Образ пожертвован обители в 1994 г. С этого времени зафиксировано обновление иконы. К сер. лета 2000 г. очистились лики Спасителя и Богоматери, стала видна корона на голове Царицы Небесной, правая рука Младенца и Его ножки, опирающиеся на правую руку Богородицы, выявились цвета одежд. Летом 2001 г. стало возможно идентифицировать иконографию образа. Сестрами обители составлен акафист этой иконе на основе акафиста Божией Матери Избавительнице. Другие иконы «И. от б. с.» Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». Нач. XIX в. (собор Богоявления мон-ря во имя свт. Николая, Арзамас) Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». Нач. XIX в. (собор Богоявления мон-ря во имя свт. Николая, Арзамас) Поясной образ Богоматери в короне, в распахнутом мафории, с Младенцем на левой руке, с подписью: «От бед страждущих» приведен в кн.: Изображения Богоматери/Изд.: С. Т. Большаков; ред.: А. И. Успенский. М., 1992. С. 8. На нем Богоматерь представлена с поднесенной к груди правой рукой, Богомладенец касается правой ручкой не шеи Матери, но чуть ниже, Его головка обращена в сторону предстоящих. По прориси известен иконный образ «Обет страждущих» из собрания Г. Д. Филимонова (в нач. XX в. хранился в ОЛДП: Кондаков. 1999р. С. 78. Рис. 67): Младенец, сидящий на правой руке Богоматери, приник к Ее плечу, касаясь челом щеки; Его левая рука поднесена к вороту платья Матери, правая сжимает свиток (тип «Умиление»), что сближает этот образ с изводом «Богоматерь Почаевская». Н. П. Кондаков соотносил подобный вариант изображений Богоматери и Младенца с произведениям итал. мастеров XIV в. (умбрийской и сиенской школы) и иконами итало-критской школы XIV-XV вв., к-рые в XV в. стали известны на Руси и послужили основой для возникновения изводов мн. чудотворных икон Богоматери, в т. ч. «И. от б. с.» и Почаевской иконы Божией Матери. (Там же. С. 75-79, 201-202). Икона «И. от б. с.». иногда встречается с изображениями святых на полях, являясь, вероятно, личным моленным образом (икона невьянской школы, XIX в., Областной краеведческий музей, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/293830.html

В том же отношении любопытна Сучавская чудотворная икона Б. М. (прекрасный список иконы в «Материалах» Η. П. Лихачева, рис. 202), явившаяся, согласно подписи на иконе, «во граде Сучаве земли Молдавской при патриархе Иеремии» (вероятно, Иеремия I-й, 1520–23, 1523–1537 и 1537–1545). Сучавская икона представляет св. семейство по итальянской композиции; за большим троном Б. М. стоят «Праведный Иосиф Обручник Мариин» с процветшим жезлом (посоха, которого верхняя часть расцвела) и ангел, держащий чашу; в стороне надпись: «Просих у Отца, да мимо идет чаша сия». Б. М. представлена в пышной мантии, с пестрыми, вытканными золотыми флеронами и разводами. Поверх столь же богатый плат покрывает голову и спускается на плечи; правою рукою Б. М. поддерживает у себя на коленах большую сферу, усеянную звездами; в левой руке она держит жезл, оканчивающийся маленьким крестом – в воспоминание о том большом кресте, который представлен в руках Б. М. на некоторых римских иконах, но здесь является скипетром. Младенец, крайне неудачно изображенный сидящим у нее на руках (на самом деле рука Б. М. только касается Его, держа скипетр), представлен обнаженным и только препоясанным. Любопытное подчинение Буковинского иконописца западному оригиналу. Возможно, однако, что в итальянском оригинале были только те же самые фигуры, но не было ни аттрибутов, ни той символизации догматического характера, которую здесь находим. Так, конечно, в итальянском оригинале могло не быть черепа и змеи, которым надпись внизу дает следующее объяснение: «Дьявола и змия победив силою креста»; появление такой символизации можно объяснить монашеским измышлением. Мы так часто указывали уже на громадное археологическое значение Молдо-Валахии в вопросе изучения нашей иконописи со второй половины XV века и в последующие века, что, для краткости, позволяем себе сослаться вообще на литературу вопроса и прежние указания. Связи русской иконописи и особенно наших лицевых рукописен в XVI веке с молдовлахийскими слишком известны для того, чтобы о них нужно было еще говорить в общем обзоре. Кратко говоря, мы знаем в XVI веке своего рода возрождение византийской миниатюры. Иное дело – исследование источников и начал этого возрождения – оно пока требует исследования, но есть данные, решительно удостоверяющие, между прочим, тесные связи иконописи с Венецией 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

святцы музея С.-Петерб. Дух. Акад.). Возле Иисуса Христа обычно апостолы. Гелатское Евангелие, л. 36 об., 43, 114, 122 (слепец сидит на возвышении при дороге, по которой идет Иисус Христос с апостолами) 1628 , 202. Лаврентиевское Евангелие, л. 18 об., 72 об., 78 об., 148 об. Афонопантелеймоновское Евангелие 2, л. 40 об. Коптское Евангелие, л. 44 об. Армянское Евангелие 10 А, л. 32. Сийское Евангелие, л. 130 и след. Ипатьевское Евангелие 2. Греческий подлинник 1629 . Кодекс Эгберта 1630 . Изображение чуда по Евангелию Иоанна в первый раз встречаем в россанском Евангелии 1631 . Первая половина изображения имеет типические формы: Иисус Христос (тип византийский) в сопровождении двух апостолов, касается десницей глаз слепого, стоящего перед Ним в наклоненном положении, с посохом; вторая половина на правой стороне: силоамская купель в виде большого ящика, наполненного водой; слепец омывает здесь свои глаза; большая толпа народа смотрит на него и жестами выражает свое изумление. В мозаике в Монреале 1632 слепец омывает глаза водой из ручья. В рукописи Григория Богослова 510 (рис. 92) 1633 два момента: Иисус Христос касается глаз слепца ( Х ς μενος τν κ γεντης τυφλν); слепец умывается в силоамской купели; плато купели имеет вид четырехконечного креста с надписью: « κολυμβιθρα το Σηλομ». В этой форме креста выражена мысль о чудодейственном значении купели, исцеляющей болезни силой креста Христова; форма эта удержалась в памятниках последующего времени – византийских и русских. Над купелью парит ангел Божий и длинным жезлом возмущает в ней воду 1634 : эта подробность основывается на евангельском рассказе об исцелении 38-летнего расслабленного у овчей купели и перенесена сюда по механической ассоциации представлений: там купель и здесь купель 1635 . Возможность перенесения облегчалась тем соображением, что присутствие ангела, сообщающего чудесные свойства купели, придавало более возвышенный характер целой композиции. В Евангелии 74 (л. 186–187 об.) исцеление слепорожденного представлено в семи миниатюрах: Иисус Христос, сопровождаемый пятью апостолами, прикасается к глазам слепца; позади слепца – народ и воины; направо проводник ведет слепца к силоамской купели; слепец умывается в присутствии народа и удаляется – здоровый; рассказывает народу о своем исцелении; родители слепца стоят перед народом, и слепец снова разъясняет происшедшее; народ прогоняет слепца; слепец преклоняется перед Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Младенец, держа в левой руке традиционный свиток, правую руку положил Себе на колено, у руки Матери. Патрицианское одеяние Богородицы как бы подчеркивается широким наборным поясом. По сторонам Богоматери два архангела, как бы выходя из-за трона (древнейший пример того же приема – в мозаиках церкви св. Димитрия в Солуни), с мерилами в руках, выражают другими руками радостное волнение. Древнее апостольское облачение ангелов, их аттические лики и общая строгая красота всей группы указывают на греческий оригинал, послуживший образцом и относившийся, очевидно, к восьмому или девятому веку. Последнее заключение обязательно в виду широкого, еще лишенного мелочных черт поздневизантийского стиля, характера драпировок и письма. Но греческий образец должен был иметь несравненно меньше размеры, и большой размер этой средневековой иконы стоит в зависимости от обычного типа алтарных икон двенадцатого и тринадцатого веков. У ног Богоматери преклоняется папа – по всей вероятности, один из двух Иннокентиев двенадцатого века: Иннокентий второй (1130–1138) или третий (1198–1216), так как первый папа перестроил, а второй освятил эту церковь . По указаниям письма предполагаем, что икона относится к самому началу тринадцатого века, т. е. к Иннокентию третьему. 205. Список чудотворной римской иконы Божией Матери «Милосердие» в Нижнем Новгороде Замечательно точные списки этого чудотворного образа имеются и пишутся доселе в России, как то показывает снимок (рис. 205) с иконы 201 , доставленный (ныне покойным) А. А. Титовым . Точно переданы здесь и стиль древней иконы, и подробности, за тем лишь исключением, что неясную в оригинале форму древка, так как именно в этом месте краска облупилась, копиист передал тоже в жемчугах. На иконе надпись: «Образ Пречистыя Богородицы Милосердие». Как известно, в Константинополе, в храме Богородицы «Фарской», хранилось много исторических и религиозных святынь, и между ними на первом месте значится крест Константина 202 . Не произошло ли в данном случае сочетания священной памяти основателя Византии с почитанием Богоматери, это можно решить только со временем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Рис. 7. Таблица 3. Рождение благоверной княжны Феодулии И четыредесятим днём минувшим 192 , несено бысть детище доилицею 193 в храм Господень, яко да сотворят по обычаю законному о нём; подобно приносяще Христу истинному Богу нашему. Егда же случашеся доилицы её вкусити 194 мяс, неприимаше детище млека, но без пищи пребываше весь день. Разуместа же родителя её, заповедаста доилицы её не причащатися 195 мяс, понеже бысть благоволение се Божие, итого всенепорочные Матере. Отдоену же бывшу детищу, и егда приимати ему пищу, даяста ему хлеб и соль и мало овоща, и воду на питие, крещена же бысть отроковица в честней 196 обители Печерской, в преславнем 197 храме Пресвятой Богородицы. Изятель 198 же ей бысть от святые купели игумен Печерский, и наречено бысть ей имя Феодулиа, радовастася же о ней родителя её: ибо беяше 199 весела к Богу, и красна лицем, и добра видом зело 200 . Благоверная же мати святой отроковицы благочестива сущи, и праведне живяще 201 зело, и сию возведе смысленно и боголюбезне, пореченным ей явлением от Пресвятой Богородицы. Во един же убо от дней, помышляше в себе о отроковицы, что сия сбудется, яже речена быша о ней, и не домышляшеся. Уснувши же виде себе крилату сущу, и аки на высоту летящу, держащи же отроковицу, и возносящи ю и вдающи ю в дар вышнему 202 , и глаголющи: О чадо! благодарю аз Пресвятую Богородицу зане обретох благодать аз в женах, еже отдати ми труды и болезни Господеви; и Того рожшей всенепорочной Матери, и сия видевши соблюдаше в сердце своем. Благочестивый же великий князь Михаил, отец её, пребысть уча ю книгам и прочим премудростям, недостаточная же проучаше ей боярин его Феодор, бе бо той мудр зело 203 , учибося от философ; лучижеся девица данного естества и молитвы плод, бывшы же ей уже девяти лет, и толма бысть любящи учение, яже чудитися 204 родителям её о толицем любы учений её, чудижеся и благоверный боярин Феодор о скором учении её и премудрости 205 . Вести же расшедшимся 206 повсюду о мудрости её, и о мнозем учении её, и о скором поучении 207 , и о телесней твари 208 её, беше бо 209 лепа отроковица велми, красота её многи на любовь приведе, яже пояти ю невесту сыном своим, и всем стужающим отцу её, друг другу варити хотя 210 , и тщащимся им, отвещаваше же отец её благочестивый великий князь Михаил, рече: «Воля Господня буди 211 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Всё очень похоже на катастрофу. Несомненно, что проявили себя «внешние» факторы. И, вероятно, – очень серьёзные. Настолько, что геологи с этого момента начинают отсчёт новой эпохи – голоцена 237 . О водоразделе в нашей истории упоминает и Писание. С рубежа 10-го тысячелетия до Р.Х. начинается и новая «археологическая эпоха» неолит. Начинается новая глава в летописи человечества (рис. 89). Рис. 89. Завершение эпохи палеолита События прошлого разнообразны и обильны, их последовательность легко может показаться хаотичной. Порой всё подобно картинкам калейдоскопа. Но – можно выделить и главное... В «археологической последовательности» мы видим два заметных «разрыва»: первый – с момента начала ашельской культуры; второй – на рубеже палеолита и неолита. Оба события очень важны и являются ключевыми в истории человечества: 1) «внезапное» появление первых людей и... 2) крах палеолитической цивилизации во времена Потопа. Но отвлечемся на время от археологии и рассмотрим, что же говорится о нашем происхождении в Библии. Согласно тексту Писания, Адам был первым человеком и является уникальным созданием. И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю... Быт.1:2728 Наша история начинается в 7-й день Творения и продолжается доныне. Схематично это можно отобразить в виде линии, имеющей отчётливую «стартовую» точку (рис. 90). Рис. 90. Традиционное толкование книги Бытия Дальнейшие события в сокращенном изложении по книге Бытия происходили следующим образом ( Быт. 4:117 ): Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина... И еще родила брата его, Авеля... ... восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою, и она зачала и родила Еноха. Ниже в Книге идет перечисление рода Каина. После чего ( Быт.4:2526 )... И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Немного иначе Иосиф Бленкинсопп объединил и то, и другое, отделив важные параллельные фразы как в разделе о сотворении мира, так и в разделе о скинии 111 . Последовав аргументу Бленкинсоппа, будет удобно выстроить отрывки так, как я сделал это на рис. 6. Далее, оба отрывка связывает упоминание «Духа Божьего», как в отрывке о сотворении мира, так и в отрывке о построении скинии ( Быт.1:2 ; Исх.31:3; 35:31 ). От нас не должно ускользнуть то, что первым человеком, который исполнился Духом Божьим, был не патриарх, не законодатель, не пророк, не судья, а ремесленник Веселиил, старший рабочий, трудящийся на строительстве. Параллели между горой Синай и скинией Не считая отношения скинии к сотворению мира, каково, если оно вообще существует, отношение скинии к горе Синай? Во-первых, скиния увековечивает гору Синай. В завершение откровения, данного на горе Синай, мы читаем, что «Слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней» (24:16). Когда скиния была завершена, «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (40:34). Божье присутствие, отмеченное когда-то на горе Синай, переместилось в скинию. Рис. 6 112 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( Быт.1:31 ). Во-вторых, скиния подчеркивает значение горы Синай. На вершине горы Синай Моисей «вступил в средину облака» (24:18). Но когда та же самая Божья слава обволокла скинию, «не мог Моисей войти в скинию собрания» (40:35). У горы Синай Божье присутствие было видимым. В скинии Божье присутствие было вначале невидимым. В-третьих, скиния завершает гору Синай. Синай – это брак, начало новых взаимоотношений. А теперь партнеры должны начать жить вместе. На Синае Бог сказал: «Я избрал вас». В скинии Бог сказал: «И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом» (29:43–46). Конечно же, именно этот факт придает скинии святость. Не золото, не дорогие ткани, не присутствие левитов. Скиния свята только потому, что она является местом обитания святого Бога. Если Он уйдет, то вся святость также уйдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

и нарекла ему имя: Сиф... У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]. По данным же археологии, мы можем констатировать следующее: 1 . С самого раннего этапа своей истории человек очень быстро заселяет значительную часть Африки, Европы и Азии. Следы материальной деятельности первых людей получают в археологии наименование «ашельской культуры». 2 . Есть основания предполагать разделение и относительную территориальную изоляцию кроманьонцев и неандертальцев в период их ранней истории. По Писанию после Адама на земле образовалось два рода людей – потомки Сифа и Каина. На два варианта разделяется и первая «человеческая культура» ашельская 238 (рис. 91). Рис. 91. Схема эволюции ашельской культуры Пока всё понятно. Но далее, при чтении начала 6-й главы книги Бытия, встречаются несколько странные, на первый взгляд, строки... Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. ... В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Быт.6:14 (сокр.) Здесь возникает много вопросов: Кого следует считать «сыновьями Божьими»? Кто такие «исполины»? Чем они были «сильны» и «славны»? Есть ли в археологии следы их пребывания на земле? Не следует ли поискать среди нас их потомков? Перескажем этот же отрывок из Писания несколько иначе. Согласно тексту: – существовало два рода людей (потомки Сифа и потомки Каина); – через какое-то время началось объединение родов; – смещение привело к умножению числа «исполинов». Можно предположить, что: – и «сыновья Божии», и «сыновья человеческие» являются потомками Адама, – «сыны Божии» – это потомки Сифа. Именно они впервые «начали призывать имя Господа» ( Быт.4:26 ); – «сыновьями человеческими» считаются потомки Каина; – на раннем этапе истории два этих рода жили порознь. Потомки Каина обитали где-то в стороне, «в земле Нод, на восток от Эдема» ( Быт.4:16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Данное установление именуется пиккуах нефеш (с ивр. – букв. «спасение жизни»). Именно оно служит формальным обоснованием деятельности в субботний день людей, несущих служение в сфере медицины, в силовых подразделениях или в структурах, связанных с преодолением чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение и пр.). Кроме того, ещё одним субботним исключением является проведение обряда обрезания на 8-й день после рождения младенца мужского пола. Сохранение особого внешнего вида Иудаизм предписывает своим последователям определённые элементы внешнего вида. В частности, основываясь на словах не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей ( Лев.19:27 ), ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи соблюдают обычай ношения бороды и отращивания длинных волос на висках, которые называются пейсы (с ивр. пеот – букв. «края», «углы»). Кроме того, иудеям необходимо употреблять определённые элементы одежды. Благочестивым обычаем является постоянное покрытие головы. Для этого чаще всего употребляется особая шапочка, носимая на затылке и часто прикрепляемая к волосам заколкой, называемая кипа . О практике ношения этого головного убора ортодоксальный раввин Йосеф Телушкин, автор учебников по современному иудаизму и его популяризатор, пишет: «Согласно еврейской традиции покрытая голова – знак того, что над вами могучая сила. Сегодня голову обычно покрывают небольшой шапочкой (на иврите – кипа) из ткани. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы – в синагоге и во время еды. Многие называют кипу на идише – ермолкой, словом неизвестного происхождения, хотя и считается, что это сокращение двух ивритских слов – ярей меэлока (боящийся Б-га)» 908 . В праздничные и субботние дни может использоваться особая шляпа – штраймл (с идиш – букв. «шапочка»). Она представляет собой ту же кипу, только отороченную мехом, отчего головной убор приобретает цилиндрическую форму с возвышением посредине (см. рис. 102). Рис. 102. Штраймл Благочестивые иудеи носят особые кисти из нитей, прикреплённые к краям одежды и именуемые цицит . Основанием для этого обычая служат слова из книги Чисел, где Господь предписывает израильтянам делать кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их ( Чис.15:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А как перевести «Я — Хлеб Жизни» для народов, которые не едят пшеничного хлеба и живут только рисом? Хлеб там подается только в ресторанах для европейцев, и потому для китайца буквально переведенное «Я хлеб жизни» звучит так же, как для русского «Я — гамбургер жизни». Пришлось переводить по смыслу, а не словарю: «Я — Рис Жизни». Еще одна показательная сложность: в 1 Кор. 3, 6 Павел так рассказывает о росте Церкви под совместным влиянием двух проповедников: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог». Для нас — понятно. Для засушливого Ближнего Востока — понятно. А для вьетнамцев? Рис и так растет в воде. Зачем его поливать? Пришлось изучать их способ ведения полевых работ и выделить в нем вторую после посадки необходимую земледельческую операцию: «Я насадил, Аполлос привязывал ростки к палочкам». Проблема не только в переводе на языки экзотических культур, но и в переводе на язык культуры нашей. Например, в Евангелии есть слова о том, что учение Христово будет проповедано его учениками «с кровлей крыш». Можно ли это понять как призыв проповедовать Евангелие по телевизору? В-третьих, не следует забывать правило герменевтики, которое предупреждает нас о том, что нельзя принимать к рассмотрению библейский текст в отрыве от его контекста. Например, поклонники уринотерапии любят заявлять, что они следуют библейскому совету «пей из своего колодца». Действительно, в Библии есть такие слова. Но произносит их языческий ассирийский царь Сеннахерим, уговаривая иудеев капитулировать перед ним и войти в состав его империи («Примиритесь со мною и выйдете ко мне, и пусть каждый пьет воду из своего колодца… Да не обольщает вас Езекия, говоря: Господь спасет нас» (Ис. 36, 16 и 4 Цар 18,31). Вряд ли это обещание можно понимать как призыв к уринотерапии. Хорошо было бы обещание со стороны захватчика: «Подчинитесь мне, и вы будете жить столь хорошо, что будет пить собственную мочу!». Если же оккультные целители будут настаивать на том, что они верно истолковали этот библейский текст и что в нем речь идет именно об уринотерапии — то пусть дочитают этот сюжет до конца и увидят, чем кончилась для Сеннахерима проповедь «уринотерапии»: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И отступил Сеннахерим, и жил в Ниневии. И когда поклонялся он в доме Нисроха, бога своего, сыновья его убили его мечем» (Ис. 37, 36–37)…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010