Соответственно, в основе воспитания человека, по свт. Игнатию, лежит реальная, практическая аскеза, которая только и делает возможным благодатное соединение с Богом (обожение) и сердечное, а не внешне-рассудочное усвоение святых догматов. Неспроста антропологическая часть наследия святителя во-многом носит именно педагогический характер, с понятным акцентом на воспитание подлинных иноков. «Воспитатели и наставники! Доставляйте юношеству хорошие навыки, отвлекайте его, как от великого бедствия, от привычек порочных. Порочные навыки – как оковы на человеке: они лишают его нравственной свободы, насильно держат в смрадном болоте страстей. Для погибели человека достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям» («О навыках»). Проповеди, поучения, беседы святителя Игнатия носят, разумеется, аскетический характер и отличаются особым акцентом на покаянии, значимость которого раскрывается в самых разных контекстах. «Покайтеся, приближися бо царствие небесное. С этих глубоких и священных слов началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. (…) В этих кратких и невитиеватых словах заключается все Евангелие», — говорит святитель («Поучение 1-е в неделю по Богоявлении. О покаянии»). Конечно же, проповеди святителя имеют и экзегетическое значение. В числе прочего свт. Игнатий истолковал и молитву Господню («Отче наш»), а значение прошения «да святится имя Твое» раскрыл так: «В этом прошении заключается прошение о даровании искреннего покаяния. «Да святится имя Твое в моем душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу в себе этого. Нахожу противное: я — в горестном порабощении у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня грехом, поработивших себе и держащих в порабощении посредством греха. (…) Даруй мне, Отец мой Небесный, могущественное покаяние, которое очистило бы внутренний храм мой от всех нечистот и зловония, соделало бы меня способным принять данное Тобою усыновление, соделало бы меня ещё во время моего земного странствования жителем неба».

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/pravos...

...Дана молитва Господня грешникам, и прежде всего они научаются просить у Бога, Отца своего, да святится имя Его. В этом прошении человека заключается сознание в греховности, в падении. В этом прошении заключается прошение о даровании искреннего покаяния. Да святится имя Твое в моем душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу в себе этого. Нахожу противное: я – в горестном порабощении у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня грехом. В душе моей витают помышления и ощущения преступные, смрадные. Входят ли они в нее извне или рождаются в ней – не знаю; знаю то, что являются невозбранно и властительски, что изгнать их из себя и извергнуть не имею силы. Этими помышлениями и ощущениями прогневляется Бог; их отвращается всесвятой Бог; ими хулится Бог; при них я пребываю чуждым Бога. Мне необходимо очищение! Мне необходимо покаяние! Даруй мне, Отец мой Небесный, могущественное покаяние, которое очистило бы внутренний храм мой от всех нечистот и зловония, соделало бы меня способным принять данное Тобою усыновление, соделало бы меня еще во время моего земного странствования жителем неба. Доселе я пресмыкаюсь по земле. Да внидет в душу мою истинное Богопознание! Да освятит оно мой ум, мое сердце, всю деятельность мою: да святится во мне имя Твое ( Мф. 5, 8 ). Такое значение этого прошения. Желать покаяния и чистоты мы можем; мы можем и должны употреблять все зависящие от нас средства к снисканию их; но приобретение их зависит не от нас. Оно – дар Божий. Мы должны прежде всего молить Небесного Отца, чтобы Он из духовных сокровищниц Своих ниспослал нам дар покаяния, покаянием очистил нас от греховного осквернения, украсил нас блаженною чистотою, которая зрит Бога ( Мф. 5, 8 ), которая одна способна к принятию Истинного Богопознания. Да святится имя Твое! Да приидет Царствие Твое! Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17, 21 ). Какая дивная последовательность в молитве Господней! Этою последовательностью изображается последовательность, постепенность, возвышенная и святая система духовного преуспеяния. После прошения о даровании совершенного Богопознания Господь научает усыновленного Богом человека просить, чтобы в душу его снизошло Царство Божие. Этого Царства Он повелевает просить смиренною, посильною молитвою веры. Верующему невозможно не получить его. Обетовано оно Словом Божиим: «Имеяй заповеди Моя соблюдет; аще кто любяй Мя, в том будет святиться имя Мое, той есть любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим» ( Ин. 14, 21 ). «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; аще кто любит Мя, в том будет святиться имя Мое, и обитель у него сотворим» ( Ин. 14, 23 ). Да приидет Царствие Твое! Чудное прошение! Чудное желание возбуждается прошением! Дерзновенная молитва эта исполняется. Исполняется она; служат тому доказательством опыты, являющие исполнение ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Когда вбивали поочередно гвозди то в одну руку, то в другую, он сквозь сон ощущал невыносимую боль. В сделанной им записи этого сна далее следует: «Затем подали другой гвоздь, подобный первому, и начали вбивать его в левую мою руку. Здесь хотя я и ощущал боль, только несравненно легчайшую первой. Подали третий гвоздь, которым назначено было прибить ко кресту правую мою ногу. Видя, как этот гвоздь был устремлен на меня, я поколебался в духе и хотел воскликнуть: “Помилуйте!”. Но, будучи удержан изнеможением собственного духа, ощутив свой недостаток в терпении, за коим, однако ж, следовало в сердце большее первого желание претерпеть, я обратился умом своим ко Всемогущему Богу, имея в душе неизъяснимую уверенность в том, что Он мне поможет. С такою надеждою я мысленно просил Бога об укреплении: трепетал, желал претерпеть и боялся неустойки, сообразной слабости непостоянного моего духа. Вонзили гвоздь. В духе я весьма ослабел; однако ж, невольно вынесши боль, я скоро начал чувствовать облегчение, потом умеренную болезнь... Подали четвертый гвоздь... Подали пятый гвоздь, который прямо приближался против моего сердца. Начали забивать. Душа, как будто собрав в себя пораженные слабые силы, оставила меня без чувств на кресте и, излетев из тела, держима была несколько минут каким-то невидимым и неизъяснимым существом. Глаза мои омертвели и закатились. Голова склонилась...» 113 . Выслушав этот рассказ, отец Леонид сказал, что сон – благодатный, так как бесы, могущие изобразить не только во сне, но и наяву Самого Христа, Ангелов и святых, не могут изобразить святого Креста, на который диавол, трепещущий от него, не смеет и взглянуть. «Воля Господня да будет! – сказал старец. – Иди, не беспокойся. Верен Бог!» Видя скорбь своего ученика, преподобный Леонид позволил ему молиться за наложившего на себя руки отца, исполняя этим «долг любови и обязанности сыновней». На вопрос отца Павла, как надо в таком случае молиться, старец ответил: «По духу добродетельных и мудрых так: “Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

То же самое случилось и на небесах. С того момента, как Денница поставил собственную волю выше воли Бота, он стал обособлять и удалять себя от Него. Утверждаясь день за днем в собственной воле, отличной от воли Бота, он продолжает и сегодня все дальше и дальше удаляться от Источника Света, то есть от Бога. Результатом этого отпадения было то, что Денница перестал нести Божий свет, он потускнел и из ангела света сделался ангелом тьмы. По словам Отцов Церкви, и ад как место пребывания Денницы полностью объят тьмою, потому что до него не достигает свет благодати Божией. Бог является Источником жизни, света, вечности, бессмертия, благодати, радости, мира, правды, свободы и всех прочих благ. И тот, кто обособляет и удаляет себя от Него (а это происходит тогда, когда творение решает действовать по своей воле), тот сам себя отстраняет от Источника всех этих благ. В результате человек оказывается в состоянии, совершенно противоположном тому, в котором он находился, пребывая в единении с Богом. Именно это объясняет, как человек оказался в своем теперешнем состоянии. Пребывая в раю, он перестал исполнять волю Божию и стал руководствоваться собственной волей. Одним словом, приобрел самость. И в этот момент человек отпал от Бога и отстранил себя от Источника всякого блага. Притча о вентиляторе Почти все мы летом в своих домах пользуемся вентиляторами. У вентилятора есть вращающийся с большой скоростью пропеллер. Но если мы выдернем штепсель из розетки и тем самым отключим вентилятор от источника питания, он начнет вращаться все медленнее и медленнее, а через несколько минут заглохнет и вовсе остановится. Это происходит потому, что мы отключаем его от электрического питания. Вентилятор крутится и работает только тогда, когда подключен к источнику своей «жизни» – электрическому току. Сколько оборотов успеет сделать вентилятор после того, как его выключили? Конечно, пока он был включен в розетку, он совершал сотни тысяч оборотов. Но когда его отключают от питания, все зависит от инерции его механизма. Таким образом, один вентилятор сделает только один оборот, другой пять, другой тридцать или восемьдесят... Но рано или поздно он все равно остановится.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Такие места мы действительно и находим. Изъясняя заповедь Божию относительно хлебов предложения, Ориген говорит: «Если ты обратишься к тому хлебу, который сходит с небес и дает жизнь всему миру, к тому хлебу предложения, который Бог предложил в умилостивление через веру в крови Его и если ты обратишь взор свой на то воспоминание, о котором говорить Господь: сие творите в Мое воспоминание у то ты найдешь, что это воспоминание есть такое воспоминание, которое одно делает Бога милостивым к людям. Итак, если внимательно всмотришься в таинства церкви, то найдешь, что в предписаниях закона прообразован образ будущей истины. Но об них (de his, т. е. церк. таинствах) не следует много рассуждать, так как довольно одного напоминания, чтобы нас поняли. Мы можем впрочем, говорить (о том же) и иначе» 454 и затем вдается в обширный аллегорический трактат о хлебе, как таинственном слове, священническом хлебе и т. п., исполняя, таким образом, свое обещание говорить о церковных таинствах иначе. В этом дальнейшем аллегорическом толковании, – изъясняя, что значат две десятых эфы пшеничное муки 455   и двенадцать хлебов, почему их велено было полагать на чистой трапезе, – находит, что хлебы суть слово Божие, а чистая трапеза есть чистая душа, воспринимающая слово Божие, так как «святые слова (sancta verba) неприлично воспринимать несвятою душой», что «лучше так понимать место святое, чем здание из бесчувственных камней. Отсюда этот закон равным образом дается тебе и для того еще, чтобы, когда ты принимаешь таинственный хлеб, ты вкушал его в месте святом, т. е. чтобы ты принимал таинства тела Господня не тогда, когда осквернена душа и запятнана грехом» 456 . После этого возвращается снова к толкованию хлеба, как слова Божия, имеющего место только в чистом уме и сердце 457 . В приведенных словах, – отказываясь рассуждать об евхаристии в собственном смысле, как единственной умилостивительной жертве, но потом много занимаясь разъяснением питания учением Господа, как Его хлебом или телом, и затем сопоставляя питание души словами Божиими или восприятие чистою душой учения (как бы хлеба предложения) с другого рода питанием (simili modo etiam), с восприятием евхаристического хлеба, требующим, как необходимого для себя условия, – чистоты души приемлющего, – Ориген позволяет думать, что он понимал тот и другой род питания как совершенно различные способы питания одним и тем же Богом Словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

постной) пище доктор Гуро пишет вот что: „Зерновые хлеба мало возбуждают, понемногу отдают свои калории по мере надобности в них, и благоприятно влияют на мускульную работу, давая возможность производить её наиболее экономно... Зерновые хлеба проявляют в общем свойство идеального продукта для работающих мускулами: мало обременяют желудок и отличаются при минимальных затратах организма высокой питательностью”. Ашар и Пассо показали, что пищевой режим, богатый углеводами, а таковым является исключительно постный, растительный стол, облегчает выведение из крови хлоридов, очищая её. Может ли человек долгое время питаться растительной пищей? Конечно, да! Иное было бы „биологической ошибкой”. Если для каждого червяка готов стол, почему же его нет для человека? Кроме того, уже научно доказано, что в зелени содержится решительно всё, что необходимо для человеческого организма. Корова всю жизнь питается только травой, даёт ежедневно 10 литров молока, тянет плуг, и, в конце концов, съедается. В течение долгого времени в ней жир, белок (молоко), мускулы, сила и теплота образуются от питания травой (сено). Неужели же стоящий выше всех животных человек так несовершенно создан, что органическая жизнь его не может поддерживаться растительной пищей? Быть этого не может. Итак, пред судом современной медицинской науки христианский пост не только не вреден, не опасен, не нежелателен, но он ещё имеет громадные преимущества пред скоромным столом. Мы уверены, что пройдёт ещё немного времени, и старые предрассудки касательно древнего церковного обычая рассеются в современном обществе как дым, и все увидят, все признают громадную пользу христианского поста во всех отношениях: и в смысле питания, и в смысле здоровья, и в смысле развития, укрепления и просветления нашего духа. Остался последний вид поста, т. е. когда Церковь дозволяет употреблять в пищу даже рыбу. Это самый слабый пост. Тем не менее, и он всегда встречал ожесточённую оппозицию со стороны защитников мясного питания. Возражения обыкновенно делались такие, что и против так называемого сухоядения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

И добавляет Господь: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Здесь дается благословение на питание мясной пищей. Это первоначально не входило в Божий план о человеке. По Божиему плану не животные, а растения должны были питать его. А животные должны были служить ему как бы его подданными и помощниками. Согрешивший человек нарушил свое призвание, от чего разорвалась его связь с животным миром и дружеское сотрудничество с ним животных. Вместо покорности человеку и сотрудничества с ним более сильные животные стали нападать на людей, а более мелкие стали или скрываться от человека, или тайком вредить ему. Человек проникся страхом перед животными, враждой к ним, вступил в борьбу с животным миром. Вместо господствующих в раю светлых дружественных и бескорыстных отношений с животными, после Потопа вводятся, увы, основывающиеся на пониженном нравственном состоянием людей, новые его отношения с животным миром: человечество начинает видеть в животных объекты питания. Можно догадываться, что человек начал питаться животной пищей гораздо раньше, в допотопный период своего существования. Так, по крайней мере, подсказывают нам данные доисторической археологии, свидетельствующие, что самые древние люди питались мясом. Но тогда это было своеволие людей, не знающих Бога, а теперь на такое питание дается людям Божие разрешение. Мы знаем, что впоследствии Господь чудесно посылал пророку Своему для питания «хлеб и мясо по утру и хлеб и мясо по вечеру» (3 Цар. 17:6). И Сам Сын Божий ел «часть печеной рыбы и сотового меда» (Лк. 24:42). И святое апостольское правило 51-е постановляет: «Если кто… удаляется от мяса не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, или да исправится, или да будет извержен». И Церковь, так высоко ставящая пост, не одобряет вегетарианства как философии. Разница между своевольным мясоядением допотопного человека и Богом разрешенного питания мясом человека после Потопа бросится в глаза если углубиться в его суть. Там была ожесточенная вражда между человеком и зверем: ужас перед хищниками и безжалостно безоглядное истребление травоядных. Здесь, пусть в корыстном, но заботливом приглядывание к животному миру, открылась возможность приручения животных и забота о них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

На самом деле, вопрос о постной и скоромной пище стоит в данное время достаточно остро. Кто-то из читателей, возможно, узнал себя в роли женщины, подробно изучившей состав продукта. А кто-то, наоборот, не станет есть его, чтобы не соблазниться чем-то более весомым. Пример, приведенный мной, – один из многих. Многие люди считают, что шоколад является скоромным продуктом. Абсолютно согласен, если это молочный шоколад. Но в темном и черном шоколаде нет молока и молочных продуктов. Его получают из какао. А о полезных свойствах шоколада и говорить не приходится. И, конечно, его можно вкушать в пост. А теперь уместно коснуться продуктов, которые содержат некоторые животные составляющие. Возьмем для примера яичный порошок, который содержится во многих продуктах питания. Трудно назвать продукт, получаемый особой обработкой яичного желтка, полноценным куриным яйцом. Или сухое молоко и сливки – вкусным парным молоком и пышными сливками. Все это специальным образом обработанные продукты, имеющие мало общего с оригиналами. Поэтому, если не есть пищу, содержащую яичный порошок, тогда не стоит есть и хлеб, в который добросовестный производитель также добавляет яйца, а иногда и молоко. Тем не менее, некоторые отечественные производители, заботясь о постящемся люде, начали выпускать некоторые продукты питания, раннее известные как скоромные, но теперь не содержащие животных оставляющих. Можно привести в пример постный майонез, который по вкусовым качествам не уступает обычному. Мне приходилось также видеть постную колбасу, приготовленную из сои. А если разбираться более подробно, то многие вареные колбасы, предлагаемые в продаже, совершенно не содержат мяса. Его полностью заменяет соя. Но об этом производители не пишут на этикетке. «Ешьте без всякого исследования…» Пытаясь разобраться во всем этом изобилии продуктов питания, недолго дойти до откровенного буквоедства и фарисейства. От чего и предостерегает апостол Павел: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести, ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 25).

http://pravmir.ru/post-kak-primirit-dush...

Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.2 из  5) Оглавление Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался от дьявола и ничего не ел в эти дни. Великий постпост в честь Самого Спасителя –  состоит из двух частей: Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней).  Страстная седмица установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Цель Великого поста — духовная, душевная и телесная подготовка к празднованию Пасхи. Великий пост был установлен в начале V beka. Великий Пост в годовом календаре Календарь Великого Поста История Великого поста Лестница Великого поста Монастырский Устав С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в Страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. По субботам и воскресеньям благословляется вкушение горячей пищи с растительным маслом. В остальные дни Великого поста предписывается строгий пост — сухоядение. Основы сухоядения Исключение составляют следующие дни: горячая пища с растительным маслом разрешается 22 марта (праздник 40 Севастийских мучеников), 18 апреля (Четверток Великого канона) и 2 мая (Великий Четверг), рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье, в Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса Плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15–16 часов). Устав в полной мере относится к монастырской практике. Мирянам не обязательно придерживаться всей строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма и таким образом определяют меру строгости своего поста. Православный пост: древность и современная практика Календарь питания по дням с 18 марта по 4 мая 2024 года Монастырский Устав Великого поста Седмица 1я Великого поста. 18 марта. Понедельник 1й седмицы. 

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 92. Ответ на 91, Русский Иван: Это называется,искупил кровью!Мой не коммунист,не комиссар и следовательно ничего не оставил никаких воспоминаний.Тем более из деревни и сразу под Москву.Даже фото нет.Засыпали такими русскими мужиками рвы и канавы.Те,которые на самом деле остановили врага.Их в первую очередь бросали под танки.Поисковики пишут,что эта партия новобранцев погибла в 1941 году,как говорил отец сразу-же!В сельском совете,что через год в 1942 году.Справка от сельсовета от 1947 года.Коммунисты и комиссары были на особом счету,поэтому и есть хотя бь крохи сведений. Ещё скажи, как по очередному секретному протоколу Сталин лично договорился с Гитлером, чтобы тот убивал исключительно простых русских мужиков, а коммунистов щадил. 91. И сгорел заживо в броневике вместе Это называется,искупил кровью!Мой не коммунист,не комиссар и следовательно ничего не оставил никаких воспоминаний.Тем более из деревни и сразу под Москву.Даже фото нет.Засыпали такими русскими мужиками рвы и канавы.Те,которые на самом деле остановили врага.Их в первую очередь бросали под танки.Поисковики пишут,что эта партия новобранцев погибла в 1941 году,как говорил отец сразу-же!В сельском совете,что через год в 1942 году.Справка от сельсовета от 1947 года.Коммунисты и комиссары были на особом счету,поэтому и есть хотя бь крохи сведений. 90. Всех с Праздником Успения Пресвятой Богородицы! 89. Ответ на 87, Потомок подданных Императора Николая II: Старость не радость - правильно " вторичные источники питания " . Все в порядке, благодарю за предоставленную ссылку. ) 88. Ответ на 86, Русский Иван: " Меч их да внидет в сердца их,и луци их да сокрушатся! " Назираетъ гршный праведнаго и поскрежещетъ нань зубы сво­ими: (Пс.36:12) 87. Ответ на 78, Потомок подданных Императора Николая II: в источниках вторичного питания (строгий термин для обозначения блоков питания)

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/21/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010