Многие питомцы Академии, ознаменовавши свою деятельность священными изображениями, составили следующий, третий период русской церковной живописи. Таковы русские художники: Боровиковский (1758 – 1826) (рис. 94, л. 22), Шебуев (1777 – 1853) (рис. 213, л. 52 и 218, л. 54), Егоров (1776 – 1851), Басин (1793 – 1877) (рис. 189, л. 45), К. Брюллов (1799 – 1852) (рис. 182, л. 43 и 202, л. 49), Ф. Бруни (1800 – 1875) (рис. 199 и 201, л. 47 и 48) и многие др. Общие черты их художественной деятельности – тщательность отделки, задушевность тонов и стремление к реализму – сближают их с главными художниками итальянцами. Поэтому в тех исторических храмах, построенных в начале XIX в. как, напр. в С.-Петербурге Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский и Смольный соборы, в росписи которых наиболее потрудились художники-академисты, живопись носит облик итальянской живописи. По характеру образования главных исполнителей этой живописи, она носит название «академической». Немалое значение в истории церковно-религиозной живописи в России имела личность и жизнь известного художника, друга писателя Н. В. Гоголя, Александра Иванова (1806 – 1856). Чутко относившийся вообще к религиозным вопросам, мучительно стремившийся к художественному изображению высших идеалов, этот художник в течение почти 30 лет работал над собиранием материалов и составлением предварительных рисунков (или этюдов), относящихся к земной жизни Иисуса Христа. В результате появилась знаменитая картина его: «Явление Христа» своевременно и теперь производящая сильное впечатление. Хотя Иванов не оставил церковно-храмовых изображений, но своим примером он побудил многих из последующих художников глубже и вдумчивее относиться к священным сюжетам, не забывая однако же жизненных основ, благоговейных форм и правильных технических приемов для художественного творчества. И действительно, во второй половине XIX века образовалось то направление русского иконографического искусства, которое, оставаясь верным византизму и исторической действительности, вместе с тем остается верным законам художественной перспективы и законам анатомии человеческого тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очевидно, позже остальных появилась в этом ряду ведущих культовых сооружений одноапсидная базилика 1935 г. на северном берегу (32,8 х 18,5 м), которая, судя по находкам капителей и колонн двух основных размеров, имела над боковыми нефами обычно свойственный соответствующим памятникам Греции и эгейского ареала второй этаж-галерею второго уровня (хоры, гинекей) (рис. 201–202) 181 . В пользу этого предположения говорит толщина и прочность фундаментов стен и стилобатов, сложенных на растворе извести. Этот раствор получали в ямах, засыпь которых содержала любопытный материал. Всего рядом с базиликой 1935 г. и базиликой 1932 г. в ходе раскопок было открыто шесть таких больших ям и одна известково-обжигательная печь. Когда надобность в этих сооружениях отпала, их завалили кухонными отбросами, мусором, среди которого были обломки амфор, светильники VI в., монеты IV–V вв., Юстиниана I. На основании этого Г. Д. Белов пришел к заключению, что наиболее поздние из здешних известковых ям перестали действовать в третьей четверти VI в. 182 . Рис. 203. Отверстие для вложения мощей под престолом базилики 1935 г. (по Г. Д. Белову) Поскольку печи для обжига извести, как правило, забрасывали после окончания строительства, вывод очевиден 183 . Однако датировку этого культового памятника, выстроенного на месте более раннего храма с пятигранной апсидой, позволяет уточнить то обстоятельство, что в цистерне «Ж» 74), снивелированной одновременно со строительством нового храма, кроме керамических находок VI– начала VII, оказались найдены монеты Маврикия Тиверия (582–602) и Константа II (641–668) 184 . Фрагменты амфор этого же времени и херсонские монеты Маврикия оказались в слое, в который был глубоко впущен фундамент новой базилики 185 . Рис. 204. Купель баптистерия при базилике 1935 г. (по Г. Д. Белову ) Обращает внимания сходство рисунков напольной мозаики в постройках примерно того же времени. Пересекающиеся круги, обрамленные бордюром с венком из лозы с листьями, имеются в южном нефе базилики 1935 г., а также в южном нефе Западной базилики в базилике 1932 г., «базилике на холме» в нартексе «базилики в базилике» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

лл. 190, 204 об., 209 и 253, в снимках 14, 15, 17 и 22; в заставке на л. 168 (рис. 203, в снимке 12, колокольчики заменены рядами трилистника; сверх того, на лл. 209 200. Заставка, л. 232 201. Заставка, л. 247 и 253, в снимках 17 и22, встречаются колокольчики и чашки с шишками, о которых подробнее скажу сейчас. Особенно грациозно рисуется сказанный колокольчик на белом фоне бумаги, когда он, как подвеска серьги, свешивается вниз на своем стебельке, выходящем из загибающейся вниз лиственной чашки, как например (рис. 204) вверху с левого угла заставки на л. 204 об., в снимке 15. Кроме того, допущены ветки и листья, а также и та характеристическая шишка, поднимающаяся из лиственной чашки, которая потом принята была и в орнаментации наших старопечатных книг 111 . В Троицкой рукописи она введена, как показано, и внутрь заставки, а также помещается и снаружи, наряду с другими формами, каковы цветок, лист, завиток и ветка, – и именно в выступах по краям заставки, ведущих свое начало от орнаментации византийской. В своем развитии эта фигура шишки представляет в нашей рукописи следующие видоизменения. Во-первых, она является в стилизованной форме, геометрические очертания которой удаляют ее от натуры, как на лл. 6, 26об., 200, 223 (см. выше, рис. 195–198), 239, 247 (см. выше, рис. 201), 250 и 273, в снимках 5, 8, 24, 19, 25, 26 и 27; во-вторых, согласно общепринятому стилю, уже в натуральном виде чашки из листвы с выходящей изнутри шишкой, которая покрыта или штрихами, или решеткой, как на лл. 188, 196 и 232 (см. выше, рис. 200 и 202), в снимках 13, 24 и 25; и, наконец, вместо более или менее стилизованной шишки, из такой же лиственной чашки выходит пирамидкой кучка ягод, может быть, слабое подобие виноградной кисти, напоминающее очень сходный с этим рисунок в раскрашенном орнаменте Гуттенберговой Библии по Майнцкому изданию 1455 года 112 . Такая именно фигура помещена (рис. 205) в Троицкой рукописи на л. 211, в снимке 18, в одном из семи выступов заставки, идущем от середины левой рамки; что же касается до прочих шести выступов, то они предлагают ряд вариаций той же вышесказанной шишки. 202. Заставка, л. 188 203. Заставка, л. 168 204. Заставка, л. 204 об

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

193 Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес (XII – XIVbb.). М.-Л., 1950 (МИА.Вып. 17). С. 35. Рис. 2в; Белов Г. Д., Якобсон А. Л. Квартал XVII(packonku 1940 г.)//Материалы по археологии юго-западного Крыма (Херсонес, Мангуп). М.-Л., 1953 (МИА. Вып. 34). С. 147. Рис. 30; Корзухина Г. Ф. О памятниках «корсунского дела» на Руси: (По материалам литья)//Византийский временник. Т. XIV. М., 1958. С. 135–136. Табл. IV:1; Византийский Херсон. Каталог выставки. М., 1991. С. 148–149. Кат. 156. 194 Стерлигова И. А. Киотный крест из Херсонесского музея и русские меднолитые киотные кресты XII–XIVbb.//Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуции. Сборник статей. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1. С. 4–19. 195 Пескова А. А. Херсонесский киотный крест и его место среди синхронных памятников древнерусской культовой пластики//Церковная археология. Вып. 4. СПб., 1998. С. 238–252. 196 Пуцко В. Г. Бронзовый киотный крест из Херсонеса (Византийско-киевская металлопластика начала XIII в.)//Византийский временник. Т. 58. М., 1999. С. 165–171. 197 Пуцко В. Г. Художественное ремесло Киева начала XIII века (по данным археологических находок)//Проблемы славянской археологии (Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т. 1). М., 1997. С. 321–323; он же. Киевское художественное ремесло начала XIII в. Индивидуальные манеры мастеров//Byzantinoslavica. T. LIX. Prague, 1998.C. 315–317. Табл. VI–VII. 198 Фронджуло М. А. Раскопки в Судаке//Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. Киев, 1974. С. 144–145. Рис. 8. 200 Пескова А. А. Херсонесский киотный крест и его место среди синхронных памятников древнерусской культовой пластики. С. 238. Рис. 2, 3. 201 Пуцко В. Киевская сюжетная пластика малых форм (XI–XIIIbb.)//Зборник посветен на Бошко Бабик. Прилеп, 1986. С. 174–177. 202 См.: Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья (Раннеславянский и древнерусский периоды). Киев, 1990. С. 190–191. Рис. 23; Пекарская Л. В., Пуцко В. Г. Византийская мелкая пластика из археологических находок на Украине//Южная Русь и Византия. Киев, 1991. С. 136–137. Рис. 8–12.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Лит.: Уварова П. С. Христ. памятники//МАК. 1894. Т. 4. Табл. VII-VIII; Айналов Д. В. Нек-рые христ. памятники Кавказа//Археол. известия и заметки. М., 1895. Т. 3. Вып. 7-8. С. 233-243; он же. То же. М., 1895. С. 7; Чубинашвили Г. Н. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948. С. 31, 32. Рис. 7. Табл. 37; он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 187; Panofsky E. Dürer " s St. Eustace//Record of the Art Museum. Princeton (N. Y.), 1950. Vol. 9. N 1. P. 8. Fig. 5; Искусство Византии в собр. СССР. М., 1977. Т. 2. 126; LCI. Bd. 6. Sp. 194-199; Гомелаури И. Г. Архитектура Эртацминдского храма//XVIII науч. сессия Ин-та истории груз. искусства. Тбилиси, 1962. С. 12-13 (на рус. и груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 62-69. Рис. 2, 3; Шервашидзе Л. А. Цкелари (Ацкар)//Мат-лы по археологии Абхазии. Тбилиси, 1967. С. 45-46. Рис. 3-4; он же. Средневек. монументальная живопись в Абхазии. Тбилиси, 1980. С. 202-205; Chatzidakis-Bacharas T. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athènes, 1982. P. 74-81; Coumoussi A. Une representation rare de la vision de St. Eustache dans une église greque du XIII siècle//Cah. Arch. 1985. Vol. 33. P. 51-60. Fig. 1; Velmans T. L " église de Zenobani et le thème de la Vision de St. Eustache en Géorgie//Cah. Arch. 1985. Vol. 33. Р. 19-49. Fig. 12-18; Golden Light: Masterpieces of the Art of the Icon. Ghent, 1988. P. 156. Fig. 136; Аладашвили Н., Вольская А. Фасадные росписи Верхней Сванети//Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 8. С. 94-121; Connor С. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton (N. Y.), 1991. P. 15; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 15, 23, 31, 37, 86, 113, 187, 219; Thierry N. Le culte de Cerf en Anatolie et la Vision de St. Eusmache//Monuments et memoires. P., 1991. Vol. 72. P. 33-100; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era: A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Сат. 79, 80. P. 133-134; Мачабели К. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998. С. 78-87; Ивакин Г. Ю., Пуцко В. Г. Киевский каменный рельеф с изображением Е. П.//Рос. Арх. 2000. 4. С. 160-168; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. 109; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 199-206; Тахнаева П. И. Христ. культура средневек. Аварии (VII-XVI вв.) в контексте реконструкции полит. истории. Махачкала, 2004.

http://pravenc.ru/text/187479.html

А. Раннесредневековые храмы западной части Херсонеса//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 339–340; Завадская И. А. Хронология памятников... – С. 83; Завадская И. А. О происхождении христианской архитектуры ранневизантийского Херсонеса//МАИЭТ. – 2001. – Вып. 8. – С. 271–272; ср.: Кутайсов В., Юрочкин В. Бассейн римского времени в юго-западном районе Херсонеса//Византия и Крым: Тезисы докл. междунар. конф. – Симферополь, 1997. – С. 55 (о датировке печи); Ранневизантийские сакральные постройки Херсонеса Таврического. – Познань, 2004. – С. 51. 361 Сазанов A.B. Амфорный комплекс первой четверти VII в. н.э. из Северо-Восточного района Херсонеса//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 67; Сазанов A.B. Города и поселения Северного Причерноморья ранневизантийского времени: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук/МГУ. – М., 1999. – С. 20, 35, табл. 11; Сазанов A.B. К вопросу о времени сооружения четырехапсидного храма Херсонеса//X. сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 202–210. Это заключение подтверждается исследованием фрагментов краснолаковых блюд со штампами в виде пальметт, птицы, креста с подвесками, извлеченных из субстукции под северной апсидой храма, и стеклянных находок из того же комплекса (ГолофастА.А. Штампы V–VII вв. на посуде группы «Фокейской краснолаковой» из раскопок Херсонесского городища//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 139, рис. 1,7; С. 155, 63, рис. 4,7; С. 166, рис. 7,13; Голофаст А.А. Стекло ранневизантийского Херсонеса//МАИЭТ. – 2001. – Вып. 8. – С. 109, комплекс 7). Анализ находок из слоев 4–6 , проделанный В.Ю. Юрочкиным и A.B. Джановым, тоже позволяет заключить, что, вопреки мнению авторов, пытающихся сдвинуть датировку в сторону V столетия, большая часть обнаруженного, в том числе поэднеримские монеты IV в., монета Феодосия II и монета Анастасия I, бытовала на протяжении VI в. см.: Юрочкин В. Ю., Джанов А. В. Церковная история Херсонеса V в. – С. 59–62). 363 Сорочан С.Б. Где находился херсонесский храм св. Петра?//Херсонес Таврический: У истоков мировых религий: Материалы науч. конф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– M., 1986. – С. 134). 163 Фразу можно понимать двояко: либо херсонесские христиане, находившиеся в сложных отношениях с языческим большинством, были изгнаны из города и поэтому оказались вне его стен (ехо tes poleos), либо члены небольшой местной паройкии – общины «верных» специально вышли встречать посланцев императора, что представ- ляется более вероятным (ср.: Глушак A. C., Наумова H. В. Христианство в Херсонесе и на Боспоре. – С. 85). Следует заметить, что в любом случае источник недвусмысленно указывает на присутствие христиан в Херсоне уже до Капитона. 166 ...дав мир народу – kai eirenen dous to lao. Этим, как правило, завершалась обедня, после чего священник благословлял народ, который, целуя крест, расходился (ср.: Мень А. Православное богослужение. Слово. Таинство. Образ. – М., 1991. – С. 50). 168 ...две печи, разожженные для выделки извести для нашего храма – kaminoi duo pros asbestou poiesin anaphtheisai tou emeteron naou. Очевидно, херсонеситы собира лись обновлять языческий храм, поскольку, если учесть прибытие Капитона из Константинополя не раньше 10 марта – открытия навигационного сезона, приближался знаменательный для горожан праздник Партений, справлявшийся в марте-апреле и посвященный главной патронессе города – высокочтимой богине Деве. В этом нельзя усматривать некое отставание херсонеситов от общего положения, их затянувшееся отклонение от процессов, шедших в Империи, ибо в Риме до конца IV в. тоже еще приносили жертвы языческим богам (Буасье Г. Падение язычества. Исследование последствий религиозной борьбы на Западе в IV в. – СПб., 1892. – С. 411–414; Trombley F. R. Hellenic Religion and Christianization C.370–529. – Leiden; New York; Koln, 1993. – Vol. 1. – P. 10–34). Упомянутые в тексте Жития две печи (kaminoi duo) позднее обрели свое место на карте святых реликвий Херсона и над ними был сооружено мемориальное купольное здание которое, судя по находкам в засыпи под его полом и в субструкции под северной апсидой, уже существовало к третьей четверти – концу VI в. (Сазанов А. В. Амфорный комплекс первой четверти VII в. н.э. из Северо-Восточного района Херсонеса//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 67; Сазанов А. В. Города и поселения Северного Причерноморья раневизантийского времени: Автореф. д и с .... докт ист. наук/МГУ. – М., 1999. – С. 20,35, табл. 11; Голофаст Л. А. Стекло ранневизантийского Херсонеса//МАИЭТ. – 2001. – Вып. 8. – С. 109, комплекс 7; Голофаст Л. А. Штампы V–VII вв. на посуде группы «Фокейской краснолаковой» из раскопок Херсонесского городища//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 139, рис.1,7; с. 155, N63–64, рис.4, 7–8; с.166, рис. 7,13; Сазанов А. В. К вопросу о времени сооружения четырехапсидного храма Херсонеса//X. сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 202–210; ср.: Юрочкин В. Ю., Джанов А. В. Церковная история... – С. 59–62)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При дин. Шан (1783–1134 г. до P. X.) определяются десять преступлений, имеющих основание в нравах своего времени, таковы: страсти к песням и играм с пьянством (волшебные нравы), – к любостяжанию, распутству, разгулу и охоте (развратные нравы), презрение к словам святого, сопротивление советам искренним, удаление от добрых людей и опытных (революционные правы). При дин. Чжоу (1134–258 до P. X.), законы делятся на 5 родов: – земледельческие, военные, гражданские договорные, о чиновниках, о наказаниях. Замечателен обычай сидения на камне преступника в оковах известное время и потом отдача в работы. Казни убийц – сжигание, изрезание на мелкие куски, прочих преступников – клеймение, ослепление, рабство; малолетние, старики, безумные – освобождались. При Му-ване (1001–946 г. до P. X.) развивается принцип штрафования, сверх казни и других наказаний. В период уделов, составляется уголовное уложение в 6 главах – «Фа-цзин», к нему присоединяется после министром Сяо-хэ еще 3 статьи, и все уложение о 9 гл. называется »Цзю-фа». При дин. Цинь (246–202 г. до P. X.), при соединении в одно целое множества разрозненных дотоле владений и борьбе власти с произволом и упорством многих личностей, наказания чрезвычайно жестоки, (сверлят голову, вырывают ребра, варят в котле). При дин. Хань (202 г. до P. X. и по 9 г. по P. X.), Гао-ди смягчает жестокость прежних наказаний, дает три закона новых о преступниках, и импер. Вэнь-ди (179–157 г. до P. X.) заменяет клеймение обритием головы и надеванием на неё железного обруча, другие обязаны толочь для горожан рис, иным даются только палочные удары вместо урезывания носа. К сожалению, смягчение наказаний повело к увеличению преступлений, что доказывается насилием, кровопролитием и необузданным произволом китайцев в сие время, стоявших невысоко в понятиях о нравственном долге. При воинственном императоре У-ди, составлено уложение о наказаниях – «Люй-лин» в строгом духе, с привлечением к ответственности лиц, знавших о преступлении и укрывавших, зато старикам 80-летнего возраста отменяется вовсе самое наказание, за исключением случаев клеветы, убийства и нанесения ран.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

1607 К примеру, прямоугольное углубление (0,42 х 0,37 х 0,06 м) для установки надгробной плиты было вырублено над ранневизантийским склепом с нишами-аркосолиями «справа в верхней части скалы» (Косцюшко-Валюжинич К. К. Извлечение из отчета о раскопках... в 1906 году. – С. 51). 1609 Юргевич В. Эллинские и латинские надписи, найденные в Херсонесе//ЗООИД. – 1879. – Т. 11. – С. 8, IV. 1613 Feissel D. Recueil des Inscriptions chretiennes de Macedoine du Ille au Vie s. – Paris, 1983. – P. 149, 173; Беляев Л. A. Христианские древности. – C. 284; ср.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – Харьков, 1998. – С. 385, 397, 402. 1614 Corpus juris civilis. – Berolini, 1908. – Vol. 1: Digesta/Rec. Th. Mommsen. Retractavit P. Krueger. – 1 .16. 202 (как exempli gratia); Peira i.e. Practica ex actis Eustathii Romani ex ed. C.E. Zaxharia von Lingenthal//Zepos I.D., Zepos P. I. Jus graecoromanum. – Aalen, 1962. – Vol. 4. – P. 169 (XLI. 11). 1616 La Vie et ouevres de notre pere parmi les saints Philarete le Misericordieux/Ed. M.-H Fourmy, M. Leroy//Byzantion. – 1934. – T.9. – P. 151–155. 1617 Ср.: Якобсон A. Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики//МИА. – 1970. – – С. 133–146; рис. 89; Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – С. 197–200, рис. 82; Чхаидзе В. Н. Средневековые погребения в каменных ящиках на Таманском полуострове//Средневековая археология евразийских степей. Сб. статей к юбилею проф. С. А. Плетнёвой. – М.; Йошкар-Ола, 2006. – С. 53–86. 1618 Ср.: Засецкая И. П. Относительная хронология склепов позднеантичного и раннесредневекового Боспорского некрополя. – С. 102. 1619 Зубарь В. М. Некрополь Херсонеса Таврического I–IV вв. н.э. – К., 1982. – С. 39. Такого же рода положение погребеннных с руками, скрещенными на груди или плечах, наблюдается в плитовых, грунтовых и комбинированных христиансих могилах сугдейского некрополя не ранее второй половины VIII в. (Майко В. В. Плитовые некрополи средневековой Сугдеи VIII–IX вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 201).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

199.  Винклер Г. Вавилон, его история и культура/Пер. с нем. — СПб., 1913. — 171 с. 200.  Вулли Л. Ур Халдеев/Пер. с англ. — М., 1963. — 255 с. 201.  Дандамев И. М. Храм и государство в поздней Вавилонии//ВДИ. 17–39. 202.  Дьяконов И. М. Развитие земельных отношений в Ассирии, — Л., 1949. — 152 с. 203.  Его же. К вопросу о судьбе пленных в Ассирии и Урарту//ВДИ. 1:с. 90–100. 204.  Его же. Этнос и социальное явление в Ассирии //Советское востоковедение. 6:с. 43–56. 205.  Иеремиас Ф. Семитические народы Передней Азии/Пер. с нем.//Шантепи де ла Сосей. История религии: т. 1. — СПб., 1913:с. 193–269. 206. Исторический взгляд на ветхозаветные пророчества о Ниневии//ХЧ. — 1832:т. 47:с. 252–289. 207.  Клима И. Общество и культура древнего Двуречья/Пер. с чешек. — Прага, 1967. — 274 с. 208.  Масперо Г. Ассирия/Пер. с франц. — М., 1913. — 295 с. 209.  Мейер Э. История ассиро-вавилонской литературы//Всемирная история литературы под ред. В. Корша, t.i, с. 236–255. 210.  Мережковский Д. С. Тайна трех, Египет и Вавилон. — Прага, 1925. — 364 с. 211.  Никольский М. В. Саргон, царь ассирийский. — М., 1881. — 73 с. 212.  Никольский Н.М. Древний Вавилон. — М., 1913. — 434+6 с. 213.  Никольский Н. М. Культура древней Вавилонии. — Минск, 1959. — 183 с. 214.  Рагозина О. История Ассирии. — СПб., 1902. — XVI-)-500 с. 215.  Флиттнер Н. Искусство и культура древнего Двуречья. — М., 1964. — 297 с. 8. Атласы. 216. Атлас по истории древнего мира, сост. А. Г. Бокщанина. под ред. А. В. Мишулина. — М., 1952. — 20 лист. карт. 217. Атлас по истории культуры и искусства Древнего Востока, под ред. Я. М. Лурия. — Л., 1940. — 104с. 218.  Березкин Д. Д. Библейский атлас. — СПб., 1911. — 12+ 14+19-J-17 лист. илл.+15 карт. 219.  Гунгер И., Ламер Г. Культура Древнего Востока в картинах/Пер. с нем. — М., 1913. — 68 с+198 рис. 220.  Дьяков В. И., Абрамович А. Н. Древний мир в иллюстрациях. — М., 1961. — 265 с. 221.  Матье М., Афанасьев В. К., Дьяконов И. М. Искусство Древнего Востока. — М., 1968. — 96+XXVII C.+320 рис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010