Рис. 24. Северный придел базилики святого Лота, ведущий к Пещере Лота Рис. 25. Дейр-Айн-Абата, оштукатуренная стена у входа в Пещеру Лота с греческими и арабскими граффити Внутри пещеры было найдено множество керамических масляных ламп, начиная с IV века и вплоть до середины VIII и начала IX столетия от Р.Х. Обнаруженные нами на церковных полах лампы в стилистике поздних Омейядов и Аббасидов датируют последний период заселения этого места (рис. 26). Рис. 26. Дейр-Айн-Абата, литые керамические масляные лампы VII-VIII вв. от Р.Х. Дальнейшие раскопки пещеры обнажили ряд ступеней, ведущих в очень маленькую комнатку размером 2х2,5 м, вымощенную изящными белыми мраморными плитками (рис. 27). В ней не было никаких признаков алтаря или какой-либо другой обстановки. Это была простая комната в естественной пещере, которую ранневизантийские христиане почитали местом, где Лот и его дочери нашли убежище. Однако, почему византийцы решили почтить именно эту пещеру, когда поблизости есть и другие? Вероятно, существовала древняя традиция, сопоставлявшая это место с убежищем Лота. Рис. 27. Пещера Лота Не следует недооценивать концепцию традиционных мест для подобных библейских событий. Устная передача информации была обычным делом в течение долгого времени, прежде чем люди начали использовать грамоту. Поскольку память об исторических событиях передавалась из поколения в поколение от уст к устам, эти события могли быть неверно переданы или изменены в соответствии с политикой своего времени. Некоторые факты, тем не менее, могли и сохраниться. (Устная традиция передачи именно Священного Писания предполагала не просто пересказ событий, но их дословное заучивание — Прим. перев. ) При раскопках ниже византийско-аббасидского уровня пола в пещере были найдены керамические и стеклянные масляные лампы, датируемые более ранним византийским периодом — приблизительно IV-VI вв. от Р.Х. (рис. 28). Рис. 28. Дейр-Айн-Абата, литые керамические масляные лампы V-VI вв. от Р.Х. Ниже этого оказались прекрасные набатейские сосуды поздней Античности (от I века до Р.Х. до I века от Р.Х.), которые могли быть частью какого-либо подношения. Копая глубже, команда наткнулась на изящную керамическую чашу и медный обух топора в форме утиного клюва, датируемый Средним Бронзовым веком II периода (прим. 1900-1550 гг. до Р.Х.) . Всего к северу от монастырского комплекса было обнаружено 18 пирамидальных гробниц, относящихся к тому же периоду (рис. 29-30) . Эти гробницы являются единственными известными артефактами Среднего Бронзового века к югу от Мертвого моря. Некоторые ученые утверждают, что, возможно, это и была настоящая эпоха книги Бытия.   

http://pravoslavie.ru/126754.html

Первый год от Сотворения мира является и первым годом круга луны. Далее, через девятнадцать лет, 20-й, 39-й и т. д. годы будут являться первыми в круге луны. Следовательно, эти годы будут приходиться на вершину мизинца (соответственно, 19-й, 38-й, и т. д. годы будут приходиться на конец круга – на 1-й изгиб большого перста). Конечно же, все годы – начала Великих индиктионов, являясь первыми в круге луны, приходятся на вершину мизинца, а окончания Великих индиктионов, являясь последними в круге луны, всегда выпадают на 1-й изгиб большого перста. На рис. II.2.10 показаны местонахождения некоторых лет вблизи от 1941 года – начала текущего 15-го Великого индиктиона. От известного местоположения какого-либо года (например, 1941-го) легко отсчитать и требуемый год, следуя ходу расположения лет в круге луны. Рис. II.2.9. Отображение круга луны на перстах Рис. II.2.10. Размещение некоторых лет в круге луны Тема 8. Сокращённый счёт по кругу луны Для ускорения счёта примем следующие правила: 1 . Выходим на «двудесятки» – находим местоположение года, кратного 20-ти. 2 . Прибавляя по 20, идём далее по ходу круга, не пропуская местоположений (см. рис II.2.11). 3 . Дойдя до чисел, кратных 100, идём через четыре местоположения на пятое, прибавляя 100 на каждое пятое по ходу круга (см. рис. II.2.12). 4 . Дойдя до круглой даты, далее продолжаем счёт до искомого года последовательно по годам согласно рис. II.2.10. Рис. II.2.11. Пример сокращённого счёта по «двудесяткам» Рис. II.2.12. Пример сокращённого счёта по сотням Тема 9. Как найти основание луны по местоположению года на перстах Рассмотрим рис. II.2.13, на котором отображено расположение оснований луны по ходу круга луны. Началу круга соответствует основание 14. Далее по порядку следования прибавляется по 11, только при переходе от основания указательного перста к вершине большого прибавляем 12 (так называемый большой переход). Если сумма превысила 30, то вычитаем 30 из этого числа. Так, на 1-м изгибе мизинца вместо 25 + 11=36 пишем 6 (36 – 30=6).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 . Крыша имеет детали: охлупень, «пики», причелины. (в разных комбинациях) (рис. 8). 5 . Киот окантован «наличниками», (рис. 9). 6 . «Фасад» имеет детали: колонки, «балкон». 7 . Голбец имеет задний фасад. II группа. Домовины 1 . Условная конструкция стен (доски, каркас), углы условные (на гвоздях); углы реальные (в обло, в лапу и т. п.) (рис. 10). 2 . Реальная конструкция стен (сруб) (рис. 11). 3 . Окошко. 4 . Конструкция крыши условная. 5 . Конструкция крыши реальная. 6 . Крыша с деталями. III группа. Гробницы 1 . Гробница с дверью. 2 . с дверью и окном 3 . с полкой для икон, лавкой и т. п. Рис. 7 Голбец Рис. 8. Голбец с крышей Рис. 9. Голбец. Кандалакшский залив, д. Кереть. Рисунок Л. Свободиной. МАКЭ-1999 Рис. 10. Домовина. Зимний берег Белого моря. Кладбище села Зимняя Золотица. МАКЭ-2000 Рис. 11. Домовины. Из книги: Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1988. С. 70 Из приведенной систематизации следует, что развитие типов и форм надгробий тесно связано с развитием темы дома и изменением (исчезновением, возникновением) их внутреннего пространства. Чем более развитый вид имеет надгробие, тем лучше развита в нем тема дома. Значение крыши и столба Крыша является неотъемлемой частью голбца. Именно наличие крыши превращает вкопанный на могиле столбик в «канонический» надгробный памятник с обязательной и самой главной деталью христианского надгробия – крестом или иконкой. Полуязыческие намогильные столбики из села Кучкас, не имеющие крыш, не имеют и христианской символики 389 . Часто местные жители не считают такого рода надгробия полноценными. В разных местностях и этнографической литературе голбцом (голубцом) называют любые некрокультовые сооружения, обладающие крышей, от крестов до гробниц. Η. Н. Соболев даже употребляет выражение «кровля голубцом» применительно к этим объектам 390 . Голубцами называли, также, каменные надгробия в виде часовен и сеней-навесов на старообрядческих кладбищах не только Севера и прочих отдаленных мест, но и Москвы и Петербурга. Крыша с древнейших времен является знаком дома, обозначает наличие под ней интерьера. Об этом свидетельствуют находимые археологами глиняные модели домиков с крышами и отдельных крыш, использовавшихся в одних и тех же языческих обрядах. Модель крыши заменяла домик, была адекватным его выражением, хранила в себе все, что присуще дому. Традиционное обозначение словом «голубец» столбиков и крестов с крышами, подразумевает наличие у них основного качества дома – внутреннего пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

(стр. 12). Взамен этой двери на плане показан вход в южную часть усыпальницы со стороны площади, так что усыпальница является совершенно обособленной от капеллы. Равным образом на плане не обозначено десятигранное углубление, открытое в капелле. Кружок, очевидно, обозначающий это углубление, изображен, тем не менее в абсиде капеллы, находящейся выше и стоящей отдельно (под буквой Г). Этих неправильностей, однако, нет на тех оригиналах, которые послужили для рисунков Арх. Ком. (рис. 30). Упомянутое углубление с двумя ступеньками, идущими вглубь его, облицовано было внутри сохранившимися частью до сих пор мраморными плитами. Внутри его не найдено ни отверстие для стока воды, ни приспособления для наполнения водой. Углубление сделано в самом полу абсиды очень близко от стены ее, при чем ступеньки приходятся не со стороны входящего в абсиду, а против ее стены, что крайне важно для истинного определения этого углубления, имеющего в диаметре 0,74 и 0,56 ширины и 0,92 м. глубины (рис. 31). Глиняные плиты пола, теперь снятые, составляли верхнюю отделку краев этого углубление. Плиты были сверху не ровные, а тисненные слегка вдавленными полосками, обыкновенными еще для глиняных полов в античной древности. На фотографии, снятой в то время, когда углубление было открыто, эти плиты показаны в своей неприкосновенной целости (рис. 31). На другой фотографии, показывающей современное состоите углубление (рис. 32), можно видеть, что оно находится внутри абсиды той капеллы, которая примыкает к базилике и которая обозначена на плане Археол. Комиссии буквой Б. Рис. 30 Рис. 31. Углубление в абсиде при его открытии Рис. 32. Углубление в современном виде Катакомба, находящаяся под крестообразной усыпальницей, имеет внутри три большие лежанки вдоль трех стен п пять малых. Верх поддерживался столбом, ныне несуществующим. Катакомба целиком вырублена в скале и ни одна часть ее не была выложена кирпичем, за исключением боковых ниш. Спуск в катакомбу был перекрыть сводом, поверх которого находился вход в верхнюю крестообразную усыпальницу 36 (буква а на рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дворец снабжался водой не только из канала, но и сбором дождевой воды. Всего для хранения воды имелось три подземные цистерны. В декорировке здания широко использовалась резьба по штуку. Наряду с геометрическим и растительным орнаментом в декоре широко использовались рельефные и мелкие статуарные изображения людей (рис. 7). Резной штук украшал не только интерьеры, но и ворота, и часть поверхности наружных стен. Часть интерьеров покрывала роспись в виде разноцветных полос, имитирующих мраморную облицовку, широко использовались растительные мотивы, а стены некоторых помещений украшали панно с изображением всадников и животных (рис. 8). Основная часть декора явно выполнена мастерами византийской школы, но встречаются фрагменты, выполненные руками месопотамских мастеров. Рис. 7. Образцы резного штука из дворца Каср ал-Хайр ал-Гарби Рис. 8. Роспись из дворца Каср ал-Хайр ал-Гарби К северо-западу от дворца находилась баня. В ней, как и в планах всех известных нам бань того времени, выделяется своими размерами первое от входа помещение, которое по расположению можно было бы назвать предбанником, но назначение его не столь прозаично. Это – своего рода клуб, или даже концертный зал, в котором владелец дворца кейфовал после мытья в кругу приближенных, потягивая разведенное водой вино и услаждая слух музыкой и пением, а зрение – созерцанием росписи стен. В противоположность Кусайр Амру, где роспись сохранилась во всю высоту, здесь были отмечены лишь только следы краски. В отличие от этой степной резиденции дворцовый комплекс Хирбат ал-Мафджар («Развалины ал-Мафджара») расположен в густо населенном Приорданье, в северо-западной окраине Иерихона, что и определило более компактное расположение составляющих элементов комплекса, в который входят дворец, мечеть, баня и небольшой сад с павильоном. Весь этот комплекс обнесен каменной стеной, образующей не совсем правильный прямоугольник со сторонами 135 х 110115 м (рис. 9). По-видимому, первым был построен дворец. Это типичное квадратное в плане здание с внутренним двором 65 х 65 м, окруженным галереями. Рис. 9. Дворец Хирабат ал-Мафджар. План Северо-западнее дворца находилась баня, примечательная размером и планировкой своего аванзала. В плане это квадрат, с двумя или тремя апсидами (рис. 10). Эта совершенно уникальная для мусульманской архитектуры планировка, несомненно, родилась под влиянием византийской церковной архитектуры, отдаленным образцом могла быть даже константинопольская Святая София. Если взять на себя смелость пофантазировать, то можно даже предположить, что причиной появления такого подражания могла быть неудачная осада Константинополя. По сравнению с этим залом, щедро украшенным резьбой по камню и штуку, с мозаичными полами, часть бани, предназначенная для мытья, в пять раз меньшая по площади, выглядит жалким придатком (рис. 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В 4 часа утра 12 июля мы были уже на ногах и двинулись дальше. Но тут у нас оказался недостаток в воде, так что мы вместо того, чтобы идти прямо к цели, на северо-запад, по пустыне ал-Каа, должны были свернуть на восток в Синайские горы, снова пересечь ал-Каа и отыскать какое-нибудь вади с водой. В 6 часов утра мы добрались до гор и остановились под пальмами. Бедуины называли этот оазис Вади-Тагада. На картах Синайского полуострова у Бедекера я его не нашел. Сейчас же к нам подошло несколько местных бедуинов, которые сказали, что путешественников здесь совершенно не бывает, так как Вади-Тагада лежит далеко в стороне от всяких путей, причем указывали и на случайность причины, приведшей туда нас. Оазис Тагада входит глубоко между невысокими здесь горами внутрь полуострова и богат растительностью; пальмы встречаются в изобилии; есть и вода (см. рис. 28–31). Рис. 28. Вади Тагада Рис. 29. Вади Тагада Рис. 30. Вади Тагада Рис. 31. Вади Тагада Насколько я мог понять бедуинов, Вади-Тагада лежит к северо-западу от указанного на карте у Бедекера Вади-Джебаа; они называли еще два следующих вади, не найденных мною у Бедекера: Вади-Абура с водой и Вади-Тгед без воды. Рис. 31. Вади Тагада. В Вади-Тагада мы отдыхали слишком пять часов (рис. 32). Перед нами вырисовывалась среди горной цепи вершина Сербаля, где, по некоторым преданиям, было дано Моисеево законодательство. Рис. 32. Отдых в Вади Тагада В двенадцатом часу дня мы двинулись, чтобы снова пересечь ал-Каа к северо-западу при страшной полуденной жаре, направляясь к Вади-Фиран, ведущему к морю. Часов около четырех мы вступили в это широкое, окаймленное невысокими горами ущелье и пошли вдоль телеграфной линии, соединяющей Тор с Суэцем. В шестом часу вышли из Вади-Фиран, и вскоре остановились на равнине уже в виду Красного моря. На юге ясно выделялся мыс Рас-Джихан. С 8 до 11 часов вечера шли по ровной местности, имея справа в некотором расстоянии невысокую гряду гор, а налево – море. В 11 часов расположились на короткий отдых невдалеке от моря, прибой которого ясно доносился до нашего слуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Следующий рисунок 115 еще более интересен тем, что он передает природу световых волн, окружающих женщину, одержимую беснованием, и Межевский в своей номенклатуре снимков рассматривает этот снимок прямо, как снимок беса, одержащего женщину. Рисунок 114 Рисунок 115 В области этих исследований фотография зашла так далеко, что Мажевский зафотографировал природу, окружающую священные предметы католической церкви, производящие исцеление. (Рис. 116). А доктор Барадюк получил снимок природы воздуха, находящегося в пещере Лурдской иконы Богоматери (рис. 117). Особенно большие исследования со световыми излучениями сделаны вышеуказанным доктором Барадюк. В своих работах, заслуживающих особенного интереса, Барадюку в фотографических снимках удалось снять человека, находившегося в сфере навязчивых идей (рис. 118). Затем чрезвычайно интересным должен быть назван снимок, мальчика, окруженного флюидическими слоем излучений, снятого в продромальный период скарлатины (рис. 119). Рисунок 116 Рисунок 117 Рисунок 118 Рисунок 119 Рисунок 120 Рисунок 121 Чрезвычайно характерны также нижеследующие снимки доктора Барадюка, воспроизводящие световое излучение над особой в то время, когда она переживает тяжелый душевный кризис (рис. 120). Следующий за ним снимок зафотографирован с человека, находящегося за рабочим столом в спокойном состоянии духа (рис. 121). Над его головой мы видим шарообразное излучение. Точно такое же излучение зарегистрировано Барадюком у врача, производящего лечение посредством наложения на больного магнетических пассов (рис. 122). Дальнейший снимок показывает врача в момент усиленной работы мозга над восстановлением в памяти местонахождения затерянной прописи лекарства. Мы видим здесь над индивидуумом двойное излучение. Излучение над его головой и излучение над тем местом, где, как потом оказалось, находилась затерянная записка (рис. 123). Рисунок 122 Рисунок 123 Рисунок 124 Это последнее обстоятельство до некоторой степени наводит на мысль: не стоят ли в связи с указанной выше экстериоризацией и так называемые феномены ясновидения?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

В приведённой цепочке композиционно-иконографических аналогий из черневой группы оказались только большие и средние энколпионы с закруглёнными концами, и то частично. Действительно, эта группа отличается множеством иконографических типов малых энколпионов, представленных в основном единичными экземплярами с неустойчивыми формами и размерами (рис. 15–17). Но и в этой группе есть серийные энколпионы, как правило, с упрощённой иконографией. Среди них наибольший интерес представляют миниатюрные прямоконечные энколпионы с изображениями Распятия и Богоматери Оранты ІV.6.1 (рис. 17). Они представлены как серийными (рис. 17, гр. ІV.6.1 – в среднем ряду), так и индивидуального изготовления (рис. 17, гр. ІV.6.1 – в правом верхнем углу) миниатюрными энколпионами, а также их малыми и миниатюрными вариантами (рис. 16, гр. ІV.5.5), по-видимому, отражающими стадию сложения, вызревания этой отрасли художественной металлообработки. Интересно, что моделью для серийных прямоконечных миниатюрных энколпионов, по-видимому, послужили малые энколпионы с закруглёнными концами (рис. 17, гр. ІV.4.1). Особенно ясно это видно на створках с изображением Богоматери при сравнении основных углублённых линий. На сегодняшний день такие миниатюрные прямоконечные энколпионы по находкам в Великом Новгороде и Старой Руссе имеют самую раннюю дату – вторая половина XI века 401 . Близки к ним по времени (рубеж XI–XII веков) и новгородские находки миниатюрных и среднего размера рельефно-черневых энколпионов типа III.3.1 (рис. 11) и III.1.1 (рис. 8) 402 . Среди рельефных энколпионов пока нет столь же ранних датированных экземпляров, но их сходство с рельефно-черневыми энколпионами по многим признакам позволяет надеяться на их появление. В целом же, сравнение этих трёх групп энколпионов указывает не только на их хронологическую близость, но и на их глубокое единство, выразившееся в стандартизации форм и размеров створок, использовании повторяющихся композиционных блоков, что предполагает программное и централизованное налаживание их производства.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Рис. 8. Дейр-Айн-Абата, обращение ко святому Лоту по-гречески от лица трех названных монахов или паломников Рис. 9. Дейр-Айн-Абата, обращение ко святому Лоту по-гречески от лица строителей храма В 1991 году раскопки, проводимые непосредственно к северу от водохранилища, обнаружили храмовую трехапсидную базилику. Здание особенно хорошо сохранилось напротив восточного склона горы, где оно все еще возвышается над карнизом в том месте, где начиналась сводчатая крыша (рис. 10). Две упавшие и сохранившиеся до сего дня колонны предоставили жизненно важную информацию о точной высоте крыши. Полные раскопки и планировка пяти разрозненных слоев рухнувших деталей каменной архитектуры позволили произвести точную реконструкцию церкви (рис. 11). Характер обрушения и отсутствие на полу церкви многих объектов позволили сделать вывод, что храм был «мирно» заброшен и не пострадал ни от землетрясений, ни от захватчиков. Рис. 10. Вид на базилику святого Лота с северо-запада Рис. 11. Реконструкция базилики святого Лота Базилика была вымощена четырьмя мозаичными панно (рис. 12), три из которых имели греческие надписи. Первое панно (из северного прохода, ведущего к Пещере), было украшено геометрическим узором из ступенчатых квадратов, алмазов и свечей. В его восточном конце перед входом в Пещеру имелась четырехстрочная надпись, обрамленная tabula ansata ( tabula ansata — вотивная (обетная) табличка с «ласточкиными хвостами» по бокам — Прим. перев. ) с именами епископа Иакова и игумена Созомена и указанием даты постройки (апрель 605/607 года). С технической точки зрения это панно было наивысшего качества среди найденных в этом месте. Рис. 12. Вид с высоты птичьего полета на базилику святого Лота, показывающий мозаичные покрытия Мозаичный пол с tabula ansata перед входом в Пещеру Лота в северном приделе базилики святого Лота Следом были раскрыты еще два мозаичных пола, относящихся, скорее всего, к тому же началу VII века. Один из них находился сразу после входа в пещеру и состоял из разноцветных беспорядочно расположенных мозаичных кубов, напоминающих естественный скальный конгломерат пещеры. Второй пол находится в алтаре храма и украшен типичными раннехристианскими византийскими мотивами, такими как птицы, ягненок и павлин, каждый — в окружении виноградных лоз. В центре, на том месте, где когда-то стоял алтарь, находится стилизованное изображение Чаши, а под ним — крест в круге надписью на греческом «ΤΕΛΟΣ ΚΑΛΟΝ (дословно: добрый конец, добрая кончина)». Что можно истолковать как пожелание, чтобы последние наши дни на земле были хорошими (Здесь сложно согласиться с автором, поскольку «τλος καλν» означает добрую христианскую кончину, а не «хорошие последние дни на земле». См. часть просительной ектеньи о «христианской кончине (Χριστιαν τ τλη) живота нашего» — Прим. перев. ).

http://pravoslavie.ru/126754.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010