Непрестанно покупаются дома в Иерусалиме и Яффе без всякой нужды, из одного соперничества с латинами и армянами, возвышающего цены к удовольствию продающих дома. Отдаются деньги в рост и по банкротстве должников пропадают. Так, в настоящем году пропало 130000 пиастров на яффском турке Мустафе, который убежал в Египет от взыска правительства. Наместники Патриарха покупают с публичных торгов его имения и тем еще более разоряют казну, забывая, что при первом политическом перевороте могут лишиться их вовсе. Непрестанные тяжбы с латинами и армянами поглощают бесчисленное множество денег. А виновниками тяжбы нередко бывают сами греки. Наконец, любостяжание Предстоятелей Гроба Господня для себя и для родства и иногда плохое сбережение денег от воров истощают общую казну. Все это зло происходит от того, что подавлена посредствующая власть Синода между Церковью и Патриархом и его наместниками. Нет никакого контроля, нет общих совещаний, нет никаких постоянных правил и потому нет никакого и порядка в управлении имениями и казною Святого Гроба и в движении сумм ее. II. Православная Церковь в Палестине терпит грозные нападения и тяжкие страдания от разнородных сил духовных и политических, устремляющихся на ее разрушение. Более 300 лет она находится в непрерывной борьбе с Церковью Католической. Победа всегда оставалась и остается на стороне сей последней Церкви. Ибо она отторгла от Православия значительное число арабов и составила из них свою паству, которой меньшая часть есть чисто католическая, а большая униатская. Католицизм и уния в настоящее время стоят твердо, и греческое духовенство не в силах поколебать их и воссоединить с Православием. Католицизм. Оно не может приобретать прозелитов между арабами римского исповедания, потому что Порта запретила всякий прозелитизм, докучающий ей тяжбами. Притом араво-католиков немного, и все они сосредоточены около францисканских монастырей. Францискане блюдут их как зеницу ока, часто видят их, нередко исповедуют и поучают их в церквах на арабском наречии, воспитывают мальчиков в своих монастырях, девушкам сообщают понятия о вере и тем поддерживают в семействах матерское предание и чувство религиозное; наконец, благодетельствуют всем им, иных помещая в домах своих, другим раздавая милостыни, прочим заказывая работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Лошади нам даны были как в Арзамасе, так и на других станциях, прекрасные, экипажи-тарантасы и коляски – удобные, просторные. В нашей Новгородии я так не езжал... Впрочем, и здесь наверно не всегда все так было хорошо. Лишь на время торжеств открыты почтовые станции, мною названные; сданы они с торгов и на них в ожидании усиленного движения действительно поставлены лошади и экипажи безукоризненные. Местность от Арзамаса до самого Глухова – гладкая равнина, засеваемая хлебом. Рожь везде уже убрана (а у нас только еще начинают жать!), яровых почти не родилось по случаю бездождия – говорят – с Троицы, травы вовсе нет. Всюду страшная пыль. Горизонт – громадный, но невеселый, слишком однообразный. Во всю дорогу – ни речки, ни ручейка, ни деревца... Боюсь сказать «ни кустика», так-как (кто знает!) быть может где-нибудь в овражке кустик-другой и притаился. Из Глухова в Вертьяново (Дивеево) мы не поехали, а взяли прямо на Саров, чем несколько сократили и дорогу. Чем ближе мы подъезжали к Сарову, тем более стало появляться деревьев; господствуют сосны, дубы, на общем так сказать фоне из березы и липы. Вблизи Сарова, версты за 3 – 4 до него, начинается лес громаднейший, исключительно сосновый. При всем своем пристрастии к нашим И – м островам, я полагаю, что Саровский лес и выше, и безусловно красивее. Вся дорога от Арзамаса до Сарова – грунтовая, большая. В наших краях таких дорог не встречается: оставлена незапаханною полоса земли сажень, мне кажется, в 40 – 50, и по ней колесами наделано дороги столько, сколько в ширину дороги может установиться телег. Простор! Где хочешь, там и едешь! Во все время приходилось наблюдать, с каким чувством ожидают здесь проезда Высочайших Особ. От Арзамаса до Ореховца путь Царский уже готов: колея или две на дороге выравнены и заставлены на время рогатками (чтобы проезжие не размесили колесами дорогу в пыль). На других перегонах дорогу только еще равняют. В некоторых местах, вместо рогаток, дорогу обставляют по сторонам маленькими дубовыми веточками; ближе к Сарову на дорогу насыпают опилки, задерживающие несколько пыль. В разных местах, и в деревнях, и даже на полях воздвигаются безыскусственные, но милые именно простотою своею арки... Особенно меня поразила одна арка – с иконой Св. Николая Чудотворца на верху.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Еще никогда учение об одном вселенском императоре не излагалось с большей недвусмысленностью и более пламенным красноречием, как в этом послании, которое патриарх отправил в Москву из блокированного турками Константинополя. Вплоть до самого конца и несмотря ни на что византийцы крепко придерживались догмата о том, что их правитель является единственным законным императором и как таковой является естественным главой христианской ойкумены. «И если теперь по суду Божьему язычники окружили державу царя, то и по сей день он принимает от Церкви то же освящение, ту же честь и те же молитвы и помазуется, и освящается тем же миром, как царь и самодержец римлян, сиречь всех христиан» 1299 . Византия цеплялась за идеи, посредством которых она некогда духовно покорила восточный мир. Однако жестокая действительность немилосердно лишала эти идеи почвы. После сражения при Никополе положение Византийской империи еще более ухудшилось, и уже в 1398 г. к князьям русских земель, прежде всего к тому же Василию Московскому, посыпались ходатайства, просьбы о помощи и о милостыне для их христианских собратьев в Константинополе, которые «в нужде и несчастье томятся в осаде турецкой» 1300 . В самом деле, положение Византии в последние годы XIV в. было таково, что императору не оставалось ничего другого, как рассылать по миру призывы о помощи. Так же, как и в Россию, Мануил II направил прошения о помощи папе, венецианскому дожу, королям Франции, Англии и Арагона. При этом Иоанн VII пытался – и это не менее показательно для положения Империи, чем призывы Мануила II о помощи – продать свои права на византийский престол французскому королю: он просил за них замок во Франции и ежегодную ренту в 25 000 флоринов 1301 . Впрочем, Карлу VI, видимо, не были интересны предложенные с торгов права на престол. Просьбам Мануила он, напротив, уделил внимание и отправил в Византию отборное войско из 1200 воинов под предводительством маршала Бусико (Boucicaut). Храбрый маршал смог пробиться в Константинополь и отважно сражался с турками. Но понятно, что небольшие воинские силы, как бы удачны ни были их акции, не могли избавить Империю от турецкой опасности. Таким образом, Мануил принял решение отправиться на Запад и там лично просить помощи для своего несчастного отечества. Бусико, который подвигнул его к этому решению, также смог устроить примирение обоих враждующих византийских императоров: во время отсутствия Мануила Иоанн VII должен был править в Константинополе. Между тем Мануил ничуть не обольщался относительно положения столицы; кроме того, несмотря на состоявшееся примирение, он питал столь малое доверие к отставляемому в городе правителю, что счел за благо отправить жену и ребенка к своему брату Феодору в Морею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие эти обязанности, об этом скажу в следующей беседе. 27. Беседа вторая об участии мирян в делах церкви По обещанию, будем теперь беседовать о том, в чем состоит церк. попечительство, какие обязанности его? Тут вообще раскроется нам, каково может быть участие мирян в делах церковных. Первая обязавность церк. попечительства – это забота о содержании и удовлетворении нужд приходской Церкви. Церковь для прихожан. Она для нас, как дом для семьи. Но она и больше для нас. Она – дом Божий! Сходясь сюда, мы сходимся ко Христу, который сказал, что где собираются люди во имя Его, там и Он среди их; сюда призывает Он нас на тайную вечерю, в которой на свящ. трапезе или престоле предлагает нам в пищу хлеб небесный и чашу жизни, т.е. пречистое тело свое и пресвятую кровь свою. Здесь питает Он нас и хлебом Слова Божия, о котором Сам сказал: «Не хлебом одним живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). Такому дому Божию не свойственно ли приличное устройство, благолепие? И Спаситель наш, когда хотел совершить тайную вечерю, то велел ученикам своим выбрать для сего горницу большую и убранную, Первые христиане, явившись среди неверных, не могли вдруг иметь больших церквей и собирались на службу в выбранных и устроенных для того домах, которые и были для них церквами ( 1Кор.11:21 и д.), а иногда и в подземельях, у гробов св. мучеников. Сами же христиане приносили все нужное для службы, как то: хлеб и вино для св. евхаристии елей, ладан, сосуды и проч. с возрастанием церкви она украсилась, как невеста, красотою, украсилась благолепными храмами, службами, что было особенно со времен св. равноап. Константина и Елены и св. учителей вселенских Василия В. и Иоанна Злат. Наши благочестивые предки, начиная с св. равн. кн. Владимира, также весьма любили строить и украшать храмы. Для содержания их князья назначали десятины, т.е. десятую часть своих доходов, давали им земли, озера с ловлями, мельницами, пошлины с торгов, вклады денежные, жертвовали св. сосуды, ризы, книги богослужебные, отеческие, делая это во славу Божию и на помин души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

После принятия Конституционным собранием декрета об отмене монашеских обетов и о роспуске религ. общин (13-19 февр. 1790) горожане ходатайствовали о сохранении монастырской церкви, однако муниципалитет г. Макон постановил закрыть храм. Согласно акту о передаче монастырского имущества (31 янв. 1791), подписанному прокуратором аббатства Пьером Тальмёфом, в К. был 41 монах, доходы мон-ря составляли почти 100 тыс. ливров, доходы аббата - 200 тыс. После установления диктатуры якобинцев аббат Доминик де Ларошфуко (1757-1790) бежал в Германию († 25 сент. 1800 в Мюнстере). Последняя месса была совершена в К. 25 окт. 1793 г. 28-29 нояб. монастырская церковь и приходские храмы К. были разорены солдатами революционной армии. В 1795 г. в приходских церквах возобновились богослужения, однако монастырский храм был признан ветхим и не подлежащим восстановлению. В апр. 1798 г. здание церкви было продано с торгов за 2 млн франков; разрушение храма продолжалось до 1824 г. (тогда же была уничтожена основная приходская ц. Сен-Майёль). (Библиографию по истории К. см. в ст. Клюнийская конгрегация .) А. А. Ткаченко, А. А. Королёв Архитектура Клюни Здания аббатства неоднократно подвергались перестройкам, поэтому важнейшими источниками сведений о монастырском ансамбле являются клюнийские «consuetudines», средневек. лит. произведения, графические изображения и планы XVII-XVIII вв., а также данные археологических раскопок. Сложившиеся в исследовательской лит-ре представления о развитии ансамбля К. во многом основаны на выводах К. Дж. Конанта, к-рый между 1928 и 1950 гг. руководил раскопками на территории мон-ря. Археологические исследования, возобновленные в 2006 г., позволили исправить и дополнить мн. предположения Конанта. К моменту основания монастыря в К. существовала усадебная капелла Девы Марии и св. Петра (Конант назвал ее Клюни А). По мнению Конанта, вскоре рядом с капеллой была возведена 1-я монастырская церковь (Клюни I), имевшая сходство с церковью клюнийского приората Пайерн (Швейцария) и с ц.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

10) показание торговых цен, существовавших в Вильно в начале июля месяца 1841 года, на разные предметы и работы, упоминаемые в примерных исчислениях расхода, необходимого для Виленского Троицкого монастыря. По случаю пребывания моего в С.-Петербурге, я нахожу необходимым поручить вам, отец архимандрит, введение точного порядка и отчётности по управлению Виленским Святотроицким монастырём, и для того препровождая при сём в копиях означенные 10 ведомостей, поставляю вам в обязанность: 1) иметь главный надзор за всеми действиями по Святотроицкому монастырю; 2) завести все нужные книги и тетради по приходу и расходу; 3) наблюсти, чтобы все важнейшие действия и закупки, с публичных торгов и подряда, или по вольным ценам, производились по Троицкому монастырю совокупно с игуменом оного Арсением, казначеем Иосифом и исправляющим должность эконома Палладием; 4) определить точный круг действий для всякого из сих трёх духовных чиновников; 5) утверждать, в течение года с настоящего числа, все расходы по Святотроицкому монастырю; 6) в содержании монастыря, церкви оного и конюшни, равно в продовольствии пищею монашествующих, конвикторов, певчих и прислуги, применяться к исчислениям, показанным в означенных выше вами составленных табелях, стараясь сколько возможно соблюсти экономию, так как общая сложность положенных вами по сим частям расходов гораздо превышает расходы по другим подобного рода заведениям; 7) применяться подобным образом к сделанному вами исчислению и по одеянию и спальным приборам для конвикторов и малолетних певчих, сообразясь только, чтобы по сему предмету не было делаемо напрасных расходов для певчих, долженствующих быть вскоре исключёнными из хора; 8) что касается певчих уже возрастных, то сообразиться и представить на моё утверждение, которым из них и какое именно назначить жалованье, вместо одеяния; 9) жалованье монашествующим производить по назначенным уже мною окладам, а не по указанному вами по табели, которое отлагается до дальнейшего моего усмотрения; 10) служителей для монастыря нанимать благонадёжных по условию и вольным ценам, применяясь к исчислению, под 2 выше показанному, соблюдая здесь возможную экономию сообразно 5 пункту настоящего предписания, а затем состоящих при монастыре людей монастырского имения, по миновании в них надобности, отсылать к арендатору оного дворянину Ясевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Россиян, как людей нужных, Геровский все же старается прельстить и увлечь перспективами, что, с достижением автономии, Карпатская Русь обратится в плацдарм для русских акций: поставлено будет радио для пропаганды в России против большевиков и т.п. Стремление д-ра Геровского добиться законных прав и лучшей доли своему народу – само по себе почтенно и похвально. Мы всеми законными мерами готовы содействовать этому. Но выбор средств для достижения доброй цели у Геровского совершенно неудачен, и мы со всею силою протестуем против обращения Церкви в оружие для достижения политических целей: это совсем не допустимо. Это не только опасно, но может быть и роковым для Церкви и крайне вредным для лиц, авторитетом которых д-р А. Геровский прикрывается. Слава Богу: из сей затеи ничего не вышло. II часть. Выводы и практические предложения Я старался в 1-й части отметить те силы, из которых слагается современная церковная жизнь в Америке, и те факты, которые характерны для нее. Теперь, не отступая от фактов и действительности, попытаюсь ответить: 1 . Что нам предлагают? 2 . Что мы имеем? 3 . Чем мы можем поступиться? 4 . Что мы можем принять? 5 . Каковы возможны формы мирной и созидательной церковной жизни в Американской Руси? 13. Что из себя представляет Американский митрополичий округ, в который нам предлагают влиться? Кливлендский Собор так и не решил, что из себя представляет их организация: епархию ли или митрополичий округ? Для внешнего представительства и домогательств нужно было бы округ, но для централизации и властвования оставили епархию с одним управляющим епископом и несколькими безработными викариями. Сколько приходов в Американском митрополичьем округе – этого не знает ни митрополит, ни епархиальный совет, ни канцелярия. В Кливланде считали 180, другие 200, после присоединения Архиеп. Адама – 260, по вновь составленному списку – 241. Но и я, мало еще знающий американскую епархию, вижу в том списке много мертвых душ или чужих приходов. Самая распространенная и тяжкая болезнь американских приходов – это моргичи, закладные: редко какой приход не обременен долгами. А многие переобременены безнадежно. Особенно это заметно в больших городах. В Питсбурге, напр., на Саут-сайт церковь за долги перешла в собственность частных лиц (о. В. Ткача), на Рид-стрит Собор записан на дочь м. Платона Варвару Успенскую. В Нью-Йорке у митрополита собор на 97 ул. отобран живоцерковниками, а на суды бесплодно затрачено 150000 долл. Под собор митрополиту епископалы отвели часть своего костела на Хаустен стрит, а жить митрополиту совсем негде. Во время приездов он живет, как гость, у чужих людей (м-ме Клюге). На храме Христа Спасителя долга 120000 долл. На 10 улице епископалы дают церковь ради своей миссии среди православных, а настоятель прот. о. Илия Клопотовский числится у них викарием. Архиеп. Адам церковь в Астории засудил так, что ее с торгов купили епископалы. Другая его церковь на 4-й ул. тоже из-за судов переобременена долгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Приписная к собору церковь однопрестольная, в честь Знамения Божией Матери, в селении Игнатьевском, в 7 верстах от города. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, капиталов не имеет. Особо чтимых икон в соборе нет. Капиталов его в 1910 г. имелось 1828 руб. 75 коп. Угодий, приносящих доход, собор не имеет. Прихожан в приходе: 2741 душа муж. пола и 2746 душ жен. пола. Приход состоит из г. Ишим и 11 деревень. Среднее число за год крещений 274, браков 74 и погребений 238. Земли имеется 198 дес., в том числе пахотной 130 дес., сенокосной 20 дес. и 18 дес. под мелким березовым лесом. План на землю есть. Для помещения диакона и псаломщика имеется церковный двухэтажный полукаменный дом в 5 комнат с надворными постройками, приобретен покупкою с торгов за 1100 руб. Один священник имеет собственный дом, протоиерей и один псаломщик живут на квартирах. Дрова причт покупает на базаре березовые. Жалования от казны причт не получает. Капиталов причта на 1910 г. имелось 2373 руб., с которых причт пользуется процентами. Братских доходов за год бывает до 1800 руб. Церковно-приходского попечительства и церковно-приходской школы в приходе нет. В дер. Стряхниной есть министерская школа. За законоучительство в ней и в женской прогимназии священник Гвоздицкий получает 360 руб. в год. Прихожане отказались от содержания храма и устройства причтовых помещений. Пасхальное хождение бывает по приглашению. Причта по штату положено: настоятель протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Богоявленский собор является первым каменным храмом города Ишима. Строили его не менее полувека, причём точная дата окончания строительства не известна: свидетельства об освящении верхней церкви до сих пор не обнаружены. Устроение новых населённых пунктов на Руси всегда сопровождалось возведением церкви - Коркина слобода, основанная в 1687 году на Киселёвском мысу в излучине реки Ишим и преобразованная в конце XVIII века в город Ишим, не была исключением из этого правила.

http://sobory.ru/article/?object=13261

Комплектование церковного инвентаря в храме осуществлялось, в том числе, из весьма необычных источников. Так, например, в 1910 г. на заседании «Объединённых монархических обществ и союзов при Казанском отделе «Русского Собрания», в связи с ходатайством о запрещении приёма в ломбардах крестов и риз и незаконной продажи их с аукционных торгов, было решено ассигновать средства для приобретения по цене залога уже заложенных крестов и риз и передавать их в храм.(37) С самого начала своего функционирования храм Во Имя Всемилостивого Спаса превратился в центр духовной и, в известном смысле, общественно-политической жизни казанских трезвенников, эрэсовцев и представителей близких к ним организаций. В разное время в нём совершали богослужения многие известные религиозные деятели, в том числе, епископы Чистопольские Алексий (А.Я.Дородницын) и Анатолий (А.Г.Грисюк).(38) Храм стал свидетелем многочисленных торжеств религиозного и общественно-политического характера: например, 300-летия царствования Дома Романовых, всероссийских и епархиальных праздников трезвости. В нём помещались хоругви отделов «союзнических» организаций, представители которых по разным поводам приезжали в Казань. К последним, помимо вышеперечисленных, относились: предполагавшееся участие в съезде «Союза Русского Народа» (СРН) (в рамках всероссийских торжеств, посвящённых 200-летию Полтавской битвы) (июнь 1909 г.), встреча Казанской иконы Божией Матери (июнь 1911 г.), и т.п.(39) В июне 1909 г. в храме был отслужен молебен о здравии председателя Главного Совета СРН А.И.Дубровина, в июле того же года - панихида по скончавшемуся в Санкт-Петербурге почётному члену КОТ, члену Государственного Совета, бывшему Казанскому губернатору П.А.Полторацкому, в сентябре 1913 г. - по скончавшемуся на курорте Бад-Наухайм в Германии почётному члену КОТ, Казанскому губернатору М.В.Стрижевскому.(40) Большой торжественностью отличались мероприятия, посвящённые 300-летию царствования Дома Романовых. «На торжество в Казань, - сообщалось о них, в частности, в «Отчёт Казанского Общества Трезвости за 1913 год», - съехались председатели и члены союза русского народа из уездов: Казанского, Свияжского, Спасского, Цивильского, Лаишевского, Чистопольского с своими хоругвями, и им было предложено помещение и полное содержание в учреждениях Общества Трезвости.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/22/...

В марте 1922 г. в Муроме создали подкомиссию по изъятию церковных ценностей. 18 мая из обители вывезли 11 серебряных окладов икон, 3 кадила, 8 лампад, 3 сосуда, 3 креста и 2 бархатные, шитые жемчугом ризы общим весом 1 пуд 5 фунтов 59 золотников 48 долей серебра; 23 мая - 2 серебряные ризы с окладами из жемчуга и драгоценных камней общим весом 1 пуд 103 золотника; т. о., было вывезено ок. 35 кг «драгметалла». 29 июля 1925 г. Владимирская губ. комиссия издала распоряжение о передаче имущества обители Муромскому музею (МИХМ. Охрана памятников. Научный архив 207), что и было осуществлено 24 сент. того же года. 16 февр. 1926 г. губ. музей разрешил Муромскому музею «продажу без торгов немузейного имущества б. Спасского монастыря». 22 окт. 1926 г. группа верующих из дер. Прудищи выкупила за 150 р. иконостас из архиерейской домовой церкви. Постепенно городской музей стал сдавать церковные помещения в аренду разным лицам и организациям. Бумаготкацкая фабрика «Красный луч» заключила договор на сдачу в аренду одного из монастырских корпусов за 100 р. в месяц. К авг. 1927 г. фабрике принадлежали уже 2 корпуса (Там же). В нояб. того же года Муромский музей получил разрешение заключить договор аренды с 41-м стрелковым полком. 20 янв. 1928 г. комиссия в составе инженера Ф. П. Засухина, архит. А. В. Зворыкина, а также представителей музея и 41-го стрелкового полка произвела осмотр колокольни при Покровской ц., состояние к-рой признали аварийным. Колокольню постановили снести. В марте 1928 г. администрация музея (формальный владелец объекта) и руководство 41-го стрелкового полка подписали условия использования зданий и сооружений М. П. м.: командование полка обязывалось содержать постройки в надлежащем виде и проводить текущий ремонт. 30 марта 1928 г. оформили акт сдачи-приемки помещений. Документ от 14 апр. 1928 г. свидетельствует о внутреннем убранстве храмов обители: «Комиссией в составе зав. музеем местного края Квасова С. П., зав. отделом искусства Муромского музея Тагунова С. В., академика живописи Куликова И.

http://pravenc.ru/text/2564382.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010