Ильинская старинная церковь, будучи деревянной, внутри была оштукатурена и " раскрашена разными колерами " , Автор: Ольга Барыкина Источник: По штату в большом ковернинском приходе служили три священника, один дьякон и три псаломщика. В 1880-е годы причт на содержание священно-церковнослужителей жалованья не получал, потому что приход состоял из казённых крестьян и содержание причта было скудное по причине большого числа среди них раскольников. Поэтому основной доход священнослужителей и их семей получался от аренды домов и земли. " При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек на 12 лет; б) торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62 и 25 июня того же года за с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет с 1 числа сентября 1879 года по контракту, заключённому с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина, засвидетельствованному в конторе костромского нотариуса Павлина Платоновича Михайловского, 25 числа сентября 1879 года по реестру 2281; от сей арендной статьи арендатор должен вносить по 805 рублей серебром в год " . Кроме этого, пять процентов дохода в пользу церкви получал приход от Государственного банка (билет в 100 рублей от 1 ноября 1860 года за 168,135) и по билету (векселю) Нижегородского Николаевского городского общественного банка в 100 рублей (от 12 августа 1880 года за К 1901 году причт жалования ни из государственной казны, ни от прихода не имел, а только получал проценты с 1125 рублей, находившихся в банке, от аренды лавок на базарной площади в размере 500 рублей. И, как официально считалось, " с таковым пособием содержание причта оказывается посредственное " . На 1917 год доходы церковные были уже иные: " Кружечных доходов было получено 2800 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего дохода: % с капитала – 86 рублей, аренды от базарной площади – 650 рублей и за отведённые, с разрешения Святейшего Синода, участки на причтовой пашенной земле под постройку крестьянами овинов – 150 рублей " .

http://sobory.ru/article/?object=57347

О каком-либо другом виде доходного хозяйства говорить не приходится. Постройки требуют средств не только на ремонт, но и на охрану их от расхищений, но источника этих средств нет и не может быть, ибо слишком уж для определенных целей все это создавалось. В) В интересах сохранения государственного достояния все бывшее монастырское имущество (за исключением, возможно, имеющих действительно историческое и художественное значение предметов, которые необходимо передать в Москву в музеи), все остальное имущество бывшего монастыря необходимо передать в фонд ГЗУ (Губземуправления) для рационального использования, и в 1-ю очередь церковных колоколов (1300 пудов), меди и утвари металлической вообще. Использование разрушающихся построек, не могущих быть ни для чего приспособленных, продажей их с публичных торгов. Г) Годные помещения, освобожденные от детского дома и некоторые другие, предоставить в распоряжение расквартированного в Козельском уезде 242-го полка, как не могущего разместиться в должном порядке в г. Козельске за отсутствием соответствующих помещений, с предоставлением полку права пользования бывших церквей для клубов и складочных помещений и для организации в бывшем монастыре военного городка. Производивший по поручению Губисполкома обследование (подпись)». 581 «Я уже тогда, когда избирали меня, предвидел и разгром Оптиной, и тюрьму, и высылку, и все мои теперешние страдания – и не хотел брать этого всего», – говорил старец позднее (Цит. по: Вениамин (Федченков) , митр. Указ. соч. С. 152). 582 Павлович Надежда Александровна (1895–1980) окончила высшие женские курсы и работала в президиуме Всероссийского Союза поэтов (1919–1920). При ее содействии спасены были библиотека и архив Оптиной пустыни, началась в 1974 г. реставрация храмов. Похоронена в Москве на Даниловском кладбище. 591 Лидия Васильевна Защук (1871–1938) – ленинградская журналистка, бывшая с 1919 по 1923 г. заведующей музеем в Оптиной пустыни, духовная дочь старца Нектария, постриженная старцем Анатолием в тайное монашество с именем Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из документов комиссары узнали доподлинно как цель пожертвований, так и проклятие за нарушение воли завещателей. О цели пожертвований в дарственных ясно говорится, что дар сделан такому-то монастырю, в котором такая-то церковь и утверждена за ним «ради спасения нашей души, ради спасения душ наших ближних, почивших предков и наших родителей, ради нашего здравия и спасения нашей супруги, ради здоровья и спасения душ наших детей» и т.д. Дарственные обыкновенно заканчиваются такого рода заклятиями: «Кто после нашей жизни будет господарем из наших ли детей или нашего рода, или кого иного изберет Бог , быть господарем нашей Молдавской земли, и тот все же не должен отменять наш дар, но обязан его утвердить и скрепить. А кто осмелится наш дар и утверждение его нарушить или отменить, тот да будет проклят от Господа Бога и Искупителя нашего Иисуса Христа, от Его пречистой Матери Марии, от свв. апостолов, от 318-ти никейских отцев и от всех святых, благоугодивших Богу». Комиссары видя, что подозрение их о неисполнении монастырями ктиторских обязательств не оправдывается, стали высмеивать попечение умерших ктиторов о вечном спасении, говоря: «О если бы кто либо нашелся, чтобы заклял наши сюртуки, панталоны, сапоги, чтобы они не рвались!». Дарственные документы ктиторов и господарские хризовулы комиссары отослали в департамент церковных дел, и затем они сдали монастырские имения в аренду, и с публичных торгов продали монастырские имущества, лошадей, волов, овец. Но это была не продажа, а смех и грабеж. Скот продавался гуртом за бесценок. « Ум мутится, – писал старец Герасим управляющему монастырскими имениями в Бессарабии, сердце кровью обливается, когда видишь, как разграбляется без всякой жалости то, что собиралось в течение целого ряда веков. Ах, возлюбленный брат, не могу больше писать от скорби и слез! И действительно, прибавляет о. Андроник, достойно жалости и горьких слез то, что совершилось пред глазами иноков как членами комиссии, так и беззаконным административным комитетом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нерадение наше лишает нас священства и Таин. Народ наши не знает цены семи таинствам и священство не ставит выше торгов и земледелия.... Дивлюсь и ужасаюсь, как другие (в древности), находясь в муках и отягченные страданиями, не оставляли приносить бескровную жертву (на прим, мученики Лукиан); а мы в полном здоровье, нас не тревожит ни малейшая боль, и – мы оставляем все это! Что скажем о нашем нерадении?» – Другие же раскольники ещё прежде того рассуждали между собою так: «без таинств нельзя спастись; без священника нельзя совершать таинств; священникам нельзя быть без епископа», и поэтому желали иметь у себя архипастыря 29 . Когда такие мысли и чувствования стали проникать в среду раскольников; то правительство наше смягчило свою строгость в отношении к сим заблудшим, а духовные пастыри усилили свои увещания им в духе кротости и том чаянии: не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим.2:25 ). И такие увещания не остались безуспешными: ибо многие раскольники, внимая оным, пожелали присоединиться к св. Церкви с тем условием, чтобы им дозволено было держаться старых, по их мнению, и любимых ими обрядов. Это им дозволено; и таким образом во многих местах образовались из них так называемые единоверческие церкви, которые только тем отличаются от древле-православных, что в них совершается богослужение по старопечатным книгами 30 . Так русские государи и архипастыри действовали в минувшие веки относительно иноверия и раскола, ревнуя сохранить православную веру в нашем отечестве во всей чистоте её. Что же из этого надлежит заключить? Очевидно – то, что русская Церковь , при таком попечении их о православии, ни в чём не могла отступить от православного учения. И действительно в минувшие веки, как и всегда, она была вполне правоверна. Об этом свидетельствуют не только догматы её, которые поистине были тогда те же самые, что и в православной восточной Церкви, – не только духовный союз её с этою Церковью, которого не могло быть, если бы она в чём-либо отступила от православного учения, – и не только наши летописцы, у коих и намёка нет на то, чтобы она в каком-нибудь пункте изменила это учение; но об этом свидетельствуют и иностранные писатели – иноверцы, в которых нельзя предполагать пристрастия к русским.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

В тот самый год, когда древнейшая московская обитель, основанная еще к 1296 году сыном Александра Невского святым князем Даниилом, пускала с торгов старую церковь , аскет Свенцыцкий учредил религиозно-философское общество памяти Соловьева и как простой верующий обратился с воззванием к церкви объявить всенародный пост по поводу расстрела рабочих. Вслед за тем университетский питомец перейдет на полулегальное положение, но от принципов не отречется, будет постигать в Новом Афоне опыт отшельничества. Из-под его плодовитого пера выходят труды по крестьянской философии, пьесы, очерки. Он переписывается с Брюсовым, знакомится с Буниным, Блоком, знаменитыми актерами того времени. Ему посвящал стихи Андрей Белый, а вот за личный памфлет, высмеявший пороки церкви , Свенцыцкий едва не был судим, да скрылся до Февральской революции в Европе. Вернувшись, в Петроградском Ивановском монастыре философ принимает священство и перебирается в родную Москву, где становится настоятелем храма " Николы Большой Крест " на Ильинке неподалеку от Богоявленского монастыря. Он дважды высылается из столицы, в ссылке мучительно погибает от почечных колик. Незадолго до кончины письменно кается и прощается с будущим патриархом Сергием. В Москву тело сибирского невольника доставляют месяц, и тем не менее ни малейшего признака тления на нем нет. Чтимого народом батюшку поначалу погребли на Пятницком кладбище, а когда то перед войной готовили к преобразованию в парк культуры, останки священника удалось перенести на Немецкое кладбище. Мятущаяся натура сказалась и по смерти. А вот жил наш герой в пределах былой Спасской слободы в деревянном доме по Докучаеву переулку. Жилье не сохранилось, слободская же местность, где кое-что еще напоминает о прошлом, нам интересна и тем, что с 1600 года она перешла во владение Богоявленской обители. И потому чуть задержимся в центре той слободы, на Большой Спасской и зовущихся по именам бывших домовладельцев переулках – Докучаев, Глухарев, Живарев... Уж так повелось издревле: монастыри были крупными землевладельцами. Собственно, и не они только: сам предстоятель Русской Церкви к началу XVI века имел более 530 сел и деревень. Чуть позже, в 1546 году, распоряжением Ивана Грозного Богоявленский монастырь занял отведенное ему по значимости пятое место вслед за Лаврой, Чудовым, Белозерским и Андрониевым монастырями. Богоявленский и ранее был местом великокняжеского моления, а с волею последних Рюриковичей в него хлынул поток вкладов и земельных пожертвований, за обителью числилось более тысячи крестьянских душ, и одним из ее наделов стала Спасская слобода. Ядром ее служила известная с 1642 года Спасо-Преображенская церковь , отстроенная к XVIII веку в камне. Нынче она значилась бы по Большой Спасской, 15, да снесли ее в 1938-м. Левее от вставшего на месте церкви техникума сохранился дом причта, нынче облюбованный турфирмой. Еще левее – особнячок с посольством.

http://religare.ru/2_93215.html

Ещё и страдание – тоже есть дар Божий, как говорит апостол Павел из римской тюрьмы: “Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп. 1, 29). “Если злословят вас за имя Христово, то вы – блаженны, – говорит апостол Пётр, – ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас”. (1 Петр. 4, 14); где Дух, там – Царствие Божие. Бедность, принимаемая ради Христа, тоже ведет к Царствию Божию... Вспомним рабов древних, которых апостол зовёт к повиновению господам, как рабов Христовых, [призывая их] служить “с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделают, – раб ли, или свободный” (Еф. 6, 5—8); “дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога” (Тит. 2, 10). Прекрасное слово – “украшение” христианства, Церкви Божией... И это воистину так и есть. И мученики за Христа и являются таким украшением Церкви; и потому в антиминсы всегда влагаются, как драгоценные камни, частицы мощей их. Так Церковь, как Невеста Христова, украшается мощами святых, даже одеждами их, облагодатствованных Духом Святым. Не будем уже много говорить о [таких] небесных дарах из Царства Божия, как цветы из рая, плоды из райских садов, о многократных видениях из Царства Божия, – о чём часто повествуется в житиях святых. Расскажу в заключение, лишь один случай, о котором я слышал недели две тому назад. Одна семья находилась в крайнем положении краха: имущество их должно было пойти с торгов. Хозяин даже думают о самоубийстве. А внука дедушка (по матери) просил у родителей отдать ему для усыновления и воспитания. Мать легла отдохнуть на кровать... Вдруг она слышит, как кто-то вошёл в столовую. Она встала и вдруг видит, как там стоит давно умершая знакомая им старушка Прасковья Дмитриевна Левашова. Не успев ещё как следует одуматься, хозяйка мгновенно спросила: – Прасковья Дмитриевна! Это – вы? Но та не ответила ей на вопрос, и только сказала: – Вы упали духом! Мы (так и сказано было) не можем допустить, чтобы Симочка (мужа старушки, рассказывающей мне об откровении, звали Семеном Николаевичем, а сокращенно Симочкой) оказался в такой беде. Немедленно пусть он едет в Санкт-Петербург к моему (сыну) Николаю и от моего имени скажет ему, чтобы он устроил всё. А сына своего никому не отдавайте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Власть не может быть простым «маклером» в отношениях граждан между собой – будь то отношениях торговых, брачных или связанных с местью. Государство – это нравственная сила, которая, по завету апостола Павла, «не напрасно носит меч» и должна отделять добрых от злых, одних поощрять, а других наказывать, а опасное, ядовитое и сеющее смерть зло искоренять, если надо, и вовсе. Мы видим сегодня, как забыт этот урок – и дело не только в том, что вместо апостола Павла наше уголовное право определяет теперь Совет Европы, дело в том, что забыт сам принцип. Государство превращается в биржу, на которой путем торгов определяется сравнительный вес разных «частных лавочек», где действуют законы силы, величина выкупа, но никак не справедливость. И трудно представить, что какая-то иная сила, кроме Церкви, может придти к сегодняшним князьям или донести до будущих поколений мысль о том, что государство должно служить справедливости в мирских делах. Вспомним и другой урок, который дали первые святители Московские и их сотаинник, преподобный Сергий Радонежский. Именно они, как я уже говорил, стали учителями для одного из русских княжеств и сделали именно его сердцем великого государства. Благодаря историческим работам светлой памяти отца Иоанна Мейендорфа мы знаем, что и в Византии была поддержана эта работа созидания из Москвы великого православного царства. Так что наша историческая государственность – не плод случайной игры исторических сил, а древо, политое и взращенное святыми (как на знаменитой иконе Симона Ушакова), и, в свою очередь, давшее святых в качестве своих плодов. Одно время, славное время Куликовской битвы, мы можем даже говорить о настоящей агиократии, — власти святых над нашим государством, коль скоро его политику определяли святитель Алексий, святой праведный князь Димитрий Донской, преподобнй Сергий, затем и святитель Киприан. Не всегда и не во всем они были между собой согласны, но делали общее дело и просвещены были засвидетельствованной Церковью общей благодатью. Многие ли народы могут сказать о себе, что их, в определенный момент истории, направляла целая плеяда святых, что их история на немалый отрезок истории стала священной историей?

http://pravoslavie.ru/443.html

619 Беседа XV на Посл. к Ефесянам. С. 252–253. – Интересно отметить, что Златоуст в беседе XV на Посл. к Ефесянам в числе пороков указывает и на воровство, – интересно ввиду того, что и в источниках римского права рассматривается этот факт (Dig. XXV, t. II de actione rerum amotarum). Между древними римскими юристами, замечает по этому вопросу Барон, было спорно, совершает ли кражу жена, если похищает вещь своего мужа; некоторые решали вопрос отрицательно на том основании, что общение жизни делает жену как бы собственницей вещей мужа, поэтому они не давали мужу никаких преимуществ выступать против жены; другие говорили, что жена совершает кражу, но вследствие особенности отношения между супругами они считали actio furti и conditio furtiva неприменимыми даже после прекращения брака. (Dig. XXV, t. II, 1. 2: «Nam in honorem matrimonii turpis aetio adversus uxorem negatur».) См.: Сист. римск. гражд. права. Семейное право. § 348, с. 21. – Наш святитель, становясь на нравственную точку зрения, на вопрос, что делать, если ворует жена, дает совет наблюдать и присматривать за ней. «Как же это, ты скажешь, нелегко. Неужели мне быть на страже у ней? Какое безумие! Отчего же, скажи, пожалуй не быть тебе ее стражем? Разве у тебя не такая же душа, как у ней? Разве она не удостоена тех же даров от Бога? Храни свое имущество, но не наказывай ее так жестоко». 620 Истинно христианское воззрение св. Иоанна Златоуста на так называемый несчастный брак можно рекомендовать вниманию тех, которые во имя поднятия нравственного состояния людей настойчиво требуют облегчения развода и изменения «насквозь пропитанного у нас церковным элементом» семейного права. См.: Градовский Г. К. Жизнь и Закон//Журн. гражд. и угол. права. 1879. Сентябрь–октябрь; Оршанский И. Г. Духовный Суд и семейное право//Журн. гражд. и торгов., права. 1872. 3. 4. 621 «ν ες σ μρτη ( γυν) κα τν συνθηκν πιλθηται, κα τν τρων κονωναν προτιμσ ξεστι σοι κα πσασθαι». Patr. Curs. Compl., t. LIII, in cap. VIII. Genes, homil. XXVI, nr. 2, col. 232.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

В августе 1730-го года Акцизная Камора сдала с торгов, на 4 года, на откуп, за 4 рубля 38 копеек в год, Петербургскому «купецкому человеку» Молчину право содержания винной, пивной и медовой продажи против Невских кирпичных заводов, на речке Черной, в Копорском уезде. Молчин, не теряя времени, купил в Подмонастырной слободе готовое строение и к октябрю 1730-го года возвел уже «питейный избы» – против кирпичных заводов и недалеко от Подмонастырной слободы. Осведомившись об этом, Монастырь встревожился. В одной Подмонастырной слободе «разных художеств мастеров имелось около трехсот человек. «А напред сего не токмо в том месте, но и в других близ Невского Монастыря местах, хотя и многие охотники были и большую плату давали, кабаков не было. И оттого им запрещение чинено было такое, что при оном Александро-Невском Монастыре не токмо многим, но и одному во близости кабаку быть ни по которому образу не возможно, для того что, ежели кабаку быть, нанесется немалое Подмонастырной слободы служителям и заводским кирпичным мастерам и работным людям от их невоздержания истощение, а монастырскому строению в их пьянстве и прогулах остановка и интересу ушерб немалый же. И за оным и впредь кабаку близ Невского Монастыря быть не надлежит». Монастырь обратился к Акцизной Каморе с требованием отменить данное Молчину разршение на открытие кабака и «впредь в строении близ Невского Монастыря и кирпичных заводов кабаков определение не чинить» 2923 . 1889 В ОААСС. V. 354, неверно сказано, будто указ Государыни объявлен архиепископом Феованом Святейшему Синоду 2-го июля. 1898 Например в списке «степенных Монастырей и в них архимандритов», изготовлением к погребению Императора Петра II. – 1-е ПСП. VII 2300. 1904 ГА. X, Кабинет II. X: 36, лл. 661–662. Из письма Меншикова, из Петербурга. Петру Великому, от 26-го февраля 1718-го года: «Вашего Величества высоко-повелительный указ о присылке к Вашему Величеству Симоновского архимандрита сего числа получил; и по оному, взяв его, архимандрита, к Вашему Величеству с сим вручителем, придав ему для лучшего бережения потребное число солдат, того ж часу отправил».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Новый порядок управления имениями Молдавской церкви и монастырей в Бессарабии. Новые усилия Румынского правительства захватить в свои руки доходы с этих имений чрез владельцев их. Одновременно с разрешением Нямецкой лавре построить новый монастырь на имениях Копанка и Кицканы, Русское правительство изменило порядок управления Бессарабскими имениями всей Молдавской церкви. Положение комитета министров от 5 мая 1864 г. о порядке управления сими имениями было утверждено Государем Императором 15 мая 1864 г., а 25 мая 1864 г. министр иностранных дел известил Российского генерального консула в Букаресте о новом порядке управления недвижимыми имуществами, находящимися в Бессарабии, и принадлежащими молдавским монастырям. Считая молдавские монастыри законными владельцами этих имений, Русское правительство вменило себе в обязанность оградить в пределах власти своей право собственности владельцев от произвольных распоряжений светской власти в молдавских княжествах, и обеспечить по возможности за монастырями получение собираемых с имений доходов, каковые с 1844 г. поступали в распоряжение церковного министра, исключая доходов с имений шести монастырей, в том числе и Нямецкой лавры. Правительство издало особые правила, чтобы имения сдавались в аренду с публичных торгов в Бессарабском областном правлении, а не в Молдавии, как это было до 1864 г., и арендные деньги высылались не в румынский департамент церковных дел, как это было доселе, но удержав часть для ремонта церквей и устройства школ и других благотворительных и просветительных учреждений и имениях этих монастырей, остальные отсылались в консульство русское в Яссах, к которому и должны обращаться игумены монастырей за получением или лично, или чрез уполномоченных, причитающихся им денег. Извещая об этом консула, Русское правительство вменяло ему в обязанность сообщить об этом окончательном своем решении правительству князя Кузы с присовокуплением, что эти новые правила будут применяться по мере истечения сроков контрактов, и что правительство Кузы должно дать знать об этом распоряжении Русского правительства монастырям владельцам имений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010