Будет иной и жизнь человека. В раю люди имели лишь «душевное тело» (1 Кор. 15, 44—46) и духовное прославленное тело могли получить лишь впоследствии, через соблюдение заповеди . Там в них действовало бессознательное начало жизни — плоть, хотя и безгрешная; в них происходил процесс питания, почему для них и нужна была пища (Быт. 2, 16) . Между тем воскресшие люди будут не дети плоти, а «сыны воскресения» (Лк. 20, 36), в них, как и в воскресшем Христе, не будет плоти и душевного тела, а будет лишь прославленное, духовное, а потому и бессмертное и не нуждающеюся в жизненном начале плоти тело (1 Кор. 15, 49—50; Лк. 20, 36). Но если там не будет плоти, то не может быть и ее проявлений — питания и размножения. И действительно, слово Божие учит, что там люди не будут ни алкать, ни жаждать (Откр. 7, 16) и что там не будет не только пищи, но и самого чрева (1 Кор. 6, 13). Но если там не будет плоти и питания, то тем более не может быть там размножения, которое, как и питание, есть проявление плоти и притом зависимое от питания. Да оно и не будет нужно тогда, так как тогда исполнится предопределенное число святых. Но если так, то не нужен будет там и брак, так как некому и незачем будет основывать новые малые церкви тогда, когда они уже сольются в одну Церковь, невесту Агнца и скинию Бога с человеком (Откр. 21, 3), сольются «в одну любовь, широкую как море, что не вместят земные берега» . Однако отсюда вовсе не следует, что так должно было быть и на заре истории человечества, когда оно было представлено лишь одной четой родителей, только что вступившей на путь нравственного совершенства. Думающие иначе забывают слова Апостола Павла: Не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15, 46).      Эти наши соображения против теории святого Григория следует дополнить доводами, высказанными еще в древней христианской литературе. Здесь помимо этой теории, навеянной пережитками языческой жизни и языческой школы и высказанной сначала лишь в виде робкой гипотезы, мы находим другую теорию, одобренную официальными органами церковного учительства и потому являющуюся действительно церковным учением. Эту теорию защищают уже Постановления Апостольские и видные представители христианской мысли, например, Григорий Богослов , Климент Александрийский , Кесарии Арелатский и другие. И, что особенно важно, некоторые из них, в молодости под влиянием языческих школьных традиций защищавшие теорию Григория Нисского, в более зрелом возрасте, проникнувшись библейским духом, сами же опровергают эту теорию и защищают учение о безгрешности человеческого рождения по существу. Таковы корифеи западного богословия Августин и восточного — Иоанн Златоуст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

Не лишним будет вспомнить и о Крымской войне, начатой Императором Николаем I с целью восстановления поруганных османским правительством прав греческого Иерусалимского Патриархата. Наша страна не была готова к этой войне, понесла тяжелые потери, испила горькую чашу, но заступилась за греческих единоверцев. Во всех этих конфликтах было пролито много русской крови. Но такая добродетель как благодарность, очевидно, не входит в круг ценностей братии Великой Лавры, Иверона, Кутлумуша и Нового Эсфигмена. В число упреков России в их заявлении перечисляется также Сан-Стефанский мирный договор 1878 года и создание «великой Болгарии». Вдумаетесь: освобождение Россией единоверных братьев-болгар от многовекового иноверного ига для как бы православных монахов Афонской горы, оказывается, является злом. Подобная позиция служит яркой иллюстрацией пещерного национализма, пропитывающего заявление четырех афонских обителей. Заявление доходит до прямо еретического, этнофилитического утверждения, что Православие как таковое является выразителем… «греческого православного духа» (цитата: «греческого православного духа, который, несомненно, всегда вносит положительный вклад в служение Православию, являясь его выражением и сам будучи выражаем им»).  Тут, конечно, есть прямая связь со скандальным, если не сказать нацистским, заявлением Константинопольского патриарха Варфоломея о необходимости славянам смириться с первенством греческой нации в Православии. Не стесняются авторы заявления помянуть и имя графа Игнатьева, с которым связана одна из наиболее позорных страниц в истории греческого церковного национализма. Дело в том, что в бытность Н. П. Игнатьева послом в Стамбуле (1864-1877 гг.) оголтелые афонские эллинские националисты подали в османский гражданский суд иск с требованием выселить из Афона русских монахов. На этом стоит остановиться: православные греческие монахи подают в мусульманский суд иск с требованием изгнания своих собратий по вере и иноческому служению! Благодаря защите, организованной стараниями графа Игнатьева, произошло то, что никак не входило в планы афонских националистов конца XIX века – даже турецкий суд после долгого разбирательства признал абсурдность их требований и отказал в удовлетворении иска. Как видим, подобный исход является незатянувшейся раной для искаженного сознания афонских националистов уже XXI столетия. Наконец, последнее на что хотелось бы обратить внимание в рассматриваемом заявление – это обличение его составителями Русской Православной Церкви и Русского на Афоне монастыря в лицемерии. Логика такова: как вы, русские, смеете упрекать нас в общении с украинскими раскольниками, в то время как сама Русская Церковь «допускает и католических «священников» до сослужения, признавая их крещение и священный сан простой разрешительной молитвой», а братия Пантелеимонова монастыря имела в прошлом (очевидно, до воссоединения 2007 года) общение с «раскольниками» из Русской Зарубежной Церкви, допуская их к участию в богослужениях.

http://radonezh.ru/2019/03/21/s-bolnoy-g...

Контроль этот, по мнению атеистов, заключается в том, что служители культа уже давно предлагают ввести в школьную программу курс " Основы православной культуры " . Чтобы защитить " российскую науку от мракобесия " , московские атеисты обвинили Министерство образования в нарушении конституционных прав атеистов, а Русскую Православную Церковь - в наступлении на свободу совести. " И все это происходит при полном попустительстве власти " . По данным атеистов, основы православия уже изучают в Наро-Фоминском и Ногинском районах. Несмотря на то, что предмет преподается по решению совета школы, с согласия учеников и их родителей, московские атеисты считают этот факт дискриминацией и предлагают ввести параллельное изучение научного атеизма. Члены АТОМа подали иск в Замоскворецкий муниципальный суд, " обвиняя власти в том, что они морально растлевают подмосковных детей. Однако собственных детей школьного возраста у истцов не оказалось, и иск не пошел " . По мнению московских атеистов, страну можно спасти, только вернув ей материалистическое мировоззрение советской эпохи. Заместитель председателя Отдела внешне-церковных связей Московского патриархата отец Всеволод Чаплин так отозвался о выступлении атеистов: " Организации, подобные АТОМу, объединяют либо диссидентствующих интеллигентов, которые раньше боролись за возрождение религии, а теперь выступают против нее же, либо людей, мыслящих категориями советского атеизма. К сожалению, члены АТОМа не читали современную российскую Конституцию. В ней нет пункта, так жестко, как в прежние времена, отделяющего государство от религии. Преподавание в школах религиеведческих курсов не противоречит принципам светского государства... Требование полного изгнания религии из общественной жизни - следствие утрированного понимания светскости, свойственного тоталитарным обществам. Представители АТОМа передергивают юридические понятия, защищая советскую модель отношений между религией и обществом. Среди активистов организации - участники диссидентских религиозных движений советского времени.

http://pravoslavie.ru/press/obzor04.htm

Богоматерь исповедует пред всем человечеством, в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог — Творец и Ангелов и человеков; но Он — Спаситель одних человеков; относительно Ангелов, не подвергшихся падению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварию Спасителем есть вместе признание этою тварию своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение Ею Бога, Спасителя Ее и всех человеков, доставило Ей величие, превысшее величия безгрешных Ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе. Святые родители Богоматери, находившиеся в преклонных летах, смирившие плоть свою многими и продолжительными подвигами, не подверглись, следовательно, при супружеском совокуплении тем сильным страстным ощущениям, которые неизбежны для людей в цветущих летах и силе, в настроении души, далеко отстоящем от того благочестивого настроения, в котором были праведные Иоаким и Анна. Однако совокупление их совершилось по общему порядку совокупления человеческого, по порядку, явившемуся после падения и вследствие падения. Богоматерь по зачатию и рождению Своему соделалась причастницею первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий. Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и Сама жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями. — Она занималась непрестанно Богомыслием, молитвою, чтением и изучением Священного Писания. Она не только была непричастною всех смертных грехов, но и всякого дела и слова, явно противного Закону Божию, в котором Она воспитана, который Она изучила и постоянно изучала. Несмотря, однако, на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богоматерь, для приятия вместе с Апостолами Святого Духа, доставившего Ей христианское совершенство, грех и вечная смерть проявляли в Ней свое присутствие и владычество. Доказательства этому видим в Евангелии. Так, до озарения Святым Духом, ум Ее, подобно уму святых Апостолов, пребывал в омрачении, и Она не уразумела слов двенадцатилетнего Спасителя, сказанных Ей в храме [ 1336 ]. Святой Иоанн Златоустый, объясняя Евангелие от Матфея главы 12 стихи 46–49 и от Иоанна главы 2 стихи 1–11, со всею удовлетворительностию показывает, каким образом ветхий человек обнаруживался и действовал в Божией Матери [ 1337 ]. Вечная смерть и грех, насажденные в естество человеческое, не могли не проявляться. Таково точное и верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и к вечной смерти, заразивших и объявших весь род человеческий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Социальный идеал общности имущества святитель Иоанн находил до конца осуществленным в первоначальной христиан­ской общине, которая во все века церковной истории служила прообразом общежительного монашества: «Это жестокое и про­изведшее бесчисленные войны во вселенной выражение: “мое” и “твое” было изгнано из той святой Церкви, и они жили на зем­ле, как Ангелы на небе: ни бедные не завидовали богатым, пото­му что не было богатых, ни богатые не презирали бедных, потому что не было бедных. Ныне подают бедным имеющие собствен­ность, а тогда было не так... Во всем у них было равенство и все богатства смешаны вместе» 545 . Неприятие частной собственности как явления противоесте­ственного и греховного дало основание называть святого Иоанна проповедником христианского социализма. В известном смысле это приемлемая аттестация, но для того чтобы быть корректной, она должна учитывать следующие обстоятельства: при всем сво­ем этическом максимализме святитель стоял на твердой почве трезвой христианской антропологии, основанной на понима­нии радикального значения для человеческой истории и усло­вий человеческого существования, в том числе и в социальном измерении, первородного греха, последствия которого не пре­одолены до конца и самой крестной смертью Христа, так что упразднение неравенства возможно лишь в эсхатологической перспективе, и он не разделял утопических иллюзий хилиастов, мечтавших о построении Царства Божия на земле и этой своей мечтой заразивших социальных утопистов последующих веков. Более того, святой Иоанн не был прожектером и реформатором, он был далек от мысли призывать правителей к конфискации частной собственности; признавая рабство противоестествен­ным установлением, он не требовал его отмены, считаясь, как реалист, с силой общественных предрассудков, но он напоминал рабовладельцам о том, что по природе они ничем не отличаются от подвластных им рабов, и призывал господ к человеколюбию. Тем более он не предлагал радикальных и революционных спо­собов преодоления греховного социального неравенства. Святи­тель никогда не призывал народ к бунту, напротив, в знамени­тых «Словах о статуях», произнесенных в Антиохии, когда там возникло возмущение в связи с введением нового налога, в ходе которого были низвергнуты статуи императора Феодосия Вели­кого и его супруги Флакиды, он призывал народ к повиновению законной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описываемое Евангелистом, — высказала Богоматерь: она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, Она «прерывает Его, вызывает к себе, желая от Него, как от сына, почтения и повиновения себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль ее, сказал: «Кто есть мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесах, той брат Мой, и сестра и Мати Ми есть» (Мф.12:48-50). Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку». Вечная смерть и грех, насажденные в естество человеческое, не могли не проявляться. Таково точное и верное учение православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и к вечной смерти, заразивших и объявших весь род человеческий.    Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз низшел на нее Святой Дух после благовестия, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил ее, чистую по человеческому понятию соделал благодатно-чистой, способной принять в себя Бога-Слово и соделаться Его Матерью. Девство ее запечатлено Духом: Она, доселе хранившая Себя чуждой от всякого помысла и ощущения сладострастного, соделалась неприступной для этих помыслов и ощущений. Таковой и подобало быть Деве, назначенной в служение Богу, несравненно ближайшее служение Херувимов и Серафимов. Она долженствовала не только зачать и родить Богочеловека, но и проводить всю жизнь в теснейших отношениях с Ним. Она кормила Его сосцами; на руках ее Он провел младенчество и детство, с ней Он провел юношество Свое до самого мужеского возраста, до тридцати лет, когда явил Себя миру обетованным Искупителем мира. Но и в течение трех лет с половиной, в которые Господь возвещал спасение человекам, Богоматерь весьма часто была при Нем, как можно заметить из Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Неприятие частной собственности как явления противоестественного и греховного дало основание называть святого Иоанна проповедником христианского социализма. В известном смысле это приемлемая аттестация, но для того, чтобы быть корректной, она должна учитывать следующие обстоятельства: при всем своем этическом максимализме святитель стоял на твердой почве трезвой христианской антропологии, основанной на понимании радикального значения для человеческой истории и условий человеческого существования, в том числе и в социальном измерении, первородного греха, последствия которого не преодолены до конца и самой крестной смертью Христа, так что упразднение неравенства возможно лишь в эсхатологической перспективе, и он не разделял утопических иллюзий хилиастов, мечтавших о построении Царства Божия на земле и этой своей мечтой заразивших социальных утопистов последующих веков. Более того, святой Иоанн не был прожектером и реформатором, он был далек от мысли призывать правителей к конфискации частной собственности. Признавая рабство противоестественным установлением, он не требовал его отмены, считаясь, как трезвый мыслитель, как реалист, с силой общественных предрассудков, но он напоминал рабовладельцам о том, что по природе они ничем не отличаются от подвластных им рабов, и призывал господ к человеколюбию. Тем более он не предлагал радикальных и революционных способов преодоления греховного социального неравенства. Святитель никогда не призывал народ к бунту; напротив, в знаменитых словах «О статуях», произнесенных в Антиохии, когда там, в связи с введением нового налога, возникло возмущение, в ходе которого были низвергнуты статуи императора Феодосия Великого и его супруги Флакиды, он призывал народ к повиновению законной власти. Свт. Иоанн Златоуст составляет толкование на Послание ап. Павла. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. XII в. (Ambros. 172 sup. Fol. 263v) Квинтэссенция его рассуждений о государстве и власти, содержащихся в словах «О статуях» и других его проповедях, произнесенных уже в Константинополе, заключается в том, что хотя власть, по его убеждению, является одним из проявлений греховного неравенства, но она установлена Богом ввиду падшего состояния человечества.

http://pravoslavie.ru/49552.html

Ссылки и примечания Программу КПСС 1961 года, приведшую, в конце концов, к самоуничтожению Советского Союза, некоторые публицисты справедливо называли «чумой ХХ века». Что можно сказать о России сегодня? Чем всё ещё больно народное тело нашего Государства? По Священному Преданию под Лобным Местом находилась (и находится сейчас) пещера с останками Адама - первого земного Царя и Отца всех народов. Это Предание многократно отображено в иконографии Животворящего Креста Господня с изображение Адамова черепа и перекрещенных локтевых костей. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994 Христос не был осужден на казнь по законам Римского права: «я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14-15), и: «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мтф.27:24), но Он так же был удержан римской Властью и от осуждения в рамках Ветхого закона: «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» (Ин.18:31). Воистину, в убийстве Христа-Помазанника свершилась тайна беззакония, основанная на клевете, зависти, сребролюбии и непомерном властолюбии первосвященников, заразивших корпоративным смертоносным вирусом весь Израиль: Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. ... И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мтф. 27:20, 25). Подосинов А . В . Ex oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. 1999. С. 496-499. Цит. по: Борисовская Н.А . Старинные гравированные карты и планы. М. 1992. С. 160. Филарет, митр. Московский. Христианское учение о Царской власти. М. 1901. С. 5. Таинство Воскресения России многие православные верующие вполне справедливо и обоснованно связывают с предреченным восстановлением Всероссийского Самодержавного Царского Престола и дорасследованием цареубийства 4/17 Июля 1918 года.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/4/g...

Богоматерь исповедует пред всем человечеством в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог – Творец и ангелов и человеков: но Он – Спаситель одних человеков; относительно ангелов, не подвергшихся падению, Он – Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварью Спасителем есть вместе признание этою тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение Ею Бога, Спасителя Ее и всех человеков, доставило Ей величие, превысшее величия безгрешных ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе. Святые родители Богоматери, находившиеся в преклонных летах, смирившие плоть свою многими и продолжительными подвигами, не подверглись, следовательно, при супружеском совокуплении тем сильным страстным ощущениям, которые неизбежны для людей в цветущих летах и силе, в настроении души, далеко отстоящем от того благочестивого настроения, в котором были праведные Иоаким и Анна. Однако совокупление их совершилось по общему порядку совокупления человеческого, по порядку, явившемуся после падения и вследствие падения. Богоматерь по зачатию и рождению своему соделалась причастницею первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий. Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и Сама жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями. Она занималась непрестанно богомыслием, молитвою, чтением и изучением Священного Писания. Она не только была непричастною всех смертных грехов, но и всякого дела и слова, явно противного Закону Божию, в котором Она воспитана, который Она изучила и постоянно изучала. Несмотря, однако, на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богоматерь до приятия вместе с апостолами Святаго Духа, доставившего ей христианское совершенство, грех и вечная смерть проявляли в Ней свое присутствие и владычество. Доказательства этому видим в Евангелии. Так, до озарения Святым Духом, ум Ее, подобно уму святых апостолов, пребывал в омрачении, и Она не уразумела слов двенадцатилетнего Спасителя, сказанных ей в храме ( Лк. 2:49–50 ). Святой Иоанн Златоустый , объясняя Евангелие от Матфея ( Мф. 12:46–49 ) и от Иоанна ( Ин. 2:1–11 ), со всею удовлетворительностью показывает, каким образом ветхий человек обнаруживался и действовал в Божией Матери 286 . Вечная смерть и грех, насажденные в естество человеческое, не могли не проявляться. Таково точное и верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и к вечной смерти, заразивших и объявших весь род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Одна сторона, возлюбленные братия, в жизни пастырей особенно тяжко огорчает меня (говорит епископам св. Григорий): но дабы кому не показалось, быть может, обидным то, что я утверждаю, то я и себя равно обвиняю, хотя, будучи принужден необходимостью варварского времени очень неохотно пребываю в этом. Мы впали во внешние занятия, и одно приняли из чести, а другое внесли в обязанность своего звания. Мы оставляем служение проповеди, и к наказанию нашему, как вижу, называемся епископами, – мы, которые удерживаем имя чести, а не силу. Те, которые нам вверены, оставляют Бога, а мы молчим. Они валяются в нечестии, а мы не простираем к ним руки исправления; они ежедневно гибнут от многих беззаконий, а мы небрежно смотрим, как они стремятся в преисподнюю. Но как мы можем исправить чужую жизнь, – мы, которые небрежем о своей? Ибо занятые мирскими заботами, мы внутренно делаемся тем беспечнее, чем усерднейшими кажемся ко внешнему; потому что душа от привычки к земной заботе делается нечувствительною к желанию небесного, и когда, по самой своей привычке, она делается твердою от влияния века сего, тогда она не может размягчаться к тому, что относится к любви Божией... Будучи поставлены стражами в вертоградах, мы не сохраняем нашего винограда; потому что, когда запутываемся во внешних делах, тогда небрежем об исполнении своего долга. Я, возлюбленнейшие братия, думаю, что Бог ни от кого не терпит более, как от священников, когда видит, что те, которых Он поставил для исправления других, подают собою пример нечестия... Мы не желаем никакой пользы для душ, проводим каждый день в своих занятиях, желаем земного, напряженным умом домогаемся славы человеческой... служение принятого благословения обращаем в повод к честолюбию, дело Божие оставляем, и занимаемся земными делами, занимаем место святости, а запутываемся в земных делах. Подлинно исполнилось на нас то, что написано: и будет, якоже людие, тако и жрец ( Ос. 4:9 )... Вот уже почти нет ни одного мирского дела, которым бы не занимались священники» 293 . Тут-то у него призываются на помощь слезы Иеремии. Ими он хочет оплакать смерть святого пастырства, какая видится ему в суетливых житейских помышлениях, заразивших собой священство и епископство, и с воплем вопрошает он: каким образом потемнело золото, изменился цвет прекрасный, разсыпались камни святилища? – Не знал св. Григорий, к чему приведет его преемников это вмешательство церковной иерархии в мирские дела, A то бы еще более жгучим потоком горьких слез разразился над губительною болезнью западной церкви, и со всею силою убеждения стал бы завещать будущим временам остерегаться тех подводных камней, которые грозили разрушением кораблю церкви, и стараться о возвращении к той первоначальной святости, какой блистала церковь в древние времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010