– И чем кончилась вся эта история? – Эта история длилась около полутора десятков лет, и ее развитие во многом определялось общим направлением советской политики в отношении Церкви. – То есть особые отношения обновленцев с Константинополем продолжались до конца 1930-х годов? –Да, примерно. В 1920-е годы советская власть вела достаточно изощренную политику в отношении Церкви. Ее задача состояла в том, чтобы раздробить Церковь, стравить одних с другими, и здесь все средства были хороши. Обновленцы в такой ситуации находились в привилегированном положении. Однако в конце 1920-х годов политика власти, в связи с так называемым «великим переломом», меняется, и начинается движение к уже полной ликвидации в Советском Союзе вообще всех церковных структур, в том числе и обновленцев. Соответственно, усиливается нажим и на Константинопольское представительство в Москве. Уже не идет речь о возвращении им здания, уже очевидно, что никаких контактов и делегаций оттуда сюда и отсюда туда допущено не будет. Поэтому вся активность Димопуло, которая процветала в середине 1920-х годов, стремительно угасает. Архимандрит Василий пребывает в унылом настроении, а его начальство в Стамбуле проявляет недовольство тем, что он недостаточно активен. Интерес советской власти к услугам со стороны Константинополя поэтому падает. Хотя периодически что-то снова возникало, например, в связи с проектом проведения так называемого Всеправославного Собора. Это идея, которую всячески продвигал Патриарх Фотий, занявший Константинопольский престол в конце 1920-х годов. Советское руководство раздумывало, давать ли согласие на направление делегации как бы от Русской Церкви на этот предсобор и последующий Собор. Поскольку возглавлявший в тот момент Московскую Патриархию митрополит Сергий был категорически против участия обновленцев в российской делегации, возник проект ударными темпами объединить обновленческую и патриаршую Церкви в связи с константинопольской инициативой. Но митрополит Сергий проявил твердость и отказался объединяться с обновленцами. В итоге никакая делегация из Москвы не поехала, вся затея сорвалась.

http://pravoslavie.ru/116129.html

И после старца Герасима тот черный поп сшел; и тогда же призвал в тот м-рь вкладчик дьяк Ив. Ломякин Михаилова города вдового попа Спасского». В 1669 г. в него переведены иноки Высоцкого м-ря. При упразднении братия переведена в Рязан. Троицкий м-рь. “Ист. Росс. Иер.», V, 346; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 84, 135, 332; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 10 (игумен Мефодий), 43 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 439, 24; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 83 душ. крест.). 1019. Новоспасский или Спас на Новом, а также Новинский – Спасо – Преображенский, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на Таганке, на левом берегу р. Москвы. Основан Вел. кн. Иваном Васильевичем, который перевел сюда иноков монастыря Спасского на Бору. Под 1491 г. сказано: «Тое же весны, повелением Вел. князя, архим. Спаскый Афанасий заложил церк. кам. на Новом Преображения», а в 1497 г. «священа бысть цер. кам. Преобр. в м-ри на Новом, при архим. Афанасии Щедрого». Здесь находится чудотворн. Нерукотворенный Образ Христа Спасителя, принесенный из Вятки в Москву в 1647 г. и поставленный первоначально в Успенском соборе, но потом перенесенный сюда. При встрече иконы воспоследовал указ, которым Флоровские ворота в Кремле именовать Спасскими и все проходящие через эти ворота обязаны снимать шапки. “Краткое истор. опис. Москов. ставропиг. 1-классного Новоспасс. мон. из разных истор., церковн. и граждан., печатных и рукописн. книг и документов, по время правления оным монаст. архим. Иакинфа Карпинского», Москва, 1802 г; “Опис. состоящего в Москов. ставропиг. Новоспасс. мон. храма Знамения Пресв. Богородицы, тщанием и иждивением Двора Его И. В. обер-камергера, сенатора и кавалера Н. П. Шереметева, на гробах знаменитых особ, предков и родителей его воздвигнутого, с сообщением надгробных надписей», Москва, 1803 г.; “Краткое опис. ставропиг. Новоспасского мон., почерпнутое из истор. опис. сего монастыря, напечатанного в Москве 1807, 1810, 1811 и 1813 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

12 Ключарь Анания сообщает, что мощи её обретены в 1699 г. спустя 450 и вящщи после её погребения – след. год её кончины около 1250 г. У Иоасафа н у Зверинского год кончины показан 1264 неизвестно на каком основании, не вернее ли считать годом её кончины 1258, согласно древнейшей записи в клеймах на паперти Ризпол. церкви. 13 В житии говорится: «Преосвященный митрополит Антоний… слышав о преподобной Ефросинии, елико Бог творит чудеса её ради, и собра весь освящённый собор стихиры и канон – жития и чудеса чести и праздновати повелел месяца сентября в 25 день». 15 Грамота эта за подписью дьяка Андриана Ратманова, стольнику и воеводе Василию Даниловичу Исленьеву 1700 г. июля 11 дня у Анания Федорова в его ист. собр. о гр. Суждале (л. 57) приведена в извлечении и не совсем точно. 16 Год открытия мощей писателями указывается не всеми один и тот же. У пр. Филарета (Рус. св. сен. 25) – время открытия означено 18 сент.1698 г. То же у Гр. М. В. Толстого (Путевые письма о сузд. области). У Анания в лето от сотворения мира 7207, от воплощения же Бога слова 1699; в рукописн. житии Рум. музея 197 – год обретения мощей указан 1700. То же и в житии, писанном в Ризпол. монастыре 1785 (см. прил.). Здесь указан год от созд. м. 7208, от Р.Х. 1700-й. На паперти в клеймах в сказании о жизни и иноч. подвигах пр. Ефросинии, между прочим, написано: мощи её святые обретены нетленны в 1700 г., сентября в 18 день. Нет сомнения, что это разногласие произошло от неверного согласования годов сентябрьских от создания мира с годами январскими от Р.Х. Годом же обретения мощей следует считать 1699-й. 17 Виновником открытия св. мощей пр. Ефросинии был пр. Илларион, митр. Суздальский, незадолго перед тем июля 1-го он свидетельствовал с епископом Тамбовским (бывшим и на открытии св. мощей пр. Ефросинии) мощи св. бл. вел. кн. Александра Невского. Может быть это и навело его на мысль освидетельствовать и мощи пр. Ефросинии, память которой давно уже чествовалась в Суздале. 18 Белицы, не постриженные, могли занимать штатные места монахинь, если они были не замещены, в надежде пострижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

1193. Спасский – Малоюнгинский или Юнгинский, мужской, ныне село Спасское-Малая Юнга, Каванской губ., Козмодемьянского у., в 5 вер. к юго-зап. от Козмодемьянска, при рч. Малой Юнге, близ правого берега р. Волги. Основан в 1625 г. среди черемис и возобновлен митр. Казан. Тихоном в период 1720 – 25 г. До 1652 г. в нем подвизался иеромонах Антоний, бывший до пострижения своего священником в Зачатейском жен. мон. в Нижнем Новгороде и имевший сына Иоанна, который по принятии иночества под именем Илариона удалился во Флорищеву пустынь Владимир. губ., где и был первым игуменом. Иеромон. Антоний в 1652 г. был избран в патриархи, но по старости отказался от высокого сана в пользу Никона. Монастырь имел миссионерское значение для распространения христианства среди черемис и в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», IV, 569; “Казан. губ. вед.», 1848 г., 33; 1849 г., 23; 1855 г., 13; “Труды Казан. губ. стат. Комит.», II, 4; “Краткое житие Илариона, митроп. Суздальского», см. в библиографии Флорищевой пустыни; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 304, 13; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 130, имел 34 двора); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 465 душ. крест.); 1871 г., I, смесь, 31 (в библиот. Воскр., Нов.-Иерусал, м-ря сохранился рукописн. каноник, в коем помещена «Служба ко Пресв. Богород. Владимир. новоявленного образа Словенской пустыни близ Орана поля в Нижегород. пределах»; повесть сия написана в Спасском м-ре малой Юнги Козмодемьян. уез. лета 7187 (1679 г.); 1880 г., 8, 48 (миссионер. дело среди Казан. инород.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., прилож., XX, (митроп. Казан. Тихон завещал архим. м-ря образ св. Николая); VI, 1726 г., 440 (архим. Гавриил переведен в Богородиц. Свияж. м-рь, а на его место назначен архим. Силуан); VII, 1727 г., 325 (архим. Силуан был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1004 (переписная книга 1647 г. дворов в дер. Малой Юнге вотчины Спасск. м-ря), 1005 (писцовая книга 1651 вотчины м-ря села Покровского, Большая Юнга тоже).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сретенский монастырь в 1920 году Епископ Гурий (Степанов). Художник: Светлана Ивлева В начале 1920 года предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон находился под домашним арестом. 28 декабря 1919 года во всех храмах и монастырях Москвы было прочитано обращение к православному населению: «10/23 сего декабря Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон после допроса во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии подвергнут домашнему аресту и тем лишен возможности совершать богослужение где-либо, кроме своей домовой церкви. Вслед за тем в ночь с 11/24 на 12/25 декабря взяты под арест старейшие иерархи – члены Священного Синода высокопреосвященные митрополиты: Арсений Новгородский и Кирилл (Смирнов) Тифлисский. Еще ранее подвергся аресту и доселе остается в заключении управляющий Московской епархией высокопреосвященный Иоасаф (Каллистов), архиепископ Крутицкий. Священный Синод и Высший Церковный Совет, поставляя своим долгом осведомить о сем всех православных христиан Церкви Московской, призывает их соединить свои молитвы за лишенных свободы иерархов и всеми законно дозволенными мерами содействовать облегчению участи заключенных и скорейшему их освобождению». Арест патриарха закончился накануне праздника Рождества Христова в 1920 году . 8 февраля 1920 года настоятель Сретенского монастыря архимандрит Гурий (Степанов) был хиротонисан во епископа Алатырского и назначен викарием Симбирской епархии . Он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырем, после – московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета. В марте 1920 года епископ Гурий (Степанов) служил в храме Христа Спасителя, уведомлял об этом организационно-учетный отдел Московского Совета и подписывался как настоятель Сретенского монастыря . Сохранилось уведомление епископа Гурия о том, что он 31 (или 21?) мая 1920 года совершал всенощное бдение и литургию в храме Лазаревского кладбища .

http://pravoslavie.ru/51560.html

5 янв. 1920 г. А. был вызван из Москвы в Новгород, 20 янв. арестован, 27 янв. освобожден, однако церковно-ликвидационный подотдел Новгородского губисполкома контролировал его деятельность, ограничивая передвижение по епархии. Верующие неоднократно обращались к властям с просьбами разрешить А. выезжать на служение в приходы епархии. Уступая этим просьбам, власти регулярно выдавали архипастырю удостоверение на посещение городов и сел епархии. На Вербное воскресенье 1920 г. А. возглавил в Новгороде хиротонию архим. Тихона (Тихомирова) во епископа Череповецкого, викария Новгородской епархии. С июля по окт. 1920 г. А. неоднократно выезжал на неск. дней в Грузино, Борисово, Косино, Бологое, Ст. Руссу, совершал богослужения в Софийском соборе. 1 июня 1920 г. помещение Новгородского епархиального совета было подвергнуто обыску, представитель новгородских властей произвел ревизию, изъятие документов и книг, 15 сент. помещение совета было опечатано, совет ликвидирован. 1 нояб. 1920 г. в Новгороде начался судебный процесс, в к-ром еп. Алексий (Симанский), архимандриты Никодим и Анастасий, игумены Гавриил и Митрофан обвинялись в тайном освидетельствовании мощей святых в Софийском соборе перед их офиц. вскрытием, А. был привлечен в качестве свидетеля. Обвиняемые были осуждены, постановлением ВЦИК от 6 нояб. 1920 г. амнистированы. В февр. 1921 г. в помещении бывш. Арсениевского дома начался судебный процесс над А., еп. Алексием (Симанским), протоиереями Яцковским, Вихровым, Соколовым, мирянами Финиковым и Скородумовым, обвиненными в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства». Нарушение декрета заключалось в том, что А. «утверждал журналы епархиального совета... рассылал от своего и совета имени указания касательно бракоразводного процесса, судопроизводства церковников». Кроме того, А. был обвинен в том, что издаваемые им указы о трудовых общинах способствовали сохранению собственности монахов, что поручал строительно-хозяйственные дела благочинным, следов., в епархии велось храмостроительство, что он не запретил принимать сборы и пожертвования на упраздненные учреждения епархии, в т. ч. братство Св. Софии. А. виновным себя не признал. 19 февр. 1921 г. трибунал признал всех подсудимых виновными, но, учитывая амнистию ВЦИК от 6 нояб. 1920 г., наказание было определено условным. Наряду с условным осуждением на 5 лет А. предписывалось выехать на постоянное жительство в Архангельскую губ. В кассационной жалобе, направленной в Наркомат юстиции, А. писал о невозможности 2 наказаний за одно преступление. Кассационный трибунал ВЦИК на заседании 15 июня 1921 г. рассмотрел решение Новгородского ревтрибунала и отменил ссылку в Архангельск.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Исходя из этого, объединенное заседание исполкома и Комитета партии постановило: Арсениев Комельский монастырь «как рассадник гнезда контрреволюции» закрыть; его имущество, кроме предметов культа, передать в распоряжение УОНО; всех нетрудоспособных монахинь определить в общежитие Отдела социального обеспечения, а трудоспособных обеспечить работой. Отделу внутреннего управления поручалось немедленно провести по поводу избиения представителей власти «строжайшее расследование с правом ареста зачинщиков этого выступления». Для закрытия монастыря и передачи его имущества по назначению предписывалось командировать на место комиссию, имеющую неограниченные права. Постановление вступало в законную силу с 4 января 1920 г. Копии с него следовало отправить в Губисполком и Губком РКП (см. Приложение, документ 6) . Этим постановлением была окончательно решена судьба Арсениева Комельского монастыря. Январь и последующие месяцы 1920 г. стали временем выполнения предписаний данного постановления. 6 января 1920 г. провели опись церковного имущества монастыря . К середине января храм «был запечатан» . 16 января 1920 г. комиссия по закрытию монастыря, образованная Грязовецким уисполкомом, передала в Отдел управления «материалы по ликвидации дел монастыря», включая денежные средства . Монастырскую часовню в Вологде закрыли позднее – в августе (или осенью) 1924 г. Все находившееся в ней богослужебное имущество подлежало изъятию, здание часовни было передано в распоряжение Жилищного отдела для сдачи под жилье . Судьба насельниц Арсениева Комельского монастыря неизвестна. В докладе землемера Губземотдела А. В. Ильинского по подготовке дела Грязовецкого уземотдела 250–1920 г. «по отводу земли фермерному хозяйству при школе социального воспитания в бывшем Арсеньевском монастыре» от 26 апреля 1920 г. упоминалось, что «из бывших обитателей монастыря в настоящее время почти никого не осталось, за исключением 3–5 послушниц, которые состоят на службе при школе» . Почти сразу после событий 4 января 1920 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

Арх. М. И. Д. грамоты малор. 87 (706), дела малорос. св. 84, 46). Одновременно с приездом была подана и челобитная Паисия, наместника Печерского, о выборе нового архимандрита на место Варлаама (Моск. Арх. М. И. Д. грамоты мал. 680 (705). Евгений, Опис. Киевософ. собора прилож. стр. 124. 923 Соч. I, 483. Евгений Опис. Киев. соб. прил. 129. В нашем собрании находится черновой оригинал настольной грамоты п. Адриана на Киевскую митрополию, с небольшими поправками. 928 Подлинник хранится в Тобольске, на книге надпись: Theodosius Gugarewicz ord S. В. monachus post cujus obitum Demetrius Sawicz igumenus Baturiensis hujus libri possesor, (Странник. 1866, 11 стр. 56). 930 Соч. I 462 л. 472 под 1678 и 1685 г.г. В киевском Святомихайловском монастыре, при мощах св. Варвары, в самом ковчеге сохраняется небольшая рукопись в 4°, без конца, руки св. Димитрия, которую мы подробно осмотрели. На переплете надписи синодального ризничего Гавриила и о. Ключарева, утверждающие подлинность почерка св. Димитрия. В рукописи помещено описание пяти чудес св. Варвары: 1) Об осужденном на смерть, но не умершем без причастия (Нач. Во граде стольном в чехах). 2) О человеке, боявшемся умереть без причащения (Нач. Бысть во странах нидерляндских, некий человек); 3) Монах некий, пренебрегий св. Варвару, умре... 4) Некто от святых, призывая святую великомученицу Варвару от руки ангеловы прият святое причащение. 5) Все просящие не умрут без причастия. Житие Варвары в изложении Димитрия было напечатано отдельно в 1698 г. Пекарский. Наука и литература при П. В. II, 8. См. также брошюру о. П. Л. Киевомихайловский Златоверхий монастырь в его прошедшем и настоящем состоянии. К. 1885 стр. 17. 931 Четь-Минея за декабрь, рукописн. экземпляр бывший С. Т. Большакова, ныне Имп. Публ. Библ. л. 8. Тоже и в печатной минеи. Видимо, что некоторые сомневались в подлинности мощей св. Варвары, и св. Димитрий приводит рассказ о чуде с Иоанном Сафоновичем, райцем граду Киевского. Он, захворавши, послал за водою от мощей. Во сне ему является святая: «мнози не имут веры, дабы и святые мои мощи были в монастыре Михайловском, ты же и сам веруй и прочим поведай, да веруют, яко аз самая и тая Варвара мученица почившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

315 “Ате коми бу д ть сн56; непокорив. гибитель, не послиша# рнчи wцa свое г 56; и ни мт56;ри. è кажють и не послиша ть. è wч56;ь  го изьведеть пред врата градна» и мнста града того гл56;те. сн56; наш непокорлив есть, и гибитель, не послиша» рнчии наши х снти» и пь " ница, да побьють и каменье м мижи гра д того. да оумреть. да измить злое сами себе, да и дризии изрнвше оубо " тьс#”. Так читается в обширной редакции закона судного статья “о сыну” , заимствованная из Второзакон. XXI, 18. Ср. Ucx. XXI, 15 . Лев. ХХ, 9 . 316 В обширной редакции закона судного есть несколько постановлений о наследстве (в статьях: “о умирании” и “о мачахах”); но гораздо ближе к означенному в тексте предмету церковного суда стоит то постановление книги Чисел (XXVII, 8 –11), которое включено было еще в Lex Dei s. mosaicarum et romanarum legum collation, внесено было затем в греческие и славянские выборки из ветхозаветного закона: о последовательном признании к наследству сыновей, дочерей, братьев и дядей. – Нельзя не вспомнить при этом, что ещё митр. Евгений пытался свести отдельные предметы церковного суда в древней Руси к Ветхому завету. См. Дюверную, Источники права и суд в древней России, стр. 34. 318 Митрополит Иларион действительно мог произнести те слова, которые приписываются ему в никоновской летописи: “подобниче великого Константина”, восклицал оратор, “равноумне, равнохристолюбче, равночтителю служителем его. Он с святыми отцы никейского собора закон человекам полагаше,ты же с новыми отцы нашими, епископы, снимаяся, часто совещавашеся, како в человецех сих новопознавших Господа закон установити”. В самом деле, Владимир не мог обойтись без того, чтобы не совещаться часто с епископами насчет применения к его государству закона Божьего и закона судного. Достойно замечания, что в более поздние вреиена, вероятно, в подражение закону судному составлена была статья “о церковном законе”, приписанная Иоанну Златоусту . Составитель имел в виду нормировать обязанности христиан по отношению к церкви и к церковному богослужению, способ совершения крещения и поминовения умерших, равно других требоисправлений священнических. В виду того, что “заповедь Иоанна Златоуста о законе церковном” представляет собою любопытные бытовые черты и что присоединяемые к “заповеди “ каноны имеют весьма своеобразную редакцию, я печатаю этот пямятник в качестве приложения 4, в конце этой книги. Памятник заимствован мною из рукописных кормч. Спб. Публичн. Библ. F. II, 119, конца XIV или начала XV вв. Он усмотрен мною также в рукописн. Кормч. Погодинск. Древлехранилища 224. В 6-м томе “Русской Исторической Библиотеки” он не вошел, но его нужно будет включить во второе издание, если таковое состоится, так как ему принадлежит далеко не последнее место в ряду древнерусских церковных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Ф. 7383, оп. 3, д. 14, л. 20–23]. 829 ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-36531. Следственное дело Карташовой Матрены Степановны 1931 г. Карташова Матрена Степановна родилась в 1885 году в селе Каменское Наро-Фоминского района. Девица, из крестьян. Окончила сельскую школу в дер. Каменской. «До 17 лет проживала в дер. Каменской Наро-Фоминского района. В 1902 году по собственному желанию ушла в монастырь Зосимова пустынь. В монастыре находилась до 1929 года мая месяца. После ликвидации артели, именовавшейся «трудовая артель», переехала в дер. Кузнецову в дом Тараканова, который разрешил им занять помещение. В дер. Кузнецовой изредка работала у крестьян, временами рукоделием. С ней все время в доме Тараканова проживали монашки: родственница Таракановым – Тараканова Евдокия Степановна и Пестова Дарья». Монахиня Дорофея (Дария Феодоровна Пестова) родилась в 1860 году, родом из Туринского уезда Тобольской губернии. Приехала в Троице-Одигитриевский монастырь Зосимова пустынь в 1880 году, пострижена в монашество 17 июня 1908 года. Проходила послушание Старшей в хлебной с 1894 года. [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 70, л. 273–313. Послужные списки монашествующих 1916 г.]. В артели в 1920-х годах на общих работах [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 59–62. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за сентябрь 1920 г.]. Евдокия Стефановна Тараканова родилась около 1877 года. Упоминается в списках Зосимовой пустыни 1920 и 1928 годов. 830 Забелина Мария Сергеевна (в монашестве Магдалина) родилась в 1863 году в городе Орле в семье рабочих. Обучалась в церковной школе. С 1876 и до 1914 года была послушницей в Иоанно-Предтечевом монастыре города Кромы. После 1914 года – в монастыре Зосимова пустынь, попав в эту обитель с группой беженок [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 29. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за январь 1920 г. (включая список беженок, получивших приют в Зосимовой пустыни)]. После ликвидации артели жила в деревне Новинской. Из справки, выданной Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры республики Казахстан 163Кот 15 ноября 2006 года в ответ на запрос из Зосимовой пустыни, стало известно, что «Забелина Мария Сергеевна, 1863 года рождения, умерла 08.12.1931 года в вагоне во время этапа». Рясофорная послушница Мария Яковлевна Панкратова родилась в 1886 году в селении Наро-Фоминском. Из рабочих. Обучалась в сельской школе. В монастырь Зосимову пустынь пришла в 1904 году, занималась иконописанием, а в артели в 20-х годах была на общих работах [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 59–62. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за сентябрь 1920 г.]. Облечена в рясофор после 1916 года. В 1931 году ее родители жили в Наро-Фоминске в казарме 5 [ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-37222, л. 10]. После ликвидации артели жила в селе Таширове.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010