Что же касается предположения о сирийском происхождении пиксиды Градо, на основании ее сходства с вазой из Эмессы, то мы считаем решительно необходимым чтобы прежде было выяснено, какие родственные по стилю группы могут быть установлены в скульптуре V и VI веков: затем уже и можно заниматься вопросами о их происхождении или заимствовании с востока. Пиксида в Градо имеет, явно, и черты, сближающие ее с работами Милана или Италии 199 . 202. Группа изображений вокруг образа «Божией Матери с Младенцем» в нише в церкви св. Климента в Риме. По рис. Любопытное изображение Божией Матери Владычицы с крестом в руках находится в подземной церкви св. папы Климента в Риме и относится, по всем стилистическим особенностям, еще к VIII столетию. Как известно, фрески подземной церкви св. Климента принадлежат, по малой мере, шести различным векам, начиная от IV и V и кончая XI столетием, к которому относятся большие стенные изображения из истории чудес и жития папы Климента и из деятельности свв. Кирилла и Мефодия. Между этими двумя крайними пределами начала и последнего обновления церкви в XI веке, значительная часть фресок относится к IX веку, но это расписание находится на левой стороне церкви, в главном нефе; что же касается правой стороны главного нефа, то она, по-видимому, в период обновления церкви в IX веке была еще покрыта древнейшей росписью и не нуждалась в обновлении, хотя затем почти утратила все фресковые украшения и остается до настоящего времени в виде обнаженной кирпичной стены. Только в одном месте стены, приблизительно посредине, имеется неглубокая ниша, сохранившая над аркой (рис. 202) изображение Спаса Эммануила по грудь в медальоне, а ниже, в середине самой арки, находится образ Богоматери, сидящей на престоле, с Младенцем перед ней и со свв. Пракседой и Пуденцианой по сторонам; еще ниже (что можно видеть только на сделанных при открытии рисунках, а ныне почти совсем разрушено) были изображения: слева – мученической кончины неизвестного святого и справа – фигуры, вероятно, того же святого, приводящего к Богоматери заказчика этой фрески.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Полным представителем этого типа служит миниатюра латинской Библии в церкви Св. Павла в Риме (IX в., см. рис. 202) 2763 : Елеонская гора имеет вид холма, обрамленного двумя деревцами; по сторонам холма стоят две группы апостолов с Богоматерью; на холме два ангела и Сам Спаситель: Он не возносится, но идет по горе вверх к небу, откуда выступает рука Божия и принимает Спасителя за руку. В шуйце Иисуса Христа крест с флагом. Фигура Иисуса Христа тяжела; она не отделена от земли; глории нет. Иисус Христос, по-видимому, совершенно не помышляет об оставленной Им на земле Церкви, с такой трепетной любовью взирающей на Своего отходящего Основателя: Он совсем не смотрит на нее и не благословляет. Проф. Бок и  Н.П. Кондаков в фигуре Спасителя, принимаемого рукой Божией, видят след влияния псалтири; первый ссылается на слова Пс. 72:24 : «со славою приял мя еси»; второй – на слова: «ниспосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих» ( Пс. 17:17 ) 2764 . Проф. Кирпичников не соглашается с этим объяснением и видит в форме руки переживание древнего символа Божией власти и помощи 2765 . 202. Миниатюра латинской Библии в церкви Св. Павла в Риме. Мы уже выше заметили, что объяснения этой формы нужно искать в речи ап. Петра, который говорит о вознесении Иисуса Христа десницей Божией и, вслед за тем, об излиянии на апостолов Св. Духа. Тем более приложимо это изъяснение к рассматриваемой миниатюре, что здесь с вознесением соединено и сошествие Св. Духа на апостолов. Все содержание 33-го стиха 2-й главы Деяний апостолов с буквальной точностью передано в миниатюре ( Деян. 2:33 ). К этому типу вознесения примыкают: резное изображение на диптихе в Эрмитаже (возле Иисуса Христа два ангела с факелами. Зал резьбы по слонов. кости, шкаф I, 24), аворий аграмский 2766 , хорос ахенский 2767 , миниатюры кодекса Эгберта 2768 , рукописи нац. библ. lat. 9448 (X в.) и 9561 и др. 2769 В некоторых памятниках XII в. изображаются два момента вознесения: отшествие Спасителя от учеников и сидение во славе одесную Бога Отца 2770 . В иных памятниках XIV-XV вв. опускается Богоматерь (испанский бревиарий публ. библ. и некоторые мин. лицевых Страстей).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

А сказывал мн, богомольцу твоему, строитель Исаия, что, де, у него об том привезена иная твоя, великого государя, грамота, только, де, намъ на собор не подавывал. А знать, де, государь, что он тебя, великого государя, облыгает. Да и иные, государь, у них в соборе старцы прибраны,//(л. 205) – вс недобрые люди; холопи боярские да подьячие, а и т небезпорочные же, а всякому, государь, злому длу начатокъ и твоему, великого государя, указу противен, якоже сотона Христу. Тако и он, Корнило Затворников, твоему, государеву, указу и повелнию. Милосердый государь царь и великий князь Алексй Михайловичъ всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержецъ, пожалуй меня, богомольца своего, изволь, государь, ково доброво человка прислать и строения ихъ досмотрть, и про лжесловесия ихъ сыскать, и против прежнего моего и нынешняго писма о всемъ свой, великого государя, милостивой указ учинить. Рис. 23. Фрагмент письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (после 24 октября – до 22 ноября 1674 г.). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 202. Рис. 24. Письмо патриарха Никона дьяку Данилу Леонтьевичу Полянскому (1674 г.). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 206. Примечания Л. 198 ...лтныя жытня. – Житня или житница – строение для хранения вымолоченного зернового хлеба – Даль 1, 544. И за тм, государь, то келейное дло и замотчалося многое время. – Чтобы ускорить строительство келий, патриарх Никон обратился с особым письмом к дьяку приказа Тайных дел Данилу Леонтьевичу Полянскому, в котором просил поднести царю его, Никона, письма и ходатайствовать перед государем о помощи в завершении строительства. Данила Леонтьевич Полянский (молитвенное имя – Иван) был подьячим (до 1672 г.) и дьяком (до 1676 г.) приказа Тайных дел; затем думный дьяк Устюжской чети, Земского, Судного и Казённого приказов; в 1690-х годах с дьяком Д.А. Берестовым производил сыск в сибирских городах о деятельности воевод – Богоявленский 1946, 286; Веселовский 1975, 422. В начале 1670-х годов к Д.Л. Полянскому неоднократно обращаются люди разных сословий о заступничестве перед царём – Указатель 1853, 333; Дела Тайного приказа, 104–354.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Прости их, Господи, и покой во царствии небеснем». II. В расходной книге патриаршего казенного приказа 7144–1636 года, на стр. 94 написано: «июня в 8 день, по имянному государеву патриархову приказу (т. е. по приказанию патриарха Иоасафа І-го). Златоустова монастыря игумену Саватию... 200 гривна дано 201 , приходил к государю патриарху на праздник Феодора Стратилата, со святою водою». В то время, значит, уже была в нашем монастыре церковь св. Феодора Стратилата, построение которой мы предположительно отнесли к царствованию Феодора Алексеевича. В праздник св. Иоанна Златоуста , 13-го ноября, святейший патриарх Иоаким служил в Успенском большом соборе, где в серебряном ковчеге хранится глава Златоуста (27 января не служил). В нашу обитель не посылал властей на служение литургии. Так, в 1679 г. «в Златоустовском монастыре указал праздновать своему игумену, а был Рязанской (архиерей), сам просился по обещанию служить». 1686 г. «в Златоустове монастыре служил Сибирской архиерей, сам просился по обещанию 202 . III. Даниловский архимандрит о. Амфилохий подарил мне (в декабре 1870 г.) книгу: «Исследование о Касимовских царях и царевичах», сочинение академика В. Вельяминова-Зернова, ч. 3 (Пбг., 1866 г.). На страницах 416–419 поименованной книги подробно описана риза, пожалованная в обитель Златоустовскую супругой царевича Никифора Васильевича (сконч. не позже 1678 г.), княгиней Анной Григорьевной, а в конце книги на табл. IV приложены и сами рисунки этой ризы, отличающейся весьма богатой отделкой. Рис. 1 изображает ризу спереди, а рис. 2 – ризу сзади. Оба рисунка эти сделаны по фотографическим снимкам, исполненным для Императорского Русско-археологического Общества, с особым искусством и тщанием, Никитским, в старой Басманной, протоиереем Платоном Ивановичем Капустиным. На той же табл. IV, в отдельном рисунке 3, изображена и дробница на передней стороне оплечья, серебряная золоченая с резной надписью, что сию ризу дала в монастырь такая-то княгиня по муже своем, лета 7188 (1679) году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

(Сюда также относятся) и слова Апостола: Наречением Сыне Божий в силе по Духу святыни, из воскресения от мертвых. (Рис. 1, 4). Ибо через чудеса, воскресение из мертвых пришествие Св. Духа было явлено и удостоверено миру, что Он есть Сын Божий. (Сюда относятся также) и слова: преспеваше премудростию и благодатию ( Лyk. II, 52 ) 202 . Иное, (наконец, Он говорил), усвояя Себе лицо иудеев и причисляя Себя к ним, как, напр., Он говорит самарянке: вы кланяетеся, его же не весте мы кланяемся, его же вемы, яко спасение от Иудей есть ( Uoah. IV, 22 ). Третий род речений (приличествующих Христу по соединении естеств) показывает одну ипостась, указывая (в то же время) на оба естества; напр.: Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради ( Uoah. VI, 57 ). Иду ко Отцу, и ктому не видите Мене ( Uoah. XVI, 10 ). Также: не быша Господа славы распяли ( 1Kop. II, 8 ). Еще: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси (Иоан. Ill, 13) и т.п. Из речений (приличествующих Христу) по воскресении, иные приличествуют Ему, как Богу; напр. крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Mф. XXVII, 19 – 20 ), т. е. во имя Сына, как Бога. И еще: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Mф. XXVIII, 20 ) и т. п„ ибо, как Бог, Он всегда с нами. Иные же приличествуют Ему, как человеку; напр., ястеся за нозе Его ( Mф. XXVIII, 9 ); и еще: и ту Мя видят ( Mф. XXVIII, 10 ) и т. п. Речений, приличествующих Христу по воскресении, как человеку, – различные виды. Одни, хотя воистину приличествуют Ему, но не по естеству, а по домостроительству (спасения) в удостоверение того, что воскресло то самое тело, которое пострадало; (сюда относятся): язвы, употребление пищи и питья после воскресения. Другие приличествуют Ему истинно и по естеству; напр., переход без затруднения из одних мест в другие, прохождение сквозь запертые двери. Иные (выражают сделанное Им лишь) для вида (применительно к нам); напр., творяшеся далечайше ити ( Лyk. XXIV, 28 ). Иные приличествуют тому и другому естеству вместе, как напр.: всхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему ( Иоан. ХХ, 17 ); также: внидет Царь славы ( Nc. XXIII, 7 ); еще: седе одесную величествия на высоких ( Евр. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Петр 2827 . В Библии церкви Св. Павла в Риме – несколько оживленных жестикулирующих групп: иные стоят в дверях здания, где происходит заседание апостолов; другие – возле стен его снаружи (рис. 202). Та же миниатюра дает понятие и о других особенностях сюжета в памятниках западного средневековья. Форма триклиния здесь совсем иная: она представляет сходство со средневековым замком. Расположение апостолов также иное, и среди них, в центре помещения, Богоматерь на троне. Изображение Богоматери – обычный элемент западной композиции. Его встречаем и в упомянутом болонском кодексе; также в градуале прюнском 2828 , в рукописи 9561 и во всех памятниках XV-XVI вв. От X-XI вв. сохранились памятники с изображением Св. Духа в виде голубя, из клюва которого исходят лучи на апостолов; таковы миниатюры: англосаксонской рукописи X в., изданной Прохоровым, Hortus deliciarum 2829 , миниатюра XII-XIII вв., изданная Бастаром 2830 и др. В западных молитвенниках XIV-XV вв., при всем разнообразии деталей их изображений, легко подметить следующие характерные черты: апостолы сидят или стоят в двух группах или кругом, с книгами в руках; иногда они – на коленях; иногда – в ужасе падают; иногда – сидят на полу и отирают свои слезы. Среди них выделяется фигура ап. Петра с тонзурой. Богоматерь по большей части сидит в середине, на особом троне, с книгой или скрестив руки на груди; иногда она стоит на коленях. Вверху в голубом воздушном пространстве изображается Св. Дух; от Него сходят на апостолов лучи. Иногда Св. Дух – голубь влетает в окно триклиния. Этот тип изображения проходит в следующих памятниках: нац. библ. 1167, 1176, 1161; лаврентиевской библ. молитвенник Марии Алоизии; императорской публ. библ. О. v. 1. 65; Q. 1. 109–110; О. v. 1. 75; также нац. библ. fr. 828; lat. 26; 12536; печатное издание «Жизни Иисуса Христа» 1501 г., бревиарий Гримани 2831 . Особую группу составляют изображения типологические: в рукописи нац. библ. 9561 (л. 30 об.) сошествие Св. Духа сопоставлено с обильной жатвой в Египте; в бревиарии императорской публ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

202 Об этих трудах Киприана Тимофеева (что ныне митрополит Кирилл) в одном документе 1846 года сказано: «Через больше как тридесятолетное время при здешней староверско-христианской церкви, как церковный настоятель, свою службу верно и честно исполнял, самую же настоящую церкву сам своими трудами и ревностьо воздвигнуть помог, и в ней, в недостатке священства, обычественные молебствия и церковные последования, с изъятием божественной литургии, точно совершал» («Свидетельство о достоинстве» Киприана, по случаю поставления в епископы, поданное от белокриницкого общества в мандаториат. «Белокр. арх.»). 203 О губернском решении от 14 августа 1833 года говорится в губернской резолюции крайзамту 21 марта 1842 года («Белокр. арх.»); о протоколе Вангера – в протоколе следственной комиссии 1844 года (там же); а самих документов в Белокриницком архиве не имеется. 205 Паисий – в последствии известный игумен Парфений, бывший настоятель Гуслицкого монастыря. В «Книге о промысле» он сам пишет, что ему «… довелось в Белой-Кринице довольно лет жить и устраивать монастырь, который и привел в порядок; церкви же в сем монастыре не было, а выстроили только новую часовню посреди сада» (стр. 37). «Мы начали строить монастырь на другом конце сада, подалее от домов» (стр. 200). См. также «Странствие и путешествие», ч. 1, стр. 20. Здесь же на стр. 21: «… и проживал аз в Буковине довольно лет, в течение которых и пострижен был в иночество одним иеромонахом, приехавшим из России» (т. е. беглым). 206 Правильнее следовало бы писать Олимпий; но так как знаменитая особа, о которой идет здесь речь, и сама постоянно подписывается Алимпием, и во всем старообрядческом мире известна под этим именем, то и мы удерживаем то же его начертание. 208 «В мою бытность пришел к нам молодой монах, именем Алимпий, с которым мне самому довелось довольно время пожить и даже месяца два странствовать в Галицию, Львов и Броды» («Книга о промысле» стр. 37). Читать далее Источник: Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой, австрийской или белокриницкой иерархии/Ист. исслед. экстро-орд. проф. Моск. духов. акад. Николая Субботина. - Москва : Тип. Т. Рис, 1874. - XXXII, 512, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Здания зальных храмов с не выраженной снаружи полукруглой апсидой не сохранились. В дневнике А. Фирковича имеется рисунок плана и фасадов находившегося в Чегемском ущелье храма с «вписанной» апсидой и с полукруглым тимпаном над входом с изображением креста (РНБ. Ф. 946. Оп. 1. Д. 80. Л. 31 об.- 32; Д. 318. Л. 35). Предположительно эту постройку - свидетельство древних связей Балкарии с Закавказьем - можно отнести к XI-XII вв. (ср.: Иессен. 1941. С. 31). Церковь в В. Чегеме. Рисунок А. Фирковича (РНБ. ОР. Ф. 946. Оп. 1. Д. 80. Л. 33) Церковь в В. Чегеме. Рисунок А. Фирковича (РНБ. ОР. Ф. 946. Оп. 1. Д. 80. Л. 33) Тип зального храма с прямоугольной внутри и снаружи алтарной частью, распространенный в горной части Сев. Осетии и Ингушетии, известен также на территории Балкарии. Постройки данного типа представляют собой особое художественное явление - самобытную горскую традицию, развивавшуюся в изолированных условиях. Из всех храмов Сев. Кавказа в них в наименьшей степени ощущается связь с классической визант. архитектурой. Особенностью таких памятников является отсутствие в них клинчатых, распорных арок и сводов. Судя по сохранившимся примерам, эти храмы перекрывались деревянными стропилами либо ложными сводами. К этому же типу следует отнести церковь Хустос; в 1959 г. ее частично обследовала Е. П. Алексеева ( Алексеева. 1961. С. 202-203), в 1981 г. церковь внутри полностью расчистил М. Б. Мужухоев, к-рый ошибся в определении мн. деталей сооружения ( Мужухоев М. Б. Отчет о результатах полевых изысканий за 1981 г.//ИА РАН. Науч. арх. Р1/8388; 8388а. Л. 16-19. Табл. 67-78; Он же. 1983. С. 126). План постройки (в частности, присутствие алтарной преграды, которая, судя по значительной толщине, могла представлять собой высокий простенок) дает основание предполагать, что церковь Хустос близка к церквам «дигорской» группы в Сев. Осетии, датируемым кон. XV в. (Саттай-Обау, Авд-Дзуар, храм в Фараскатта). Несколько более развитая система литургических устройств по сравнению с системой дигорских храмов в сочетании с достаточно широким алтарем и низким дверным порогом (что свидетельствует о наличии тут относительно большого входного проема, а не лаза) указывает на более раннюю датировку памятника. К такому же типу относят балкарскую церковь на р. Кестанты, известную по материалам Д. А. Вырубова и по фотографии нач. XX в. ( Лавров Л. И. Альбом и макеты Д. А. Вырубова по этнографии и археологии Кабардино-Балкарии//Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Ср. Азии и Казахстана. Л., 1978. С. 83. Рис. 15). Церковь интересна декором на алтарном фасаде в виде 2 крестов, вырезанных на каменных плитах.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Хотя храм над гробницей святого еще во 2-й пол. XVI в. был ружным, т. е. получал выплаты из казны ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 201-202), в XVII в. почитание Н., насколько известно, не привлекало внимания рус. государей и крупных столичных вкладчиков. В этот период изображения юродивого встречаются крайне редко, в основном в составе избранных святых. Вместе со свт. Стефаном Пермским, св. Прокопием и свт. Антипой блаженный представлен на окладе иконы «Явление образа Богоматери прп. Авраамию Галицкому» (ок. сер. XVII в., ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 982. С. 463-464); возможно, здесь его образ имеет патрональное значение. Прорись с фигурой молящегося Н. в рост (ГРМ), по словам ее публикатора, восходит к образу святого на полях иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 99. С. 220-221). На 3-рядной иконе, находившейся в собрании Н. П. Лихачёва и, по-видимому, изображающей избранных святых, чья память празднуется в июне ( Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906. Ч. 2. С. 9. 591. Табл. 310), Н. показан между равноап. вел. кн. Владимиром (15 июля) и мч. Каллиником (29 июля). В ряде случаев фигура новгородского святого сочеталась с фигурами др. юродивых: на правой створке складня-кузова ярославской работы (?) из Воскресенской ц. в Калуге (ныне в Калужском музее изобразительных искусств; см.: Пуцко В. Г. Складень-кузов 1691 г. из Воскресенской ц. в Калуге//XXII науч. чт. пам. И. П. Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2018 (в печати)) он изображен в одном ряду с блаженными Симеоном Эмесским, Андреем Юродивым, Василием и Максимом Московскими, Исидором Ростовским, Прокопием и Иоанном Устюжскими. Вероятно, по замыслу заказчика эти святые должны были представлять восточнохрист. юродивых. Н., изображенный в центре ряда, выделяется на фоне других тем, что облачен не только в традиц. шубу, но и в княжескую шапку. Эта редкая деталь свидетельствует о переосмыслении иконографии святого, по-видимому, основанном на не вполне точном указании отдельных иконописных подлинников, именующих одеяния Н.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

А если так, то где же правда, когда лица одинаковые, а иногда и бльшего труда при разделе своих кровных заработков получают разные доли?! За честь же старшинства, председательства денежной мзды нигде не полагается, так как она сама по себе – награда. Можно с уверенностью утверждать, что инструкция, составленная в духе изложенных положений, с истинною радостью была бы встречена большинством младших священников и всеми благомыслящими оо. настоятелями. Она вывела бы младших священников из обидного, несправедливого положения, – «мальчиков у старших», и, восстановив их в данном им благодатью священства звании «пресвитеров», дала бы им возможность полномерного пастырского служения, согласно идеалу священства. Вместе с тем несомненно, что, уравняв между собою младших и старших священников, соединив их в один братский союз во Христе, она много способствовала бы и установлению среди них более мирных, близких отношений, а с тем и большей плодотворности их служения. Наконец, несомненно также, что такое законодательство было бы приветствовано и всеми истинными сынами церкви, как более отвечающее ее интересам, и как особенно благополезное в настоящее смутное время, когда с одной стороны в виду множества поднимающихся на отечественную церковь нашу всяческих врагов от духовенства нашего требуется дружная, усиленная работа и единодушная, крепкая сплоченность, а с другой, – когда сознана —193— необходимость в оживлении приходской жизнедеятельности и усиленно изыскиваются соответственные к тому способы и средства. Священник Аполлинарий Рождественский г. Молога, Ярославской губ. 1907 г. Июня 5-го дня. Казанский С.П. Новые учебные пособия по истории русской словесности//Богословский вестник 1907. Т. 3. 9. С. 194–202 (2-я пагин.) —194— I. А. Алферов и А. Грузинский. Допетровская литература и народная поэзия. Тексты, переводы, примечания, словарь. С 14 рис. Изд. 2. испр. и дополн., – фирмы «Сотрудник школ». М. 907. Стр. I–VI+478. Ц. 1 р. 50 к. «Бесспорно, новая литература должна занимать главенствующее положение в средней школе, но ополчаться на древнюю литературу можно только по недоразумению».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010