Христианские образы на денежных знаках: pro et contra Часть 5. Христианская символика на денежных знаках СССР и Российской Федерации Владимир Немыченков Часть 1. Общественная дискуссия в России Часть 2. Монеты Византии Часть 3. Сакральность христианского императора в нумизматике Часть 4. Христианская символика на монетах Древней Руси и дореволюционной России Рис. 1, а. Банкнота СССР достоинством 100 руб. 1947 г. с изображением храмов Московского Кремля с крестами на куполах      1. Денежные знаки Советского Союза В советский период изображения православных храмов Московского Кремля с малозаметными крестами на куполах впервые появились в 1947 году и только на банкнотах номиналом 100 рублей. Такой дизайн присутствует на этих билетах Госбанка СССР в выпусках 1947–1960 гг. (рис. 1, а). Рис. 1, б. Банкнота СССР достоинством 100 руб. 1961 г. с изображением храмов Московского Кремля с крестами на куполах      Похожий, но усеченный по ширине рисунок сохранился на сторублевых купюрах и после реформы 1961 года (рис. 1, б) (панорама Кремля была предельно сужена), когда кремлевские соборы появились дополнительно и на билетах Госбанка достоинством в 3 рубля (рис. 2). Рис. 2. Банкнота СССР 1961 г. достоинством 3 руб. с изображением храмов Московского Кремля с крестами на куполах      Храмы Московского Кремля были стыдливо спрятаны на фоне общей застройки и лишены крестов Но на монетах храмы впервые появились только в выпусках 1977 года (серебро) (рис. 3) и 1978 года (медно-никелевый сплав) (рис. 4), приуроченных к Московской олимпиаде 1980 года. При этом храмы Московского Кремля были стыдливо спрятаны на фоне общей застройки и лишены крестов, зато все башни увенчаны бросающимися в глаза звездами. Рис. 3. Реверс монеты 10 руб., 1977 г. (серебро)      Рис. 4. Реверс монеты 1 руб., 1978 г. (медно-никелевый сплав)      Полноценно православные храмы с крестами на куполах стали изображаться на советских монетах, начиная с 1988 года – года 1000-летия Крещения Руси. В духе «нового м ы шления» этот юбилей в стране некогда «победившего атеизма» решено было все же праздновать, а не отмечать усилением атеистической пропаганды. Вероятно, к юбилею была приурочена серия «1000-летие России», в которую вошли монеты с изображением двух древних православных храмов и памятника Крестителю Руси: монета «1000-летие Крещения Руси. Памятник князю Владимиру Святославичу» (платина, 1988 г.) (рис. 5), на которой изображен знаменитый дореволюционный монумент, установленный на киевских горах и увенчанный высоким крестом; «1000-летие древнерусского зодчества: Софийский собор, Великий Новгород , 1045 г.» (золото, 1988 г.) (рис. 6); «1000-летие древнерусского зодчества: Софийский собор, Киев , 1037 г.» (серебро, 1988 г.). Причем для Новгородской Софии был выбран такой ракурс (вид с юга), что кресты на куполах не видны.

http://pravoslavie.ru/155352.html

Появлению наиболее ранних нательных или как исследователи их называют крестов-тельников, по-видимому, предшествуют нашивные кресты (VI в.), семантический смысл которых продолжает идею нанесения креста на тело: древние христиане изображали малые кресты на теле и преимущественно на челе (см.: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С. 240). Об использовании миссионерами простых нательных крестов и энколпионов свидетельствует уже их наличие в дохристианских захоронениях. «Нередко эти предметы составляли часть женских украшений вместе с зубами животных, монетами и др. Возможно, носившие эти «драгоценности» женщины действительно верили в особую магическую силу предметов христианской символики» (Кузнецова A. М. Миссии латинской церкви: Опыт христианского Запада и Центральная и Юго-Восточная Европа на рубеже второго тысячелетия//Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 54) Рис. 2. Крест из Цебельды. VI b. Рис. 3. Крест из коллекции Dumbarton Oaks. VI b. Рис. 4. Крест из Константинополя. VI-VII века Рис. 5. Крест из Севастополиса. VI-VII века. Рис. 6. Крест из Смирны (Турция). VII в. Рис. 7. Крест из Лахны. VI-VII века. Наиболее ранние кресты-тельники известны в Европе и относят k VI-VIII векам. Это четырёхконечные кресты из металла или камня, которые тяготеют к модели «греческого креста», и имеют равновеликие по величине лопасти, а лицевая их сторона и средокрестие украшены циркульным орнаментом и иногда с окружной точкой в центре средокрестия (рис. 2, 3 и 4).  B VI-VII веках появляются кресты-тельники, у которых «центральным персонажем креста становится фигура распятого Спасителя». Яркими представителями таких изделий являются бронзовые кресты из Севастополиса (рис. 5) и из Смирны (рис. 6), всю поверхность которых занимает фигура распятого Иисуса (рис. 7). В дальнейшем появляются существенные дополнения через размещение в круглых пальметках креста, увенчивающих оконечности, ликов апостолов (рис. 8).  Похожими были и наиболее древние кресты-тельники у восточных славян, так называемые корсунские или корсунчики с простым геометрическим или растительным орнаментом (рис. 9), появившееся с принятием христианства в Х веке (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 86-91). Как правило, эти кресты повторяли образцы византийского, а иногда скандинавского происхождения. Они, в основном, служили знаком исповедания христианской веры, внося в знакомую славянам символику земли и жизни, солнца и света, новый христианский смысл (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 6).

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

Сердцевидные бляшки различных пропорций и с разным орнаментом встречаются часто на территории Восточной Европы: в Ярославском Поволжье С. 31. Рис. 17, 1; 19. С. 67. Рис. 39, 1], на памятниках салтовомаяцкой культуры С. 163. Рис. 44, 18. С. 165. Рис. 45, 7, 21] и в других местах Таб. XXX, 39; 22. С. 180. Рис. 139, 4]. В. А. Мальм, занимающаяся поясными и сбруйными украшениями, считает, что существовали единые центры по производству наременных и сбруйных украшений С. 68]. С. А. Плетнева уточняет эти центры: Сибирь, Заволжье, Крым, Северный Кавказ С. 161]. Накладка-подвеска литая (1,5 х 0,7 см), сегментовидная вверху и прямая снизу. По краю рельефный бортик, а на поверхности четко выделяется узор из кринов. В нижней части бляшки прорезь для подвешивания различных предметов (ножа, оселка и пр.). По сторонам прорези по три рельефных шарика. На обороте три шпенька с плоскими шайбочками для скрепления с ремнем (рис. 8, 3). Аналогичные или близкие по назначению и оформлению накладки из могильника Чми, Салтова датированы второй половиной VIII–IX вв. Рис. 13. Рис. 43; 20. С. 163. Рис. 44, 36–40]. Узор из кринов, подобный узору супрутской накладки, нанесен на бляшке с колечком из Поломского могильника того же времени (VIII–X вв.) Рис. 2, 16]. Бляшки с колечком (61 штук) округлые, литые по восковой модели в двусторонних формах (1,7 х 3,3 х 1,5 х 0,2 см) (рис. 8, 1). В ушко бляшки подвижно продето кольцо. По краю рельефный поясок из петелек и кружков с точкой в центре. На обороте три шпенька с шайбочками. С наружной стороны, в центре, рельефное изображение ревущего когтистого зверя, видимо, льва, с гривой на шее в виде выпуклого пояска, с длинным хвостом метелкой, пропущенным между ног, с округлым ухом, раскрытым ртом, с раздутыми ноздрями. Глаз выпуклый с вогнутым ободком. На шее зверя голова другого нападающего хищника неясных очертаний. Изображение зверя не на всех бляшках четкое, встречались бракованные экземпляры. В Салтовском могильнике найден наконечник боевого пояса, на лицевой стороне которого изображение фигурки льва, напоминающего супрутского С. 163. Рис. 44, 57]. Подобные бляшки попадали в Швецию и Финляндию, сообщает Т. Арне Taf. 95, 8; 15. Р. 163. Fig. 296]. Норманы очень любили пояса с наборными бляшками и пользовались разнообразными. Например, в норманской сопке на Волхове найдены камские поясные украшения IX в. С. 108].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7. Уровень нижней перекладины высота крепления нижней перекладины, то есть расстояние от нижней точки мачты до нижнего перекрестия или середины нижней перекладины, если крест имеет площадь (рис. 3). Угол наклона нижней перекладины – угол, под которым нижняя перекладина располагается по отношению к мачте, то есть угол скошенности «подножия» (рис. 3). 9. Высота Голгофы – прямая высота Голгофы от наиболее низкой точки мачты креста до наиболее низких точек Голгофы вне зависимости от количества её ступеней, уступов и т. п.; при неравной длине сторон предлагается брать среднее значение (рис. 4). 10. Ширина Голгофы – наибольшая ширина Голгофы (рис. 4). 11. Диагональ средокрестия – длина диагонали квадрата средокрестия (или прямоугольника при неравной ширине мачты и средней перекладины). Так как идеально ровные кресты встречаются нечасто, рекомендуется измерять длину обеих диагоналей (рис. 1). 12. Ширина мачты/ствола – ширина мачты ниже средокрестия (рис. 1); в случае, когда образующие края не являются параллельными, см. 12а и 12б. 12а. Наименьшая ширина ствола – наименьшая ширина ствола, измеряемая вне зависимости от расположения наиболее узкого участка (рис. 2). 12б. Наибольшая ширина ствола – наибольшая ширина ствола, измеряемая вне зависимости от расположения наиболее широкого участка (рис. 2). 13. Ширина верхней лопасти – ширина верхней лопасти при параллельных образующих (рис. 2). 13а. Наименьшая ширина верхней лопасти – наименьшая ширина верхней лопасти, измеряемая вне зависимости от расположения наиболее узкого участка. 13б. Наибольшая ширина верхней лопасти – наибольшая ширина верхней лопасти, измеряемая вне зависимости от расположения наиболее широкого участка. 14. Ширина лопастей средней перекладины – собственно ширина средней перекладины; при асимметрии и неровностях каждую лопасть следует измерять отдельно (рис. 2 и 6). 14а. Наименьшая ширина лопастей средней перекладины – наименьшая ширина средних лопастей, измеряемая вне зависимости от расположения наиболее узкого участка (рис. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

По меньшей мере c XV века кресты-тельники выполнялись, по-видимому, для богатых и как ювелирные украшения. Эта тенденция получает развитие в Европе, о чём свидетельствуют некоторые ювелирные украшения, изготовленные из золота и драгоценных камней, где крест являлся смысловой основой произведения. Так на одном из двух крестов, найденных в местечке Фишпул (Англия) и датируемых XV b. в круглом средокрестии вставлен полудрагоценный камень, а на втором всю площадь креста занимают вставки из камня тёмного цвета (рис. 31). Так же в качестве примера можно привести и крестовидную подвеску (рис. 32), некогда принадлежавшую герцогу Альбрехту V b XVI веке (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 124). Рис. 31. Кресты из клада в местечке Фишпул (Англия). XV b. Рис. 32. Крестовидная подвеска герцога Альбрехта V. XVI в. К концу XV, а особенно k XVII веку появляются нагрудные кресты восьмиконечной формы (рис. 33) или имеющие выступы на вертикальной балке, имитирующие элементы восьмиконечного креста (рис. 34). В дальнейшем восьмиконечный крест, имея на Руси самое широкое распространение, становится символом Русской Православной Церкви, при этом не умаляя значения четырёхконечного креста и креста с двумя перекладинами, которые также признаются образами Креста Христова. Он оказал влияние и на основную четырёхконечную форму нагрудного креста. (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 11). Рис. 33. Рис. 34. В XVII веке, в условиях общего духовного кризиса, как защита от влияния западного искусства и народных верований, складывается своеобразный символический язык русского православного нагрудного креста с отличающейся сложностью формы и декоративностью, и заменой иконографии символическими изображения и надписями (рис. 35, 36). Но не смотря на преобладание таких крестов в период XVII-XVIII веков они не вытеснили кресты с иконографическими изображениями, но в дальнейшем повлияли и на их стиль (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 19). А утверждение некоторых старообрядцев что «изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века)» ( http://starove.ru/obychai/krestik/ ) безосновательны и не подтверждается исследователями. «И старообрядцы, и никониане использовали (в XVIII – начале XIX вв.) в качестве тельников кресты, основные формы, иконографии и декор которых сложились b XVII в. ещё до раскола… Попытки интерпретировать какие-либо кресты как старообрядческие, т. е маркирующие принадлежность к старообрядческой ветви православной церкви некорректны, кроме, возможно, тех случаев, когда об этом свидетельствует вариант молитвы креста на обороте…» (Самигулов Г. Х. Еще раз о литых крестах-тельниках конца XVII-cep. XIX в. (к вопросу о старообрядческих крестах)//Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2008. С. 216-217). Рис. 35. Рис. 36.

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

Бусы. Одна из самых многочисленных категорий украшений, установить их точное количество не удалось. Сделаны из различного материала: сердолика, хрусталя, ластового стекла, янтаря, раковины каури, встречаются с позолочением. По форме они также разнообразны: многогранные, призматические, шарообразные, одночленные, многочленные, рубленый бисер (рис. 2, 2). Пуговицы. Бронзовые, литые, с большим, по сравнению с самой пуговицей, ушком (тип I по С. А. Плетневой) (рис. 2, 3) С. 107]. Детали поясного набора. В эту категорию входят поясные пряжки и фигурные бляшки. Находки данных предметов довольно многочисленны, известен поясной набор из 96 бляшек, найденный в составе клада в 1967 году 1) Бронзовые пряжки представлены двумя экземплярами: литая овальнорамчатая со щитком в виде прямоугольной рамки, меньшей по ширине, чем рабочая часть (тип III по С. А. Плетневой) и овальнорамчатая с пятиугольным гладким щитком (тип IV по С. А. Плетневой) (рис. 2, 4) С. 77]. 2) Фигурные бляшки из бронзы, одна с прорезью (рис. 2, 5) С. 77–78]. Бубенчик. Бронзовый с рельефными продольными насечками (типы I, IV по С. А. Плетневой) (рис. 2, 6) С. 107]. Перстень. Литой со вставкой (тип I по С. А. Плетневой) (рис. 2, 7) С. 107]. Браслет. Бронзовый из проволоки с круглым сечением с насечками на концах (тип II по С. А. Плетневой) (рис. 2, 8) С. 115]. 3 группа. Украшения, характерные для автохтонного населения Верхнего Поочья. В эту группу входят: Детали от женского головного убора. Бронзовые скобкообразные пластины с пунсонным орнаментом (рис. 3, 1). Шумящая бронзовая застежка. Найдена в единственном экземпляре (рис. 3, 2) Трапециевидные привески. Бронзовые с пунсонным орнаментом. Всего известно более десятка (рис. 3, 3) Цепочка с колокольчатой привеской 4 группа. Украшения, имеющие широкое распространение и не поддающиеся культурной интерпретации. Железные и бронзовые спиралеконечные подковообразые фибулы, железная тордированная гривна (по С. А. Изюмовой) С. 10] (рис. 4), серебряный перстень с орнаментом «волчий зуб»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1 .   Гипотеза общего устного источника Имеется ввиду гипотеза устного протоисточника (Гердера-Гизелера, конец XVIII – начало XIX в.), предполагающая наличие восходящей к апостольской катехезе устной традиции, быстро принявшей в результате постоянного повторения и заучивания одних и тех же повествований устойчивую форму, которую синоптики записали независимо друг от друга (см. рис. I) 383 . Рис. 1. У – устойчивый объем устной традиции. Стрелками здесь и далее обозначают направление литературной зависимости. 2 .    Гипотеза общего письменного источника В качестве письменного источника предполагалось некое утраченное арамейское протоевангелие (А), переведенное затем на греческий язык и использованное всеми синоптиками независимо друг от друга (гипотеза Лессинга, XVIII в., см. рис. 2) 384 . Рис. 2 3 . Гипотеза нескольких письменных источников В теориях этого типа в качестве таких источников назывались а) сами синоптические Евангелия: – евангелист Матфей писал первым, евангелист Марк использовал Мф (сократил его), а затем евангелист Лука писал опираясь на Мк (версия блаженного Августина , V в., см. рис. 3); Рис. 3 – евангелист Матфей писал первым, евангелист Лука использовал Мф, а евангелист Марк – Мф и Лк (гипотеза Грисбаха, XVIII в., содержащая отказ от «августиновской» идеи о сокращении евангелистом Марком Мф, см. рис. 4) 385 ; Рис.4 б) вспомогательные дополнительные источники: – евангелист Лука, а с ним и другие синоптики пользовались большим числом письменных сочинений, каждое из которых объединяло несколько фрагментов; эти сочинения были написаны для разноязычных раннехристианских общин, которые нуждались в сведениях о жизни и учении Господа Иисуса (теория фрагментов Шлейермахера, начало XIX в., см. рис. 5) 386 ; Рис. 5 (Q),(A),(B),(C) – документы, возникшие на первом этапе в различной среде. (Мф), (Лк), (Мк) – промежуточные варианты синоптических Евангелий, возникшие на втором этапе. Мф , Лк , Мк – окончательные редакции синоптических Евангелий. – евангелист Марк писал первым, евангелисты Матфей и Лука независимо друг от друга использовали Мк и некий утерянный источник Q, реконструируемый на основе Мф и Мк (гипотеза двух источников Гольцмана, XIX в., см. рис. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

После освобождения площадки кострища от останков и пепла замерили глубину прокаливания грунта. Для этого в одном углу яму углубили на 30 см (штык лопаты). При осмотре стенок образовавшегося углубления было отмечено спекание и потемнение цвета глины на глубину 0,15 м от дна ямы (Рис. 23). Температура в углублении на момент исследования была 72°С (Рис. 22). Рис. 22. Эксперимент 3. Замер глубины прокаливания грунта под кострищем. Эксперимент 4 Сожжение разделанной туши свежезабитого кабана в железной бочке с применением дров и керосина Разделка туши весом 71 кг заняла 20 минут. Сожжение выполнили в металлической бочке объёмом 200 литров, в стенках которой, в их нижней части, которой проделали отверстия для обеспечения притока воздуха. Внутрь бочки поместили 15 кг берёзовых дров и 21 кг древесного угля. Поверх топлива укладывали куски разделанной туши животного весом по 5 – 6 кг. Голову положили целиком , предварительно убедившись в отсутствии больных или повреждённых зубов. В итоге бочка оказалась наполненной «с верхом». Затем в бочку вылили 10 литров керосина и в 11:20 подожгли (Рис. 23). Рис. 23. Горение в бочке. Горение было вялым, с небольшим количеством пламени и большим – дыма, что свидетельствовало о недостатке воздуха (Рис. 24). Рис. 24. Горение в заполненной доверху бочке. По этой причине из бочки извлекли часть кусков туши, а также прорезали в ней дополнительные отверстия. Внесенные изменения улучшили процесс горения (Рис. 25). Рис. 25. Горение в бочке при укладке биоматериала небольшими порциями. С 13:00 до 14:00 с интервалом 20 минут извлечённые куски туши по одному добавляли в бочку. В процессе горения в бочку отдельными порциями по 2 литра добавили 10 литров керосина. Общее количество использованного керосина 20 литров. В ходе горения температура в бочке, измеренная пирометром, составляла от 846 до 871°С. Горение пламенем в бочке прекратилось в 18:00. Общее время горения составило 6 часов 40 минут, с подготовкой – 7 часов. При визуальном осмотре было установлено наличие в бочке фрагментов костей белого цвета размерами до нескольких сантиметров. Среди сохранившихся фрагментов определялись части диафизов длинных трубчатых костей, фрагменты рёбер, части позвонков, а также плоских костей (Рис. 26).

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/12/...

Вот рисунки 1-й ступени: Рис. 32. Первые три рисунка схематически рисуют лошадь, последний птицу. Вот последовательно рисунки III, IV и V- й ступени: Рис. 33. Рис. 34. Рис. 35. В рисовании цветов, растений наблюдаются те же ступени. Вот рисунки цветка на I- й ступени:   Рис. 36. Рис. 37.   Рис 40. рис. 41. В рисовании дерева вот примеры 1-й ступени: Вот последовательно рисунки II, III и IV-й ступени: Вот цифры, касающиеся изображения лошади:               Классы Мальчики Девочки Число учеников Число учениц Ступень Ступень Приведем еще таблицы, касающиеся рисования цветка:                   Классы Мальчики Девочки Число учеников Число учениц Каракули Ступень Каракули Ступень III uлu IV III uлu IV И в этих двух таблицах ясно выступает медленный темп художественного развития, запаздывание девочек сравнительно с мальчиками. В последнее время стали много заниматься сближением между детскими рисунками и рисунками у диких народов. Вопрос этот очень любопытен с разных точек зрения. Несомненно, здесь могут быть указаны любопытные параллели; не входя в них 10 , остановлюсь несколько на сравнении рисунков наших детей и детей примитивных народов. Рисунки детей эскимосов (см.  рис. 47) очень далеки от схем наших детей: 10  См. по этому вопросу: В u h 1 е г — Die geistige Entwickelung. § 25; Kerschen-steiner. Op. cit.; Levinstein — Kinderzeichnungen bis mm 14 Lebensjahre mit Parallelen aus der Urgeschichte, Kulturgeschichte und Volkerkunde; W и п d t — Volker-psychologie. B. Ill; Kretschmar — Kinderkunst bei den Volkern niederer Kultur; Verworn — Kinderkunst und Urgeschichte. Verworn — Ideoplastische Kunst. Рис. 47. Г-жа Майтланд, собиравшая эти рисунки, пришла к выводу, что можно провести полное сближение рисунков эскимосских детей и наших детей, но Бюлер справедливо замечает, что на основании таблиц, приведенных Левинштейном, этот вывод не может быть принят. Очень интересную коллекцию рисунков негритянских детей собрал Кречмар, а также Франке в своей книге — Die geistige Entwickelung der Negerkinder (1915): эти рисунки совершенно аналогичны рисункам наших детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=997...

На миниатюрах: (рис. 114) фантастическое же представление Ада в виде чудовищного животного, со связанным сатаною посредине, и с Адамом и Еввою по обе стороны. Все вместе ласкает взор, как Помпеянская арабеска. К Пс. 4 . (рис. 115) Три 112. Миниатюра из старопечатной Псалтыри 1633 г. 113. Из Псалтыри 1633 г. Отрока в пещи, вполне согласно с изображениями на лучших миниатюрах древнейшего Византийского стиля. К 7-й песне св. Отроков. (рис. 116) Авраам, Исаак и Иаков восседают на лавице, с душами праведных в лоне и позади их, тоже согласно с древнейшими представлениями. К Пс. 22 . (рис. 117) Враги ведут в плен пленников. Идущий напоминает Татарина, но в идеализированном костюме. К Пс. 77 . 114–117. Из Псалтыри 1633 г. Далее, (рис. 118), а) Давид, попирающий врагов. К Пс. 17 . Иконописной симметрии придано здесь некоторое изящество, как это можно видеть из сравнения с изображением того же предмета, приложенным из рукописи 1485 г. в статье о Визанийской и древнерусской Символике. б) (рис. 119) Замечательна по своему 118–120. Изъ Псалтыри 1633 г. изяществу группа низвергаемых ангелом в пропасть. К Пс. 72 . в) (рис. 120). Миниатюра, к Пс. 9 , с ангелом хранителем вверху, с двумя фигурами внизу, которых наущают бесенята, и со зданием в середине, из которого бесы тянут людей крюками, по своей смелости и изяществу ясно свидетельствует о влиянии западном на иллюминатора, украшавшего миниатюрами Псалтырь 1633 г. На рис. 121, для сравнения с миниатюрой под лит. в, на 2-м листе, прилагается подобное же изображение из видения Феодоры по рукописному житию Василия Нового XVII, в библиотеке г. Забелина, в 4-ку. Ангел приносит душу Феодоры к самому Аврааму. На рис. 122, для сравнения с миниатюрой под лит. г, на 2-м листе, прилагается подобная же сцена пленения, из рукописного Сборника XVII в., принадлежащего мне, в 4-ку. На рис. 123, для сравнения с этими обеими миниатюрами предлагается изображение того, как «Христиане начаша дань даяти поганым Татарам» из Жития Евфросинии Суздальской, по рук. XVIII в. в лист, в библиотеке графа Уварова, 106 (Царск. 95), лист 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010