Также следует отметить, что в Константинополе с 1894 г. существовал активно занимавшийся церковной археологией Русский археологический институт – единственное российское научное гуманитарное учреждение за границей до Октябрьской революции. Он был закрыт турецкими властями 16 октября 1914 г., а богатейшие коллекции института и его обширный архив удалось частично вывезти в Россию, в том числе в середине 1920-х гг. Благодаря своему географическому положению Турция стала главной страной первоначального прибежища русских эмигрантов. В результате 5 массовых эвакуаций: из Одессы в апреле 1919 г. и январе–феврале 1920 г., из Новороссийска в марте 1920 г., с Крымского полуострова в ноябре 1920 г. и из Батуми весной 1921 г. (после падения меньшевистского режима в Грузии) в зоне черноморских проливов сложился крупнейший за рубежом район концентрации русских эмигрантов. В начале 1920-х гг. только в Константинополе и окрестностях было сосредоточено около 200 тыс. беженцев из России, а на всей оккупированной войсками Антанты турецкой территории, включая полуостров Галлиполи (Гелиболу), побережье и острова Мраморного моря, по подсчетам некоторых историков, до 250 тыс. [xxxvi] На основании решений Севрского мирного договора 1920 г. Турция потеряла контроль над свой бывшей столицей, и она несколько лет находилась под международным протекторатом в качестве «вольного города». Поэтому пребывавшие в Анкаре официальные турецкие власти первоначально не занимались делами русских беженцев. В середине ноября 1920 г. в Константинополь приплыли из Крыма на 132 кораблях по данным командующего армией генерала П.Н. Врангеля 145 693 человека (без экипажей судов), из них около 40 тыс. составляли гражданские лица; по британским данным прибыли 148 678 человек, а по сведениям советской разведки – 86 тыс. военных и 60 тыс. гражданских лиц. В конце 1920 г. Главное регистрационное бюро в Константинополе зарегистрировало в своей картотеке 190 тыс. имен беженцев. [xxxvii] Среди беженцев сложилась непростая обстановка, и в этих условиях особую роль в смягчении накала горестных страстей сыграла православная Церковь. Один из очевидцев этих событий писал: «На баке, недалеко от гальюна, сбоку, в невзрачном месте – церковь. Маленькая, как будто недоделанная. Служит епископ Вениамин со стареньким священником, красиво и просто. Поет хор нестройно и невнятно – большинство певчих не знают слов… Церковь полна разношерстной толпой… Все идет нехитро, по-походному, наспех, как тележка по кочкам скачет, но… так хочется молиться, так жадно вслушиваешься в обрывки слов, и как эти слова… волнуют, перехватывают горло, слезы текут ручьями, и не стыдно их» [xxxviii].

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

1918.20  сентября – на заключительном 170-м заседании Поместного Собора председательствовал во время рассмотрения доклада протоиерея А. И. Юницкого «Об устроении Православной Церкви в Закавказье и на Кавказе вообще» (результат работы соборного отдела «Об устроении Православной Церкви в Закавказье») 1918.21  октября – постановление патриарха Тихона и Св. Синода: «Не признавая возможным оставлять православное население закавказской паствы без архипастырского руководительства и попечения, постановлено: не перемещать на Нижегородскую Архиерейскую кафедру митрополита Тифлисского и Бакинского Кирилла, поручив временное управление Нижегородской епархией Преосвященному архиепископу Алеутскому Евдокиму» 1918,  осень – после окончания Собора продолжал служить в Москве; становится членом Священного Синода 1919,  декабрь – арестован ВЧК вместе с митрополитом Арсением (Стадницким) по обвинению в «контрреволюционной агитации путем рассылки воззваний и сношений с Колчаком и Деникиным»; заключение продолжалось около двух месяцев 1920,  апрель – назначен митрополитом Казанским и Свияжским 1920, 9 июля – прибыл в Казань в день встречи Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери 1920,11  июля – совершил вместе с епископом Анатолием (Грисюком) и епископом Балахнинским Петром (Зверевым) хиротонию архимандрита Иоасафа (Удалова) во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. 1920,19 августа – арестован в Казани по обвинению в том, что «выехал из Москвы в Казань без разрешения ВЧК»; содержался в «Набоковке» (Казанский ЧК), через несколько дней направлен в Москву 1920,27  августа – осужден Президиумом ВЧК на срок «до конца гражданской войны»; заключение в концлагере заменено до конца гражданской войны заключением в лагере на 5 лет 1920,5 октября – помещен в Таганскую тюрьму 1920,7 ноября – избран почетным членом КазДА 1921.4  февраля – утвержден указом патриарха Тихона в звании почетного члена КазДА 1921, март-апрель – совершал богослужения в школьном помещении тюрьмы; возглавлял пасхальное богослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Статья Введение После революции 1917 года и гражданской войны в изгнании оказалось огромное количество людей с высоким образовательным цензом, интеллигенция, аристократия – «это не был слепок со старой России, появился новый мир, который теперь принято называть Русским зарубежьем» с. 45]. Желание сохранить на ментальном уровне связь с родиной, получить ответы на волнующие вопросы, почувствовать себя частью общности соотечественников – все это привело к активному распространению русскоязычной прессы за рубежом. Однако лишь немногие периодические издания были способны существовать более десятилетия. Цель исследования заключается в выявлении проблем становления православно ориентированной периодики на евразийском континенте в 1920–1930-х годах. В настоящее время особую актуальность получает изучение причин успешного функционирования церковных и религиозных изданий, а также концентрация исследовательского внимания на неудачных попытках выпуска православной периодики – как печатной, так и в системе сетевых СМИ. В любое время при становлении периодического издания четырьмя главными вопросами становятся: кто печатает? для кого печатает? с какой целью? на какие средства? Постараемся ответить на данные вопросы применительно к временным границам межвоенного периода и среде русской эмиграции. Основная часть Судя по крупнейшему архиву периодической печати, находящемуся в Праге, каждый десятый журнал имел религиозно-нравственное содержание . Все эти журналы способствовали духовному единению русскоязычной диаспоры, религиозной грамотности, укреплению веры, сохранению культуры и национального самосознания. Появляются две группы религиозных изданий: с одной стороны, церковные газеты и журналы внутри церковных структур, создаваемые духовными лицами для удовлетворения практических потребностей верующих. С другой стороны, издания религиозно-философского направления, инициированные мирянами. В Польше издавалось «Воскресное чтение» – еженедельный литературно-духовный журнал. Он был официальным органом Православной Церкви и издавался с 1924 г. до конца 1930-х годов. Польская Православная Церковь, испытывавшая гонения со стороны властей, была вынуждена отказаться от официального печатного органа и сделать «Воскресное чтение» частным изданием, продолжавшим выпускаться в той же Варшавской синодальной типографии. «Воскресное чтение» должно было стать финансово независимым изданием, для этого были расширены тематическая и жанровая программы журнала: в нем печатались материалы в помощь пастырям, новости, появились разделы для детей и юношества, статьи публицистического характера. Журнал должен был удовлетворять запросы широкого круга читателей. Редакция обратилась ко всем читателям с просьбой поддержать журнал подпиской. Священнослужителей призывали привлекать к подписке прихожан. В свою очередь издание уменьшало подписную плату (она составляла 1 злотый в месяц), свежий номер журнала выходил еженедельно с. 296–297].

http://bogoslov.ru/article/6191992

В 2016 году также состоялось посещение Святейшим Патриархом Кириллом и сопровождающими его лицами Святой Горы Афон. В юбилейных торжествах на Афоне принял участие Президент России В.В. Путин. В течение всего года юбилей был отмечен разнообразными духовными и культурно-просветительскими мероприятиями: научными и практическими конференциями, круглыми столами, образовательными чтениями, выставками икон, книг, картин и фотографий, кинопоказами, хоровыми фестивалями и пр. Мероприятия прошли во многих регионах Белоруссии, России и Украины. По центральным телеканалам были показаны тематические фильмы. Была проведена тематическая олимпиада школьников по «Основам православной культуры». ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании новой епархии в Калининградской области. ПОСТАНОВИЛИ: — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 81 СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Хабаровского и Приамурского Владимира с предложением образовать новую епархию на территории Хабаровского края. ПОСТАНОВИЛИ: — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 82 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вакантной кафедры Соликамской епархии (Пермская митрополия). ПОСТАНОВИЛИ: Преосвященным Соликамским и Чусовским быть заштатному архиепископу Зосиме (Остапенко). — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 83 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вакантной кафедры Шуйской епархии (Ивановская митрополия). ПОСТАНОВИЛИ: — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 84 СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Липецкого и Елецкого Никона о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 87 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

(Анатолий Левитин и Вадим Шавров. «Очерки по истории русской церковной смуты» в 3-х томах. Изд. Institut «Claube in der 2 Welt». Kausnachm. 1978, Band I, 8. 79.) Чтобы иностранному читателю был понятен смысл последней фразы, надо прибавить, что эта группа была первой, которая открыла дорогу русскому духовенству в ГПУ–КГБ в качестве агентов. Как бы то ни было, с мая 1922 года по август 1923 года журнал «Живая Церковь », издававшийся в Москве, был официальным органом раскола. Он выходил ежемесячно, – и всего вышло 16 номеров. Редакторами журнала были поочередно священник Сергий Калиновский и священник Зиновий Белков. Журнал печатал статьи руководящих деятелей обновленческого (живоцерковного) движения, очень подробно освещал все перипетии тогдашней церковной жизни (хотя, разумеется, тенденциозно). И поэтому имеет первостепенное значение для историков этого времени. В эти годы интерес к церкви стал всеобщим. Проявлением этого интереса следует считать обилие церковных журналов. Наряду с центральным органом «Живая Церковь » в Москве, такой же журнал начинает издаваться в Киеве. Здесь живоцерковникам приходилось бороться на два фронта: не только против староцерковников, но и против так называемой «липковщины». Так называли в быту группу украинских священников, возглавлявшихся совершенно не каноничным «митрополитом Липковским, которые отстаивали идеи украинской самостийности. Впрочем, этот журнал выпустил всего несколько номеров. В Ленинграде в 1923 году возобновляется церковный журнал под названием «Соборный разум». Причем сразу возникает коллизия: если журнал «Живая Церковь » в Москве отражал точку зрения Красницкого, который отстаивал интересы белого духовенства в его борьбе с епископатом, то журнал «Соборный разум» отражал взгляды группы А.И. Боярского и А.И. Введенского , который на короткое время вновь переехал в Питер, и после ранения фанатичкой ударом камня в голову во время процесса митрополита Вениамина, отстранился от участия в Высшем Церковном Управлении. Журнал требовал более глубокой церковной реформы. Он интересовался, в основном, идеологическими вопросами и порицал административные методы, которыми в основном (в тесном контакте с ГПУ) действовала московская группа «Живая Церковь » и в первую очередь Красницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

Церковно-общественный вестник. Еженедельный журнал. СПб.. 1874–1886; 1912–1915. С 1874 – 3 раза в неделю, в 1886 – 2 раза в неделю. Церковно-приходская школа. Ежемесячный журнал, издаваемый при Киевском епархиальном училищном совете. Киев, 1887–1906. С 1903 года подзаголовок: Ежемесячный педагогический журнал. Далее взам6ен выходил журнал «Западно-русская начальная школа. Церковность. Еженедельная православно-народная газета. М., 1911–1917 С 200 без слова еженедельная С 210 – без подзаголовка Церковность. М., 1014–1917. С 25 декабря 1914 года подзаголовок – бесплатное приложение к журналу «Православный благовестник» С 1915 года подзаголовок – православно-народная газета по воскресеньям и праздникам Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918 Неофициальная часть см. «Прибавления к «Церковным ведомостям». В 1915–1916 – приложение к газете «Приходской листок» Церковный вестник. Еженедельный журнал с ежемесячными книжками приложений, издаваемый при Санкт-Петербурской духовной Академии. СП., 1875–1917 С 1916 года подзаголовок: издаваемый Миссионерским советом при Священном Синоде. Церковный год пастыря-проповедника. Сборник проповедей на воскресные и праздничные дни. Приложение к журналу «Пастырский собеседник». М., 1896–1898. 2 раза в год. С 1897 года подзаголовок: Проповеднический сборник, составленный применительно к программам собеседований на воскресные и праздничные дни всего года. Церковный голос. Еженедельный церковно-общественный журнал. СПб., 1906–1907 Изд.: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви Церковь и жизнь. Орган религиозно-церковной жизни и мыслию. Пг, 1916–1917. 2 раза в месяц Церковь и народ. Журнал церковно-общественной жизни, науки и литературы. Киев, 1906–1907. 2 раза в неделю Церковь и общество. Новый церковно-общественный и религиозно-апологетический еженедельный журнал. Пг., 1916 Чтения в историческом обществе Нестора летописца. Киев, 1879, 1888–1914

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

47. Отзыв о сочинении студента Д. Ахматова «Секта сциентистов (Christian Science) и ее учение»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1911–1912 учебный год. СПб., 1913. С. 214–215. 48. Отзыв о сочинении студента Д. Недачина «Преп. Нил Синайский и его творения»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1911–1912 учебный год. СПб., 1913. С. 315–321. 49. Предисловие к кн.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. III. История церкви в период Вселенских соборов. I. Церковь и государство. II. Церковный строй/Посмертное издание под ред. проф. А. Бриллиантова . СПб., 1913. С. XI–XIII. 1914 50. Отзыв о сочинении студента И. Виноградова «Смешанные браки в России»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1912–1913 учебный год. СПб., 1914. С. 304. 51. Отзыв о сочинении студента А. Маньковского «Законодательство имп. Юстиниана по церковным делам»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1912–1913 учебный год. СПб., 1914. С. 389–391. 52. Отзыв о сочинении студента Ф. Самойловича «Базилианский монастырь в пределах Гродненской епархии в XVII–XVIII вв.»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1913–1914 учебный год. СПб., 1914. С. 543–544. 53. Отзыв о сочинении П. Табанского «Император Константин Великий и его религиозная политика (до 323 года)»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1913–1914 учебный год. СПб., 1914. С. 567–569. 54. Отзыв о сочинении студента Г. Чеснокова «Вопросы морали и жизни в произведениях Короленко, Гаршина и Надсона в связи с общею характеристикою их творчества»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1913–1914 учебный год. СПб., 1914. С. 593. 55. Отзыв о сочинении студента А. Федорова «Проблема зла по Вл. Соловьеву»//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1913–1914 учебный год. СПб., 1914. С. 601–602. 56. Предисловие и комментарии к статье: Болотов В. В. Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого [письмо архиепископу финляндскому Антонию]//ХЧ. 1914. Март. С. 281–288.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Расскажите, как вы пришли в журнал? Когда это произошло? Валентин Лебедев В.Л.: Я начал ходить на эту новую работу в 1986 году. И несмотря на то, что в государстве уже началась перестройка, для Церкви советская власть по-прежнему оставалась советской властью. Многие, конечно, вспоминая 1000-летие Крещения Руси, называют это «поворотным рубежом» в отношениях власти и Церкви. Но на самом деле советская власть оставалась точно такой же! Никаких «послаблений» для церковной жизни не было. Я, например, как и многие другие, был командирован журналом в качестве корреспондента освещать празднования в Петербурге (тогда еще Ленинграде) и Москве, а также в Суздале. Было очень интересно, надо сказать. Но вокруг иностранных гостей и вокруг нас ходили повсюду те же «люди с железными лицами в серых костюмах». Говорить было ничего нельзя (ну, не за столом, конечно, во время завершающего банкета), но никакой вольницы не допускалось. Никаких свобод еще не было – свободы начались в 1990 году. Само появление, само существование журнала уже было вызовом советской власти Поэтому, еще раз подчеркиваю, само появление, само существование журнала уже было вызовом советской власти. Потому что все-таки, во-первых, это печатный орган! – Но в тот период в стране выходила масса бумажных изданий. Неужели журнал как-то был «заметен»? В.Л.: Сегодня многие просто не понимают, чем он был в те годы… Его и купить-то не особенно было можно! Скажем, тогда был дефицитнейший журнал «Америка»– где вы могли его купить? Но он же был в Советском Союзе? Был. Некоторые люди пытались его достать? Пытались. Утром подходили к определенному ларьку в центре Москвы на Калининском проспекте, налаживали связь с киоскером, платили лишние деньги… И лишь тогда получали этот журнал. А так – он распределялся по определенным учреждениям. – Но церковный журнал некорректно сравнивать с «Америкой», наверное? В.Л.: Наш журнал (конечно же, совсем другой печатный орган, чем «Америка») распределялся по храмам. А давайте спросим этих людей, которые говорят, что журнал был «советским»: они в церковь-то ходили? Да они туда не ходили! А те, кто ходил, интересовались.

http://pravoslavie.ru/143403.html

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. ( журнал 18 ) освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации . Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем  подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. ( журнал 101 ) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. С декабря 2010 г. по июль 2011 г. окормлял  приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние). В 2011-20 гг. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. В апреле 2011 г. назначен настоятелем храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г. Москвы. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 68 ) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 132 ) назначен главой новообразованной Донской митрополии ; также определением Синода (журнал 120) назначен временно исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии. 8 октября 2011 г.  возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 77 ) освобожден от должности наместника Высоко-Петровского монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. ( журнал 62 ) освобожден от обязанностей ректора Донской духовной семинарии. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 17 июля 2013 г. назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2018 г. освобожден от должности настоятеля Успенского храма в Вешняках и назначен настоятелем храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы. Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. ( журнал 87 ) утвержден в должности священноархимандрита Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря станицы Старочеркасская Аксайского района Ростовской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245162...

ПОСТАНОВИЛИ: Включить в состав Высшего Церковного Совета епископа Североморского и Умбского Митрофана, председателя Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту.   ЖУРНАЛ 47 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ: О поданном прошении Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Виктора, касающемся почисления его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Прошение Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Виктора о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 22.10.2015 г. (журнал 67). Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 48 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении должности ректора Московских духовных школ и Председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви в связи с избранием Собором Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Преосвященного Евгения митрополитом Таллинским и всея Эстонии. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 49 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного епископа Ванинского и Переяславского Савватия, касающемся почисления его на покой по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 50 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 51 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 52 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 53 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшихся заседаниях Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан.

http://mospat.ru/ru/news/47311/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010