Программа по Истории Византии Каждый билет состоит из трех частей; А – политическая история, В – культурная история и С – историография. Нумерация страниц соответствует нумерации книги: «Очерки по истории Византии», под ред. и с предисл. В.Н. Бенешевича, проф. СПБ. Университета. СПБ, 1912/13 г. Издание Студенческ. Издат. Комитета при Ист. Фил. факультете Имп. Пгр. Университета. 3 вып. Ц. 3 р. 50 к. Нумерация ч. А=вып. I; ч. В=вып. II; ч. С=вып. III. Вып. III с сокращениями: не требуются все библиографические указания, весь мелкий шрифт, греческие цитаты, а равно §§ 4, 5, 7, 9, 12, 19, 20, 26, 32, 33, 39, 48, 57–64. Из годов надо знать годы напечатанные в особой таблице. Необходимо прежде изучения книги внести в текст существенные поправки, указанные в вып. IV. Кроме того, А. Васильев. Курс истории средних веков. Средневековая культура. 1915. Отд. I. (Визант. культура). 1 бил . Культурный и религиозный кризис в Римской Империи. Иммиграция варваров. Реформы Диоклетиана и Константина. Перенесение столицы в Константинополь. Образование христианской империи. 1-й Вселенский собор. Константин Великий и его обращение. Православие и арианство. Констанций. Юлиан Отступник. Последняя попытка к восстановлению язычества. Церковь и государство в конце IV века. Феодосий Великий. 2-й Вселенский Собор. Торжество христианства. Пособия: Андреев. Лекции по истории церкви. Нетушил, или Низе. Римская история. Дюшен. История церкви. т. II. 2 бил. А. Феодосий Великий. Краткая характеристика внешних и внутренних дел. Аркадий и Гонорий. Аларих и борьба с ним. Трибигильд и Гаина. Фравитта. Дело Златоуста (3–9). В. Абсолютная и конституционная монархия. Автократия. Римская империя в течение первых трех столетий. Порядок занятия престола. Выборное начало в Римской империи. Значение сената Нового Рима. Низложение императора (5–8). С. Введение: историки и хронисты. Общая характеристика византийских историков (3–11). 3 бил. А. Феодосий II Малый. Семейные дела. Пульхерия. Дела на Западе. Гунны и Аттилла. Приск, Нест οрий и Ефесский собор. Лев Великий , папа римский. Евтихианство. Epistola dogmatica Льва. Разбойничий собор. Высшая школа в Константинополе. Codex Theodosianus. Маркиан. Халкидонский собор и его последствия. Гибель Аттиллы. Лев I. Аспар, Аланы и исавры. Александрийский патриархат. Лев II Младший. Зинон. Бунт Василиска. Акакий. Акт единения (Энотикон). Восстановление общения с Антиохией и Александрией. Раскол с Римом. Готы. (10–19). А. Васильев, 29–36, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

7. Церковные отношения в эпоху Никейской и Латинской империй Завоевание Константинополя в 1204 году совершилось, как известно, против воли папы Иннокентия III. Однако, после основания Латинской империи папа прекрасно понял, что создавшееся положение вещей, как бы оно в первый момент и ни было неприятно папскому достоинству, тем не менее открывало широкие горизонты для дальнейшего усиления католичества и папства. Главная церковная задача эпохи заключалась в установлении взаимоотношений между восточной и западной церквами ввиду происшедших политических перемен на христианском Востоке. В основанных на территории Византийской империи латинских владениях должно было вместе с крестоносцами водвориться католичество. Первой задачей папы было организовать католическую церковь в завоеванных латинянами областях, выяснить ее отношение к светской власти и к туземному греческому населению, как светскому, так и духовному. Второй задачей было для папства подчинить Риму в церковном отношении те греческие области, которые остались после 1204 года независимыми и во главе которых стояла Никейская империя. Одним словом, вопрос об унии с греками стоял в центре всех церковных отношений XIII века. В первое время существования Латинской империи положение папы было очень затруднительным. По договору, заключенному крестоносцами с Венецией, предусматривалось, что в случае избрания императора из франков, латинский патриарх должен быть избран из венецианского духовенства. Интересы Римской курии в договоре были оставлены в стороне, так как в нем не было сказано ни слова ни об участии папы в избрании патриарха, ни о каких-либо доходах, долженствующих идти в казну курии. В послании первого латинского императора Балдуина к папе говорилось о “чудесном успехе” крестоносцев, о падении Константинополя, о беззаконии греков, “которые в самом Господе вызывали тошноту,” о надежде в будущем совершить крестовый поход в Святую Землю и т. д. 582 и ничего не говорилось об избрании патриарха. Когда же новый клир Св. Софии, состоявший из венецианцев, избрал в патриархи венецианца Фому Морозини, то папа, хотя и объявивший его избрание неканоническим, тем не менее вынужден был уступить и “по собственной инициативе” посвятил Фому в патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Именно за свое красноречие, он и получает прозвище – Χρυσστομος («Золотые уста», или «Златоуст») Проповедь в день памяти святителя Иоанна Златоуста Роман Овчаренко   10:06 26.11.2023 181 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором В древности, едва ли себе можно было представить более живописное место, чем город Антиохия. Недаром этот город был четвертым по численности населения в Римской империи, уступая разве что только Риму, Константинополю и Александрии Египетской. А теперь закройте глаза и представьте себе такую картину. В окружении гор, невдалеке от моря, там, где соленый и полезный для здоровья воздух разносится по всему городу, весь увитый зеленью и наполненный прохладой реки Оронт, лежит город, изваянный белым и зеленым мрамором. Неудивительно, что многие жители империи желали жить и работать в этом прекрасном краю. История города относит нас к временам Македонской империи. После смерти Александра Великого, власть перешла к его ближайшим соратникам. Одним из них был Селевк I Никатор («Победитель»), который в ожесточенных боях отстоял себе земли большей части Малой и Средней Азии. Именно он считается основателем города Антиохия. Название города греческое (ντοχος) и в переводе означает «Противостоящий». Причем это имя носит и первенец Селевка – Антиох I Сотер («Спаситель»). Таким образом, подчеркивалось особое значение города, призванного стать центром величия новой Селевкидской империи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/26/im...

III. Две родины Церкви Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Шмеман прот. Александр. Исторический путь Православия. Париж, 1989; Walker W.F. History of the Christian Church. N.Y., 1959; Chadwick H. The Early Church. N.Y., 1967; Meyendorff J. The Orthodox Church. N.Y., 1981. 1. Апостол Павел пишет: «Когда исполнилась полнота времен, Бог послал Сына Своего единородного» (Гал.4:4). Полнота времен - очень важный термин. Господь воплотился, когда человечество «созрело» для того, чтобы принять благую весть, когда для этого сложились все необходимые условия. Мы поем в рождественской стихире, что Христос родился, когда на всей земле было единое правление августа: «Августу единоначальствующу на земли/Многоначалие человеков преста, И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя,/Многобожие идолов упразднися. Под единем царством мирским грады быша,/И во едино владычество Божества языцы вероваша». Церковь не забыла, что ее начало совпало по времени с решительным моментом мировой истории - завершением создания универсальной по духу и замыслу Римской империи. Никогда ранее (и, кстати, никогда более) эти громадные территории, обнимавшие все, что обычный человек того времени знал о цивилизованной жизни, не находились в сфере единой культуры, единой экумени - вселенной. За ее границами он знал лишь дикие или, в лучшем случае, полуцивилизованные племена. Причем римская государственность сложилась не на пустом месте. Благодаря походам Александра Македонского большая часть территорий, вошедших в Римскую империю, уже была объединена единой культурой - культурой эллинизма - и единым международным языком (по крайней мере, для представителей образованного класса) - греческим. Объединяющим элементом Империи были обязательная для всех верность единому императору и подчиненная ему единая военная система. Римская армия, хотя и относительно небольшая по сравнению с военными силами современного милитаристского государства, была достаточной для поддержания порядка и сохранения знаменитого римского мира - pax romana. Благодаря этому миру процветала торговля, прекрасные дороги и безопасные моря весьма облегчали путешествия, а единый международный язык способствовал интеллектуальному обмену. Именно в этой Империи, несмотря на то, что многие ее правители были весьма далеки от идеала, а чиновники - коррумпированы, было обеспечено хоть и грубое, но правосудие, в степени, никогда ранее не виданной в мире. Жители Империи гордились ею и ее достижениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/434652/

А.М. Величко Династия Ласкаридов LXVIII. Император Феодор I Ласкарис (1204–1222) Глава 1. Осколки Византийской империи «Редко в истории проводились более последовательные мероприятия, чем раздел поверженной Византийской империи», – писал один автор; и он, конечно же, прав 1 . В 1204 г. на территории Византии помимо Латинской империи образовался целый ряд самостоятельных государств, совершенно не связанных между собой никакой общей идеей. На землях, где обосновались крестоносцы, заметно от других выделялись королевство Фессалоникийское (Бонифаций Монферратский) и герцогство Афинское (Отто де ля Рош). Рядом с ними расположился Иконийский султанат (Кей-Хозров I) и Второе Болгарское царство (Иоанн I Калоян). Чуть позднее на Пелопоннесе выделится княжество Ахайа, основанное Гийомом Шамплиттом (1205–1209) и Готфридом Виллардуэном Младшим (1209–1229). Однако последний скончался в 1209 г., и Готфрид Виллардуэн, воспользовавшись случаем, взял правление Ахайи в свои руки. В 1218 г. ему наследовал старший сын Готфрид II (1218–1246), а затем младший сын Вильгельм (1246–1278). Все они были высокообразованными и умными людьми, умевшими организовать добрососедские отношения латинян с местным населением. Князья Виллардуэн твердой рукой сдерживали алчность своих рыцарей и гасили церковные расколы, а потому страна быстро оправилась от былых потрясений и чрезвычайно расцвела, принося своему правителю до 100 тысяч золотых монет ежегодного дохода 2 . Из византийских владений, помимо воли Латинского императора созданных на осколках Восточной Римской империи, следует отметить Эпирский деспотат. Основатель этого государства Михаил I Комнин Дука (1205–1215), незаконнорожденный сын севастократора Иоанна Дуки, приходился родственником сразу трем царственным фамилиям – Комнинам, Ангелам и Дукам, а потому использовал три имени. В молодости он был отдан заложником к Германскому королю Фридриху I Барбароссе, затем служил по финансовому ведомству в Малой Азии. Но настоящую известность, хотя и «черную», Михаил получил после перехода на сторону Иконийского султана. Во главе шайки турецких разбойников он настолько активно грабил окрестности Меандра, что в 1201 г. Византийский царь был вынужден направить против него целое войско. Затем мятежный аристократ вернулся в Северную Грецию, где имел множество родственников по линии жены и отца, правителя фемы Этолии и Никополя. После взятия Константинополя Михаил явился к Бонифацию Монферратскому, которому обещал завоевать весь Эпир, и тот поверил. Но вместо этого Михаил быстро привел в повиновение себе области, густо заселенные греками, и вскоре предстал в качестве самостоятельного правителя, который в глазах местного населения стал олицетворять борьбу с ненавистными латинянами. Даже поражение под Кундуром от пилигримов не подорвало веру эпирцев в своего правителя. Впрочем, пока еще Михаил Ангел Комнин Дука не решался принять титул «императора», именуясь «деспотом» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Л. Задворный (католик) Глава II. Крушение Империи Введение Дух эпохи, начавшейся с понтификата св. Сильвестра, с совершенной очевидностью свидетельствовал о том, что история Древнего мира подходит к своему завершению, а формирование, пусть даже неясного, будущего Европы еще не началось. Это было переходное время, сумерки истории. В империи прекратилось преследование христиан; тем самым перестал существовать видимый антагонизм государства и Церкви. Но переустройство мира по евангельским заповедям не могло произойти сразу, ибо, не являясь прямым следствием крещения императора, оно должно было быть предварено изменением ментальности общества. Эту миссию формирования нового мировоззрения, определения догматики и философского осмысления мира в категориях христианства выполнили Отцы Церкви, вследствие чего и сама эта эпоха получила название эпохи патристики. Утверждение же христианских идеалов в мире, «лежащем во зле», могла осуществить только Церковь , представляющая собой сильную и сплоченную организацию, с четкой внутренней структурой. Церковь охватывала своим влиянием все большее число людей, но этому неизбежно сопутствовало и увеличение разномыслия в области учения. Еретические течения, отрицавшие то истинную божественность, то человеческую природу Спасителя, пытались завладеть главенствующим положением в Церкви. Камнем же, о который разбивались волны бушующего моря, был камень апостола Петра, и выстроенная на нем Церковь мужественно отстаивала вселенскую веру, которая, в конце концов, торжествовала на Вселенских Соборах. Церковь , христианизируя империю, все более тесно связывала с ней свою судьбу, но сама Римская империя, плоть от плоти Древнего мира, разрушалась вместе с ним. В 330 г. император Константин перенес столицу на восток, в небольшой город, расположенный в самом центре государства, Византий, который в его честь получил название Константинополь. Но, несмотря на это, управление огромным государством одному императору было не под силу, и оно разломилось пополам. В результате образовались две Римские империи – Западная и Восточная. Но и в таком раздвоенном виде империя просуществовала недолго. С конца IV в. пограничные валы не могли больше сдерживать натиск «великого переселения народов», начавших свой опустошительный путь по некогда процветавшим провинциям. «Гунны бросились на аланов, аланы на готов... готы, изгнанные с их родины, наполнили Иллирию, и это еще не конец», – писал св. Амвросий Медиоланский (Expositio Evangelii secundum Lucam, 10). В 410 г. под ударами вестготов Алариха впервые пал Рим, а в 455 г. его еще раз разграбили орды вандалов Гензериха. В течение всего V века карта Западной Европы непрерывно менялась. Из прочно организованных римских провинций Европа превратилась в подвижный конгломерат неустойчивых варварских королевств, пытавшихся закрепиться то в одной, то в другой части Западной Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 3. Римская империя в V столетии 1. Правление Аркадия и Гонория. После кончины Феодосия Великого, 17 января 395 г., правителями империи стали два его сына: 18-летний Аркадий Флавий и 11-летний Гонорий Флавий, к тому времени оба уже носившие титул августов. Умирая, отец завещал старшему сыну править на востоке империи, а младшему – на западе, где до своей гибели правил Валентиниан II, а ранее – его брат Грациан. Речь шла, естественно, лишь о распределении сфер ответственности, а не о разделении государства, которое сохраняло свою целостность, оставаясь единым политическим и юридическим пространством. Подобным же образом территория Римской империи разделена была в порядке управления после кончины святого Константина между тремя его сыновьями; принципиально от этой системы не отличались ни введенная Диоклетианом тетрархия, ни имевшие место и до него случаи соправительства августов, чреватые осложнениями в их взаимоотношениях, выливавшимися порой в гражданские войны, но никогда не обозначавшими раздел государства. Как и прежде, годы именовались именами двух консулов: западного и восточ­ного. Между тем последовавшее за смертью Феодосия Великого назначение двух преемников с разделением между ними импер­ской территории послужило для многих историков поводом для того, чтобы придать этому событию непомерное, гипертрофиро­ванное значение. Его переквалифицировали в раздел империи на два отдельных государства, и на этой основе была сконстру­ирована никогда не существовавшая в реальном мире Западная Римская империя; более того, началом или концом ее призрач­ного бытия принято стало обозначать рубеж между античной эпохой и средневековьем. Аркадий родился в Испании около 377 г., незадолго до того, как его отец был призван к участию в верховной власти. Феодосий назначил его своим соправителем с титулом августа еще ребен­ком, в 383 г., – в отсутствие формального института наследова­ния императорской власти в Риме, остававшемся юридически республикой. Возведение в сан цезаря и затем августа служило завуалированной формой объявления наследника. В Констан­тинополе Аркадий получил основательное классическое и хри­стианское образование – его учителями были известный ритор Фемистий и знатный сенатор Арсений, который незадолго до кончины Феодосия, около 394 г., покинул двор и мир, перепра­вился в Египет и стал там монахом в Скитской пустыне. В исто­рию Церкви он вошел с именем Арсений Великий . Святой Арсе­ний давал уроки и младшему брату Аркадия Гонорию, который родился в 384 г., в бытность его отца уже императором. Впослед­ствии, со времен Ираклия, когда империя приобрела откровенно монархические черты, сыновей и дочерей императоров, рожден­ных во дворце, в пору правления их отцов, стали называть порфиророгенетами, или, по-русски, багрянородными. В 390 г. Гонорий был провозглашен августом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Гиперборейских стран 07.10.2014 1828 Время на чтение 3 минуты 24 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках VI фестиваля «Вера и слово» прошла пресс-конференция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Для богословов, церковных публицистов и просто верующих людей, да и для светских религиоведов эта пресс-конференция полна смыслами и посланиями, значение которых нуждается в глубоком осмыслении. Например, Патриарх особо говорил о Церковно-общественном партнерстве, тем самым понимая общество как отдельный субъект (наряду с государством) Церковно-государственных отношений. Более того, именно включение общества как отдельный субъект в Церковно-государственные отношения позволяет иногда больше привлекать государство к решению насущных задач самой Церкви. Но что особо важно, отвечая на вопросы, Святейший Патриарх уделил особое внимание самой природе Московского Патриархата, при этом дав историческую ретроспективу со времени его образования. Патриарх Кирилл отметил, что когда в 1589 году создавался Московский Патриархат, то в грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, копия которой сейчас висит в зале заседаний Священного Синода РПЦ, титул Московского Патриарха был обозначен как «Архиепископ Московский и Патриарх всех северных стран». И именно этот титул употреблялся до Синодального периода. «Патриархат - это не образование внутри одной страны, не церковное образование, которое покрывает один этнос, а это, если хотите, каноническая юрисдикция на части света, - сказал Святейший Патриарх и дал тому историческое объяснение, напомнив, как образовывался Московский Патриархат. - Константинопольский патриархат имел юрисдикцию в рамках Византийской империи, Римский патриархат - в рамках Западной Римской империи, Александрийский патриархат - в рамках стран, располагавшихся к югу от Византии, Антиохийский патриархат охватывал весь восток, за пределами Византийской империи, включая Индию. Когда от Церкви отпал Римский патриархат, то на место Западного патриарха был избран Московский Патриарх всея Руси и всех северных стран, в юрисдикцию которого входила вся христианская ойкумена на север от Византийской империи - Гиперборея».

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церкви нет без Царства Часть 2 22.07.2018 1511 Время на чтение 46 минут 1. Имперский пацифизм христианства Знаменитое пророчество Исаии о временах мира, когда «перекуют свои мечи на орала, и копья свои - на серпы» свершилось с торжеством императорской единоличной власти и Рождеством Христовым. Мир для Церкви - это Римская империя. 2.Христос творец империи Для христиан империя была в прямом смысле слова священна, благодаря своему божественному происхождению. Христианский империализм берет свое начало с Рождества Христова, Который является подлинным творцом империи 3. Империализм первенствующей Церкви Сакральное значение для Церкви Римского царства делало ранних христиан убежденными империалистами. Исповедуя, что царская власть – Божие установление, они предъявляли права собственности на Римскую империю. 4. Империя против антихриста Священная роль Римской империи в глазах христиан простиралась в будущее до скончания века и имела для Церкви и мира поистине эсхатологическое предназначение – «удерживать» до времени наступление власти антихриста. 5. Вместо эпилога: Третий Рим и Советский Союз Из доктрины Церкви об «удерживающем» происходит учение о " Москве - Третьем Риме " . Это учение имеет каноническое значение для существования Московского Патриархата. С падением Российской империи в сознании Церкви миссия Третьего Рима перешла на СССР , а затем на современную Россию. " Империализм первенствующей Церкви Сакральное значение для Церкви Римского царства делало ранних христиан убежденными империалистами. Исповедуя, что императорская власть - Божие установление, они предъявляли права собственности на Римскую империю. Так, Тертуллиан дерзал от лица христиан заявлять перед языческим миром: « Я по справедливости могу сказать: император больше наш, чем ваш, так как он поставлен нашим Богом » Причину такого отношения к царям мы можем увидеть в Священном Писании Нового Завета. Устами Спасителя царская (имперская) власть благословлена в заповеди « воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу...

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

«Новая история» З. сохранилась в нескольких рукописях; наиболее важная - Vat. gr. 156 (X-XIV вв.), где текст имеет неск. больших лакун. Точное время написания З. «Новой истории» неизвестно. В тексте ( Zosim. Hist. II 38) упоминается отмена хрисаргира (налога) имп. Анастасием I в 498 г., т. е. сочинение завершено З. после этой даты. Работа состоит из 6 книг. Основное внимание З. уделяет событиям с кон. III в. (правление имп. Диоклетиана) до взятия Рима Аларихом в 410 г. Первая книга представляет собой введение к основному тексту сочинения. В ней содержатся упоминания о наиболее значительных, по мнению историка, событиях древности: о Троянской войне, о греко-персид. войнах, о завоеваниях царей Македонии Филиппа и Александра, об основании и о становлении Римского гос-ва до эпохи Юлия Цезаря, об основании Римской империи Августом, об императорах I - II вв. по Р. Х. Более детальное изложение событий начинается с эпохи Северов (нач. III в.); конец 1-й кн., посвященный событиям между 282 и 305 гг., не сохранился. Во 2-й кн. З. описывает борьбу за власть и правление имп. Константина, к к-рому относится критически как к правителю, нарушившему древние традиции взаимоотношений империи и ее богов-покровителей. З. показывает властолюбие Константина, его стремление к развязыванию междоусобных войн в империи, которые в итоге привели его к единоличной власти, его жестокость в расправах с женой Фавстой и с сыном Криспом. Константин обвиняется также в ослаблении обороны границ империи из-за сокращения численности пограничных войск и усиления имп. мобильной армии. Третья кн. в основном посвящена правлению Юлиана Отступника в Галлии и на Востоке (355-363) и его персид. походу. В 4-й кн. описано правление имп. Феодосия I, к-рое также оценивается отрицательно. В 5-й кн. главы 1-25 посвящены событиям на Востоке в правление имп. Аркадия до 404 г.; главы 26-51 - событиям на Западе в 406-409 гг. (падение правительства Стилихона, начало похода готов Алариха на Рим). От 6-й кн. сохранилось 13 глав, посвященных мятежу Константина, захватившего Британию и Галлию, продолжению похода Алариха в Италию (события 407-409); описание разграбления Рима готами в 410 г., к-рое завершало историю З., не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/200005.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010