило не тщеславие и не желание показать людям обширную ученость, а естественное стремление разумного духа моего к ведению всего изящного. Дух – многоочит. Все очи его отверсты и устроены так, что одними он видит истину, другими добро, иными изящество. В этих видениях состоит его жизнь и блаженство. Без них его объяло бы лютое мучение или он унизился бы до степени скотов несмысленных. Иногда я ходил по окрестностям Св. Града и, сам не знаю, по какому тайному влечению, искал наилучшего места для водворения российского духовенства близ священного Сиона. Краше и приятнее всех мест показалось мне темя горы Галилеи, смежной с горою Елеонскою. Ибо оттуда виден весь Иерусалим, как антидор на блюде, усматривается северный залив Мертвого моря и открывается весь гористый обон – пол Иордана с неблазненными пустынями по обе стороны этой реки священной. На сказанной горе воскресший Господь являлся ученикам своим. Там они видели Его возносящегося на небо и слышали от ангелов предвестие о втором пришествии Его. Как эти священные воспоминания, так и очаровательные виды, открывающиеся с горы Галилеи, побуждали меня предпочесть сие место не только мнимому дому иессея близ Вифлеема, не только глухой дебри Малхской, в которой струится источник Богоматери, но и горе Соблазна, где древле стоял монастырь Модеста, не смотря на то, что с этой горы видны Сион, Мория, Елеон и скалистое Заиорданье, а равнина, протягающаяся от нее к Ильинскому монастырю, способна к разведению роскошного сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Порфирия, частью рукой другого лица; в ней содержится: α) Описание афонских монастырей, начинающееся так: « Τος ντευξομνοις φιλολγοις πασιν μοδξοις κα τεροδξοις, τν κστ προσχουσαν πρσρησιν». На стр. 1-й листа 1-го отмечено синим карандашом: «все переписано», а в конце описания записано о. Порфирием следующее: «Жаль, что не окончено это отчетливое сочинение. Писал его Есфигменский игумен Феодорит в 1817 г. Переписано оно для меня со списка, найденного мной в библиотеке Афоно-Григориатского монастыря, где в 184 5 / 6 году настоятельствовал игумен Неофит, ученик сего Феодорита, муж умный и во истину преподобный» (л. 55). β) « κ το λγου το ες τος βους κα τ θαματα τν γων Μεθοδου, Κυρλλου κα Κλμεντος πνυ ραιοττου κα χρισιμωττου Θεοφυλακτου Βουλγαρεας, – списано из иверского рукописн. Малого Панфекта не рукой о. Порфирия в 1846 в Ивере (лл. 57–62). γ) »О монастыре Златице в Австрии« или «Краткая повесть о общежительном монастыре Златице в валахо-иллирической регименте сущем, о его начале и приключениях от 1225 даже до 1797 лета» (лл. 66–70), – статья списана, по всей вероятности, из какого-нибудь сербского сочинения не рукой о. Порфирия. Между 1-й и 2-й статьями была или были еще статьи, но потом вырваны. " Записки покойного архимандрита Арсения (из донских казаков), которого я видел в 1848 году в монастыре св. Саввы близ Иерусалима, куда он заключен был, как святогробский архимандрит, по настоянию Русского Правительства, за его проделки в Москве и в Суздальском монастыре». Такую запись своей рукой сделал в начале записок сам преосвящ. Порфирий. Рукопись в малую 8-ку (IIБ5) не особенно грамотная, вероятно, руки самого архимандрита Арсения. Всех листов в ней 153+3 листа прошения в л. , серой и бело-серой бумаги. Листы имеют разную нумерацию, сделанную самим автором, по тетрадям; но кроме этой сделан мной общий счет листам по страницам. В разных местах книги оставлено немного чистых листов, вероятно, для дополнения потом. Самые записки в виде писем, без начала, начинаются с 7-го листа, и заключают в себе описание и заметки о путешествие автора по разным странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

809 «Весть Господь и св. Ангели его, яко мы, – говорит Никон, – по писанному во псалмех глаголях о свидениях Твоих пред цари и не стыдяхся», говорили не стыдяся. Возр. 5. 812 Возраж. на 19 вопр. Стрешнева. Ср. Шушерина и грам. Ник. к конст. патр. Мы видели, что он со своей свитой не иначе мог въехать в Москву, когда звал его Зюзин, не иначе, как под именем «Саввинских властей». 813 Стрешнев спрашивал Паисия газского, достаточно ли для низложения Никона с престола одного его устного отречения, или нужно, чтобы он письменно отрёкся? Паисий отвечал, что устное отречение в церкви важнее, чем письменное. Никон возражает им, что он никогда не отрекался, и не хотел отрекаться, и не отрекается от престола. Возраж. 5. 817 В грамоте к Паисию Лигариду. Рук. Воскр. мон. Впрочем, это не может совершенно оправдывать Никона. По канонам Церкви, епископ не должен надолго оставлять главное место своей кафедры, и отходить к какой-либо другой церкви, в его же епархии находящейся. См. Карф. 82. 819 В рукописн. Определ. Собора о Никоне, которое видел преосвящ. Митроп. Платон, в связи с обвинением Никона в оставлении патриаршего престола читается другое, что «по причине отлучения его из Москвы заведено было великое следствие, и оттого многие пострадали» (Ц. ист. ч. 2, стр. 239). Действительно по свидетельству самого патриарха, все, которые хотели сказать за него доброе слово, подвергались жестокому преследованию бояр и строгим наказаниям. В грамоте к конст. патр. Дионисию Никон представляет сами имена некоторых страдальцев за преданность своему патриарху. Тоже говорит и Шушерин, который, кроме того замечает, что за множеством этих имён он уже не решается и пересчитывать их. Это всё сказано о доброжелателях Никона. Но и о врагах своих Никон сам делает немаловажное замечание: «Поведа ми некто от враг моих, – говорит он в одном месте своих возражений, – чтоде ты ныне добре кручиновать? Ведь не старая пора; ныне нас самих ищут, чтоб на тебя били челом, а кто ныне не станет бить челом на тебя, и впредь услышат такое челобитье, и ему будет жестокое наказание: я ныне за неволею, едва с постели встал, поехал по указу». См. возраж. На 19 вопр. Стрешнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

с престола свергли и в заточении уморили» (Сношен. России с Восток. 1. 333 В Известии о начале патриаршества в России: «Святейшаго Гермогена... во храмине пусте, яко во гробе, затвориша... сей же, зело озлоблен, в велицем заточении к Богу отъиде» (Дополн. А. и. 2. С. 197 В Никоновой летописи: «И оттоле начаша его морити гладом и умориша его гладною смертию, и придает свою праведную душу в руце Божии в лето 7120 (1612), месяца февраля в 17 день, и погребен бысть на Москве, в монастыре чуда архистратига Михаила» (8. 177 То же и в Новом летописце (Временник. 17. 146 В послании архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия: «Со престола безчестне изринуша и во изгнании нужне умориша» (А. э. 2. 202 В грамоте об избрании Михаила Федоровича на царство: «В заточение посадя, злою мучительскою смертью не крестьянски уморили» (Собр. госуд. грам. 1. 203. С. 609; 3. 7. С. 27 По польским известиям: «Гермоген патриарх лишен достоинства, а потом (17 февр. 1612) удавлен был» (Бантыш-Каменск. Переписка между Россиею и Польшею, в Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 2. С. 116 108 Никон. летоп. 8. 159–160 Новый летоп., во Временн. 17. Отд. 2. 133–134 Карамз. 12. 174 Собр. госуд. грам. 2. 272 109 Лев Кишка — у Петрушев. Сводн. галицко-русск. летоп., под 1655 годом. С. 311 Кульчинск. Specimen. Eccl. Ruthen. 3. P. 227 Стебельск. Chronol. S. 255–256, 302 Harasiew. Annal. Eccl. Ruthen. P. 313 А. З. Р. 4. ¹ 190 А. и. 3. ¹ 72. С. 68 В жировицком униатском Помяннике Игнатий поставлен даже первым в ряду униатских первосвятителей, и за ним уже следуют: Михаил Рагоза, Ипатий Потей и пр. (Рукописн. отдел. Вилен. публичн. библиот. 1. 52, 155 В 1634 г. Московский патриарх Иоасаф в одной грамоте, изданной от лица Собора, писал: «Исидора, треклятаго митрополита, и Игнатия патриарха Церкви соборная проклинает, и мы проклинаем» (Русск. истор. библиот. 2. 160 110 Житие преп. Дионисия, в рукопис. Троице-Серг. лавры. 700. Л. 19 об.— 21 А. э. 2. 190, 202 Собр. госуд. грам. 2. 275 Новый летоп., во Временн. 17. Отд. 2. 139, 144–160, 164–165 Никон. лет. 8. 167, 174–197, 209–210 Авраамий Палицын ясно говорит только о трех случаях рассылки грамот из лавры (Сказан. об осаде Троице-Сергиева монастыря. Гл. 71, 73. С. 218, 222, 226 О молебствиях по всей России по случаю освобождения Москвы от поляков — Русск. истор. библиот. 2. 101

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

Месяцесловы святых при рукописн. богослужебн. книгах церковно-археологического Музея (при Киевской академии). Сочинение студента II курса Киев. Академии Георгия Булашева на соискание Евгениево-Румянцевской премии. Киев 1882 г. Одна из главных целей этого сочинения была на основании греч. и славян. рукописей Музея восполнить мой Месяцеслов Востока. Рукописей не мало в Музее, относящихся к этому делу; впрочем, они более славянские и позднейшего времени труда было не мало. Хотя Г. Булашев не был достаточно подготовлен к этому делу и не пользовался почти никакими другими пособиями кроме моего Месяцеслова и отчасти Месяцеслова Косолапова, но труд его оказывается полезным для агиологии. Наиболее вариантов с моим Месяцесловом оказалось в подлиннике XVIII века под знаком 0,1. Этот подлинник весьма сходен с подлинником, изданным г. Филимоновым в Вестнике Древнерусского искусства в 1874–1876 г. К сожалению, Булашев не пользовался им и потому не избежал многих ошибок, которых бы не было при пользовании этим подлинником. Булашев насчитал на основании рукописей Музея 139 имен святых, которые не находятся в моем Месяцеслове. Это еще не много, тем более, что разумеются имена, а не памяти или дружины мучеников; например под 22 марта он нашел в Музейском подлиннике пять поименованных жен из дружины мученицы Дросиды, Аполлинарию, Таисию, Дарию, Мамфусу, Аглаиду и разделил их по алфавиту, таким образом явилось пять чисел, кроме того сделал замечание, что имена эти нигде, кажется, не встречаются, кроме подлинника церковно-археологич. Музея. Они встречаются в Филимоновском и других подлинниках этой рецензии, которых в России находится несколько списков. В числе 139 имен есть 1) такие, которые находятся в моем Месяцеслове, но автор не досмотрел по поспешности,2) которые неправильно истолкованы, например первым он ставит Авраамия муч. Владимирского, это несомненно Аврамий Болгарский, у меня 1 апр. Он в отпустах во Владимирской епархии называется Владимирским чудотворцем, вторым у него стоит Агиодул, которого нигде нет в месяцесловах, а есть в рукопис. прологе только сказание о некоторых чудесах его, 3) нарицательныя имена обращены в собственныя, например 6 июля викарий Рикс – викарий имя должности Рикса, у него сделано собственное, то же 20 ноября из Феоктиста патрикия сделано собственное имя Патрикий, 4) много поставлено в числе этих имен святых неканонизованных, которые у меня есть, но в приложении 3-м второго тома стр. 58 и след., 5) есть имена испорченные, которые имеются в моем Месяцеслове, напр. 1 февр. Венедикт из Вендимиана, 8 янв. Емпит из Емилиана, 23 апр. Равен епископ, то есть Аполлинарий Равеннийский, 19 сент. Трифон Суздальский, в Филимоновском вернее Трофим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

65 Точный список с сего письма находится при М. Д. Академии. На обороте письма следующая надпись: «Ясне вельможному и мне... цивому Пану Патронови... великому его милости Пану Иоанну Стефа­новичу Мазепе Гетманови войск их Царскаго Пресветлого вели­чества запорозких покорне отдати належит». На местах, означенных у нас точками, в подлиннике нескольких букв или слов недостает. 72 Послание сохранилось в рукописи Румянцов. Музеума, под См. Описание сих рукописей. Востокова, стр. 798. В предисловии к сентябрьской четверти четьих-миней о сем сказано так: «Патриарх Иоаким не весьма доволен был тем, что оная (первая четверть четьих-миней) без его докладу и рассмотрения напечатана, тем более, что усмотрел он в слове на Рождество Пресвятыя Богородицы некоторыя православной Греческаго исповедания Церкви несогласныя мнения, почему и писал в Киевопечерскую Лавру, дабы оныя были исправлены». При сем замечено: «сие можно видеть в письме онаго святейшаго Патриарха, обретающемся в книге Икон без приписания года». То же письмо имеем и мы в виду. 74 Вероятно, близ ветхого Крупицкого монастыря, находившегося недалеко от нового Батуринского монастыря, в котором жил до­селе. Ветхий монастырь наименован Крупицким от крупиц, падавших близ монастыря во время голода. Предание об этом записано собственною рукою св. Димитрия на Престольном Евангелии. Наименование Крупицкого перенесено и на новый монастырь до соседству его с ветхим. Истор. Иерарх. III, 343–345. 77 Из письма к Феологу 15 видно, что были тогда присланы св. Димитрию не только ближайшие три месяца, которыми ему нужно было заниматься, но и все прочие. 78 Это малое здание, тщательно сберегаемое во время гетманства Гр. Разумовского, впоследствии обветшало и продано. Теперь оно принадлежит Батуринскому помещику П. И. Прокоповичу и составляет второй этап в учрежденной им школе пчеловодства, служа для сбережения меда и воска. Описание древних святынь Ростова. Соч. Гр. Толстова. М. 1847, стр. 36, примеч. 79 Рукописн. житие св. Димитрия. Говоря о пребывании св. Димитрия в Батуринском монастыре, автор жития пишет: «идеже, за его игуменство, преставился парижский учитель Адам Зернаков, о котором в апологии против Лютеранов от Преосвященнаго Феофана Прокоповича , бываго тогда ректора Киевобратскаго, тако пишется: «блаженныя памяти Адам Зернаков, егда к познанию того дела, сиречь о исхождении Духа Святаго, весьма рачительное возымел прилежание, оставя свое отечество, яко изгнанник самовольный, и вне отечества, в малой у нас России небеснаго отечества, к нему же от Бога избран бысть, искаше и обрете, – двадесят уже почти годам миновавшим, великую книгу издаде, безмернаго и твердаго учения исполненную». См. Theophan. Procopov. Miscellanea sacra.1744. р. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010