Глава II. Второе тысячелетие 1. Поздняя Византия Великий раскол Начало второго тысячелетия христианской истории ознаменовалось дальнейшим углублением разрыва между Константинополем и Римом, приведшего к печально известным событиям 1054 года. Разногласия между Востоком и Западом, послужившие причиной «великого раскола» и накапливавшиеся на протяжении веков, имели политический, культурный, экклезиологический, богословский и обрядовый характер. Политические разногласия между Востоком и Западом коренились в кардинально различном соотношении между светской и государственной властью в Константинополе и Риме. В послеконстантиновскую эпоху Константинопольские патриархи находились в полной зависимости от византийских василевсов и участвовали в формировании той «симфонии», которая формально уравнивала их в правах с императорами, на деле же ставила в подчиненное положение. Папы, напротив, сохраняли независимость от византийских императоров, не подчинялись, если не считали нужным, императорским эдиктам, а если не соглашались с последними, то открыто выступали против них. Политический антагонизм между Римскими папами и византийскими василевсами значительно усилился после того, как в 732 году император-иконоборец Лев III Исавр отнял у папы епархии Южной Италии, переподчинив их Константинопольскому патриарху: это решение на Западе было воспринято с негодованием. В 756 году, когда франкский король Пипин Короткий (714–768) подарил папе Стефану II земли на территории бывшего Равеннского экзархата (в Северной Италии), на этих землях была сформирована Папская область: теперь в руках папы сосредоточилась не только духовная, но и светская власть. В 800 году папа Лев III короновал франкского императора Карла Великого в качестве императора «Священной Римской империи», тем самым, по сути, окончательно разорвав с византийским императором, носившим аналогичный титул. Культурное отчуждение между Востоком и Западом было в значительной степени обусловлено тем, что в Восточной Римской империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. К середине V века немногие на Западе могли говорить по-гречески, а с VII века в Византии не понимали латынь. На Востоке читали Платона и Аристотеля, на Западе Цицерона и Сенеку. Главными богословскими авторитетами Восточной Церкви были отцы эпохи Вселенских Соборов, такие как Григорий Богослов , Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , на Западе же наиболее читаемым христианским автором был блаженный Августин (которого на Востоке почти не знали). Его богословская система была намного проще для понимания и легче воспринималась обращенными в христианство варварами, чем утонченные рассуждения греческих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Двадцать пятый день. Поучение 1-ое. Св. мученица Феврония. (Имеют ли право родители обрекать малолетних детей на служение Богу?) I. Воспоминаемая ныне церковью святая Феврония «на третьем году жизни была отдана в общину подвижниц», находившуюся в Месопотамии и основанную диакониссой Платонидой. Месопотамия в то время была одной из областей обширной римской империи. Когда Феврония достигла возраста, допускавшего воздержание, она стала по совету тетки, благочестивой Вриенны, которая тогда была настоятельницей обители, принимать пищу через день. Так как здоровье Февронии нисколько не пострадало от поста, то она вскоре усилила воздержание и употребляла самое малое количество хлеба и воды. К этому она присоединяла самую строгую жизнь, спала на узкой и короткой доске, ночью нередко вставала и читала священное Писание или молилась. Между тем в римской империи возникло гонение на христиан и для преследования их император Диоклитиан послал в Месопотамию своих сановников Лизимаха и Селения. Селений был человек жестокий и в ненависти к христианам не уступал самому императору; Лизимах, имевший в то время всего двадцать лет, был добр и кроток и еще в детстве слышал много хорошего о христианах от своей матери, которая, будучи сама христианкой, перед смертью завещала сыну покровительствовать христианам. Послав Лизимаха в Месопотамию, Диоклитиан не особенно доверял ему, подозревая его склонность к христианству, а потому дал ему в руководители Селения. Жители вскоре с ужасом услышали о жестоких действиях Селения в Месопотамии и Сирии, как он истреблял христиан мечом и отдавал их на растерзание диким зверям. Многие из христиан, между ними пресвитеры, отшельники и сам епископ, спаслись бегством при приближении Селения. Инокини монастыря Вриенны хотели последовать их примеру, но Вриенна убеждала их не терять мужества и принять смерть за Христа, Который также пострадал и умер за нас. Увещания настоятельницы подействовали только на двух инокинь, Февронию и престарелую Фомаиду, которые и остались в обители с настоятельницею, остальные инокини ушли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 История. 7 класс   ЭКЗАМЕН по ИСТОРИИ История Средних веков   1.      Великое переселение народов. Падение Западной римской империи . 4.      Крестовые походы: причины, I Крестовый поход. 5.      Крестовые походы: IV Крестовый поход, последние крестовые походы и их результаты. 6.      Англия в XI - XIII вв. Возникновение парламента. 7.      Франция в XI - XIII вв. Укрепление королевской власти. 8.      Столетняя война между Англией и Францией. 9.      Завоевания турок-османов. Падение Византии. История Нового времени 10.            Великие географические открытия. Завоевание Америки. 11.            Реформация: причины, возникновение лютеранства, кальвинизма и англиканства и области их распространения. 12.            Английская революция XVII в. История России 1.      Образование государства у восточных славян. Первые князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. 2.      Русь в правление Владимира Святого. Крещение Руси. 3.      Русь в правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. 4.      Феодальная раздробленность на Руси. Ростово-Суздальское княжество. 5.      Монголы. Нашествие Батыя. 6.      Возвышение Москвы. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. 7.      Образование единого русского государства при Иване III. Конец монгольского ига. 8.      Детство и юность Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. 9.      Причины Смуты нач. XVII в. Обзор важнейших событий Смуты. 10.            Правление Алексея Михайловича Романова. Бунташный век. Соборное Уложение. 11.            Русская Православная Церковь в XVII в. Раскол. 12.            Внешняя политика Петра I . Северная война.   Ответы к билетам по истории Средних веков для 7 класса    1. (Брандт, § 2,3) Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Германцы, расселение, быт и нравы. 2) Германцы и Римская империя во II - III вв. ( граница по рекам Рейн и Дунай, лимес – система римских укреплений)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Древняя фамилия Таубе (Taube) происхождением из Вестфалии, из княжества Падерборнского, откуда два брата Таубе, Дитрих и Иоанн, переселились в Лифляндию в 1221 году. Из потомков их: Иоанн Таубе приезжал в Москву, в 1558 году, в качестве ливонского посланника; вступил в русскую службу, и оказал свою преданность России. Конрад Таубе был шведским рейхсратом в 1602 году. Генрих Таубе, из Лифляндии переселившийся в Саксонию, был обер-гофмаршалом курфиршеского саксонского двора, и скончался в глубокой старости, в 1658 году, оставив сына Ганса-Генриха, саксонского тайного советника, умершего бездетным, и дочь Марию-Луитгарду, бывшую за своим дальним родственником бароном Николаем Таубе. Ганс Таубе, живший в конце XVI века, оставил четырёх сыновей, которые переселились из Лифляндии в Саксонию, и возведены были Императором Фердинандом III, в 1638 году, в Баронское Римской Империи достоинство: 1) Барон Николай († 1654), саксонский полковник и комендант в Дрездене, не имел детей от брака с Мариею-Луитгардою Таубе (см. выше); 2) барон Рейнгольд (рождение 1591 † 1666), саксонский обер-шталмейстер, имел дочь баронессу Магдалину, бывшую за саксонским первым министром бароном Иоанном-Георгом Рехенбергом, и сына барона Рейнгольда-Дитриха († 1681), саксонского действительного тайного советника и канцлера, возведённого Императором Леопольдом I, в 1676 году, в Графское Римской Империи достоинство; единственный сын его граф Дитрих-Эрнест (рождение 1661 † 1694), умер холостым; 3) барон Дитрих, саксонский обер-гофмаршал и генерал-майор, умер в 1659 году, пережив своего единственного сына. Иоанна-Дитриха, умершего в юности; 4) барон Ганс, саксонсий великий стольник (truchsess), был родоначальником ветви баронов Таубе, находящейся в Саксонии (или по крайней мере существовавшей там ещё в конце XVIII века). Иоанн Таубе († 1583) возведён был Королём Польским Сигизмундом-Августом, 30 апреля 1572 года, в Баронское достоинство. Он имел сына барона Вильгельма и внука барона Георга-Иоанна, ротмистра лейб-гвардии вдовствующей Королевы Шведской Гедвиги-Элеоноры, сопричисленного Королём Шведским Карлом XI, 6 ноября 1680 года, к баронам Шведского Королевства. Яков-Иоанн Таубе, сын Иоста Таубе, был шведским генерал-лейтенантом и губернатором Ингерманнландии, и возведён был Королём Карлом XI, 17 июля 1675 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Он женат был на баронессе Марие Горн. Сын его, барон Густав-Адам, был при Карле XII генералом от кавалерии в стокгольмским генерал-губернатором; в день восшествия на престол Королевы Ульрики-Элеоноры пожалован рейхсратом; несколько месяцев спустя возведён, 17 апреля 1719 года, в Графское Шведского Королевства достоинство, и ещё два месяца спустя пожалован фельдмаршалом. От него происходят шведские графы Таубе; женат был на баронессе Анне-Доротее Ферзен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Евграф Иванович Смирнов Период первый. От первого распространения христианской Церкви во время апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом (34–313 гг.) § 5. Характер этого периода Появление в мире Христовой Церкви встречено было крайне враждебно со стороны религиозных и политических обществ того времени. Иудейский и языческий мир, не признавая за христианством значения единственно истинной религии, вступает в борьбу с Церковью и стремится уничтожить ее. Против Церкви издаются строгие законы, члены ее подвергаются кровавым преследованиям и тому подобное. Но Церковь не погибает. Сильная присущею ей божественною силою, она с необыкновенною быстротою распространяется в самом центре тогдашней исторической жизни, в Греко-Римской империи, и отчасти выступает даже за ее пределы; устраивает свой внутренний быт, насколько это было возможно при постоянных почти гонениях; наконец, выдержав трехвековую борьбу с миром иудейским и языческим, побеждает все препятствия к своему распространению и утверждается навсегда в Греко-Римской империи. Борьба Церкви с миром иудейским и языческим за право существования составляет характеристическую особенность первого периода ее исторической жизни. Глава I Распространение церкви §6. Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви Христианская Церковь , как сказано выше, при своем появлении встретила ожесточенное сопротивление к своему распространению со стороны человеческих обществ того времени, но в самой жизни этих обществ, как политической, так и религиозно-нравственной, были условия, благоприятствовавшие ее успешному распространению. Политическое состояние вообще. Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир и основания Им Своей Церкви почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство, под одной политической властью римского народа. Рим назывался столицею всей вселенной. По праву победителей римляне относились к побежденным народам очень жестоко – забирали и отвозили награбленные в завоеванных странах богатства, отводили в плен толпы побежденных и делали их своими рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Соборнаго послания святаго Иоанна Богослова чтение: «Бог есть любовь!» 9 октября - Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова 07.10.2016 761 Время на чтение 3 минуты «Любите друга - в этом весь Закон и все пророки» - говорил апостол Иоанн Богослов. Он прожил более ста с лишним лет, и умер своей смертью. Однако, как у всех учеников Спасителя, его жизнь постоянно висела на волоске. Все апостолы страха ради иудейского, разбежались, когда Учителя схватили в Гефсиманском саду и повели на суд к первосвященникам. Апостол Петр, не понаслышке зная жестокость иудеев, трижды отрекся от Христа. Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью был на Голгофе и слышал обращенные к Богородице слова Господа: " Жено, се сын Твой " и обращенные к нему: " Се Мати твоя " (Ин. 19, 26, 27). Как любящий сын, апостол Иоанн заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Богородице до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн вместе со своим учеником Прохором отправился в Ефес. Корабль, на котором они плыли, стал во время сильной бури тонуть. Путешественников выбросило на сушу, и только апостол Иоанн остался в бушующем море. Убитый горем Прохор пошел в Ефес один и на четырнадцатый день его пути - случилось чудо. Прохор шел вдоль берега моря и вдруг увидел, что волна выбросила на берег человека. Это был Иоанн Богослов, жизнь которого среди бушующей стихии оберегал Господь. По всей Римской империи начались жестокие гонения на христиан. Из Ефеса, где проповедовал и совершал чудеса апостол Иоанн, его под конвоем отправили в Рим, и там приговорили к смерти. Палачи заставили апостола выпить чашу со смертельным яд ом: он же остался жив. Его бросили в котел с кипящим маслом, и опять - он выжил. Господь хранил своего избранника для великих подвигов. Потом была ссылка на остров Патмос, куда ссылались со всей Римской империи самые опасны е преступники. Здесь он прожил много лет. Горячая проповедь Иоанна Богослова привлекла к нему всех жителей острова. Он изгонял бесов из идольских капищ, исцелял больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями пытались препятствовать апостольскому служению. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати разрушил все бесовские ухищрения.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас одни корни, мы ветви одного древа О митрополите Никодиме (Ротове) и правильном отношении к католикам 17.08.2016 1674 Время на чтение 10 минут От редакции : Несомненно, эта статья вызовет дискуссию. И это тот случай, когда стоит специально отметить во избежание недоразумений, что автор выражает свою личную точку зрения, а не позицию редакции. В любом случае, думаем, стоит поблагодарить автора за смелость в отстаивании своих взглядов. Цитируем Святое Писание: «Бог есть любовь» - и ненавидим. Произносим слова молитвы перед Святым Причастием: «Первее примирися тя опечалившим» - и продолжаем враждовать. За тысячу лет, как отпал Рим от Православной Церкви, у нас православных христиан накопилось к католической церкви немало претензий и обид, мы не согласны с их догматами и канонами, наши святые отцы справедливо осуждали их вероучение, у нас нет с ними евхаристического общения. Но все же, несмотря на все эти многовековые расхождения в догматах, на все взаимные обиды, разве, в конце концов, не должна примирить нас обращенная ко всем христианам заповедь Божья - «Да любите друг друга!» «Мы добиваемся не победы». «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас», - писал во второй половине 4-го века великий вселенский учитель святитель Григорий-Богослов. К тому времени уже прошло немало лет, как в Никее состоялся Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. Сам основатель этой ереси, не признававший основной догмат христианской церкви о Единосущии Бога-Сына Богу-Отцу, давно умер, однако богопротивное дело нечестивца продолжали его многочисленные последователи. Арианство стало в Римской империи направлением христианства, которое поддерживалось государством. Отказавшийся признать арианскую ересь не только господствующей, но и равноправной ортодоксальной ветви учения Христова - почитаемый православный святой архиепископ Афанасий Великий был изгнан со своей Александрийской кафедры. И только, когда к власти пришел император Феодосий Великий, никейская формула христианства была утверждена им в Римской империи в качестве единой государственной религии. «В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром», - гласил изданный в 380 году в Фессалониках эдикт императора Феодосия Великого «О вселенской церкви». - Ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/18/...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru) Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос - Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь - это живое Тело Христово, - эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. Христианские символы, праздники и традиции в значительной степени утратили свою жизненность. Они либо уходят из нашей жизни, либо становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинарными или национальными обычаями и слишком часто сводятся к чему-то приятному, но не очень понятному. Во многих странах человек должен обладать немалым мужеством, чтобы исповедать, что он - христианин. И даже там, где не существует враждебного отношения к религии, культура от религии отделена. Трудно обрести какое-либо христианское содержание или христианское понимание жизненных ценностей среди тех впечатлений, которые получает современный ребенок дома, в школе, читая книги, журналы, знакомясь с рекламой. Это относится и к тем семьям, которые регулярно посещают храм. Ребенок растет сегодня в обстановке, весьма напоминающей эпоху Римской Империи Огромное отличие в том, что сегодня размыта четкая граница, всегда пролегавшая между мировоззрениями христианским и нехристианским. В Римской Империи школьное образование было совершенно светским. Господствующие представления о браке, о сути семейных отношений, о человеческой личности резко отличались от христианских. Ребенок-христианин рос дома, ясно сознавая, что быть христианином - значит отличаться от окружающего общества, отрицая его ценности. Компромисс с окружением или " приспособление " были немыслимы. Сегодня эти границы размыты. Что означает " быть христианином? Кто сегодня называет себя христианином? Богословские различия стерты. Слова " консерватор " , " доктринер " стали бранными выражениями. Также разрушено восприятие христианства как того, что тридцать или сорок лет назад придавало человеку в глазах общества респектабельность. Трудно упрекать молодежь в том, что она отвергает лицемерие подобного христианства, хотя в подобном восприятии было не одно только лицемерие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава IV. «Арианский яд» (Амвросий. О Святом Духе I, 17) На протяжении всего времени становления христианства как мировой религии серьезную эволюцию претерпевали и вероучение, и культ, и социальная доктрина, и организация этой религии. Возникнув как секта в рамках иудейской религии, христианство не стало сразу ортодоксальным, а складывалось в борьбе различных и весьма многочисленных течений и сект, которые по мере преобладания той или иной группировки или богословской школы зачислялись в разряд ересей, хотя каждая из таких сект ставила своим высшим авторитетом Священное Писание и претендовала на знание единственного и истинного пути к спасению. Во время гонений, в условиях внешней опасности христиане, как правило, консолидировались и забывали о разногласиях, хотя даже в самом тяжелом для «христианства III в. происходили столкновения между различными течениями и церквами. После 313 г., когда положение христианства в Римской империи стало легальным, внутрицерковные разногласия стали одной из самых главных проблем. Образование церковно-политических группировок внутри христианства было тесно связано с процессом формирования догмы и оформления церковной иерархии, поэтому наиболее удобным в борьбе за выгодные церковные кафедры являлось обвинение соперника в отступлении от «истинной» веры или выдвижение собственного учения и толкования Священного Писания, которое объявлялось единственно истинным. В связи с этим IV век оказался особенно «урожайным» на ереси: так христианский автор Епифаний перечисляет 60 ересей, его младший современник Филастрий-128, Августин в начале V в., использовав эти данные, привел цифру 87, а Феодорит в середине V в. еще насчитывал 56 ересей. А наиболее полным официальным перечнем ересей является список императора Феодосия II (правил с 408 по 450), включавший 22 еретических учения (Кодекс Феодосия XVI, 5, 65). Наличие разногласий в христианстве не могло удовлетворять ни господствующий класс Римской империи, ни императорскую власть, ни саму церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Вселенская Церковь в первые 2 столетия состояла из общин, возглавляемых епископами . Образование поместных Церквей, объединяющих неск. епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее III в. Исторически первой формой объединения неск. епископий в одну поместную Церковь явились Церкви провинций (греч. παρχα) Римской империи. Первый епископ Церкви отдельной провинции носил титул митрополита . Митрополиты были епископами первенствующих, столичных городов провинции, такой город именовался «город-мать» (греч. μητρπολις, отсюда и «митрополит»). Под председательством митрополитов проходили епископские Соборы. В 34-м Апостольском правиле, к-рое гласит: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу...» - по сути дела подразумеваются митрополиты. В названии многих провинций воспроизводилось имя народа, населявшего провинцию до ее завоевания Римом и потом в большинстве случаев ассимилированного, напр. Галатия , Фригия , Лидия . Иоанн Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии». 9-е прав. Антиохийского Собора , содержательно почти идентичное 34-му Апостольскому, вместо первого епископа говорит уже о епископе митрополии. Поскольку на территории митрополии, или «епархии», находилось неск. епископий (епархий - в нашем понимании), то значение греч. слова «епархия» соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, митрополичьему округу (в наст. время такие округа существуют в Румынской Церкви ). В пределах Римской империи в IV в. существовало не менее 200 провинций и, следов., примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела автокефальных поместных Церквей. Своеобразие устройства Африканской (Карфагенской) Церкви заключалось в том, что в ее провинциях, митрополичьих округах, первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии .

http://pravenc.ru/text/63554.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010