Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ( Лк.10:27 ). Законник спросил: А кто мой ближний? Тогда Господь огласил ту известную притчу о милосердом самарянине ( Лк.10:30–37 ), в которой любовь к ближнему изображена так отчетливо и красочно, как в притче о блудном сыне ( Лк.15:11–32 ) живописано покаяние одного из сыновей. И еще немало других сетей, Феодул, расстилали сыны тьмы перед Сыном Божиим. Но во всех случаях, как отмеченных, так и не переданных [писменам], сбылось слово Псалмопевца: Падут во мрежу свою грешницы ( Пс.140:10 ). Хотели [сыны тьмы] уничижить Иисуса, а на самом деле остались посрамленными и осмеянными [вплоть] до сего дня. Все их безрассудные искушения принесли Спасителю славу, а нам – драгоценное учение. Искушая Его, они лишь больше Его прославляли, и [тем самым] всем нам приносили пользу. Бросали Ему вызов, провоцируя Его, чтобы вытянуть из Него какое-либо слово, уцепившись за которое, предали бы Его смерти. А на самом деле плодом их посягательств стало то, что Иисус более подробно и обстоятельно изложил Свое учение, изъяснив некоторые смутные загадки жизни и предложив нашему вниманию целый ряд притчей, относящихся к самым красивым, благородным и изящным во всем Евангелии. Любое столкновение иудейских вождей со Христом оканчивалось их жестоким поражением и Христовой славной победой. Се – поражение сатаны и победа Божия. О Феодул, слышал ли ты когда-нибудь слово о том, что все воды на свете – как прозрачные, так и мутные – в конце концов падают на колеса Божией водяной мельницы? А все смолотое зерно принадлежит Богу. Вера и знание Зябнешь ли ты, Феодул? Вот и в жаркой Индии в период длительных и непрерывных дождей бывает холодно. Пока месяцами продолжаются эти ливни, люди с большим трудом сберегают свои вещи, чтобы не отсырели они и не заплесневели. А так всё: и рис, и одежда, и ткани, и древесина, и посуда, и кожа, и шерсть, и вообще всё органическое и неорганическое (а особенно органическое) – покрывается плесенью и особым налетом. Да и сама земля становится замшелой, илистой. Жители же стараются, прилагая недюжинные усилия, сохранить свое имущество и себя самих от буйно разрастающейся гнилости. Но это им едва удается. Мучились наши сродники-индийцы, тысячелетиями истязая себя тяжкой аскезой и непосильным трудом, чтобы и души свои предохранить от загнивания и нетления. Аскеза их поразительна, труды вызывают уважение, а вот успехи плачевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тип 4. Композиция из круга, совмещенного со знаком «угол» (рис. 1, 17). Группа А. Круг и вписанные в него символы (середина, вторая половина XIII–nepbaя половина XIV вв.). В это время продолжает бытовать посуда с клеймами типа 2 (рис. 1, 5–7), типа 3 (рис. 1, 13, 14), типа 4 (рис. 1, 16). В XIV веке данная группа усложняется за счет «усиления» ранее существовавших типов: тип 3 (рис. 1, 8, 9). Тип 3. Клеймо в виде двух и четырех концентрических кругов, вписанных один в другой. В центре меньшего расположена небольшая горизонтальная линия (рис. 1, 8, 9) Тип 4. Клеймо в виде концентрических кругов, соединенных между собой одной спицей и диаметральной линией, проходящей через обе окружности (рис. 1, 18). Клеймо в виде двух концентрических кругов, соединенных четырьмя перемычками, причем одна из них продлена до центра внутреннего круга (рис. 1, 19). Клеймо в виде двух концентрических кругов, соединенных диаметральной линией и двумя перемычками, одна из которых выходит за пределы внешнего круга и образует подобие прямоугольной фигуры, примыкающей к его внешней части (рис. 1, 20). Все типы клейм группы А символизируют центр, вокруг которого происходит движение. Эту группу клейм правомерно соотносить с символикой солярного культа. В тех же случаях, когда внутри круга заключена другая фигура или композиция, сам круг воспринимается как «усилитель» или «защитник» символа, размещенного посередине. Группа Б. Крестообразные символы (конец XII– первая половина XIII в.). Тип 1. Клеймо в виде зачеркнутого креста (рис. 2, 1). Тип 2. Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом концами, направленными по часовой стрелке (рис. 2, 14). Тип 4. Клеймо в виде колеса – круга со спицами, пересекающимися в центре (рис. 2, 25–27). Группа Б. Крестообразные символы (первая половина XIII– начало XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде косого креста с дополнительными элементами (рис. 2, 6). Тип 2. Клеймо в виде трехконечной свастики с лопастями, направленными по часовой стрелке (рис. 2, 15). Клеймо в виде свастики со спиралевидными окончаниями, направленными против часовой стрелки, вписанной в круг (рис. 2, 8). Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом спаренными концами, направленными по часовой стрелке. Изображение заключено в круг (рис. 2, 7). Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом концами, направленными против часовой стрелки (рис. 2, 17). Клеймо в виде многолучевой свастики с неравномерно изогнутыми лопастями, направленными против часовой стрелки (рис. 2, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Группа Д. Символ «усеченный угол» (конец XII– первая половина XIII вв.). Тип 1. Клеймо в виде фигуры «угол», острие которого отсечено прямой линией, а окончания расходящихся линий под углом отогнуты наружу (рис. 3, 13). Тип 2. Клеймо в виде угла, выходящего из короткой горизонтальной черты, ниже которой расположена еще одна горизонталь, отделяющая знак от вытянутой аморфной фигуры (рис. 3, 14). Клеймо в виде усеченого угла, под которым горизонтально расположена фигура, напоминающая русскую букву «Н» (рис. 3, 15). Клеймо в виде усеченого угла, ниже которого расположена Т-образная композиция (рис. 3, 16, 17). Клеймо в виде усеченного угла, под которым расположен треугольник (рис. 3, 18). Группа Е. Символы в виде четырехугольных фигур (первая половина XIII–mpemья четверть XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде двух квадратов, вписанных один в другой (рис. 4, 1). Тип 2. Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон, и одной линией, соединяющей углы (рис. 4, 2). Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон (рис. 4, 3). Тип 3. Фрагмент клейма в виде квадрата со сложным изображением тройных линий, проходящих как по диагонали, так и из центров противоположных сторон (рис. 4, 4). Фрагмент клейма в виде квадрата, пересеченного двумя диагоналями (рис. 4, 5). Фрагмент клейма, состоящего из двух квадратов, вписанных один в другой. В центре малого квадрата знак в виде Н-образной композиции (рис. 4, 6). Фрагмент клейма, частью которого является квадрат, пересеченный прямыми линиями, выходящими из противоположных сторон (рис. 4, 8). Фрагмент прямоугольного клейма, в который вписан квадрат, пересеченный диагоналями (рис. 4, 9). Клеймо в виде квадрата, из одного угла которого выходит прямая линия, направленная во внешнее поле. Другая линия, выходящая из соседнего угла, направлена внутрь квадрата (рис. 4, 10). Тип 4. Клеймо в виде ромба с точкой в центре и с остриями, выходящими из углов наружу. Ромб вписан в круг (рис. 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Для днищ горшков постройки 4 характерен ярко выраженный, сильно профилированный и одновременно изящный переход дна в стенку сосуда. Он достигается, во-первых, как уже отмечалось, за счет стремящегося к прямому угла отгиба стенки; а во-вторых, за счет Таблица 1 Параметрические характеристики целых форм горшков из заполнения постройки 4 и из слоя над ней Тип и подтип Общая высота (Н) Диаметр устья Диаметр наибольшего расширения (D) Диаметр дна Соотношение высоты и максимального диаметра ( H / D ) Угол отгиба стенки от линии дна рисунка h6C Рис. 2, 10 h6C Рис. 2, 1 h6C Рис. 2, 4 h6C Рис. 3, 3 h6C Рис. 1, 24 h6C Рис. 1, 6 h6C Рис. 4, 2 h6C Рис. 4, 1 h6C Рис. 4, 10 небольшой разницы между толщиной стенки придонной части сосуда и толщиной его днища. Она в подавляющем большинстве случаев меньше или равна средней толщине стенки. Днища из слоя над постройкой, напротив, отличаются слабовыраженной профилировкой и плавным переходом дна в тулово, образующим в месте перехода заметное утолщение, придающее некоторым донцам массивность. Из постройки 4 было получено шесть целых форм горшков, а из слоя над ней – три формы. Для сравнительного анализа их основные параметрические характеристики приведены в таблице 1. Анализ целых форм горшков и их частей позволяет сделать выводы, распространяющиеся на всю серию горшков из постройки 4. 1 . Судя по целым формам, днищам и придонным частям горшки из постройки 4 характеризуются вытянутыми пропорциями, чем существенно отличаются от приземистых горшков из слоя над постройкой, сближаясь скорее с керамикой древнерусского времени XII–XV веков С. 37, рис. 1; 2. С. 163–164, рис. 9–10; 3, табл. 78, 7; 5. С. 108–116, рис. 1–9; 6. С. 38, рис. 3]. В основе этих различий лежат, главным образом, параметрические характеристики горшков, важнейшей из которых, применительно для данного керамического комплекса, является соотношение высоты сосуда и его максимального диаметра (H/D). Этот показатель у горшков из постройки близок к 0,8 (для миниатюрных сосудов он иной). Горшки таких пропорций известны из закрытых комплексов Подмосковья, датирующихся последней четвертью XV–haчaлoм 60-х гг. XVI в. С. 51, 58, 184, табл. 121 А, табл. 123, 5], т. е. совпадающих по времени с периодом функционирования постройки 4. У горшков из слоя над ней H/D меньше 0,6 (табл. 1, 7–8). Исключение составляет красноглиняный неорнаментированный горшок с обильной примесью в тесте речного крупнозернистого песка (рис. 4, 10). На фоне керамики из заполнения постройки и из слоя над ней он выглядит весьма чужеродно. С горшками из постройки 4 он сближается лишь своими пропорциями (H/D=0,74). Почти идентичные по пропорциям и оформлению верхних частей горшки известны в московском регионе как «белоглиняные грубые», бытующие приблизительно с последней четверти XV до 60-х гг. XVI в. С. 58, рис. 2].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3. небольшой средний рост — до 160-163 см 4. коренастое телосложение, с большими суставами ног и рук Неандертальцы были распространены по всей территории Старого Света, самые северные их стоянки располагались вплоть до 50-й параллели Временной отрезок существования палеоантропов, согласно традиционной научной хронологии, лежит в диапазоне от 300 тыс. до 25 тыс. лет (с миндель-рисского межледниковья до первой половины вюрмского оледенения на территории Европы таким образом, они долгое время сосуществовали с людьми современного типа . Согласно Д. Ламберту и П.И. Борисковскому к 80-м годам ХХ века в Европе было найдено около 200 останков неандертальцев, из них более половины фрагментов скелетов (116) — во Франции (Фонтешевад, Ла-Шапель-о-Сен, Ортю, Ла-Кина и др. — всего около 30 стоянок и пещер — Рис. 2,3,4); приблизительно 20 скелетов — на территории Хорватии (Крапина — Рис. 5); 11 — в Италии (Монте-Чирчео и др. под Римом - Рис. 6, 7); 10 — в Бельгии (Рис. 8); 8 — в Германии (Эрингсдорф, Неандерталь - Рис. 9); остальные - на территориях Великобритании (Понтневидд близ Рила в районе Северного Уэльса); Испании (Гибралтар — Рис. 10); Крыма (пещера Чокурча в двух км от Симферополя и грот Киик-Коба на правом берегу р. Зуи в 25 км от Симферополя).    Не менее известны и значимы находки неандертальских останков в Северной и Центральной Африке (Марокко, Джебель-Ирхуд — Рис. 11; Замбия, Броккен-Хилл — Рис. 12), на Ближнем Востоке (Израиль: пещеры Табун и Схул на горе Кармел — Рис. 13, 14, пещера Амуд около Тивериадского озера — Рис. 15, пещера Кафзех — Рис. 16; Северный Ирак, пещера Шанидар — Рис. 17-20), в Юго-Западной Азии (Узбекистан, пещера Тешик-Таш, — Рис. 21), в Индонезии (Нгадонга, Ява) В целом с точки зрения археологии неандертальцам присваиваются т. н. позднеашельская и мустьерская культуры принципиально отстоящие по своей сложности, систематичности и абстрактизму не только от олдувайских орудий, приписываемых гоминидам, но и от ашельских артефактов (не будем при этом забывать об условностях и относительности «орудийного» подхода при построении периодизации антропогенеза). Только во Франции установлено свыше 60 разных типов мустьерских орудий; значительно усовершенствовалась их обработка: для изготовления одного остроконечника требовалось 111 ударов против 65 при выделке ручного рубила раннего палеолита — Рис. 22).

http://bogoslov.ru/article/780581

Неустойчивое внешнее положение христиан, гонения, то ослабевавшие, то усиливавшиеся с одной стороны, и внутреннее мистическое настроение, слагавшееся под влиянием гонений и нашедшее свое выражение в аллегорически-мистическом направлении александрийской богословской школы с другой, – обусловливали различные видоизменения как древнехристианской символики вообще, так и, в частности, монограммы имени Христова. Отсюда монограмма является то в сокращенном и простом виде, то в более полном и знаменательном. В сокращенном виде монограмма эта представляет несколько видоизменений: иногда буква Р сокращается на половину и становится над буквой X 23 (см. рис. 2); Рис.2. или верхняя загнутая линия отбрасывается совсем и оставляется одна прямая, перпендикулярно пересекающая букву X 24 (см. рис. 3); Рис.3. иногда присоединяется еще линия поперечная, горизонтально пересекающая букву X 25 (см. рис. 4); Рис.4. иногда – изредка впрочем – загнутая линия буквы Р сокращается наполовину и Р принимает вид посоха или жезла игуменского 26 (см. рис. 5); Рис.5. или же загнутая, соединяется с одной из косых линий буквы X простого 27 (см. рис. 6) Рис.7. Путем этим сокращений, монограмма уже утрачивает характер монограммы и представляет переход к кресту. Наконец, в некоторых случаях встречается одно X 30 . С другой стороны, монограмма этой формы не всегда употребляется в простом, безыскусственном виде. Благоговейное чувство, какое питали христиане к этому графическому символу, заменявшему дорогой для них образ, старалось украсить его, придать ему более или менее изящный вид и, в то же время, выразить прикровенно божественное достоинство Того, Кому принадлежит это имя, чтобы сделать последнее предметом сколько религиозного чествования, столько эстетического наслаждения. Стремление это выразилось в удвоении линий составных букв монограммы и в помещении монограммы в кругу (см. рис. 8 31 и рис. 9 32 ). Рис.8. Рис.9. Круг иногда также удвояется, образуя, как бы ореол, и в нем помещается или простая однолинейная монограмма 33 или двухлинейная 34 , и притом, буква X двухлинейная иногда образуется не параллельными прямыми линиями, а несколько согнутыми, в соединении одна с другою, составляющими, как бы, лучи 35 . Иногда простая монограмма усложняется линией, пересекающей ее горизонтально и дающей ей вид креста 36 . Изредка монограмма украшена пальмовыми ветвями со всех сторон 37 , или утверждается на венке, образуемом из двух пальмовых ветвей 38 , или является изображенной на большом сплетенном венке 39 , или же в лавровом венке, утвержденном на кресте 40 . Во многих случаях по сторонам ее стоят греческие буквы: А и Ω 41 . Наиболее сложный вид представляет монограмма в соединении с крестом в виде буквы Т и с буквами А Ω по сторонам лежащего Х 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Постный рецепт: Японские суши для русского поста Как можно приготовить постные суши и роллы? 25 февраля, 2009 Как можно приготовить постные суши и роллы? Постные суши Традиционное японское блюдо — рис во всяких разных видах — может очень пригодиться во время поста. Рис быстро готовить, для этого не надо масла. Хочу поделиться тем, как можно сделать постные суши и роллы. 1. Колобки из риса Это самое крестьянское и простое японское блюдо. В книгах по суши даже его описывают мудрено, расскажу свой адаптированный вариант. Что нужно: — рис (я беру в пакетиках для варки, причем не рис, а рисовую кашу, например, «Абаско». Надо чуть-чуть переварить ее, и слипаться рис будет отлично — а это то что нам и надо). Можно просто дешевый рис, и варить его надо, нарушая все правила варки риса — чтобы слипся. — уксус. Любой уксус: винный, яблочный, только не эссенция. Можно сок лимона или прокисшее белое вино. У меня стоит бутылка вина с незапамятных времен, пить уже нельзя, а уксус в самый раз. — соль и сахар — соевый соус любой, но лучше соленый, то есть не вьетнамский (в него добавляют патоку, он обычно сладковатый). Варите рис, чтобы слипся, и варите его БЕЗ СОЛИ И САХАРА!!! Пока рис варится, надо сделать «рисовый уксус». Наливаем две трети теплой кипяченой воды и одну шестую добавляем уксуса. Половину чайной ложки соли и четверть чайной ложки сахара. Все это перемешиваем. Рис сварился, перекладываем его в миску и быстро плескаем туда наш «рисовый уксус» — в зависимости от рыхлости и липкости риса, одну-две столовые ложки. Если рис хорошо липнет, можно побольше. Он все равно «выпьет» наш уксус. Быстро-быстро перемешиваем рис. Когда он остыл до теплого, можно брать его порциями и лепить «колобки». Тут пригодится оставшийся рисовый уксус: им надо смачивать руки, и тогда рис не будет прилипать. Вот и все. Колобки подают к столу, их поливают соевым соусом (и рис становится соленым) и едят. Я не знаю, почему это так вкусно, но это вкусно. Колобки могут быть самой разной формы и размера.

http://pravmir.ru/yaponskie-sushi-dlya-r...

Рис. 26 В практике работы с камнем нанести удар идеально вертикально к плоскости расщепления невозможно. Посмотрим, что получается при попадании отбойника «под углом» (рис. 26). Как видим, конус трещины внутри расщепляемого объёма «не замкнулся» (см. также и рис. 27, где показан результат удара в край раскалываемого объёма). Рис. 27 Обработка края камня ударами отбойника не есть прямое «стёсывание», как полагают новички. Отбойник – не нож, а камень – не кусок масла. И мы не «срезаем» лишнее, а «оперируем объёмами», управляем краями изменчивой, в зависимости от обстоятельств, трещины. Иначе говоря, лишний кусок камня «снимается» не плоскостью, а частью достаточно сложной по своей конфигурации конусообразной трещины (рис. 28). Рис. 28 Усвоим несколько новых необходимых терминов (рис. 29). Место на камне, к которому прилагается импульс силы, называется ударной площадкой, а место, с которого удаляется определенный, заранее намеченный объём расщепляемого материала, называется фронтом скалывания. Рис. 29 Если по идеальному краю идеального камня ударить вертикально, то конусообразная трещина снимет объём такой формы, какая представлена на рис. 30. Но если нашей задачей является получение отщепа для приготовления из него орудия, то такое снятие нас не удовлетворит. Отщеп будет слишком толстым. Во-первых, из такой заготовки трудно что-либо изготовить (желательно поплоще и потоньше). Во-вторых, толстые снятия ведут к нерациональному расходованию материала. Рис. 30 Для получения хорошего отщепа надо направить трещину возможно более параллельно краю камня (фронту скалывания). Для этого конус надо несколько «развернуть» (рис. 31). Импульс силы следует прилагать под углом к ударной площадке. Рис. 31 Несколько слов об отбойнике. Аксиома: всякий ударный инструмент всегда был мягче расщепляемого камня. Звучит это, конечно, неожиданно. Всегда думается, что молоток должен быть крепким. Но «крепкий» – это не значит «более твёрдый». Если отбойник будет подобран из жёсткого, менее упругого материала, чем раскалываемый камень, то последний при ударе будет крошиться (рис. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Начну с голубя. На Древнем Востоке и в античном мире голубь — атрибут богини любви. Афродита Кипрская на многих монетах изображается в виде голубки; голубка служит эмблемой ее храмов (рис. 11, Целующиеся голуби — топос античного изобразительного искусства и литературы (рис. 13). Голубка — один из символов богини любви Иштар (рис. 14) и аналогичной богини или богинь, почитавшихся в Израиле (рис. 15) и Иудее (рис. 16). В изобразительном искусстве Сирии, Месопотамии и Греции нередко встречается такой мотив: голубь летает между двумя влюбленными, от одного к другому, как символ или вест­ник любви (рис. 17-22). Поэтому сравнение глаз с голубями можно перевести как «твои глаза внушают любовь, говорят о любви». Цвет и форма здесь, видимо, не имеют значения. Лани и газели на Древнем Востоке связаны с богиней – хозяйкой зверей и поэтому тоже входят в круг эротической символики вместе с голубем (рис. 33-35). В Прит 5:19 жена названа «ланью любимой и прекрасной серной». Когда героиня просит девушек поклясться дикими газелями и ланями, что они не станут будить любовь, пока сама любовь этого не захочет, то любовь здесь персонифицирована, речь идет почти что о самой богине любви. Тогда логично, что клясться нужно ее животными-спутниками, ее символами. Кроме того, в тексте есть еще игра слов, пропадающая в переводе. Цеваот «газели» омонимично эпитету Яхве (в русской передаче: Саваоф), означающему «воинства». Получается довольно смелая шутка. Тем самым подчеркивается, что речь идет о клятве кем-то божественным, но не национальным богом Яхве, а существами и символами, связанными с эротической сферой. «Лилию» в Песни песней следует понимать как водяную лилию, кувшинку. К числу видов кувшинки относится т. н. египетский лотос — белый и голубой, причем оба представлены не только в Египте, но и в Израиле (египетский лотос надо отличать от орехоносного, или индийского лотоса, который не принадлежит к кувшинкам). Отождествление евр. шошанна с египетским лотосом основано, во-первых, на этимологии. Во-вторых, оно подтверждается и контекстуально. Из Сир 50:8 видно, что шошанна означает цветок, растущий «у потоков воды». Согласно 3 Царств 7:19, 22, форму цветка шошанна имели капители колонн, а согласно 3 Царств 7:26 — бронзовый сосуд («море») в иерусалимском храме. Сосуды (рис. 8) и капители (рис. 9) на Древнем Востоке могли иметь форму лотоса. В древневосточном искусстве египетский лотос — символ жизни и возрождения (рис. 10, 25-28). Возрождающееся солнце изображается в виде младенца, сидящего на цветке лотоса (рис. 29-30). Древо жизни нередко изображается с цветками лотоса (рис. 36-37). Возможно, его символика объясняется тем, что цветки лотоса ночью прячутся под водой, а на заре появляются на поверхности. Таким образом, лотос мог ассоциироваться с солнцем, которое ежедневно возрождается, выплывая из подземного мрака. Лотос может изображаться как символический любовный подарок (рис. 26, 27).

http://texts.aquaviva.ru/cantique-des-ca...

Рис. 35 Но использовать при расщеплении транспортир неудобно. Проще удар по площадке наносить более-менее перпендикулярно, а необходимый разворот конуса обеспечить за счёт создания определённого угла сопряжения ударной площадки и фронта скалывания (рис. 36). Рис. 36 Такое сопряжение или искусственно создаётся на расщепляемом камне, или изыскивается. Вообще, первый удар по камню желательно наносить в том месте, где такое сопряжение уже создано природой. А все дальнейшие шаги в работе производить «от результатов» первого удара, который, как правило, должен создавать ударную площадку для последующих приложений импульса силы (рис. 37). Рис. 37 Предположим для простоты, что хорошая площадка на камне уже есть, и мы намереваемся именно от неё. Наносим первый удар и наблюдаем его результаты (рис. 38). Рис. 38 На упрощенной профильной схеме видно образование конусной трещины, отделение отщепа и форму фронта снятия, образовавшегося после удара. С этого момента процесс расщепления делается ещё более интересным, – на месте сопряжения «фронт –- площадка» образовался нависающий «карниз» (рис. 39). Рис. 39 Одним из первых гениальных прозрений человеческой мысли является понимание физики расщепления камня. Дело в том, что если этот «карниз» не удалять перед очередным ударом по камню, то никакого нормального расщепления не получится. Посмотрим на схему на рис. 40. Рис. 40 Хорошо видно, что если мы будем непрестанно наносить удары в край площадки, не удаляя карниза, то он будет постепенно увеличиваться в размерах. В итоге всё это приведёт не только к укорачиванию производимых снятий с фронта, но и к непомерному расходованию материала. Кроме того – все последующие отщепы будут и толще, и менее плоскими. А такие заготовки неудобны для производства из них орудий. В конце концов, карниз разрушится и испортит площадку. Камень можно будет выбросить. Его «объёмный потенциал» будет израсходован нерационально. Много с такого камня уже не сколешь. Если мы хотим получить с одного фронта не один, а много отщепов, причём сравнительно одинаковой формы, то нам придётся регулярно «править» сопряжение фронта и площадки (см. рис. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010