На основе многочисленных писаний святых и преподобных выделим три основных вида чревоугодия 28 : а)  Чревобесие – любовь к чрезмерному количеству пищи. У каждого человека существует своя собственная норма, обусловленная потребностями его организма и образом жизни. Святые отцы считали, что из-за стола надо выходить с легким чувством голода. Вся же пища, съедаемая сверх необходимого минимума, идет во вред душе. Чревобесие может выражаться в сильном объедении или в постоянной потребности что-то жевать в течение всего дня. б)  Гортанобесие – наслаждение вкусом пищи. Крайняя степень гортанобесия – это так называемое гурманство, столь уважаемое культурными, образованными людьми. Любовь к хорошей кухне, к деликатесам, к определенным продуктам питания – вот признаки гортанобесия. Проявлением той же страсти можно считать любовь к сладкому или, напротив, предпочтение острой или соленой пищи. В самой слабой стадии своего развития гортанобесие проявляется в принципиальном предпочтении одних продуктов питания другим, а также в употреблении в пищу продуктов, не составляющих необходимый рацион человека: солений, маринадов, разного вида соусов и т. д. По мысли св. Василия Великого , «страсть чревоугодия обыкновенно обнаруживает свою силу не во множестве яств, но в пожелании и в малом вкушении». Все дело оказывается именно в том или ином психическом отношении к физиологическому акту питания, а не в этом последнем самом по себе – точно так же, как и воздержание от пищи является делом волевого решения и трудом души. в)  Раннеядение – несоблюдение времени принятия пищи. Некоторые святые отцы относят к чревоугодию также пьянство. Конечно, Православная Церковь разрешает употреблять вино в умеренных количествах, но только в умеренных и преимущественно по праздникам. При этом надо отметить, что вино православным человеком должно употребляться только с определенной целью (явно не для того, чтобы напиться до состояния невменяемости). Дело в том, что вино – это символ Крови Христовой. Оно позволяет человеку получить откровение, делает человеческое сознание более открытым для сверхчувственного мира. Но в том случае, если душа человека оказывается не подготовлена к принятию напитка, вино открывает ему не Божественный мир, а бесовский. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом… ( Еф. 5, 18 ). Любовь к состоянию опьянения (уж не говоря об алкоголизме) является все той же страстью чревоугодия. Здесь же можно говорить о любви к вкусу того или иного напитка (кстати, Православная Церковь разрешает именно вино, и действие этого разрешения лучше все-таки не распространять на какую-нибудь водку, текилу или виски).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Умеренность одинаково далека как от роскоши, как и от такого воздержания, которое идет уже прямо против необходимых потребностей человеческой природы. В частности, в вопросе питания, Священное Писание и Святые Отцы принципиально допускают полную свободу употребления различных родов пищи, предостерегая только от излишества и неумеренности, так как оно препятствует господству духа над телом, усиливая и укрепляя физиологическую основу страстей. По свидетельству свт. Иоанна Златоуста , заслуживает порицания и осуждения «не чрево, а неумеренное пожелание, не пища, а излишество, роскошь, пресыщение, не природа и потребность тела, а безмерная ненасытность души». Норма умеренности одинаково чужда как излишествам в удовлетворении потребностей питания, сна и под., так и насильственного подавления их. Чрезмерное воздержание от пищи приводит расслабленное тело в изнеможение, которое является состоянием вредным именно для духа. По учению преп. Нила Синайского , чрезмерно суровое воздержание в пище внушается именно демонами с той целью, чтобы возбудить в подвижнике гордость и превозношение пред братьями. Итак, по слову преп. Иоанна Кассиана , «общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый, сообразно с силами, состоянием тела и возрастом вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания (здоровья) тела, а не столько, сколько требует желание сытости». Отсюда умеренность, рекомендованная отцами-аскетами, заключается в употреблении ежедневно такого количества пищи, чтобы после ее принятия все же чувствовался голод. ПОСТ И ВОЗДЕРЖАНИЕ По временам в качестве нравственно-аскетического подвига христианин практикует пост, т.е. на более или менее продолжительные сроки, в виду особых обстоятельств, событий и воспоминаний, по известным нравственным побуждениям, он совершенно отказывается от некоторых, трудно перевариваемых родов пищи, употребляя пищу легкую, растительную, или иногда, в зависимости от индивидуальных особенностей, вовсе оставаясь без пищи. Нравственная потребность поста глубоко коренится в природе человека, т.к. состояние душевной самоуглубленности, раскаяния и терзания совести естественно и непринужденно, в силу связи души с телом, сопровождается невкушением пищи, потерею аппетита. Вообще всякое состояние особенной душевной напряженности не располагает к обильному вкушению пищи. С другой стороны, в силу той же связи души с телом, воздержание на некоторое время от обычного питания представляет собой благоприятную почву для возникновения и развития в человеке указанных психических явлений. И в Священном Писании, и у Святых Отцов, пост упоминается в связи с покаянием и молитвой. Таким образом, пост имеет своей целью приспособление телесной жизни к созерцательному подвигу сосредоточенной самоуглубленности и покаянного самоиспытания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/p...

Самая значительная проблема состояла в обеспечении питания братии. Уже в начале марта келарь иеродиакон Валентин и заведующий кухней иеромонах Иннокентий I доложили в Духовный Собор о «весьма малых запасах провизии для лаврской трапезы» и признались, что они не в состоянии удовлетворительно справляться с «делом доставки продовольствия и питания насельников». В помощь им была назначена особая комиссия, но положение осталось тяжелым. Так, 17 апреля певчие Митрополичьего хора просили о материальной помощи, заявляя, что в марте многие из них не пользовались лаврским столом, «за полной его непригодностью». 24 апреля врач братской больницы П.В. Модестов просил Духовный Собор улучшить питание больных, которым стали давать лишь щи на обед и ужин: «Между тем, эти больные… заболели также и от недоедания. Притом многие из них преклонного возраста. Было бы большой жестокостью преклонных больных оставлять в больнице в условиях очень скудного питания». Собор постановил обеспечить больных улучшенным столом, но существенно исправить ситуацию был просто не в силах. 11 мая он констатировал, что на оплату 487 хлебных карточек приходится платить продовольственному комитету 4462 руб. в месяц, а все лаврские запасы лука, кореньев, картошки, сельди и пр. истощились [v] . К апрелю почти закончились и запасы церковного вина (осталось лишь 60 бутылок), а купить его было очень сложно. Поэтому Духовный Собор постановил в качестве временной меры купить 100 бутылок виноградного сока и использовать его, смешивая с вином, для заказных служб. Впрочем, в то время подобным образом были вынуждены поступать и почти все приходские церкви Петрограда. В конце февраля 1918 г. из-за финансовых трудностей чуть было не распался Митрополичий хор: малолетние певчие разошлись по домам. Спас его от окончательного распада известный знаток канонического права предприниматель Л.Д. Аксенов, который в середине апреля обратился в Духовный Собор с заявлением: «Проникнутый желанием способствовать благоукрашению церковных служб Лавры восстановлением Мирополичьего хора певчих в обычном его составе (с участием детских голосов), я… изъявляю готовность принять на себя труд по изысканию денежных средств на содержание малолетних певчих в течение года, в сумме до 36000 рублей».

http://bogoslov.ru/article/3041971

Российские адвентисты седьмого дня большое внимание уделяют своему социальному служению в обществе. Церковь АСД в России открыла адвентистский центр здоровья в 1992 г. в г. Москве, при нем действует большая стоматологическая клиника, которая оказывает разнообразную стоматологическую помощь самому широкому кругу людей, включая бесплатное обслуживание сотен неимущих (детей из детских домов, ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов и др.). В 1992 г. свое отделение в России открыло ЛОНА. За прошедшие 1990–1996 гг. ЛОНА осуществило в России более 70 гуманитарных проектов. Среди них: – обеспечение бесплатными продуктами питания 390.000 жителей Уральского региона в 1992 г. (Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Оренбург и др.); – гуманитарная помощь в зоне Чеченского конфликта (1995 – 1996 гг.), во время оказания которой около 40.000 беженцев из зоны конфликта получили 200 тонн продуктов питания, одежды; – помощь пострадавшим от землетрясения в г. Нефтегорске, на о. Сахалин (1995 г.); оказана помощь более 1000 человек; – программа реабилитации и оздоровления 3000 нуждающихся в этом детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих в Сибири (Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское и др.), осуществлялось в 1999 – 2001 гг.; – программа реабилитации детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы в Беларуси (1999 – 2000 гг.); – оказание экстренной гуманитарной помощи жителям Приморского края, пострадавшим от наводнения в 2000 г., и населению Якутии, пострадавшему от аналогичных событий в 2001 г.; – постоянно действующая сеть благотворительных столовых во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург, Владикавказ и т.д.). 1990 – 1996 гг. были годами распространения благотворительной помощи ЛОНА на всей территории бывшего СССР и, в особенности, странах Кавказского региона и Средней Азии. Так, сегодня программа продовольственной помощи в Азербайджане ежемесячно обеспечивает продуктами 40.000 семей. За эти годы тысячи тонн гуманитарной помощи – продуктами питания, медикаменты и медицинское оборудование, одежда, – были распределены среди двух с лишним миллионов людей на территории бывшего СССР. Стоит привести таблицу распределения стоимости оказания помощи по отдельным регионам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия». 3/6. «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» прп. Василия Поляномерульского «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — небольшой трактат преподобного Василия Поляномерульского, великого учителя христианской культуры себя (аскезы) — может быть вообще главное святоотеческое сочинение по теологии питания. Здесь выясняется, что запрет на мясоядение — первая заповедь, данная Богом людям, и одна из черт райской жизни, восстановленной Новым Заветом. Интересно, что прп. Василий рифмует мясоядение с жертвоприношениями: две формы кровопролития, насилия, явившихся после грехопадения и отмененных христианством — как отменены жертвоприношения, так надо и перестать есть мясо: «Если некоторые из древних монахов и были причастны к мясоядению, то эти обычаи их так же принимал Бог, как и ветхозаконные кровавые жертвы. «Ибо явно, что изначально Бог не хотел установить им такие жертвы, но, снисходя немощи их и видя их неистовствующих и обуреваемых желанием жертв, попустил им», — сказал божественный Златоуст. Так и вкушение мяса: изначально не столько была на это воля Божия, сколько снисхождение и дело вынужденное. Изначально сам Бог законоположил это [запрет мясоедения], вкушение же мяса попущено было Богом только по одной немощи нашей, так же как и древним — приношение в жертву скота». Не есть мяса в таком контексте — способ помещения себя в пространство ненасилия посредством повседневных практик (точнее, основной из них — питания) — обыгрываемых ими представлений и ценностей (райская истина — ненасилие, и я встройкой своего питания в логику этой истины подключаю себя к ней и актуализирую ее в своей ситуации); такая, в общем, важная вещь на символико-психологическом уровне: этот эон пропитан кровью, но я своим телом, своим умом, своей повседневностью представляю (пусть только для себя — это может и важнее всего) Альтернативу ему.

http://blog.predanie.ru/article/post-eto...

Седмицы Великого Поста: история происхождения и важные даты Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников 28 декабря, 2013 Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников Начался Великий Пост. Время, которое Церковь предлагает провести в углубленной, покаянной молитве. Определенные ограничения накладываются в Пост и на продукты питания. Как питаться во время седмиц Великого Поста, составить календарь важных церковных дат и не ошибиться? Мы составили рекомендации для тех, кто планирует придерживаться Поста. Содержание статьи Седмицы Великого поста Христиане вступают в Великий Пост с целью духовного очищения, поэтому воспринимать пост как диету — неправильно. Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий Пост. В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. В праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы допускается употребление рыбы. Другие морепродукты также не входят в число запретных. Традиции поста Существует определенный церковный устав. В Великий Пост в 2024 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста: Седмицы Великого Поста в 2024 году «Неделей» в церковном календаре называется начало воскресного дня. Поэтому, согласно церковному календарю, «Неделя Крестопоклонная»  — это третье воскресенье Великого Поста и седмица, которая шла до этого воскресенья. Первая Седмица Великого поста (18 марта — 24 марта) Отличается особой строгостью. Первые два дня рекомендуется совсем отказываться от вкушения пищи. В первые четыре дня Поста на Великом поверий будут читать канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы  освящают «коливо» (отваренную с медом пшеницу) в память Св. Великомученика Феодора Тирона, который помогал христианам сохранить традиции Поста. Известно, что византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказалокропить кровью идоложертвенных животных все запасы еды в Антиоксии. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, который погиб в 306 году за Христову Веру, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему распоряжение Юлиана и приказал в течение ближайшей недели питаться коливом. Вторая Седмица Великого поста (5 — 11 марта)

http://pravmir.ru/sedmitsyi-velikogo-pos...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь питания Рождественского поста 2023 4 мин., 28.11.2021 Содержание Календарь питания Рождественского поста 2023 Рождественский пост в 2023 году начинается как всегда за 40 дней до Рождества — 28 ноября. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа. Во время Рождественского поста по монастырскому богослужебному уставу (Типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко). До дня памяти святителя Николая (19 декабря) во вторник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу — строгий пост (сухоядение — овощи, фрукты, хлеб; воду пить можно). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т. п. Когда на среду или пятницу приходится праздничный день, разрешается пища с растительным маслом. Типикон в данном случае считает праздничными те дни, когда совершается полиелейный или бденный праздник (т. е. накануне него служится всенощное бдение). Если праздник  Введения во храм Пресвятой Богородицы  (отмечается 4 декабря) попадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая (19 декабря) и до предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, становится строже пост и в другие дни. В предпразднство — строгий пост: нельзя есть рыбу во все дни, а пища с маслом употребляется только в субботу и воскресенье. В сочельник — самый строгий пост, сухоядение. Существует традиция в этот день вообще ничего не есть до появления первой звезды, а после подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами (смотрите  рецепты здесь ). При этом все, готовящиеся причаститься на ночной рождественской литургии, не должны ничего есть и пить за несколько часов до богослужения. Правила, описанные выше, — это строгий устав по Типикону, предназначенный в первую очередь для монахов. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче. Например, миряне редко практикуют сухоядение (или придерживаются его только в дни строгого поста с 2-го по 6-е января), исключают рыбу из рациона только в среду и пятницу и со 2-го по 6-е января и т. д. 

http://foma.ru/kalendar-rozhdestvenskogo...

Состояние унижения, в котором Бог держит Израиля, и бедствия, которые Он посылает на него, все таки не открывают Левитам глаз на всеобщую нераскаянность, навлекающую на народ все эти наказания. Священники, вместо того, чтобы обвинять себя, обвиняют Бога: Бог, по их мнению, худо вознаграждает их ревность и благочестие, и потому они будут поступать с Ним так, как Он поступает с ними; Он дает им мало, и они воздадут Ему немного; самые плохие жертвы еще слишком хороши для Него. Служба храма составляет для них только скучный труд, и они исполняют ее, вздыхая и скучая с наглостью и небрежением. Вы не чтите Меня, как отца, не вы боитесь Меня, как владыки вашего, о священники, безславящие Мое имя. – Чем мы безславили имя Твое, мы, приносящие каждый день жертвы, предписанные законом. – Вы приносите на жертвенник Мне нечистые жертвы (хлеб для питанияпитания Бога. Числ.28:2 , и священников, Лebum. III, II , и пр. для питания жертвенных животных. – Чем мы безславим Тебя? возражают холодно священники. – Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения ( Иез.41:22, 44:16 ), не заслуживает лучших жертв. «Пока Бог будет оставлять народ в несчастии, до тех пор мы не будем строги в допущении жертв, без которых впрочем не можем жить. – «Когда у вас оказывается животное слепое или хромое ( Втор.15:21 ; Лeb. VXII, 20 ), вы ведете его к алтарю, говоря: оно не худо, жертва – хороша. Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? И после этого, о безсмысленные священники, дерзаете приходить и молиться Богу, чтобы Он помиловал вас, чтобы Он отвратил от вас бедствия, которыми наказал нас! По вашей вине мы несчастны; из ваших рук происходит все это; потому что вы должны бы стоять между Богом и нами, отвращать от нас Его гнев, научать нас служить Ему. Может ли Он милостиво принимать вас? Неужели между вами нет лица, которое поняло бы всю гнусность подобного Богослужения, и которое в святом негодовании заперло бы двери храма для того, чтобы никто из вас не приближался к жертвеннику всесожжений, и чтобы вы не держали на нем огня напрасно. (Римляне не только заперли двери, но и разрушили храм). Я повторяю вам, говорит Господь Саваоф, нет Моего благоволения на вас. Вы воображаете, может быть, что Я нуждаюсь в вашем почитании, и что у Меня нет овец, вне вашей овчарне. Но придет время, когда вы не будет уже Моим народом, и когда, от востока солнца до запада, велико будет имя Мое между народами, когда вся земля будет Моим храмом, и когда, при новом, совершенно духовном домостроительстве на всяком месте будут приносить имени Моему ( Ин.4:21–24 ), которое вы безславите, фимиам и чистую жертву (1–11). – Соблазненный своими вождями, весь народ не совестится обманывать своего Бога: в хлеве оставляют животное здоровое и невредимое, а приносят в жертву то, которое имеет какой нибудь порок. – 1. 6–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Выбор В " пище духовной " у нас с православными в Англии больше общего, чем в " пище земной " . В вопросах питания мы чаще руководствуемся интересами пользы, для них же пища – скорее источник радости. К идее здорового питания англичане безразличны. Жидкую горячую пищу, вроде супа, они едят только зимой. А уж какой должен быть желудок, чтобы переварить их жареный бекон! После такой диеты неудивительно, что они спокойно позволяют детям потреблять колу и чипсы. В то же время всю приготовленную в лагере еду, напоминающую меню сетевых ресторанов, дети съедали дочиста, да ещё посвящали повару стихи за пиццы и лазаньи. При этом порой предлагался достаточно пестрый набор блюд, так что сориентироваться в нем при быстро идущей очереди было непросто. И в этом, кстати, есть педагогический момент – детей целенаправленно учат, что ты должен не просто взять то, что тебе предлагают, а подумать и подобрать что-то наиболее подходящее – а выбор, как известно, требует определенных усилий. Кстати, такой же подход был и в организации всех мероприятий: ты мог заняться рукоделием, а мог поиграть в футбол на стадионе, мог пойти в бассейн с вожатыми, или отправиться с батюшкой на ферму за клубникой. Возможно, такой стиль продиктован еще и тем, что в Англии нет чего-то единого, вовек неизменного, начиная от традиций питания, и заканчивая вопросами государственного устройства и веры: во всем ощущается гибкость решений. Возможно, заставляя детей с детства постоянно выбирать между яичницей и овсянкой, их готовят к тому, что в жизни они будут все время находиться в состоянии выбора. Кстати, именно так многие англичане обрели православие: не просто потому, что оно перешло к ним по наследству от предков, а потому, что они осознанно его выбрали. После " сурожской смуты " Архиепископ Елисей – первый русский епископ, назначенный на сурожскую кафедру после смерти владыки Антония – этим летом приехал в гости в Свято-Серафимовский лагерь. За некоторое время до его назначения в епархии развернулись события, получившие название " сурожской смуты " .

http://religare.ru/2_96930.html

2/6. «Первое слово о посте» свт. Василия Кесарийского Святитель Василий Великий в своем первом слове о посте пишет: «Пост – дар древний, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения закона? Пост старше и закона. Если подождешь немного, то уверишься в истине сказанного. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа…, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт 2:17)» — это мы можем встретить у многих Отцов: пост — первая заповедь. Питание для человеческого существа — не «естественно» с самого начала — с момента его появления в качестве человека, то есть существа имеющего дело с Богом — Абсолютной Истиной, что имплицирует ряд практик себя ввиду Истины, а в частности имплицирует положение, при котором питание — «естественная функция» — у этого существа помещается в контекст искусства (практик, техник) себя, становится искусственным, осознанно управляющимся. Функция питания в человеке дисбалансирована, не подчиняется природным алгоритмам, то есть перемещена в пространство культуры, табу, заповедей, что имплицирует пост как конститутивную черту культуры себя, аскетики. Так, по свт. Василию Великому, дела обстояли еще до грехопадения человека: не-естественность питания для человека — элемент его райского состояния, притом — как опять же подчеркивает не один только свт. Василий среди Отцов Церкви — практики потребления еды в райском состоянии были иные, чем после грехопадения: «жившим в раю не приходило на мысль, что впоследствии изобретено человеческим примышлением: заклание животных. В раю не было ни вина, ни заклания животных, ни мясоястий». Райский человек — вегетерианец. В итоге вообще вся теология грехопадения и спасения ставится свт. Василием — и опять: не им одним — в контекст питания: « поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай. Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей.

http://blog.predanie.ru/article/post-eto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010