Хацимантаро разбил его. В городе — дворец князя Намбу — тоже в развалинах; остатки рощи показывают место, где наслаждался своим положением довольно сильный вассал (20 ман коку). В окрестности дворца были большие дома его главных и здесь теперь — новая жизнь: отличная кенчё, великолепное среднее училище дальше — большая фабрика шелковых ниток, и тут же заведение для воспитания червей, образцовая ферма, дом губернатора. Бордюром города, собственно торговой и ремесленной части, служат улицы сизоку и доосинов (бывших, — теперь хеймин). Сизоку почти все имели земли и сами строили себе дома по своему вкусу, хоть и определенной формы; дома эти — так же как в Сендае — в садах; некоторые только сизоку не были землевладельцы, а прямо получали содержание рисом были). Для доосин — всех — выстроены были дома от князя — одних и тех же размеров и форм, с некоторым различием — по чинам среди их; при домах — небольшие огороды, и затем для своего содержания доосин " ы получали — рисом. Оттого их улицы теперь — в струнку длинные-предлинные тянутся рядом одинаковых домиков. Это — настоящие военные поселения. Назывались доосины еще — так как подчинены были кациу — сизоку, ходили пред ними с копьями и проч. Судя по сицудзи, народ здесь небогатый и немножко бесцветный. Один же из сицудзи, Иоанн Мук[?] подал в отставку след. способом: сошел с ума, не был устережен, удавился — дней 15 тому назад, и 3-го дня был найден — изгнивший на дереве. Вчера похоронили его. За Литургией он был помянут за упокой; сегодня же в доме его отслужили по нем панихиду; семейство, видимо, в печали немалой. Пред образом горят свечи, курится много благовонных палочек и стоит чашка с водой, как жертво-приношение; последнюю я велел убрать. 4 (16) июня 1881. Четверг. В Хацинохе Утром отправились на лошадях; впервой пришлось сесть на японское простонародное и вместе грузовое седло; едва взобрался, чуть не упавши при первой попытке. Сидеть так широко, что милю проехавши, как некоторую отраду и успокоение употребил путешествие пешком, после которого, однако, пришлось сесть опять, хоть погонщик сделал несколько удобнее, пристроив веревочные петли под каблуки сапогов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Если местные нужды могут быть удовлетворены местными средствами, — благо. Если нет, — дело центрального комитета исходатайствовать в министерствах устройство ферм, птичников, огородов, мастерских и проч. Ныне времена иные и министерства постепенно теряют свою прежнюю закваску — делать наоборот тому, о чем вы просите. Изучение народных богатств, народных нужд и способов их исправления — дело не новое. Еще Крижанич, во времена Иоанна Грозного, указывал на это и требовал поднятия народного благосостояния, дабы избавиться от инородчиков и остаться национальными. Он требовал изучить природные способности, таланты и нравственный качества народа по сравнению с другими народами, — природу, среди которой население приходится жить, её богатства и недостатки, — жизнь народа с точки зрения богатства и бедности, — способы наилучшего пользования, как талантами народа, так и богатствами. Земледелец кормит и богатит и себя, и ремесленника, и торговца, и боярина и краля. Но по недостатку предприимчивости, отсутствия необходимых для того знаний и другим причинам земледелие у нас недостаточно развито. Необходимо назначить особых чиновников, «углядников», на обязанности которых лежало бы исследовать почву, определять её плодородие и указывать населению наиболее выгодные, в каждой местности, способы пользования землею. Эти же углядники должны подыскать наиболее подходящие места для постройки мельниц, крутяных заводов и т. п. Далее, правительство должно снабжать население земледельческими орудиями по дешевым ценам и даже отпускать их в кредит. Должно способствовать развитию других отраслей  хозяйства: пчеловодства, шелководства, табаководства, виноградарства, виноделия и проч. Добиться экономической независимости России, чтобы не было надобности покупать заграницей такие товары, которые могут быть производимы с успехом внутри страны. Правительство должно взять на себя борьбу с праздностью, установляя за нищенство и тунеядство суровое наказание до ссылки в Сибирь включительно. Правительство должно поощрять домашнюю кустарную промышленность и содействовать развитию новых отраслей промышленности: производства бумаги и шерстяных изделий, изделий из кожи, металла и проч. А для этого есть и надлежащее средство: «отказаться от употребления заграничных изделий».

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

удалось не только разгромить армию архиеп. Зигфрида II фон Вестербурга (1275-1297), но и захватить прелата в плен. Горожане воспользовались этим, чтобы ограничить власть архиепископа, вынужденного уступить часть владений кафедры и признать фактическую независимость кёльнской коммуны (с этого времени резиденция архиепископа обычно находилась в Брюле, позднее - в Бонне). Власть в городе перешла к богатым торговым родам. В XIV в. 15 патрицианских семейств, заседавших в Малом совете, доминировали в городском управлении. В 1321 и 1341 гг. была проведена кодификация городского права и политического устройства («Книга присяги» (Eidbuch)). Наряду с Малым советом действовал Большой совет (82 чел.), состоявший из представителей приходских округов города, купцов и ремесленников. Во 2-й пол. XIV в. борьбу с патрициатом за сферы влияния и переход к выборной власти вели «общества сотрапезников» (гаффели, нем. Gaffel) - межцеховые объединения купцов средней руки и ремесленников. Крупнейшим событием стало восстание ткачей 1370-1371 гг. Повстанцы пытались демократизировать Большой совет, но потерпели поражение. Впрочем, в долгосрочной перспективе борьба «обществ сотрапезников» была успешной. К 90-м гг. XIV в. среди патрициата началась борьба партий, что привело его к потере влияния. В 1395 г. была опубликована новая редакция «Книги присяги», значительно расширившая функции и полномочия Большого совета. 14/18 сент. 1396 г., после очередного восстания «сотрапезников», был подписан «Союзный договор» (Verbundbrief), 1-я в Германии городская конституция, определившая политическое устройство К. до кон. XVIII в. Согласно «Союзному договору», власть в городе передавалась ремесленным цехам и объединениям купцов. Малый совет, оплот патрицианской власти, был упразднен. Высшим правительственным органом стал совет, избираемый 22 цехами и «обществами сотрапезников», которые представляли граждан города. Совет состоялиз 49 членов и принимал все решения по управлению К. Важнейшие вопросы (заключение союзов, объявление войны, крупные расходы и проч.) должны были обсуждаться советом с избранными специально для этой цели представителями цехов и «обществ сотрапезников».

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Раскольники весьма усердно устраивают у себя фабрики и заводы, и мало по малу вводят в свои операции уже и паровые машины. В XVIII столетии раскольники явились едва ли не главными основателями уральских железных заводов, или, по крайней мере, дали им главную массу рабочих сил. В 1736 году Татищев доносил правительству: «что раскольников в тех местах умножилось, а наипаче на партикулярных заводах Демидовых и Осокиных; приказчики едва не все, да и сами промышленники некоторые – раскольники, и ежели оных выслать, то и заводы держать некем и в заводах казённых будет не без вреда; ибо там, при многих мануфактурах, яко жестяной, проволочной, стальной, укладной, и почитай все харчами и потребностями торгуют олончане, туляне и керженцы – все раскольники» 137 . Московские и подмосковные фабрики были, как известно, даже училищами и рассадниками раскола. Поморские, даниловские скиты имели заводы кирпичный, кожевенный, лесопильный 138 . В Нижегородской губернии раскольники, заняв по обеим сторонам берега Волги, на пространстве 265 вёрст, и берега Оки, на пространстве 170 вёрст, в числе более 46 000 душ,– завладели не только судоходством по этим рекам, но и всей торговлей и издельной местной промышленностью,– каковы: судостроение, деланье посуды, пряденье льна, металлическое производство и проч. Они были главными промышленными деятелями в таких важнейших пунктах нижегородской торговли и промышленности, каковы: Городец, в Балахнинском уезде, Горбатов – торговый уездный город с прядильными заводами, знаменитые торговые и промышленные сёла – Павлово, Лысково и др. Жители великорусских старообрядческих сёл Мглинского, Новозыбковского и Стародубского уездов Черниговской губернии также известны своей промышленностью и торговлей. Они завели у себя на посаде в Клинцах до 150 мастерских, до 22 суконных, шерстяных и льняных фабрик, из которых семь действуют парами. Даже скопцы, по-видимому, больше других сектантов уносящиеся в мистико-фантастический мир,– даже и они народ промышленный и ремесленный.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

2. Из этого следует, что точкою отправления исторического изложения может служить или развитие одного из основных начал природы человека, упомянутых выше, или непосредственно судьба самих народов. – В первом отношении, История разделяется на историю религиозных верований и учений, историю литератур, наук, знаний, поэзии и красноречия, историю искусств изящных, зодчества, ваяния, живописи, поэзии и музыки, историю права и на историю промышленности земледельческой, ремесленной и торговой. Заметим, что изложение тех гражданских форм, (т. е. сословий и их отношений взаимно между собою и к Верховной власти), в коих народ установился в своей исторической жизни и развил свою образованность, есть история гражданственности. – Во втором отношении, история получает значение политической и излагает, как уже упомянуто было выше, судьбу народов, т. е. их возникновение, развитие их внутренних сил, их процветание и дальнейшую участь. Поелику же развитие начал истины, изящества, полезности и проч. совершается не иначе, как в жизни народов, то история развития сих начал не понятна без политической, которая поэтому служит главным органом Всеобщей истории человечества. 3. Следует ближе определить сущность политической истории. Каждый народ, отличаясь отдельной национальностью, т. е. языком, верованиями и преданиями, иногда даже религией, сознает свою особность в кругу других народов и сохраняет в отношении к сим последним свои права и обязанности. В этом отношении он есть политическое лице. Совокупность народов какого-нибудь периода в жизни человечества составляет политический мир этого периода. И так мы можем сказать, что политическая история излагает судьбу народов, как отдельных национальных личностей, в общих летописях человеческого общества. Потому-то в состав ее входят деяния великих представителей народа, его Монархов, правителей, полководцев, министров, – войны, завоевания, мирные договоры и пр. Можно сказать, что Политическая история есть сокращение, как бы схема Всеобщей истории человечества. Понятно, что Политическая история и История гражданственности, хотя в сущности связаны между собою, но различны и по значению, и по объему: первая гораздо обширнее второй и предполагает ее собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

XVI и особенно в XVII в. столкнулась с рядом демографических, экономических, социальных и политических проблем. Воспитывавшийся в Нидерландах испан. король управлял страной авторитарными методами, пренебрегал традициями И. и сохранявшимися средневек. привилегиями провинций, городов и корпораций (ремесленных, торговых и проч.). На высшие должности, в т. ч. церковные, он назначал своих фаворитов (часто фламандцев по происхождению), демонстративно пренебрегал мнением испан. кортесов, резко увеличил налоги и использовал собранные суммы не для нужд страны, а в целях имперской политики. Действия короля стали причиной восстаний: Комунерос в Кастилии (1520-1521) и Херманий (Жерманий) в Валенсии (1520-1522) и на Балеарских о-вах (1521-1523); в восстаниях принимали участие представители дворянства (включая аристократию), католич. духовенства, ремесленников и крестьян. Направленность восстаний против усиления королевской власти приобрела характер апелляции к средневек. традициям. После подавления мятежей королевская власть в И. усилилась, а баланс социальных сил изменился в пользу дворянства. И. много сделала для осуществления Великих географических открытий, оказав наряду с Португалией большое влияние на последующее развитие Лат. Америки. В свою очередь колонизация Америки имела важные последствия для развития И.: приобретение огромных рынков сбыта и источников сырья и драгоценных металлов способствовало в 1-й пол. XVI в. экономическому росту; в нек-рых отраслях хозяйства появились черты капиталистических отношений (эта тенденция не получила развития). С 20-х и особенно с 40-х гг. XVI в., когда в И. стало поступать серебро из рудников Мексики и Перу (Потоси), королевской власти необходимо было организовать добычу и доставку серебра (т. н. серебряные флоты), а интерес к развитию испан. экономики падал. Большое внимание уделялось христианизации индейцев, созданию и развитию в Новом Свете структур католич. Церкви. В 1508 г. кор. Фердинанд V (II) получил от папы Римского Юлия II право выдвигать кандидатов на церковные должности (прежде всего епископские) во всех амер.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В 1801 г. был заключен субсидиарный договор с Аудом, а в 1803 г. англ. войска вошли в Дели. Формально Могольское гос-во просуществовало до 1858 г., но последние правители Акбар II (1806-1837) и Бахадур-шах II (1837-1858) получали выплаты в виде пенсий от компании, и их деятельность полностью контролировалась англичанами. В 1814-1826 гг. в состав англ. владений вошли области в юж. предгорьях Гималаев и был установлен протекторат над ассамскими землями. К 1838 г. Ассам с вассальными княжествами был полностью аннексирован, а в 1843 г. та же участь постигла Синд. Наконец, в 1849 г. в результате 2 англо-сикхских войн (1845-1846, 1848-1849) англичане смогли завоевать Пенджаб. Подчиняя себе новые и новые земли, англичане укрепляли и развивали систему колониального управления и эксплуатации подвластных им территорий. Акт об управлении И. 1773 г., принятый англ. парламентом, поставил деятельность Ост-Индской компании под контроль правительства и признал инд. приобретения компании ее собственностью. Первым генерал-губернатором стал Уоррен Хейстингс (1774-1785). При нем была ликвидирована система «двойственного управления» и установлен полный контроль над местными адм. структурами. Были учреждены суды во главе с брит. судьями, создана колоссальная по численности сипайская армия. В 3 президентствах Британской Индии - Бенгальском, Мадрасском и Бомбейском - были свои управленческие структуры и воинские контингенты. К рубежу XVIII и XIX вв. основной объем прибыли англичане получали за счет взыскивания огромных денежных сумм в форме контрибуций, субсидий и проч. выплат с поставленных в вассальную зависимость местных правителей; взимания земельного налога на аннексированных территориях; введения монопольных цен на торговлю нек-рыми товарами (солью, бетелем, табаком и др.); вывоза дешевых ремесленных товаров, прежде всего тканей. Для увеличения объема поступавших в казну налоговых средств с кон. XVIII в. англичане стали проводить реформы земельного налогообложения, учитывая исходную специфику разных территорий. В Бенгалии и в сев. части Мадрасского президентства в 1793 г. была введена система «постоянного заминдари» (постоянного земельного налогообложения), ориентированная в вопросах сбора земельной ренты на заминдаров-землевладельцев. Налоговые суммы, вносимые заминдарами в казну, не подлежали пересмотру. Аналогичная система «временного заминдари» (с пересмотром размера налоговых ставок) стала действовать в Сев. Индии - в Ауде и части Ганго-Джамнского двуречья (Доаба) - в соответствии с законами 1822 и 1833 гг. На юге Мадрасского президентства в 20-х гг. XIX в. получила распространение система райятвари, где в качестве земельных собственников и налогоплательщиков выступали общинники-райяты. Вариант системы райятвари - махалвари, введенный в нек-рых районах Доаба и позднее в Пенджабе, устанавливал в качестве налогооблагаемой единицы деревню (махал).

http://pravenc.ru/text/389577.html

В видах той же «помощи себе», правительство московское, в 1662 г., рассылало по волостям сохи, сошники и косули 154) , для улучшения земледелия, которое, однако, едва ли улучшалось, потому что население сельское, главою XIX Уложения 1649 г., лишенное права торговли, а указами из Москвы, обязанное высылать всех своих ремесленников «на сроки», бежало «врознь» или – как писали тогда в челобитных – «шаталось меж дворов». «Лучшие земли в России – свидетельствует иноземный самовидец 1659–1666 гг. – приносят ныне весьма мало, ибо им не дают отдыхать, а недостаток в людях причиною тому, что другие лежат необработанные. Путешествуя по Волге, находите в иных местах, на расстоянии 500 верст, по десяти женщин и одного мужчину с ними» 169 . Из сословий не высокопоставленных, могло бы находиться в положении сравнительно лучшем сословие торговое, с 1648 г. исключительно «государство» 170 , делившееся, по Котошихину, на классы: 1) гостей, лиц выборных, всего до 30 чел. с капиталом от 20 до 100 тыс. руб. и правом приобретать вотчины; 2) купцов гостиной и суконной сотни, до 200 чел., служивших в качестве товарищей при гостях, но без права владеть вотчинами, 3) торговых людей, без прав службы, владения вотчинами, винокурения и пивоварения, 4) посадских торговавших собственными изделиями 171 . Но вот что говорит о способах русской торговли того времени, также самовидец, некто Крижанич 155) , родом хорват, не только живший долго в России, но, при Алексее Михайловиче, сосланный, неизвестно за какую вину, в Сибирь: «Россия имеет мало мест для торговли (таким считает Крижанич: Новгород, Псков, Архангельск), и ей нужно их больше, а никто их не может устроить без царской силы. Не имеет она золота, серебра, меди и проч. Не имеет дорогих каменьев, бисера, кораллов и красок, а, однако, их хотят употреблять даже бедные и простые люди. Не имеет сахару, шафрану, перцу, гвоздики, орехов, корицы, инбиря, мирры, ладона, муската и других приправ и благовоний. Не имеет масла, вина, изюму, миндалю, смокв, лимонов, больших орехов, каштанов, слив, бресков, котуны и других овощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Ещё больший шаг вперед разделение труда делает при господстве городского ремесленного хозяйства. Тогда город и деревня производят один для другого необходимые продукты и обмениваются ими: деревня доставляет городу продукты земледелия и скотоводства, а город дает ей взамен продукты индустрии; внутри городской промышленности, как и внутри сельскохозяйственного производства, происходит выделение отдельных отраслей: – кожевенное производство, металлургическое, шерстяное и проч.; а затем и расчленение внутри этих отраслей. Начинается специализация внутри отдельных производств, внутри отдельных предприятий; так, изготовляемый кинжал уже тогда проходит через несколько рук; один рабочий выделывает рукоятку, другой – лезвие, третий гравирует и т. д. Иначе говоря, уже в мелком ремесленном хозяйстве мы видим начало технического разделения труда, которое, равно, как и общественное, достигает расцвета в крупном капиталистическо-товарном хозяйстве. Здесь продукты производятся исключительно на продажу, производятся товары. В период выработки продукты переходят из одного производящего хозяйства в другое (металлы из рудников в металлургические заводы и мастерские; шерсть от овцеводов на фабрики и т. д.); из рук одного рабочего в руки другого. Когда продукт готов, он проходит через ряд хозяйств-посредников, торговцев, поставщиков, пока не попадет к потребителю. Зачатки этого экономического строя видим во второй половине средних веков; он достигает широкого развития и господства почти во всех странах Европы к концу XIX столетия. Но не надо думать, что между этими периодами существует резкая граница; можно говорить только о преобладании того или другого типа хозяйства в известный период, потому что зачатки новых экономических форм всегда имеются в настоящем, как и остатки прошлой хозяйственной структуры. Не входя пока в точную генеалогию капитала, мы отметим здесь лишь то, что первым условием возможности капитализма есть наличность известного уровня производительности труда, при котором рабочий производит больше, нежели потребляет. Излишек производимого ими сверх того, что они получают сами и составляет общий источник прибыли капиталистов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Историк Кедрин, рассказывая о пожаре во время бунта, известного под названием «Ника», истребившем множество зданий, упоминает о погибели дома, называемого фонарным, потому что по вечерам он горел огнями 32 . Этот так называемый дом λαμπτρων, имеющий склады шелковых товаров, которые, по всей вероятности, в нем и изготовлялись, до известной степени может быть сближен с изобретением епарха Кира для ночного освещения мастерских. Но в чем заключается секрет и новость изобретения, об этом судить очень трудно. Что византийцам были известны некоторые искусственные способы освещения и обогревания, об этом можно догадываться на основании известия Кодина о банях Зевксиппа, освещаемых и в то же время обогреваемых посредством особого стеклянного аппарата. В качестве хозяина города епарх имел попечение об украшении ег о красивыми зданиями, об устройстве театральных представлений. Одной из важнейших его забот было иллюминовать и украшать город по случаю праздников, парадных процессий царей и встреч важных иностранцев. Любопытное известие об иллюминации Константинополя сохранил Кедрин. Однажды в городе распространился слух, что царь Юстиниан заболел и никого к себе не принимает. Начались мятежи и грабежи. Тогда епарх приказал зажечь иллюминацию в ознаменование того, что царь выздоровел, и своеволия прекратились. Только епарх мог располагать такими обширными средствами, чтобы в короткое время привести город в праздничный вид по случаю торжественных встреч и царских выходов. Для этого у него были в распоряжении все торговцы золотыми и серебряными вещами, все фабрики и мастерские, где изготовлялись шелковые материи, и, наконец, торгующие этими предметами. К торжественным случаям улицы Константинополя чистились и украшались зеленью и цветами, парадные залы дворца также украшались восточными тканями и драгоценными предметами, взятыми или от поставщиков, или из церквей и разных богоугодных заведений. Так, по поводу торжественного приема сарацинских послов дворцовые помещения епарх украсил пурпуровыми и шелковыми тканями, золотыми и серебряными предметами, эмалями и проч., особенно подробно описано украшение города по случаю возвращения Василия Македонянина из похода 34 .

http://sedmitza.ru/lib/text/442754/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010