Оба настаивают на долге князя лично править суд и его ответственности за своих тиунов (административных и судебных чиновников). «Поучение князьям» начинается с библейских цитат, вроде «Боже, суд Твой цареви даждь» ( Пс. 71:1 ), и с довольно оригинальной перефразировки древнего изречения: «Князь, любяй суд и правду, небо есть земное» (обычно это выражение употребляется для определения Церкви). Однако, когда князья отступают от этих идеалов, то готовят для себя ужасное будущее: «Бози бывше, измрете яко человецы и во пса место во ад сведени будете… [И почему?] Вы в собе место поставляете властители и тивуны мужи не богобойны… злохитры, суда не разумеюще, правды не смотряще, пьяни судяще, спешаще судом… грабители и мздоимцы… и кто прав, осужен от них в вину, припадает к князю, и князь не слушает и… С тобе, князю, плачут, а ты не мстишь, держа истину в неправде, любя беззаконныя прибытки и тех для напустив злаго судию на люди. Писано есть: не добр позор лисица в курех, и нелепо льву в овцех наставити; един волк всю чреду смутит; един тать на все стороны мерзит; царю неправедну – все слуги под ним беззаконны суть». Похожее наставление в устах Симеона, епископа Тверского, облечено в более остроумную форму 386 . Этот епископ был приглашен на пир, устроенный Полоцким князем, который, собираясь укорить за чтото своего тиуна, сказал епископу при всех: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Симеон отвечал: «Где и князь». Рассердившись, князь говорит епископу: «Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество с торгов продает, мучит, все делает злое, а я тут при чем?» И говорит епископ: «Если князь хороший, богобоязненный… то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного… Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет… то ставит тиуном или начальником человека злого… только для того, чтобы добывал князю имущество… Как взбесившегося человека напустить на людей… Тут и князь в ад, и тиун с ним в ад» 387 . Эти памятники свидетельствуют, с одной стороны, что судебная коррупция и потворство князей неправедным судьям были широко распространены, но, с другой стороны, видим серьезный протест Церкви и христианского сознания против этого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Аманн, комментируя эту формулу, говорит: «Отныне можно быть католиком только римским... Никогда еще так решительно не утверждались суверенные прерогативы Церкви Римской». Легаты Гормизды, прибывшие с этой формулой в Константинополь в 516 году, ничего не достигли. Таким же неудачным было второе папское посольство в Константинополь в 517 году. Патриарх Тимофей так и не подписал формулы Гормизды. Преемник Тимофея патриарх Иоанн Каппадокийский вновь протянул руку общения Гормизде. Но тот чрез легатов, прибывших в Константинополь в 519 году, продолжал упорно настаивать на подписании все той же пресловутой формулы. Византия по политическим соображениям вынуждена была считаться с папой. На патриарха Иоанна византийскими правителями делался нажим. Внесения каких-либо изменений в текст формулы легаты решительно не допускали. После долгих торгов договоренность была достигнута на следующих основаниях. Текст формулы ввиду неуступчивости папы Гормизды останется неизмененным, но к этому тексту патриарх Иоанн от себя составит преамбулу. Эту возможность Иоанн использовал блестяще. В его преамбуле обе «Святейшие Церкви» – старого Рима и «молодого» – рассматриваются как единый престол апостола Петра, то есть как разделяющие между собой прерогативу первенствующего положения в Церкви, а неугодный Риму Второй Вселенский Собор тут же был поставлен в один ряд с прочими Вселенскими Соборами. Преамбула Иоанна Каппадокийского вносила в понятие «апостольский престол» существенный корректив и лишала формулу Гормизды ее специфической римской исключительности. Легаты удовлетворились подпиской, единство было восстановлено. «В радости успеха, – говорит профессор Аманн, – не заметили этих нюансов, снижавших византийскую покорность». Не везде, однако, подписка прошла так спокойно, как в Константинополе. В Фессалонике, где формула Гормизды была отвергнута, папский легат чуть не был убит народом. Подобные настроения проявлялись и в других местах. Папа Гормизда просил византийских правителей Юстина и Юстиниана применить силу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

К 1762 г. некоторые из учеников этой архиерейской школы достигли наук философских. Общее количество учащихся значительно возросло; потребовалось разделить их на классы, и вместе с темь увеличить комплект учащих. Архиерейский дом становился для духовной школы и тесным, и неудобным. В 1762 г. Геннадий (Драницын), еп. Суздальский, по вступлении на Суздальскую кафедру 6 , и задумал перевести семинарию на ея прежнее место. Упомянув в своём указе о том, насколько расширилось и возросло благословением Божиим столь полезное дело, и сославшись на 19-й пункт об училищах Духовного Регламента, где повелевалось устроятъ семинарию не в городе, но в стороне на весёлом месте, где несть народного шума, ниже частые оказии, преосв. Геннадий потребовал осмотреть прежде бывшие семинарские покои, описать их и возобновить ветхости, если таковые окажутся. При осмотре помещений прежде бывшей семинарии в Спасо-Евфимиевом монастыре, члены консистории нашли за соборною церковью одиннадцать покоев. Покои эти, по расчёту членов консистории, могли вместить, кроме ректора и учителей, около полутораста семинаристов. Все покои по осмотре оказались ветхими. Вот что, напр., доносили члены консистории о двух покоях, расположенных с левой стороны по входе в сени. «В них по четыре чулана брусчатых, на обе стороны по пяти окон, а оконниц, печей и лавок не имеется; потолок – деревянный ветхий, пол кирпичный в худости. В оный покой и на огород из саней – дверь, а вверху лестницы нет, да из монастыря в те сени дверь неспособна». В своём докладе еп. Геннадию консистория проектирует несколько строений возвести вновь (погреб, кухню, трапезу), другие переделать и худости все исправить. Ремонт помещений предположено было сдать с торгов охочим людям, для чего постановлено в ближайшие торговые дни на Суздальской площади сделать публикацию с барабанным боем. В течении трёх торговых дней Суздальская площадь оглашалась барабанным боем, но принять подряд на ремонт семинарских зданий охочих людей не нашлось, вследствие чего в 1762 г. переход семинарии из архиерейского дома в Спасо-Евфимиев монастырь не состоялся. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священником присутствующим простцы крещаху, и жены сие творяху, другии по первом крещении уже паки крещаху; и неприемлющих священства, браку не сущу блуд воцарися, и от того детогубление учинися. О скорби и бедствия!... И сие все, яко же видим, уже и до наших времен достиже. К сему же еще скорбнейшее ны сретает; присутствующее бо священство нас оставляет, или паче рещи, нерадение наше священства и тайн нас устраняет. Неразумеша ценити народ наш седмь таинств и святительства паче торгов и земледельства 611 . Другой раскольник в 1755 году так описывает свое священство: «в коликое уже безобразие и нелепотьство настоящее иерейство прииде! Оные (первоначальные) иереи быша ревнители благочестия мирскаго, онии утешающеся в дусе, сии же в брюхе; онии упование свое имуще на Бога, сии же на злато и откупники свои; онии прилежаще беседам духовным, сии же беседам мирским; онии веру праву и догматы истинны храняху, сии же трапезам веру непреложну имут. И что о сих реку? Онии иереи истиннии бяху, сии же истинных иереев токмо имена содержат, а достоиньств правильных далече отстоят; онии аки пчельныя матки быша, сии же шершни жалы свои на готово имуще, да кого-либо противных себе уязвят, уранят, изгонят. О Иерейства сего чуждеименнаго и своеволнаго! Всуе хвалится отцами, всуе во устех имя обносит... Не вем же воистину, что хощет быти и в нас, яко всякое рачение преста, а плотьский покой верх восприемлет..., а исправляющих о том несть: мнимии бо духовнии вместо законов церковных сами сребролюбию и телесным прибытком раби быша, желающе в сем веце покоя и славы, и суще враги креста Христова сотворишася» 612 . III. С воцарения императрицы Екатерины II меры против раскола сделались еще мягче и снисходительнее. Беглым раскольникам объявлено полное прощение, если возвратятся в отечество, предоставлено селиться в любых местах, избирать род жизни, какой пожелают, дарованы разные льготы, разрешено носить бороды и ходить не в указном платье 613 . Вслед за тем и все вообще раскольники освобождены от необходимости брить бороду и носить указное платье и постановлено ведать их в общих присутственных местах без всякого притеснения 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ваша милость об этом, вероятно, забыл или хочешь вытянуть из нас какое-либо писание, чтобы дать его потом пану Игнатию на поругание нашей Божьей церкви. Так этого ты от нас не добьешься, ибо мы, по завету Господа, воздержимся от того, чтобы давать святыню псам и метать чистый и светоносный, богоукрашенный бисер перед свиньями. Да и апостол к тому же завещает: после первого и второго наставления отстраняться от всякого еретика, зная, что он развращен окончательно. А ваша милость давно уже склонил ухо в одну сторону – к развращенным учениям – и усвоил их. А еще слышали мы от многих волынских панов, что ты во время торгов и на съездах, словно лопатами выхватывая божественные слова из Священного Писания, произносишь с шутками и насмешками, словно бесстыдный приживальщик, евангельские проповеди, а если сказать точнее – извергаешь ругательства на церковь живого Бога подобно многим иноверным в вашей стране, которые, как мы знаем, делают это за чарами, полными мальвазии. Но мы, господин мой, к такому не привыкли; и, как были обучены древним Священным Писанием и нашими живыми учителями – многострадальным Максимом и отцом Артемием, новым исповедником, – так и продолжаем со смиренномудрием и с кротостью, с большим прилежанием и охотой читать и понимать Священное Писание, не отлучаясь от великих древних церковных толковников и не внимая бреду еретиков. А будучи у воеводы, у князя в Корце, мы готовы были при многих свидетелях спокойно отвечать на вопросы вашей милости, потому что сначала ваша милость будто бы хотел нас слушать, словно желая чему-либо у нас поучиться. И когда ты задавал нам вопросы, мы выслушивали их молча, и поэтому ваша милость, предлагая вопросы, вскоре их расширил своими толкованиями и подкреплял их доводами иноверных. И длилось это больше часа, так что все удивлялись и не слушали твоего повествования. Но когда мы начали тебе отвечать, то ваша милость, хоть мы и очень недолго еще говорили, сразу же закричал: «О, как долга твоя болтовня! Ты, дескать, хочешь меня победить своим велеречием!» Тогда мы, видя, что это все происходит от гнева, а не от разума, оставили вашу милость в покое, о чем теперь просим и тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В соседней с нами Польше, не было ли так, что сполна всю взимали её епископы, и Владимир не последовал ли этому готовому примеру Польши? 948 Из грамоты Новгородского князя Святослава Олеговича епископу Новгородскому Нифонту 1137г., о которой скажем ниже, – Русские Достопамятности I, 82. 949 Ростислав Мстиславич Смоленский в своей грамоте епископии Смоленской как будто даёт знать, что Владимир предоставил епископам десятину от так называемого полюдья. Князь назначает в содержание епископу Смоленскому десятину от даней, но (как это он прямо говорит) без десятин от продаж, от вир и от полюдья. А так как мы знаем, что десятина от продаж и от вир была предоставлена от Владимира епископам (предыдущее примечание): то, как будто это следует и относительно десятины от полюдья. Полюдьем назывались объезды князьями областей (хождения по людям). Причём они содержимы были населениями областей и производили с них те или другие сборы в виде дара. (О полюдье наших первых князей, продолжавшемся ежегодно во всю зиму от Ноября до Апреля, причём князья содержимы были населением, у Константина Порфирогенита в De administrando imperio, сар. 9. А разъяснение места у Константина в статье Неволина: «О значении слова „гира”, – как Константин по-гречески называет полюдье: τ πολδια, λγεται Γρα. Великий князь Мстислав Владимирович дал в 1130г. Новгородскому Юрьеву монастырю некоторую часть из осеннего полюдья дарованного Новгородских князей. См. Лаврентьевскую летопись под 1190 годом, в котором полюдье князей ещё имело место.– Андрей Боголюбский дал построенной им церкви Богородицы во Владимире, предназначенной было в кафедры особого Владимирского митрополита, между прочим, „торг десятый” т. е. десятину от таможенных пошлин с торгов или базаров. Очень может быть, что это по древнему или первоначальному примеру св. Владимира.– Ростислав Мстиславич в своей грамоте назначает размеры „погородия” или дани, которую имел взимать епископ Смоленский с городов Смоленской области. Но под этим погородием должно разуметь не десятину с полюдья, а по всей вероятности, так называемый архиерейский „подъезд”, о котором скажем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ковернино. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1754. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, пгт Ковернино Координаты: 57.125527, 43.816675 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты " При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек на 12 лет; б) торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62 и 25 июня того же года за с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет с 1 числа сентября 1879 года по контракту, заключённому с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина. Подробная опись церковному имуществу обоих храмов составлялась в 1867 году в четырёх экземплярах, и много лет один из них хранился в церковной ризнице. Все эти документы были заверены печатью как церковной, так и архиерейской. Также в храме хранились копии приходских Метрических книг, начиная с 1839 года, а Исповедные росписи — с 1869 года. При храмах существовала приходская библиотека, в ней хранилось книг духовно-нравственного содержания 179 томов, а духовных журналов - 183 тома. В частности, там были такие издания: " Православный собеседник " за 4 года, " Руководство для сельских пастырей " за 20 лет, " Вестник христианина " за 1 год, " Духовный вестник " за 3 года, " Духовная польза " за 4 года, " Православное обозрение " за 1 год, " Христианское чтение " за 1 год, " Душеполезное чтение " за 10 лет, " Воскресное чтение " за 2 года, " Братское слово " за 3 года и " Домашняя беседа " за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, этими изданиями могли пользоваться безвозмездно и прихожане, а также священнослужители из ближайших других приходов. К 1901 году в церковной библиотеке книг, " предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою " , имелось уже 217 томов, а всего — 126 названий; на 1917 год — 220 томов, а всего – 120 названий.

http://sobory.ru/article/?object=57123

леса - в Ахтырском уезде; в Купянском дача при слободе Петровской - 150 дес. Составляя в административном отношении отдельную часть г. Ахтыркп, монастырь владеет разными угодьями на городской земле в количестве 17 десятин. Капитала он имеет в 1885 г. 17616 руб. До 1868 года монастырь получал штатной суммы по 171 руб. 42 к. ежегодно. Это была так называемая «милостынная дача», перечисленная от упраздненных монастырей Курской епархии - Хотьмыжского и Белгородского Николаевского. В хозяйстве монастыря видное значение имеют мельницы и скотоводство; в городе ему принадлежат: лавка в каменном ряду, купленная с торгов, и дом с усадьбой. Преосвященный Филарет, на основании показаний «Топографическаго описания Слободско-Украинской губернии 1782 года» упоминает, что при монастыре был «сад небольшой регулярный, а за оградой другой - виноградный». Теперь возле келий тоже разведены фруктовые садики; виноградного же и следов не осталось. В некотором отдалении от монастыря, на участке, доставшемся ему от помещика Войновича, разведен на нескольких десятинах довольно порядочный фруктовый сад; кроме того, фруктовыми деревьями засажены огороды близ монастыря. Гора, на которой он стоит, имеет вид круглого холма. Судя по плану, снятому с монастыря в год его открытия, эта гора тогда была значительно обнажена от древесной растительности; теперь дубрава опушила ее кругом от подошвы до макушки. На вершине горы и по скатам ее там и сям виднеются глыбы песчаника. Залив р. Ворскла огибает монастырь с трех сторон. Даль широко расстилается перед ним к востоку и югу; с севера и запада песчаную пустошь, поле и луга, его окружающее, окаймляет волнистая горная цепь, на которой темнеют леса; на лугу, промежду кустов ольхи и лозняка, то прячась в очеретах, то вырываясь из под их сеней, протекает довольно широкою полосой Ворскла, образуя заливы и саги. К северо-западу от монастырского холма - другой, также, как и он, выделяющийся из общей цепи гор, и тоже поросший лесом. Вместе с фруктовым садом, он составляет дачу, бывшую Войновича; монастырю здесь принадлежит 22 дес.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Мы не располагаем сведениями о лицах, непосредственно занятых на работах по строительству соборной ограды и здания часовни. Предположительно подряд на их сооружение мог быть отдан прочно обосновавшемуся в Красноярске бывшему ардатовскому мещанину Матвею Кузьмичу Сажину. К моменту сооружения ограды и часовни М.К. Сажин, записавшийся в красноярское купечество, был хорошо известен в среде горожан и пользовался заслуженной репутацией опытного строителя. Еще в 1857 году с ним был заключен контракт на постройку деревянной на каменном фундаменте Вознесенской церкви (1857-1858 гг.) в селении Коркинском, располагавшемся под Красноярском. Примечательно, что при подведении результатов торгов на строительство храма его заказчиками было принято во внимание, представленное М.К. Сажиным «ручательное одобрение на подряды по строительной части», данное донатором коркинской церкви - красноярским купцом первой гильдии П.И. Кузнецовым. Принимая во внимание это обстоятельство, нельзя исключить, что доброе расположение П.И. Кузнецова могло быть заслужено Сажиным М.К. ранее, при постройке в Красноярске на средства, отпущенные красноярским золотопромышленником, часовни святой мученицы Параскевы (1854-1855 гг.) или новой колокольни Воскресенского собора (1853-1860 гг.). Особым доверием, видимо, М.К. Сажин пользовался и у красноярских духовных властей: в середине 1860-х годов под его руководством в столице Енисейской губернии по заказу епископа Никодима был выстроен целый ряд принадлежавших местной епархии зданий, включая внушительное по размерам здание деревянного Архиерейского дома. К услугам Сажина М.К. нередко прибегало и красноярское городское общество купцов и мещан. Так, в 1863-1866 годах по его заказу на Старособорной площади неподалеку от Воскресенской соборной церкви Сажиным М.К. было выстроено двухэтажное каменное здание гостиного двора. Возможно, при строительстве часовни соборной церкви Рождества Богородицы, Сажиным М.К. был использован опыт сооружения в 1863-1864гг. годах на его собственные средства каменной часовни во имя Святых Апостолов Петра и Павла около красноярского кладбищенского Троицкого храма.

http://sobory.ru/article/?object=33431

Волею судеб в руках вдовы оказалось не просто наследство, а наследие, национальное достояние! Она нарушила Божий Закон, поправ волю покойного, и за это неизбежно придет наказание. Она лишила и всех нас возможности видеть красоту, которую на своих полотнах изобразил Павел Викторович. Госпожа Максимова создала Фонд художника Павла Рыженко, помощник у нее – муж ее сестры – Исаев Дмитрий Игоревич. Чем же занимается этот фонд? Проведено несколько выставок, организуются автобусные экскурсии во Владимирский скит. С некоторых пор в интернете появились объявления об изготовлении репродукций картин художника с указанием цен. Видно, дела горе-наследников совсем плохи. А картины гибнут… Неужели Павел Рыженко создавал свои высокохудожественные произведения для этой «деятельности», которая оскорбляет и унижает одного из самых лучших художников нашего времени? В Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 51-ФЗ есть статья 240 «Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей»: «В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов». Таким образом, необходимо связаться с Фондом Рыженко, председателем которого является вдова Павла Викторовича – Максимова Анастасия Юрьевна. Свои телефоны она скрывает. Автору этого открытого письма удалось поговорить только с ее помощником – Исаковым Дмитрием Игоревичем по телефону (8 (903) 718-39-45), который заявил, что у фонда нет средств на содержание картин и проведение выставок, поэтому картины в настоящее время увидеть не представляется возможным. На мои слова: «Полотна же могут быть подвержены порче», – он ответил: «Не без этого». Уважаемый Олег Анатольевич! Обращаюсь к Вам и ко всем неравнодушным людям: помогите всеми законными путями спасти уникальную коллекцию Павла Рыженко от уничтожения, от распродажи оптом и в розницу и от вывоза за границу.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/kartin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010