“Свет Православия” — Европейский журнал Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 29 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Журнал “Свет Православия” выходит в Праге по благословению Блаженнейшего Владыки Христофора, Предстоятеля Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. В декабре 2010 г. состоялась торжественная презентация журнала. Гостями презентации были официальные лица Чешской Республики, представители дипломатического корпуса, торговых представительств и общественных культурных организаций. Среди полученных к презентации поздравлений можно назвать поздравление Владыки Христофора, поздравления Посольства и Торгпредства Российской Федерации, Российского центра науки и культуры в Праге (где особо отмечается постоянное сотрудничество Центра и журнала, в частности, интересная инициатива: проведение “бесед о Православии”), Чешско-моравского славянского союза, от читателей из города Хеба и от общественной организации “Ковчег-Арха”. Собравшиеся с глубоким вниманием выслушали слово Блаженнейшего Христофора, Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии, и выступление главного редактора и издателя журнала протоиерея Олега Махнёва. Журнал издаётся уже более трёх лет и с 2009 г. определяется как “Западноевропейский православный журнал”. У этого издания богатая история, отражающая жизнь Православия в самом сердце Европы. Традиция издания русскоязычных православных журналов в Чехии достигает конца 40-х годов ХХ века. Первым из них был журнал “Свет Православия”, выходивший с 1948 по 1952 г. под руководством экзарха Московской Патриархии в Чехословакии, архиепископа Пражского и Чешского, управляющего Пряшевско-Словенской епархией владыки Елевферия. С 1952 по 1954 г. Владыка, уже будучи Митрополитом Пражским и всея Чехословакии, руководил изданием журнала “Голос Православия”. В 1956–1959 гг. издавался журнал “Православная мысль”, — дело Митрополита Елевферия продолжил Митрополит Иоанн. Сравнительно недавно был предпринят уникальный труд: все старые православные журналы были самым тщательным и заботливым образом переизданы.

http://pravmir.ru/svet-pravoslaviya-evro...

К сожалению, часто номера «Церковных ведомостей» выпускались сдвоенными или даже строенными, редакции никак не удавалось добиться «аккуратного выхода», количество страниц колебалось от 8 до 12. Редко объем достигал 20 страниц. 529 Авторами журнала были ближайшие соратники митрополита Антония – Н.П. Рклицкий (с 1928 г. он выпускал также «Царский вестник»), Ю.П. Граббе (он являлся и редактором-издателем белградской газеты «Голос верноподданного»), П.С. Лопухин. 530 12 августа 1931 г. управляющим канцелярией Архиерейского Синода стал, вместо Е.И. Махароблидзе, Ю.П. Граббе – он стал и редактором нового официального органа РПЦЗ. Журнал «Церковная жизнь» с перерывами издавался с 1933 г. в Сремских Карл овцах, Новом Саду, Белграде, Мюнхене, Нью-Йорке, а с 1991 г. – в Джорданвилле. Уже упоминавшийся нами В.А. Маевский так отзывался о новом издательском проекте: «Синодальная канцелярия издавала журнал «Церковная жизнь». Но издавала его без сотрудников, без руководящих идей. Редкие статьи преосвященных – на темы, интересные авторам, но совершенно не интересные читателям – разбавлялись сообщениями канцелярии... Никакого осведомления, никакого движения мысли – в синодальном журнале вообще не существовало». 531 В начале оккупации германскими войсками Югославии в апреле 1941 г. издание журнала было прервано и возобновилось в Белграде в конце того же года. Германская политика полной изоляции Синода приводила к тому, что ему не удавалось связаться не только с архиереями оккупированных областей СССР, но даже со своими епископами в других европейских странах. Только после встречи 4 сентября 1943 г. со Сталиным и избрания на Архиерейском Соборе в Москве Патриархом митрополита Сергия (Страгородского) германские ведомства разрешили митрополиту Анастасию провести в Вене архиерейскую конференцию. Ее основные документы были опубликованы в «Церковной жизни». 532 В 1920-е1940-е гг. в городе Харбине, ставшем одним из центров русской эмиграции в Китае, существовало множество православных приходов, духовных учебных заведений и монастырей, входивших в состав РПЦЗ. Они смогли наладить выпуск двух церковных журналов. Православный иллюстрированный журнал «Хлеб Небесный» издавался с 1926 г. по 1946 г. при Казанско-Богородицком мужском монастыре в Харбине. На страницах журнала публиковались в основном богословские работы, а также статьи и другие материалы, освещавшие жизнь Харбинской епархии РПЦЗ и Японской Православной Церкви. В число постоянных рубрик журнала входили «Церковная жизнь», «Хроника епархии», «Вести из-за границы». Ценные сведения о биографиях иерархов и священников Харбинской епархии можно найти в некрологах. С марта 1925 г. в Харбине также выходил ежемесячный православный церковный журнал «Вера и Жизнь». Редактировал журнал архимандрит Димитрий (Вознесенский). 533

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Журнал имеет следующие основные рубрики: «Официальная хроника», «Из истории китайского Православия», «Христианство в современном Китае», «Христианство и китайская культура», «Проблемы, современной религиозной жизни в Китае», «Православная Церковь в Китае», «Архив». Кроме этого в журнале помещаются богослужебные тексты на китайском языке, рецензии, отчеты о научных конференциях, на которых затрагиваются проблемы христианства на Дальнем Востоке. 556 Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата издается также научно-богословский и церковно-общественный журнал «Церковь и время». Журнал был основан в 1992 г., вышло три номера журнала. В 1998 г. он был возобновлен с четвертого номера. Главным редактором журнала являлся митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский. В настоящее время его возглавляет известный богослов митрополит Иларион (Алфеев) . 557 В 1998 г. Общество любителей церковной истории начало издавать альманах «Церковно-исторический вестник», в настоящее время он выпускается Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Журнал выходит ежеквартально, редактор – иерей Илия Соловьев. Редакция уделяет большое внимание теме зарубежного Православия. Его постоянные рубрики: «Из истории русской зарубежной церковно-общественной мысли», «Материалы по истории Православной Церкви на Американском континенте», «Материалы по истории русских церковных разделений за границей», «Справочные материалы» и «Публикация документов». Читатель найдет в журнале «Церковно-исторический вестник» интересные материалы по истории Американской Православной Церкви. В их числе – статья князя Трубецкого «Мысли об Автокефалии», которая была впервые опубликована в газете «Новое русское слово» 1 августа 1970 г. Номер 45 журнала «Церковно-исторический вестник» за 1999 г. полностью посвящен теме русского Православия за рубежом. Среди материалов этого номера – исследование митрополита Вениамина (Федченкова) «Раскол или единство (Материалы для решения вопроса об Американской Церкви)», «Историческая справка об Американской епархии Русской Православной церкви», составленная митрополитом Сергием (Страгородским) , и экклезиологический очерк архиепископа Иоанна (Шаховского) «Православие в Америке». Работы митрополитов Вениамина и Сергия, отражающие официальную позицию Московской Патриархии по вопросу юрисдикционных разделений в Америке в определенный исторический период, публикуются впервые. 558 В 8 за 2001 г. «Церковно-исторического вестника» по интересующей нас теме опубликована работа профессора С.В. Троицкого «История самочинной карловацкой организации». Написанное с позиции Московской Патриархии и с резким осуждением РПЦЗ, исследование С.В. Троицкого содержит большой фактический материал по истории РПЦЗ в период с 1920 г. по 1935 г. «Журнал «Церковно-исторический вестник» достаточно часто обращается к теме русского зарубежного православия и опубликовал большое количество документов по этой теме», – считает А.В. Попов . 559

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

180. Борис (Холчев) , архим. Огласительные беседы с крещаемыми. М.: Лоза, 2008. 31 с. 181. Русин В., свящ. «Горю желанием служить Церкви». Жизнеописание протоиерея Владимира Отта. Старый Оскол, 2008.48 с. – Об одном из алтарных братьев мечёвской общины, в дальнейшем принявшим священный сан. 182. Смирнова Г. В. «...Под покров Преподобного»: очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е годы. С. Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2008.312 с.: ил. С. 129148. – Рассказ о семье о. Михаила Шика. 183. Торопова В. Н. «Крепче смерти». Жизнь и судьба И. А. Комиссаровой-Дурылиной (1899–1976)//Московский журнал. 2008. 7. С. 38–55. 184. Зегжда С. А. Митрополит Иоанн (Вендланд) . Биографический очерк. 1909–1989. Ярославль: Ярославская епархия, 2009.175 с.: ил. 185. Протоиерей Александр Куликов//Московский журнал. 2009. 6. С. 40–49. – Слово прощания. 186. Свенцицкий А. В. Невидимые нити. Церковь , события, люди. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 432 с.: ил. 187. Тарасова Г. И. «Из небытия будут воссозданы храмы...»//Журнал Московской Патриархии. 2012. 3. С. 52–53. Московский журнал. 2009. 2–3. С. 56–63. – О московских иконописцах Ирине Васильевне Ватагиной и Ирине Владимировне Волочковой – духовных чадах прот. Александра Куликова. 188. Чернышев Н., прот. Иконописец, подвижница благочестия Русской Православной Церкви XX века монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова, 8.11.1899 – †16.02.1991)//Альфа и Омега. 2009. 3 (56). С. 311–318. 189. Чернышев Н., прот. Протоиерей Александр Куликов. (Некролог)//Журнал Московской Патриархии. 2009. 6. С. 87–92. 190. Чернышев., прот. Протоиерей Александр Куликов. (1.12.1933 –†29.04.2009)//Альфа и Омега. 2009. 3 (56). С. 388–396. 191. Выставка «Благословенный труд. Жизнь и творчество монахини Иулиании (М. Н. Соколовой)»//Московский журнал. 2010. 10. С. 82–83. 192. Пономаренко Д., диак. Епископ Стефан (Никиган): Жизнеописание, документы, воспоминания. М.: ПСТГУ, 2010. 927 с.: ил. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

852 По-видимому, это выцветший алый атлас восточного происхождения, его краситель софлор (репейник) очень нестойкий. 855 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2719: размер – 43 х 45. По стилю и ряду деталей эта палица близка к пелене «Успение Богоматери», вложенной в 1612 г. сучавитским митрополитом Анастасием Кримкой в храм Сошествия Святого Духа монастыря Драгомирна (см.: Маясова 1995 (1). С. 266–270. Ил. на с. 269). 857 В. Клейн упоминает ткань на подкладке воздуха как пример «камки кармазинной», называемой так по темно-красной окраске, и считает ее западной работой (см.: Клейн 1925. С. 59). 868 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. Поступил в Патриаршую ризницу из Успенского собора в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 52 об.). 869 В Описи Оружейной палаты отмечено, что хоругвь поступила из Андроникова монастыря через Новодевичий монастырь, где в 1920-х гг., находился филиал Госфонда. 870 ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1919 г., д. 14, л. 6 (?). Место вклада определяется по надписи. 871 Текст тропаря, вышитый на пелене, несколько отличается от современных песнопений иконе Богоматери Одигитрии (Смоленской) (см.: Ставровский 1914. С. 28). 876 Нижегородский музей, инв. ГОМ-10423 (87 х 66). См.: Искусство строгановских мастеров 1991. Кат. 110, ил. на с. 164 (автор раздела А. В. Силкин); Силкин 2002. С. 312–314, кат. 119. 879 Акт от 1/XII 1920 г., указанный в Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг., обнаружить не удалось. 880 См. поручи середины XV в. и поручи конца XV в., вышедшие из мастерской Софии Палеолог (Сергиево-Посадский музей, инв. 667 и 371; см.: Манушина 1983. С. 84–85), а также кат. 77. 882 Акт от 12/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 26. В акте отмечено: «без подклада и без полей». 891 В надписи нет лигатур. Кое-где в буквах забыли вышить перекладины. Заказчик-«строитель» иеромонах Матфей. Так называли управляющего монастырскими вотчинами, назначаемого местным архиереем, как бы сверхштатного чиновника при игумене, келаре и казначее (см.: Голубинский 1909. С. 130, примеч. 1. С. 131–132, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Убийство архиеп. Пермского Андроника (Никольского), еп. Таллинского Платона (Кульбуша), еп. Тобольского Гермогена (Долганова), прот. Иоанна Восторгова и др. 1918.30.6–13.7 Канонизация святителей Софрония Иркутского и Иосифа Астраханского. 1918.5–18.3 Послание Патриарха Тихона, осуждающее подписание Брест-Литовского мира. 1918.7–20.1 Всеукраинский Церковный Собор в Киеве, созванный с благословения Патриарха Тихона. Большинством голосов отвергается предложение об автокефалии Украинской Церкви. 1918.9–22.7 Всеукраинский Собор в Киеве большинством голосов принимает “Положение о временном Высшем Церковном Управлении Православной Церкви на Украине”, согласно которому украинские епархии составили автономную церковную область во главе с митрополитом Киевским . Священник Иоанн Егоров создает в Петербурге общество “Религия в сочетании с жизнью” обновленческого толка. А. Боярский создает в Колпино обновленческую группировку “Друзья церковной реформации”. 1919. май Юго-Восточный Русский Церковный Собор в ставрополе образовал Высшее Временное Церковное Управление во главе с архиеп. Донским Митрофаном (Симашкевичем) для управления областями, занятыми Добровольческой армией. 1919.1–14.2 Постановление Наркомата юстиции о вскрытии мощей (до конца 1920 совершено 63 публичных вскрытия). 1920.14–27.5 Прекращение церковной регистрации рождений и браков. 1920.22.4–5.5 Украинская Рада объявила полную автономию Украинской Церкви с украинским богослужебным языком и допущением женатого епископата и второбрачия белого духовенства. 1920.4 Несколько украинских приходов объявляют о создании новой Всеукраинской Церковной Рады. 1920.5–18.11 В Константинополе образовано Временное Высшее Русское Церковное Управление за границей под председательством митр. Антония (Храповицкого) , переехавшее по приглашению Сербского патриарха в Сремски Карловцы (Югославия) в 1921. 1920.7–20.11 Постановление Патриарха Тихона о самоуправлении епархий на случай невозможности сношений с высшей церковной властью. Прекращение деятельности Высшего Церковного Управления.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

е. налоя) крестообразно, поя тропарь, сей глас 3: един повед от другу, по глаголу: Господи призри с небеси и посети виноград свои, егож соверши десница твоя, Господи. Таже стих: Блажен муж, бояйся Господа. Стих. Яко роса ерменска (там же и в рукописн. Требн. XVI в. Москов. Синод. библ. 377. Новоструев. Опис. отд. III. стр. 211). В печатных потребниках не показано хождения около налоя. Там назначено пение тропаря: «Господи, Господи призри с небеси», или – по чтении молитв, когда целуют святое евангелие и сами себе целуют, нам поющим: Господи, Господи и т. д. (Мирск. Потр. 1639 г.), или – когда оба брата исходят иза церкви поюще сице: Господи, Господи, призри с небеси и т. д. И паки глас 8: Се коль добро и коль красно, но иже жити брати вкупе (Венец. Молит. 1570 г.). Целовали же побратившиеся не только друг друга, но и иерея, совершавшего чин. В Потребнике Московском сказано: и целуют евангелие и попа и сами целуетася. В настоящее время чин братотворения не совершается в Православной церкви. В Номоканоне, находящемся в Требнике, в 165 правиле сказано: такожде и братотворения не творити (законопреступна бо суть сия). Посему чин братотворения не печатается в богослужебных книгах. По видимому, чин сам по себе не представлял ничего, что требовало бы запрещения его. Желание людей жить в дружбе, во взаимной помощи между собою, есть само по себе дело благое, и молитвы церкви (в чине братотворения) об укреплении дружбы людей, чтобы она служила им к исполнению закона Христова, к соделанию их наследниками царства небесного, есть также святое дело церкви. Но не это желание вступающих в братский союз, и не молитвы чина братотворения были причиною запрещения его, а то, что чин соделался поводом и средством к совершению разных незаконных дел. Торжественность и знаменательность священнодействий чина братотворения, не верно понятых, послужили к ложному понятию и объяснению чина братотвореииия. Священнодействия чина братотворения сходны были с священнодействиями таинства брака. То и другое совершалось в храме пред алтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В некоторых печатных древних евангелиях находятся месяцесловы по иерус. уставу: таков месяцеслов при острожском евангелии, напечатанном в 1581 году: 4 сент. вместо Ермионии и Евтихии стоит Ермиона и Евтиха; особенностей почти нет: 16 июля память не шестого, а шести вселенских соборов, марта 4 муч. Конона, а 5 пр. Герасима согласно с слав. рукоп. минеями XV и XVI веков. Согласен с месяцесловом устава иерусалимского и месяцесловом при новом завете, изданном в 1657 г. в Кутейне 146 . 117 Из каталога баварской библиотеки Гардта видно, что в ней есть евангелие греч. VIII в. с указанием чтений за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Но, к сожалению, чтения в каталоге не показаны. Из отрывка видно, что в сие время память св. Феодора Тирона уже праздновалась в первую неделю великого поста. (Catal. Hard CCCXXIX). 118 Он, как исключение, внесен нами в число месяцесловов при евангелиях и апостолах. Впрочем по существу он не отличается от них. 121 Евангелие по приписке куплено в 1117 г., но по письму относится к X веку, судя по описанию рукописей археологич. съезда в Киеве, в 1874 году. 126 Месяцеслов при евангелии X-XI в., синод. библ. 518, подаренном Г. Григоровичем, особенностей не имеет. Памяти не на все дни. По времени последняя 6 марта мучч. Амморейск. ок. 847 г. 133 Что же касается до Петра Капетуляих (окт. 4 капетулийского), то напрасно Копитар видит здесь в окончании их перевод с латинского: Capimoleorum: 1) Петра капетолийского нет в римских святцах совсем; 2) это перевод с греческого Πτρου καπετωλων и 3) окончание их свойственно древнему слав. языку, напр.: синод. псалт. 1296 г. X 13. Псал. 19 на коних, 23 на морих, 32 в сокровищих и в самом остромировом ноябр. 25 Климента румех ( Ρμης), римского. См. рукописн. исследов. Невоструева о истиславовом евангелии стр. 338 в моск. академии. 136 Подробное описание сего евангелия составлено К. И. Невоструевым , Известия IX 65–80. X, 110–137. Полное исследование о евангелии и месяцеслове находится в рукописи Невоструева, в москов. академии. Мартынов издал месяцеслов мстиславева евангелия из рукописи Невоструева, но с ошибками. Annus eccles. р. 333. У нас сравнен он ниже, в приложении 8, с греч. месяцесловом 43 синод. библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

До начала XII в. все основанные у нас монастыри, несомненно, заимствовали себе устав Студийский из Киево-Печерской обители — об этом ясно свидетельствует писавший в то время преподобный Нестор . Но, по тому же ли образцу устроялись последующие наши монастыри до половины XII в., сказать не можем за недостатком свидетельств. Примечания Все последующие сведения о Киево-Печерском монастыре заимствованы частию из летописи (П. собр. р. лет. 1. 67–69, 79–85 и др.), а преимущественно из жития преподобного Феодосия, составленного Нестором, и из посланий Симона и Поликарпа о Киево-Печерских подвижниках. Те же сведения, с некоторою только переменою в слоге и небольшими перестановками, сокращениями и дополнениями, изложены в печатном Киево-Печерском Патерике. Это имя показано в летописях Переясл. Суздал. (с. 45 и Супрасльской (с. 164 Мурав. Письма с Востока. Ч. 1. Письмо 10. С. 208–214. СПб., 1851 Григоров. Очерк. путеш. по Европ. Турции. С. 57. Казан., 1848 См. приложен. 2. Если преподобный Антоний, как свидетельствует Нестор, сам не постригал никого, не имея священного сана, а всех, приходивших к нему, предоставлял постригать Никону как пресвитеру, то следует, что и Илариона Антоний постриг не непосредственно, а чрез посредство Никона, и значит, Никон находился уже вместе с Антонием в 1051 г. В списке жития преподобного Феодосия XII в. сказано: «Сице же пребысть двенадесяте лете или боле творя», т. е. число 12 написано буквами (Чтен. Моск. ист. общ. 1858. 3. Отд. 3. Л. 3 об. В позднейших списках того же жития вместо: « 12 лет» читается: «два лета». Житие преподобного Моисея Угрина, написанное Поликарпом черноризцем в XIII в., находится в рукописн и печатных Патериках. Об этом событии упоминается и в Лаврент. летописи (П. собр. р. лет. 1. 64. Снес.: 5. 136 В некоторых рукоп. Патериках (Новг. Соф. библ. 502, 503 и 578 10, 14]) и в печатном (л. 108 сказано о Моисее Угрине: «Скончася о Господе... пребыв в монастыре лет 10, а в пленении страдав в узах 5 лет, 6-е же лето за чистоту». Но если Моисей Угрин пленен в 1018 г. и оставался в Польше до смерти Болеслава — в 1030 г., как гласят и сами эти списки жития, то надобно полагать не шесть, а одиннадцать лет всего его пребывания в Польше. Посему справедливее следующее чтение Патерика Новг. Соф. библ. Арсениевской редакции (поступ. из Ферапонтова монастыря за 28 «Пребыв 10 лет в монастыре, 5 лет в плене страдав окован, 6 лет за чистоту страдав страсти»,— и списка, находящегося в одном сборнике (XVI в.) Болотова : «Пребысть (Моисей) в монастыри 10 лет, и в железах 5 лет и в плененьи пребысть, а 6 лет пострада за чистоту и томим от ляховицы». Так же сказано и в печатном Прологе (июля 26)

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

219 Как это видно из Монемвасийского Синодика (Vid. Codices manuscripti Bibliothecae Taurinensis. 1769, р. 422). 226 И стяжанья Митропольи своея церковная и доходы Фотей Митрополит нача обновляти и, что где изгибло, начат изыскати или от князей или от бояр, что изобижено, или от иных неких лихоимцев что восхищено (Ник. V, 33). Арх. Ростовский Григорий оспаривал у Митрополии владения некоторыми землями, принадлежащими к селу Кудрину, которое отдано ей Князем Владимиром Андреевичем (ibid. 34 и 35). 228 Поучения Фотея Митрополита Киевского и всея Русии к Великому Кн. Василию Дмитриевичу. В рукописн. сборн. Иосифова Волоколамского манаст. в 49, 414 составленном по благословению Игум. Нифонта в 1536 г. (Приб. к Твор. Св. Отц. 1852 г., ч. XI, стр. 223–225). 233 Неудовольствие Витовта и князей Литовских видно из грамоты первого. «И он (Фотий) туто на Киеву в нас не живал, пишет Витовт, но больши пусто учинил. Про тож мы не могы того трьпети, Церкви тоа нехоча оськудениа видети Митропольи Киевское, и згадав с нашею братьею, с князьми Рускьими наших Рускых земль, того Фотия изгнали есмо с стола Киевское Митронольи». (Акт. Зап. Рос. том 1, 25, стр. 36.) Некоторые духовные также недовольны были Фотием; это видно из того, что враги последнего из Москвы бежали к Исаакию Епископу Черниговскому (Ник. V, 53). Что изыскание церковного имущества главным образом возбудило на юго-западе неудовольствие на Митрополита Фотия, об этом ясно говорят Летописи. Никоновская сохранила известие, что клеветники обвиняли Фотия в том, что он богатства Софийской Церкви переносит в Москву, что он всю землю опустошил тяжкими и неудобоносимыми пошлинами и данями (Ник. V, 51). Густинский летописец говорит: «Витовт видел, что стольная Церковь Митрополяя красоты своея есть лишена, такожде и во всей Митрополии Киевской строения несть, а Митрополитове пришедше с Москвы о сем токмо пекутся, еже обретше что красно в Софии себе взяти, такожде и дани от священников и иных христолюбцев собравши и в Московскую землю с собою отнести». (Пол. Соб. Р. Лет. II, 358). Витовт в своей окружной грамоте говорит, что Фотий взял из Киева дски страдания Христова, скипетр Пресв. Богородицы, ризы и сандалия ея (по грамоте помещенной у Кульчинского в Specimen Ecclesiae Ruthenicae).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010